Проповедь о высушенном христианстве и о познании Бога
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 19 октября 2019 года, по Евангелию от Иоанна [Ин. 20, 1-10].

В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. (Ин. 20,1-8). Так подробно Иоанн Богослов повествует об этом событии, о Марии Магдалине, которая первая увидела камень, отваленный от Гроба и свидетельствующий, что Христос воскрес. И всё же они, даже увидев лежащие отдельно пелены и не увидев тела Христа, в этот момент и не вспомнили о том, что говорил им Господь ранее. И вот нечто подобное происходит и с каждым из нас. Многие из нас уже привыкли и Евангелие читать, и даже что-то там особенное для себя открывать, но в минуту, когда нам какой-то отрывок Священного Писания, который в некоторый момент нашей жизни прямо подходит к событию или ситуации, именно он-то и улетучивается из головы. Это отчего происходит? Отчего, несмотря на всё трёхлетнее учение, и Мария Магдалина, и Пётр, и Иоанн, оба близкие ко Христу ученики, можно сказать отличники, не сразу уверовали, только Иоанн Богослов. Что тут мешало? Трудно об этом сказать, потому что все люди разные. Общие принципы работы ума и сердца похожи у всех людей, но всё же у каждого свой путь. И вот нам надо научиться, чтобы самое главное в жизни понять. Это то, что Отец Небесный от нас хочет. Какими Он нас хочет видеть, с какой целью послал в мир Единородного Своего Сына, почему Он должен был обязательно умереть? И как через это нам приходит спасение? И от чего спасение? Ведь одного человека волнует, что будет с его душой, а другого, что будет у его дочки со старой машиной, на которой она ездит. Человека настолько поглощают внешние обстоятельства жизни, что они отвлекают от самого главного. А нам надо научиться жить так, чтобы самое главное у нас было – это наши взаимоотношения с Богом. Вот это самое главное.

Утратив это, мы фактически утрачиваем всё: и смысл жизни, и христианскую веру, и понимание того, чему мы должны научить детей. Вот у большинства людей, которые, безусловно, веруют в Бога, ходят в храм, соблюдают посты, молятся, дети лет с 14-15 перестают ходить в церковь. Почему так? Вот именно по этой причине, что самому главному дети не научены, а научить можно только тому, что умеешь сам. Вера передаётся, как пламя от свечки к свечке, и если в душе есть вера, то её тогда можно передать другому. А если в душе только, с позволения сказать, дурацкие принципы, которые могут быть очень устойчивые и очень милые сердцу человека, тогда человек очень скоро заблудится в них как в трёх соснах. При этом будет всё время сетовать: а чего у меня ничего не получается? А спроси его: «Человек, а что ты хочешь?» И хоть бы один сказал: «Я хочу Бога!» Нет поиска Бога. Всё, может быть, и около Церкви, и даже с чтением Евангелия, но всё это остается на периферии сознания и на периферии сердца, не затрагивая глубоко. Поэтому и христианство становится такое вымороченное, высушенное, в нем нёт жизни, его нельзя применять. Как очень жёсткие сухари, пока их не размочишь, ими только зубы портить. Поэтому очень важно каждому сердцу чувствовать любовь Отца Небесного.

И Иоанн Богослов это познал. Он, неоднократно и Евангелие говорит, тот ученик, не называя его по имени, который любил Господа Иисуса Христа и которого Он любил. Я тоже много раз вам говорил о том, каких учеников любят учителя. Не бестолочей, а тех, которые усваивают то, что им говорят, то, чему учитель хочет научить: геометрии, например, или орфографии. И тогда у него возникает ощущение, что он не зря старается, не зря его учили, что есть человек, который готов этому всему внимать. Но самое главное, как говорили в древности святые люди, христианство – наука всех наук и искусство всех искусств. Это одновременно и вещь, с точки зрения духовной, совершенно научная и, с точки зрения практического применения, тут надобно искусство. Потому что недаром Господь сказал, когда увидел рыбаков – Петра, Андрея и других, которые ловили рыбу: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19). А как? Рыбе дают наживку, а здесь – другое - здесь даётся слово. А почему один принимает это слово, а другой только продолжает плавать кругами по поверхности? Потому что слово не вмещается. Ведь человек может возлюбить Бога только через слово, когда есть общение с Богом, когда он увидит, каков Бог, когда он почувствует Его любовь, когда душа его познает, что Бог есть Отец, самый настоящий Отец, Который создал всех людей, начиная от Адама и заканчивая каждым из нас. Даже таких смешных, которые Бога не знают, но если они пожелают, то Господь откроется им очень быстро. Вот, например, если человек, желающий узнать Бога, придёт сегодня вечером домой, зайдёт на кухню, погасит там свет и скажет: «Господи! Хочу Тебя узнать», то Отец Небесный не сможет не отозваться на этот зов в темноте, в кухонной тишине, мысленно прозвучавший. И человек почувствует, что Бог его слышит, и после этого может начаться в человеке христианская вера. Цель в жизни заключается не в покорении космоса, не в изготовлении множества бомб, не в засевании всей земли хлебом, не в выращивании садов или воспитании детей, главная цель в жизни – это познать Бога, тогда всё остальное приложится: и пшеница, и рожь, и ракеты, и всё что угодно, потому что это тоже всё выросло из христианства.

