Проповедь о смысле жизни христианина и добрых делах, из которых она состоит
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 6 октября 2019 года

Сегодня Русская Церковь вспоминает великого своего святителя Иннокентия Московского, просветителя Сибири, и человека, который десятки тысяч вёрст проехал по этому дикому тогда ещё краю. Это было сотню лет тому назад. Он проповедовал Евангелие, строил храмы, переводил Священное Писание, богослужение на языки северных народов. Его деятельность стала очень известна, и Священный Синод назначил его даже служить в Москву. Это такой великий человек был. И вот всегда в день памяти таких святителей особенных, прославившихся большими трудами, Святая Церковь для чтения избирает Евангелие от Матфея, где говорится как бы о них, хотя Господь говорил это Своим ученикам в Нагорной проповеди и всем, кто собрались его слушать. Мы тоже послушаем: Вы – свет мира (Мф. 5, 14) – звучит очень необычно. К сожалению, несмотря на то что мы должны быть светом мира, но если посмотреть как мы живём, мы скорее являем собой тьму. Потому что наша жизнь не излучает свет. Если любого из нас сравнить с человеком, который сейчас куда-то в метро едет, мы ничем не отличаемся. А должны отличаться кардинально – как свет от тьмы. Если мы встали на путь христианский, нам обязательно нужно понудить себя в этом направлении трудиться, иначе ничего не произойдёт. Ведь каждый человек должен иметь в жизни смысл и цель. Иначе жизнь проходит мимо в поисках отдыха, развлечения, еды и удовлетворения каких-то своих глупых амбиций. Ну и что? Ну вот жизнь на это ушла. Если деньги есть, гранитный памятник поставят, а некоторые даже заранее делают. А нет денег – деревянный крест, тоже лет двадцать простоит. А зачем? Многих очень заботит вообще, в какую сторону смотрит крест на могиле. А простой вопрос: а зачем? А! Вот зачем. Христос родился в Вифлееме, пришлось Ему бежать в Египет от царя Ирода, а потом Он плотницким делом занимался, помогая Иосифу, названному мужу Марии. Ну а потом, когда тридцать лет Ему исполнилось, вышел на проповедь, и это закончилось арестом, клеветой, тюрьмой, побоями, издевательствами. Он умер на Кресте, на третий день воскрес. Зачем? А чтобы мы правильно крест на могиле ставили, вот задача-то! Вот для людей на самом деле это важно. А для Бога важно совсем другое. А что же Ему важно? Он говорит: «Я избрал вас от мира, чтобы вы были светом миру». Вот что Ему важно. Ему не важны какие-то внешние условия: в каких мы шубах ходим, выщипали мы брови или пока ещё нет, штаны у нас драные, как у всех или не драные, гольфы мы носим или нет, у нас всё тело в татуировках или вообще ни одной нет. Для Бога это не важно, это всё пища червям. Ему важно только то, что в нашем сердце. Господь говорит: Сыне! дай мне твое сердце (Притч. 23, 26). А мы – нет, никак, мы этому очень даже сопротивляемся.

