Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Христос рядом со страдающим. Протоиерей Димитрий Смирнов

Интервью протоиерея Димитрия Смирнова интернет-изданию "Православие и мир". Главный редактор «Правмира» Анна Данилова задает вопросы — о государстве и чиновниках, о религии и православии, о сиротах и тюрьмах, о кощунстве и всепрощении, о проповеди Христа. 22 июня 2012 года.

Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Христос рядом со страдающим. Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Ленивые вопросы 

– Отец Дмитрий, последние 20 лет несколько раз в неделю, а иногда и каждый день вы отвечаете на вопросы телезрителей, радиослушателей и духовных чад. Скажите, от каких вопросов вы больше всего устали?

– Есть вопросы, которые условно можно назвать ленивыми, которые можно выяснить в газетном киоске и еще где-то. Вот человек спрашивает, до какого числа будет такая-то икона в таком-то монастыре. Также бывает, например, что даешь объявление в храме, кто-то не расслышал. Вместо того чтобы спросить у соседа, кричат, спрашивают опять у меня

– А каких вопросов вам не хватает? Чего вы сами ждете от своих прихожан? Вы часто говорите: «Вот человек не понимает, что…» Чего мы не понимаем?

– Самое грустное, что люди не понимают, что такое христианство. Я большую часть энергии трачу на то, чтобы разрушить «религиозные» представления человека. Потому что он воспринимает христианство как некую систематическую религию, освоив которую, человек получает для себя блага: здоровье, успех, деньги и благополучие детей.

А у меня задача наоборот: показать, что все, чего ты ждешь от «своей» религии, несостоятельно. Это не то, для чего Христос приходил на землю.

Мне больно, неприятно и для меня неприемлемо то, что подавляющему большинству людей Христос не нужен вообще. Получается такая странная религиозность на нашей этнической почве, которая Христа не берет ни в какой расчет.

Люди считают себя верующими так глубоко, что на этой глубине не разглядишь христианства. Мне бы хотелось рассказать о Христе Иисусе, но это не очень востребовано: люди спрашивают о молитве, но они забывают о том, к Кому эта молитва. И так далее и тому подобное. Одним словом, очень не хватает вопросов о Господе нашем Иисусе Христе.

Как до человека это донести, я пока не нашел слов.

– Что может служить толчком в изменении мировосприятия человека?

– Скорби. Потому что от таких радостей, которые с ног сшибают, редко бывает обращение к Богу, а большинство людей даже на красоту не очень реагируют.

– А как вы отвечаете на один из самых распространенных вопросов: «Где в нашей жизни Бог, где же Христос, если в мире столько страданий?»

– Он как раз рядом со страдающими. У меня умер друг на днях, я его в воскресенье отпевал. Когда я приходил к нему в больницу, то ясно ощущал присутствие Христа. Поэтому я всегда с охотой и иду в больницу – чтобы побыть втроем, вместе.

Если бы Христа не было рядом, то страдание было бы непереносимо. С Христом это можно пережить. И в такие минуты люди обращаются к Церкви. Это говорит о том, что они Его ищут, чтоб Он дал возможность открыть в себе внутренние возможности это все пережить.

– Часто люди уходят из Церкви, если не получают просимого.

– Даже если получают, уходят. Почему? Потому что им не Христос нужен. Им нужно утешение и возможность пережить. Они пережили и все. Потому что жизнь не Христоцентрична, а эгоцентрична.

– Сегодня часто можно наблюдать поиск некой религиозной идеологии, когда люди говорят «я русский, значит, я православный». Часто слова о православии соседствуют с ожесточенными лозунгами, политическими призывами. Как разграничить настоящую веру и идеологию?

– Зачем? У Церкви другая задача. Церковь продолжает совершать дела Христовы. Христос же пришел не разграничивать фарисеев и саддукеев. Он пришел не менять политическое устройство. Он пришел для того, чтобы людям дать Царство Божие. Церковь по-прежнему этим занимается, а все остальное — на здоровье, что хотите.

О кощунстве 

– Отец Дмитрий, антицерковное волнение последних месяцев не прошло и мимо вашего храма. Как в этой ситуации дальше действовать людям церковным, священникам?

– Каждое действие рождает вполне определенное противодействие: испачкали ограду храма — мы вымыли. А придавать какое-то трагическое значение – это ведь вещь настолько тривиальная в своей пошлости, что у меня артериальное давление не повысилось ни на один миллиметр ртутного столба.

– Сейчас обсуждают необходимость принятия закона о кощунстве…

– Я за. Закон о кощунстве, на каторгу за кощунство, как это было при царском режиме. Раз человек не понимает, начинает что-то нам рассказывать о том, что такое кощунство, что такое не кощунство, – надо ему дать статью и сажать. Как первого посадим, тогда уже второй поймет. Потому что зло есть зло. Зачем обижать верующих людей, мусульман, евреев? Зачем крушить памятники на еврейском кладбище? Это же кощунство. Это не просто уничтоженный материальный объект, цена которому 5 рублей 80 копеек, а свастику написали ведь с определенной целью.

Государство должно обеспечить что? Мир в стране. Давно пора. Украли икону, которая стоит 100 рублей, – это святотатство, потому что это икона, а не фотография из журнала «Огонек». Если человек этого не понимает, то надо посадить. Посидит в тюрьме, поймет. Признает свою вину, попросит прощения, его простят, помилуют, и он уже больше не будет этого делать. Зачем полемика? Это совершенно ненужная вещь, потому что человек делает это сознательно. Он рубит же не потому, что это что-то деревянное, а он рубит, потому что это икона, чтобы сделать человеку больно, чтобы его зацепить.

Есть разное «искусство», например «искусство» детской порнографии. Понятно, что она может быть художественная, нехудожественная. Но сажать нужно и за художественную, и за нехудожественную. Если налицо кощунство, святотатство, разврат – то принимаем охранительные меры.

О тюрьмах 

– В продолжение темы тюремного заключения. Как вы считаете, сегодня тюрьма исправляет человека?

– Нет. Если бы я был директором Федеральной службы исполнения наказаний и мне бы дали деньги, я бы в рамках бюджета постарался что-то изменить. Когда я занимался тюрьмами, у меня, конечно, была такая мечта. Но я понимаю, как это трудно – сделать из тюрьмы воспитательную систему. У нас есть опыт: Антон Макаренко из отъявленных преступников делал нормальных людей.

