Школа, семейные ценности и будущее России
Ваше Высокопреосвященство и всё высокое собрание!
Заявленная тема нашего круглого стола и вообще это обсуждение, конечно, опоздало лет на 25, но, как русский народ сказал, лучше поздно, чем никогда, потому что наша школа под влиянием новых ветров, которые дули с Запада, отказалась от воспитания, и решила ограничиться только насыщением знаниями, иногда псевдознаниями, наших учеников, и в результате, конечно, большой ущерб был нанесён целому поколению или даже нескольким. Смотря как считать, через сколько лет поколение сменяется. Кризис семейной жизни, перешедший в 1917 году в острую фазу, начался ещё в XIX веке, семья начала корродировать уже тогда. Возникли такие явления, как разводы, и уже в начале ХХ века это было заметное явление на обширной территории Российской империи, в чём весьма и весьма потрудились представители и правящего класса и августейшие особы, к сожалению, что тоже началась ещё с Петра Алексеевича, которого у нас звали Великим по его масштабным деяниям. Но когда наступил трагический для нашей страны 1917 год, вот этот Октябрьский переворот ставил себе целью вообще изначала просто ликвидацию семьи, о чём было откровенно заявлено, об этом говорил и Манифест Коммунистической партии, которая заменила практически духовенство русской империи. В 1920 году Владимир Ильич Ленин понудил всё медицинское сообщество принять аборт как не только приемлемое, но и желательное явление. И с тех пор мы впереди планеты всей. Для сравнения: в Америке аборт был разрешён только в 1972 году, например. То есть 50 лет форы. За это время уничтожено десятки и десятки миллионов людей, поэтому, если сравнить, что сделала советская власть с нашим народом, и деяния Гитлера, Гитлер отдыхает. Его усилия по уничтожению нашего народа вдвое отстают от наших отечественных поменявших своё сознание людей, которые живут до сих пор, и даже недавно было высказано очень крупным человеком в иерархии нашей власти, что выведение из системы медицинского страхования абортов является экстремизмом. Представляете, что происходит с сознанием человека? Хотя, например, в Китае аборт платен. Чтобы государство оплачивало убийство своих граждан – это нонсенс. Это происходит только в северных европейских странах и в Швейцарии. Нигде: ни в Америке, ни во Франции, ни в Германии, ни в Италии (можно долго перечислять, стран много на земном шаре) такого безобразия нет, чтобы государство убивало своих граждан, тем более в Европе, которая настаивает на правах человека, везде отменена смертная казнь. У нас в России, если ты террорист, то ты будешь жить, пока естественным образом не умрёшь, а если ребёнок, ещё не совершившийся, но почему-то тебя зачали, ты будешь убит, причём из трёх беременностей в двух случаях он будет обязательно убит за счёт родного государства, гражданином которого он мог бы являться.
Вот это говорит о глубочайшем кризисе семьи. Поэтому рассчитывать, как это было 100 лет назад, на воспитание дитяти в лоне семьи нам не приходится. И возникла новая парадигма – всё воспитание отдать школе. Это идёт из советской действительности, потому что нужно было создать новой власти, новой коммунистической религии нового советского человека, что было в большой степени создано, и те кризисы, которые мы переживаем, наша наивность, которая до сих пор не изжита, это есть свидетельство нового воспитания. На мой вкус, это антивоспитание, но мне проще, я никогда не был советским человеком, мне не приходится как-то перековываться, пересматривать свои взгляды. Я был воспитан в традиционной семье. Она не без потерь выжила, в нашем роду только 22 священника расстреляно, я уж не говорю про мирян.
