Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».
Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 34
Содержание
2. Сорок лет безрезультатно молюсь за отца. Неужели он так и умрёт неверующим? (5:16)
3. Как отличить Богом данный крест от результата собственных ошибок? (8:00)
5. Как быть, если мера требуемой от меня помощи уже превышает мои возможности? (10:02)
6. Сохраняет ли душа в вечной жизни память о жизни земной? (12:02)
7. Может ли дьякон быть духовником? (13:15)
8. Почему в церкви во время службы молитвы часто произносятся поспешно и невнятно? (14:19)
9. Можно ли священнику во время службы читать Евангелие с амвона? (16:50)
10. Как избавиться от высокомерия? (17:53)
11. Как быть, если муж принуждает к контрацепции, и дети ему не нужны? (19:08)
12. Как поступить школьнику, если он не согласен с текстом учебника и учителем? (24:18)
13. Как приобрести скромность? (28:10)
14. Может ли чья-то зависть повредить мне? Как уберечься от зависти? (28:50)
15. Как правильно поступить, если коллеги используют нецензурную брань, и замечания на них не действуют? (30:03)
16. Каковы причины высокой рождаемости в странах Азии? (31:45)
18. Как можно помочь ребёнку, страдающему тягой к конфликтам? (34:50)
19. Как отвечать на замечания мусульман о «неподобающей одежде»? (36:41)
20. Есть что-то светлое в нашем будущем? (43:27)
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы вновь с вами в передаче «Блогпост». Сегодняшний наш антураж из другой программы, но вы не смущайтесь, просто у нас нет времени переехать в другую студию.
Хочу сделать объявление. В связи с тем, что количество ваших вопросов превышает наши возможности, мы решили подключить протоиерея Илию, который будет письменно отвечать на те ваши вопросы, которые мы с отцом Александром не смогли охватить. Ответы будут публиковаться и на мультиблоге, и на сайте нашего прихода http://blagodrevo.ru/.
Отец Илия очень занятой человек, у него много послушаний в нашем приходе. Но всё же он выразил желание помочь и этому делу и, по мере сил, будет отвечать на ваши вопросы. Прошу любить и жаловать.
А теперь, отец Александр, перейдём к тем вопросам, которые ты выбрал.
– Добрый день, дорогие слушатели. Как всегда, вопросы делятся на несколько категорий: это семейные, общецерковные, политические и просто личные вопросы.
Вот один из таких вопросов задаёт Георгий: «Девятое правило Апостолов гласит, что «всех верных, входящих в Церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в Церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного». Как правильно понять это? В настоящее время очень многие люди, приходя на Литургию, не причащаются».
– Понять буквально. Дело в том, что степень просвещённости тогдашних христиан и теперешних – совершенно разная. И во времена апостолов строй Церкви был общинным, а не приходским. Прежде, чем стать христианином, человек в течение года проходил оглашение, а потом ещё катехизацию. И каждый знал, в чём состоит христианская жизнь, знал свою ответственность.
Современный же человек, приходящий в храм, ещё не является христианином, и даже неизвестно, станет ли он им. Одновременно с приходом в храм ему предстоит узнавать и о Христе, и о правилах церковных, и этот путь может быть для него довольно долгим. Он приходит в храм как в школу оглашения и катехизации. Поэтому в церкви стало совершенно другим отношение к новоначальным. Даже такой термин возник – человек «воцерковляется», то есть постепенно становится церковным человеком. Те древние правила сегодня просто невозможно исполнить, но мы помним о них, как о некотором идеале церковной жизни, близкой ко временам Христа и апостолов. Так должно быть.
– А возможно возвращение к таким формам?
– А оно и будет во времена антихриста, потому что ходить в церковь будет трудно и опасно, и чревато очень серьёзными проблемами, вплоть до лишения жизни. Поэтому христиане будут собираться в такие небольшие общины, вынужденные выживать. И тогда, конечно, каждое Причастие будет для них большой драгоценностью. Собираться они будут именно для Причастия – и всё это вновь восстановится.
– Александр из Москвы: «Моему отцу уже за девяносто. Я молюсь за него лет сорок, а он всё по-прежнему верит в Ленина. Неужели всё безнадёжно, и он так с этой «верой» и умрёт?»
– Не знаю. У меня был случай, когда девяностотрёхлетний человек покаялся и стал причащаться со слезами. К нам в храм ходил его внук, а он над внуком посмеивался. Но всё-таки закончил свою жизнь глубоким христианином. Всегда причащался со слезами на глазах, и сердечно Бога благодарил, и внука, и меня, что пелена спала с глаз.
– Надо же… В девяносто три года.
– Человек был замечательный, необычайно красивый... дворянин... Конечно, на него сильно повлиял крах советской власти. Он даже говорил, что не думал и дожить до такого. А когда случилась революция, ему было двадцать семь лет, он был совершенно взрослым человеком. И он имел полную возможность уехать за границу, но остался. И вот, будучи мелким помещиком (конечно, его всего лишили), он всю жизнь проработал фотографом. И в этой среде его хорошо знали, у него были определённые успехи, его снимки печатались в журналах, в том числе и в «Советском фото». С ним было очень приятно общаться... На моих глазах происходило его воцерковление.
– Человек зрел, зрел... Господь его хранил, зная, что возможность его воцерковления существует...
– Да, он вернулся к Богу.
– Ирина спрашивает: «Как понять, что есть крест от Бога, а что является просто нашим ошибочным выбором?»
– Так результатом нашего ошибочного выбора тоже бывает крест.
