dimitrysmirnov.ru ВходРегистрацияПравилаТехподдержкаЛептаКонтакты
БРАТИЯ И СЕСТРЫ!
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ БЛОГ
протоиерея Димитрия Смирнова
Церковь и мир • Проповеди • Вопросы и ответы • Гномы • Мозаика
Бог есть Любовь
Задать вопрос



Может ли Бог попускать скорби за утаённые и нераскаянные грехи?


Опубликовано: 2013.08.30 | Номер: 4140 | Старый номер: 38073

Могут ли Богом попускаться скорби и искушения(проблемы,препятствия в жизни какие-то) за нераскаянные человеком на исповеди грехи?

...........................................
Андрей, Донецк - (jonnikote)


Ответ


http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-17276/?stt=81

О. Димитрий: Вот опять мы сталкиваемся в этом вопросе, ну, с таким механическим подходом при взаимоотношении человека и Бога. Как будто Бог некий автомат… А что произойдет с тем, если мы пластиковую карточку воткнём другой стороной? Нам поступят деньги на неё, или отберут последнее? Вот из этой серии. Потому что вопрос не предполагает разумение Бога как высшего, любящего и разумного существа. А как некая такая машина, которая награждает чем-то. Ну вот как автомат.

О. Александр: По определённой программе.

О. Димитрий: По определённой программе. Вот ты опускаешь монетку определённого достоинства, нажимаешь на кнопку, и тебе падает пачка печенья. Или другую кнопку – загорается: «доложите ещё десять копеек». Ты докладываешь десять копеек. Тогда – вафли. Вот так, конечно, это просто невозможно.

Бог – живое существо. Бесконечно нас любящее. Наш создатель. И – Промыслитель. И – Спаситель. И Бог ко всему прочему ещё и всемогущ. Любому из нас Он может дать долголетие. Лет тысячу прожить. Любому из нас Он может сократить жизнь. До двух часов. А любому из нас Он может дать, если у нас есть способности, если не вредит нашему разуму, дать нам какую-нибудь должность, на которой мы были бы полезны остальным Его детям. И в нужный Ему и не нужный нам момент Он может нас этого лишить. Когда мы и не ожидали. И так далее. Поэтому взаимоотношения с Богом, они никогда не могут быть механическими. А здесь человек построил схему и хочет, чтобы я как бы вот под этой схемой расписался. Но это же совсем не так.

О. Александр: Но, видно, у людей не хватает какого-то такого объёмного вообще восприятия мира.

О. Димитрий: Нет, у них хватает, но просто они вообще думают о Божестве как о механизме. А Бог – живой. Это многажды повторяется в Священном Писании и в словах святых.

О. Александр: Но люди не могут строить отношения даже с собственными детьми. Уж казалось бы, ближе-то нету. А тут с Богом…

О. Димитрий: Нет. Невозможно строить отношения по разным причинам. Во-первых, человек очень часто не ставит себе такой задачи.

О. Александр: Вот и здесь не ставится задача, видно…

О. Димитрий: Вот. А во-вторых, он не знает, как. И конечно, многие и в отношении к детям к таким мерам прибегают: вот, если ты сдашь это последнее полугодие без троек, я тебе куплю мопед. Это чисто механически. Сама задача – глупая. Что значит, без троек? Ну а если он возьмёт, все оценки потихонечку исправит ручками? Задача выполнена. А чего ж тогда? Лучше бы ставить другую задачу – чему-то научиться. Но наградой – мопед – это тоже очень странно. Но люди даже не понимают, как устроен другой человек – это о чём говорит? О том, что он сам потерян. Поэтому очень полезно, вообще, таким людям читать книги по психологии. Вот чтобы как-то немножко разобраться в подобных вопросах. Ведь даже при дрессировке животных – собаки, лошади – обязательно используют зоопсихологию. И все опытные тренеры, дрессировщики, они используют терминологию совершенно не механическую, не юридическую. А наоборот, говорят, вот, лошадь должна тебя понять. Команды должны быть такие, чтобы ей было понятно. Хотя, разумеется, лошадь не может ничего понять. Вот. Но это должно быть читаемо. Мы прибегаем к таким терминам, которые как бы (как бы!) показывают, что мы ставим лошадь на свой уровень. А тут взаимоотношения с Богом, который вообще знает ну всё на свете, и весь свет – это продукт Его творчества, причём очень незначительная часть Его творчества. А мы тут какими-то глупостями занимаемся… Как будто Он, я не знаю, какой-то там ксероксный аппарат, который там чего-то выдаёт, чего-то не выдаёт. И вот нам надо найти какую-то схему. Это не УБЭП.

