Проповедь о любви к Богу и ближнему и о прощении грехов
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в домовом храме преподобномученицы Елисаветы Фёдоровны в день празднования обретения её мощей 11 октября 2019 года

Нынче Святая Церковь избирает Евангелие от Луки, где говорится о женщине, которая была грешницей, но дерзнула подойти к Спасителю и слезами умыла Ему ноги, волосами своими отёрла и излила драгоценное миро, очень дорогое, не пожалев его. Это был знак её к Нему отношения. Так сосуд с миром стал символом её любви. И вот между фарисеем, в доме которого находился Господь, и Самим Христом возник разговор. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому больше простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мои ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи (Лк. 7, 40-48).

Хотя Господь употребляет такие слова как «прощение грехов», «должники», и в молитве «Отче Наш» мы говорим: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», но на самом деле грех и человек находятся совершенно в другой зависимости, что очень трудно объяснить. И вообще, всё, что касается духовной жизни, это необъяснимая вещь. Многие люди это не понимают. Вот, сегодня ко мне подошла одна женщина и говорит: «У меня была знакомая, и она уже умирала, и я её крестила сама». Это о чём говорит? Что она вообще ничего не понимает: ни что такое крещение, ни безумие этого поступка, ни то, что та от этого крещеной не станет, хоть в бочку с водой погрузи. Потому что очень важно – самое важное – чтобы человек сознательно, сам, без всякого нажима и уговоров сказал бы, что он верует во Христа, Сына Божия и желает креститься и исповедал все свои грехи. Тогда мирянин тоже может крестить, если под рукой нет священника, что странно. В Москве тысячи священников – иди к любому, он всегда умирающего покрестит. Но вот люди, даже которые в церковь ходят, просто не понимают. Они думают, что от каких-то механических актов что-то изменится. И, может быть, кто-то и думал, что если возьмём миро и выльем на ноги Спасителю, то от этого что-то изменится. Ничего. Можешь оливковое масло вылить, можешь подсолнечное – это не играет никакой роли. А что же играет? Играет только то чувство, с которым она это вылила.

Это была любовь к Богу, любовь к Сыну Божию. Как Господь сказал: прощаются тебе грехи. А как же с грехом-то? Сорок лет исповедуешь, и это объяснить невозможно. Подавляющее большинство думает, что надо перечислить грехи, я перечислил, священник молитву прочитал – грехов нету. Как нет? Как они были, так они и есть. Ни один человек не может избавить себя от греха, только Бог. Многие так и говорят: «У меня ничего не получается». Если бы у тебя могло что-то получаться, то Христос на землю бы не приходил. У человека, грешника, живущего на земле, вообще получиться ничего не может, если только Господь Сам за него освободит его от грехов, как освободил эту женщину. За что? Почему Он её освободил? Потому что она Его возлюбила. Это важнее всех грехов. Один святой сказал, ещё в глубокой древности: неужели ты думаешь камнями своих грехов закидать море милосердия Божия? Господь знает, какие у нас грехи, знает, в чём нам исправиться было бы хорошо, и если бы мы усердно к этому стремились, Ему бы не составляло никакого труда избавить от любого греха, прегрешения, от любых помыслов, любых воспоминаний. Но надо для этого только одно – любовь к Иисусу Христу и к ближнему своему, как к самому себе. То есть если человек хочет достичь христианства, путь к тому – это есть любовь к тому человеку, который волею судьбы оказался рядом: в трамвае, в театре, в лесу. Вот, он идет, можно сказать: «Ну, вот, ходит», а можно сказать: «Будьте добры, проходите, пожалуйста». Вот, собственно, и всё.

И вот Елизавета Федоровна, перенесение мощей которой мы ныне празднуем, была таковой. Поэтому это Евангелие выбрано, потому что с ней вот такой же в жизни произошёл переворот. Любовь ко Христу преодолела любовь к отцу. Папа её, герцог Дармштадтский, опечалился, что она лютеранство оставила, она же была принцесса немецкая, а стала православная. Почему? Она познала любовь Христову.

Нам надо помнить, что если мы хотим, то это не значит, что мы можем. Ни один человек не может спастись. Ни один человек, как Господь сказал, не может прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. 6, 27), не может человек из негодяя сделаться добропорядочным человеком. Это так не может быть. И если это произошло, это Господь так его переменил. Как переменил апостолов – из рыбаков сделал миссионеров, которые улавливают человеков. И так же все мы. А что такое «прощаются грехи»? Это не значит, что вот вроде как мы миримся: мирись, мирись, мирись и больше не дерись. Нет, это не так. Вот, к примеру, была к кому-то недоброжелательность: вот, какая-то она противная, вечно нос свой суёт, остановится и треплется о чём-то, все уже давно всё поняли, а она опять. Ну, такая, знаете, противная. Но прошла суббота, потом воскресенье, потом понедельник – встречаю её, смотрю, а у меня нет к ней ничего. Вроде и не молился даже, чтобы меня Господь от этой мерзости избавил, просто, нет и всё – и вижу только одни хорошие черты. Что это со мной произошло? Произошло вот что. Господь простил мне этот грех. А что значит «простил»? Он сделался небывшим, я даже не помню, за что её осуждал. Вот что такое прощение, а не просто какая-то механическая манипуляция епитрахили над головой. Это только некий символ. А символ может ничего и не значить, если в него не вкладывать смысл. Вот так прощаются грехи, и надо этого желать, и Господь таким образом может управить. И в жизни святых это было с каждым, и по много раз. И так эти люди и очищались. Если мы бы внимательно следили за своей жизнью, мы бы увидели, что Господь и нам простил. Что в нас было греховного, это исчезает как бы само. Но это «не само», это благодатью Божией. И вот это называется – прощение, а не какие-то наши потуги. Некоторые беспокоятся: прочли молитву, не прочли молитву, ещё чего-то. Так же то крещение, про которое я рассказал – оно могло бы стать настоящим, а получился «цирк зажигает огни», т.е. желание такое сильное, а исполнение нелепое, потому что настырность больше веры. А так не должно быть. Поэтому Господь сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Покой. Не будем нервничать, а будем видеть, в чём есть правда Божия, и по ней поступать.

Спаси Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. vassa16:

      Спасибо, Отец Димитрий, прекрасная проповедь!

    2. Aleksandr Iz:

      Живу, хожу в храм, исповедуюсь, никого не люблю, ни близких, ни других, и ничего не могу изменить. Это тоже исповедь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.