И вот что хотелось бы по этому поводу сказать. Школа в советский период ставила своей целью создание нового человека, который был создан, как Михаил Сергеевич Горбачёв, дай Бог ему доброго здоровья, сказал, что за годы советской власти образ и облик советского человека изменился неузнаваемо. Читайте речь на последнем Съезде нашей партии. Да, узнать русского человека в советском довольно трудно, потому что очень многие взгляды поменялись радикально на противоположные. И в многих, особенно в бывших комсомольских работниках, это засело очень прочно, так как это установки вполне религиозные, например, про светлое будущее всего человечества, они, конечно, очень глубоко в сердце и в голову вошли. И приходится ждать некоторое время, чтобы до людей дошло, что нехорошо убивать людей. Это совсем не только не по-христиански, это даже не «по-млекопитающески». Ну драться – ладно, но чтобы убивать... Всё-таки даже дикие звери друг друга если убивают, то редко и в очень большом запале.
И вот, поэтому на школу мы бы возлагали очень большую надежду. Вообще, первая школа появилась в России ещё при Ярославе Мудром, то есть ещё тысячу лет назад именно мудрым людям России, которые могли принимать решения, было понятно, что семья не в состоянии дать ребёнку то, что могли бы дать лучшие образованные люди, которые присутствуют в мире. Кроме царской семьи – для воспитания будущих наследников выбирали и отбирали самых лучших просвещённых, самых выдающихся людей. Но каждая семья не могла себе это позволить. В этом плане общего образования Россия, конечно, всегда отставала от Западной Европы. Во многих государствах к этому времени (со средних веков уже) возникли университеты, причём практически каждый университет был создан Церковью. И поэтому во всех западных университетах факультетом номер один являлся богословский. Мы до сих пор рубимся в течение последних 25 лет с нашим министерством образования по поводу того, чтобы хотя бы такую дисциплину внесли, потому что такие простые вещи, как термин «светское образование», они понимают как исключительно атеистическое. Потому что в коммунистической религии идея об атеизме, об отсутствии Бога во вселенной считалась строгой догматической установкой.
И не бывает нравственности без религии, что привело к созданию такого документа, который, я думаю, все присутствующие здесь помнят – «Моральный кодекс строителя коммунизма». Никак нельзя было обойтись, потому что не на что опираться в нравственности. И был создан в далёком напоминании о том, что было написано в Ветхом Завете, но всё-таки это был кодекс, и кодекс о морали, который принят высшим органом тогдашней государственной власти. Это говорит о том, что даже коммунистическая атеистическая религия вынуждена была прийти всё-таки в своём развитии к «Моральному кодексу строителя коммунизма», а строители были все.
И если действительно – немножко помечтаем, представим – те люди в нашей стране помимо политики, а политикой я в данный момент называю желание продлевать бесконечно своё участие во власти, действительно реально заботятся о народе, они, как владыка сказал, должны заботиться о нравственности. Репродукция нравственности, она вообще, и так задумано Господом Богом, происходит внутри семьи, и основа её – религиозная жизнь человека – либо стихийная, потому что каждая душа по природе христианка, либо религия, которая уже имеет свои догматические и другие основы. В частности, мы в основном христиане на территории России, нас 84 процента, и на этих основах, не зависимо от того, насколько человек воцерковлён, просвещён, но эти понятия о нравственности есть у каждого человека, и на основании этого, например, отрезать головы людям, которые ни в чём не провинились, мы считаем безнравственным, исходя из того же понимания христианством, что убивать нельзя.
Школа. Теперь вернёмся к школе. Наша школа тоже, как и всё в нашей стране, и церковная жизнь тоже, испытывает кризис. Это очень сложное время перемен, которое мы застали, а в России, как опять же мы знаем из опыта русского народа, запрягается всё очень медленно. И поэтому 25-ти лет не хватило, чтобы наконец этот институт школы начал действовать. До сих пор его трясёт, самая любимая тема – это у нас ЕГЭ. Вводится реформа, против которой выступают родители, ученики, директора школ, но министерство с упорством, достойным другого применения, всё время внедряет. Сейчас вынуждены были немножко отступить, на полшага, но всё равно. Непонятно, а где движущие силы этих пяти-шести людей, которые делают то, что всему народу противно и неприемлемо, и более того, вопреки тысячелетней традиции? Не достучишься, не знаешь, откуда это идёт. Вроде новый министр – опять то же самое! А где приводной ремень? Я, например, его не нащупал до сих пор. Это такое некоторое чудо – что с нами происходит, кто за это платит и где движущие силы.
