Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 10 февраля 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 10 февраля 2013 года.

   Содержание беседы:

   1. Способны ли люди пострадать до смерти за Христа в XXI веке?   (0:20)

мученичество, исповедничество, свидетельство веры, воспитание в вере, отсутствие веры, неопределённая вера

   2. Как достучаться до сердца обиженного сына сорока лет?   (6:04)

семья, воспитание детей, проблемы со взрослыми детьми, любовь матери, навязчивая любовь

   3. Можно ли преобразовать любовную зависимость в любовь?   (9:42)

зависимость, эмоциональная зависимость, любовь, страсть, навязчивая любовь, навязчивость

   4. О каком бесчинстве идёт речь в словах апостола «любовь не превозносится и не бесчинствует»?   (11:32)

порядок, нарушение порядка, бесчинство, любовь, настоящая любовь, признаки настоящей любви

   5. Как вести себя с родственником-наркоманом?   (15:34)

наркомания, наркотическая зависимость, консультация с наркологом, психологическая помощь родственникам наркоманов

   6. Где взять терпение, чтобы общаться со скандальной придирчивой тёщей?   (18:17)

смирение, терпение начало смирения, терпение, молиться о даровании терпения, надеяться на себя, надеяться на Бога, жизненный крест

   7. Что значит быть мудрым, и как им стать?   (21:21)

христианская мудрость, смирение, смиренномудрие, молиться о даровании смирения

   8. Нужно ли при усыновлении новорождённого хранить тайну усыновления или не скрывать правду?   (25:28)

усыновление, тайна усыновления, интересы ребёнка, особенности психики ребёнка, информация разрушительная для психики ребёнка, когда сообщать ребёнку об усыновлении

   9. Объясните, как явить «в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание»?   (30:03)

добродетель, рассудительность, воздержание

  10. Объясните слова Евангелия от Луки: «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много»   (34:39)

любовь к Богу, как полюбить Бога

  11. Есть ли середина между прощением врага и воздаянием ему?   (37:08)

прощение, христианское прощение, воздаяние, когда нужно прощать, кого нужно прощать, покаяние, условия прощения, как простить

  12. Сын нахамил отцу и не просит прощения. Как поступить отцу?   (41:53)

воспитание детей, проблемы с детьми, хамство, покаяние, условия прощения, как простить, прощение, христианское прощение

  13. Как помочь взрослой непутёвой дочери?   (44:54)

семья, воспитание детй, проблемы со взрослыми детьми

  14. Семья не сложилась. В каких случаях возможен развод?   (49:01)

Основы социальной концепции РПЦ, семья, брак, развод

  15. Почему женщине запрещено приходить в церковь 40 дней после родов?   (49:29)

ветхозаветная традиция, роды, период очищения, запреты женщинам входить в храм

  16. Стоит ли жаловаться директору школы на учителя, который наказывает детей (не пускает на перемену и урок физкультуры)?   (50:18)

проблемы в школе, проблемы с учителем, проблемы с детьми, наказание в школе, дисциплина

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители! Добрый вечер, братья и сестры! Мы с вами в передаче «Беседы с батюшкой» и сегодня в прямом эфире у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуй, отец Александр! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Прот. Александр Березовский: Батюшка, сегодня Церковь празднует память всех новомучеников и исповедников Российских. Оскудение веры привело к большевистскому перевороту 1917 года. Но когда начались гонения на Церковь, очень многие люди явили свою веру, пострадав даже до смерти. Открываются тысячи имён тех людей, которые действительно сложили свои головы за веру. А сейчас, как Вы думаете, способны ли люди пострадать до смерти за Христа?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно способны, но, мне кажется, если бы возникла такая ситуация, их было бы гораздо меньше, чем было тогда, в 1917 году.

Прот. Александр Березовский: А с чем это связано?

Прот. Димитрий Смирнов: Просто тогда народ-то был ещё воспитан Церковью и каждый человек, прошедший начальную школу, прошёл и церковно-приходскую школу. Сейчас для большинства советских людей то, что происходит в Церкви – это terra incognita. В голове какие-то странные представления.

Даже сегодня у меня была встреча со школьниками. И вот, какой-то вопрос был задан про НЛО. Понятно, что в 1917 году такого вопроса и быть не могло.

Прот. Александр Березовский: Но там, наверно, свои были «заморочки» у всех.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот человек ходит в воскресную школу: предполагается, что он с нуля учится Закону Божию, а всё-таки понимания духовной жизни нет. Я им даже задал вопрос такой. Они рассказывают: «Мы из воскресной школы, которая имеет название “Зёрнышко”». Я говорю: «Отлично! Вы собираетесь быть аграриями?», отвечают: «Нет». – «А почему называется “Зёрнышко”?» И ни один из детей не смог этого объяснить.

