Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Христианская семья как образ спасения. Часть 2 (вопросы и ответы)
Выступление протоиерея Димитрия Смирнова перед слушателями Московской духовной академии, состоявшееся в Сергиевом-Посаде 29 октября 2015 года. Часть 2. Ответы на вопросы. (см. также "Часть 1. Лекция").

1. Как быть, если сразу же после венчания в семью вошли ненависть, злоба и вражда друг против друга?   (0:39)

духовные недуги, христианская аскетика, духовная жизнь, духовная литература, грех, добродетель, страстность, молодые люди, дети, воспитание детей, христианин, подвиг, отречение от злобы, отречение от раздражительности, служение любви

2. Как молодым студентам не терять доверия к церковной иерархии после того, как диакон Андрей Кураев вскрыл ряд серьёзных проблем, существующих в Церкви?   (2:50)

аскетическая литература, первая семья, первое убийство, Каин и Авель, демонизм, авторитет Церкви, вера во Христа, преподобный Сергий, история Церкви, ереси, расколы, христиане, христианство, грехи других людей, осуждение, превозношение

3. Отношение православных христиан до брака. Какова может быть степень интимной близости?   (12:12)

христианское отношение, жених, невеста, благородство, трезвый выбор, ослепление

4. Что семинаристу делать с девицей до брака? Как с ней себя вести в этот год до свадьбы?   (16:14)

книги, общение, дружба, семейная жизнь, самоотверженный труд, стихи, смертные грехи

5. Может и должен ли священник быть свахой?   (21:28)

самостоятельное решение, совет священника, совет духовника, совет родителей, ошибки священника

6. Какой должна быть супруга священника? Где её место?   (25:31)

христианство, крест матушки, приход, занятость священника, Валентин Серов,

7. Что такое семья для безбожного человека и современного мира?   (29:16)

ориентир в жизни, обслуга, отношение к женщине, влюблённость, замуж за атеиста, алименты, способность к любви, несчастные люди, погоня за удовольствиями

8. В чём заключается святость брака? Брак – один раз и навсегда?   (32:16)

христианская семья, задача брака, поп-музыка, БГ, русская живопись, использование женщины, христианская религия, отношение к женщине, любовь к женщине

9. Обязательно ли венчание?   (35:25)

Адам и Ева, Таинство, домашняя церковь, освящение брака, благодать

10. Что такое блудное сожительство? Почему блудниками считаются даже крепкие пары, которые живут по 30 лет вместе, но не венчаются?   (37:29)

регистрация брака, равнодушие ко Христу, воспитание детей, чудо в Кане Галилейской, брак в Кане Галилейской

11. Семья как место и средство духовного роста. Верно ли, что святости можно достигнуть не только в монашестве, но и в семье?   (40:28)

Амвросий Оптинский

12. Зачем люди венчаются, если потом всё равно разводятся? Почему священники венчают всех, даже далёких от Церкви людей?   (43:24)

красота венчания, катехизация, крещение, домашняя церковь, ответственность, понимание, христиане, профанация Таинства, бизнес духовенства

13. Как священнику понять, что данную пару не стоит венчать?   (45:38)

ответственность, информированный выбор, ответственное решение, крещение, невежество

14. Что необходимо делать священнику, если семья распадается?   (47:56)

сохранение семьи, развод

15. Ревность естественная и ревность патологическая. Как быть?   (48:35)

преодоление ревности, отсутствие любви, искажённое чувство любви

16. Где границы пасторского вмешательства в отношения между мужем и женой?   (49:10)

домашняя церковь, хозяин в доме, глава семьи, Антоний Сурожский

17. Бездетная семья. Как помочь?   (51:56)

усыновление, школа приёмных родителей

18. Что в семье важнее, духовное единение или плотские чувства?   (52:29)

святость брака

19. Должен ли священник лезть в сексуальные отношения между мужем и женой?   (53:03)

отношения двух полов, плотские отношения

20. Разве деторождение – не цель семьи?   (53:59)

возрастание в любви, христианская любовь, домашняя церковь, дети

21. Как преодолеть опасность противопоставить интимные отношения любви к детям?   (54:32)

мужчина, рациональное мышление

22. Что говорить супругам о контрацепции?   (54:54)

Европа, разрушение семьи, разрушение христианства, аборты

23. Что говорить о половых извращениях, когда спросят прихожане?   (55:35)

разврат, сладострастие, кулинарные передачи, духовная пища

24. Во всём ли жена должна поддерживать мужа?   (57:18)

воздержание, предательство веры, пьянство, табакокурение, святость брака

25. Являются ли родители источником добродетели для детей?   (58:45)

Христос, пример

26. Подросток в семье. Как не навредить? Нужно ли ломать подростковый максимализм?   (59:20)

воспитание детей, слабая позиция, крик, отношения любви

27. Нормально ли, что многие дети стыдятся показать свою религиозность? Не станет ли это одним из факторов охлаждения к Церкви?   (1:00:26)

Молитва

28. Почему многие дети, поступившие в воскресную школу, в итоге бросают обучение?   (1:01:11)

равнодушие к Церкви, охлаждение в вере

29. Что представляет из себя православная гимназия и стоит ли отдавать туда ребёнка на обучение?   (1:02:23)

соблазны мира, православная школа

30. Как относиться к массовой компьютеризации детских садов и школ?   (1:03:17)

мир, компьютер

31. Полезно ли отдавать ребёнка в различные кружки, участвовать в соревнованиях, вырабатывать установку «ты лучший»?   (1:04:29)

взращивание гордыни, стимул к победе, эстрадные шоу

32. Является ли духовной классическая музыка?   (1:05:10)

душевность, Священное Писание, Таинства Церкви, добрые дела, молитва, высшее проявления душевности, плотская музыка, наркотическое воздействие

33. В какой степени священнику следует уделять внимание культурному просвещению?   (1:06:26)

широта кругозора, самообразование, музыка, живопись, поприще священника

34. Почему священник часто не видит, что самая большая строгость нужна к их собственным детям?   (1:07:40)

синдром Дауна, слепая любовь, пристрастие, зрячая любовь

35. Дайте совет-лекарство для подростков, вынужденных компенсировать отсутствие родительской любви проведением времени перед компьютером?   (1:08:41)

спортивная секция, замена родителя, учитель, завоевание доверия

36. Зачем для венчания необходима регистрация в ЗАГСе?   (1:09:40)

отделение Церкви от государства, юридическая ничтожность

37. Будет ли отец отвечать на Страшном Суде за свою семью?   (1:10:58)

ответственность отца

38. Что делать мужу, если жена больна алкоголизмом?   (1:11:51)

лечение

39. Может ли будущий батюшка выбрать себе в жёны светскую девушку? Какие подводные камни могут при этом помешать семейному счастью?   (1:12:13)

Болван, распад семьи

40. В каком случае развод в православной семье оправдан?   (1:13:14)

Социальная Концепция

41. Как узнать девушку, как понять, что она тебе подходит? Как расстаться, если понял, что девушка не подходит?   (1:13:25)

упражнение в христианстве, научный подход

42. Можно ли брать в жёны девушку, у которой мама имеет три официальных брака?   (1:14:42)

пример мамы

43. Расскажите про начало Вашей семейной жизни   (1:15:01)

счастливое исключение

44. Как христианской семье защититься от негативного воздействия нехристианского мира?   (1:16:37)

христианская любовь

45. Угодно ли Богу, чтобы человек имел более одной жены?   (1:17:24)

Ветхий Завет, Новый Завет, заповеди

46. Как Вы познакомились со своей матушкой? Расскажите о Ваших переживаниях   (1:17:48)

эмоции, предложение руки и сердца

47. Что делать с парнем, за которого не хочется выходить замуж, но он очень настойчив и даже одержим?   (1:18:25)

одержимость

48. Поделитесь своими воспоминаниями о семинарии   (1:18:41)

библиотека, педагоги, добросовестность, халтура, монашествующие  

«Как быть, если сразу же после венчания в семью вошли ненависть, злоба и вражда друг против друга. Стоит ли это рассматривать как искушение или в нас самих кроются духовные недуги..?»

