Проповедь на День Святой Троицы. Пятидесятница
(8 июня 2014 года, в сокращении)
Евангелие от Иоанна, которое Святая Церковь избирает для сего дня, сообщает нам, что В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7, 37-39).
И вот оно совершилось, это прославление. Прославление не в смысле человеческом – здесь имеется в виду благодать Божия, которая выявляет в человеке все то, что в него заложил Бог. Эта слава изображается на иконах в виде золотых нимбов или золотого фона, который окружает всего человека. Или такой вот ореол, в котором обычно изображают Господа Иисуса Христа в Его Вознесении или Преображении или Сошествии во ад.
Главным делом Христа на земле и было как раз то, что мы сегодня празднуем – рождение Церкви. И каждому человеку, если его ум и сердце жаждут этой воды живой, если он хочет приобщиться жизни Святой Троицы по благодати, каждому такая власть дана, такая возможность. И это приобщение происходит через веру в то, что Христос есть воистину Сын Божий. И люди, которые в это веруют, они объединяются, и это объединение именуется Церковью.
Господь хочет нас приобщить к Себе. А к Себе, в силу того, что Он – Дух животворящий, Он может нас приобщить только через благодать, тоже исходящую из Него. Благодать Божию мы можем воспринять только по Его милости, потому что «благодать» – это благой божественный дар от Бога человеку, который даётся через веру. Вот это тоже интересно – почему через веру? На самом деле очень просто. Апостол Павел говорит, что вера – это обличение, то есть придание вида, вещей невидимых (см. Евр. 11, 1). Вот сидит некий человек и говорит: «Темно». «Пошарь по этой стене, метр тридцать от пола, там выключатель, нажми на кнопочку, будет светло». «Да нет, это глупости, это сказки попов, какой еще выключатель? Во-первых, выключателя никакого нет, потом, сколько его ни нажимай, все равно никакого света не будет». «Ну ты нажми». «Да нет, я знаю, все равно ничего не будет!».
Ну, сиди в темноте. Ничего с этим не сделаешь. Как человеку открыть мир, если он говорит: «Я никуда не пойду»? Как человека чему-то научить, когда он говорит: «Не хочу слушать эту ахинею»? Он хочет жить в том мире, в котором он и существует. Поэтому вера – это как раз то, что позволяет человеку выйти навстречу Богу. Он говорит: придите ко Мне, и из вашего чрева потекут реки воды живой, благодати Святого Духа (см. Ин. 7, 37-38). Если для тебя это суть слова Бога, то, значит, ты выйдешь навстречу, если нет – ну, сиди впотьмах, ты свободное существо.
Ты можешь верить, что там, за гробом тебя что-то ждёт, а можешь думать, как думали наши предки-нигилисты, что умрёшь, лопух вырастет, и всё. Ну, пожалуйста. Но веришь ты или не веришь – и Бог есть, и загробная жизнь есть, и ад есть. «Никакого ада нет!» Ну как же нет, когда ты живешь в аду! Не веришь? Ну подойди к зеркалу, посмотри на свою мрачную рожу. Разве может венец творения, высшее создание Божие иметь такую мрачную харю? Почему тебе так плохо, если ты такой умный, такой прям весь свободный, тебе на все начхать, ты сам все знаешь? Что ж у тебя такая рожа-то несчастная? Потому что ты в аду, сынок. В аду. Ты не знаешь радости, ты мертв, тебе тяжело, тебе противно, тебя все мучает, тебя раздражают люди, мухи, раздражает жара, дождь, тебя раздражают политики. Все, что есть, тебя раздражает, мучает. Тебя мучает папа, мама, дедушка, бабушка, соседи, Путин с Медведевым, Барак Обама, все тебе тяжело, противно, тебя ничто не радует, даже соловьи тебе спать мешают. Ты хочешь от этого куда-то уйти, где-то уснуть, в чем-то забыться, нажраться, наколоться, уснуть, уйти от этого. Почему? Да потому что ты в аду. Тебе не надо никуда попадать – в рай, в ад... Ты уже, голубчик, давно в аду, из которого выход только один – к Богу. Если поверишь, то можешь спастись от этого ада преисподнего, который внутри твоего сердца свил гнездо.
И вот так большинство людей создали вокруг себя ад и в нем живут, в этом аду они злятся, сплетничают, друг за другом подглядывают, они ищут в людях только плохое. Они сами выбрали ад. Им в нем комфортно, ибо привычно. Они боятся, как кроты, выйти на свет – глазкам больно. Но есть определенная часть людей, которые, наоборот, когда открывают Евангелие впервые, на них прямо обращается вот этот сноп сияющего фаворского света, и они говорят: «хотим туда». Как Петр, Иаков и Иоанн на горе Фавор: Господи, давай здесь три шалаша построим и здесь останемся. Один Тебе, другой Моисею, третий Илии. И все.
Вот и ты можешь выйти, Господь тебе не вспомнит твоих идиотизмов, из которых ты построил свою жизнь, Он обрадуется. Читай притчу о блудном сыне (см. Лк. 15, 11-32). Найди ее в Евангелии, прочти, это тебя непосредственно касается. Христос всех приглашает, всех зовет. Вот что мы сегодня празднуем. Мы празднуем день, когда на земле возникла Церковь Божия благодатью Святого Духа, и любой человек может приобщиться ко Христу. Если захочет. И это желание должно быть таким: Блаженны алчущие и жаждущие правды (Мф. 5, 6). Только алчущий и жаждущий спасется.
Комментариев 9
Батюшка, Вы — талантливый артист, а импровизатор какой ! Ай, какой умница !
Себя увидел на 100 %…спасибо Вам отец Дмитрий.
Все страдания от эгоцентризма идут.
Батюшка ещё про «свинью болотную» хорошо сказал в одной из проповедей ))
Я обожаю отца Дмитрия, он меня, своей жизненной проповедью, ставит на место. И я начинаю понимать, как я ничтожна. Спасибо за это. Я буду стремиться к лучшему без уныния, а с верой в душе!
А меня всё радует что бы не случилось, и особенно то что я с Богом !
Спасибо.батюшка,все верно…
Хотя бы иногда выныривать из ада, пока есть возможность…
Почему всех так трогает эта гнома?- потому что ответить нечего, а на зеркало не попеняешь)
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.