Прот. Александр Березовский: Ну не они же дали название.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, даже одна девочка сказала: «Так назвали». А почему? Мне кажется, это очень важно – знать, почему мы ходим в школу, которая имеет такое имя. Ведь имя не случайно даётся.

Так что у современного человека, конечно, есть какие-то отрывочные сведения, но они пополам с какими-то оккультными, навязанными телевизором или астрологическими представлениями. В общем, в голове каша из съедобных и несъедобных ингредиентов. И понятно, трудно себе представить, что человек за «кашу» готов умирать!

Прот. Александр Березовский: Но человек умирал не за знания, а за веру.

Прот. Димитрий Смирнов: Но нельзя верить так глубоко, до крови, до смерти в «кашу». В этом проблема. Во Христа, в Троицу, в Церковь – это понятно. Этот человек прошёл определённый путь и знает, за что. Но ведь не за «кашу»!

Прот. Александр Березовский: Но сейчас от этой «каши» никуда не денешься.

Прот. Димитрий Смирнов: А я что, против? Ты меня спросил: «Если да, то что?». Я сказал: «Да, но будет меньше».

Прот. Александр Березовский: Вообще каждому стоит задать себе этот вопрос: а что я готов отдать за Христа?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, в общем, любовь так и измеряется.

Прот. Александр Березовский: Часто люди говорят: «Я Бога очень люблю», а на вопрос: «Почему ты не живёшь по заповедям Божьим?» отвечают: «Это сложно, я многого не понимаю и что-то не принимаю».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, отговорки, конечно…

Прот. Александр Березовский: Но при этом «люблю».

Прот. Димитрий Смирнов: Люди, особенно дети – мастера изобретать всякие отговорки, натренированы очень хорошо. Некоторые врут не задумываясь. Просто взрослые уже видят и все эти приёмчики знают. К сожалению, скорее наблюдаем желание, чтобы оставили в покое, нежели познать истину и ей следовать.

Прот. Александр Березовский: У нас есть первый вопрос, батюшка. Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте!

Телезрительница: Добрый вечер, отец Димитрий и отец Александр! Благословите рабу Божью Татьяну! Отец Димитрий, у меня вот какой вопрос. У меня очень сложные отношения с моим ребёнком, старшим сыном. У него сохранились все детские обиды. Мы с мужем хотели с этим разобраться, просили у него прощения, неоднократно это было. А ребёнок всё равно закрылся в себе. Я уже и сугубые молитвы заказывала, и на утреннем правиле молилась своими молитвами. Помогите! Как мне достучаться до сердца ребёнка?

Прот. Димитрий Смирнов: А ребёнку сколько лет — сорок ?

Телезрительница: Сорок.

Прот. Димитрий Смирнов: Я бы сделал паузу. Ну что навязываться: вы два взрослых человека, он от вас не зависит, наверное. Обида — вещь интересная, особенно в сорок лет. Часто бывает так, что человек потом даже забывает, в чём обида состоит, но пребывает в ней. Тут я бы сделал так: не стал бы навязывать какие-то представления о мире, что-то активно пытаться наладить, а тихонько сделал бы паузу и спокойно молился. Как Господь сказал: «Молитесь за обижающих вас» (Мф. 5, 44; Лк. 6, 27). Я дерзаю думать, что неплохо молиться и за тех, кто на вас в обиде. Дайте ему пожить без мамочки, может он по этому скучает. Хочет почувствовать себя «взросленьким». В сорок лет уже пора от груди оторваться, от соски тоже.

Прот. Александр Березовский: Вообще интересно! Взрослый человек, сорок лет. Некоторые в сорок лет бабушками и дедушками становятся.

Прот. Димитрий Смирнов: Не некоторые, а многие.

Прот. Александр Березовский: А здесь «сынок» и такая забота.

Прот. Димитрий Смирнов: Беды наши — не все, но эта одна из главных — от малодетности. Когда у женщины восемь детей, такие проблемы её уже не волнуют. Сердце русской женщины наполнено любовью и этой любви хватит и на восемь, и на десять детей. А когда всё обрушивается на одного, он вполне может обидеться.

Прот. Александр Березовский: А мама не понимает.

Прот. Димитрий Смирнов: А мама не понимает: «Как же, ведь я люблю!».

Прот. Александр Березовский: «Как ты можешь так неблагодарно отвечать на мою любовь?!»

Прот. Димитрий Смирнов: Разные бывают формы.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас!

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер!

Телезритель: Алло!

Прот. Димитрий Смирнов: Мы здесь.

