Проповедь о любви, открывающей дверь в Царство Небесное
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме святителя Митрофана Воронежского вечером 8 октября 2019 года

Сегодня мы начинаем праздновать день памяти святого славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Христова, самого юного из всех апостолов и именуемого Церковью апостолом любви. Практикой своей жизни со Христом, своим умом и сердцем эту тайну любви апостол очень хорошо познал, потому и смог написать такие прекрасные Послания и Евангелие, именуемое от Иоанна. Некоторые изречения из этого замечательного труда я хотел бы вам прочитать: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев (1 Ин. 3, 14). Та жизнь, которой обычно люди живут на земле, это есть смерть духовная. Есть смерть духовная, есть смерть телесная. И вот люди, стремясь совершенно не к тому, что предначертал для нас Господь, ищут только мимолётного счастья, удовольствия и духовно погибают. А есть путь как перейти от смерти в жизнь, причём в жизнь вечную, причём не только в жизнь вечную, а в жизнь вечную с Богом. И дверь в это Небесное Царство открывается, если мы любим братьев. В этой любви есть замечательная тайна. Её никак нельзя изобразить, её нельзя искусственно вызвать, нельзя прикинуться, чтобы кто-то подумал (это делается в кино, в театре), используя внешние приёмы. Но ещё Станиславский сказал: «Не верю!», если ничего настоящего нет.

Не любящий брата пребывает в смерти (1 Ин. 3, 14). А вот как полюбить человека? Ну, такого обычного. А что такое обычный человек? Люди ведь противные: что-то им всё время надо, что-то требуют, чего-то хотят, друг друга мучают. Как таких полюбить? Тайна открыта очень давно, ещё в Ветхом Завете. Господь через Cвоих пророков сказал, что надо любить ближнего, как самого себя. Есть люди, влюблённые в себя, но это ограниченные люди. Люди, у которых есть какой-то ум, к себе относятся скептически, потому что видят свои недостатки, потихонечку хитрят, привирают, как малые дети. Но каждый знает про себя, что он человек далеко не совершенный. Хотя, когда его обличают, он начинает спорить и себя отстаивать: «а вот я, а вот я», т.е. ещё и хвастуны безнадёжные совершенно. А как же тогда быть? Очень просто. Любой бессовестный хвастун и дурак, который изображает из себя хорошего, справедливого человека, зная, что он совсем не такой, всё равно себя любит. Никто нарочно молотком не бьёт себя по пальцу, а старается так ударить, чтобы молоток попал по гвоздю. А почему? Потому что больно. Как бы человек себя ни недолюбливал, ни относился к себе скептически, он себе зла не желает. Ни в каком виде – ни от молотка, ни от того, чтобы кошелёк потерять, ни от того, чтобы лезть на рожон и за это по физиономии получить. Он это не желает себе. И вот этого ждёт от нас Господь, говоря: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19, 19), т.е., сознавая свои немощи, недостатки, всё-таки к себе, родненькому, неплохо так относимся и не желаем зла. Вот точно также надо относиться к ближнему. А кто такой ближний? Любой человек, который оказался рядом. Даже, если он твой враг.

Господь даже дальше сказал: любите враги ваши, благословляйте проклинающих вас (Мф. 5, 44). У нас женщины очень боятся всяких проклятий. Почему? Ну, потому что веры никакой нет настоящей. А настоящая вера только одна – христианская. Поэтому придумывают всякие страсти. Вчера ко мне одна женщина подошла: «Батюшка, завтра у меня на глаза будут делать операцию. Представляете? Мне приснился сон – я вижу женщину, а у неё из глаз течёт кровь. Может не делать операцию?» Я отвечаю: «Твой сон детский, потому что детям обычно снится то, о чём они думают накануне. И если из снов строить жизнь – это короткий путь в сумасшедший дом. Иди спокойно на операцию, их сейчас делают тысячи и в 99 процентах случаях всё очень удачно». Что такое сон? Это то, чего вообще нет. Ну, приснилось. А мне вчера крокодил зелёный приснился. И знаете почему? Потому что у нас на шоссе один грузовик задавил крокодила, который сбежал из цирка Шапито и попал под колёса. Что же теперь? Бояться крокодила? И вот такие нелепые установки в жизни у большинства людей приводят к совершенно странному, дикому восприятию жизни.

