Блогпост. Выпуск 38.
Содержание
1. Стоит ли мужу ради мира в семье быть в послушании у властной деспотичной жены? (0:40)
3. Для чего в Ветхом Завете так подробно перечисляются колена родов, родословия, имена? (9:25)
4. Как часто можно и как часто нужно причащаться? (11:05)
5. В чём смысл нашей борьбы с грехом, ведь сами, без Бога, мы освободиться от греха не можем? (15:30)
6. Полезно ли вести интернет-дневники, где подробно, с фотографиями, описываю свою жизнь? (16:36)
7. Как приучить детей к молитве и не отбить при этом желание молиться? (18:17)
8. Как научиться не раздражаться и не кричать на детей? (22:23)
9. Как правильно унять громко разговаривающих работниц церкви, мешающих молиться? (23:26)
10. Достаточно ли одной молитвы за крестников, или требуется личное участие в их жизни? (24:12)
11. Можно ли молиться вместе с иноверцем? (24:45)
12. Жена больна шизофренией. Можно ли нам повенчаться? (25:34)
13. Поясните слова из Библии: «Бог наш есть огнь поядающий» и «Глас хлада тонка и тамо Господь». (26:45)
14. Как узнать, от Бога ли помысл, рвущийся в душу? (27:45)
15. Почему Иаков назван братом Господа по плоти? (28:15)
17. Что такое «напрасная смерть», от которой мы просим избавить нас в молитвах Ангелу-хранителю? (31:58)
19. Правда ли, что наш Патриарх сближается с католической церковью, и назревает раскол в РПЦ? (36:33)
20. По какому случаю на сегодняшней заставке блогпоста пасхальное яйцо? (39:36)
Протоиерей Димитрий Смирнов: Зравствуйте, дорогие братья и сестры, мы снова с вами в передаче «Блогпост». Отец Александр, какие вопросы сегодня ты нам приготовил?
Протоиерей Александр Березовский: Приготовил не я, а наши слушатели и зрители. Вопросов много, поэтому начну прямо сразу.
Дмитрий из Москвы: «У супруги характер суровый и властный. Может ли муж для мира семейного и во избежание скандалов слушаться жену? Понимаю, что это я должен быть главой, но вот так у нас получилось. Хотел сделать подарок своим крестникам, согласовал с женой стоимость покупки, но когда дело дошло до приобретения, она велела всё отменить. Нарушил волю моей «игуменьи», поехал и купил. Теперь живу в атмосфере тяжёлой многодневной ссоры, молчу и жду, когда всё кончится, а оно не заканчивается. Испрашиваю прощения, а супруга кричит, чтобы вернули деньги с процентами. По тому, как плохо всё обернулось, понимаю, что согрешил я, не понимаю только на какой стадии согрешил. Подскажите, пожалуйста».
Протоиерей Димитрий Смирнов: Конечно, иногда в отдельных семьях главой бывает женщина, это случай нетипичный, но и особенно трагического ничего в этом нет. Сейчас всё чаще и чаще такое случается. Бывают женщины с мужской психикой, и бывают мужчины с женской психикой, и они даже взаимно друг к другу притягиваются. Такая вот защитная стратегия вида Homo sapiens. В животном мире так ярко это не наблюдается, а у людей бывает. Страшного ничего в этом нет. На какой стадии наш друг согрешил, мне трудно сказать, это требует глубокого исследования... Мне показалось, что он действует правильно: ждёт, когда «гроза» закончится, нужно ещё молиться, чтобы закончилась поскорее, и ни в коем случае не принимать обиду в своё сердце.
На примере семьи нашего автора очень характерно видно, почему Господь сказал, что муж должен быть главой семьи. Потому что женщины всё-таки существа эмоциональные, а эмоциональные существа очень часто меняют свои решения, иной раз на прямо противоположные. И возникают подобные этой очень неудобные ситуации.
Поэтому я думаю, что наш автор поступил правильно, купив подарки, о которых договаривались. То, что он за это пострадал – это неизбежно. Всегда, когда человек поступает правильно, ему приходится за это пострадать. Самым правильным поступком, совершённым когда-либо человеком, был поступок самого совершенного из всех людей – Господа нашего Иисуса Христа – сошествие на землю ради спасения людей. И он пострадал за это до крови. Если жена автора не дерётся до крови, то всё остальное можно потерпеть, и эти страдания вменятся ему в праведность, если с кротостью и любовью их переносить.
Протоиерей Александр Березовский: Наш автор сам сделал такой специфичный выбор, когда женился...
Протоиерей Димитрий Смирнов: Да. И ведь в Библии сказано, что Господь сотворил жену «по нему». Почему так таинственно люди выбирают по себе супруга? У нас, конечно, чаще женщины выбирают, но иногда и мужчины выбирают по себе жену. А почему таких выбирают? Потому что нравятся. Вот понравилась такая жена, вот теперь такой крест и неси. Бывают отдельные случаи, и они оговорены в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, в которых, с точки зрения Церкви, допустим развод. Во всех остальных случах надо стараться держаться. Семья – это святыня. И Бог сотворил человека не индивидуумом, а именно как семью. Но человек несовершенен. Поэтому мы часто видим «перекосы» в семейной жизни.
