Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 31 марта 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 31 марта 2013 года.

   1. Если мера поста оказалось слишком тяжела, что лучше сделать: прервать пост, ослабить пост или терпеть до конца?   (0:32)

пост, ослабление поста, прерывание поста, как нужно поститься

   2. Почему многие современные люди больше верят в помощь колдунов, целителей и экстрасенсов, чем в помощь медицины и Церкви?   (2:08)

колдуны, экстрасенсы, целители, вера в Бога, излечение без усилия, работа души, магическое мышление, гордость

   3. Что такое «послушание жены мужу»? Должна ли жена абсолютно подчиняться мужу? Кого больше жена должна слушаться: мужа или духовного отца?   (6:09)

семья, супруги, послушание жены мужу, духовный отец, конфликты в семье, конфликт мужа и жены

   4. Как правильно воспитать ребёнка, чтобы не сформировалась привычка выпрашивать подарки?   (7:50)

воспитание детей, попрошайничество, подарки, общение с детьми, проявление любви к детям, демонстрация любви

   5. Почему конфликт на работе вверг меня в такое уныние, что даже не могу молиться?   (10:29)

предательство, уныние, обида, разочарование, как бороться с унынием, молитва

   6. Что Вы можете сказать об исключении имён 36 российских новомучеников из церковного календаря на 2013 год и вывозе мощей святителя Василия Кинешемского?   (12:54)

новомученики и исповедники российские, святитель Василий Кинешемский, канонизация

   7. Что такое любоначалие?   (14:53)

любовь к власти, жажда власти

   8. Почему люди обращаются к священникам с медицинскими вопросами?   (16:33)

медицина, медицинские вопросы, прививки, операции, ответственность родителей за детей, ответственность за принятие решения

   9. Как избавить взрослого сына от игромании? Вся семья страдает от долгов, его брак на грани распада.   (20:43)

игромания, гэмблинг, зависимость, излечение от зависимости, излечение от игромании, психиатрическая помощь игроманам

  10. Можно ли во время поста посещать концерты классической музыки?   (24:09)

пост, развлечение в пост, классическая музыка, покаянное чувство

  11. Нужно ли грудным младенцам соблюдать правила ношения головных уборов в храме? Можно ли давать соску сразу после Причастия?   (25:41)

церковные обряды, церковные обычаи, Причастие, как причащать младенца, правила поведения в храме, суеверия, самоизмышлённое благочестие

  12. Каким образом падшие духи могут быть источником для человека плотских страстей?   (28:31)

воздействие духов на человека, помыслы, сладострастие

  13. Каким образом бесы могу внушать человеку мысли, не имея возможности мысли «читать»?   (30:43)

воздействие бесов на человека, внушение помыслов, помыслы

  14. Почему Церковь так негативно относится к Иуде, ведь его предательство послужило спасению всего человечества через крестную смерть Спасителя?   (31:23)

Иуда, предательство Иуды, крестная смерть, спасение человечества

  15. Насколько полезны для людей сомнения и размышления над вопросами, давно определёнными Церковью как канонические?   (32:09)

Истина, хранение истины, испытание истины, отпадение от Церкви, критика Церкви, гордость, безумие, следствие отпадения от Церкви

  16. Как себя вести с начальником, который всячески пытается довести своего подчинённого до гневного взрыва?   (35:57)

конфликт на работе, конфликт с начальством, кротость, смирение, молитва за обидчиков

  17. Нет ли греха в особом пристрастии к определённым иконам?   (39:54)

почитание икон, почитание святых, магическое мышление, мифологическое мышление, обижаются ли святые, искушение помыслами

  18. Как правильно поступить, если врачи предписывают молочную диету, а священник благословения на послабление поста не дал?   (43:11)

пост, диета, предписание врачей, ослабление поста

  19. Как быть, если я очень хочу венчаться, а супруга «не готова»?   (44:41)

брак, венчание, нежелание венчаться, готовность венчаться, смысл венчания

  20. Насколько церковное поминовение важнее личной молитвы? Как молиться, если неизвестно, крещён человек или нет?   (46:41)

домашняя молитва, личная молитва, молитва о некрещёных, молебен о здравии за некрещёных, проскомидия

  21. Можно ли давать пить святую воду больным животным или помазывать их освящённым маслом?   (48:22)

святая вода, крещенская вода, освящённое масло, употребление святой воды, употребление освящённого масла, освящённый елей

