Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 13 января 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 13 января 2013 года.

  1. Какое значение имеет праздник Обрезания Господня? (0:29)

ценность традиций, уважение традиций, исполнение закона, смирение Бога

  2. Как быть, когда члены мусульманской семьи сильно вмешиваются в жизнь крестившихся родственников? (8:23)

угроза для жизни, радикальный ислам, нетерпимость к другой вере

  3. Всегда ли совпадает справедливость с любовью к ближнему? (15:30)

не называй Бога справедливым, Божья справедливость, человеческая справедливость, справедливость

  4. Можно ли повлиять на пьющего мужа? (19:25)

брак, алкоголизм супруга, развод, разрешение церкви на развод с алкоголиком

  5. Нужно ли ругать алкоголика за то, что пьёт? (21:10)

алкоголизм, ругань в семье, смертный грех, мотивация алкоголика

  6. Можно ли мне венчаться во втором браке, если был венчан некрещёным в первом браке? (23:21)

брак, церковный брак, венчание, разрешение на венчание, благословение епископа на венчание

  7. Нужно ли психически больному человеку уволиться с работы и полностью сосредоточиться на духовной жизни и церкви? (27:11)

психическое заболевание, лечение психических заболеваний, помощь Церковных Таинств

  8. В чём грех ЭКО? Каковы последствия и риски от ЭКО? (30:49)

ЭКО, вмешательство в промысел Божий, оплодотворение нескольких клеток, редуцирование лишних эмбрионов, суррогатное материнство, психические заболевания

  9. Существует ли процедура «развенчания» церковного брака? (43:18)

семья, брак, церковный брак, венчание, расторжение церковного брака

  10. Что происходит с венчанием после развода? (45:48)

брак, церковный брак, венчание, расторжение церковного брака, магическое мышление

  11. В чём должно выражаться смирение родителей перед детьми? (47:24)

воспитание детей, педагогические ошибки, смирение, поступать по рассуждению, поступать по страстям, самодисциплина родителей, контролировать проявление чувств

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы вновь с вами в программе «Беседы с батюшкой» в прямом эфире, и у нас [в гостях] протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, с наступающим великим праздником Обрезания Господня и памятью великого святителя и учителя Церкви Василия Великого.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, чем для нас поучителен этот праздник? Чему он нас учит, к чему он должен располагать нашу душу, наше внимание?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, во-первых, понимать ценность традиции, потому что Господь наш Иисус Христос претерпел тот обряд, который полагался каждому младенцу мужеского пола в Израиле. Понятно, что Ему как Богу это ничего не давало. Но Он этим подчеркнул Своё уважение к традиции. Это первое. Второе – было исполнено обещание. Он пришёл к Своему народу, и Он этим засвидетельствовал, что Он – часть этого народа, потому что обряд Обрезания свидетельствует о том, что Он принадлежит этому богоизбранному народу. Ну, и третье – это смирение Господне: Понятно, что Самому законодателю нет нужды проходить этот обряд, но Он оказывает снисхождение людям для того, чтобы их не вводить ни в какой соблазн. Ни один иудей не мог Ему сказать: «Ты не наш». Он пришёл к своим. Ну, свои Его не приняли, это уже другой разговор. Но Он...

Прот. Александр Березовский: Сделал всё.

Прот. Димитрий Смирнов: Сделал для них всё, да.

Прот. Александр Березовский: Вообще так вот посмотришь, сколько Господь сделал для нас, начиная ещё с младенчества, когда Он претерпевал и страдания, и муки, и вот эти для Него совершенно не нужные обряды, чтобы нам не соблазниться, не искуситься, чтобы мы Его узнали. И всё равно народ не принимает.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, потому что, если бы Он был от мира, мир бы любил своё. Но Он был не от мира. И, конечно, послушать Его могли только те люди, которые стремились к неотмирному бытию.

Прот. Александр Березовский: То есть те, которым было интересно...

Прот. Димитрий Смирнов: Которые искали небесной жизни. Вот юноша спрашивал Его, как ему найти жизнь вечную. Крестился Он в Иордане от Иоанна – кто там собирался? Собирались те, кто слушал Иоанна, те, кто заботился о своей душе. И вот Он туда пришёл, и Иоанн указал всему народу: «вот Агнец Божий» (Ин., 1, 29).

Прот. Александр Березовский: Казалось бы, столько указаний на Него: и закон, и Ветхий Завет, и величайший из пророков, и чудеса, которые Господь творил – всё указывает на Его божественную сущность. Нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Сам Христос говорит: «исследуйте Писания, они свидетельствуют о Мне» (Ин., 5, 39). Вплоть до слов, которые Он сказал на Кресте: «Боже, Боже мой, вскую мя оставил еси...» (Мф., 27, 46; Пс., 21, 2). Мы это знаем от пророков. И то, что об одежде Его метали жребий (Мф., 27, 35; Пс., 21, 19).