Сейчас в тюрьме в огромном количестве сидят душевнобольные люди. То есть нужна дифференциация заключенных. А государству не хочется этим заниматься, потому что дорого. Надо много людей для этой работы.

Вот закрывают в Москве школы для ребят с девиантным поведением. Куда их девать? Они все пойдут в тюрьму. Государству так дешевле: школа для детей с девиантным поведением – 90 миллионов в год.

На людей денег жалко. На Олимпиаду не жалко, а на людей жалко. А дети дороже, чем Олимпиада.

– Что конкретно вы бы поменяли в тюремной системе?

– Я бы по возможности сделал широкую классификацию: по возрасту, по образованию, и по психофизическому развитию, и по всему. Каждого человека изучить.

Занимаясь сиротами, я вижу, что нужно. Если в государстве 90% сирот идут в тюрьму, то из наших деток пока в тюрьме ноль.

– 90%?!

– Да. 40% в первый год и еще по 10% каждый год. Поэтому огромные деньги, которые тратит государство, идут на подготовку насельников тюрьмы.

Государство полностью беспомощно. Сейчас издали стратегию по поводу семьи, охраны детства. Будут отбирать детей у родителей. Куда их? В детские дома, а потом в тюрьму. Это решение вопроса. Нормально? Как только появляются какие-то проблемы в семье, ребенка изъяли, потом в тюрьму — сидит там, ничего не делает, разлагается.

Тюрьма – это же огромная язва. Она вбирает в себя даже тех, кого можно было бы реабилитировать. Они там деградируют, потому что в тюрьме работают только 30%, остальные ничего не делают. Если человек год ничего не делал? а если пять? Он бесконечно варится в этом куреве, мате, блатных историях, в ненависти.

– Потом выходят и…

– Он выходит, а на работу его никто не берет. Ни одной структуры у нас нет, которая берет его на поруки. Но все эти люди попали в тюрьму не по своей воле. Взять хотя бы сирот. У ребенка погибли мама и папа или они оба наркоманы. Забирают его и помещают в эту среду, которая ничего, кроме мата, воровства, выпивки и курева, потом еще блуда с 13 лет, не может предложить. Только каждый десятый ребеночек кем-то становится вопреки системе, а 90% становятся преступниками. В тюрьме отсидел — на работу не берут. Его жизнь выталкивает, а он вообще не виноват. Это не то что мальчик из хорошей семьи: папа знает пять языков, мама крестиком вышивает, оба верующие — а он урод такой, все у него вызывает протест, он стал преступником.

Чем раньше мы начнем его жалеть, возьмем в свое сердце, тем больше шансов, что он не пойдет по дурной дороге. Народ должен бороться за каждого мальчика, за каждую девочку. А у нас государство участвует в развращении людей через эстраду, телевидение, через то, что разрешают всякое бесево в интернете.

– Индивидуальный подход, а что еще должно быть? Обязательный труд?

– Безусловно, без труда это невозможно. Бог труды любит. Праздность – это и есть болото, в котором произрастают миазмы преступлений. Записали? Это афоризм.

– Что еще входит в вашу программу реабилитации уголовников?

– Христианская проповедь.

– Сегодня во многих тюрьмах есть храмы, священники.

– Не во многих, а почти во всех. 501 храм и в остальных учреждениях молитвенные комнаты, часовни. Практически все тюрьмы окормляются священниками. Это очень важный компонент, но только один.

Тюрьма не должна быть источником наказаний, а должна быть попыткой реабилитации. Только серьезно психически больной не может быть реабилитирован.

 

– Отец Дмитрий, в своем первоначальном значении ювенальная юстиция — это попытка именно реабилитировать подростков, которые пойманы на преступлениях на ранних стадиях. Такая ювенальная юстиция – реабилитация малолетних преступников – должна быть?

– Конечно, нужно этим заниматься. Но у нас наоборот: как только пошли разговоры в Думе по поводу того, чтобы сажать с 12 лет, одновременно нам стали по телевизору показывать, как 12-летние дети доходят до садистских убийств. Значит, кто-то этим управляет?

Наше государство абсолютно недружественно к народу, поэтому ему веры нету. Потому что все время выкидывают какой-то лозунг вроде «прав детей». А право жить у ребенка есть, раз мама его зачала? Жить не имеет права, а вылететь из семьи? По закону в 10 лет человек решает, с кем ему жить, а его не спрашивают, хочет ли он жить с мамой, его забирают и все.

Теперь хотят сделать еще класс чиновников, которые будут пожирать по 250 тысяч рублей в год. Отдайте эти деньги социально убитой семье, и она воспрянет.

У меня опыт был: многодетная семья, у мамы шизофрения, одна из дочерей больна лейкемией. Но мы взялись и помогли. Все, семья выправилась. Папу на работу устроили, и девочки все учатся, и все хорошо. Бедно, но хорошо.

А что такое чиновник? Чиновник будет действовать, как сотрудники НКВД во время войны. В первый год войны, в 1941 году, у нас в стране было расстреляно 300 тысяч человек. Почему? Потому что сотрудникам НКВД нужно было доказать свою нужность, чтобы на фронт не отправляться, и поэтому они изобретали всякие дела, доказывая, что они борются тут с контрреволюцией.

Чиновник должен оправдывать свою работу, и он будет находить «неблагополучные» семьи. Мне один наш прихожанин, член Российской Академии наук, известный на весь мир ученый, рассказывал, что в той деревне, где он проводит лето, в семью непьющих людей, где трое детей, пришли и сказали: «У вас крыша течет в избе». И отняли детей. Это было года 3-4 назад. Вместо того чтобы дать денег на крышу или просто взять рулон рубероида и им помочь, детей отнимают. Не понимают, что у ребенка есть право на семью. Лишить семьи — это практически убить человека. Он не может без этой любви, он как растение, срезанное с грядки. Сколько он в вазе сможет простоять, этот цветок? Потом он погибнет.

Недавно одна моя прихожанка, распознав, за кого она вышла замуж, развелась и правильно сделала. Но он тут же на нее накатал письмо в опеку, пришла девушка лет 20-ти и стала разговаривать с ребенком по поводу постов. Спрашивает: «Ну как ты, постишься?» Отвечает: «Да». — «Сколько постишься?» — «Я могу и день, и два, и месяц, и год». Она пишет: «Непрестанно постится».

