dimitrysmirnov.ru ВходРегистрацияПравилаТехподдержкаЛептаКонтакты
БРАТИЯ И СЕСТРЫ!
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ БЛОГ
протоиерея Димитрия Смирнова
Церковь и мир • Проповеди • Вопросы и ответы • Гномы • Мозаика
Бог есть Любовь
Задать вопрос



Можно ли подавать записки на проскомидию за крещёных,но не причащающихся людей? Правда ли, что такое поминовение принесёт им вред?


Опубликовано: 2013.06.18 | Номер: 5629 | Старый номер: 47701

Здравствуйте!Я всегда подавала записки за своих детей и близких (крещенных в православной вере, но очень редко посещающих храм) на проскомидию,в надежде, что Господь вразумит их и поможет обрести истинную веру. Но недавно узнала, что этого нельзя делать, если человек не участвует в таинствах церкви (исповедь и причастие), что якобы таким людям от этого только хуже. Можно подавать записки только на ектению и заказывать молебны. Так ли это на самом деле? И почему в других храмах принимают записки за всех крещеных людей, независимо от того, причащается человек или нет? Помогите разобраться с этим вопросом, пожалуйста.
...........................................
Ольга Тихонова, Новгородская область - (Olga6704)


Ответ


http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-32708/?stt=683

Немножко непонятно, что значит «хуже»? Они теряют в зарплате? Или у них повышается температура тела? Как это, «становится хуже»?

Дело в том, что в то время, когда разрабатывались церковные правила, никаких записок не существовало. Если бы к нам в храм сейчас пришёл, допустим,  Иоанн Златоуст, он бы весьма удивился, что это люди делают в свечном ящике. В его время люди молились сами, только по особым важным случаям, таким как засуха или землетрясение, то молились всей церковью, а так каждый сам молился за кого считал нужным.

Сегодня я поздравлял с днём рождения одного человека, ему исполнилось девяносто лет. Он рассказал мне про свою собачку Тишу Проходящие мимо дома люди пытаются подкармливать животинку и не всегда дают то, что собаке полезно. И вот Тиша заболела, и мой знакомый за неё молился, и собака выздоровела, слава Богу, Он услышал молитву. Так вот этот знакомый записку не подавал, просто помолился.

Каждая молитва оценивается по результату, а не по тому,  правильно или неправильно написана записка. Допустим, человек молится сам и хочет, чтобы священник прочитал записку с именами его близких людей на проскомидии, вынул за них частички. Эти частички потом опускаются в Чашу, что символизирует омовение от грехов. Но вот, предположим,  человеку не хватило денег и он подал записку на ектению. Как вы думаете, если та записка, которую подали на ектению, имеет результат (вот прямо сегодня вечером человек получает просимое), а записка, поданная на проскомидию, результата не имела, значит ли это, что молитва, произносимая за ектенией шибче молитвы за проскомидией? Нет, не значит; нет никакой разницы, хоть ектения и «стоит» дешевле. Значение имеют две вещи: первое – это готовность самого человека, за которого молятся, чтобы с ним произошло просимое; второе – участие в молитве сердцем того человека, который молится за ближнего. А разница в цене – это просто разной величины жертвы на храм, решающей роли в исполнении молитвы сумма пожертвования не играет.

Наша молитва за ближнего каким-то таинственным образом способствует ему обрести истинную веру, а вот «хуже» или «лучше» – я не знаю. Надо понимать, что больше всего на обретение веры влияет готовность того человека, за кого мы молится. На счёт запрета молиться за тех людей, которые редко ходят в храм – я такого мнения не придерживаюсь. Вот была такая женщина, по месту своего жительства названная Мария Египетская, так она в храме была всего несколько раз в своей жизни, около двух раз, а прославлена как величайшая святая. А есть люди, которые в храм ходят дважды в день, утром и вечером, но так ничего и не поняли, что представляет из себя христианство. Поэтому спасение человека зависит от того, что он понял, и что в его душе произошло, состоялось ли покаяние. Воцерковлённость может быть формальная: человек среду и пятницу постится, юбку носит ниже колен, в платке молится даже дома, то есть соблюдает внешние формальные вещи, и тем доволен, но в сердце его может быть недоброжелательность и осуждение, а на языке сплетня, и это и есть то, чем живёт человек. И мало того, такой человек ещё может думать, что ему нужно кого-то спасать. А спасаемый и не сплетничает, и никого не осуждает, и молится Богу в сердце своём, и пусть он редко ходит в храм, но, исполняя повеления Господни, он оказывается ближе к Богу; это ещё неизвестно, кто кого спасать должен.
...........................................
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Метки


Благотворительное участие в проекте протоиерея Димитрия Смирнова Интернет-вещание радиостанции "Благовещение" Мультимедийое издательство "Деоника" Православное христианство.ru