Ну конечно, кроются.

«... Как их лечить?»

Есть целая наука. Христианская аскетика. Подготовка к семейной жизни заключается в том, чтобы читать книги о духовной жизни: и «Невидимую брань», и авву Дорофея, и Иоанна Лествичника, и Варсонофия Великого, и Иоанна Пророка, Иоанна Кассиана Римлянина, святителей, Василия Великого, Тихона Задонского. Надо учиться тому, как грех побеждается добродетелью. А так все люди грешные, а молодые люди ещё и страстные. Ничего ни нового, ни удивительного. Но вот это надо всё преодолеть, потому что нельзя допустить ситуацию, что у вас уже дети, а вы испытываете друг к другу ненависть, злобу. Понимаете? И в этой атмосфере будет ребёночек расти? Ну и кого вы вырастите? Вы не христианина вырастите, а разбойника. Поэтому семья – это подвиг. Подвиг отречения. Моего отречения от моей злобы, от моей ненависти, от моей зависти, от моего осуждения, от моей раздражительности, от моей гневливости, от лености. Что такое семья? Семья – и апостол об этом говорит – это когда один служит другому, а другая служит одному. Вот и всё. А что это за служение? Это служение любви.

«В последнее время всплыли проблемы внутри Церкви, поднятые на поверхность дьяконом Андреем Кураевым. В виду этого колеблется авторитет Церкви и проявляются помыслы сомнения и недоверия к власть имущим, имеются в виду иерархи Церкви. Скажите, как молодым студентам бороться с этими помыслами и не терять доверия к церковной иерархии? Просто закрывать глаза на грех и делать вид, что ничего не происходит, не получается»

Я не знаю, знает ли отец Андрей аскетическую литературу, но грехи ещё первую семью сопровождали всю жизнь, поэтому Каин убил Авеля. Это было первое убийство, оно было внове. А сейчас на Востоке режут головы христианам, некоторые люди вскрывают грудную клетку и пожирают живое бьющееся сердце, как будто он ацтек, а не мусульманин. Да, человек очень быстро может дойти до ужасного озверения, демонизма. А при чём тут авторитет Церкви? Авторитет Церкви зиждется не на авторитете отдельных личностей, а на авторитете Христа Спасителя, а Его авторитет для нас зиждется на нашей вере Ему и в Него. Пусть все хоть на головах ходят. От этого что, Христос, Его одежда запачкается? Или преподобный Сергий станет другим? Ну, вы, конечно, проходили или будете проходить историю Церкви, и Русской Церкви в том числе. Да мало ли, что там в Церкви было, и какие ереси, и какие расколы, и какие преступления на разной почве! Ну что тут такого? Люди есть люди. Если человек колеблется от греха других людей, тогда ещё слишком он нежен в возрасте Христовом. Я, например, не могу сказать, что большую, но уже не маленькую жизнь прожил. Ну меня вообще ничем не удивишь, и отношусь я к этому абсолютно спокойно. Есть ли на дворе атомная война или нет на дворе атомной войны, я могу на неё как-то повлиять? Не могу. А что я могу? Ну, я могу вот, если женщина идёт с двумя сумками, ей помочь понести. Это я могу? Могу. Значит, я могу быть христианином. Ну а какое мне дело до человека, которого я ничем не могу вразумить и у меня нет на это власти? Так и что? Что во мне колеблется? Какой источник колебания для моего христианства, если кто-то грешит? Да никакого. Только моё собственное осуждение или превозношение. Но я боюсь кого-то осуждать. Почему? Я знаю законы духовной жизни. Я вот когда учился в семинарии, было счастливое время, я впервые мог свободно читать книги, которые здесь в библиотеке, потому что мы читали только то, что на ксероксе было. Даже молитвослов у меня был написанный мною от руки, у меня до сих пор сохранился. Вы тоже, наверно, когда поступали в семинарию, учили наизусть молитвы, да? Вот, я написал от руки по-славянски и читал по этому молитвослову молитвы. Первый молитвослов нам подарили в семинарии с подписью владыки ректора. Он у меня не сохранился, я его кому-то подарил, я уже сейчас не помню.

Отец Андрей Кураев там что-то поднял. Что, отец Андрей Кураев узнал о каком-то грехе, о котором я не знал? Да я каждую неделю исповедую сотню-полторы людей. И меня чем-то отец Андрей, который никого никогда не исповедовал, хочет вообще удивить? Я бы его удивил, что я за свою жизнь встретил человека грешнее, чем я, раза два или три. Меня это настолько поразило, думаю: «Надо же, грешнее, чем я!». Что там, Господи! Может, его поэтическое воображение что-то там поражает. Меня – нисколько. И вам советую. Потому что нужно, как говорил один французский философ, он, правда, материалист: «Нужно возделывать свой сад». Или как русская поговорка народная говорила: «Спаси себя, и хватит с тебя». Потому что ни один человек не может спасти другого человека, даже собственного сына. Ты можешь спасти его от воды – ринуться за ним в реку, ты можешь спасти его от пожара – вынести его из огня, но спасти его, как спасает Христос – от ада преисподнейшего – ты не можешь. Ты можешь ему показать весь путь христианский, дать ему пример, но станет ли он христианином, всё равно это его выбор. А чтобы говорить о других... Ну а что ты можешь сделать? Кто из нас может что-то изменить у нас в государственной власти, в законодательстве, в церковной иерархии? Да ничего. Наша власть на что распространяется? Зашёл в церковную лавку – купил эту икону или ту. Всё. Что позволено Юпитеру, то не позволено быку, поэтому у каждого человека в жизни свои прерогативы. Вот семья, которую ты строишь, вот и строй её перед Богом в любви, в терпении, в снисходительности и в образованном подходе к этому. И всё, и будет благо. Сделай вокруг себя тот мир, входя в который люди будут преображаться. А так сказать: вот этот грешник, вот этот грешник. Как будто отец Андрей не грешник. Не хочу осуждать и не буду. Это всё равно что хромой показывает: «О! Идёт горбатый!». Ну а ты хромой. Один человек пьёт горькую, а другой до самозабвения играет в шашки. Ни тот, ни другой Царства Божия не наследуют, потому что у христианина должна быть одна любовь – это Христос. И даже кто любит сына или дочь больше, чем Меня, говорит Он, тот Меня не достоин (Мф. 10, 37).

Так, пойдём дальше.

«Отношения православных христиан до брака. Степень интимной близости. Поцеловать в щёчку и всё?»