Приходят люди беседовать с ребенком и на основании этих опросов делают какие-то заключения. Или на основании рисунков: «Нарисуй папу, нарисуй маму» — и из этого делают абсолютные выводы, хотя у ребенка может сегодня такое настроение. Я знаю, как устроена эта методика, это действительно хорошая вещь как некий дополнительный инструментарий, но не как источник юридического решения.

– А против опеки никто не протестует целенаправленно…

– Нельзя же говорить, что вся полиция состоит из разбойников. Есть и разбойники, и честные, порядочные, готовые идти на смерть ради своего ближнего люди. Так же и в опеке. Есть люди святые, которые всю жизнь готовы отдать детям. Есть люди злонамеренные, для которых чужие дети – это бизнес, источник их благополучия. Есть люди молодые, которые хотят сделать карьеру, они просто выполняют волю начальства. Поэтому против опеки идти как против института – это глупо.

Тут в другом проблема. Самое главное, что наш чиновник еще при царском режиме воспитан определенным образом, а потом это усугубилось пролитием тонн крови своих граждан при советской власти. Он считает себя вправе решать судьбу человека. А чиновник должен служить людям.

20 лет назад была даже статистика опубликована в газете «Известия»: если папа верующий, а мама нет, то дети верующие в 80% случаев; если мама верующая, а папа нет, то только в 7%. Только 7% детей без отца могут поступить в престижный вуз: ребенок, потерявший отца, получает такую психологическую травму, которую он перерабатывает в течение всей жизни. Ему не до учебы.

С помощью государственного аппарата этот вопрос решается очень легко, особенно в наше время. Сколько сейчас случаев: если папа богатенький, то при разводе забирает детей, лишает их матери. Это вообще кошмар. Потому что они считают, что с богатым папой ему будет лучше. А как лучше-то? Материально. Но это вообще несерьезный разговор! Служить маленькому человечку

– Отец Дмитрий, расскажите, пожалуйста, чем ваша система воспитания в детском доме отличается от государственной. Почему у вас настолько хорошие результаты с детьми?

– Очень просто, у нас так называемая семейная система взаимоотношений. Мы относимся к детям так, как к родным, только немножко лучше. Почти в 90% случаев родители относятся к детям неудовлетворительно, халатно, пренебрегая своими обязанностями и, особенно отцы, не хотят заниматься реально воспитанием своих собственных детей. Это постоянно. Даже в семьях священников это вижу. Проблема нашего народа в малодетности, люди не понимают, что это значит — служить маленькому человечку.

– Отец Дмитрий, но в государственных детских домах тоже часто работают подвижники…

– Если бы не они, то мы б не имели и этих 10%, не попадающих в тюрьму. Но: одно телевидение с его мерзостью может отравить душу человеку. Также и общая атмосфера в государственном учреждении. Я бывал в государственном детском доме. Входишь, первым делом дети на тебя тут же вешаются гроздьями. О чем это говорит? О том, что им этого всего не хватает. Второе: телевизор на полную мощность. Третье: содержание того, что там они крутят.

– У вас в детском доме нет телевизора?

– Он есть как таковой. Несколько раз в году что-то можно посмотреть. Но дети так загружены: и учеба, и театр, и конный спорт, и пейнтбол, и иностранные языки, и хор – когда им телевизор смотреть? Выйдут на пенсию и пусть смотрят, это удовольствие для пенсионеров, а дети должны заниматься науками, искусством, спортом.

– Сталкивались вы с такой проблемой, что у сирот, ваших воспитанников, начинает «проявляться генетика»?

– Это все клевета. Генетика проявляется только в семьях. У нас проявляются только пороки воспитания. Если человеком заниматься – все регулируется и устраняется.

Конечно, генетика – это определенные способности. У меня со стороны матери все, начиная с дедушки и дальше в глубь веков, были конники, поэтому генетически я с лошадями очень дружен. Мне не нужно было учиться, сел и поскакал.

Но мы так детей воспитываем, что им эта среда – папа, мама, которые водку пьют, — совершенно не интересна. Часто бывает, ребенок поврежден органически из-за алкоголизма родителей, но и это можно реабилитировать. Человек на своей свадьбе может перепить, а потом у него будет такой же ребеночек. Недаром молодым не давали пить на свадьбах вообще ни в России, нигде.

Повышенная сексуальная активность может передаться по наследству, но опять и это от воспитания зависит. У нас есть один мальчик, у которого папа и мама в силу алкоголизма их родителей умственно отсталые. Мальчик не только абсолютно здоровый, а просто интеллектуал. Если показать маму, папу, никогда не скажешь, что это их ребенок. Он просто красавец, очень яркий парень. Но у него есть внутренняя проблема, он никак не может примириться с тем, что у него такие родители. Он уже способен это оценить. Но мы ее решаем, эту проблему.

– Недружественное отношение к народу – можете пояснить подробнее…

– Недружественное отношение правящего класса к собственному народу — нехристианское отношение. Правящий класс должен быть заточен на то, чтобы служить людям. Как князь Голицын: он разбил в Крыму виноградники во славу России, сделал там завод шампанских русских вин. Понимаете? Это сделано для родины. Граф Шереметьев странноприимный дом построил, чтобы бесплатно людям давать возможность где-то остановиться.

Современный чиновник – он заточен на то, чтобы отрапортовать начальству и что-то взять с человека дополнительно к своей зарплате. У него совершенно нет понимания того, что чиновник есть обслуживающий персонал народа. Для меня как для обывателя это недружественная позиция, потому что дружественная позиция – это надо заняться детьми, надо заняться многодетными семьями, надо их всех обогреть, надо дать им жилье, надо приносить им на блюдечке пособие. Не так, чтобы они какие-то справки собирали — это чиновник должен бегать, ему делать нечего. А зачем бегать? Сейчас два клика – и у тебя вся информация, зачем это все издевательство-то? «Ты родила, ты у нас мамочка-героиня? На тебе денег». Все. Хочешь в детский садик – пожалуйста. Сегодня одна звонила: четверо детей, муж бросил. Государство должно взять этого мужа, вытрясти из него все возможное на содержание этих детей, вплоть до того чтобы выселить его из квартиры, а квартиру сдать. Пусть они на это живут, а он пусть снимает.