Телезритель: Здравствуйте! Очень рад, что дозвонился, сколько пытался, только сейчас получилось. Вопрос: когда человек понял, что попал в любовную зависимость, можно ли научиться любить другого человека? Может ли эта любовная зависимость при помощи Божией, при борьбе над страстями, перейти в любовь? Мне очень хочется сохранить отношения, но, в то же время, сохранить мужество, чтобы не унижаться. У меня критическая ситуация, когда девушка уже тяготится отношениями, а их хочется сохранить. Спасибо за ответ.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, любовь не может быть навязчива. Одна из форм навязчивой любви — это ревность, например. Она вызывает только отторжение. Сохранить отношения... Какие отношения? Если это отношения настоящей любви, каждый человек пожелает их сохранить. Любовь возвышает человека, делает его чутким, внимательным. Мы даже знаем из «Деяний святых апостолов», что многие обращались в христианство видя как христиане любят друг друга. Говорили так: «Посмотрите, как они любят друг друга!» и хотели того же, что естественно. А навязчивость, конечно, отталкивает. Поэтому обратите на это внимание, если хотите не испугать человека.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, может быть в продолжение этого вопроса: «“любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует” (1 Кор. 13:4-5). “Бесчинствует” – о чём идёт речь? Если можно, приведите пример».

Прот. Димитрий Смирнов: Тут можно буквально исследовать само слово. Что такое «бесчинство»? Это когда нечто происходит вне общепринятого порядка, принимает странные формы. Например, ради любви напиться до полусмерти. Что, это должно поразить возлюбленную? Нет, она ужаснётся.

Прот. Александр Березовский: Некоторые считают, что безумный поступок — это как раз проявление какой-то невероятной любви.

Прот. Димитрий Смирнов: Но эти некоторые — безумны. В безумном поступке нет благородства, а есть безумие. Если девушка тоже безумна, тогда всё нормально. Два безумца соединяются на какое-то время побезумствовать.

Прот. Александр Березовский: «Ты можешь ради меня с моста прыгнуть?!», он говорит: «Могу!», и прыгает.

Прот. Димитрий Смирнов: И мимо воды.

Прот. Александр Березовский: Вот два безумца.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, сущее безумие. А если человек трезвый, то его все эти проявления могут только пугать. Как подумаешь, что с этим человеком, который прыгает с мостов, строить семью...

Прот. Александр Березовский: Ну о семье-то в этот момент как раз не думают, а хотят завладеть чувствами другого.

Прот. Димитрий Смирнов: Но «любовь не ищет своего» (1 Кор. 13:5). Любовь не ищет того, чтобы превратить человека в свою собственность. Любовь всегда хочет человеку послужить, своей принцессе. Также и принцесса хочет послужить своему кабальеро. Сделать ему милое, приятное: накормить, принести ему домашние тапочки, проводить в путь.

Прот. Александр Березовский: А вот когда один продолжает любить, а у другого любовь уходит.

Прот. Димитрий Смирнов: А «любовь никогда не перестает» (1Кор.13:8) – она не может перестать.

Прот. Александр Березовский: Так значит, это была привязанность, а не любовь.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, мало ли что.

Прот. Александр Березовский: То есть если ушло, то это была не любовь?

Прот. Димитрий Смирнов: Безусловно.

Прот. Александр Березовский: И вот вопрос, а что делать в этой ситуации? Отступиться?

Прот. Димитрий Смирнов: Кому?

Прот. Александр Березовский: Тому, кто продолжает любить, надеяться, ждать...

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, мужчина вообще должен покорять женщину, а он в каком-то расслабленном состоянии.

Прот. Александр Березовский: А не будет ли это неким навязыванием себя? Она говорит «Не надо!», а он продолжает.

Прот. Димитрий Смирнов: Это надо делать так, чтобы это было для неё приемлемо и в той форме, которая будет для неё приемлема. А может, там всё дело и упущено. Мы же не знаем. И что посоветовать?

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте!

Телезрительница: Алло! Здравствуйте, отец Александр, отец Дмитрий! У меня такой вопрос: у меня сын, ему двадцать восемь лет и восемь лет он употребляет наркотики. Он сидел в тюрьме, вышел и опять принялся за своё. Я молюсь в церкви, заказываю всё, что нужно. Уповаю на Господа Бога. Но не знаю, что мне делать дальше, как мне с ним вести, когда он приходит в таком состоянии?

Прот. Димитрий Смирнов: О том, как себя вести, Вы проконсультируетесь у специалистов: наркологов, психологов, которые занимаются наркоманами. Есть определённые рекомендации. Но, понятое дело, надо понимать, что победить это страшное заболевание возможно, только если он сам очень сильно захочет это победить. Только в этом случае.

Прот. Александр Березовский: Мы не знаем, хочет он этого или нет. Матери-то что делать? Только молиться?

Прот. Димитрий Смирнов: Матери нужно нести свой крест или с ним «разводиться». Другого просто нет пути. Обычно матери выбирают первое, но как-то его увещевать, упрашивать, плакать – совершенно бессмысленно. Особенно верить обещаниям.