  22. Как бросить курить?   (48:51)

курение, грех, греховные привычки, отказ от греховных привычек

  23. Можно ли православным поздравлять инославных с их Пасхой?   (50:00)

инославные, иноверцы, поздравление иноверцев, поздравление инославных

  24. Можно ли поздравлять людей со светскими праздниками, если я не считаю эти даты праздниками?   (52:28)

участие в праздниках, светские праздники

  25. За каких людей нельзя молиться?   (54:05)

молитва, молитва за преступников, молитва за богохульников

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие братья и сестры, добрый вечер дорогие телезрители, мы вновь с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой», и у нас, как обычно в воскресенье вечером, в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуй, отец Александр. Здравствуйте, братья и сестры.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вторая неделя Поста закончилась. Те, кто начал поститься, уже почувствовали, наверное, вкус к посту. Но многие начинают жаловаться: тяжело. Спрашивают, можно ли сейчас прервать пост и попоститься лишь на Страстной неделе. Или лучше потерпеть, или каким-то образом изменить пост, потому что в той мере, в которой начал, продолжать сил нет?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, надо каждому для себя выяснить причины, почему «не могу». Одно дело – молодой человек испытывает некий дискомфорт, в этом случае можно потерпеть. А если человек пожилой или обремененный болезнями многими, то можно ослабить пост. Я бы не советовал пост совсем прерывать, просто на какие-то вещи сделать послабление.

Прот. Александр Березовский: Что лучше: короче пост со всей строгостью, или соблюсти всё время поста с существенными попущениями?

Прот. Димитрий Смирнов: Второй вариант полезнее.

Прот. Александр Березовский: То есть лучше выбрать для себя более слабую меру и соблюсти её ровно в течение всех семи недель?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка. Александр из Казани: «В наше время на лечение у колдунов и целителей россияне тратят 30 миллиардов долларов в год. Почему в это верят больше, чем в медицину, я уж не говорю про помощь Церкви?»

Прот. Димитрий Смирнов: Загадка человеческого сознания.

Прот. Александр Березовский: Наверное, в колдунов верить легче, чем в помощь Божию?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Каждый колдун и все люди, занимающиеся подобными вещами, всегда предлагают какое-то такое врачевство, что от человека не требуется никаких усилий, кроме его денег.

Прот. Александр Березовский: Достать кошелёчек.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А те врачевства, которые предлагает Церковь, всегда связаны с подвигом, напряжением. Напряжением души в покаянии, напряжением ума в молитве. Для человека, у которого нет этого навыка и который не понимает, зачем это, а воспринимает магически молитву, это просто сущая каторга. Вот с этим связано.

Прот. Александр Березовский: То есть человеку легче расстаться с деньгами, чем немножко напрячь свою волю, свой ум.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. А Богу угодно как раз вот это – чтобы человек некоторым образом начал учиться напрягать волю и ум.

Прот. Александр Березовский: Но рано или поздно человек видит всю бесполезность обращения к колдунам и целителям. И всё равно, несмотря на такую, казалось бы, очевидно пустую трату денег, несут, идут, обращаются. Уж казалось бы, молва-то должна была открыть всё давно. Ан нет – сохраняется это доверие.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, тут тоже разные действуют вещи. Например, человеку трудно признаться, что он остался в дураках. Поэтому обычно человек старается это умолчать. Хотя отдельные люди, когда получается, что их на большую сумму нагрели, и в суд обращаются. Когда какие-то передачи разоблачительные, всегда указывается, что «произведено мошенничество» и так далее.

Прот. Александр Березовский: Но других это не останавливает.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Потому что люди доверчивы, эта доверчивость ещё поддерживается постоянно СМИ. От имени оккультизма, магии, всяких таинственных вещей эзотерических всё время люди выступают с серьёзным видом, с апломбом, и человек пасует и всё это принимает за чистую монету.

Прот. Александр Березовский: То есть можно сказать, что люди хотят быть обманутыми.

Прот. Димитрий Смирнов: В общем, да, можно так сказать.

Прот. Александр Березовский: Валентина из Москвы: «Дорогой отец Дмитрий, как быть мне, православной супруге православного мужа, который требует полного послушания ему, а не моему духовному отцу? Мой супруг слушает мнения нашего батюшки, только если они совпадают с его личным мнением. Что такое “послушание жены мужу”, и кому должно быть послушание больше, духовному отцу или мужу?»