У нас 90% отцов не платят алименты, а в государстве это мало кого интересует. И так во всем. Закрывают школы, нужные, хорошие, новые – государству это дорого. Значит, нужно налоги так устроить, чтобы хватало, значит, государство в этом должно участвовать, а то получается, в депутаты идут бывшие чиновники, а они тупо выполняют ту функцию, которая нужна правящему классу. Это несправедливо.

– Когда я думаю про современных чиновников, мне всегда вспоминается Александра Федоровна с дочерьми во время Первой мировой войны, как они работали сестрами милосердия.

– Александр Вертинский работал братом милосердия на фронте. Можете себе представить, что Дима Билан поедет в Чечню и будет работать братом милосердия? Или Лолита Милявская приедет с концертом?

Утрачены христианские ценности. Вертинский и Елизавета Феодоровна это делали не для пиара, хотя об этом писала пресса, это распространялось. Но они же горшки выносили за ранеными. А потом десакрализация царской власти: оказывается, можно их штыками убить, оказывается, можно гимназисток во всем городе изнасиловать. Интеллигенция – не буду повторять сейчас, как Ленин ее назвал,- оказалась только вшивая, если дворянство – то недобитое, а если человек — то его шлепнуть. Как итог во всей стране беспредел. Ну и к чему приехали? Когда в лагере складываются такие отношения между начальством и насельниками, то уже нельзя жить.

Я вижу свою миссию в христианском просвещении. Если мы не увидим, что во Христе жизнь подлинная, а эта погоня за деньгами есть очень ненадежное, неправильное расходование своей жизненной энергии, тогда мы просто умрем.

– Вы верите, что в государстве может что-то измениться? В сторону более дружественную?

– А в государстве это не нужно, это нужно в самом народе. Ведь мы стали самой большой державой мира и самой долгой по своему существованию империей. Нам 1000 лет, мы создали это государство, причем создали его в условиях, где люди не живут. 4/5 – это вечная мерзлота и 4/5 леса — это лиственница, которую сплавлять нельзя, она тонет, тяжелая.

Тяжелейшие условия. Эту шестую часть суши мы колонизовали на лошадях, причем народ был самый плодовитый из всех европейских народов. Мы служили Христу. И как только Христа убрали, остались только деньги. А деньги – это обман, потому что деньги не наши, а американские. Америка – там 50% населения тучны как свиньи, потому что очень потребляют много и это уже представляет угрозу для здоровья. А мы все ей служим, потому что она печатает эти деньги.

– То есть системно мы не поменяем ничего?

– Система, понимаете… Я однажды восстанавливал дом. Он был в очень ветхом состоянии, и человек, который уже не один дом построил, говорил: «Отец Димитрий, надо снести и строить новый». Я говорю: «Ну, это мне не потянуть, давай три венца гнилых снимем и все». Мы начали снимать, и выяснилось: и первый, и второй, до 11 венца все гнилые. И что? Пришлось строить новый. Но часть бревен мы все-таки сохранили и сделали из них сени. Поэтому, если бревна гнилые, мы можем любые законы писать, создавать любой репрессивный аппарат — но где мы возьмем доброкачественных людей, честных, любящих, трудолюбивых, талантливых, умных, где? Если все вокруг ориентированы на то, чтобы обмануть, хапнуть и сбежать? Нанимаешь рабочего – он твою дрель украдет и убежит, потому что подсчитал, что за этот день заработает меньше, чем стоит дрель, и т.д. Нужно постоянно с пистолетом стоять. Причем, если тебя обокрали, ты никому не интересен со своими заявлениями.

– Мол, не убили же никого.

– Да. Когда убьют – приходите. И смеются. Веселые ребята, у нас вообще народ юморной. Куда бедному крестьянину податься? Белые пришли – грабят, красные пришли – грабят, брат Митька помирает, ухи просит. Что тут сделаешь?

– Но, отец Дмитрий, очевидно, что с вами работает некоторое количество людей, которые на практике знают, как правильно детей воспитывать. Почему нельзя такого человека из вашей команды поставить куда-нибудь на руководящую должность, чтобы он начал что-то системно менять в той же системе сиротского воспитания?

– Во-первых, кто же вам этих людей даст? Никогда в жизни никого никому не отдам, ни под каким предлогом и ни за какие деньги. Во-вторых. Можно поставить этого человека, но его, скорее всего, сожрут или, еще хуже, подставят, и он благополучно сядет. В лучшем случае – заявление по собственному желанию. Система будет сопротивляться.

– Вы верите в то, что что-то может измениться?

– Я верю в Пресвятую Троицу. Раз Господь дает нам время и нас никто извне не покоряет, не унижает и мы можем говорить то, что считаем нужным, абсолютно полная свобода, значит, есть какие-то шансы. Я делаю все, что нужно, даже чуть больше, другой бы на моем месте меньше сделал. В этом смысле у меня совесть чиста.

– Бывает так, что опускаются руки и вы чувствуете, что все?

– Не только руки, все тело опускается на кровать, и я засыпаю. Потом просыпаюсь, и все сначала. Есть вещи, вы понимаете, как огород – его нельзя оставить, если ты чуть его оставил, ну, допустим, на месяц, все – каюк все твои труды двадцатилетние. Так и дети, так же и все. Представьте себе: ты строил храм, расписывал, потом у тебя прохудилась крыша, и ты – ладно – оставил на месяц. Ну и что? Все плесенью покрылось, и все надо заново: сбивать штукатурку, штукатурить заново. Все равно крышу-то придется чинить, никуда не денешься. Поэтому мы уже впряглись.

– Спасибо.

Православие и мир

Комментарии.

    Комментариев 60

    1. Мария:

      Миром правит Бог-Любовь. А если мы отворачиваемся сами от этой Любви, то вокруг горе и слезы, жестокосердие, потеря образа Божия в нас. Власть должна вести ко спасению, основываться на иерархии любви, а не быть зверем и приближать мир к тайне беззакония — уничтожению любви в людях. Дай Бог нам быть добрыми, больше жалеть друг друга и быть благородными, служить этим Богу.