Прот. Александр Березовский: Обычно приходят, каются в чём – ругаюсь. Сын или пьёт или наркоманит. «Ругаюсь с ним, ругаюсь...» – «Ну и как? – спрашиваю. – Помогает?» – «Нет, всё как есть» – «А зачем ругаешься?» – «Да, уже не могу не ругаться!» Вот такой замкнутый круг получается.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Получается, дьявол убивает двух зайцев: один совершает грех наркомании, а другой совершает грех злоречия.

Прот. Александр Березовский: «Тёща постоянно мне делает замечания, выговаривает за любую провинность. Поначалу решил – буду терпеть, что бы ни говорила. Но чем дальше, тем больше. Терпение кончается. Жена любит свою мать, и не общаться с ней вообще (моя мечта) не получается. Где взять терпение? Помогите!»

Прот. Димитрий Смирнов: У меня была, не могу сказать, что прихожанка, потому что она была пожилой человек за восемьдесят, а умерла свыше девяноста. Я к ней ходил её причащать раз в месяц, иногда пореже. Екатерина Александровна. И она говорила: «Ничего так скоро Господь не даёт, как терпение, когда ты Его об этом просишь». Я эти слова навсегда запомнил. Терпение – это начало приобретения смирения, которое привлекает благодать Божью. Богу угодно, когда мы желаем терпеть, и Он готов нам в этом помочь.

Прот. Александр Березовский: Но в том, что Бог попустил такое испытание, видно желание научить человека потерпеть?

Прот. Димитрий Смирнов: А без терпения невозможно спасти. Господь нас всех спасает. Он говорил: «Возьми крест свой и следуй за Мною!» (Мф. 16,24). Без того, чтобы взять крест, невозможно спасение.

Прот. Александр Березовский: Но всегда кажется, что крест тяжеловат. Может быть, можно от него кусочек отпилить, чтобы полегче стало.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, надо много отпиливать, чтобы полегче стало.

Прот. Александр Березовский: Вот почему и спрашивают.

Прот. Димитрий Смирнов: Как только появится терпение, станет легче. Нести с терпением же легче, чем без терпения, проклиная этот груз, ропща: «За что мне так?!»

Прот. Александр Березовский: Из вопроса следует, что человек-то видно православный и решил правильно: «Буду терпеть!», настрой у него был верный.

Прот. Димитрий Смирнов: Неправильно. Этот человек надеется на себя, а надо испрашивать у Бога. Когда человек говорит: «Я буду!», Господь ему сразу показывает – и не ты, и ничего ты не будешь, и ничего и не можешь. Найди дома мусорное ведро и своё «я» туда положи.

Прот. Александр Березовский: То есть, именно с этого надо начинать: «Господи, помоги!»

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно.

Прот. Александр Березовский: «Господь говорит: «Будьте мудры» (Мф. 10, 16). А что значит быть мудрым, и как им стать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это значит, искать такой выход из ситуации, когда требуется проявить смирение. В этом христианская мудрость. Есть даже специальный термин — «смиренномудрие».

Прот. Александр Березовский: Люди задают вопросы о своих житейских ситуациях, потому что...

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что их это волнует.

Прот. Александр Березовский: … не хотят поразмыслить и принять собственное решение, или не хватает мудрости? Многие так и говорят: « Ну не мудрый я человек!», хотя уже бывают и в возрасте.

Прот. Димитрий Смирнов: А это же не всегда от возраста зависит.

Прот. Александр Березовский: А от чего? Как становиться мудрым? Вот Вы говорите «искать смирения», а что значит «искать»?

Прот. Димитрий Смирнов: Опять же в Писании сказано: «Да просит у Бога» (Иак. 1, 5). Именно об этом.

Прот. Александр Березовский: Ну, забываем-забываем.

Прот. Димитрий Смирнов: Тут я ничего не могу сделать. Могу раз в воскресенье напомнить, если ты в свою очередь спросишь. Вот и все мои возможности.

Прот. Александр Березовский: Частенько, когда человек на что-нибудь жалуется, его спрашиваешь: «Ну а ты у Бога попросил?» – «Нет», – говорит. Потому что первым делом мысль срабатывает: «А что могу я? К кому обратится? Куда пойти?».

Прот. Димитрий Смирнов: А большинство людей даже и не знает, что можно просить у Бога. Большинство думает, что надо найти какую-то молитву и обязательно её прочитать. Они думают, что Бог только письменный текст воспринимает.

Прот. Александр Березовский: Ну да. «Какую молитву почитать, посоветуйте, батюшка».

Прот. Димитрий Смирнов: А то, что можно к Богу обратиться, человек просто не знает.