Ну, понимаете, я бы совершенно бесплатно посоветовал и в щёчку не целовать. Мне однажды один священник, он жив до сих пор, но уже очень старенький, сказал, что раньше юноша никогда не входил в дом девицы, если он не собирался на ней жениться, потому что если он к ней входит в дом, а потом не женится, то он бросает на неё тень. То есть он, входя к ней в дом, себя позиционировал как жених. Тогда телевизора не было, все смотрели не в телевизор, а в окно. Ты уже бросал тень, потому что ты её этим самым дискредитировал, поэтому входили в дом только с целью просить руки. Человек, входя в дом, уже нёс ответственность. А какие щёчки, извините, пожалуйста? Значит, я её поцеловал – что-то невкусно, и пойду другую целовать? Разве это христианское отношение к женщине? Нет. Настоящий благородный рыцарь так поступать не может. Если он так относится к этой женщине, как он будет относиться к своей невесте? Нет. Нам такой не нужен. Поэтому вообще куда спешить? И потом, от всяких щёчек очень мутится голова, и тогда уже трезвый выбор спутницы жизни, сестры-жены, как апостол говорит (см. 1 Кор. 9, 5), будет замутнён. Вот эти щёчки всё затмят. Человек будет мечтать только о щёчках, он совершенно не увидит всю её. Я сам это наблюдал, когда я был молод и самонадеян, я некоторые пары, так сказать, подтолкнул к супружеству. В отдельных случаях было очевидно. И вот, одна молодая дева приударила за парнем из нашего прихода. Он сейчас-то давно уже священник. А тогда, когда я об этом узнал, кто-то мне благополучно донёс, я удивился до крайности: «Ты что, Вов, с ума, что ль, сошёл?» И хотя мне было лет 40, я говорю: «Иерей, властью мне от Бога, я тебе запрещаю с ней вообще даже дело иметь». Потом что как-то это было ну настолько очевидно. А он был ослеплён. Вот, и слава Тебе, Господи, у него прекрасная жена, там много детей, я даже не знаю, сколько, уже сбился давно со счёту. Потому что полно прекрасных девиц. А вот бывает, что человеку что-то такое понравилось, какая-то щёчка, и это просто гибельно.

«Семинаристов волнует вопрос, что делать с девицей до брака..?»

(хохот и аплодисменты в зале)

Это не я писал. Это вы кому аплодируете? Ну я не знаю, вот я прекрасно помню время, когда я был в первом классе, а некоторых девиц помню даже ещё по детскому саду, помню и имена, и фамилии тех, которые мне очень нравились. И нам всегда было, что делать. Я недавно вот ту девочку из первого класса, с которой мы проучились восемь лет, встретил, она стала архитектор. Она одно сооружение в Москве построила как архитектор, а Лужков меня попросил его освятить. Вот, и я освящал, и вдруг она говорит: «Ой, привет!». И всё, и мы опять увидели друг друга. Она за 50 лет вообще не изменилась – с тех пор, как мы виделись. И поговорили, там ещё архитектор Москвы был, Кузьмин. Он удивляется: «А Вы знакомы?», я объясняю: «Да, представляешь, Александр Викторович, мы с ней учились в одном классе». Он говорит: «А мы с ней – в одной группе». Вот как всё это мило. И нам находилось, что делать, мы обменивались книгами, я ходил к ней в гости, она ходила к нам, у неё отец был учёный человек, доктор наук. Я сейчас уж не помню поприще, на котором он служил Отечеству, но на протяжении восьми лет мы общались и дружили. А если семинарист не знает, что делать с девицей, ему надо в первый класс средней школы. И учиться. Какая ж это будет семейная жизнь? Советую читать хорошие книги о том, как строится жизнь, потому что семейная жизнь состоит не из одних щёчек. Щёчки – это полпроцента всего бытия, а всё остальное – самоотверженный труд любви.

«...Как с ней себя вести..?»

Ответ простой. Нужно с ней вести себя по-христиански.

«... Год до свадьбы. Но это нельзя, то нельзя. А что тогда можно?»

Да что угодно можно. Можно писать стихи, можно посвящать ей романы, можно дарить ей автомобили или лошадей. Вот я знаю одну семью, у них семь детей, недавно муж подарил жене коня за 800 тысяч рублей. Почему? Ну она пристала, вот «хочу», он ей купил. Почему? Ну потому что он её любит. Коня подарил. И всё, она сейчас занимается конным спортом. У них загородный дом, где они живут, там рядом конюшня есть, там уже всё, денник, коня поставили, будут кормить, будут тренировать, и она два раза в неделю будет заниматься, а потом и своих деток приобщать к конному спорту начнут. Нет ничего лучше. У меня тоже есть и конюшня, и там мои детки в количестве двадцати человек занимаются конным спортом. Один даже у нас выиграл какие-то там соревнования, я ему шашку подарил, пистолет, потому что там они всякие упражнения делают, стреляют на ходу и шашкой рубят по таким бутылкам пластмассовым. Дети очень любят.

Так что? «То нельзя, это нельзя». Всё можно, кроме смертных грехов. Неужели не знаете, семинаристы? Ну и темень! Куда вообще вы попали, из каких дебрей?

«Из объявлений в газетах: «Профессиональная сваха найдёт спутника жизни. Стопроцентная гарантия», «Священник-сваха. Как стать профессионалом»».

Понимаете какое дело, священник, мне кажется, не должен становиться свахой. Я когда немножко поумнел, годам к 50-ти, совершенно перестал этим заниматься, потому что это уж дело ответственное. Но существовало в Церкви такое правило: если объявляется о помолвке, то потом священник должен был в селе три воскресенья подряд говорить вслух народу, что такой-то молодой человек желает жениться на такой-то такой-то девице, что если у кого выявится, как теперь говорят, вопрос к этой паре, то он должен обязательно это огласить. У меня был такой случай, например. Один молодой человек ухаживал за девицей, он даже сначала ухаживал за моей дочерью, но она его отвергла. Всё вроде нормально, и даже пел в хоре. Но на свадьбе он напился, как в старину говорили, до положения риз, то есть то, в чём он был одет, это уже лежало на полу, а внутри он сам. У нас же такой порядок, что сначала люди регистрируют брак, потом венчание. И вот, они зарегистрировали брак, потом повенчались. И я новоиспечённой жене посоветовал: «Завтра же иди в ЗАГС, подавай заявление о разводе». Она сомневается: «Ну как же так, мы уже полюбили друг друга, может быть, это какой-то...». Я объясняю: «Нет, он просто скрыл от нас от всех своё психическое заболевание, которое именуется алкоголизм». В том случае, когда человек скрывает такого рода заболевание, венчание считается недействительным, потому что это обман. Она на полгода задержалась, ей это было очень тяжело, но через полгода она ушла от него, потому что он был абсолютно невменяемый. Он год, представляете, эту пружину сдерживал. На свадьбе выпивши шампанского, он уже раскрутился насмерть, ничего уже с собой не мог сделать. Даже любовь к ней, а любовь безусловно была, ничего не могла сделать. Так что священник – такой же человек, это совершенно не Господь Бог, он может ошибаться. И лучше, когда человек принимает решение сам. Конечно, такие важные вопросы, как твоя будущая семейная жизнь, должны решаться с совета. Хорошо, если девушка спросит совета и у своего священника, и у духовника жениха, и у своих родителей. Если он был женат, такое тоже бывает, телефончик его первой жены, с ней поговорить по телефону, тоже очень важно. Сейчас женихов мало, ими не разбрасываются, поэтому даже если товар немножко лежалый, то хотя бы узнать, какие там были проблемы.