    2. Tatiana K.:

      Собеседники как будто говорят на разных языках. «Правмир» перестала читать, заметив, кто их постоянные авторы: это Мещеринов, Кураев, Свердлов, а ещё католичка Татьяна Краснова, пишущая в своем блоге с ненавистью о России и Православии. Ресурс довольно часто публикует статьи о Марии Скобцовой, Георгии Чистякове, Елизавете Глинке, деятельности храма Косьмы и Дамиана в Шубине. Эти личности для меня являются более чем сомнительными. По-моему, этот ресурс имеет чуждый христианству дух. Да, Данилова выглядит вполне такой милой, обаятельной молодой женщиной, но этим её достоинства и исчерпываются.

    3. Anakin:

      От всего сердца благодарю о. Димитрия за то , что кроме прочих своих ответов, столь правдивых и взвешенных, простых и нелицеприятных, он говорит об Иисусе Христе. И говорит так, что и я грешный начинаю оживать, словно между нами стоит сам Спаситель и будит нас пробуждая в нас правду. Слава Ему во веки веков!

    4. nb:

      vesne:
      Да, действительно, руководитель портала замечательный человек, судя по его публикациям, наверное, очень хороший священник и отец своим детям и пастве. Но Правмир — сайт, представляющий, в большей степени, мнение либерального духовенства в лице священнослужителей Петра Мещеринова, Андрея Кураева, Димитрия Свердлова и иже с ними. Сайт стал настолько плюрастическим, мирским,политизированным, что рискует перестать быть православным. А форум моделирует господин Судариков, который любит сам высказаться и полагает, что его мнение — есть мнение Церкви, поэтому не подлежит никакому обсуждению. Он и определяет, кому разрешается на форуме высказываться. Правмир любят многие и читают многие, прежде всего, интеллигентская часть общества, умеющая пользоваться компьютером, образованная. Что ни в коем мере не свидетельствует о том, что эти люди знают Истину, хотя они полагают, что Истина им дана, но почему-то очень похожи на публику Эха Москвы.

      • Tatiana_Piter:

        Истину глаголете…:)

      • Vesna1:

        nb,
        я думаю, что те вопросы к контенту сайта, которые Вы озвучили, возникают от необходимости выдавать в эфир ежедневно не менее 7 широкоформатных статей. У меня бывает иногда ощущение, что материала не хватает. День на день не приходится.
        Форумом я не особо интересуюсь, потому что это форум, как и любой другой в сети. Я и здесь в блоге стала изредка что-то писать только после года молчаливого пребывания. Кстати, до сих пор не читаю комментарии к большинству роликов. То ли уже наобщалась )) в виртуале, то ли что-то другое. Но, собсно, предыдущий коммент я оставляла не касательно контента сайта, а как информацию о людях в редакции.

    5. Vesna1:

      Братья и сестры, кто ниже резко негативно отозвался о людях, делающих портал Правмир. Все-таки хочу сказать, что форум и редакция портала, а уж тем более его руководитель — настоятель одного из центральных московских храмов, многодетный отец, а уж сколько внуков ))), человек, посвящающий себя всего служению Богу и людям, так вот редакция и форум не тождественны. В Инете в любом комьюнити (в случае Правмира — это форум) присутствуют так называемые провокаторы и группы влияния. Причем людей на самом деле не много, просто на разных сайтах они под разными именами, а иногда и на одном сайте клонируются. Форумов с жесткой модерацией в сети единицы.
      Поздравляю всех с Праздником Преображения Господня! Простите, если что не так. Ни в коем случае это не замечание, просто хотела проинформировать о скрытом за монитором.

      • Фаина:

        полностью согласна!

      • Yuliya27:

        Весне:
        Пишу свой комментарий без агрессии, ненависти и тому подобного, просто ход моих мыслей. К сожалению в виртуальном пространстве тяжелее передать эмоциональную окраску.
        Любой сайт -это СМИ. Любой православный сайт -это виртуальная церковь. Создатель такого сайта просто обязан защищать свое «помещение» от осквернений, кощунств, богохульства и так далее. Потому что если он создал и оставил свое детище на растерзание сообщества, то это обидно.
        К сожалению в отношении любых СМИ социально значимым является не намерение редактора, а восприятие и реакция посетителей. В данном случае что происходит: человек получает рассылку новостей. Все ссылки на новости ведут на форум, на комментарии. То есть открывается не статья, а сразу комментарии форумчан. Зачастую эти комментарии откровенно провокационные.
        Возможно, что если переделать техническую сторону рассылки, обходя форум и ведя сразу на новость, то удастся избежать отрицательного эффекта.
        И если уж упомянули, что редактор и форум -это разные институты, то может быть это указать на сайте? Чтобы не возникало смешанных чувств у посетителей. Потому что в текущем варианте форум и редакция представляются тесно взаимосвязанными.

        • Vesna1:

          Юлия, для меня Инет — это большая сборная солянка, как публичный забор, каждый человек может написать что угодно, т.к. он свободен в своих мыслях. Его Бог таким сделал. Я для себя фильтрую информацию на: интересную или не интересную. Виртуальная церковь — это что-то совсем мне не понятное. СМИ — это СМИ, а что такое Церковь написано в Евангелии. Форумы (заборы) не читаю и в обсуждения не вступаю давно, т.к. не продуктивно и главное — виртуальная реальность не сплачивает даже единомышленников, а наоборот расхолаживает. И еще раз повторю, если не знаете людей лично, не надо отождествлять их с какими-то персонажами на форуме.

          • MarinaSPB:

            Но, все-таки, «Правмир», или другие, в интернет- это СМИ? Как Вы представляете здесь роль редактора? Об этой проблеме, кстати, говорил 8 июля священник, кот. делает радио-передачи.

    6. nb:

      С сожалением могу отметить, что отец Димитрий один из немногих, судя по СМИ,если не единственный, абсолютно точно прокомментировал детскую проблему в нашей стране. Как жаль, что в России осталось очень мало умных людей и почти нет мудрых, которые просто бы что-то прокричали обществу, почему гибнут наши дети: и духовно, и физически…Что-то важное сделали, как делает отец Димитрий. А слова священника о том, что лишить ребёнка семьи, значит,убить человека, абсолютная истина, виденная мною в жизни.Ребёнок из детского дома — не человек. Только чудо может сделать детдомовского ребёнка человеком. Вообще слова в этом интервью, произнесенные священником, горькая правда, простые истины, прекрасно сформулированные: без зла, лицемерия, но с болью и состраданием.