Протоиерей Александр Березовский: Кристина спрашивает: «Можно ли православной девушке миссионерствовать? Возникает противоречие между фразами из Писания «кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую и Я перед Отцом Моим небесным» (Мф. 10,32) и «учить жене не позволяю» (1Тим. 2, 12). Как это понять?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: Понять это нужно буквально. Конечно, есть в Церкви некоторые догматические формулы, которые незыблемы. Но пример таких святых жён, как благоверная царица Елена, или равноапостольная княгиня Ольга, или равноапостольная Нина, просветительница Грузии, или первая признанная равноапостольной Мария Магдалина, говорит о том, что при определённом даре харизмы от Духа Святаго и жёны могут успешно и ко благу проповедовать. Но на это нужно иметь благословение Церкви. Не формальное, на бегу полученное «батюшка благословите», а чтобы человек, дающий благословение, исследовал, способна ли эта дама на благовествование. Если у неё есть такая же харизма, которая позволяет некоторым дамам управлять собственной семьёй, а некоторым и государством, и неплохо управлять, не хуже многих мужчин, в таком случае священник может дать благословение. Но это должен быть ответственный для него шаг. Такое благословение можно дать, но только по исследовании способностей женщины. Из-за своей эмоциональности женщины часто не могут остановиться, и в результате их проповедь докучает слушателям, что производит обратный эффект. Но если женщина достаточно аскетична и умеет управлять собой, и, что немаловажно, своим языком, то в принципе это возможно. Наши сёстры подтвердят, что им обуздать язык гораздо труднее, чем мужчинам... Однако, женщины нынче и штанги поднимают, и такие штанги, что я ни в жизнь такую не подниму...
Протоиерей Александр Березовский: Да, этот вопрос действительно нужно исследовать. Многие подходят: «Батюшка, благословите». Батюшка тут же, не глядя, не спрашивая, на что, благословил...
Протоиерей Димитрий Смирнов: Нет, это не считается, так нельзя.
Протоиерей Александр Березовский: Сергей из Москвы: «Отец Димитрий, поясните, пожалуйста. В Ветхом Завете в разделе «Числа» идёт подробное перечисление родов, имён, количество людей в коленах. Какую смысловую нагрузку это несёт, для чего это надо знать или понимать?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: Это же Ветхий Завет. Он был подан Господом Богом в том виде, в котором он наилучшим образом мог быть воспринят людьми древней культуры Палестины. Этот язык очень хорошо понимал и чувствовал древний израильтянин, а сведения о родословиях были очень важны в то время. Для нас, христиан, родившихся в эпоху Нового Завета, эти сведения не обязательны. Но и в Книге Чисел мы можем обрести для себя очень много полезного, потому что слова Господни вечны.
Протоиерей Александр Березовский: Лидия из Алма-Аты: «Батюшка, скажите, пожалуйста, сколько раз можно и сколько раз нужно причащаться Святых Христовых Тайн в наше время? Я читала, что в разное время было по-разному. А недавно была свидетелем, как девочку семи лет не допустили к Причастию, ссылаясь на то, что достаточно одного раза в месяц, а она недавно причащалась».
Протоиерей Димитрий Смирнов: Тот, кто запретил ей причащаться, совершил грех, и он ответит за это перед Богом. Вы, Лидия, были свидетелем греха. Поэтому прошу Вас за этого человека (не хочу даже называть его священником) помолиться и пролить о нём горячую слезу. Причащаться христианину должно не чаще одного раза в день и не реже одного раза в год. Если человек причащается реже одного раза в год, он уже не является христианином. А по Правилам Церкви, кто без уважительной причины не причащается три воскресенья, уже должен отлучаться от Церкви. Самая минимальная частота причащений – раз в месяц. На четвёртое воскресенье уже нужно причащаться. Что и подтверждает один из новейших святых Отцов Игнатий Брянчанинов. А преподобный Серафим говорил, что чем чаще причащаться, тем лучше.
Протоиерей Александр Березовский: Если у человека выдался свободный день, и он пришёл в церковь, подготовился, соблюл пост, то никаких препятствий к Причастию у него нет?
Протоиерей Димитрий Смирнов: Никаких. Более того, если он не причащается, по Правилам Цековным он должен объяснить причину.
Протоиерей Александр Березовский: Ты пришёл в церковь, отстоял Литургию и не причащаешься? Почему?
Протоиерей Димитрий Смирнов: Да, почему? Ты либо еретик, либо отлучённый от Церкви. В чём причина? Должна быть очень уважительная причина. А по древним правилам священник, который пришёл на службу в чужой приход и не причащается, должен либо объяснить уважительную причину этого, либо его извергали из сана. А сейчас, увы, это обычное явление. А в древности за это извергали из сана. Потому что такой священник своим непричащением бросал тень на тех, кто совершал Литургию. Это не я придумал. Это постановление соборов. Да, многие соборные правила исторически уже не могут реализоваться. Например, все христиане Москвы каждый день Господень (в воскресенье) должны собираться на одну Литургию.