Дальше Господь говорит: Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14). Совершенно справедливо. Если городок в ложбине или в лесу, то он может укрыться, а если он стоит на горе, даже если вокруг деревья, всё равно ясно, что это город, ведь там колокольню видать, значит город стоит. Он не может укрыться. И так же если человек является христианином, если он действительно является светом мира, он так же, как и этот город – его видно отовсюду. Потому что он очень необычный: ударят в правую – он подставляет другую, просят рубашку – он отдаёт и верхнюю одежду. И это делать очень легко. Вокруг него живёт одно хамьё, которое всем раздражается, всё время недовольно, всё время всех осуждает, а он мирный и спокойный, добродушный и улыбчивый, открытый. Обычно люди всегда всех учат, начиная от детей и заканчивая соседями, а уж начальство на работе – это вообще сплошь дураки, а он самый умный. А христианин не так, он никому не заявляет, никого не учит. Если его даже спрашивают, он молчит, и чтобы получить от него какой-то ответ, человек потратит очень много усилий. Почему? Ну потому что в нём нет гордости, а человек начинает кого-то учить не потому, что он что-то знает, а потому что он горд. Один святой сказал: «Кому не дано учить, а он учит, тот оскорбляет величие Божие». Но опять, для христианина Евангелие – это священный текст, а для нехристианина это незаметное и непонятное чтение. Поэтому нам очень большой путь предстоит. А сколько нам осталось времени? Каждый день мы должны думать о том, зачем мы живём. Какой смысл в моей жизни? Есть ли какая-то цель? У большинства людей, конечно, нет никакой цели, кроме того, что он подглядел у других. Вот кому машина, кому дом, кому жена, а кто ещё что-то затеет. Кому-то отомстить надо обязательно, он не успокоится, потому что ему надо обязательно отомстить. И что? Ну вот ты отомстил, а завтра что? Всё, нет больше цели в жизни? Вот в таком бреду люди и живут.

Христос на землю пришёл и показал и рассказал о том образе жизни и бытия, который должен у нас быть. И призывает нас так: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Добрые дела, и то только с христианской Христовой точки зрения, потому что любое доброе дело вне Христа – это есть зло под видом добра, тем оно противнее и опасней. Поэтому надо обязательно посвятить свою жизнь добрым делам. Какое самое главное доброе дело на земле с точки зрения Христа? Не беспокойтесь, я понимаю, что говорю совершенно бесполезно, но, как теперь говорят, работа такая. Итак, самое главное доброе дело – это причащаться Святых Христовых Таинств, это наизусть знать Евангелие, это непрестанная молитва к Богу.

Все вы помните, что Отец Небесный, наш Создатель, смотрит на нас и за каждым из нас, потому что он любит нас; не так, как наша мама: «Отстань, не приставай, я устала, иди погуляй, вот возьми мультики посмотри». Не так, нет, Он беспокоится о душе каждого, и связь с Ним мы можем держать только через молитву. На дело, которое мы затеваем, надо брать у Него благословение: «Господи, если есть на то Твоя святая воля, Ты меня благослови». Если Господь благословит и всё получилось, мы должны поблагодарить Его: «Слава Тебе, Господи!» И жизнь христианская состоит из того, чтобы люди делали дела, угодные Богу. Апостол Павел говорил: Едите ли, пьете ли – любое дело, самое простое, потому что и звери, и птицы тоже едят и пьют – все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). И так же и каждое наше дело, каждый день наш, не важно, из чего он состоит (чему-то мы учимся или просто поём), должен быть во славу Божию. Вот такая должна быть жизнь, тогда мы этим угодим Богу, потому что Он от нас хочет как Отец того же. И если мы это исполним, значит мы как его детки хорошо воспитаны. А если нет, то значит Его воспитание нас претерпело крах, но не потому, что Бог несовершенен, а потому, что мы Ему оказали сопротивление. Потому что мы не хотим. Как упрямые детки – хочу, не хочу – он думает, что ему два года, а он будет выбирать сам, что хочет, а что нет. Нет, так нельзя, иначе он попадёт в беду, поэтому надо к нему отнестись так же, как и Господь относится к каждому из нас. Господь подыскивает ключик к сердцу каждого. Ведь Он же нас всех собрал, сколько народу сейчас бродит по городу, а здесь маленькая кучка, и на цоколе маленькая кучка, и так всего несколько кучек. А остальные? Ну остальным некогда. Ну если мы пришли в храм и хотим христианской жизни, то тогда надо её в себе и взращивать, поэтому чем скорее она произрастёт в нас, тем скорее мы будем с Богом.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Natalia1603:

      Спасибо большое, уважаемый отец Димитрий! Замечательная проповедь, вразумляет и придает сил. Дай Вам Бог крепкого здоровья!

    2. Ирина:

      Слава Тебе, Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.