    7. Геннадий:

      Читайте святых Отцов. Поститесь и молитесь.Боритесь со своими страстьми и похотьми и к концу жизни придёт понимание-далеко ли вы от Христа….

    8. Александр, Москва:

      Батюшка о. Дмитрий как обычно говорит правильные вещи. Разумеется, истинный поворот, изменение жизни произойдет, когда произойдет переворот в головах. Когда люди изменятся.
      А как можно измениться, не зная Истины и будучи увереным, что абсолютной Истины нет вообще? — Это не возможно, тем более, если не верить, что существует единственная Истина, Бог. А если нет единственной Истины, нет единственного Бога, как носителя и гаранта этой высшей истины, эталона, значит, у каждого своя индивидуальная истина, и, значит, всё дозволено. А раз всё дозволено, то можно творить всё, что угодно, по собственному произволу.
      Когда Церковь стала восстанавливаться после коммунячьего сатанинского ига, люди к ней потянулись, как тянутся на свет в ночи, это испугало власть предержащих и они организовали «наезд» на РПЦ и Святейшего Патриарха. Все СМИ, большинство из которых под контролем и финансированием государства, госкомпаний, дружно и взахлеб рекламируют кощунство и кощунниц в информационном пространстве, которое тоже под контролем государства. «Голос Америки» с радостья сообщает, что о прошмандовках говорили 86% мировых СМИ! Князь мира сего поднял всё свое войско, но не одолеть ему Церкви.

      • Yuliya27:

        Вот точно! мировая общественность обсуждает, правильно ли выбрано наказание судом страны, в которой они никогда не были и возможно знают лишь то, что в России медведи по улицам ходят. Вот наглядный пример того, как легко манипулировать массовым сознанием и как легко возбудить массы через воздействие на чувства. Каким надо быть сейчас осторожным по отношению к любой информации…. В итоге наверное самое безопасное -выбрать пару надежных традиционных цензурируемых порталов. Потому что совсем без новостей тоже не проживешь.
        Ну и побольше читать православного наследия.
        Вообще поражает количество отрицательных новостей. А ведь таким образом формируется бессознательное в человеке, которое потом переходит в сознательное!
        Но наряду с отрицательными новостями есть и положительные порталы, где говорится о достижениях в стране. По крайней мере такая положительная информация — это луч света в темном царстве. Я имею ввиду портал Сделано у Нас. Читаешь -и становится не так страшно за страну, все-таки сколько у нас людей, которые стараются и у них получается! Хороший пример для молодежи, идеи…. Наверное выглядит как реклама, но действительно положительный портал! То, чего нам сейчас не хватает

    9. yatep:

      всегда говорил вот таких людей надо выбирать на служению народу ,Он истинно верит Богу и не будет делать не справедливости по отношению к своему народу ,Спаси Господи .

    10. nb:

      Надо признаться, что вопросы Анна задавала верные, а отец Димитрий в своих ответах выходил на большую внутреннюю проблему мирянина: как узнать христианин ты или нет? Христианин это кто? Кто ходит в храм, молится? Как отец Димитрий понимает, что паства плохо знает Христианство? Ведь путь к Богу очень личный и его не расскажешь, не объяснишь, его не покажешь. Разве человек, стоящий в храме и причащающийся не христианин? Для меня самая большая проблема моей веры это самоидентификация себя как православного человека. Православный ли я человек по существу своей жизни? Мучаюсь этим вопросом и боюсь ответить себе. Думаю, ответ можно узнать только на Страшном Суде. Даже священник не может знать наверняка о пасомом: христианин он или нет. Знает ли он Христа.

      • Александр:

        Ну как.. отец Димитрий уже опыт духовный имеет. Думаю ему немного надо, чтобы понять насколько стоящий перед ним Христианин. Вот Вы спрашиваете «Разве человек, стоящий в храме и причащающийся не христианин?». Ну вот я, с Божией помощью стал ходить в Храм, исповедоваться и причащаться и что же я Христианином сразу стал? Нет! Неужели я вот просто на службе постою, Богу помолюсь и прям все больше христианизуюсь? Нет! Вот я думаю что верю в Бога, а если на чистоту то нет во мне веры вообще ни капли! Ну ни капли нет! Я просто постоянно занимаюсь самовнушением, что верю, но вот если бы Христос сейчас спросил меня верю ли я, и я сказал бы что да, то чувствую что соврал бы. А если уж дальше на чистоту, то ловил себя на мысли несколько раз, что мне Христос просто не нужен, я занят суетой, и Он мне нужен только, чтобы опять же ублажать мои желания. У меня вроде как договор односторонний с Ним.. я Ему «веру» свою даю, а он мои желания исполнять будет. Я как бы манипулировать Им пытаюсь через веру. Христианин ли я? Да ни капли я не христианин! Не могу я просто вот так взять и поверить, одна надежда «Что невозможно человеку, то возможно Богу». И не уверен что у других по-другому.

        • Nita:

          Поверишь, когда обращаешься к Богу, и он отвечает,сразу- какими-то событиями ,чувствами- и ты понимаешь ,что это ОН. От человека требуется только смирение.Простите!

      • Lena.it:

        Как сказал один литературный персонаж, «Подумаешь, бином Ньютона!» Отец Димитрий много раз это объяснял, если в твоей жизни самое главное- Христос, а не что-то другое, то ты христианин. Если же что-то для тебя важнее Христа, то- нет.

      • Evgeny vrn:

        Может это поможет ответь на некоторые ваши вопросы. Один из святых отцов сказал : «Я суть козлища, агнцев (овец) знает же только сам Бог» Если этот угодник был такового мнения о себе, то нам что о себе мнить?

    11. Irene:

      Интересная, содержательная беседа получилась. Спасибо.
      Всех с праздником Преображения Господня!
      А критикам Анны Даниловой (ранее здесь на блоге критиковали ведущую программы «Правда жизни» на «Спасе», еще Олесю Николаеву: они, дескать, неправильно беседуют с батюшкой) советую взять интервью у отца Дмитрия или напроситься к нему в «Диалог под часами» и показать всем мастер-класс — как надо вести беседу с протоиереем Дмитрием Смирновым.
      Пусть другие поучатся.

      • Nina55:

        Для критика «критиков». Зачем поздравлять участников блога с таким светлым праздником и следом им же делать язвительное замечание? Или нетерпимость к чужому мнению, или искреннее поздравление.