Прот. Александр Березовский: Навыка нет. Когда нет навыка, оно и забывается.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, навык – это когда ты многократно обращался и получал просимое. Тогда возникает навык. Но человек даже не знает этого пути.

Прот. Александр Березовский: Но если человек хоть раз прочитал Евангелие, там, я помню, не раз Господь говорит «Просите».

Прот. Димитрий Смирнов: Даже раз прочитав, не всё же усвоится.

Прот. Александр Березовский: Но на особо важные места Господь акцентирует внимание, повторяя их много раз.

Прот. Димитрий Смирнов: Но всё-таки большинство людей, не только у нас, а вообще на Земле, читать не способны. Разве что вывески: «Аптека», например. Даже на бензоколонках сейчас ставят просто значок. Человек видит значок и знает: это «Лукойл», это «ТНК-ВР». Уже не пишут «British Petroleum», это никого не волнует. Просто значок, потому что читать – это уже сложно, из буковок складывать слово.

Прот. Александр Березовский: Но если не читать, то как познавать христианство?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот он и спрашивает! В надежде, что ты прочёл.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас!

Телезрительница: Алло! Здравствуйте! Батюшки, скажите, пожалуйста, ваше мнение, правильно ли при усыновлении новорожденного не говорить ребёночку правду и имитировать беременность для родственников и друзей? Или всё-таки избрать путь правды? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, какое дело. Это не путь правды. Каждый человек, если он не просвещён светом Христовой истины, является тёмной скотиной. Но если Вы ему об этом сообщите, наживёте себе врага. Первый пример.

Второй пример. Если за некоторым человеком гонится бандит с намерением его убить, а Вы скажите бандиту правду о том, где он спрятался, то Вы не правдолюбец, а соучастник убийства.

Это никакая не правда. А все те люди, которые за эту «правду» выступают – не правдолюбцы, а противники семьи. Надо исходить, как это и в законе прописано, «из интересов ребёнка». А каждый нормальный ребёнок, не псих, хочет иметь маму и папу. А знание о том, что те, кто его воспитывает – не не мама и не папа, а чужие тётя и дядя, разрушительно действует на его душу. Эта информация чрезвычайно вредна детям. Чрезвычайно!

Поэтому, если есть такая возможность, лучше это от детей скрывать. Есть определённая информация, которая для детей крайне вредна. Это относится к той же области.

Прот. Александр Березовский: Это пока ребёночек маленький, но когда он уже достигает, скажем, совершеннолетия...

Прот. Димитрий Смирнов: Рано ещё! Я бы мог это открыть... опять-таки, зачем? Цель-то какая? Что, зудит что ли?

Прот. Александр Березовский: Ну да, всю жизнь обманом, называю себя папой ребёнка, который не мой родной.

Прот. Димитрий Смирнов: А как народ говорит: «Не тот, кто родил, а тот, кто воспитал»! «Мы действовали согласно народной мудрости». В том-то и дело, всё ставится с ног на голову. Это из той же оперы, что сейчас происходит в Англии и во Франции по поводу однополых браков. Вроде «люди имеют право». С какой стати? Кто сказал, что они на это имеют право?

Прот. Александр Березовский: Они сами придумали такое право для себя.

Прот. Димитрий Смирнов: Они сами. Так же и здесь. Это сочинённые правды. Есть правда Божия, которая дана нам в откровении. Бог сам открыл, поэтому и называется «откровение». А то, что человек придумал – это называется «самоизмышлённая пагуба».

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте, батюшки. В собрании апостола Петра написано: «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание» (2 Пет. 1:5-6). Отец Димитрий, объясните, пожалуйста.

Прот. Димитрий Смирнов: А что тут изъяснить нужно?

Прот. Александр Березовский: Как одно из другого вытекает, может быть.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, например. Воздержание – это крайне необходимая добродетель. Но мы знаем, что очень многие люди на простой вопрос: «Какой нынче праздник?» вместо того, чтобы сказать: «Собор новых мучеников и исповедников Российских», начинают говорить, что ещё с восемнадцатого века в России возникли тайные общества, которые были прикрытием масонских организаций. Эти общества потом сгруппировались в два общества — Северное и Южное. Руководители были такие-то. Первая их попытка переворота на Сенатской площади была подавлена артиллерией. Пятерых повесили. И так далее, и так далее. Начинают рассказывать всю историю революционного движения в России. А потом про семнадцатый год. Ведь любые революционные преобразования всегда направлены и против Церкви тоже, потому что их организуют люди, которые одержимы духами нечистыми. И наконец приступают к Собору новых мучеников – как они возникли.

В рассудительности обязательно нужно воздержание, иначе она превращается в свою противоположность.

Прот. Александр Березовский: А из добродетели рассудительность?

Прот. Димитрий Смирнов: Рассудительность значит различать духов – от Бога ли они.