«Супруга священника. Представления неженатых семинаристов о ней. Кто она на самом деле? Где её место?»

Она такая же, как и супруга парикмахера или военного, потому что христианство универсально. Просто у супруги священника крест немножко более трудный, потому что у священника его приход – это тоже семья. Он молодой, а ему нужно много времени отдавать приходу, семья всё-таки несёт в этом какой-то ущерб и, конечно, это бывает молодой жене несколько тяжеловато. Вот только в этом отличие. У меня и сейчас, собственно, выходных нету практически, я прихожу домой поздно, если я в 10 часов вечера вернусь домой, моя жена будет очень довольна. «Это, – говорит, – ты сегодня раненько пришёл». Я стараюсь это компенсировать, мы уже на пенсии, так что возможностей теперь к этому больше. Вот сейчас поеду в командировку в Казань, её беру с собой. Так что мы там какое-то время ещё с ней будем общаться помимо тех занятий по командировке, которые я буду там осуществлять. Она тоже у меня очень любит архитектуру, поэтому нам будет, чем заняться. Вчера в концерт ходили вместе, слушали Бетховена. Я, правда, опоздал (именно из-за работы), только ко второму отделению пришёл. Но всё-таки мы послушали Бетховена вместе. Замечательно. Так что стараюсь какие-то мероприятия посещать, если есть возможность. А так как она пенсионерка, у неё больше таких возможностей, но когда время есть, я с удовольствием, потому что с ней можно и обсудить. Она мне сказала, что у нас на Крымском Валу открылась выставка Валентина Александровича Серова. Замечательный русский художник. Я бы на вашем месте съездил, прям по группам. У него прекрасные портреты императора Николая Александровича. Вообще великий портретист. На Серова следует посмотреть, да ещё в таком собрании, там даже из-за границы, из частных коллекций есть работы, как говорят.

Вообще, странный вопрос: «Чем заниматься с женой?». Господи, не одни только щёчки! Хотя я, вы не подумайте, совсем не против щёчек, и когда я прихожу домой, первым делом я целую в щёчку, а если замешкаюсь и вместо этого начинаю ботинки снимать, то потом опомнюсь: «Ой, – говорю, – я тебя ещё и не целовал». Чего уж тут такого? Обязательно. И не потому, что это какой-то ритуал, а мне это хочется, и ей хочется. И что тут? Лошади, и то целуются. Я почему про лошадей, потому что я очень люблю лошадей, вот. Даже тут под Сергиевым Посадом слетел с лошади, потом здесь в больнице лежал.

«Что такое семья для безбожного человека, безбожного и/или современного мира?»

Ну что об этом говорить? Это малоинтересно, потому что безбожный человек заблудился во вселенной, и у него неправильный ориентир в жизни. Ну, обычно к женщине относятся как некой такой обслуге, что ли, для него это некоторый объект для каких-то процедур. В виде исключения бывает влюблённость. Но обычно выходить замуж за человека безбожного просто опасно. Я однажды сказал, а некоторые атеисты обиделись, что выходить замуж за атеиста – это то же самое, что выходить замуж за медведя в цирке. Потому что медведь может работать только три года, а после этого он выбраковывается, его отправляют в зоопарк, потому что он звереет. Когда он молодой, он будет ездить на мотоцикле, в футбол гонять на арене, а когда ему будет пять лет, он сожрёт своего дрессировщика. Так же и безбожный человек. Обычно через три-пять лет ему нравится совершенно другая щёчка. У нас, представляете, в стране – нигде в мире такого нет – 90 процентов мужчин не платит алименты на своих собственных детей. Эти мужчины в некотором смысле не люди, а некие такие существа. У них нет самого главного, того, чем одарил нас Господь Бог, Отец Небесный – способности к любви. Поэтому все безбожные люди глубоко несчастны, и они как бы в вечной погоне за какими-то удовольствиями, они просто расстраивают свою жизнь и всё время изображают из себя, что они счастливы, что у них всё в порядке. Особенно это на Западе развито, они все улыбаются, но на самом деле за этим нет никакого удовольствия. Только если семья христианская или есть какие-то понятия христианские, тогда там внутри нея можно жить.

«Брак – единственный путь создания семьи...»

Ну, понятно.

«Святость брака...»

Святость брака обозначена в самой задаче, потому что я рассматриваю только христианский брак. Всё остальное просто малоинтересно. Как поп-музыка. Я знаю, что она существует. Вот как я сейчас ехал, и афиша: «БГ», какой-то концерт. Мне это малоинтересно. Одно дело, Бетховен, а другое дело – БГ. Понимаете? Я понимаю, что есть масса людей, которым это интересно, они это обсуждают, но мне это представляется чрезвычайно убогим и скучным, там для меня нет пищи ни для ума, ни для сердца, ни для чего. Не вижу там красоты... Вижу только пижонство и занудство. И фальшь.

«Раз и навсегда?»

Ну естественно. Вот моя нога – я надеюсь, что раз и навсегда. А что тут такого-то? А глаз? Тоже раз и навсегда. А книги, которые люблю или художники? Вот как я Серова полюбил с Коровиным, это раз и навсегда. Да, люблю русскую живопись. Но есть живопись и покруче – французская или испанская. Ну так и что? Я и испанскую люблю, даже специально в Мадрид ездил смотреть испанскую живопись. Но Серова с Коровиным я тоже люблю, и Сомова люблю, даже Васнецова.

Брак навсегда. То брак! Женщина, которую из всех выбрал я, на которой я женился, которая мне либо родила детей, либо воспитывает тех, которых я усыновил и считаю своими, которая дышит со мной в унисон, за которую я готов отдать все шесть литров своей крови! И что, не навсегда? А тогда какая тут любовь? Что, попользовался, повесил на вешалку и взял другую женщину? Мы же всё-таки исповедуем христианскую религию, а не какую-то другую, где совсем другое отношение к женщине.

«Брак только венчаный?»

Ну почему? Адам с Евой не венчались. В России простой народ стал венчаться только с определённых веков, не помню с какого, это надо у специалистов спросить. Но в данный момент – конечно. Это всё равно что сказать: «Ну я крестился. Что ж мне теперь, причащаться?» Поэтому, конечно, венчаться. Брак освящается и благословляется Церковью. В этом Таинстве и подаётся благодать на создание домашней церкви. Кто-нибудь когда-нибудь на венчании присутствовал?

Из зала: Конечно.

Ну вот, конечно. Это, понятно, вопрос риторический. Но не помните там мужу и жене в конце, когда Таинство совершилось, дарят иконы Спасителя и Богородицы? А почему не преподобного Сергия и Никона Радонежского? Ну потому, что это благословение на создание домашней церкви, а это местные иконы иконостаса этой будущей церкви, самые главные иконы – Спасителя и Божией Матери. Вот почему дарятся именно эти иконы. В любом действии Церкви всегда есть огромный смысл. Их благословляют на создание домашней церкви. Поэтому венчание – это очевидная вещь.

«Что такое блудное сожительство? Пример. 30 лет вместе, пять детей, 10 внуков, но блудники, потому что не венчанные».