– Но одно дело, когда Бог как бы даёт человеку крест для определённых целей, а тут человек сам...
– Это равносильно. Вся жизнь – это крест. Если мы воспринимаем её по-христиански, то мы из всего можем извлечь пользу. Как и Господь. Он любую нашу ошибку оборачивает нам во благо.
– Ошибся – неси теперь, не ропщи.
– Да.
– Анастасия из Москвы: «Отец Димитрий, помогите решить семейный вопрос. Мой супруг верующий, воцерковлённый. Но по дому всё делаю только я, а он меня только по Писанию воспитывает, говорит: «Марфа! Марфа! Ты печёшься не о главном!» Но ведь если я буду только читать Писание и смотреть интересные интернет-сайты, то наш дом превратится в сарай...»
– И хорошо. Можно так поступить: в течение дня заниматься своими делами, а как муж приходит – сразу открывать молитвослов и начинать молиться. Если супруг захочет есть – «извини, посмотри там что-нибудь в холодильнике». А когда он всё в доме съест, пусть уж дальше сам ходит по магазинам, покупает, готовит. «Нет, я решила уже спасать свою душу, поэтому Марфой больше не буду... Марфу нанимай». Я бы так сделал. Может быть, тогда супруг что-нибудь и понял бы в жизни. Такие повороты способствуют пониманию...
– Валентина из Томска: «Дорогой батюшка, прошу, вразумите меня. Я помогаю священнику и его семье уже несколько лет. Но требуется всё больше и больше. Требующиеся ему суммы увеличиваются в разы. Что делать – отдать всё?»
– А требуется что-то отдать?
– Видимо, батюшка требует всё больше и больше материальной помощи...
– Я не знаю... Когда что-то требуют, это сразу подозрительно. Потому что одно дело – просить, и другое дело – требовать. Как может один взрослый человек требовать что-то у другого взрослого человека? Это только младенец плачем требует, чтобы его или утешили, или покормили, или перепеленали... А взрослым требовать – не очень подходит. Начальник на работе может требовать, но только в рамках служебной инструкции.
– А если один человек не чувствует меры своей требовательности, и хочет всё больше и больше...
– А кто мешает сказать «до свидания»?
– Может быть, как-то стыдно или неловко, или жалко отказывать батюшке-то...
– Почему? Батюшка такой же человек, как и все. Если уже невмоготу помогать, то хватит. Несколько лет потрудилась – «простите, извините, благословите».
– Сергей из Украины: «Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что в загробную жизнь мы сможем взять лишь навыки, обретённые на этой земле. А будет ли у нас в следующей жизни памятование об этой жизни, земной?»
– Конечно. Личность ведь сохраняется. Память – это свойство личности.
– Будем помнить всё, с самого рождения?
– Думаю, да. Даже лучше будем помнить, потому что сейчас нам мешают сосуды, всякие склеротические явления... А там таких «помех» не будет. Память души будет даже более чёткой. Хотя трудно об этом судить…
– Есть вещи, которые мы хотели бы забыть, хотели бы, чтобы они и не вспоминались, но ведь они тоже все будут в этой памяти запечатлены...
– Конечно.
– Елена из Саранска: «В нашей церкви служит молодой, но очень мудрый и душевный дьякон. Скажите, можно ли выбрать себе духовника-дьякона, или обязательно это должен быть священник?»
– В принципе – можно всё. Но дьякон не может совершить Таинство Покаяния. А полезным собеседником или человеком, который может наставить в вере, может быть и дьякон, и мирянин. Но наставник и собеседник не является духовником. Духовник – это тот, кому мы исповедуемся, и кто обладает «властью вязать и решить».
– То есть, с мудрым человеком посоветоваться можно?
– Обязательно. И можно, и нужно. Это большая радость, когда есть такой человек, с которым можно посоветоваться, как-то опереться на его мудрость. Это замечательно.
– Максим из Казани: «Священнослужители часто рекомендуют молиться, не торопясь, пропуская каждое слово через разум и сердце. Почему тогда часто на службах в храмах молитвы произносятся быстро, как скороговорки?»
– Не знаю. Конечно, читать на службе нужно бодро, не растягивая. Когда мы растягиваем слова, то внимание ускользает. Но когда идёт скороговорка и невозможно разобрать – это уже брак. Должно быть что-то среднее, чтобы молитвы звучали красиво, чётко и не занудно.
– У каждого человека своя степень восприятия на слух...
– Если кто готовится в чтецы, нужно записывать себя на магнитофон и слушать. И выработать определённый темп и интонацию. Самого себя трудно слышать, нужно попытаться сделать это как бы со стороны. Современные приспособления в этом смысле очень удобны. С их помощью можно очень хорошо научиться читать.
– Я однажды соборовал на дому одну бабушку, почти девяностолетнюю. Думал, что для старенького человека с тугим слухом нужно постараться проговаривать всё четко, не торопясь. А она говорит: «Батюшка, а можно раза в два побыстрее? Мне так лучше воспринимается». Я был даже потрясён.
– Медленно не нужно читать. Нужно читать так, чтобы доходило каждое слово. Но одно дело – келейная молитва, другое дело – общая молитва. Шестопсалмие все наизусть знают, пятидесятый псалом, девяностый – все знают наизусть, часы – все знают наизусть. Что там растягивать? Чётко нужно читать.
– Батюшка, у нас принято, что если священник служит один, то он читает Евангелие на престоле. Но не во всех наших храмах хорошая акустика. Вот если вынести Евангелие на амвон и с него читать, это не будет серьёзным грубым нарушением церковного правила?