Прот. Александр Березовский: Даже такую, казалось бы, мелочь – чтобы Его узнали. И не узнали, и не узнают, и не принимают.

Прот. Димитрий Смирнов: И не хотели узнавать: «Не тот. Нам нужно другое». Ну, и то же самое происходит: люди ропщут на Бога, выставляют Ему какие-то претензии, упрекают...

Прот. Александр Березовский: Не сделал...

Прот. Димитрий Смирнов: То-то и то-то.

Прот. Александр Березовский: Но вот что такое в человеческом естестве происходит?

Прот. Димитрий Смирнов: Да гордыня, отец Александр, что ты не понимаешь, что ли?

Прот. Александр Березовский: Такая пелена.

Прот. Димитрий Смирнов: Гордость, которая делает человека глупым.

Прот. Александр Березовский: Действительно, порой человек несколько высших образований имеет, должности, а смирения нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Да это же мало что значит. Для того, чтобы иметь должность, часто нужны другие качества, чем ум или какое-то очень высокое образование.

Прот. Александр Березовский: Да, недаром Господь говорит, что последние будут первыми. Те, кто уничижен, гоним, оклеветан, но сумел смириться с этим.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, потому что жизнь из этого и состоит. Раз Господь попускает, значит, хочет, чтобы мы это приняли, это прошли как некую школу.

Прот. Александр Березовский: Сегодня одна женщина подходит на Исповедь уже перед самым Причастием и говорит: «Я пришла в 8 утра, заняла очередь, а меня всё время отодвигали: приходили то дети, то больные, то на костылях, и вот только подошла. Батюшка, сколько раз я за это время раздражилась, разгневалась и даже хотела уйти, но не ушла».

Прот. Димитрий Смирнов: Молодец.

Прот. Александр Березовский: Господь-то видит, зачем ты пришла, и хочет тебе подать побольше. И вот Он тебя сдерживал. И вот, действительно, так по жизни [бывает]: когда человек хочет истину познать, он всё время претерпевает несправедливость.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. А Сам Христос? Какая уж справедливость по отношению к Нему? А Иоаким и Анна? А Иоанн Предтеча, лучший из людей? А Василий Великий, память которого мы начинаем праздновать? А Обрезание Господне, сам этот акт – это что, акт справедливости по отношению к Спасителю, Которому это совершенно не нужно? Он же терпел боль, младенец невинный.

Прот. Александр Березовский: У нас есть первый вопрос, батюшка. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Батюшка, с Христовым Рождеством Вас, милости Божией, Вашими святыми молитвами Господь и нас помилует. Я была мусульманка и родила сына во грехе. Но, тем не менее, Господь смилостивился над нами, мы приняли Православие – сначала сын, а потом я. И вот теперь родственники лезут в нашу жизнь. Особо не хотим общаться и эту тему обсуждать. Как нам быть?

Прот. Димитрий Смирнов: К сожалению, наши братья-мусульмане очень болезненно относятся к тому, что кто-то принял христианство, иногда доходит до убийства. Поэтому тут нужно [действовать] очень тонко, дипломатично, понимать, что нужно теперь жизнь устроить так, чтобы сделать её для себя и для сына безопасной. Ко мне вчера тоже пришла одна молодая особа, я её не узнал, но [в детстве] мама её ко мне приводила. У неё такая история: за ней стал ухаживать парень-мусульманин, она ему ответила взаимностью, и они очень сильно подружились. А потом она узнаёт, что он, оказывается, женат. Для него это в порядке вещей. Может быть, он думал, что она будет его второй женой. И у них хватило ума позвонить ему домой, трубку подняла его жена. Когда жена выяснила, кто звонит, она устроила своему мужу скандал из-за того, что он завёл себе ещё одну пассию. После этого муж её очень жестоко избил. А так как телефончик записался, та звонит и говорит: «Ну, а теперь я тебе отомщу». Она, перепуганная, пришла ко мне: «Что мне теперь делать?». Я говорю: «Ты мне расскажи, что тебе по поводу твоей привязанности говорила мама». Оказывается, мама её предупреждала, что здесь могут возникнуть очень серьезные проблемы. Я говорю: «Ты маму не послушалась, и вот создалась такая ситуация, в которой от начала и до конца виновата только ты, а ещё есть реальная угроза тебе пострадать, потому что мы не знаем, сгоряча это было сказано или действительно месть готовится и будет».

Потому что религиозность – не всех, но многих – людей, придерживающихся этой веры, допускает месть, иногда даже кровную, что приводило к тому, что целые народы друг друга истребляли, так что их численность никогда не превышала какой-то цифры. «Ты должен кого-то убить из рода того, кто убил или оскорбил кого-то [из твоего рода]». А тут ещё и такая история. Поэтому – что мне пришлось сказать? «Спасай свою душу, беги сломя голову и скрывайся, пока эта ситуация не уляжется».