Протоиерей Александр Березовский: А мы нарушаем...
Протоиерей Димитрий Смирнов: Нарушаем. Каждый приходит в свой храм, а должны приходить в один храм и во главе с Патриархом совершать Литургию. Жизнь стала другая, эпоха изменилась. А в некоторых храмах вообще «чудеса» творятся. Вот в нашем Благовещенском храме четыре престола. На новый год совершали четыре Литургии. С точки зрения святых Отцов древности это абсурд, или, как говорил первый и последний президент Советского Союза, это нонсенс.
Протоиерей Александр Березовский: Дмитрий из Ставрополя: «Человек грешен и освобождает его от греха только Господь наш Иисус Христос. В чём тогда смысл борьбы нашей с грехом, ведь всё равно сами освободиться мы не можем?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: Конечно, сами не можем. Но человек трудится, чтобы очистить свою душу и сделать её сосудом для Благодати Божией, куда она изливается после того, как «дом прибран».
Протоиерей Александр Березовский: А может ли человек «прибрать дом» для Христа без Христа?
Протоиерей Димитрий Смирнов: А тут можно как пример привести аналогию с поршнем. Куда движется поршень, туда за поршнем двигается и жидкость.
Протоиерей Александр Березовский: Екатерина из Москвы: «Я веду блог в Интернете, выкладываю в нём фото из своей жизни, делюсь своими радостями, и так далее. Скажите, пожалуйста, одобряете ли Вы мои действия? Можно ли показывать свою жизнь через интернет? Полезно ли это мне и окружающим?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: Это уже Вам решать. Как я могу оценить эту пользу? Я, например, этого не делаю, считаю, что моя жизнь – это моя жизнь, это называется интимная жизнь, потому что она касается только меня. Но какую-то часть своего творчества, своего служения я предоставляю вашему вниманию, потому что многие люди ко мне обращаются и говорят, что им от этого польза. Не проходит и дня, чтобы ко мне не обратился какой-нибудь человек со словами, что он обрёл что-то полезное для себя от моей деятельности. Ради этого я тружусь. А выворачиваться наизнанку я не люблю, у меня нет такого опыта. Даже если требуется сдавать куда-то свою биографию, я с большим скрипом это делаю.
Протоиерей Александр Березовский: Чем короче, тем лучше?
Протоиерей Димитрий Смирнов: Да, стараюсь как можно лаконичнее. Год, и где был в этом году.
Протоиерей Александр Березовский: Дарья из Москвы: «У меня четверо детей, мы стоим на пути воцерковления, пытаюсь потихоньку приучать детей к утреннему и вечернему правилам. Читаем по детскому молитвослову. Часто сталкиваюсь с трудностями: не могу уговорить их молиться, или они отказываются стоять, хотят сидеть, или какая-то молитва у них любимая, какая-то не нравится, и они не хотят её читать. Как правильно себя вести, чтобы не отбить у них охоту к молитве, пока есть?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: Даже в течение одного дня то, что было правильным утром, в обед уже не сработает, что хорошо было вечером, на следующий день уже не пойдёт. Как правильно? К воспитанию детей нужно подходить творчески, чтобы в арсенале был запас разных приёмов. Потом нужно изучать характер, может быть, обращаться к детскому психологу, он что-то подскажет, и всё время изобретать. Это должен быть творческий процесс. Нельзя взять молитвослов и шуровать по нему. Это самый простой метод. Или как некоторые приведут детей в церковь, и думают, что дальше всё произойдёт само по себе, из дитяти вырастет Матронушка. Нет. Большинство детей от всего этого в пятнадцать лет уже отворачиваются, в церкви для них ничего нового нет.
Протоиерей Александр Березовский: И, к сожалению, ничего нового и полезного.
Протоиерей Димитрий Смирнов: Да. Они просто перестают это слышать. В том искусство родителей и состоит, если есть у них огонь, горящий в сердце, они этим огнём должны зажечь и своих чад.
Протоиерей Александр Березовский: Проблема очень актуальная.
Протоиерей Димитрий Смирнов: Да это самое важное. Когда апостол говорит, что женщина спасается чадородием, имеется в виду воспитание детей.
Протоиерей Александр Березовский: А некоторые родители хотят своих детей вперёд себя толкнуть, мол, раз у меня не получилась жизнь, так пусть хоть у тебя будет всё хорошо.