Поэтому нам нужно постараться всеми доступными средствами, понятно, что в рамках закона, на это повлиять. Вообще школьное образование – это есть некий костыль, данный родителям, с помощью которого они могли бы расширить возможности дитяти и подготовить его к взрослой жизни. Для этого нужно тот контент школьного образования построить таким образом, чтобы мы не декларировали расплывчатые формулировки о какой-то гармонической личности, которую никто никогда не видел, не щупал и не знает, а мы чтобы мы знали, кого мы хотим воспитать. Покажите имя-отчество-фамилию того человека, которого мы хотим воспитать. Первое. И как. Потому что воспитание, конечно, намного важнее и для народа, и для государства, и для будущего существования всего того, что называется Россией с нашими 200-ми народами и 300-ми языками, чтобы на нашей территории прекратилось массовое самоубийство и в абортах, и в пьянстве, и в наркомании. Мы по всем параметрам сейчас на первом месте во всём мире. То есть нравственное состояние нашего общества и тех, кого готовим, ужасающее.
Слава Богу, опять же, не без помощи Церкви, постоянного 20-летнего давления, удалось создать тенденцию по ликвидации детских домов. Тратя десятки миллиардов долларов на содержание детей в государственных детских домах, мы получали из них в 90 процентах уголовных преступников. Был полный абсурд. 40 процентов поступает в тюрьму после окончания учреждения, ещё 10 процентов – на следующий год, ещё 10 процентов – на следующий год, и так до 90, а социализировалось только десятая часть. Это, конечно, расход средств совершенно сумасшедший. Но это вытекало из идеи (и, кстати, и Дзержинского всё хвалили, какой он любитель сирот), из доктрины советской – создание нового человека. Вот его создали. Это житель концентрационного лагеря. Если мы хотим какого-то российского будущего, это нужно, конечно, менять.
Я сейчас выступаю как гражданин, во-первых, как русский человек, для которого русская культура и весь наш тысячелетний путь представляет собой величайшую ценность. Здесь, на востоке Европы, мы создали уникальную цивилизацию, не похожую ни на какие другие. Мы создали и музыку, и литературу, и архитектуру, и, я не знаю, что только русские не создали! И что, это всё должно просто быть уничтожено, сойти куда-то за ворота истории? Не знаю, хотя я уже давно пенсионер, но мне всё это жалко. Я бы хотел, чтобы мои правнуки также наслаждались и Мусоргским, и Анной Павловой, и, на худой конец, даже эстрадой. Вот из чего надо исходить.
А наша русская школа не знает, кого она хочет воспитать, до сих пор путается, в чём состоит образование, нет реальной концепции, есть только расплывчатые общие слова, за которыми не стоит ровно ничего. И этого мало. Не знают, куда идти.
Не так давно я участвовал в одном мероприятии. На Старой площади было совещание под руководством Иванова Сергея Борисовича по поводу концепции патриотического воспитания. Обычный советский текст, который мы проходили в институте, и где-то в предпоследнем абзаце написано: «...и религиозные организации». Обхохочешься. Я понимаю, что, конечно, аппаратные работники пишут тексты, а не руководители, но вот пока ещё в этом положении. Может быть, идеи и есть, но они где-то дремлют под спудом, и они никак ещё пока не оформлены.
Поэтому я рад нашему круглому столу. Для этого я сегодня встал в четыре утра, чтоб сюда попасть, и надеюсь, что будут высказаны свежие мысли по этому поводу. Вот в такой последовательности: спасение семьи, а потом школьного образования, которое есть помощь семье. У нас же правильно говорят: семья и школа. И вот, возрождение этого божественного, Богом данного организма – семьи и как помощи школы может дать будущее России.
Спасибо за Ваше внимание.
Нет комментариев
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.