Прот. Александр Березовский: Вообще, святые отцы называли рассудительность одной из высших добродетелей, потому что без неё можно согрешить даже чем-то таким...

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, человек может зло принять за добро. Например, мне сейчас в голову пришли наши «пензенские пещерники». Чтобы спастись от антихриста и «конца света» выкопали пещеры и залезли туда: двое умерли, а остальные чуть не погибли от яда, выделяемого мёртвыми телами. А там и дети были. Вроде бы народ хочет добра, но нерассудительность всё губит. Тот, кто их туда отправил, сам был психически нездоровый человек, инвалид второй группы. Ну хотя бы поинтересоваться этим надо было, спросить: « А чего ты с нами не идёшь?»! Здесь как раз полное отсутствие рассудительности.

Прот. Александр Березовский: Да, люди порой задают вопрос, а чуть-чуть подтолкнёшь, смотришь – и сами находят ответ.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, чаще всего человек знает, но ему нужна некоторая санкция. Он колеблется.

Прот. Александр Березовский: Сомневается.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, сомневается.

Прот. Александр Березовский: Ксения из Москвы. «В Евангелие от Луки сказано: “А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много” (Лк. 7:48). Имеется ли здесь ввиду Бога возлюбила? Как полюбить много?

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, возлюбила Бога. Это выразилось в её действиях. Проявленные ею знаки по отношению к Иисусу Христу — свидетельства её глубокой любви.

Прот. Александр Березовский: А нам как полюбить много?

Прот. Димитрий Смирнов: В любви нужно постоянно упражняться. В том, чтобы предпочитать ближнего самому себе. Вот женщина больна, у неё повысилось давление, болит горлышко, температура. И, тем не менее, она встаёт и готовит ужин своим домочадцам. Это есть проявление любви.

Прот. Александр Березовский: Да, действительно, человек может сказать: «Имею право! Я болею. Вы мне чай с малиной принесите».

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно! Вызвать врача и так далее. Один человек, когда заболеет, будет лечиться уже без конца. После гриппа поедет в санаторий. До полного восстановления организма. Месяц, два, три. А другой – через два дня уже на работе. Понимает, что его присутствие необходимо, он может подвести людей. Один человек носится со своим организмом как с писаной торбой, а другой относится к нему как к вьючному животному. Тянет, пусть едет.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка. Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер!

Телезритель: Добрый вечер, отец Александр! Добрый вечер, отец Дмитрий! Меня зовут Александр, я из Белгорода. Хотел поинтересоваться по поводу прощения людей. Зачастую, прощая людей , которые согрешают против нас, мы как бы с их стороны проявляем слабость и люди...

Прот. Димитрий Смирнов: А как с их стороны мы можем проявить слабость? Вы мне расскажите, я чего-то не понимаю.

Телезритель: Люди, которых мы прощаем, считают, что мы не в состоянии дать отпор и проявляем слабость, прощая их. Соответственно, хотел поинтересоваться: где «золотая середина» между тем, чтобы прощать людей, и давать воздаяния по грехам их?

Прот. Димитрий Смирнов: Но Господь же нас не сделал судьями над другими людьми. И потом, прощать возможно только тогда, когда человек кается. А если не кается, «будет он тебе, как язычник и мытарь»(Мф. 18:17). Что это значит? Обходить такого человека за три версты. Вы, мой дорогой голубчик, по-моему, всё на свете перепутали. И про отпор, и про всё остальное. Надо Вам очень хорошо разобраться. Разобраться вот в чём: что Господь от нас ждёт, и к чему мы призваны? Когда Господь говорил: «Я посылаю вас как овец среди волков» (Мф. 10:16), разве он нас призывал к тому, чтобы мы лечили наших ближних от их грехов? Совсем нет. Он посылает нас, чтобы мы думали о спасении собственной души, которое заключается в том, чтобы мы, будучи овцами Христова стада, не стали бы рычать как волки.

Прот. Александр Березовский: Начнёшь учить, обязательно зарычишь. Неизбежно.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, возможно. И потом, смысл? Мы же не спасители. Представь себе, некий священник входит в вагон метро и начинает проповедовать. Вызовут карету скорой помощи и свезут куда надо. И правильно сделают. Чего пристал-то?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, мы не спасаем, мы хотим помочь человеку.

Прот. Димитрий Смирнов: Помочь – это когда человек очень просит. И то, он может оказаться жуликом. Приходит человек, говорит: «Мне надо в Почаев ехать». Надо ехать, езжай! А потом, зачем обязательно ехать, можно же идти, если тебе так уж туда надо.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но ведь известно, что со стороны виднее. Вот я увидел, что человек ошибается. Я хочу ему помочь, чтобы он поборолся с этим.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, если на него едет автомобиль, а он не видит, хорошо его толкнуть, чтобы спасти. Но если речь идёт не об опасности, то это немного неприлично. Помогать надо, если к тебе обращаются, но обращаются часто с такими ситуациями, в которых помочь вообще нельзя.