Протоиерей Димитрий Смирнов: Ну это всё равно, что посадить подсолнух, и потом «помогать» ему расти. Ну как его толкнуть? Разворачивать макушку руками к солнцу? Или тянуть за листья, чтобы быстрее рос? Так ведь нет, только удобрять, поливать, и обирать вручную (чтобы не повредить растение) вредных насекомых. Только такая работа, очень деликатная, с рассужденями, с пожданием, с советами, с книгами. Очень глубокое внимание должно быть к жизни ребёнка, нужно всё видеть: и его умственную жизнь, и сердечную. Как только упустил какой «сорняк» – всё, из души это достать гораздо сложнее, лучше оградить и заинтересовать чем-то более привлекательным и полезным. У нас в России очень популярны в употреблении заборы. Для чего сначала требовались заборы со штакетником? Чтобы ветер не приносил на огород сорняки. А там, де рос лук, там забор ставили из слег – от чужой скотины. Всегда руководствовались целесообразностью. Не так, как сейчас – кругом семиметровой высоты металлические заборы от добрых людей и от глаз завистливых.
Протоиерей Александр Березовский: Ксения из Череповца: «Батюшка, посоветуйте, как научиться не раздражаться на детей, как не кричать на них?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: Элементарно. Просто не раздражаться. Не давать себе права. Раздразился – помолись. Не помогает – выпей немного святой воды, раздражение тут же пройдёт. Если не проходит – сделай земной поклон, опять же с молитвой. Ну нельзя находиться в раздражении. Если ты в раздражении варишь суп, этим супом можно отравиться. Потому что раздражение – это гнев, а гнев – это яд. С гневом даже щи не сваришь, это гадость и отрава получится.
Протоиерей Александр Березовский: Не то, что детей вырастить...
Протоиерей Димитрий Смирнов: Господи, помилуй...
Протоиерей Александр Березовский: Такой яд в них вложишь...
Протоиерей Димитрий Смирнов: Конечно. А кто же вкладывает? – В основном, родители.
Протоиерей Александр Березовский: Артём из Москвы: «Уже не первый раз прихожу в храм и не могу сосредоточиться на молитве из-за того, что бабушки (работницы храма) очень громко обсуждают свои проблемы. Как поступить в такой ситуации? Аккуратно попросить их говорить потише? Попросить Бога, чтобы Он их вразумил, или постараться не обращать внимания?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: Надо действовать по всем направлениям, так же, как и с детьми. Бабушки – это такие же дети, только состарившиеся. К ним нужно искать ключик, попробовать одно, другое, третье, четвёртое, пятое... И найдём алгоритм, который поможет нам справиться с этой задачей.
Протоиерей Александр Березовский: Екатерина из Москвы: «Отец Димитрий, у меня две крестницы. Я за них спокойна, так как они получают православное воспитание в своих семьях. Я молюсь за них. Скажите, достаточно одной молитвы, или нужно приезжать и как-то общаться со своими крестниками?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: Посмотрим, когда вырастут. О дереве судят по плодам. Смотрите, не опоздайте.
Протоиерей Александр Березовский: Илья из Москвы: «Можно ли молиться совместно с иноверцем, если он читает «Отче наш» и благодарит Бога своими словами, но в то же время исповедует другую веру?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: Смотря в какой ситуации. Если иноверец пришёл в гости, и вы перед едой вместе читаете «Отче наш» – да на здоровье. А если Вы пришли туда, где они все вместе молятся, то Вам там не нужно с ними молиться, потому что они подумают, что Вы – один из них, а такая путаница не должна происходить. Мы должны всегда исповедовать Православие.
Протоиерей Александр Березовский: Сергей из Луганска: «У моей жены наследственная шизофрения, как выяснилось через пару лет после свадьбы. Были в семье проблемы. Но ради ребёнка не смог уйти, живём уже десять лет. Могу ли я с ней обвенчаться, чтобы ребёнок не рос во грехе родителей. Знаю, что с душевнобольными венчание не благословляется».
Протоиерей Димитрий Смирнов: Дело в том, что шизофрения – очень многообразное заболевание, очень по-разному проявляется. И если человек невменяемый, то тогда венчаться не надо. А если вменяемый, то вполне можно.
Протоиерей Александр Березовский: Тем более, что десять лет уже прожили, уже притёрся человек. Притерпелся...
Протоиерей Димитрий Смирнов: Разная степень болезни бывает. У нас есть больные шизофренией, посещающие наш храм. Все прекрасно исповедуются, причащаются, время от времени некоторым приходится в больницу ложиться... Ничего, замечательные люди.
Протоиерей Александр Березовский: Максим с Украины: «Батюшка, поясните, пожалуйста, слова из Библии: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12,29) и «Глас хлада тонка и тамо Господь» (3 Цар 19,11-12). Огонь и хлад имеют ли таким образом отношение к состоянию сердца молящегося человека, или же они подразумевают другое понимание?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: «Огнь поядающий» поядает грехи, а в отдельных случаях и самого грешника. А «дыхание хлада тонка» говорит о том, что Господь никогда не навязывается. Не в буре Господь. «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3,20). Не «ломлюсь», не «бью коленом или пяткой», а тихонечко стучу...
Протоиерей Александр Березовский: Люди часто смущаются помыслами, которые прямо рвутся в ум или душу, и спрашивают, от Бога ли эти помыслы.
