Проповедь о прощении и милосердии
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 1 сентября 2019 года, по Евангелию от Матфея [Мф. 18, 23-35].

Царствие Небесное неизъяснимо. Такие есть в бытии объекты, которые не переводятся вообще на языки. Например, музыка. Нельзя взять какой-то квартет и описать, о чём он. Потому что один так воспримет, другой так. И вот Царствие Небесное относится к этим дивным объектам. И чтобы как-то хоть объяснить, что это такое, Господь притчи использовал. Потому что музыка – это очень сложно. Чтобы подобрать тут что-то, нужно быть в какой-то степени музыкантом. А здесь Он подбирает притчу, в которой действуют те же самые механизмы, что и в жизни человека, когда он шествует в Царствие Небесное. И вот такую притчу приводит нам апостол Матфей: Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф. 18, 23). Если подобно царю, значит что Царствие Небесное – это царь? Нет, это царь, который захотел сосчитаться со своими рабами. Он их нанял за определенную сумму, они это сделали, он решил с ними рассчитаться – ситуация понятная для всех. Такую можно смоделировать и в Москве. Допустим, нанял квартиру отремонтировать, а они на следующий день сбежали и прихватили инструмент. А где их искать? Поэтому всякие любители ремонтов, которые уже раза два-три на это «сели», сначала отбирают паспорта. Потому что без паспорта не убежишь, а по паспорту можно и поймать.

…А как он не имел, чем заплатить (Мф. 18, 25). Тривиальная ситуация, что у должника нет денег. Мне тут один позвонил человек, не звонил уже года два-три. Сначала объяснился мне в любви. Я думаю, дальше что будет. Оказывается, ерунда: дай денег. И сумма-то «плёвая» – триста тысяч. А у меня всегда в кармане триста тысяч, прямо раз… Я полез – нет. Говорю: «Нет, из отпуска только приехал, всё…» Я не пью, к счастью, а то так бы сказал: «пропил». Но потратил. Жена там, дети. «Нет» – говорю. Он говорит: «Не у кого даже спросить». Вот человек, а не у кого даже занять. Так что это в жизни всё бывает, поэтому Господь использует такой пример.

…Приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов (Мф. 18, 24). Это сумма астрономическая. А почему использует Господь именно десять тысяч? Потому что для Него что десять тысяч, что миллиард талантов… Это нужно несколько кораблей грузить золотом, чтобы выплатить эти деньги. Поэтому речь идёт о том, что этот человек вообще не мог какую-то даже микроскопическую часть выплатить. Это всё укладывается в притчу. В переводе: один человек был должен другому столько, что за десять тысяч жизней невозможно выплатить.

Пойдём дальше: а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его (жена тоже что-то стоит), и детей (это подороже), и всё, что он имел, и заплатить (Мф. 18, 25). Конечно, не хватило бы. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу (Мф. 18, 26). Ну да, странно, не помню, чтобы кто-то отдал долг. Поэтому, когда десятку просят, это ещё ладно, но когда триста тысяч — это извини. Я лучше дам тому, который хоть «спасибо» скажет.

И вот в этой притче происходит чудо. Царь, раз он царь, он, конечно, человек был опытный в таких делах, но видя его покаяние и прошения потерпеть, он согласился: …умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему (Мф. 18, 27). Только так можно разрешить такой большой долг. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев (динарий – это мелкая монета, но если перевести на наши деньги, то копейка, а должен был один рубль), и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе (Мф. 18, 28-29). Ну рублишко проще отдать, чем десять тысяч талантов.

Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились (Мф. 18, 30-31). Они надеялись, что если ему простили десять тысяч ни за понюшку табаку, то уж как-то рублишко и он простит. Оказывается, люди разные бывают. И, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям (это такие коллекторы), пока не отдаст ему всего долга (Мф. 18, 31-34).

И вот резюме этой притчи: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35). Все люди грешные – и близкие, и дальние. И при столкновении людей очень часто проявляется несправедливость, потому что люди немощные, жадность превышает их возможности, и разрешить конфликт иначе невозможно. Представим себе: два человека отправились на суд Божий, проходят мытарства, приходят к суду. Один говорит: «Он мне должен», а другой говорит: «А он мне не простил». Что происходит? Ни один из этих людей не может войти в Царствие Небесное. Что им препятствует? Злопамятность и невозможность простить. Однажды Господь сказал: будьте милосерды, как Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Если ты такой милосердный, этот бы человек отдал ему рублик, вошёл бы в Царствие Небесное… за рубль. А он этого не сделал. Это о чём говорит? Сердце у него злое. Так и Господь сказал: злой раб (Мф. 18, 32). А ничего злое не может войти в Царствие Небесное. И в этой притчи это изъясняется, почему.

Мы живём в нашем самом несправедливом мире, потому что люди, которые владеют этим миром, командуют здесь, они сделали всё наоборот тому, о чём просил Господь. Господь говорил: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24), а они не служат Богу, а служат именно маммоне. И поэтому им войти в Царствие Небесное совершенно невозможно, то есть абсолютно. А вот для нас есть такая возможность, если сердечко наше будет умиротворяться добром, прощением, убытком себе. Тогда возможно. И вот надо нам двигаться именно в этом направлении, и об этом эта притча. Человек зло тебе сделал, а ты – добро ему. Добром отплачиваешь. Не злом за зло, как древние иудеи, зуб за зуб, око за око, а наоборот. Не для того, чтобы он умилосердился и отпустил денег, нет, не для этого, а для того, чтобы показать, что для нас добро представляет ценность самую важную. И вот ради этой ценности мы уподобляемся в этой притче самому Отцу Небесному. Потому что царь, который разумеется в этой притчи, это как раз Отец Небесный. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48) – так говорит нам Евангелие. Такой степени совершенства вряд ли кто из нас сможет достичь, но какие-то некоторые элементы этого – да. И Господь увидит: да, он, конечно, не достиг, но стремление у него было. Представим себе, сегодня мы придём домой, а там у нас у каждого дома грузовик денег. Прошло некоторое время, что-то мы потратили, что-то купили, но как-никак всё равно пришлось помирать. Мы помираем. Всё, что у нас осталось, останется здесь. Похоронят в одном платьице, в одном костюмчике на тех же самых кладбищах, но, может, кто-то решит потратиться на гранитный памятник. Но под ним будет лежать то же самое, что и под деревянным крестом. Вот и всё, потому что на жизнь загробную богатство здешнее совсем не влияет. А влияет милосердие, прощение, терпение. Вот это с тобой уйдёт в вечность, и по этому тебя будут судить, сколько этого в тебе. Ты в церковь ходил? Молодец. Воробьи тоже залетают. А ты чему-нибудь научился? Это отразилось на твоих поступках, на твоих словах, что-то напоминает в твоей жизни христианство. Если напоминает, то Господь тогда это рассмотрит. Опять, это притча. Ничего Господь не будет рассматривать. Каждый из нас строит свою жизнь, и в этой жизни будет результат. Как выписка из больницы. Там будет результат: кто, что, зачем и так далее. Так что будем, дорогие братья и сестры, стараться действовать именно по этой притче, чтобы Господь наш Отец Небесный даровал нам Царствие Небесное.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.