Прот. Александр Березовский: Вот человек начал с кем-то спорить, кипятится. Если кто-то ему скажет: «Ты знаешь, зря ты это делаешь. Бесперспективно». И тот вдруг: « Ой, действительно! Что-то меня куда-то несёт…» и остановился. Помог же.

Прот. Димитрий Смирнов: Да что ты, я такого не встречал. У тебя есть какое-то мощное средство воздействия на людей. Обычно раздражение на говорящего обращается: «Вы не вмешивайтесь, это наш разговор! А кто Вас спрашивал?!». Такие ответы бывают. А так, чтоб сразу прекратил, да это какой-то святой! Он бы и так прекратил без тебя, без твоего вмешательства. Это какой-то разумный человек, где ты его взял?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, есть такие, немало.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну не знаю. Познакомь.

Прот. Александр Березовский: Ладно, при случае обязательно.

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, немного вернусь. Сын нахамил отцу и не просит прощения. Что, будет он отцу теперь как язычник и мытарь?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, это зависит от него.

Прот. Александр Березовский: Вот он не просит прощения, считая, что он ничего такого особенного не сделал, за что нужно просить. Как быть в этом случае отцу?

Прот. Димитрий Смирнов: Отцу нужно горько плакать, что он так дурно воспитал своего сына. Я бы на его месте пролил горячую слезу.

Прот. Александр Березовский: Но ведь всё-таки конфликт надо разрешать. Идти на примирение?

Прот. Димитрий Смирнов: Это его дело, надо ему или не надо.

Прот. Александр Березовский: Вряд ли отец захочет, чтобы сынок стал для него как язычник и мытарь. Вот Вы говорите: как прощать, если не просит.

Прот. Димитрий Смирнов: Да это и невозможно.

Прот. Александр Березовский: Здесь, наверное, имеется в виду, что простить – это как-то подавить в себе обиду?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Простить по-христиански – это значит сделать грех не бывшим.

Прот. Александр Березовский: Но не бывшим грех делает покаяние.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот, а ничего другого не существует.

Прот. Александр Березовский: Сколько людей не просит прощения! Тогда, в конце концов, мы пришли бы к состоянию, когда все перестали бы друг с другом общаться.

Прот. Димитрий Смирнов: А так оно и есть. Даже в храме. Люди причащаются из одной чаши, а не здороваются друг с другом. Причём оба трудятся в одном и том же храме, а иногда сидят в одной комнате.

Прот. Александр Березовский: Работают.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну уж не знаю, как эти действия назвать. Такие вещи сплошь и рядом.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос. Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте!

Телезрительница: Алло, здравствуйте, батюшка! У меня вот такой вопрос. У меня есть дочь.

Прот. Димитрий Смирнов: Обождите, у Вас вопрос есть или дочь?

Телезрительница: Нет, извините, пожалуйста.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста. Интересно, что у Вас всё-таки есть?

Телезрительница: И дочь, и внучка. Всё у меня есть.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы счастливая!

Телезрительница: Батюшка, вот у меня такая ситуация...

Прот. Димитрий Смирнов: Обождите, а котёнок есть у Вас дома?

Телезрительница: Собачка.

Прот. Димитрий Смирнов: Тоже неплохо. Ну всё, вы меня утешили.

Телезрительница: Я онкологически больной человек. Бог дал, я живу уже восемь лет. У меня складываются очень сложные отношения с дочерью. Она выпивает и курит. У неё есть дочка, моя внучка. Я конечно говорю ей, что это не дело, вразумляю, прощаю. Но она относится ко мне ужасно, как будто мы чужие люди. Обижает меня, груба со мной. Для неё другие люди дороже, чем я. Я даже не знаю, как мне поступать, как мне вести себя. Она у меня одна и внучка одна, без отца. Мы с мужем помогаем, стараемся. Я не отдачи хочу. Я знаю, к чему Господь может привести. Я как мать боюсь, что у неё может быть такая же болезнь, как у меня. Вы сами понимаете, мне очень тяжело. Они у меня одни и у меня душа плачет.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, какое дело. Эта ситуация неразрешима. Нет такого действия, в результате которого всё изменилось бы с плохого на хорошее. Если бы Вы и дочка были постарше и была бы взрослая внучка, можно было бы всё имущество завещать ей. А дочь ничего не получила бы, для неё была бы наука. А так как она всё равно будет опекуном своей дочки, это бессмысленно. А если кому-то другому всё своё имущество завещать, тогда внучку любимую лишаем наследства, чего Вы явно не захотите. Тут ничего не сделаешь. Придётся терпеть.