Да нет, не потому что не венчанные, а потому что вне Церкви, вне Таинства. Что мешает двум людям зарегистрировать свой брак и повенчаться? Вообще не понимаю. Только полное равнодушие ко Христу Богу нашему. Даже с точки зрения воспитания как это важно, чтобы дети знали! Когда старшие будут подрастать, отец с матерью их благословят иконами, они будут в церкви венчаться, как родители, в той же церкви и даже, может, тот же батюшка, который папу и маму венчал, совершит это Таинство и над ними. А у этих ничего нет. Ну хорошо, а когда хоронить будем, что будем на могиле ставить или просто песком посыпем и бульдозером проедем? Ну давайте. Какая разница? Земля круглая, земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). А зачем тогда кладбище? А зачем есть из фарфоровых тарелок, ведь есть прекрасные пластмассовые миски? А ещё лучше – на газете расстелил. А зачем вилки, когда можно руками? А зачем быть человеком, когда можно быть свиньёй? Ну и так далее. Собственно, вопрос в некотором смысле странный. Сам Господь первое Своё чудо на свадьбе совершил, потому что это Ему было угодно. Хотя он по просьбе Богородицы претворил воду в вино, но то, что Он Своим присутствием освятил свадьбу и там совершил первое чудо, говорит о том, какое значение Он этому придавал. Конечно, вы обратили внимание, когда Матерь Божия Ему сказала, что вина не имут (Ин. 2, 3), а Он ответил: что Мне и Тебе, Жено? (Ин. 2, 4) Почему Он с такой скорбью это произнёс? А потому что первое чудо есть первый шаг на Голгофу. И всё равно Он это сделал. Если Сам Христос такое значение придавал браку, то как можем мы это значение умалять? Но это и так понятно, из того, что я сегодня говорил, по-моему, это вытекает.

«Семья как место или средство...»

Вообще и место, и средство.

«...духовного роста. Святость в семье, а не только в монашестве».

Ну конечно. Святость должна быть во всём: и в духовной академии, и в магазине, и на вокзале. Просто святость исходит из людей. Если святой человек придёт на вокзал, святость будет его осиявать, а вместе с этим и всех, кто вокруг. Я однажды видел такое воздействие. Мне один гражданин подарил портрет. Фотопортрет преподобного Амвросия Оптинского. В то время, когда он уже был старенький, очень много писались прижизненных портретов. И вот, фотопортрет в натуральную величину у меня висел дома над моей кроватью, я его очень любил. Однажды я ему решил сделать хорошую раму, хорошее стекло, принёс в мастерскую багетную: «Вот, ребята, оформите мне. Сколько стоит?». Они мне замерили, а потом, когда всё сделали, они все окружили и спрашивают: «Слушай, кто это? Кто это?». Я говорю: «А что такое?», – «Мы никогда не видели такого человека! Кто это такой?». То есть фотография с портрета (а тот, наверно, тоже копия с какого-то) на них произвела такое впечатление. И действительно, я помню, переезжал на другую квартиру и выносил вещи. А это был портрет с большим стеклом вот с этот стол размером (ну, может, чуть поменьше), я поставил его около лифта, пошёл за другими вещами. Прихожу – нету. Спёрли. То есть это говорит о том, что человек не мог устоять, захотел дома иметь такой портрет. Понимаете? Вот как святость вообще влияет даже на вороватых людей. Что он украл? Ну фотографию под стеклом, экое богатство! Но вот сам факт. Это как у одного художника знакомого украли с выставки работу. Я говорю: «Так ты радуйся! У тебя у одного украли, значит, он полюбил тебя как живописца». Хотя обидно, я понимаю.

«Огромное количество разводов, в том числе венчанных. Зачем венчались?»

У меня спрашиваете? Я могу объяснить. Потому что красиво. Я всем рассказываю, у меня был случай, я однажды – потом она мне призналась – повенчал некрещёную женщину. Она позже, понятно, развелась, потом вышла замуж за другого. А уж позже стала в церковь ходить, воцерковляться. А тогда такая была бурная жизнь, настолько хотела повенчаться, что там никто у неё не спросил, вообще, а она крещёная или нет, потому что для священника это само собой очевидно. А для неё не было очевидно. Почему? Почему она венчалась? Она что, собиралась создавать домашнюю церковь? А что, она знала об этом что-нибудь? Да нет, не знала и знать не хотела, ей вообще это было неинтересно.

«Зачем венчал?»

Это сложнее. Мы жили в такую эпоху. Сейчас немножко Церковь начала вводить катехизические беседы для новокрещёных. Я думаю, придёт время, когда и венчать будут не всех желающих. Я надеюсь, что, может быть, будет время, когда и крестить будут не всех подряд, а тех, кто действительно желает быть со Христом. А венчать будут тех, которые хотят строить домашнюю церковь и ответственно понимают, что это такое. Потому что венчание – это же для христиан. А если человек не христианин, какой смысл в этом венчании? Я вообще не представляю. Это – и не только с моей точки зрения – просто профанация Таинства или бизнес духовенства. Ну я очень уважаю бизнес и очень уважаю духовенство, но всё-таки это разные вещи.

«Безопасные браки, которые точно не распадутся и браки ненадёжные. Кого не стоит венчать? Как выявлять такие пары?»

Дело в том, что специально выявлять, какие-то спецслужбы устраивать, детектор лжи – это всё незачем. Брак всё-таки ответственное дело. Это как с прививками. Некоторые спрашивают: стоит ли делать прививки или не стоит? Я считаю, что если человек делает прививки, он должен быть полностью информирован об этой прививке и об этой вакцине, а дальше принимать решение. Так же и здесь. И в случае крещения, и в случае венчания человек должен быть полностью информирован. Недавно ко мне пришла пара: «Мы хочем повенчаться». Я говорю: «Ну отлично. Сначала ответьте мне на один вопрос. Кто такая невеста?». Он ответить не может. Я обращаюсь к его спутнице: «Ну а ты можешь?». Пожимает плечами. Я говорю: «Ну идите узнайте, потом поговорим». Люди собираются венчаться, не знают, что такое невеста. Ну так и чего? С Луны они или с Марса упали? Мы граждане Небу и свои Богу – сказано в Писании (см. Еф. 2, 19). Вот для тех, кто гражданин Неба и кто свой Самому Богу, вот это для них – и венчание, и причастие, и исповедь, и храмы, и так далее. Мы не отвергаем, пожалуйста, любой может в храм зайти, любой может задать какой-то вопрос, мы должны дать отчёт о нашем уповании (см. 1 Пет. 3, 15).

«Что необходимо делать священнику, если семья распадается?»

Ну нужно постараться эту семью сохранить. Вот есть такой батюшка в Петербурге, отец Александр, он уже спас более сотни семей, он заставляет их разговаривать и вместе в этом участвует и очень многим помогает, потому что люди иногда разводятся из-за ничтожных причин.

«Ревность естественная и патологическая».

Ну и ту, и ту надо преодолевать, потому что источник ревности – это есть отсутствие любви. Это такое искажённое чувство любви, потому что человек относится к своему супругу или супруге как к некой собственности, а это не так.

«Границы пасторского вмешательства в отношения между мужем и женой...»

Ну такой вот прям границы очерченной нету, но это связано с тем, насколько они его об этом просят и позволяют. Вот этим ограничено.

«...Куда не следует вмешиваться?»