– Нет, не будет никакого нарушения. Самое главное – это целесообразность. Если по ходу службы полагается чтение Евангелия, то это для того, чтобы все услышали Евангелие. И всё должно этому способствовать. Либо нужно микрофончик ставить, либо разворачиваться и читать от Царских врат. Либо в алтаре найти такую точку, откуда будет слышно, и в эту точку ставить аналой с Евангелием.
– Елена из Киева: «Как избавиться от высокомерия? Самой от себя уже противно, а окружающим и подавно».
– Высокомерие – больше всего остального отталкивает человека от человека. А как избавиться?.. Высокомерие же происходит от гордости. Поэтому, вытесняя гордость смирением, возможно избавиться и от высокомерия.
– Сам человек порой не чувствует и не видит в себе высокомерия.
– Но здесь-то человек и видит, и чувствует.
– Да… и видит, и чувствует. Но в то же время – как тут поменяешься? Привычка уже, интонации, голос, манеры...
– Нужно за собой следить. Себе внимать. Держать себя в узде, не распускаться.
– Некоторые удивляются: а что я такого сказал? Ничего такого страшного ты не сказал. Но вот как ты сказал – это страшно. А человек не видит, не чувствует...
– Конечно, многое зависит от интонации, от выражения лица.
– Вопрос, к сожалению, без подписи: «У нас с мужем двое детей. После рождения второго ребенка супруг сказал, что новые дети ему не нужны, рождённых достаточно. Настаивает на принятии мною таблеток и любых средств, исключающих вероятность появления новых малышей. Как поступать в такой ситуации: причина ли это для развода или нужно ждать, пока муж одумается, и быть покорной? Но тогда получается насилие над собой. Я люблю мужа, но делать предложенное им не хочется».
– Так и не надо. А если муж скажет: «Знаешь, в семье много народу, надо тёщу отправить на тот свет, она располнела и много занимает места»? Это из той же серии. Есть вещи, в которых нужно слушаться мужа. А есть вещи, в которых нужно слушаться Бога.
Если мужу что-то не нравится, то пусть он сам и принимает «меры». Почему он жену заставляет? Она ведь не маленький ребёнок... А вообще, такие вещи должны проговариваться до вступления в брак.
– Ох, батюшка, это сколько угодно. Человек обещает всё, что хочешь, лишь бы добиться своего. А потом просто от своих слов отказывается.
– Тогда нужно слова записать. Брачный договор может касаться не только имущества. Да и не обязательно у нотариуса его заверять. «Это же ты писал, вот твоя подпись, вот число. Извини. Если не нравится – все свободны».
– Ну, начинать семейную жизнь с брачного договора, это как-то ... не по-русски... Может, в Европе так и принято...
– Ты же сам сказал, что человек отказывается от своих слов. А от бумаги-то – никак не откажешься.
– Всё-то ведь не пропишешь...
– Всё – нет. А важные вещи можно прописать. Человек принуждает жену пить таблетки. Это же чрезвычайно вредно для здоровья. Вот какой-то человек возьмётся предписывать мне гробить здоровье – а я и послушаюсь?..
– Человек заботится о комфортности собственной жизни.
– Раз заботится, сам пусть и употребляет. Пусть себя стерилизует.
– На такое вряд ли кто пойдёт.
– Почему? А жене почему это предлагается? Её всё устраивает. Это его не устраивает. Вот он пусть это и делает. С церковной точки зрения это тоже грех: сам себя оскопивший извергается из Церкви.
– А понуждающий другого к этому греху грешит ещё больше. Муж хочет, чтобы жена перестала рожать...
– Это же очень просто: покупаешь раскладушку – и жена перестаёт рожать. Жена ведь только принимает и вынашивает, а все действия-то – мужа. Даже пол будущего ребенка определяют хромосомы мужа, а не жены.
– А забота об уже рождённых маленьких детях? Их же кормить, растить, учить...
– Так для этого и женятся.
– Не все, батюшка, не все.
– А замуж выходить за тех, которые «не все» – это заранее бомбу подкладывать под собственную семью.
– Одна женщина недавно писала, что два года назад она вышла замуж – и выяснилось, что муж вообще детей не хочет, категорически. И тоже спрашивает, что теперь делать. Ей двадцать три или двадцать четыре года. Она мечтала, что будет семья, много детишек...
– Все эти вопросы обсуждаются до брака.
– Татьяна из Москвы: «Дочь перешла в пятый класс. Появился новый предмет, природоведение. В начале учебника освещается тема происхождения человека, где нарисованы обезьяны и то, что, якобы, из них получилось впоследствии. Учительница придерживается того же мнения – что человек произошёл от мартышек. Дочь всё понимает и рассуждает правильно, но как быть? Учить этот материал и рассказывать так, как в книжке? То же касается такого предмета, как история. Как поступить ребёнку, если он не согласен с текстом и учителем?»
– Как мы в своё время отвечали: «Карл Маркс сказал то-то. Фридрих Энгельс сказал то-то. В нашем учебнике написано так-то».
– Просто давать цитату: наука утверждает...
– Извините. Наука утверждает обратное. Наука утверждает, что человек никак не мог от мартышки произойти. Это просто невозможно генетически. Обезьяна – совершенно другое животное, у неё совершенно другое количество хромосом. Чарльз Дарвин тогда этого не знал, хромосомы тогда ещё не открыли. Возможно, глядя в зеркало и наблюдая поведение людей, он решил, что, наверное, скорее всего, люди произошли от обезьян. Был даже такой анекдот: одна симпатичная молодая женщина спрашивает у Дарвина: «По-Вашему, и я произошла от обезьяны?» – «Да. Но, наверное, от очаровательной».