Прот. Александр Березовский: По возможности не вступая в споры.

Прот. Димитрий Смирнов: Это самоочевидно, что об этом говорить. Это бесполезно. Спорить вообще бесполезно. Разве можно кому-нибудь что-нибудь доказать? Я не знаю, со мной так не бывало. И я давно уже ни с кем не спорю.

Прот. Александр Березовский: Но научные-то споры ведутся.

Прот. Димитрий Смирнов: Научный спор – это всё равно как раньше в шахматы по переписке играли: «Е2 – Е4» и послал. Другой отвечает. Можно с помощью СМС. Также и научный спор: у одного такая теория, у другого такая, два человека высказывают разные аргументы. Но когда начинается подделка диссертаций, и вместо учёных приходит жульё – разве можно эти споры назвать научными? Спор с «академиком» Лысенко – это научный спор? Это так же далеко от науки, как от Земли до Луны.

Прот. Александр Березовский: Мария из Саратова: «В каких случаях возможен развод, если семейной церкви явно не получается?».

Прот. Димитрий Смирнов: Об этом написано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Нужно взять этот документ, найти главу, которая касается семьи и брака. Там очень чётко всё написано.

Прот. Александр Березовский: Дарья из Твери: «Почему после родов женщина не может приходить в храм сорок дней? Есть ли в Священном Писании или у святых отцов ответ на этот вопрос?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это правило – и есть ответ святых отцов, оно установлено святыми отцами на основании древней израильской традиции. Мы просто в этом смысле продолжаем традицию ветхозаветной Церкви. Женщина проходит сорок дней очищения, потому что этот период длится около месяца, чуть больше.

Прот. Александр Березовский: То есть в этом случае мы просто придерживаемся той традиции, которая была принята.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Евгения из Афин: « Стоит ли идти к директору школы и жаловаться на учителя, если тот ругает и наказывает детей: лишает их физкультуры, перемен, или это бессмысленно?»

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, это не бессмысленно. Но надо понять: сто лет назад учитель мог выпороть ребёнка, и не надо лишать перемен. Современные дети подчас ведут себя так ужасно, а у учителя не осталось почти никаких рычагов воздействия. Лишать перемен – по-моему, это нормально. Хороший метод, потому что дети любят перемены и не любят учиться. А ещё что делает учитель?

Прот. Александр Березовский: На физкультуру не пускает.

Прот. Димитрий Смирнов: Не пускает. Хотите побегать – ведите себя хорошо. Ну какие-то стимулы должны быть. Видно, очень разумный учитель.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка. Передача подошла к концу, пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, до свидания!

Прот. Александр Березовский: Спасибо вам за ваши вопросы. Напоминаю: вы можете присылать их на наш сайт Благодрево ( раздел «Вопрос священнику» ) и на мультиблог отца Дмитрия. Всего доброго, до свидания!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. Alexandr.65:

      Не так давно, после прослушивания проповедей батюшки за несколько лет, записанных в аудио формате, понял, что нам не хватает книги «Толкования на евангелие» именно от Д. Смирнова. Великолепно дает объяснение по сложным вопросам и сюжетам писания современным, нашим житейским, языком и на примерах нашего времени. Вновь открываю что-то новое с каждой новой проповедью. Благодарю Господа, что есть такой батюшка. Гордиться конечно грех, но горжусь теми знаниями, которые получил именно от о. Димитрия!

    2. алексей:

      Нашел и хочу поделиться:
      Что же такое христианское смирение? Прежде всего, это, конечно, чувство правды, и правды, в первую очередь, — о самом себе. Правда же никогда не унижает и не умаляет, а возвышает и очищает. Смирение, далее, есть честность в правде. Это — отказ от всякого приукрашения самого себя, это отвращение от пыли, пускаемой в чужие глаза… Смирение — это, наконец, знание своего места, своих возможностей и ограниченностей, это мужественное принятие себя таким, каков я есть… Вот почему, подобно целомудрию, смирение есть начало мудрости, и мы просим в молитве дарования нам смиренномудрия. Только тот, кто не лжет, не преувеличивает, не хочет «казаться», вместо того, чтобы «быть», а спокойно, трезво и мужественно принимает и делает свое дело, только тот обладает мудростью. И, конечно, с этой точки зрения христианство, проповедуя смирение, не умаляет, а возвышает и главное — уважает человека. Ибо только тот нуждается в самовосхвалении, кому не хватает чего-то, только уроду нужно приукрашать себя, только слабый постоянно похваляется своею силой.
      (из дневников протопресвитера А.Шмемана «О великом посте»

    3. neonilla:

      Спаси Господи о.Димитрий и о.Александр за беседу и вразумления: всегда полезно, всегда есть о чём задуматься, переоценить и желание исправиться.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.