Не в своё дело. Почему? Потому что у священника есть свой приход. А это домашняя церковь, там свой приход, пусть и маленький, но всё равно. Есть русская пословица: прежде хозяина даже поп не пьёт. Потому что он пришёл в дом, там хозяин, он глава семьи, он тут главный. А иной священник думает о себе, что он уже как Папа Римский.

Когда я учился, два раза владыка Антоний приезжал к нам в семинарию, это очень памятно. Он однажды рассказывал, что он входит в храм, одна женщина ему кланяется: «Здравствуйте, владыка!». Он ей тоже в ответ поклонился, а она ему говорит: «Антоний, ты не думай, что я тебе кланяюсь. Осёл, который въезжал в Иерусалим, тот осёл, на котором сидел Христос, тоже мог подумать, что это ему ветви стелют под копыта и кричат: «Осанна!», но он просто нёс на себе Христа. Я тебе кланяюсь, потому что ты священник, а не потому что ты Антоний». И он говорит: «Ну как правильно!». Так что священник – это всего лишь функция, это всего лишь осёл, который носит Христа, его служение в таком христоношении. И задача его – чтобы христианин в его служении увидел Христа, а не в том, чтобы он что-то из себя изображал, какого-то пророка или ещё чего-то.

«Может ли священник сказать: «Да бросай ты его/её!»?»

Ну нет, это, конечно, очень дерзко.

«Бездетная семья. Как помочь?»

Ну как помочь? Нужно найти человека, который научит, как взять из базы данных ребёночка, как пройти школу приёмных родителей и как получить дитя для воспитания.

«Духовное единение или плотские чувства?»

Всё вместе. Тот, кто отрицается брака по причине нечистоты, а также мяса, анафема да будет. В браке всё свято: и единение двух тел, и единение двух душ, и единение в одном духе.

«Должен ли священник лезть в эти дела..?»

А в какие «эти»?... Нет, я бы не советовал лезть в эти дела.

Смех в зале (прим. ред.)

Нет, дальше раскрывается, о чём речь идёт.

«...Актуальна тема отношений сексуальных»

Но дело в том, что надо разобраться, что под этим именуется. Я, например, отношения двух полов рассматриваю в трёхсоставном виде, о чём я и говорил. Из этого нельзя выделить что-то одно, потому что если отношения только плотские, это только когда кто-то из участников проститутка – либо мужчина, либо женщина. Мы это не рассматриваем.

«Деторождение не цель семьи?»

Нет. Цель – это есть возрастание в христианской любви, а дети – это естественный продукт этого возрастания в любви. Как у человека глаза могут быть, но при этом он может быть слепым, но это не мешает ему быть христианином. Так и домашняя церковь может быть и с детьми, и без. Но детей всегда можно усыновить.

«Опасность противопоставить интимные отношения, нежность, трепет и восторг любви к детям».

Ну, опасности всякие есть, но для этого и существует мужчина, у которого рациональное мышление больше развито, чем у женщины.

«Контрацепция. Что говорить супругам о ней? Категоричное «нет» или же «ваше дело»?»

Контрацепция – это то, что как раз в бывшей христианской Европе разрушило семью и разрушило и разрушает христианство. Это начало. Контрацепция, аборты и прочее, прочее, прочее. Поэтому если мы идём по пути разрушения семьи, тогда, что ж, флаг в руки.

«Половая нечисть, извращенства. Что с этим делать, когда спросят?»

Ну как, спросят о чём? Благословить что ли? Да нет, ни пьянство, ни разврат, ни вообще всякого рода педалирование сладострастных моментов Церковь не благословляет. Взять хотя бы все эти бесконечные передачи по телевидению о еде, о вкусе – это же всё совершенно не духовные задачи. Пища – для того, чтобы насытиться, поддержать свою жизнь и вкусить пропорционально белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы. Ну, люди не знают духовной пищи, поэтому они занимаются изготовлением всяких материальных вещей. И во что превратили пищу? Та пища, которую нам предлагает рынок и магазин – это всё контрафакт. Вместо сыра – пальмовое масло, вместо колбасы – какие-то бумажные обрезки и так далее. И по вкусу как раз добавляют туда необходимую химию. Поэтому эта погоня за вкусом превратилась в то, что люди едят то, что никакое животное есть не станет, только если будет очень голодное.

«Во всём ли жена должна поддерживать мужа...?»

Ну, например, если муж грабит банк, то жене не стоит держать лестницу.

«...Ни в чём не отказывать, даже если она считает что-то неправильным? Работа не христианская, еда, воздержание? Не станет ли такая поддержка предательством веры? Приобретается ли муж или они погибают оба?»

Дело в том, что все эти вопросы должны выясняться до похода в ЗАГС. И про табак, и про магазин винно-водочных изделий, и так далее. Когда люди уже совершили брак, то тут ничего не сделаешь, нужно поддерживать. Брак – это святыня. Поэтому надо стараться сделать всё, что можно в той совершенно бездумной ситуации, при которой его затеяли.

«Муж и жена – одна сатана. Почему не два Ангела?»

Это не мой текст, поэтому я за него не несу никакой ответственности. Я думаю, это связано с рифмой «жена-сатана», а никакой тут подоплёки нет.

«Родители – источник добродетели для детей»

Не родители источник, а источником добродетели является наше происхождение, потому что каждого ребёночка создал Христос, им же вся быша. Надо читать «Символ веры» не бездумно, а понимая. Поэтому родители могут быть только примером в научении добродетели, а сам источник – Христос.

«Подросток в семье. Как не навредить? Нужно ли ломать подростковый максимализм?»

В воспитании ничего нельзя ломать, а только созидать. Ломать – это слабая позиция. Когда в семье родители орут, они тем самым показывают свою беспомощность. Управлять детьми нужно поднятием брови. И он должен тут же понимать все оттенки чувств и стараться сделать, что от него требуется. Он должен по движению брови угадать, что родители от него хотят. Вот как нужно. Но достигается это не дрессурой с помощью кнута, а, наоборот, желанием сохранить отношения любви между папой и им и между мамой и им. Это очень трудная вещь.

«Многие дети испытывают стыд показать свою религиозность, например в школе...»

Понятно.

«... Помолиться перед едой, то есть делать это открыто, как в семье. Это нормально?»

Конечно.

«...Что делать, чтобы в дальнейшем это не было одним из факторов охлаждения к Церкви?»

Не станет, наоборот. Человек, допустим, пришёл в столовую, поел быстрее, ему надо куда-то бежать, и что он будет: «Благодарим Тебя, Христе Боже!»? Ну это же хамство. Взял, перекрестился, про себя прочёл и пошёл.

«Дети в воскресной школе. Задача для священника. В 2000 году в храме насчитывалось 30 детей, из них в 2015 остался один. Куда делись остальные 29? Как решать?»

Да как решать? Это естественный процесс. Я всю жизнь занимаюсь детьми, и, понятно, что к концу года охлаждаются. Когда только открылась наша воскресная школа, в ней учились 492 ребёнка. Я даже запомнил эту цифру. Потом всё меньше, меньше, меньше. Естественный процесс. Потому что люди, когда появилась такая возможность, сразу сердцем откликнулись, а сейчас уже попривыкли и стали равнодушны. За последние 25 лет очень сильно изменилось отношение к Церкви, и для них Церковь перестала быть чем-то новым. Кто хочет, может по телевизору посмотреть, если кому интересно. Раньше, если тебе интересно что-то церковное, ты приходишь сам, а сейчас телевизор включил или в Интернете.