Да, мы живём в таком мире, где действуют разные представления о том, как «надо». Поэтому очень важно не переступать некие грани, не создавать взрывоопасную ситуацию. Поэтому и вы тоже должны с вашими родственниками вести себя благоразумно: всегда можно предполагать, как они отреагируют. Сейчас во многих странах христиан под напором этих обстоятельств – когда Ливию, теперь вот Сирию пытаются захватить – те, которые придерживаются радикального крыла ислама, выгоняют миллионы людей из собственных стран, где они жили совместно с мусульманами в мире сотни лет. Не тысячи, а сотни. Христианство там было со времён основания Церкви Божией, с первых веков, потом возник ислам, и вот с того самого времени жили совместно. Конфликты бывали, но таких гонений, когда приходится бросать всё и убегать в другие страны, не было. Сейчас пришли радикальные представительства ислама, и [христиан] зачищают. Хотя национальность у них та же, язык тот же, просто они придерживаются другой веры. Поэтому тут надо действовать очень осторожно.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, у нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте, батюшки. Раба Божия Фотиния, Великий Новгород. Муж пошёл «за добавкой» выпивки и подвернул ногу. Справедливо ли сказать ему: ты сам виноват и переноси молча свои страдания? Помолившись вечером, я оказываю ему помощь. С одной стороны, я поступаю справедливо, ругая его, а с другой, проявляя любовь, его жалею. Всегда ли понятия справедливости и любви к ближнему в Православии совпадают?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, моё мнение полностью совпадает с мнением древних святых отцов, которые говорили так: «Не называй Бога справедливым. Потому что, если бы Бог был справедлив, мы по справедливости Божией должны были быть все в аду сегодня же. А так как Господь долготерпелив к нашим немощам и прощает нас, Он милосерд». Справедливость с милосердием никак не может увязаться. От того, что Вы ему скажете, что он сам виноват, [ничего не изменится]. Он это и без Вас знает. Это, по-моему, совершенно очевидно: пьяный пошёл, поскользнулся, очнулся – гипс. Какую Америку Вы ему открыли, сказав эти слова? Никакой. Ну, излили своё раздражение, больше ничего.

Прот. Александр Березовский: В надежде на то, что, может быть, в следующий раз подумает и не пойдет?

Прот. Димитрий Смирнов: Да это бесполезно. Только если человек сам решит про себя: я больной алкоголизмом человек и хочу от этого вылечиться. Тогда он предпримет какие-то действия. До этого говорить ему такие вещи не только бессмысленно, но и вредно, потому что спьяну он может запустить чем-то тяжелым, потом придется в реанимации лежать.

Прот. Александр Березовский: Уж если сердце сострадает, окажи любовь, но молча.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно.

Прот. Александр Березовский: Ну, а как-то влиять на эту ситуацию – пьющий муж дома – можно?

Прот. Димитрий Смирнов: Запросто. Пошла завтра, в понедельник, и подала на развод. Одновременно – и на алименты, и на раздел имущества. И всё. Мячик на его стороне, посмотрим, что он будет делать.

Прот. Александр Березовский: Это вот нам, тут сидя, хорошо так рассуждать.

Прот. Димитрий Смирнов: Нам вообще хорошо. Конец одного из самых трудных дней в неделе. Ну, это же человек сам должен выбирать, я же не могу говорить: иди и разводись. Но вот, пожалуйста, путь.

Прот. Александр Березовский: Один из путей, да.

Прот. Димитрий Смирнов: Один из путей. Потому что, если человек болен алкоголизмом в тяжелой форме, по церковным правилам разрешается с ним разводиться. Почему? Потому что алкоголизм – это злокачественное психическое заболевание. Некоторые говорят: но он без меня погибнет. Ну, конечно. Но ты должен выбрать, что для тебя более приемлемо: либо он погибнет, либо ты всю жизнь страдаешь и терпишь всё, что с этим связано. Сам человек выбирает.

Прот. Александр Березовский: Да часто говорят: «ругаю сына за то что пьёт», «ругаю мужа за то, что пьёт»...

Прот. Димитрий Смирнов: Я всегда отвечаю одно и то же, а именно: «Пить – смертный грех и ругать – смертный грех. Поэтому, если хотя бы ты перестала ругать, то в вашей семье было бы наполовину меньше смертных грехов». Уже атмосфера в доме была бы полегче. Потому что ругать бесполезно, ещё никакой алкоголик не бросал пить от того, что его ругают. Вот если не ругать, если уж ты решила не разводиться, тогда у него может совесть проснуться: у меня такая жена – не ругает, всё терпит, – а я пью и издеваюсь над ней. А если она его ругает, он говорит: «Конечно, с такой ведьмой жить – вот я и пью».