Эта теория Дарвина полностью наукой отрицается. А никаких других теорий происхождения человека, кроме этой и библейской, нет. И поэтому нашему атеистическому образованию нужно либо принять библейское повествование о происхождении человека, либо продолжать дуть в эту ненаучную дуду, что оно и делает благополучно.
– Считается, что детям это всё равно не нужно... Пусть учат, как есть в учебнике?
– Нет, детям нужно знать, что это ненаучно. Но если учитель ждёт, что ученик будет отвечать по учебнику, пожалуйста: «В нашем учебнике написано, что человек произошел от обезьяны...» – и всё изложить. Учитель разве будет спрашивать, как сам ученик считает? А если спросит, можно и ответить: «Наша семья произошла от Бога, а не от обезьяны».
– Не каждый ребёнок так найдётся с ответом, здесь смелость нужна.
– Так нужно этому обучить. И будет хорошая тренировка.
– Сергей из Москвы: «Как приобрести скромность? В отрочестве я был весьма скромен, а теперь, к сожалению, лишился этого замечательного качества».
– Если человек имеет понятие об этом, он всегда может вернуться в это состояние – тем более, если помнит о скромности из отрочества. Конечно, придётся теперь себя сдерживать. Без воздержания невозможно приобрести скромность.
– Такой вопрос: «Может ли зависть постороннего человека навредить мне, если он увидит, что у меня всё хорошо?»
– Да, сколько угодно. Завистник и дом подпалить может. И дьявола недаром называют завистником: какие гонения он восстанавливает на благополучного человека…
– Клевету возводит...
– Да, возводит клевету. Сейчас ещё говорят: подставляет (под какой-то удар).
– А как не провоцировать людей на зависть? Это возможно?
– Вооружиться скромностью. Скромность от многого убережёт.
– Не труби перед собой?..
– Да, если человек излишне обращает на себя внимание, это бывает чревато неприятностями.
– Андрей: «Как правильно поступить, когда коллеги по работе, общаясь, употребляют нецензурные слова? Замечания не действуют».
– Нужно изучить этих людей, изучить ситуацию и действовать по ситуации.
– Часто бывает, что бранятся люди, старшие по возрасту и по должности. Не будет же молодой человек делать замечание пятидесятилетнему дяде? Или так можно?
– Можно. Можно сказать: «Вы меня в полтора раза старше, но я слушаю, что Вы говорите, и мне за Вас стыдно». Это любого проймёт.
– «…Ну, сынок, поживи с наше, тогда узнаешь, что такое жизнь...»
– «Да, я поживу, узнаю. Но я и сейчас знаю. И мне сейчас стыдно Вас слушать, вот прямо сейчас». И человек задумается. Конечно, он может сразу вида и не подать или даже в ответ что-то такое скажет, но задумается.
– Священник Сергий из Усть-Кута: «Батюшка, как Вы думаете, каковы причины высокой рождаемости в Японии на всей территории страны? Причём приблизительно такое же положение дел в Китае, на Филиппинах, в Малайзии и других восточноазиатских странах. С чем это связано?
– В Китае невысокая рождаемость.
– Там у них государственная политика ограничения.
– Судя по тому, что человек ошибся насчёт Китая, потому что там политика одного ребёнка (сейчас разрешили в некоторых случаях иметь двух детей), то может быть, он ошибается и насчёт Японии? В Японии, по-моему, восемьдесят миллионов человек [сто двадцать семь миллионов, согласно переписи 2009 г. – прим. ред.]. Скоро они нас будут в этом догонять.
– Очень скоро, только им нужно будет куда-то расширяться...
– Да пусть приезжают, в Москве живут...
– Да?
– Ну земли-то у нас полно.
– Вот очень интересный вопрос. Ольга из Москвы: «У нас с мужем есть дочь пяти лет. Мы планируем посетить с ребёнком детский дом. Основная цель – показать ребёнку, как трудно живут некоторые дети, дабы она немного смирилась и начала ценить то, что имеет. Также планируем оказать материальную помощь детскому дому (не буду скрывать, что тоже в воспитательных целях для дочери). Насколько это мероприятие, по Вашему мнению, целесообразно при воспитании?»
– Это малоэффективно. И к тому же нельзя использовать других людей как инвентарь для педагогической деятельности.
– То есть водить, как на экскурсию, чтобы показать несчастных деток, не стоит...
– Да, с точки зрения этики – это просто неприемлемо.
– А что было бы полезнее? Нужно ли вообще ходить с ребёнком в детский дом с целью обучить его чему-то на примере тех деток?
– Нет. Я бы такую девочку, с которой проблемы, вообще не стал бы туда водить. В детском доме своих проблем достаточно, не хватает им ещё и «лечить» постороннюю девочку с совершенно беспомощными родителями.
– Следующий вопрос. Дмитрий из Москвы: «В семье пятеро детей. Один сынок постоянно создаёт конфликты. Мы с женой здорово ругались, когда он в утробе был – может быть, поэтому? Другие дети лучше ладят друг с другом и со всеми, а он – всеобщая головная боль. Что можно сделать, чтобы эту тягу к конфликтам в ребёнке изжить?»