    12. Anatalla:

      Как прав батюшка Димитрий, менять необходимо не системы, а человеческие души.Когда-то в страшном 1917 русский народ отказался от Помазанника Божия, жестоко убив Царя-мученника с семьей, отрекся от Бога. И наказание народа не закончилось на второй мировой войне. Все эти чудовищные горести, неустройства, о которых говорил батюшка Димитрий, в наказание нам за былой грех. Было бы хорошо,например, построить в каждом городе хотя бы часовенку Царственным мученникам и совершать ЕЖЕДНЕВНО(за исключением тех периодов, когда запрещают церковные каноны) молебен. Это я просто для примера сказала. А вообще смысл в том, что выкарабкаться из этой страшной безнравственной разрухи, в которой мы оказались, сможет помочь только Божия милость, сами люди посредством различных реформ и принятия разнообразных законов не справятся.

    13. Irina Krotova:

      Батюшка, спасибо за Ваши труды! Это очень важно, то, что Вы говорите. Спасибо, что у нас есть возможность всё это слушать.Спасибо Анечке,что так разговорила нашего Батюшку!

    14. Kalina_L:

      У меня появилась мысль по поводу воспитателей в детском доме отца Димитрия.

      Раз эти люди обладают уникальным и полезным опытом, но поставить таких людей на руководящие должности — это неразумно раходовать их ресурс, то можно поступить по-другому.

      Их опыт непременно должен быть сохранен и, по возможности, распространен.
      Нужно писать книги, фиксировать этот бесценный опыт. Люди потом с удовольствием купят и сами смогут своих родных детей воспитывать, а не калечить.
      Книг по воспитанию детей и «позитивному» общению между людьми море: каждый мнящий себя психологом обещает нас научить и решить все наши проблемы, вы только книжечку купите, а лучше две.
      Но нужны-то не измышления, нужен реальный положительный опыт. Он будет полезен и родителям, и педагогам.

      А чтобы воспитателей из команды отца Димитрия сильно не нагружать, материал можно записывать на диктофон. А заняться расшифровкой желающие найдутся. Я желающая :-)

      • Kor:

        Эта мысль хорошо, но немного наивна. Работать всё равно придётся конкретным людям с конкретными детьми и создавать своё, пусть даже на выжимках из чужого опыта. Такие вещи не тиражируются, а вырастают или разширяются, если есть объективные условия.

        • Kalina_L:

          Возможно, мысль и наивна.
          Однако она основана на наблюдениях за практикующими психологами, за людьми, окончившими курсы психологические, за педагогами садиков-школ-университетов.

          Как правило, громче всех говорит человек, мысли которого полны вниманием к себе, любимому. И книги «штампует» как на конвейере тот, чье «учение» похоже на слегка подкрашеную воду.

          Книги с живым реальным опытом очень нужны. Понятно, что книгу к человеку не приложишь, как пачку печенья к магазинному сканеру, каждый прочитавший будет осмысливать и применять прочитанное по-своему. Но зачем изобретать велосипед в миллионный раз? Хотелось бы, чтобы в океане бесполезной, а иногда и весьма вредной, литературы все же были нужные и достойные книги, написанные достойными людьми, а не графоманами «от ветра головы своей». Чем доступнее полезная информация, тем лучше.

    15. Elena_ask:

      Замечательная беседа двух умнейших людей. Очень люблю портал «ПРавославие и мир» и знаю многих, кто открыл для себя Бога и Церковь благодаря статьям авторов. Поклон о.Димитрию. Смотрели всей семьей — вот бы и правда такое показывали вместо телевизионных ток-шоу!

    16. ak:

      Такое впечатление, что журналистка училась в какой-нибудь лондонской школе журналистике в группе orthodox church journalist: все время так и норовит вставить что-то типа «а вот на западе… все белые и пушистые».

      О.Дмитрий четко говорит, что корень всех проблем в том, что Христос никому не нужен, никто его не замечает, а ее ‘волнует вопрос системы’ и при этом она ‘полностью с ним согласна’. Нда, хоть стой, хоть падай.
      Да придумай хоть супер систему, а управлять то ей придется балбесам, которые будут точно следовать пошаговой инструкции. Такое впечатление, что в головы ‘молодых специалистов-профессионалов’ вдолблено некое подобие иудо-язычества : построить четкую систему действий-законов на все случаи жизни и заставить всех досконально следовать пошаговой инструкции управления этой системой — вот и будет вам рай на земле.

      • Elena_ask:

        Журналист должен задавать острые, интересующие людей вопросы, а не сидеть «Как батюшка благословите спросить?». Очень интересно вышло!

    17. julia l:

      «…Мы свободные люди и делаем,что хотим…»,сказано ведь:
      «Возлюби Бога и делай,что хочешь».
      Спаси Господи.

    18. Nina55:

      Любая беседа с отцом Димитрием — большая польза.Удивительно, как отец Димитрий выстроил линию разговора.Всё насущно, определённо и названо прямым текстом.А вопросы самые серьёзные и именно сегодняшнего дня.Только Анна Данилова…Очень может быть, что я ошибаюсь, только хочется у неё спросить: «Зачем приходила?».

    19. Ещенко Кирилл:

      Отец Димитрий! Вы прямо как апостол Павел! Потрудились больше всех! :)

      Кстати, узнал недавно, что Макаренко умер у нас, в Голицыно, сев в электричку. Он приезжал в наш дом творчества писателей… Так и умер на нашей земле, не успев до столицы добраться :(

    20. nb:

      Читала портал Правмир в течение двух лет, пока не стала замечать, что всё более и более портал либерализируется. Стало как-то грустно,читать перестала. Портал представляет разные мнения духовенства на политические события, а это не очень полезно в наше время, когда и так никто ничего не понимает: где черное, где белое. Частый гость портала отец Андрей Кураев, постоянно демонстрирующий свои глубокие безграничные знания.Сейчас почитаю интервью приятного человека Анны Даниловой, возможно, опять приду в восторг от её выдержки, интеллигентности (прости Господи за это слово)…

      • dagr:

        >> пока не стала замечать, что всё более и более портал либерализируется
        С нетерпением ждем на правмире выдержанных и интеллигентных интервью с педерастами ( чтобы придти в восторг от выдержки, мужества и профессионализма Ани).

      • Aleksiej:

        Поймал себя на тех же чувствах.

