Проповедь о том, как сеять щедро
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 20 октября 2019 года
[2 Кор., 9, 6-11] и [Лк., 7, 11-16].

Апостол Павел в Послании к Коринфянам, отрывок из которого мы ныне читаем, пишет своим духовным чадам: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 6-7). О чём это? Ну, пример из обычной сельской жизни. Если зерно в борозду падает редко, то редко и взойдет, всё правильно. Этот опыт как бы всем известен. Когда зерно на излёте или ветер подул и может унести, тогда вообще ничего не взойдёт. Но речь идёт, конечно, не о сельском хозяйстве. И Господь, и Его ученики трудились не над тем, чтобы всех накормить или надел земли дать каждому. Нет, это совершенно не входило в планы Отца Небесного, когда Он посылал в мир Единородного Своего Сына. Много раз уже приходилось говорить, не поленюсь ещё раз повторить, что все люди условно разделены на три части. Вообще, деление может быть различным: к примеру, по национальному признаку (у нас в стране больше 180 различных национальностей живут), по половому признаку (мужчина, женщина), на богатых и бедных, на умных и дураков, на тех, кто любит учиться и тех, кто любит банки гонять, одни хотят в люди выбиться, другие просто мечтают в тюрьму сесть. Итак, деление на три части. Как святые отцы говорили, люди есть духовные, душевные и телесные. И Сын Божий, и все апостолы хотели учить людей тому, как приобрести духовную жизнь. Как опять же апостол Павел писал: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (Гал. 5, 25). Наши все поступки диктуются страстями, потому что с детства привыкли, ещё когда нам было два года от роду, что самое главное для нас – «хочу», а если то, что хочу, не дают, значит надо гнусно орать, ныть, приставать: «Ну, мам! Ну, мам!» Я однажды был в аэропорту, на всю жизнь запомнил, как девочка около трёх лет, которой какая-то кукла понравилась в ларьке, на весь огромный зал, рассчитанный на 1000 человек, кричала: «Toy! Toy!», то есть куклу дайте ей. Поэтому весь аэропорт мучился. Уже объявили посадку, я уехал, и всё слышно было: «Toy!» Я всё думал: когда же это может кончится? Ребёнок уже привык манипулировать взрослыми. И о какой духовной жизни здесь может идти речь, если духовная жизнь предполагает слова Господни: отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Куда следуй? На Голгофу. Вот что такое жизнь духовная. А тут: «Дай!» – ровно противоположное. И вот человек управляется страстями – хочу или, наоборот, не хочу. «Давай спать» – «Не хочу». Как будто это очень важно, чего ты хочешь. Кто ты есть? Ещё писать-читать не умеешь, недавно ещё ходить не мог, а теперь уже ты хочешь. Чтобы воспитать правильное отношение к жизни, никогда ни в чём нельзя ребёнку уступать! Самое худшее – это принцип: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Вот это антивоспитание. Так воспитываются уроды, которые не способны ни на духовную жизнь, ни даже на душевную, только всё себе. Это и выглядит отвратительно, и по своей сути очень далеко отстоит от того, чему Господь хочет научить людей.

О чём же эти слова апостола Павла: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет? В чём заключается духовная жизнь? Что надо сеять? Надо сеять в своём сердце жизнь духовную, т.е. человек должен поступать так, как будто он уже стяжал Святаго Духа, и тогда Дух Святый увидит, что он усердствует, и придёт к нему. Вот это надо воспитывать. А это требует мужества, самоотвержения, терпения, без которого нет спасения для человека. А спасение в чём заключается? Чтобы приобрести духовную жизнь. Чтобы из всех возможных вариантов, которые предлагает нам жизнь или приятели или родители, выбрать путь духовный. А нас в основном окружают люди не духовные, а телесные. Крайне редко, даже не могу припомнить, чтобы родители занимались духовной и душевной жизнью своих детей. В основном их волнует только, как аппетит, во что одеть, что люди скажут. И поэтому всё хотят как можно лучше приодеть. И главное, чтобы ребёнок ел, как будто он поросёнок. А он человек. А чем человек отличается от поросёнка? А тем, что он думает о своей жизни, хочет для Бога что-то совершить. Бог хочет, чтобы тех детей, которых Он нам даёт, мы воспитали для духовной жизни, это значит для Бога. Чтобы каждый не для себя жил, а как сказано в Писании: в Бога богатейте (Лк. 12 ,21), чтобы в нём Бог Господь Святый Дух пребывал всё больше и больше. И тогда действительно человек становится рабом Божиим, который работает ради Бога. Весь смысл его жизни в этом заключается, как апостол Павел говорил: Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор. 10, 31). Не во славу одежды, пищи. Вспомним слова Господа: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить (Мф. 6, 25). Почему? Если мы заботимся о благодати Божией, тогда это всё (еда, питиё, автомобиль) приложится само, Господь будет об этом заботиться и позаботится лучше, чем мы сами. И тот, кто только думает: «А что я буду есть? А чем я буду кормить?», получает ответ: нечем тебе будет кормить, потому что без Бога ни до порога. И вот апостол Павел об этом говорит. Поэтому надо сеять в своё сердце щедро.