Но не все люди идут за Богом, некоторые идут за шайтаном и никогда даже в голову им не приходит, что это так. И порой приходится от этого защищаться и защищать. Поэтому Иоанн Богослов так подробно рассказал этот эпизод, когда он уверовал в Воскресение Христа, а апостол Павел сказал: если Христос не воскрес <…> то и вера ваша тщетна (1 Кор. 15, 14). А почему? А тогда нет спасения. Он первый воскресший из людей, тем самым проложил для нас, кто в Него уверовал, дорогу к Небесам. И мы по заповедям, как по ступеням, можем вслед за Ним подняться. И вот жизнь дана для того, чтобы подниматься, тогда с той небесной высоты мы увидим, что нам нужно, что не нужно, как воспитывать наших детей, чему их учить, в какую школу отдавать, как строить семью. Как из того ада, в котором мы живём, создать рай. Ведь семья – это образ рая, это то место, где человек начинает учиться любви. А как ребёночку научиться любви, если в семье все ненавидят друг друга? Ну как? Это невозможно. И отец с матерью должны явить своим детям эту любовь, и, прежде всего, любовь к ним, и тогда у них сердечко будет расти в этой любви. И они будут любить своих братьев и сестёр, а не драться с ними, будут их защищать, жалеть, учить. Я помню, как мой средний брат всегда учил младшего, и тот в пять лет уже читал свободно. Причём брату нравилось учить, он испытывал в этом потребность, а тому нравилось учиться. И ведь это может быть в каждой семье. Нет, люди останавливаются в своей злобе и так в ней живут, и она становится привычной, а человек перерождается. Из ангела, которым он должен стать, он становится шайтаном, от которого всем только одни беды. Он становится грубым, нахальным, злым, любящим не Бога, а деньги и всё в нём переворачивается вверх ногами. А вверх ногами неудобно жить, лучше – головой к небу. Мы тоже могли бы на четвереньках ходить, как большинство обезьян, но Господь нас создал такими, что мы головой устремлены в небо, и нам осталось только глаза поднять. И мы увидим звёзды, солнце, луну, необычайно красивых птиц, которые там летают, и всю остальную красоту, которую создал Господь для того, чтобы наше сердце умилялось, глядя на горы, на море, на леса. Никто не может создать, никакие пейзажисты, такую красоту, которую создал Господь. А для чего Бог сотворил это? Для красоты. Бог – источник красоты, и Он хочет нас, в которых уже затеплилась вера, объять этой красотой, чтобы мы в нашем сердце победили ад. И были готовы за эту райскую жизнь пожертвовать нашей временной, земной, как пожертвовали все апостолы.

Вот и в сегодняшнем евангельском эпизоде – ещё солнце не взошло, а они уже побежали ко Гробу, и пусть они побежали не за тем, чтобы увидеть Его Воскресшим, они про это забыли, к сожалению. А просто хотели завершить те необходимые религиозные обряды, сложившиеся к тому времени в их народе. Важно это? Важно. Но по сравнению с Воскресением совсем неважно. Так что постараемся не забывать то главное, что нам Господь сказал из Писания, потому что это должно стать нашей жизнью. Я говорю «должно», но это имеет отношение только к тем людям, которые хотят стать христианами. Это не для всех. Христос распростёр руки на Кресте, чтобы обнять весь мир, но желающих прийти, припасть к Его объятиям их не так много. И не надо этим смущаться, Он Сам сказал: не бойся, малое стадо (Лк. 12, 32). Это не важно: много, не много, сильные мы или уже старые, это не важно. Важно одно – любовь ко Христу.

Спаси Господи!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. Ирина:

      Батюшка, дорогой, СПАСИБО! Пронзительно и страшно красиво!
      P.S.Научиться думать самому — не просто. Тем более думать быстро и красиво! Мысль должна стать свободной (вдохновлëнной).

    2. Юлия Л:

      Храни Господь Вас,батюшка.

    3. grigory-2010:

      Вся наша красота человеческая есть красота Божья, нам не принадлежит. А мы есть то что внутри нас, мерзкое.
      После ваших проповедей, дорогой Батюшка, и грешить не хочется.

      • Aleksandr Iz:

        Хотелось чтобы человек говорил от своего имени, а не от всех. Каждый со своими грехами.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.