      • Александр:

        Мне кажется им надо было сайт по-другому назвать — «Православие или мир».
        Тогда бы дело пошло иначе…

        • Tatiana_Piter:

          А я-то думала, что у меня что-то не так с пониманием :) Оказывается, не только у меня такое впечатление от сайта «правмир», а еще более — от их форума! Еще в самом начале «пуськинской эпопеи они там подписи собирали в защиту мерзавок, а любое мнение против трактовалось, как отсталое и, практически, вражеское. «Несовременное», так сказать… Мол, некие «заслуженные православные дамы» инспирировали сбор подписей, а мы должны помалкивать и подписываться — ни больше, ни меньше. Статьями хороших авторов они создают себе реноме, а в мозги людям внедряют «альтернативное» мировоззрение, вроде «интеллигентной полемики с педерастами». Я так поняла… И покинула форум без печали.

          • Фаина:

            мне кажется не стоит забывать, что портал Правмира возглавляет православный священник, а не какая-то сатанинская сущность. А по поводу форума — каждый выносит свое — добрый доброе, злой злое. Любой форум всегда искушение.

            Вопросы у Анны были очень хорошие и разные :)

            • Tatiana_Piter:

              Ага, понятно: не нравится форум на «Правмире», — «сам дурак». «Православный священник», говорите? Как-то очень знакомо, — на том форуме так же давили авторитетом во время сбора подисей за «пусек». Да и православные священники бывают разные. У нас в приходе, например, их четверо, а душа выбирает двоих. А форум на Правмире не нравится!Бесовская там сущность или еще какая- жизнь покажет.

              • Фаина:

                не нравится форум — не читайте, в чем проблема-то? Вас кто-то заставляет?

                • Tatiana_Piter:

                  Мадам, да я давно ваш форум «не читаю», как вы выражаетесь. Но, коль пошла такая песня, запрещать высказывать свое мнение о нем — не в вашей глубокоуважаемой компетенции, даже если вы трижды «православная»

    21. sky-ocean:

      Невероятно красивое кресло!..И еще одно!:) А что за образ на стене?

    22. Андрей Васильев:

      Приятно посмотреть и послушать беседу двух замечательных и просто очень приятных людей. Спасибо за это интервью Отцу Дмитрию и Анне Александровне.
      Если бы главные каналы страны показывали такие беседы …
      Спасибо!

    23. mtn:

      Вот такие бы интервью, беседы с народом вместо шоу и расследований.

      • MarinaSPB:

        Вот-вот, на отдельном канале, кот. сделать платным , (американцы платят, европейцы тоже, а мы что..). Будем содержать всем народом, батюшку Димитрия будем просить быть хоть по четным гл. редактором, и посчитаем тогда «рейтинги», сочтемся, т.с. славою..

        • regent:

          а по нечетным он будет приходить в себя после чётных что ли? нет, так дело не пойдёт — будем просить всем миром (соборно), чтоб он уж как-нить без выходных работал! не отлынивал!

    24. stillrussian:

      Интервью интернет-порталу «пГавославие и мир». Неоднозначный портальчик.

      • Yuliya27:

        Это точно — провокационный, распаляющий страсти. Волк в овечьей шкуре, подкупающий названием и темой новостей. А в итоге получается обсуждение Православия «миром», плавно переходящее в осуждение.

        • Irene:

          Прошу прощения, ну а Вы что делаете в данном комментарии по отношению к Правмиру?

          • Yuliya27:

            Называю вещи своими именами. В комментариях на Правмире часто бывают такие, которые откровенно порочат Православие, богохульные. И эти комментарии не стираются модераторами. Там обсуждается Бог, Богородица, Православные обычаи. В итоге люди начинают спорить о том, о чем лучше не спорить в наше трудное время. Поэтому мое впечатление, что это — обычный новостной сайт, не имеющий Православных корней, который специализируется на муссировании новостей, связанных с Православием, целенаправленно выносит их на обсуждение широких масс. А зачем? Как только закрывают одну тему, когда обстановка начинает накаляться, открывают другую, но подобную.
            Это мое личное впечатление.

            Ведь идея хорошая-Православные новости. Но когда они выносятся на обсуждение, то такое ведет к распрям.

            • stillrussian:

              Вы все верно заметили Yuliya27. Портал премерзкий нехороший: за видимой православной наружностью скрывается «болотная» сущность. Сколько грязи высказано на его форумах и в отношении Святейшего, Матери-Церкви, священства. Все в рамках, якобы, обсуждения. Типа — за истину радеем. Не смог выдержать хулы и насмешек на веру и ушел оттуда. Гады Аспиды они, уж простите.

          • Yuliya27:

            У меня такое ощущение, что меня обманули. захожу в Интернет, вижу название «Православие и мир», новости приличные, про добрые дела пишут, про инвалидов. Обрадовалась, подписалась. А в итоге осталось такое ощущение, что меня подманили новостями, а на самом деле втянули в обсуждение того, что лучше не обсуждать. Мне например было трудно удержаться, когда кто-то в комментариях ставит под вопрос обычаи, традиции Православные…. Соответственно раз ответил, два ответил…. А в итоге понимаешь, что зашел на сайт почитать хорошие новости, а в итоге втянулся в ненужное обсуждение. То есть понимаешь, что попался в сети. Начали за здравие, как говорится….. Не каждый может устоять и остаться в смирении, то есть «с миром», по определению батюшки Димитрия. Вот поэтому у меня остались такие впечатления.

            • Tatiana_Piter:

              Попалась аналогично! По-моему, это такой приемчик агитаторов Сатаны, в расчете на «дураков». Они ж, эти «деятели», православных дураками считают, а себя, соответственно, семи пядей во лбу.. Помните песенку из фильма «Буратино»? Они пытаются православным подпевать…

    25. TINA R:

      Благодарю за возможность просмотра этого прекрасного видео! Отец Димитрий вдохновляет снова и снова жить по-христиански, объясняет и даёт поводы для размышления!!!
      Спаси Господи!

    26. Sannikyech59.ru@mail.ru:

      Как всегда разговор о самом насущном и все в точку. Ну, смотрите, люди, слушайте, делайте, ведь есть правильный путь.

    27. Алексей:

      Муж Русской Православной Церкви Спаси вас Господь Отец Димитрий на многие лета !

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.