Как исполнять слова Господни: любите враги ваши? Он же враг. Как его любить? А вот также, как все русские солдаты во время войны. Больше всего войн у России было с Турцией, по-моему, штук 11; турки очень добрые люди, поэтому, когда захватывают какое-то село, деревню, любили младенцев брать, подбрасывать вверх и ловить на штык. Ещё один русский писатель рассуждал: а если мы так будем? А мы не можем. Почему? Потому что они совершенно другой веры, а Христос всё-таки тысячу лет воспитывал через церковь людей, и они уже такого проявления зверства не могут позволить себе ну никак. И, когда при одном сражении на море под командованием адмирала Ф.Ф.Ушакова, многие турки от наших орудий попадали за борт, русские матросы прыгали в воду и их спасали. Присутствующие там англичане чуть с ума не сошли. Как это так? Они враги, вы только что в них стреляли, а теперь бросаетесь в воду и их спасаете. Вот какое отношение к врагу. Вот так угодно Богу. Все матросы – люди подневольные и если в тебя стреляют – он враг, а если он оказался в воде, он уже не враг, и можно уже кормить его из своего котелка.

Однажды я был во Франции. Ожидал на остановке автобус после посещения музея, ко мне с вопросом подошёл старичок: «Вы русский?» – «Да» – «Вы – самый лучший народ на свете!» – «С чего это ты взял?» – «Я был в русском плену». Мы воевали в последнюю Великую Отечественную войну не только против немцев. Там были и болгары, и румыны, и поляки, и французы, и итальянцы, и кого там только не было. Мой собеседник продолжал: «Я попал в плен и был там довольно долго. И представляете? Когда нас вели под конвоем с собаками, с автоматами, русские женщины через строй этих конвоиров кидали нам хлеб. Мы против вас воевали, а они кидали нам хлеб!» А почему? Потому что они были христиане. И вот это всё мы растеряли. А это очень большая драгоценность, потому что за этой дверью любви к врагам – Царство Небесное. И это очень важно. Как сказал один русский святой, чтобы понять, настоящий ли перед тобой христианин, надо узнать, любит ли он своих врагов. Вот есть у него это качество и сильнее ли оно, чем желание отомстить, унизить, что-то отобрать? В этом есть и доверие к Богу, и вера в то, что Он сказал.

И вот этому нас научил Иоанна Богослов: Возлюбленные, если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним (1 Ин. 3, 21). Жить надо не так, как люди живут, а так, как заповедал Бог. А кто не знает, он должен почитать, выучить, вникнуть обязательно, потому что в этом спасение. Большинство людей не думает о вечности, а у нас никто не спросит. Однажды, родившись на земле от отца с матерью, человек уже не умирает никогда. Только есть жизнь, подобная смерти – как был человек слепой, глухой по отношению к Отцу Небесному, Который нас сотворил, так это продлевается и в вечности. А Христос пришёл на землю, чтобы нас научить правде Божьей. И эта правда раскрывается в любви, в ней есть смысл жизни. Если в жизни человека нет любви к ближнему своему, то его жизнь просто пуста, и, к сожалению, даже если бы человек и захотел, он не может наследовать вечную жизнь. Вечная жизнь открывается человеку или открывается в человеке только через любовь к Богу и ближнему и это и есть та дверь, через которую мы приходим к спасению.

Спаси всех Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Albin:

      Сердечная благодарность батюшке за проповедь и его соработникам, обеспечивающим техническую поддержку мультиблога. Я гораздо полнее воспринимаю и лучше помню содержание, имея перед глазами текст. Понимаю, что это требует дополнительных затрат, и призываю всех заинтересованных посетителей блога помогать материально.
      Спаси Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.