dimitrysmirnov.ru ВходРегистрацияПравилаТехподдержкаЛептаКонтакты
БРАТИЯ И СЕСТРЫ!
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ БЛОГ
протоиерея Димитрия Смирнова
Церковь и мир • Проповеди • Вопросы и ответы • Гномы • Мозаика
Бог есть Любовь
Задать вопрос



О «Православном Братстве» Георгия Кочеткова


Опубликовано: 2013.06.07 | Номер: 5541

Существует ли официальное церковное мнение по поводу «Православного Братства» Георгия Кочеткова? Не является ли это «братство» сектой?

Ответ


http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-20350/?stt=1671

Очень трудно этому явлению дать оценку. В этом явлении есть и здоровое начало. Но есть также и много болезненного. Священноначалие как-то в известной степени бережно к этому относится. И сами последователи отца Георгия действуют достаточно осторожно. Когда в Архангельске один из последователей отца Георгия как-то себя неправильно проявил (перестал служить, когда его перевели на другое место, тогда это как-то проявилось). Но сам отец Георгий, конечно, человек очень умный. Он на какие-то конфронтации не идёт. Очень важно, что он никогда не заявлял о том, что он выходит из Церкви. Многие люди ожидали от него этого. Законодательство это позволяет. У нас полно всяких групп. У нас любой человек, необязательно даже священник, даже женщина, может объявить себя митрополитом какой-то области, накупить себе в Софрино всяких предметов и начать какую-то свою деятельность. Юридически это всё возможно. Отец же Георгий действует в рамках Церкви. Полной свободы ему не дают. Он является заштатным клириком. У него нет своего храма. Но в деятельности, которую он ведёт, элементы сектантства налицо. Даже Ваш рассказ про Екатеринбург, когда они говорят: «идите к нам» и так далее... Эта методика используются всеми сектами, которые именуют себя протестантами. Ну и вообще, отец Георгий, когда был молодой (а я его знаю очень давно, больше 40 лет), посещал и баптистскую общину Москвы, и многих людей перевёл в Православие своей проповедью, тем, что давал определённые книги читать. В основном людей с высшим образованием, которые оказались у баптистов, он без большого труда, можно сказать, возвращал к Православию. У него большой опыт. Но есть в его деятельности некоторая упёртость и ощущение собственной правоты.

Однажды у него состоялась беседа со Святейшим Патриархом Алексием. И вскоре после этого, буквально через день-два, а Патриарх настолько был увиденным и услышанным поражён, что говорил только об этом, под таким он находился впечатлением, и я при этом присутствовал, (он, кстати, и ко мне обращался), Патриарх Алексий сказал: «Я за всю жизнь не встречал столь гордого человека».

Но тем не менее сам Патриарх Алексий никаких окончательных прещений на него не возлагал. Прещения были только после того, как возникла острая ситуация с тем священником, который был к отцу Георгию направлен, и которого там силком с помощью связей абсолютно не по-христиански уложили в психушку. Конечно, тут же, как только это стало известно Священноначалию, того священника оттуда вызволили. Это говорит о том, что даже люди, которые говорят, что они ходят по стопам Христа, чуть что, готовы избирать такие методы, которые никак христианскими не назовёшь. С тех пор каких-то слышных скандалов не было. Как-то всё относительно благополучно. А сам Свято-Филаретовский институт привлекал к себе очень талантливых христиан, тех, кто является драгоценностью для нашего народа. Например, Сергей Сергеевич Аверинцев. Некоторые люди из этого окружения, а, может, и общины (я справки не наводил) участвуют в Межсоборной комиссии, потому что люди начитанные, знающие. Поэтому само явление понятно. Но тактика отца Георгия такова, что его деятельность не приводит к обострениям, когда нужны церковные прещения. В этом смысле можно сказать, что он действует вполне мудро. Слава Богу. А будущее покажет.

Но во всяком случае, когда он или его близкие друзья о чём-то говорят, к сожалению, нужно делить на два или на восемь. Это не всегда бывает так, как звучит. Когда речь идёт между собой в дружеском кругу, там и интонации, и оценки меняются. У отца Георгия есть мнение, что вся Церковь должна идти именно тем путем, который он нащупал. А вся Церковь не хочет этого. Он никак не может с этим согласиться и примириться. Поэтому существует две формы бытия. Одна епархиально-приходская, как наша, как Устав Церкви велит, который принят на Архиерейском Соборе. И другая форма, которую сочинил отец Георгий, опять же, используя протестантские технологии, которые как бы возвращают нас в прежние века. Но это все чисто внешне. Если сейчас взять доску, взять не значит, что из-под твоей кисти возникнет икона 15 века. Это будет лишь попытка теми же средствами написать икону. Но икона будет 21 века. Но сам я этого вопроса не касался десятилетиями. Для меня это тоже рана. Не могу сказать, что я к этому ровно отношусь. Мне бы хотелось, чтобы все вернулось на круги своя. Но, зная отца Георгия, я понимаю, что это невозможно. Жизнь человека не очень длинная. Увидим, что будет потом. Вряд ли на его смену придет лидер, который будет действовать также продуманно. Скорее всего это будет рассыпаться. Будут споры, скандалы, как это бывает со всякими сектами. Пророчествовать, конечно, не хочется, да и не желаю я этого. К старости вообще становишься не таким радикалом, как бывал в молодости. Хотя из тех, кто его знал, я пожалуй наиболее толерантно относился к нему и к его деятельности. Когда он еще базировался в Сретенском монастыре, я к нему приходил и даже пытался его затормозить. Но он не воспринимал, даже не услышал. Хотя, у меня о том молодом периоде нашего общения, 40 лет назад, самые хорошие воспоминания.
...........................................
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Метки


Благотворительное участие в проекте протоиерея Димитрия Смирнова Интернет-вещание радиостанции "Благовещение" Мультимедийое издательство "Деоника" Православное христианство.ru