Прот. Александр Березовский: «Тут не пить нельзя».

Прот. Димитрий Смирнов: Нельзя не пить. С этой Бабой-Ягой? Пусть она благодарит за то, что я с ней живу.

Прот. Александр Березовский: Ишь благодетель какой.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, так рассуждает человек. Просто женщины не знают мужской психологии.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, здравствуйте.

Телезритель: Здравствуйте, отец Дмитрий. Я Вас довольно часто вижу по телевизору, поэтому вопрос Вам лично.

Прот. Димитрий Смирнов: А если бы Вы меня не видели по телевизору? Это что-нибудь меняет?

Телезритель: Вы умудренный житейским опытом священник.

Прот. Димитрий Смирнов: Значит, Вы считаете, что меня телевизор умудрил?

Телезритель: Нет, Господь. Всё это делает Господь.

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда при чём тут телевизор, будь он неладен?

Телезритель: Я живу далеко и поэтому Вас вижу только по телевизору. Вопрос такой, батюшка. Когда я из армии пришёл, был 1987 год, я был некрещёный. У меня была каша в голове, и я с девушкой одной пошёл венчаться. Надо мной Таинство совершил священник, не спросив, крещёный я или некрещёный. Прошли годы, я окрестился, сейчас в браке, дети есть. Как быть?

Прот. Димитрий Смирнов: А у Вас какая по номеру жена?

Телезритель: Официально вторая.

Прот. Димитрий Смирнов: Так, хорошо. Вы хотите с ней обвенчаться.

Телезритель: Да.

Прот. Димитрий Смирнов: А она в церковь-то ходит?

Телезритель: Конечно.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, почему «конечно», не все жёны ходят в церковь. Ну, тогда надо венчаться.

Телезритель: Несколько раз заходил разговор об этом со священниками, и они говорят: «мы не можем сказать, как быть».

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то по всем трудным вопросам обращаются всегда к епископу. И, если у Вас в жизни ещё возникнет вопрос, который священник не может разрешить, Вы пишете письмо епископу той области, которой принадлежите по месту жительства. И Вам всегда дадут ответ. Так и так, Ваше Высокопреосвященство, у меня такое трудное дело. Но Ваше дело не трудное, а самое простое. Если у Вас предыдущий брак распался, а Вы хотите вступить в другой брак, надо спросить благословения на этот брак у епископа, письменно изложив обстоятельства дела, мол, у меня была в голове каша. И дальше всё изложите и испросите благословения вступить в церковный брак – на его благоусмотрение, потому что это происходит в его епархии, за которую он ответственен перед Богом. Так что дело самое простое.

Прот. Александр Березовский: Здесь, видите, ситуация такая: венчался, ещё не будучи крещёным.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, это у меня второй случай. У меня в приходе была женщина, она сейчас уже умерла, которая венчалась, не будучи крещёной, и вспомнила об этом спустя 10 или 15 лет. Говорит: «Батюшка, Вы не поверите, я про себя такое вспомнила». Вспомнила! Представляешь, человек венчался и забыл, что он венчался. Вот это каша. А тут-то – всё помнит. Так что, не только у Вас, мой дорогой, в голове каша.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос. Добрый вечер.

Телезритель: Здравствуйте, батюшка, это Ирина из Подмосковья. Хотела бы услышать Ваше мнение или совет. Муж страдает таким психологическим недугом, как страх собственных мыслей.

Прот. Димитрий Смирнов: Обождите, повторите, какой недуг, я не понял.

Телезритель: Страх собственных мыслей. Человек не может находиться один, его мучают нехорошие мысли. Два месяца как ходит в храм, причащается, исповедуется, но до конца исцеления нет. Как быть: не работать пока, а ходить в храм, заниматься духовной жизнью, или работать через силу? Работа на производстве, на станке.

Прот. Димитрий Смирнов: Надо поступить единственно возможным способом. Нужно продолжать ходить в храм и причащаться – чем чаще, тем лучше. Но в понедельник нужно пойти и записаться к районному психиатру и в регистратуре сказать: «у меня острое психическое состояние». Тогда доктор его примет прямо в понедельник. Может быть, придётся на какое-то время лечь в больницу. И потом совместными усилиями доктора и местного священника можно будет Вашего мужа вернуть к нормальной жизни при его полном послушании, то есть он будет пить все лекарства в нужных дозах в нужное время. Если будут говорить, что пора уже лечь в больницу, чтобы ложился. Тогда он сможет и на своем заводе работать, и всё прочее. Если это дело сейчас запустить, положить «на авось», или он заартачится, то тогда это состояние может перейти в хроническое. Тогда лечить будет гораздо сложнее, и его состояния будут ещё более тяжелыми. А сейчас, пока острое состояние, если оно впервые возникло, то это самый легкий из всех возможных вариантов, как ему можно помочь. Поэтому нужно срочно идти ко врачу. Сегодня воскресенье и вечер уже, а завтра с утра узнать телефон – и Бог в помощь.