– Нужно посоветоваться с детским психологом. Психолог может прийти в гости, а можно парня привести к нему. Психолог поспрашивает, протестирует и сделает выводы. А так, не видя ребёнка, я не могу сказать, в чём причина. Может быть, мальчику требуется дополнительное внимание – ему не хватает, у него такой своеобразный голод. Люди бывают с разными психологическими особенностями: одному хватает того же, что всем, другому – нужно что-то особенное. Хорошо, что родители заметили такую особенность своего ребёнка. Нужно обязательно проконсультироваться у психолога, начать выполнять его рекомендации и смотреть на динамику. Если есть улучшения – значит, психолог угадал с рекомендациями. Если нет – искать, пока не будет найдено решение этой проблемы.
Бывает, что человек начинает интриговать, сталкивать окружающих – так проявляется его властолюбие, мстительность. К сожалению, в детях это тоже можно наблюдать.
– Ирина: «Недавно услышала от одной знакомой рассказ о том, как мусульманин в московском метро сделал ей замечание, что она ходит в неподобающем виде: мол, юбка коротковата. Что нужно отвечать в подобных ситуациях нашим братьям-мусульманам? Кстати, юбка была не так уж и коротка. Я против ношения «мини», но наглость гостей столицы порой принимает недопустимый масштаб».
– Порой – да. Но тут я не вижу никакой такой особенной наглости. Он же человек из другого мира. И он из этого мира и делает замечание. Но так как мир мусульман – это наше будущее, нужно к этому приспосабливаться. Они всё равно заставят делать так, «как надо». Лучше это делать без конфликтов. Вряд ли мы что-то сумеем изменить радикально – так, чтобы наша страна вновь наполнилась бы русским населением. Я не знаю, что нужно сделать с головами наших соотечественников, чтобы это случилось. Не вижу никаких перспектив. Мусульмане приезжают, живут здесь, ассимилируются в достаточной для пребывания здесь степени и рожают детей по десятку.
– Европу наполняют выходцы из Африки и Турции. Нашу страну скоро наводнят выходцы из Азии, и вообще, европейская культура скоро, похоже, уйдёт.
– Источником всякой культуры является религия. А если люди потеряли свою веру и даже само понятие о ней, то недалеко и до потери культуры. Естественно, что те люди, которые имеют свою веру, придут и принесут свою культуру, свои обычаи – и заполнят пустоту. И скоро всё будет принадлежать им.
– Вы часто говорите, что многие, называющие себя мусульманами, не имеют толком и понятия о мусульманстве...
– Нельзя сказать, что они много знают, но дело в том, что мусульманство передаётся из поколения в поколение через бытовой уклад, на бытовом уровне. И этот уклад у них не разрушен. Вот юбка как раз и относится к бытовому уровню, юбка – это ведь не высокое богословие. Все мусульманские женщины носят длинную одежду, а то и паранджу или хиджаб, всегда – с покрытой головой, чтобы никаких ненужных мыслей у смотрящих не возникало. И, конечно, на этом фоне мусульманского мужчину короткая юбка раздражает. Можно, конечно, ему сказать, что он не у себя дома, а приехал к нам, а у нас так принято. Можно так сказать. Но юбка-то всё равно раздражает.
Сейчас, пока мусульман ещё мало, этот мужчина о своём раздражении просто сказал – так сказать, поделился. Причём тут наглость? Он ведь так и привык, что он же мужчина, а это – всего лишь женщина. И он ей просто сказал. Заметь, не ударил, не разодрал одежду, а просто сказал. А когда их будет много, так церемониться они не будут.
Мы не можем их «переквасить». Когда Рим захватил Грецию, то, имея более слабую культуру, принял культуру Греции. А мы что можем предложить миру ислама? Футбол и Диму Билана с Аллой Пугачёвой? Что?..
– В плане нравственности они, конечно, повыше...
– А не так давно христианство было недостижимой нравственной вершиной. А сейчас так называемые христианские народы это всё утратили. Ещё сто лет назад христиане превосходили по нравственности нехристианский мир, а сейчас что?.. Так что идёт совершенно закономерный процесс.
– А остановить его как-то можно?
– Теоретически можно. Взять и начать жить по-христиански. Создавать семьи, рожать детей, сколько Бог даст. Трудиться, не пьянствовать, не курить, землю превращать в сад. В армии служить. А этого никто не хочет. Все хотят только непыльной работы, исполнять как можно меньше обязанностей и каким-то образом получать много денег. Если не удаётся так пристроиться, то тогда хотят либо в азартные игры наиграть побольше, либо отнять…
– Батюшка, не будем заканчивать нашу беседу на такой удручающей ноте…
– Будем ещё продолжать?
– Есть у нас что-то светлое в будущем, с Вашей точки зрения?
–Один великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов, сказал: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно». Хотя это было сказано довольно давно, сто семьдесят лет тому назад, но я готов подписаться. Вот не проглядывается радужная перспектива. Конечно, как Церковь мы должны сопротивляться процессу расхристианизации, как апостол Павел говорил – для того «…чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9, 22). Господь сказал нам: «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12,32). А будет всё равно то, что будет.
Я ведь не пророчествую, что будет так-то и так-то. Я говорю о той тенденции, которая существует в наше время. Но вдруг мысли людей переменятся, и люди поймут, что самое драгоценное – это не одежда из дорогого бутика, а самое драгоценное – это дети, которых дал Бог? Может так быть? Может. Когда и для папы, и для мамы самым драгоценным будут их дети. И всё переменится. Вместо пяти миллионов абортов будет пять миллионов новых детей. Значит, через десять лет нас будет сто пятьдесят миллионов. Еще через десять лет – сто шестьдесят миллионов, еще через десять лет – сто семьдесят, и уже те, первые, начнут рожать своих детей. И всё. Через пятьдесят лет совершенно другая будет ситуация в стране. Если наши люди не будут сидеть и ждать, когда им кто-нибудь даст квартиру или ещё какие-то блага, а будут сами всё делать: сами – строить себе дома, сами – всё решать. Не дядю какого-то ждать, чтобы сказал, как надо, а сами будут решать. Это же вполне возможно. Что тут такого сложного?