Протоиерей Димитрий Смирнов: Если этот стук и гром – это голос совести, то это от Бога. А если это голос ненависти, или мести, или ревности, то, конечно, это от дьявола-разрушителя.
Протоиерей Александр Березовский: Галина из Ангарска: «Батюшка, проясните моё недоумение. Апостола Иакова называют братом Господним по плоти. Но у Господа нет сродников по плоти, кроме Его Пречистой Матери Девы Марии. Почему тогда допускается такое наименование Иакова? Он, конечно, брат Господень, но ведь не по плоти?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: Иаков – сын Иосифа, а дети Иосифа, согласно законам древних евреев, признаются и детьми Матери Божией, коль Она его жена, а он был вдовец. Был даже закон левирата, по которому младший брат восстанавливал семя старшему брату, если тот умирал: брал себе в жёны его вдову.
«Брат по плоти» - это просто терминология того времени.
Протоиерей Александр Березовский: Мы это слышим несколько по-другому.
Протоиерей Димитрий Смирнов: Термин «брат по плоти» был употреблён, чтобы подчеркнуть, что Иаков – член семьи. А «братья по духу» – это даже мы, спустя две тысячи лет.
Протоиерей Александр Березовский: Сергей из Твери спрашивает: «Отец Димитрий, объясните, пожалуйста, есть ли различие между Небом, на которое вознёсся Спаситель, на которое был восхищен апостол Павел и Царствием Небесным? Ведь в Евангелии сказано, что Царствие Небесное внутри нас есть? Но ведь человек не всегда существовал, а Господь вездесущ».
Протоиерей Димитрий Смирнов: Я не понимаю, почему в вопросе сказано «Господь вездесущ»... Слова «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17,20) говорят о том, что Небо входит в наше сердце. Апостол Павел восхищен был только до третьего неба.
Протоиерей Александр Березовский: А сколько их?
Протоиерей Димитрий Смирнов: Не вем. Но Господь пребывает выше. И эта высота не геометрическая. Это тоже Небо, но, как теперь модно говорить, совсем «другой уровень».
Протоиерей Александр Березовский: Недуховным людям очень трудно понять эту духовную градацию...
Протоиерей Димитрий Смирнов: А и не нужно это понимать, зачем? Как это можно понимать? Мы не понимаем даже такие простые вещи, как поэзия, философия, живопись, музыка, архитектура. А уж про математику я вообще не говорю...
Протоиерей Александр Березовский: Ох, батюшка, это Вы совсем не простые вещи назвали.
Протоиерей Димитрий Смирнов: Как это? Такое количество людей спокойно в этом живут.
Протоиерей Александр Березовский: Они, скорее, только соприкасаются с этими понятиями...
Протоиерей Димитрий Смирнов: Я знал математиков, которые владели всем известным на тот момент математическим аппаратом.
Протоиерей Александр Березовский: Михаил с Украины: «В молитвах Ангелам на каждый день есть слова «да избавит меня Господь от всех бед и болезней, и напрасной смерти». Объясните, пожалуйста, что такое напрасная смерть, и какая смерть не напрасная».
Протоиерей Димитрий Смирнов: «Напрасная» в переводе со славянского значит «внезапная». Многие мечтают, что хорошо бы «Оп! И умереть». А с христианской точки зрения ничего нет хуже внезапной смерти. Очень важно подготовиться, поболеть, подумать, помолиться, поисповедоваться, причаститься. Вот о какой смерти молятся христиане.
Протоиерей Александр Березовский: Чтобы не умереть без покаяния?</p>
Протоиерей Димитрий Смирнов: Да.
Протоиерей Александр Березовский: Виктор из Риги: «Господь заповедовал не убивать, подставлять левую щёку, не требовать у взявшего взаймы. Но почему Господь тотчас не истолковал эти заповеди, ведь иногда надо убивать, не подставлять щёку и требовать вернуть долг?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: Дело в том, что всё не растолкуешь. Я довольно часто наблюдаю такой феномен, что невозможно бывает втолковать человеку и элементарные вещи. Человек не слышит, его ум не воспринимает. Молодёжь, например, зачастую существует только в рамках нескольких клише. Сначала некоторые фразы-установки звучат в фильмах, потом их повторяют дикторы телевидения или радио, например: «Это твой выбор», и человек шестнадцати лет с готовностью подхватывает: «Это мой выбор».
Протоиерей Александр Березовский: А на основании чего сделан твой выбор?