Прот. Александр Березовский: То есть, если не лечить, то завод уж точно придётся вскорости бросить?

Прот. Димитрий Смирнов: А это такой маховик, который будет дальше раскручиваться. Его немножко поддерживает благодать Божия, Святые Тайны – он на верном пути, в Церковь обязательно ходить нужно, тогда и исцеление будет лучше проходить, не будет страха перед доктором, перед больницей. А может быть, удастся и без больницы обойтись. Но, скорее всего, на первых порах, когда острое состояние, недельки на две уложат.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, объясните, пожалуйста, в чем грех ЭКО, и что Вы знаете о последствиях и рисках ЭКО».

Прот. Димитрий Смирнов: Экскорпоральное оплодотворение наша Церковь совершать не благословляет. Первая причина – потому что это вмешательство в такую сферу человеческой жизни, которую регулирует Сам Господь Бог. Второе: когда вне утробы матери оплодотворение совершают, то дальше эту оплодотворённую клетку, а это уже человек, помещают в утробу либо матери, либо суррогатной матери, чтобы родился ребёнок. Но, чтобы эта процедура была успешной, обычно оплодотворяют 5-7 клеток. Одна или две клетки приживаются к стенке матки, а другие, как любят врачи говорить по-латыни, «редуцируют». В переводе на русский язык это значит, что их убивают. Поэтому каждая женщина, которая отважилась на ЭКО, одновременно с рождением ребенка – или нерождением, потому что многие эту процедуру повторяют за деньги несколько раз – одновременно делает 7 или 14 абортов. Для христианского сознания такое массовое убийство собственных детей неприемлемо.

Ещё более богомерзкой операцией является суррогатное материнство, когда женщина за деньги продает своё тело и использует его не для того, чтобы стать матерью, а для того, чтобы стать инкубатором для выращивания детей другим людям. Это, конечно, тоже совершенно богопротивная вещь. Это худший из видов проституции. Поэтому Церковь это тоже не может благословлять. Даже если «она сама хочет», и так далее. Некоторые люди считают, что убить другого из-за денег – это вполне нормальная процедура. Но с точки зрения христианства это есть грех, причем такой грех, который вопиет к Богу об отмщении.

Какие ещё последствия? Академик Алтухов, мой друг, Царство ему Небесное, один из величайших генетиков нашей современности и директор Института генетики Академии наук (Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН – ред.) мне говорил, что у 25 процентов детей, полученных в результате ЭКО, есть психические проблемы, психические заболевания.

Прот. Александр Березовский: 25 процентов. То есть каждый четвертый, получается, с психическим заболеванием. То есть, это, наверное, такое указание Божие: что же вы делаете-то, вмешиваясь в то, что принадлежит Мне?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Ну и потом, благодаря этой процедуре очень многие люди – их по-разному называют, «люди нетрадиционной ориентации» или «педерасты» – теперь имеют возможность за деньги себе производить детей таким образом, от суррогатных матерей, если у них есть деньги. Ну и спрашивается, каких детей они вырастят на потеху публике? Потому что некоторые из этого шоу делают, и их все поздравляют, и так далее.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ко мне пришла одна семья, они говорят, что интересовались этим вопросом, и сейчас технология такова, что убивать уже не нужно оплодотворенные клетки.

Прот. Димитрий Смирнов: Есть второй способ. Их замораживают на годы или десятилетия на тот случай, чтобы эту оплодотворенную клетку, зиготу, взять как донорскую. Кому-то её дарят или продают, что тоже богомерзкая вещь, потому что человек – это не раб.

Прот. Александр Березовский: Не объект продажи.

Прот. Димитрий Смирнов:...Авторучку можно купить, карандаш. А это – человек. И потом, сколько можно хранить эти клетки? Без согласия на то человека... У нас сейчас из-за закона Димы Яковлева всё общество на уши встало. Оказалось в нашей стране очень много любителей детей. Так сильно любят детей, что невозможно передать. Хорошо, если вы так любите детей – ну, возвысьте голос за тысячи и тысячи маленьких детей, которые сейчас находятся в замороженном состоянии. Или за миллионы детей, которых убивают в абортах. Где любовь к детям-то? А говорят о том, что бедные американцы теперь не могут усыновить больного русского ребёнка. Просто такая боль за американцев. Хотя в Америке самой предостаточно детей, и больных в том числе, которых никто усыновлять не хочет. И в Европе. Никакая европейская страна не продаёт детей в Америку.