– Ну что ж, перспектива есть...
– Она всегда существует. Робинзон на своём острове мог впасть в отчаяние и умереть, а он начал трудиться: и сеял, и охотился, и дом построил. И Господь дал ему друга, Пятницу, и всё у него получилось.
– Спасибо, батюшка, за Вашу беседу.
– Рад стараться. Привет, робинзоны!
– Всего доброго. Присылайте ваши вопросы, будем стараться на них ответить. До свидания.
Комментариев 40
Артемий а сколько вам лет ? может как кандидатка на пару подойду..в какой храм ходите если не секрет
А ещё вспоминается четверостишие Ю.Никитина:
«Неужто тот день на планете придет
В своём безнадежном исходе?
Тот день,когда будет не русский народ,
А память о русском народе»
Человек не может призойти от обезьяны, зато человек в обезьяну…!)))
Как всегда очень содержательно и интересно. Спаси Господи, о.Димитрий и о.Александр!
Один мой знакомый приехал из Москвы, перед тем долго (очень долго) там не бывавши. Говорит: «Сижу в баре — по кушать зашел вечером. Подходит ко мне девушка и спрашивает — «Ты натурал?» Я чуть со стула не упал. Что? — ответил я, а она опять «Ты натурал?» Чего это? Ну в смысле ты только с девушками. Ну да, только с женой! Да посмотри, милая, сколько парней — выбирай. А она говорит: «С ног сбилась — почти все голубые…» Я тоже долго в Москве не был, а теперь и по давно не хочется, если только к о. Димитрию или к Матронушке или еще куда.
Спасибо дорогие батюшки.
Правда всё, что сказал о.Димитрий. Но невесело что-то на душе
Интересно, правда ли, что в мусульманских странах нет пенсий? Читала что платят пенсию только военным, госслужащим и учителям. Те на государство как-бы работали. А остальные-на детей возлагают надежды, как и сколько вырастишь, такая и старость. Слушайте, ребя, очень разумная политика!!!!!!!! Надеяться только на детей, и жить для них сегодня,здесь и сейчас, а не уповать на будущую «мамону» и на аппарат по сбережению, воровству и перераспределению оставшихся заработанных крох!
Только на это и надеюсь.А до того все заботы-воспитать)),чтобы не то что кормили (что там надо старой без зубов-много не съешь))),а хоть навещали бы
Ниже на пост Artemei по поиску подруги жизни..
Подрастают три харррошие дочки красавицы,замуж отдам только с моего ведома и только ну очень хорошим парням,благо пример у них есть-отец,сложно будет женихам конкурировать-не пить и не курить-это уже не достоинство,а само собой)))
Сыну и дочам постоянно полощу мозги-какими быть и кого брать, и за кого выходить.
А как же иначе? )) Не охота потом в гробу ворочаться,если с мужьями-дуракам жить будут и сварливой женой маятся ))))
С хорошим Православным парнем, девушкам познакомиться гораздо легче. Пару раз взгляд на парня бросила(чтоб он заметил), подошла попросила что-нибудь показать в храме, или поблизости где, да или вообще попросить совета в выборе какой-нибудь маленькой вещичке.
А вот парням гораздо сложнее, иногда такие кренделя приходится выписывать, чтобы просто на свидание пригласить девушку. Стратегия по марш броску и рядом не стояла. Слова: здравствуйте, вы очень красивая, я бы хотел пригласить вас «тогда-то» посидеть, погулять «там-то». Уже не действуют, девушки говорят «банально, скучно». Теперь приходится импровизировать на ходу: девушка, а сколько времени…(она ответила)…, а свободного? :))) Хотя есть и положительная сторона, вот так пригласил 2-3(ну само собой, если не находиться та единственнная) девушек на свидание, то уже можно спокойно в армию идти командующим, стратегия сражений, как от зубов отскакивать будет. Почти шутка. ;)))
«банально, скучно» … хм
у нас когда не банально и не скушно, обычно всё заканчивыается очень печально, о чём говорит статистика разводов.
Вообще не на это нужно девушкам научится смотреть, это всё шелуха, часто обычно спектакль, замануха, надо же человека на чтото «развести», а это самое простое и дешёвое …
Нужно душу человека прежде всего постораться увидеть, какого он духа, чем дышит
Рожать детей, это здорово, вопрос кто рожать будет. По официальной статистике молодых Русских людей до 27 лет, в России менее 17%. Давайте отсюда уберём всех до 18 лет. Получим менее 10% населения детородного возраста. По оптимистичным прогнозам 12 миллионов мальчиков и девочек. И это ещё что, по той-же официальной статистике, от мин. по делам молодёжи, в течении 10 лет, выйдет за возростные рамки термина «молодёжи»(т.е. за 27 лет), 10 миллионов человек. Т.е. в течении следующих 10 лет молодых людей станет на 10 миллионов меньше.
Ну как-то совсем у нас всё плохо.
А молодые девушки, между прочим, тоже хороши, сколько не хочу в храм, видел лишь несколько раз вошедших молодых девушек. И то те поставили свечки и убежали.