Протоиерей Димитрий Смирнов: Да, на основании чего?.. Или «Это моё мнение». Послушай, болван, какое у тебя мнение, если ты вообще ничего не знаешь? Твоему мнению цена даже не ноль копеек, а какая-то отрицательная величина, потому что это мнение идиотское. Ты лучше помолчи, сойдёшь за умного. Потому что умным-то всё равно не будешь. Ты должен получить образоваться сначала как человек, а потом ещё пожить, чтобы набрать опыт, тогда твоё мнение будет иметь некоторый вес, и то, сообщать его нужно так и тогда, чтобы оно хоть кому-то было интересно. Или вот по радио иногда слышим «я считаю». Да кто ты такой-то, я даже фамилии не разобрал. Он считает... Кому эти считалки интересны? Одно дело Фридрих Ницше сказал, или Шопенгауэр, ну это интересно, а ты кто такой? Ты даже по-русски не можешь правильно говорить и в словах ставишь неправильные ударения, не смотря на то, что окончил факультет журналистики. Это же просто смешно. Вчера только ехал в машине, включил радио, один журналист говорит: «и всё это закончится хэппи-эндом». Закончится хэппи-эндом. Он смешал два языка, получилось масло масляное. Где его научили так говорить? И не по-русски, и не по-английски, и доволен собой страшно. И потом скажет: «Моё мнение», «Я считаю»...
Ну как объяснить всё? Бывает и невозможно человеку хоть что-то объяснить. Приходится быть очень осторожным. Сказал два слова и смотришь на реакцию, если человек не воспринимает, то пора «включать заднюю и отъезжать».
Протоиерей Александр Березовский: Сергей из Моздока: «Батюшка, поясните, пожалуйста. Мне коллега сказала, что в РПЦ назревает раскол. Уральские и сибирские епархии недовольны тем, что наш Патриарх сближается с Католической Церковью. Так ли это, или это слухи?»
Протоиерей Димитрий Смирнов: Это не слухи, это глупость. Если будет раскол, то с одной стороны это будет хорошо – чем меньше дураков в Церкви, тем лучше; а с другой стороны, это горько, потому что эти люди могли бы жить чужим умом, умом тех людей, у который он есть. Церковь на этом и основана, что любой самый простой человек, самый необразованный, самый глупенький, всегда может найти в Церкви человека семи пядей во лбу, всегда к нему обратиться, ему всё расскажут и объяснят. И недалёкий человек всегда может поступить согласно сказанному умным человеком.
Утверждения про сближения с католиками – это просто фантазия. Ну а если и будет сближение у нас с Католической Цековью, это будет благо для католиков. Они смотрят на нас с надеждой, что только из России придёт голос освобождения. В Католической Церкви миллиард христиан, и все они смотрят с надеждой на Россию. И что? Нам закрыться и их не пускать? Наоборот, нужно открыть двери своего сердца, тем более, что по многим направлениям нашего служения у нас полное совпадение позиций. Например, по семье у нас практически одинаковая догматика. Разный путь, разный обряд, разная история, разная духовность, разная культура. Но в основе-то христианство. Мы тысячу лет жили вместе. У нас общие святые, у нас общее священное Писание. Что плохого в сближении?
Я думаю, что люди, распространяющие эти фантазии, просто завидуют, что нам из европейской части ближе до Италии. А так любому из них предложи бесплатную путёвочку: съездить по католическим храмам, по святыням, поприкладываться к мощам Алексея человека Божия, к главе Иоанна Златоуста, или к трём апостолам, которые в Риме почивают... Я думаю, эти люди не откажутся.
Протоиерей Александр Березовский: Батюшка, вот сегодня пасхальное яйцо украшает нашу передачу. А почему именно пасхальное яйцо? До Пасхи ещё очень далеко...
Протоиерей Димитрий Смирнов: И не только яйцо. Я ещё и красную рубаху на радостях надел. У меня Пасха на душе!
Протоиерей Александр Березовский: С чем это связано, батюшка?p>
Протоиерей Димитрий Смирнов: С Анатолием Эдуардовичем Сердюковым, с тем, что он теперь не министр. Я никак не могу прийти в состояние покоя по этому поводу. У меня в душе радость и восторг. Я одел красную рубаху с утра и поставил пасхальное яйцо.
Протоиерей Александр Березовский: У Вас, связанного с армией, наверное, есть причины чувствовать такую радость?p>
Протоиерей Димитрий Смирнов: Конечно, есть. Начиная с Павла Сергеевича Грачёва, я знал пять министров обороны. И со всеми у меня были прекрасные отношения. А с Анатолием Эдуардовичем – никаких, вообще. С ним невозможно было решить ни один вопрос. Он был занят всегда одним и тем же делом, которым сейчас занят следственный комитет, ему было недосуг решать какие-то вопросы. Господь услышал наши стенания. И не только наши, а и генералов, и офицеров...
Протоиерей Александр Березовский: Более непопулярного министра в армии ещё не было.
Протоиерей Димитрий Смирнов: Я не очень хорошо знаю историю последних десятилетий. Но если посмотреть хотя бы на маршала Язова, который тоже был министром обороны, можно невооружённым глазом увидеть, с каким благоговением к нему относятся наши военные. Просто с благоговением. Его приветствуют стоя, с аплодисментами, хотя он давно уже никому не начальник, но ведь не забыли, и уважать не перестали.
Протоиерей Александр Березовский: А новое назначение, с Вашей точки зрения, принесёт пользу армии и стране?