Прот. Димитрий Смирнов: Надо в каждом конкретном случае выбирать. И то, и другое должно быть гармонизированно. Здесь не должно быть противоречий. Нужно всем втроём собраться и договориться.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, скорее всего, невозможно.

Прот. Димитрий Смирнов: Единственный выход. А иначе всё время будут какие-то стычки, недоумения, не дай Бог, кончится разводом. Тут смотря какая цель: если цель – сохранить семью, надо так действовать, если цель – развалить семью, то по-другому.

Прот. Александр Березовский: Да семью-то, чувствуется, не собирается разваливать человек.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну почему, если человек упорно настаивает на своём, то это ведёт как раз к развалу.

Прот. Александр Березовский: Ксения, Свердловская область: «Подскажите, пожалуйста, как правильно воспитать ребёнка, чтобы при встрече мамы или папы из магазина он первым делом не кричал: “А что ты мне купил?”»

Прот. Димитрий Смирнов: Надо проводить беседы о том, что неприлично так себя вести, неправильно, что это нехорошо – попрошайничать. Когда в детях мы наблюдаем грубость и попрошайничество, мы должны на это указывать. Потом он и своим детям будет это говорить, когда усвоит.

Прот. Александр Березовский: Видно, родителям тоже нравится баловать ребёнка своего. Это же так приятно, когда ребёночек вдруг от счастья, от радости хлопает в ладоши, такой счастливый, улыбается.

Прот. Димитрий Смирнов: Это необходимо, конечно. Очень важно таким образом ребёнка радовать, чтобы эта радость исходила от отца с матерью. И всё-таки надо так сделать, чтобы для них, для детей, было важнее всего общение. Это драгоценность, не связанная с подарком.

Прот. Александр Березовский: Вообще дети воспринимают часто через подарок, что их любят.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Но очень важно, чтобы они воспринимали это и через слово – что-то сказал, взял на ручки, поговорил, поиграл вместе с ним в шахматы, вместе пошли покататься на лыжах. Или пошли грибы собирать вместе, там произошла беседа, ребёнок задавал там всякие бесконечные вопросы, взрослый человек ему терпеливо отвечал. Большая драгоценность.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, у нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас!

Телезритель: Алло, здравствуйте, батюшки, это Валентина из Санкт-Петербурга. У нас на работе была девушка, мы её всему научили, а она перешла в другое отделение. На меня это так повлияло, что я не хотела даже читать молитвы, в храм не пошла в это воскресенье. Что происходит в моей душе, почему я так среагировала?

Прот. Димитрий Смирнов: Мне трудно сказать, почему. Женщины – существа эмоциональные, реакции могут быть разные. Я бы так отреагировал, отец Александр – так, Вы – так. Я понимаю, что душа Ваша пришла в движение, так что даже в храм не пошли, ум был занят совсем другим, Вас это поразило. Другое дело, что наоборот надо. Когда какое-то испытание, искушение, мы должны и в храм идти, и крепиться, и искать отдохновение в Боге, и у Него искать ответ. Как так может быть? Да очень просто. А как Иуда Христа предал?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, мне кажется, просто обида здесь: так много вложили в эту сотрудницу, а она вдруг ушла.

Прот. Димитрий Смирнов: И обида, и разочарование, и, может быть, человек пока ещё не встречался с такими явлениями – когда кто-то ради своей корысти просто перешагивает через других, да и всё. Очень полезно это испытать.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка. Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте, что Вы можете сказать о ситуации с исключением имен 36 новомучеников и исповедников российских из церковного календаря на 2013 год и о вывозе мощей святителя Василия Кинешемского? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Я это переживаю как личную трагедию, вот что могу сказать.

Прот. Александр Березовский: А как Вы можете объяснить, почему это произошло?

Прот. Димитрий Смирнов: Подробностей не знаю, только собираюсь встретиться с членами Комиссии по этому поводу. Какие-то там дополнительные обстоятельства открылись, мол, требуются какие-то дополнительные исследования. Но я считаю, что канонизация руководима Промыслом Божиим. Поэтому либо должно быть общецерковное обсуждение, либо полная гласность. А так сепаратно действовать в нашу эпоху просто невозможно.