«Православная гимназия. Что это? Ограждение ребёнка от соблазнов мира?»

Отчасти.

«Воспитание холодного к Церкви человека?»

Такая задача не ставится.

«Отдавать ли детей в православную школу?»

Есть и плюсы, есть и минусы. И нужно посмотреть. Нужно в эту школу походить, посмотреть на ребят. Может быть, даже проехать с ними подальше, посмотреть, не курят ли они уже на остановке. И так далее. А ещё важно поговорить с родителями, какой опыт у них этой православной школы. Сама православная школа – это не есть панацея.

«Компьютерные дети. Совершенно никто не работает в этом направлении...»

Ну почему? Все нормальные родители работают в этом направлении, просто их очень мало.

«Массовая целенаправленная компьютеризация детсадов и школ»

Ну да, это я в курсе. Но надо научить нам детей жить в нашем мире, поэтому мы должны сформировать правильное отношение к компьютеру. Вот моя мама нас, своих детей, учила правильному отношению к тому, что пишут на заборах. Когда мы начинали читать, она говорила так: «Стоп. То, что пишут на заборах, читать нельзя». Ну там однообразные такие короткие слова. А нужно читать книги. Это до сих пор, вот уже 50 лет всё помню, как мама нас этому учила, и это сформировало нас.

«Детские секции, спорт, музыка, танцы, стремление к успеху, соревнования, желание победить, «ты лучший»»

Ну «ты лучший» – это американская формулировка, нам нужно этого избегать. «Ты лучший» – это, действительно, взращивание гордыни, а гордыня может быть стимулом к победе, но победа такой ценой – это вредная вещь, такая же вредная, как и участие детей в эстрадных всяких шоу. Чрезвычайно вредная вещь.

«Высокая культура – сильное государство»

Ничего подобного.

«Музыка Моцарта, Баха, Чайковского, Рахманинова. Или это всё не духовно...?»

Нет, музыка вообще не духовна, это проявление душевности человека. Духовное – это только Писание, Таинства Церкви, добрые дела и ещё молитва. А при чём тут Бах, Моцарт? Это продукт другой совершенно части нашего естества. Да, конечно, душевное в высших проявлениях стремится к духовному асимптотически, но никогда этого не достигает. Музыка всегда душевна. Но есть музыка, стремящаяся и вниз, это плотская – та, которая действует на кровь, возбуждает, оказывает наркотическое воздействие. Вот так она колеблется от плотского до духовного, но всё равно находится в плане душевном.

«...Часто священник не только не знаком с высокой культурой, не только не интересуется, но и препятствует этому среди паствы...»

Ну жалко эту паству.

«Какое внимание следует обращать священнику на культурное просвещение в современном мире?»

Настолько, насколько хватит у него широты охвата. А вообще, в идеале священник должен быть в культуре как рыба в воде. А с чего начать? С самообразования. Потому что чтобы научиться разбираться в музыке, нужно минимум 10 лет, а лучше 15. Чтобы научиться разбираться в живописи, нужно 10 лет. Поэтому лучше это одновременно, а ещё лучше – в детстве, с 12 лет, как раз 10 лет – к 22-м годам уже человек вполне будет зрело разбираться и может в семинарию поступать. Но это надо всё до. К поприщу священника нужно тоже готовиться с детства. В идеале.

«Почему священник часто не видит, что самая большая строгость нужна к их собственным детям?»

Родители часто не видят (я сам был этому сколько раз свидетелем), что, допустим, у их ребёнка синдром Дауна. Родители вообще слепы по отношению к собственным детям. Это вещь совершенно обычная, ведь у родителей очень часто любовь к детям слепая, потому что она отравлена пристрастием. А любовь, совсем наоборот, должна быть не только зрячая, она должна всегда видеть все опасности для дитя, чтобы дать возможность ребёночку, научить его от этого уйти.

Просят дать совет-лекарство для подростков, вынужденных компенсировать отсутствие родительского внимания и любви бесполезным проведением времени перед компьютером.

Нет такого совета. Родительскую любовь ничем не компенсируешь. Если появится тренер в какой-то спортивной секции, который заменит родителя, то такой суррогатный родитель может в этом помочь. Или, допустим, один из учителей в школе как-то полюбит парнишку. Но это путь очень долгий, потому что завоевать доверие подростка, который разочаровался во взрослом человеке, чрезвычайно трудно, и в большинстве случаев эта задача нерешаема.

«Зачем для венчания необходима гос. регистрация в ЗАГСе?»

Дело вот в чём. Сто лет назад священник был представителем государства и государственным чиновником, и он сам регистрировал, тогда регистрация в ЗАГСе была не нужна. Эти две функции разделились вот этой дурацкой формулировкой «отделение Церкви от государства», поэтому сначала регистрация. Сначала покупаешь билет в Большой театр, потом идёшь на балет, а не наоборот. Правда, у меня вот когда-то был прихожанин – главный администратор, я весь балет просмотрел в Большом театре по блату. Так что по блату тебя могут повенчать, но это юридически ничтожно. А брак – это дело не только церковное, но и государственное, поэтому если брак не зарегистрирован, то имущественно ты ничего не приобретаешь. А брак – это и хозяйство, это и признание детей твоими. Очень серьёзная вещь.

«В чём ответственность отца в семье перед Богом..?»

Ну, по-моему, я всё об этом сказал.

«...Будет ли он отвечать на Суде, кроме себя, за свою семью?»

Надо сначала понять, что такое Суд, это первое. А второе – что такое отвечать. Поэтому отвечу так: конечно, будет. Просто большинство людей не понимает ни что такое Суд, ни что такое "отвечать", воспринимают это юридически, а это не есть юридизм. Не думаете же вы, что будет стол, за ним судья будет сидеть, стакан воды будет, судья будет смотреть в книгу, где всякие статьи, и будет адвокат выступать. Нет, всё не так.

«Что делать мужу, если жена больна алкоголизмом? В браке есть дети старше пяти лет»

Лечить. Мы даже лечим и женщин, у которых нет мужей.

«Может ли будущий батюшка выбрать себе в супруги светскую девушку..?»

Может. Но, значит, он полный болван. Болваны тоже всякие поступки совершают.

«...Какие подводные камни могут при этом помешать семейному счастью?»

Да все. Несколько священников ко мне приходили: «Что делать? Жена ушла к другому». Потому что это были вполне светские девушки. Ей эта дичь с этими кадилами, иконостасами, с бородами, со всем остальным совершенно как бы ни к чему, она вообще этого не понимает.

«В каком случае развод в православной семье может быть оправдан?»

Читайте Социальную Концепцию Русской Православной Церкви.

«Вы сказали, что к выбору помощницы нужно подходить научно...»

Не помощницы, помощницу можно и в Интернете найти. Я сказал: выбор супруги. А уж супруга, конечно, должна быть во всём помощником своему супругу.

«На практике это как..?»

В смысле как выбирать?

«Как узнать девушку, не входя к ней в дом?»