Может кто подскажет, где познакомиться с Православной, молодой, красивой девушкой? Я хожу в Церковь, не курю, не пью, занимаюсь спортом и даже блуда нет, ну и вроде как симпотяга. :)))
Есть православные сайты знакомств
Кроме того, надо, чтоб девушки видели, какие славные парни, эти православные ребята
В клубы надо объединяться при приходе, в Питере есть такой опыт. И не только в Питере. Поищите, например, православный молодежный портал «Чайка» в сети.
Сайт чайка уже почти не функционирует, мало анкет, почти нет новых. Вот клуб знакомств Светелка, судьба.нет, обновляются часто много, регулярно.
Ну а так иногда даже до смешного доходит. Читал статьи на православных ресурсах(восновном на «правмир») бывает даже сами Батюшки людей знакомят. Жуть, конечно. :)))
Но всё-же действительно есть, у нас некий семейный кризис.
«А молодые девушки, между прочим, тоже хороши, сколько не хочу в храм, видел лишь несколько раз вошедших молодых девушек. И то те поставили свечки и убежали.»
Это кстати факт 100 % . Хоть о.Дмитрий и говорит что церкви от девушек ломятся, но то что описал Artemei я наблюдаю уже 10 лет, как минимум
так оно всё происходит, по крайней мере, в нижегородской области, в других не знаю …
«А молодые девушки, между прочим, тоже хороши, сколько не хочу в храм, видел лишь несколько раз вошедших молодых девушек. И то те поставили свечки и убежали.»
Держать надо было!!! )))
В Москве есть православный клуб Петра и Февронии , много слышала о нём по радио «Радонеж» .А детей рожают и до 40 лет с хвостиком, я и мои знакомые.
Спасибо , За Ваши труды, всегда приятно Вас видеть и слышать. Спаси Господи!
Благодарю Вас Батюшки!!!
Георгий,Грузия,Кутаиси.
Очень давно были сказаны такие слова:
«ислам – это кара Божия для Христиан» и «ислам – это дар Божий для Христиан»
Фразы разные, но смысл один и тот же.
Без внешнего раздражителя (мусульмане, атеисты…) Христианство начинает разлагаться.
Во всем есть промысел Божий, если ислам был попущен Богом, то это для чего то Ему нужно.
Как же я с вами согласен. Ислам бич Божий. Исторически так сложилось когда мусульмане сильны христианство в упадке и на оборот.
Бодрствуйте и молитесь, бодрствуйте и молитесь…
Ну не помню,чьё это изречение,кажется какого то русского философа,если не изменяет память,то Ильина:» Народ,потерявший свои святыни,превращается в навоз для другого народа.»
Очень интересная и полезная беседа батюшек! Спасибо!
Удивительно отец Димитрий умеет зажечь. Вспомнились слова А. С. Пушкина: «Глаголом жги сердца людей». Так и получается. Получается потому, я думаю, что есть любовь и доброта в сердце, а без них хоть куда призывай, клейми людей за их бездействие, всё это безрезультатно.
Эти строчки М.Ю.Лермонтова часто приходят в голову и мне. К сожалению, не без причины.
Спаси нас,Господи.
Слова без дела, только слова.(
хватит трепаться, давайте рожать уже!)
А кому рожать то:
-одна живет в блудном сожительстве («гражданский брак»)
-другая в фаворитках у начальника ходит (премии, должности,сама маленькая «начальница» для остальных)
-третья из провинции приехала, в «люди» выбиваться надо ( блуд не последний помощник в этом деле) и д.т.
Даже присказки появились:
Стыд не дым, глаза не выест.
Грязь не сало, потрясешь -отстало.
На востоке это невозможно. Но пожив год, другой, мусульманки становятся такими же. Вот почему мусульманские священослужители срочно начинают строить мечети в местах наибольшего проживания мигрантов. Только этим они удержат своих людей от «благ» больших городов.
Antoxa3781,погодь немного-ща муж приедет ещё одного забацаем..Правда тех,что есть уже класть некуда.Или я неправильно поняла-рожать вам невтерпёж? Тут есть молодые девушки -парню помочь?Конечно,если кормить будет,а то не интересно так с пылу с жару в попыхах
Как хочется чтобы все в России вдруг одумались и стали рожать столько, сколько угодно БОГУ, а «не по своему усмотрению»…
Интересно,имеет ли значение в пост зачаты или нет.Лишь бы побольше уже.Стратегическая задача-восполнить и заселить ,особенно малонаселённые земли.Смогла бы я сама на себе испытать,как ближе к лесу живётся,где этих земель немеряно…Медведей боюсь-нету спасу от него)) Опять же с мишками по ярмаркам ходили и этот наш царь зверей был не против на верёвке ходить,плясать-язык находили общий.Или вот наш мужик ради потехи и одолеть мог медведко в рукопашную-в кино видела «Садко».Где бы зятюшку такого сыскать? Шёлковая бы была тёща
Классный фильм.
До чего же просто замечательно. Просто и замечательно. Спаси Господь дорогих отцов.
Первые Христиане ждали конца света в первое столетие. Но вот прошло уже более 1.5 тысяч лет…
Да, помню какой-то знаменитый древнегреческий, толи философ, толи учёный, говорил, что его народ и страна обречены, потому что молодёж не уважает ни стариков, ни обычаи, ни культуру. Но по факту мы видим, рим утонул в греческой культуре. Может и у нас не так всё плохо?
