Проповедь об исцелении бесноватого отрока
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 25 августа 2019 года, по Евангелию от Матфея [Мф. 17, 14-23].

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду (Мф. 17, 14-15). Луна – огромное небесное тело, и оно влияет на нашу жизнь: приливы-отливы. И то же самое с человеком происходит, человек очень зависит от этого нашего естественного спутника. Господь его дал нам, чтобы ночью мы тоже кое-что могли видеть. Но есть определённые издержки, если бы она была лёгким диском, это одно, а так это очень мощное небесное тело, которое находится всего в трёхстах пятидесяти тысячах километров в среднем. Сейчас как раз период, когда она приближается. Наверное, этот мальчик тоже бы страдал. То в жар, то обильное потоотделение. Медицины тогда не было. И вот, услышали, что ходит такой Человек, его ученики даже могут помочь в болезни. На самом деле, конечно, никто из учеников помочь не мог. Мы молимся святым о болезнях, но исцелить может только Сам Господь как Творец всего сущего. И мы обращаемся к святым, хотя и многих святых мы именуем чудотворцами, потому что после их молитвы происходит чудо – вдруг от неизлечимой болезни может исцелиться. Но это не святой исцелил. Некоторые спрашивают: «А вот какой иконе молиться – Фёдоровской, Казанской, Смоленской, Тихвинской, а может быть, самой Владимирской или Боголюбской? А может быть, Всецарице? А может, куда-то съездить?» Это абсолютно не влияет на результат. На результат влияет только воля Божия. Если Богу угодно, он даёт свою благодать и человек исцеляется – либо совсем, либо частично, либо облегчается его болезнь. Ну а мы благодарим святого угодника, который за нас помолился. Икон Божией матери около шестисот. И у каждой молившийся человек получал какое-то облегчение, и эти иконы стали называть чудотворными. Хотя чудотворные все иконы. Абсолютно.

Пойдём дальше: запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час (Мф. 17, 18). Да, исцеляет только Господь. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? (Мф. 17, 19). Вообще, причин много. Первое – бес уж очень в мальчике прижился. И многих детей никакими уговорами не остановишь. Бесы уже прижились. Потому что и папа, и мама, и дедушка, и бабушка, и все окружающие младенца действовали по принципу «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Из таких детей вырастают гордецы, не имеющие себя вести люди, ленивцы, не трудолюбивые и хамы. Они привыкли, что всё им позволено. А воспитание заключается в том, чтобы научиться различать, что позволено, а что нет, что иногда можно простить, а что – ни в коем случае. И «ни в коем случае» – это самое важно. Ни в коем случае нельзя прощать хамство по отношению к родителям. В школе мы проходили – мельком, правда – законы вавилонского царя Хаммурапи. Остался такой выбитый на граните камень. Одно из правил – таких детей убивать. Если ребёнок хамит старшим, его в Древнем Вавилоне (они были язычники, до христианства ещё была не одна тысяча лет) следовало убивать. Это в те древние времена люди понимали, что с хамьём ничего не сделаешь. Поэтому как только ребёночек родился, уже с полугода, а лучше раньше надо начинать заниматься его воспитанием, учить жить в человеческом обществе. Сначала в маленьком – это семья, потом побольше, и так далее. А иначе вырастет из сына свин, если сын – свинёнок. Надо это знать. Вот я вышла замуж, так хотела (уж замуж невтерпёж), вот вышла, родила – а дальше что? Кого растим? Хамьё? Или человека, от которого всем радость? Одному помог, к другому съездил, третьему денег дал и так далее. То есть что ни попросили, во всём помог. О таких говорят: безотказный. А человек христианин, даже внутри себя, инстинктивно. Вот таких нужно выращивать, такие нужны и в семье, и в школе, и на работе начальству. А остальные что? Воруют, пьют и скверными словами ругаются и ничего сделать-то не могут, руки не из того места растут. Вот. Опять, кого хотим? Ну мы приехали в ужасную цивилизацию. Миллионы и десятки миллионов восхищаются Владимиром Семёновичем Высоцким. Был такой поэт, и не без музыкальных способностей. Но взять, прийти в любой роддом и сказать: «Дорогие мамочки, кто бы из вас хотел, чтобы ваш сынок, как Владимир Семёнович, был наркоман, алкоголик, много раз женат на ком попало, и ещё этим всем – всем! – жёнам изменял, и даже очень быстро умер?» Ни одна мать не захочет. Ну, бывают сумасшедшие, конечно, но мы их не рассматриваем. Это, мы говорим, не адекватное задаче мышление. Никто не хочет. Так что всегда надо думать: а что мы хотим вырастить? Так что Высоцкий был талантливый человек, талант его, конечно, был неотёсанный, но талант безусловный, но для семейной жизни неприспособленный. Хорошо на поминках говорить: вот он такой, талантливый, замечательный, люди к нему стремились, и поэт, и музыкант, и даже немножко актёр. Ни уму, ни сердцу. Лучше бы в церковь ходил, причащался, из своего обилия талантов (я вот, например, его стихи некоторые люблю) выбрал бы поэзию и занимался. Лишь бы на дуэлях не дрался и водку поганую не пил. Вот, был бы украшением нашего поэтического небосклона. Так и мы должны думать о своих детях. А «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» – это не годится, это слишком мало.