А чтобы научить нас сеять щедро, рассказывает евангелист Лука один эпизод, как Господь наш Иисус Христос пошёл в город Наин и с Ним шло множество народа. Зачем шёл народ? За разным. Некоторые, чтобы поесть, потому что Он пятью хлебами однажды накормил пять тысяч человек. Другие – послушать. Телевизора, интернета тогда не было, а люди любопытные, поэтому питались сплетнями. Человек стал известен. Вот они и «судачили» – а кто Он? Пророк? Или Бог? А может, шарлатан? И вот Господь входит в город с народом. Ну, как мы в храм пришли – каждый за чем-то своим, а надо приходить за божественным, чтобы учиться, как сеять щедро в своё сердце.

Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города (Лк. 7, 12). Пенсий тогда не было, сына нет, остаётся только ходить с протянутой рукой, поэтому она была в глубокой печали. С ней из города шло много народу, по-видимому, она была хорошей женщиной, раз пришло столько сочувствующих. И сейчас так происходит: хоронят одного – приходит сто человек, другого хоронят – придет два-три человека. А почему два-три? Да потому что ты при жизни никому не был нужен и сейчас никому не нужен, стоит сын, дочь и всё. Ты ничего не посеял щедро, только в себя богател, а надо – в Бога. Вот, даже и помолиться за тебя некому, а кто пришёл, так они и не молятся, смотрят по сторонам. Видно, что человек в Церкви первый раз или второй. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь (Лк.7,13). В нашем обиходе есть такое выражение «не плачь» и довольно часто мы обращаемся с ним к разным людям, чаще всего к детям. Но представьте – Кто к ней обратился с такими словами? Обратился Сам Бог, который пришел на землю, чтобы дать людям блаженство, в котором люди не плачут. И вот Он ей говорит: «не плачь» и эти слова отдались как эхо по всей земле и так уже две тысячи лет звучат: «не плачь, вдова, Я Сам о тебе позабочусь».

Что может Бог? Бог может всё. Он может сделать так, что вода потечёт не вниз, а вверх, Он может солнце скрыть средь бела дня, Он может создать засуху, от которой вся зелень погибнет, Он может всё. И Он может и мёртвого юношу воскресить, и Он подходит ко гробу и говорит: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лк. 7, 14-16). Господь показывает, что значит сеять щедро. Нет большей щедрости, как матери вернуть сына, и как Бог Он это делает и даёт пример нам: что ты можешь – сделай. Даже без всякой просьбы. Если наша жизнь будет состоять из таких поступков, содержащих любовь, сострадание, которое проявляет Господь, если мы постепенно, будучи злыми, капризными, себялюбивыми, жадными, завистливыми, будем ежедневно упражняться в сострадании к нашему ближнему и в попытках сделать что-то для него, чтобы он не плакал, а утешался, то духовная жизнь в нас с вами будет расти. И когда мы начнём умирать и отойдёт наша душа, Господь нам скажет: «Придите ко Мне, ибо вы совершили то, чему Я вас учил» (см. Мф. 25, 34-40). И Дух Святый будет руководить нами в нашей жизни, если мы не будем сопротивляться Богу, а, наоборот, будем каждую возможность использовать для того, чтобы послужить ближнему, а через ближнего – послужить Богу, потому что видим, что Сам Господь так поступал.

Если мы делаем что-то доброе для человека, то делаем во имя Божия, а не во имя этого человека. Более того, большинство людей, которым мы оказываем любовь, даже не достойны нашей любви. Ну, например, наши дети. Посмотрите, какие они противные. И очень много нужно затратить сил, энергии, молитв, чтобы они из противных сделались кроткими. Это очень большой труд, и тут надо много терпения, смирения, и только потом появятся результаты. И если человек будет заниматься только духовной жизнью, и то ему придётся потратить очень много сил, очень много. Но это главное, зачем должен жить человек на земле, тогда его жизнь приобретает духовный смысл. Каждый поступок Христа Спасителя и Его учеников всегда имеет направление любви к ближнему своему, а ближний – это дверь в Царствие Божие и в Царство блаженства. И если мы будем внимательно читать Евангелие, то постепенно это очень глубоко почувствуем.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.