А наглеющие выходцы с юга поступают так только потому, что наказания нет. А не гиганский объём культуры, которому мы противостоять не можем. Хороший пример стрельба во время свадьбы в Москве. Или когда девушка защищаясь, выстрелила из травматика в выходца с юга, она на неё заявление написал, её чуть ли не посадили.
Не, тут дело не в ихней «замечательной» культуре, а в ихней наглости и попустительстве со стороны государства. Взять и посадить всех членов свадьбы, за стрельбу. Всё ихняя культура моментально испарится, и стрельбы больше не будет.
Сто лет назад в 1912 году в России проживало 80млн человек. Почему сейчас, в век автоматизации ручного труда нам не хватает 140млн?
Кстати, в Японии рождаемость хуже чем у нас. На одну женщину фертильного возраста приходится 1.4 ребенка. (у нас 1.5).
Однако, миграционные потоки на ПМЖ в Японию стремятся к нулю.
98% населения составляют Японцы, как и сто лет назад.
Я бы предпочел на наших пустующих просторах вместо мигрантов видеть лис, зайцев, бобров и другую живность, к которой не нужно подстраиваться.
просто для интереса — сообщите, пожалуйста, сколько атомных станций было построено в 1912 году, сколько запущено спутников и выпущено автомобилей Лада Приора?
«Я бы предпочел ..»
Хех, дать приказ-всем,кто к нам с видом на жительство -приезжать с саженцем дерева.Посадил-тогда можешь дом построить и родить
А что там у японцев хорошего кроме как зарю условно первыми встречают ? Видела даааавно фильм «Легенда о Нараяме»-их один фильм вообще))и «Васаби» про японскую приправу,которую Жан Рено ел,как джем.Собсна-трясёт их,подмывает с берегов и радиация постоянная.Ехать туда? Русскому? Разве по-быстрому на гастроли и всё..Опять же,если там практически одни японцы,то,видать,не очень у них хорошо,если никто не приживется..Экзамен по языку трудно сдать?
У них можно позаимствовать миграционную политику.
Это дааа
Кстати,а какая она у них? (Если японцев подавляющее большинство?)))) Вот бы нашим наших же без волокиты принимать обратно,кто хочет и даже сильно помогать обосноваться на брошенных (экологически чистых) территориях))И в большие города без особых препятсвий))Хм,как с остальными поступать? Не знаю как сейчас,но для чего,например,в воинских частях (опровергните,если это совсем не так) к нам набирают южан,а наших к ним поближе? Не на случай ли того,что если какие беспорядки,то свои в своих стрелять не будут,а так-без проблем..
Не могу понять, где Вы берете данные о рождаемости? В Японии проживает 127000000 чел. в сравнении с нами всего на 15 млн. меньше чем нас , что составляет примерно 350 чел. на квадратный километр. Есть конечно убыль, но никакого сравнения с нами. Вот и вопрос почему язычники рождают в несколько порядков больше чем христиане и мусульмане???
Смотря какие христиане… Обычно в семьях крепко верующих христиан детей много. Семьи священников тому пример. Думаю, надежда на Господа Бога дает людям уверенность в том, что все будет хорошо. Поэтому рожают и воспитывают детей столько, сколько Бог даст. Беда наша в том, что русских от Бога отучили за 70 лет. Церкви стоят, а много ли туда людей ходит?
Кроме того, раньше русские люди жили на своей земле. Жили традициями и обычаями предков, которые тоже велено было забыть, потому как они именовались «пережитком прошлого» и мешали строить «светлое будущее». Теперь большинство людей живет в городах, где уклад жизни совсем другой и деторождению не способствует.
Потому, что сейчас сложно познакомиться Православному мужчине, с Православной девушкой. Увы но по «закону подлости» хороший парень женится на плохой девушке, а хорошая девушка выходит замуж за плохого парня.
Так же бывает, читаешь на правмире, в одной семье муж хочет много детишек, но жена против, а в другой жена хочет много детишек, но муж против. Соединить бы того мужчину и эту женщину, которые хотят детишек, вот и многодетная семья получилась.
Ну или соединить бы порядочную девушку, с порядочным парнем. И семья крепкая, и детишек много, и воспитание правильное.
А у нас всё как-то не в папад, вроде и хотят хорошие люди рядом, а встретиться не могут. Вот основная причина.
Ну и не стоит забывать про 70 с лишним лет атеизма, богоборчества. Отрубить руку 1-2 секунды, а вот пришить при помощи микрохирургии, до 12-15 часов операция, потом физио-ператия в течении года, потом период востановления лет 5-7. Разрушать быстро, созидать долго.
Artemei,ну что же вы усложняете всё.Какую у Бога попросите,такую и даст в своё время.Может не родилась ещё или малолетняя-ждите когда подрастёт именно ваша или подойдёт в храме попросить чё-нить -молитесь пока и просите
Не унывайте.
Иначе знаки можно как-то подавать?Попробуйте, как Герасим-без лишних слов платок сунуть в руку или какой другой подарок.Нестандартно и загадочно)))Или (смотря куда вы ходите)-знак на себя прикрепите,дайте знать в инете «приду туда-то,буду иметь такой-то знак..» или девушкам,желающим со мной познакомиться-иметь при себе такой-то знак.Почему нет? 
Опять же-хорошая православная может быть скромна чтобы не стрелять глазками и быть заметнее?
Я вижу место православной свахи вакантно))))Некому ща этим заниматься,хотя спрос есть))
«Увы но по «закону подлости» хороший парень женится на плохой девушке, а хорошая девушка выходит замуж за плохого парня.»
Обычно под стать как-то подыскивается)) Или в торопях ..кто в шею-то насильно гнал??
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.