Протоиерей Димитрий Смирнов: Мне трудно сказать, я не пророк. Я несколько лет взаимодействовал с Сергеем Кужугетовичем, знаю, что он крещёный, но невоцерковлённый человек, и я надеюсь, что его назначение будет огромным шагом вперёд для армии. Конечно, ему придётся какое-то время вникать в военное дело, он ведь уже настроился быть губернатором сложнейшего региона, надо сказать, запущенного региона, Московская область очень необихожена. Я понимаю, что мгновенных результатов ждать наивно, но я очень надеюсь, что они всё же будут, я буду молиться об этом и вас всех прошу.
Протоиерей Александр Березовский: Дорогие зрители, спасибо вам за вопросы. Пишите. Будем рады на них ответить. Всего вам доброго, до свидания.
Протоиерей Димитрий Смирнов: До свидания.
Комментариев 29
Спасибо Большое!
«мы 1000 лет жили вместе» — это было 1000 лет назад… С тех пор Русским только и приходилось отражать экспансию католиков. Точно ли они сейчас смотрят на нас с надеждой, а не с коварством и хитростью?
Очень динамично прошел диалог батюшки с нами. Вопросы и лаконичные, краткие, четкие, спокойные ответы. Всегда бы так, с чувством, с толком, с расстановкой. А может быть до меня, наконец, что то дошло. Спасибо.
а Вы сами найдите тот материал и не поленитесь прочитать аннотацию к нему
Воистину Воскресе Христос!…
Как же хорошо,что любой самый простой человек,самый необразованный, самый глупенький,может жить чужим умом…А если обратишься к Богу с признанием своей никчёмности и глупости и с просьбой о помощи,то все преграды исчезают…И понимаешь,что милость Божия бесконечна.
Ой, я тоже на эту мысль обратила внимание…и не просто чужим умом, а умом самого Господа нашего Иисуса Христа, что может быть вернее, надежнее, прекраснее, и т.д…Спасибо батюшке за его дар слова, который укрепляет в вере и вселяет надежду.
Отец Димитрий,огромное Вам спасибо за Ваш труд,за такие интересные передачи,я часто их просматриваю по нескольку раз и они очень меня укрепляют.Ваш блог это как глоток чистого свежего воздуха в нашем загазованном и испорченном мире.Пожалуйста,поберегите себя,Вы нам очень нужны!
Большая польза для меня слышать и смотреть Вас отец Димитрий.
Георгий.Грузия.Кутаиси.
Очень интересно было узнать от самого отца Димитрия, почему на столике при съёмке очередного блогпоста пасхальное яйцо.
-
В этой студии мы все, как гости, причём званые. Верно, уважаемый Регент?
Поэтому интересно, как в театре, рассматривать и декорации, а не только слушать беседы (которые, конечно, есть самое главное!).
Вся хмарь душевная снимается и чувствую себя весело после Ваших слов. Может коряво скажу: Омовение души. Спасибо!
По поводу четвертого вопроса. Лет шесть назад у меня было подобное искушение. Я, вообще-то, прихожанка сельского Храма, где служит мой духовник. А тут на Светлой Седмице в нашем городском Храме служил благочинный, и я решила побыть на Литургии с открытыми Царскими Вратами: взяла отгул, подготовилась к Причастию (на Пасху причащалась у своего батюшки). Священник, который исповедовал меня, спросил, причащалась ли я на Пасху, и, получив утвердительный ответ, не допустил меня до Причастия: сказал, что так часто причащаться нельзя.
Я очень старалась настроить себя на то, что, значит, такова воля Божия обо мне: не за это — так за что-нибудь другое меня нельзя было в тот раз допустить. Но — грешна: осталось на душе ощущение несправедливости (тем более — рядом другой священник допускал до Причастия при аналогичных условиях). Стараюсь теперь в нашем городском Храме не причащаться, или, по-возможности, не попадать на исповедь к этому священнику.
Сознаю при этом, что в чем-то я не права. Ведь в Храм к Богу идешь, а не к батюшке.
Боюсь Вы, Ирина, действительно не справедливы к священнику. Ведь причастие — это таинство. И если Вас не допустили, то, наверное, есть причина…И дело тут вовсе не в «неправильном» батюшке.
-
Желаю Вам простить священника и прийти именно к нему на исповедь. А почему бы Вам именно ему не рассказать всю эту историю?
а можно просто пригласить его на наш блог и тогда уж вразумить… Ирину Игоревну (*)
разве нет?
Горбатого (меня то бишь) — знаете что исправит?
Одно из первых моих причастий 15 лет тому назад также стало причиной моего длительного страха и, как я сейчас это понимаю,обиды на иерея Георгия, настоятеля нашего тогда еще только строящегося Храма Рождества Христова в Нижневартовске: меня отстранили от последующих причастий до Рождества Христова и наложили епитимью (ежедневно по сто земных поклонов)за то, что я без страха подошла к причастию. Зато с тех пор меня этот страх преследует. Правда, я нашла в себе силы прийти на исповедь к отцу Георгию,правда, рыдала, не переставая всю исповедь, да и сейчас, когда у нас уже другой настоятель, есть целый штат иереев, я не могу без слез исповедаться, а на причастии от страха забываю, что и как делать. Но бороться с гордыней мне эти все переживания помогли и смирения побольше стало. Слава Богу за всё!