Сейчас же многие радиостанции, каналы собирают деньги для того, чтобы то одному мальчику, то одной девочке помогать. Ну, взять да и всех вылечить, собрать всем миром по копеечке. Всех детей, всех, сто процентов, безо всяких американцев. Оплатить в Америке им лечение, вылечить, привезти в Россию – и всё. По поводу чего сыр-бор, денег что ли в стране нет? Мы самая богатая страна в мире, у нас всего полно. Нету валюты? Да Господи, золотишка можно чуть-чуть отпилить, у нас золото добывается, мы золотодобывающая страна. А сколько у нас платины? Да на одной Камчатке столько платины, что можно открытым способом добывать. Места знаю, могу показать. Денег даже не надо – берёшь ножовку, отпиливаешь платины, и [можно вылечить] всех детей. Только немножко организации.

И начинаешь понимать, что это не любовь к детям, а какая-то политическая деятельность. Или «права детей». А жить у детей есть право? Или у них есть право только в креозоте находиться при температуре, близкой к –273 градусам по Кельвину, или какую они там [устанавливают] температуру? А если тебя самого заморозить? Потому что они относятся к эмбриону, который уже человек, как к какому-то предмету, которым они манипулируют как хотят. А где права человека-то?

Прот. Александр Березовский: «Родился – человек, не родился – не человек пока. Плод или зародыш».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, как говорят, называй, как хочешь, только в печку не ставь. Потому что всё-таки человек. Можно что угодно говорить, но любой специалист в этой области… Вот академик Алтухов, ещё раз скажу, Царство ему Небесное, был превосходнейший человек, русский гений, и он говорил, что человек генетически – уникальная личность, такая, которой никогда ещё не было в истории. А его держат в замороженном состоянии. Это что, называется «права человека»? Или «либеральная медицина»? Или как это ещё называется? На мой взгляд, это чудовищное античеловеческое преступление сродни тем, за которые некоторых товарищей по партии повесили после Нюрнберга. Потому что это опыты над людьми без их согласия. «Суррогатная мама»… Сейчас уже стали газеты пестрить объявлениями «ищем суррогатную мать».

Прот. Александр Березовский: Да, к чему идём…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, уже приехали. Но хотя бы православные, для которых слово Божие хоть что-то значит, должны от этого с отвращением отойти.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка. Добрый вечер.  

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, здравствуйте.

Телезритель: Александр. Мои знакомые в своё время венчались, потом гражданским браком развелись. Она хочет развенчаться, он не хочет. Как в этой ситуации им быть, существует ли процедура развенчания?

Прот. Димитрий Смирнов: Ничем помочь нельзя, такой процедуры не существует. Как не существует близкой перспективы конца света. Безумные люди также изобрели «гражданский брак», хотя этот «гражданский брак» называется «незаконное сожительство». Потому что гражданский брак – это законное сожительство, когда есть свидетельство о браке и два штампа в двух паспортах. Церковный брак – это когда брак ещё венчается в Церкви после того, как заключён брак гражданский с двумя паспортами, с подписями в книге в ЗАГСе и с выдачей Свидетельства о браке. А то, что сейчас так стыдливо именуют гражданским браком – это никакой не гражданский брак, это просто беззаконное сожительство. Два человека соединяются вместе и живут как бы в браке. Просто им кажется, что «беззаконное сожительство» звучит резковато, и они придумали, а вернее, заимствовали формулу… Теперь непонятно даже, как гражданский брак величать, потому что они отняли это называние у действительно гражданского брака, который Церковь приемлет. А вот развенчаний никаких в Церкви не было и нет, и быть не может. Сказано: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф., 19, 6). И во время Венчания, кстати, читается этот текст.

Прот. Александр Березовский: Часто спрашивают, что же происходит с Венчанием, когда люди разводятся.

Прот. Димитрий Смирнов: А что происходит с ногой, если её отрезали в результате гангрены?

Прот. Александр Березовский: Утилизируют.

Прот. Димитрий Смирнов: Утилизируют, тем или иным способом. Во всяком случае, над ногой отпевание не поют. Отрезали – и либо сожгли, либо закопали, смотря в каких условиях. Если в военно-полевых, то закапывают, а если в хирургических, то там специальный крематорий. Вот и всё.

Прот. Александр Березовский: Так и Венчание: развелись и…

Прот. Димитрий Смирнов: Развелись, и нет брака – чего там развенчивать? Его нет, он не существует.

Прот. Александр Березовский: Но вот боятся – как бы чего не было. Не боятся разводиться, а боятся, чтобы потом не было последствий.

Прот. Димитрий Смирнов: Это магическое отношение к Таинствам Церкви. Значит, человек ничего не понимает в церковной действительности, в обрядах, в том Таинстве, которое ему преподавалось. Ничего не понимает.

Прот. Александр Березовский: «В чём должно проявляться смирение в отношении к детям, чтобы материнская любовь не превратилась в страсть?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вообще, главное при воспитательном процессе – это терпение. Потому что вырастить и воспитать человека порядочным – это требует очень напряженного внимания и к себе. То есть нужно всё время думать, чтобы не совершать педагогических ошибок, не действовать по страсти.