Нет, я говорил про то, что раньше. Сейчас соседи друг друга не знают. Я живу в доме, правда, весь дом научил здороваться, но как зовут кого, конечно, не знаю. «Здравствуйте», и всё. Поэтому если кто-то придёт в дом, конечно, дом надо изучить обязательно, родственников надо изучить. Это именно научный подход.

«Как понять, подходит ли тебе человек? И если нет, то как расстаться, но при этом не травмировать, не обидеть?»

Вот, упражняйтесь. Упражняйтесь в христианстве. Потому что зачем же травмировать человека...

«Можно ли брать в жёны девушку, у которой мама имеет три официальных брака?»

Ну опять, надо посмотреть, как девушка к этому относится. Конечно, пример мамы, сами понимаете, не самый благоприятный.

«Расскажите, пожалуйста, про начало Вашей семейной жизни»

Не буду. Я всё делал не так, как говорю. И то, что произошло в итоге – это продукт почти пятидесятилетней деятельности. Скоро у нас будет золотая свадьба. То, как это было, я не могу никому советовать. Когда я женился, я уже в церковь, конечно, ходил, но очень многого не понимал, никто меня не учил. Хотя уже начал книжки читать. Ну и потом, и папа с мамой у меня в то время в церковь не ходили, только на Пасху, и то не на службу, а так вот рядом постоять, чтоб приобщиться к этому святому дню. Я из семьи первый начал в церковь ходить, потом уж все стали ходить. Так что у меня путь не может служить примером. Это, скорее всего, счастливое...

Из зала: Исключение.

Исключение. Слава Тебе, Господи!

«Негативное воздействие нехристианского мира на христианскую семью. Способы защиты малой церкви»

Ото всего защитит только любовь, причём только христианская. Я когда-то сказал и вам повторю, что любовь христианская измеряется в литрах. Сколько литров крови ты готов, не раздумывая, отдать за этого человека? Если шесть литров, значит всё в порядке. Если полтора, то, значит, ещё пока любовь не вызрела.

«В Ветхом Завете есть заповедь Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14)...»

Ну почему же, в Новом тоже она же есть.

«... Но нет заповеди, запрещающей иметь больше одной жены...»

Ну, кто внимательно читает Священное Писание, он увидит, что Богу совсем это не угодно.

«Расскажите свой опыт знакомства с Вашей матушкой и Ваши переживания»

О, переживания были очень сильные, это я вам скажу. Я когда с ней познакомился, было уже темно на улице. Я этой же ночью сделал ей предложение. Мои размышления длились всего несколько часов. А все мои, так сказать, эмоции были на очень большом накале. Ну, понятное дело, она мне отказала, потому что думала, я ку-ку. Но два месяца я её убеждал, и она согласилась.

«Что делать с парнем, за которого не хочется выходить замуж, но он очень настойчив и даже одержим?»

Ну как что? Его одержимость – это не аргумент в пользу того, чтобы с ним идти под венец.

Из зала: Батюшка, а можно пожелание семинаристам от Вас лично?

Пожелание...

Из зала: Да. Или, может быть, какое-то воспоминание о семинарии.

Да у меня вообще самые светлые воспоминания. Первое, что меня здесь поразило – это четырёхразовая еда. Понимаете, я никогда в жизни так не ел. Второе, это... Ну сейчас-то книги все изданы, а в то время, конечно, произвело впечатление то, что можно читать бесконечно, и сотрудники библиотеки здесь были какие-то потрясающие женщины, каждую прям вот со слезами на глазах вспоминаю. Потом меня поразило, что все педагоги абсолютно чрезвычайно добросовестны. Потому что я учился в институте, и некоторые откровенно халтурили. А здесь чрезвычайная добросовестность даже при некоторой, можно так сказать, научной ограниченности. Но всё компенсировали старания педагогов, отношение к предметам, к своему, так сказать, послушанию. Конечно, много было из монашествующих. Это всё было так ново, поразительно, очень, конечно, здорово. Вообще, воспоминания о семинарии у меня самые чудесные. Хотя я учился мало – в семинарии два года, а в академии полтора, потому что была семья, и нужно было за год, за одну сессию сдавал по 13-15 экзаменов, чтобы в сессию пройти курс. Но всё равно я очень благодарен за то, что случилось мне здесь поучиться. В общем, чрезвычайно драгоценны для меня воспоминания о семинарии и академии, хотя я учился на заочном секторе. Я не могу сказать, что я вам завидую, но всё очень, так сказать, памятно. В жизни всегда бывают какие-то яркие воспоминания не стираемые, даже из детства. Но это тоже детство. Я всегда приезжаю сюда с очень большим чувством, хотя очень многое меняется, многое не узнаю. Тут когда мы подъехали, из машины вышли, смотрим на Успенский собор, и на его фоне огненная такая лиственница! Такая красота, что я даже её сфотографировал. Всё изменилось. Раньше липы были с воронами, а сейчас тут вот обнажились архитектурные формы. Красота. Так что семинария – это счастье для меня было, не знаю, как для вас, но педагоги в общем все те же. Хотя, наверное, много новых. Ну вот, спасибо вам, я с удовольствием с вами пообщался.

Ну вот, спаси, Господи! Я знаю, существует ещё такой вид спорта у наших воцерковлённых людей – это брать благословение. Поэтому: всех Бог благословит! Будем считать, что я победил в этом соревновании.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 10

    1. VladSh:

      Понравилось.
      Отдельно хотелось бы отметить как поют ребята, видно, что хоровому пению уделяется большое внимание. Пение со строго выдержанными размерами, но не концертно-оперное.
      Спаси, Господи всех, и дай Бог вырасти достойному поколению.

    2. kumselena:

      Спасибо, отец Дмитрий, Вам и всем, кто трудится над созданием и поддержкой вашего блога! С Рождеством! Как Вы легко и доступно объясняете, приглашаю слушать Вас мою дочку, подростка, по-моему, она прислушивается. Надеюсь это поможет ей в жизненных ситуациях…не разбросаться, не расплескаться…остаться цельной. Спаси Бог!

    3. Kety:

      Спасибо,батюшка!Слушать Вас огромное удовольствие!Так тонко,а бывает и вполне открыто,высмеиваете нашу глупость,…что как на ладони видишь свою убогость, и совсем не обижают Ваши слова, а наоборот мозги становятся на место.Жить становится проще…Держитесь!Вы нам нужны!

    4. makdalin:

      Спасибо!

    5. Анна Вихляева:

      Спасибо, дорогой отец Дмитрий, за Ваше искреннее, отеческое общение с молодыми людьми. Очень интересно, познавательно и трогательно.

    6. Irene:

      Выставка Серова на Крымском Валу — чудо. Кстати, продлена до 24 января.
      Сходите, кто может, но еще не был.

    7. natalianiko:

      Это какая должна быть пустота внутри, что кроме щёчек, в голову ничего не приходит, что же делать до брака. Страшное дело.

      • Иванов:

        Я прекрасно Вас как женщину понимаю — действительно, это страшно, когда мужчина не знает, что надо делать с женщиной до брака.

      • Irene:

        Главное, чтобы у Вас в душе не было пустоты. А души других знает Бог.
        С Рождеством Христовым!

        • natalianiko:

          То есть это нормально, когда человек, который желает стать священником, по сути не может решить вопрос, а зачем вообще нужна женщина, кроме интима?
          А впрочем, Вы правы, хотя и не совсем. Главное, чтобы не было войны.
          С Рождеством Христовым!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.