О. Александр: Батюшка, ну а почему такое отношение?

У огромного количества людей именно такое отношение к Богу. В силу невозможности Его воспринять, в силу невозможности понять Евангелие? Вот из-за чего такое?

О. Димитрий: В самом большом смысле это в силу поврежденности разума грехом. Такое вот онтологическое повреждение. Второе – нежелание трудиться. Потому что на самом деле огромное количество людей всё-таки понимают, о чём речь. Значит, этому можно научиться. Но не хотят, вот такая леность мысли. Какие-то простые вещи, как для детей – как-то объясняют? Или дети сами открывают. Иногда в таких дивных образах. Сегодня я крестил мальчика. Ну не одного, там, несколько. Но замечательно, что этот мальчик сказал. Он говорит: «меня сегодня будут крестить». А его спрашивают, вопрос на засыпку: «а что это такое?» Он говорит: «а Бог меня погладит по голове». Представляешь? Абсолютно адекватное восприятие. Просто он нашёл для этого образ. И сказал: не по спине, а именно по голове. Вот как это? Шестилетний ребенок. Это фраза вполне могла быть из Священного Писания, или из Псалтири, или из Ефрема Сирина. Уровень – такой. Вот, значит, маленькое живое существо может, а взрослый человек сорока лет, он начинает от Бога какие-то квитанции требовать, отчёта. И когда по его схема чего-то не получается – обиды. Тоже как-то странно. Это, конечно, ещё происходит вот почему, ещё есть третья причина. Наверное, их много. Я просто по мере того, как мне в голову приходят, их озвучиваю… Причина в том, что этот человек, видимо, никогда не молился, который спрашивает. Он просто читал некоторые тексты. Подозреваю, что и не всё в них понимал. Или мало что понимал. Поэтому вот такая ситуация. Он думает, что надо прочитать конкретные вещи, тогда Бог должен это понять… Опять, чисто механические такие попытки… Конечно, Бог видит и эти попытки. Потому что мы знаем, особенно в средние века, люди как бы загадывали. Вот дойду пешком до Святой Земли, и этот мой труд пусть Господь вменит мне в подвиг, я хочу, чтобы исполнилось то-то и то-то. Бог, видя его усилия, пусть они такие физические больше, он Он это принимает как некую жертву. Но всё равно, это взаимоотношения личные.

О. Александр: Это не значит, что каждый дойди туда, и получишь всё, что хочешь.

О. Димитрий: Конечно, конечно. Всё равно нужно сначала с Богом договориться.

О. Александр: Да, как вот иногда Господь на детскую просьбу, казалось бы, совсем незначительную, и, по-взрослому, глупую, вдруг откликается. А взрослый человек просит-просит годами – нет отклика.

О. Димитрий: Да, я знаю, мне вот одна матушка рассказывала, что одна её дочка среди ночи попросила варенья. Но она прекрасно знала, что в доме нет никакого варенья. Но чего? – Она капризничает. И вот она просила, капризничала. Ну говорит: «Ну мам, ну давай помолимся, ну пусть…» Ну говорит: «Давай помолимся». Помолились. Она открыла буфет, и там стояла банка из-под майонеза с вареньем. Как мне запомнилось, земляничного. Иной скажет, ну это, может, кто-то из гостей был, поставил, дочка запомнила… Это не важно. Она, как у преподобного Серафима, однажды он арбузиком в январе кормил кого-то. Так что принёс ли это кто или не принёс, или кто-то из людей поставил, это не важно. Всё равно это Бог дал. Бог дал по молитвам ребёнка и его мамы. А сказано, «где двое или трое будут просить во имя Моё, дастся им». И Господь это дал. Это важно. Слон ли это принёс или Дед Мороз – это не играет никакой роли. Ну вот, сам факт: когда такие взаимоотношения с Богом… Это не значит, что нужно капризничать. Но это говорит о том, что было сильное желание. Конечно, ребёнку было года четыре, я так предполагаю, я просто не помню. И матушка эта давно умерла, спросить нельзя. Но этот эпизод она мне рассказывала, и я на всю жизнь запомнил, и такие случаи бывают.

Доп. ответ от о. Димитрия:

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-16604/?stt=3060

 
...........................................
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Метки


Благотворительное участие в проекте протоиерея Димитрия Смирнова Интернет-вещание радиостанции "Благовещение" Мультимедийое издательство "Деоника" Православное христианство.ru