Прот. Александр Березовский: Постоянный контроль своих чувств.

Прот. Димитрий Смирнов: Выражения своих чувств.

Прот. Александр Березовский: Да, это сложнее всего. Эти чувства начинают выпирать.

Прот. Димитрий Смирнов: И наносим вред ребёнку. Даже наказывать нужно всегда с рассудительностью, со спокойствием. К сожалению, теперешние родители всё время на детей орут. И учителя стали орать, это, конечно, беда.

Прот. Александр Березовский: Да, некричащий родитель – редкость.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, я вижу причину в том, что мужчины превратились в женщин и устранились от воспитательного процесса, который должен, конечно, управляться мужчиной. Женщина, вообще-то, по своим психофизическим свойствам, даже не может быть педагогом.

Прот. Александр Березовский: Да у нас все учителя в школах, 90 процентов, женщины.

Прот. Димитрий Смирнов: Да по-моему, 99. А если какой-то педагог мужчина – обычно [учитель] ОБЖ или физкультуры, – то это чаще комическая фигура в школе, чем действительно педагог. Поэтому, конечно – сначала в семье всем воспитанием занимается женщина, мужчина устраняется, потом в школе. Ну и потом, в результате этого воспитания, женоподобные мужчины [появляются], и этот круг повторяется. У нас до революции в гимназиях преподавателями были, понятное дело, мужчины, а женщины бывали классными дамами в женских гимназиях. Потом, с развитием женского образования, появились женщины, но при их истероидности и невозможности контролировать свои чувства они превращаются либо в Бабу-Ягу, злобную на всех, либо в истеричку.

Прот. Александр Березовский: Да, Вы правильно заметили, это по спирали развивается, всё больше и больше.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, с каждым поколением проблема нарастает и нарастает. Конечно, есть отдельные женщины, потрясающие педагоги, но это так редко. Поэтому, как правило, у нас дети не любят школу. Потому что это, к сожалению, неправильно устроенная система, она противоречит психике ребёнка.

Прот. Александр Березовский: В начале прошлого года две школьницы кончают жизнь самоубийством из страха наказания в школе. Можно себе представить, что за обстановка в школе, когда две десятиклассницы решают, что лучше из жизни уйти, чем вернуться туда. Задумаешься, что вообще происходит.

Прот. Димитрий Смирнов: Задумаешься, конечно.

Прот. Александр Березовский: Евгения из Липецка: «Очень хочется избавиться от собственной гордости и тщеславия, саму от себя тошнит. Подскажите, как».

Прот. Димитрий Смирнов: Как [выглядит] эта процедура? Два пальца в рот, и всё вывернется. Нет, ну конечно, гордость – страсть всеобъемлющая, но то, что человек замечает в себе тщеславие, уже хорошо. Тщеславие борется такими вещами: нужно всегда молчать, отвечать только на вопросы, и ответ должен быть короче, чем сам вопрос. Если тебя ни о чём не спрашивают, ты должен всегда молчать. Вот с этого начать побеждать тщеславие.

Прот. Александр Березовский: Встречаются два человека и оба молчат. Что за встреча, что за общение?

Прот. Димитрий Смирнов: Если есть общение на каком-то интересном для них поле – либо по работе, либо в виде обмена... Вот я приехал сейчас со встречи с ребятами-выпускниками нашего детского дома. Все учатся в институте. Интересно же? «Как вы, что, как дела с квартирой?» Один уже женился. Тоже всё интересно, как жизнь протекает. Были-то [маленькие], а сейчас уже молодые мужчины. Очень даже интересно спросить, а им – ответить. Но они были очень немногословны, что очень радует.

Прот. Александр Березовский: Но так вообще, жизнь у них устраивается? Вы довольны тем, как они выбрали свой жизненный путь?

Прот. Димитрий Смирнов: Главное, что выбрали, и главное, что хотят учиться, хотят думать головой. А некоторые окончили средние учебные заведения и поступили в высшие. А некоторые – сразу в высшие. Я считаю, что это превосходно. Если бы такой результат был у нас по всей стране с детскими домами, никакие законы Димы Яковлева не потребовались бы. Но в детских домах-то тоже работают женщины в основном.

Прот. Александр Березовский: Но вот обычная ситуация, батюшка, в семье. Папа должен зарабатывать на семью, мама не работает, она занимается воспитанием.

Прот. Димитрий Смирнов: Да пусть зарабатывает сколько угодно, пусть работает по две смены, никто же не спорит.

Прот. Александр Березовский: А когда тогда с детьми заниматься?

Прот. Димитрий Смирнов: Одна смена – 8 часов, другая смена – 8 часов. Шестнадцать.

Прот. Александр Березовский: А ещё восемь остаётся.