Прот. Александр Березовский: Ну, при общецерковном обсуждении обязательно будет бесконечный спор.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и что же. Лучше спор, чем недоумение. Это уж слишком важный вопрос для Церкви, интимный.

Прот. Александр Березовский: Татьяна из Москвы спрашивает: «Батюшка, объясните, пожалуйста, что такое любоначалие? Не каждый же человек начальник, в чём это может проявляться в нашей жизни?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не каждый, но даже младенцы двухлетние хотят быть начальниками. Тёщи хотят быть начальниками в семьях зятьёв, свекрови и свёкры хотят быть начальниками в семьях своих невесток. Начальники хотят вмешиваться в личную жизнь своих подчинённых. Священники, бывает, хотят вмешиваться в семейную жизнь своих пасомых. А у некоторых с головой начинаются такие злокачественные процессы, что они начинают отменять лекарства, не будучи врачами. Действуют вопреки здравому смыслу и наносят вред. Это всё любоначалие, когда человек возомнил себя вправе…

Прот. Александр Березовский: Кому-то указывать.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Особенно в таких вещах, как семейная жизнь, медицинская часть, «делать операцию или не делать».

Прот. Александр Березовский: Да, но вот, к сожалению, идут с вопросом к батюшкам, а не к врачам.

Прот. Димитрий Смирнов: Но это неправильно. Дело в том, что, когда медицины не было, и в Древнем Израиле, священник был единственным грамотным человеком. У него «соображометр» работал лучше, так как он был человек книжный. Поэтому можно было надеяться, что логика была в его исследовании – больше слышал, опыт общения с людьми. Там это было оправдано. А сейчас-то? Медицина – на сверхъестественно высоком уровне.

Прот. Александр Березовский: Ну вот, например, по поводу прививок мнения врачей очень расходятся, и идут к батюшкам: как благословите.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну а как батюшка может это решать? Твой ребёнок – вот и занимайся. Читай книги, например, где рассказывается, какие меры предосторожности должны быть при прививках: сколько недель должно пройти от последней болезни, какие должны быть пробы. Потому что, если сразу вкалывать прививку, можно погубить ребёнка. Это же твой ребёнок, ты несёшь ответственность.

Прот. Александр Березовский: Читать – это трудно, легче спросить.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, но спросить надо у специалиста, который занимается прививками. Нужно посмотреть на состояние инструментов хотя бы. Вот в Америке один стоматолог семь тысяч людей заразил СПИДом и гепатитом, его в этом подозревают. Потому что даже не мыли инструменты. Ну надо хотя бы полюбопытствовать. Мы живём сейчас в такую эпоху, когда, как это ни прискорбно, приходится всё проверять. Потому что среди людей очень развилась нечестность.

Прот. Александр Березовский: Да, увы. Порой хочется довериться человеку, но нужно соблюдать осторожность.

Прот. Димитрий Смирнов: Да вот, к сожалению, надо всё делать осторожно. Это очень тяжело, противно, оказывать такое недоверие, но – с экивоками: «Вы уж простите, Вам я доверяю, а вдруг медсестра что-то не то сделала, покажите, пожалуйста». Он лечил лекарствами, у которых просрочен срок годности на 20 лет.

Прот. Александр Березовский: Где же он их достал-то?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, где он их достал, но вот его уличили. Ну что это такое? И это где – это не в Бангладеш, это в Америке. Как же нужно бешено любить деньги, чтобы экономить таким образом на лекарствах для своих же пациентов. Ну чего он достиг – сейчас тюрьма, а сколько несчастных семей будет жить под страхом тяжёлого заболевания.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте, я из Нижнего Новгорода, Галина. Моему сыну 26 лет, женат, закончил университет, все было хорошо, и вдруг стал играть в покер в автоматах. Как избавить его от игромании? Вся семья страдает от долгов, его брак на грани развода.

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что азартные игры – это заболевание, тут никакие уговоры не действуют. Человека азартная игра настолько захватывает, такой вырабатывается адреналин, что это сильнее и слёз жены, и уговоров матери.

Прот. Александр Березовский: А что действенно?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, есть сейчас даже такая область психиатрии, где пытаются это заболевание лечить психотропными средствами.

Прот. Александр Березовский: Гасить какие-то центры мозговые у человека?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Тогда он может победить эту страсть. Раз на это человек подсел, победить очень трудно.

Прот. Александр Березовский: То есть это сродни героину?