Батюшки спасибо очень интересно!
Какой интересный блогпост!
-
К вопросу о миссионерстве женщин…Любой человек, верующий в Христа, не боящийся, как заповедано Спасителем, исповедовать публично свою веру, становится в каком-то смысле миссионером вольно или невольно.
Даже если не виден крест на человеке, и он ни слова не говорит о принадлежности к вере, по его поступкам люди определяют, что он верующий человек. По-моему, это не просто хорошо, но именно к этому и надо стремиться….Но, в таком случае, нужно ли брать у батюшки благословение? Ведь это получается, нужно брать благословение на жизнь во Христе?
По поступкам людей (если человек не позиционирует себя, как христианин)можно судить о его воспитании, такте, добросердечности, других качествах, но не религиозной принадлежности, тем более, о принадлежности к православию, а православное миссионерство — это все-таки, в большей степени, выполнение поручения (дела)по продвижению православной веры среди иноверцев (тоже, возможно, верующих), а на любое дело такой важности необходимо благословение Господнее, которое и преподает нам священник. Простите, Христа ради, не хотела поучать, но у Вас в конце комментария стоял знак вопроса…
По поступкам людей (если человек не позиционирует себя, как христианин)можно судить о его воспитании, такте, добросердечности, других качествах, но не религиозной принадлежности, тем более, о принадлежности к православию
Насколько знаю, все любят друг друга поучать.. А я ещё люблю и поучиться, поэтому и поставила знак вопроса. Интересно мнение посетителей блога.
Но если православная вера способствует укреплению таких качеств, как милосердие, миролюбивость, умение прощать, то можно, думаю, сделать вывод о том, что перед нами верующий человек?
Кроме того, в период смуты, гонений, конфронтаций (одна из них была недавно под названием PR) по суждениям человека можно сделать вывод о его принадлежности к православной церкви. Разве не так?
-
а православное миссионерство — это все-таки, в большей степени, выполнение поручения (дела)по продвижению православной веры среди иноверцев (тоже, возможно, верующих)
Я думаю, действительно, нужно дать чёткое определение миссионерства.
-
Простите, Христа ради, не хотела поучать, но у Вас в конце комментария стоял знак вопроса…
Не смущайтесь
Спасибо, Лаврина, за ответ. Мы все «пришли» на блог Димитрия Смирова, чтобы учиться. Но одно дело, когда нас учит батюшка,используя не только свой богатый опыт духовной жизни, но и канонические знания,а другое, когда такой дилетант,как я.Судя по некоторым спорам, возникающим время от времени на блоге,думаю, что все по-разному воспринимают чужое мнение. Не хотелось бы быть причиной соблазнов, поэтому спасибо Вам — Вы меня успокоили. Сегодня Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Всех поздравляю и надеюсь, что Они помогут нам в борьбе со всякого рода соблазнами и немощами душевными и телесными.
Спасибо за поздравление! И Вас с праздником!
-
Мы все «пришли» на блог Димитрия Смирова, чтобы учиться. Но одно дело, когда нас учит батюшка,используя не только свой богатый опыт духовной жизни, но и канонические знания,а другое, когда такой дилетант,как я.
Боюсь Вы оказались под влиянием ревнителей, оберегающих слово отца Димитрия от нападок, сомнений, критики со стороны…Их можно понять и нужно простить…Говорят, «работа у них такая»
-
Не бойтесь, Татьяна, ведь Вы не хотите зла нашему уважаемому батюшке? Смелее высказывайте свои мысли, вместе нам с Вами будет легче преодолеть некоторую скованность наших уважаемых Санчо Панцев…
поддерживаю, действительно, давно пора нам всем объединиться и дать духовный бой, и как следует вразумить-наставить о.Димитрия нашим коллективным творческим разумом!!! не бойтесь избавляться от скованности и нападок!!! представьте — отряд раскованных с развивающимися гривами несётся иноходью в два темпа в атаку на его блогпост, сметая на своём пути наших Санчо Панс и критикуя-критикуя в бешеном скаче, и топча ревнителей, и высказывая мысли-алмазы из-под копыт, и преодолевая реки и горы… и все хочут, хочут (в два темпа) добра нашему уважаемому батюшке… как же это прекрасно! как это захватывает дух! как это реально конгениально!.. так что смелее Татьяна за lavrina без сомнений и колебаний, и некоторой критики со стороны!
вразумить-наставить о.Димитрия
А об этом речи не было.
-
Уважаемый Регент, спокойной ночи! Не судите нас строго, мы же слабый пол всё-таки…
наоборот, Вы всегда инициируете полёт творческой фантазии
Надеюсь, Вы не обижаетесь на меня?
как же можно, ибо сказано — благословите поносящих вас…
Блеск!!!-)))))))))))
Развеселили и не туда вставил комент.»Блеск!!!-)))))))))))»
наконец то дождались!
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.