Прот. Димитрий Смирнов: Восемь-то остаётся. Для того, чтобы воспитывать детей, не нужно много времени. Много времени нужно многодетной маме, чтобы следить за детками. А потом приходит папа, мама ему докладывает, они вместе решают, какие технологии педагогические применять, их применяют, папа всё контролирует и принимает решения. Он должен участвовать в процессе. Не так: «отстань, я устал». Или, не дай Бог, при детях [станет] пить или с матерью ругаться. Ну, тогда что? Подрывает авторитет матери, они её с 12 лет уже посылают куда Макар телят не гонял. Ну, и что потом хотят? А в 17 лет уже папа будет летать по комнате как мячик от пинг-понга, потому что он не имеет никакого авторитета.

Прот. Александр Березовский: Да, батюшка, ситуация, конечно, грустная. Но, всё-таки, наблюдаем, что не все папы безразличны к своим детям.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, я нескольких знаю.

Прот. Александр Березовский: Нет, немало таких, немало.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, если абсолютная цифра, то, наверное, немало. Допустим, я тебе скажу: десять тысяч пап. Немало – немало. Десять тысяч – это десять полков. Почти дивизия, бригада. Замечательно? Замечательно. А остальные миллионы?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, простите, нам пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Прощаю. Всего вам доброго. Кто празднует – со старым Новым годом наступающим.

Прот. Александр Березовский: Такое словосочетание интересное, чисто русское.

Прот. Димитрий Смирнов: Чисто русское – наши русские парадоксы.

Прот. Александр Березовский: Спасибо вам за ваши вопросы. Всего доброго, до свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 18

    1. anatolevna:

      эко- опыты над людьми… , суррогатное материнство… Пусть как можно больше людей задумается над всем ужасом …

    2. Dgena:

      если честно после Дм. Смирнова не могу больше никого слушать: зачем, если всё уже СКАЗАНО!

    3. Pavel_:

      Братья и сестры!
      Помогите.
      Ищу разъяснение о. Дмитрия о том что человеку нехорошо быть одному. Одному человеку нехорошо (буквально дословно).
      Очень сильно и хорошо сказано.

      • Agniya:

        В поиск, вбейте ключевое-
        Человек — это тварная троица. Протоиерей Димитрий Смирнов.

        • Pavel_:

          Не совсем то, что искал.
          В искомом сюжете о. Дмитрий беседовал с о. Александром.

          • Kalina_L:

            На Блоге на сегодняшний день:

            - 60 «Бесед с батюшкой», из них в 58-ми отец Димитрий беседует с отцом Александром;
            - 42 блогпоста, из которых они беседуют в 39-ти.
            Итого приблизительно 97 часов бесед отца Димитрия и отца Александра. Думаю, что не найдётся людей, дословно помнящих 97 часов устной беседы и способных точно указать Вам, где искать.

            Расшифрованы пока только 9 блогпостов, с 31 по 39, в них Вы можете попробовать поискать дословно.

            • Pavel_:

              Ну конечно, прежде чем обратиться к помощи, искал самостоятельно.
              К сожалению , безрезультатно. ((

              • Kalina_L:

                Могу утешить только тем, что все блогпосты будут расшифрованы со временем. Не отчаивайтесь :-)

      • RB_Ta:

        «Нехорошо человеку быть одному» — это не отец Дмитрий сказал. Это сказал Господь))

        • Pavel_:

          Отец Дмитрий сделал понятными эти казалось бы простые слова.
          Он произнес высказывание Господа, а потом поменял слова местами. Получилось : одному человеку нехорошо. Очень сильно сказано. Жалею что не записал, в какой конкретно передаче он это сказал.

      • Pavel_:

        Божьей помощью нашел.
        Спасибо всем откликнувшимся.

    4. AlekseiA.:

      Я слушаю отца Димитрия в захлёб.

    5. Tatiana_Piter:

      Действительно, муж моей тётушки бросил пить только после того, как она подала на развод совершенно решительно и серьёзно, без шума и гама. Он узнал, только когда получил повестку в суд. Испытав шок и получив отсрочку по разводу, сам поехал лечиться, вылечился и не пил до конца своих дней. А на старости лет с женой за ручку ходили и наговориться не могли, такая получилась славная пара… А муж сестры так и выбрал бутыль портвейна вместо семьи, — плакал, но пил… Такой вот слабак. Сестра с ним развелась, но он до конца своих дней тёрся с бутылкой у её двери… И помер от пьянки же.Такие вот пьяные страдания…

    6. Agniya:

      Все верно, как ни ругай, как ни увещевай, совесть у алкоголика не проснется. Ну не может проснуться то, чего нет.

    7. Vetta:

      Благослови, спаси и сохрани Вас Господь, дорогой батюшка Димитрий !
      С праздником Крещения Господня!

    8. viktor.sviridch:

      С праздником дорогой батюшка

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.