Пойдём дальше. Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 20-21). Почему ничто не может быть невозможным? Потому что человек горы будет двигать не своей силой, не с помощью того оборудования, которым роют тоннели в метро, нет – силой Божией. А как человек соединяется с Богом? Только один единственный способ – вера. Если вера есть, гора движется. Если веры нет, ты можешь читать молитвы, можешь в церковь не только ходить, а даже раскладушку поставить и жить здесь, ничего не выйдет. Надо верить тому, что говорит Бог. А Бог говорит: сей же род изгоняется только молитвою – обращением к Отцу Небесному – и постом. Если бы мальчик и его папа сами бы боролись внутри себя с бесом, в этом мог бы быть успех некоторый. Изгнать невозможно, а его прижать можно. Например, есть такие мальчики, которые чуть что – лопаткой железной прямо в лоб бьют. Но если мальчик под влиянием мамы, папы или папы другого мальчика, которого он стукнул, удержался, он уже не дал бесу произвести свою убийственную работу. Если человек сопротивляется греху, это и есть проявление поста. Некоторые думают, пост – это йогурт не есть или те вонючие сосиски. Можете их понюхать, они действительно вонючие, потому что в них мяса нет. Если б я мог бы, я бы властью, данной мне от Бога, простирающейся до края вселенной, запретил бы их есть, чтобы все эти гады разорились. Потому что это чистая отрава. Но вкусно, так же как тортик, конфетка, мороженое. Всякие гадости, чтобы продавались, должны быть вкусными. А ребёнок на это реагирует, у него вкусовые рецепторы ещё не могут французскую кулинарию различать с её тонкостями, поэтому ему надо «вкусно». И «умная» бабушка его этим пичкает, а потом уже у него развивается диабет первой степени, и он всю жизнь на уколах, потом ноги отнимают. Зато он плакал, ему давали вкусненького. Есть ещё отвратительное слово, хуже нет, такого слова в русском языке нет, но все употребляют – «вкусняшечки». Ну чистый (химически чистый) яд – все вкусняшечки. А что такое пост? Пост – это любое воздержание. Так бы и дал, и сдержался – это пост. Так бы и влез первый – воздержался. У меня даже приятель был, он умер – очередь стоит, он всегда последний встаёт, приходилось ему стоять в три раза дольше, чем любому другому, стоящему в очереди. Он завёл себе такой порядок интересный, впервые встречал. Всё время удерживать себя от плохого – это пост. И когда Господь увидит, что человек удерживает себя от этого, Господь к нему приближается, а вера у него растёт. Тогда может и горы двигать. Поэтому вся наша беспомощность – от маловерия. Маловерие – от того, что не препятствуем злу действовать в нас. Злом мы в общем называем бесовскую силу.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Irina L:

      :) Спасибо за труд, отец Дмитрий

    2. Ирина:

      Дорогой батюшка, спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.