Прот. Димитрий Смирнов: Механизмы те же. Героин, конечно, хуже, потому что он захватывает на клеточном уровне человека. А здесь – на уровне секреций, которые выделяет сам организм человека. Это всё-таки легче заболевание, его вылечить, говорят, проще.

Прот. Александр Березовский: То есть маме всё-таки стоит побороться за сынка?

Прот. Димитрий Смирнов: Надо найти специалиста в том городе, где они живут, а если нет – в ближайшем. И начинать платить деньги. Ну и надо его возить, надо с ним заниматься. А уговоры – это всё равно, что пьяницу уговаривать. Или ругать его: «Когда ты бросишь пить?» От этого ни один никогда не бросает.

Прот. Александр Березовский: Ну, обещают.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и он будет обещать, врать. Наркоманы всё обещают. Придумывают, что угодно.

Прот. Александр Березовский: Если только деньги забирать у него совсем, чтобы не было возможности их тратить.

Прот. Димитрий Смирнов: Отец Александр, ну чего мы будем советовать? Это всё-таки дело семейное.

Прот. Александр Березовский: Да… «Очень люблю классическую музыку. Можно ли мне во время поста ходить на концерты классической музыки, или лучше воздержаться от этого?»

Прот. Димитрий Смирнов: Если слушание музыки не разрушает настроение покаянное, постовое – тогда можно. А если разрушает, тогда лучше воздержаться. Надо смотреть по реакции.

Прот. Александр Березовский: Многие говорят, что классическая музыка умиротворяет – снимает стресс, как-то успокаивает.

Прот. Димитрий Смирнов: Но и наоборот – Вагнер, например. Он очень мощно воздействует, я бы даже сказал, будоражит. Или Скрябин. Разная музыка. Бетховен чаще человека воспламеняет, нежели успокаивает. Поэтому и существует разная музыка. Вот эстраду я бы всякую исключил совершенно.

Прот. Александр Березовский: У нас есть звонок, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте, батюшка. Нас в храме убеждают снимать с младенцев-мальчиков чепчики перед Причастием, а на девочек, наоборот, надевать. А после Причастия запрещают давать кричащему малышу соску, говорят, что её тогда придётся сжигать. Справедливы ли эти просьбы, или это из области фарисейства?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, чепчики – это, конечно, ерунда. А соску действительно надо минут пять не давать. Это, мне кажется, вполне уместно. Некоторое время, до тех пор, пока Святых Даров во рту уже не останется. У деточек маленьких слюна обильно выделяется, сразу – стоит воздержаться. А чепчик – ну, мы же младенца так и именуем «младенец», а по-английски его вообще именуют it, как некий объект.

Прот. Александр Березовский: Ну да, если на ком-то чепчик – то неважно, кто он, мальчик или девочка. Зимой очень часто можно узнать, кто это, только по имени. Назовут и скажут: «Александра. Это девочка». Уточняют.

Прот. Димитрий Смирнов: Некоторые рассказывают, мне всегда это очень нравится: «младенец Пётр». Я даже всегда переспрашиваю: «А Вы уверены, что младенец?» Полным титулом, да. Или «грешная Мария», «раб Божий такой-то». Людям кажется, что имени не хватает, нужен ещё какой-то титул. Такие титулы как граф, князь, виконт, маркиз ушли в прошлое, поэтому человек величает себя «раб Божий». Это ещё шибче, конечно, чем маркиз. Но вот хочется человеку это как-то подчеркнуть.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, у нас есть звонок. Добрый вечер!

Телезритель: Смоленск, Евгений. Каким образом бесы, будучи духовными сущностями, могут быть для человека источником плотских страстей – чревоугодия, сребролюбия, прелюбодеяния?

Прот. Димитрий Смирнов: Они воздействуют на человека в виде помыслов, помыслы рождают определённые чувства, а эти чувства рождают движение плоти. А все движения плоти можно назвать одним словом – сладострастие. И им доставляет это радость, когда человек всё своё внимание направляет на то, что делает его животным. Потому что цель бесов – вырвать человека из мира ангельского и ввергнуть его в мир животный, на первом этапе. А на втором – придать этим животным сладострастным чувствам ещё и извращенную форму. То есть демоническую – не естественную, а противоестественную. Вместо блуда – содомия, например. Вместо пьянства – наркотики. Вместо любоначалия – садизм, подчинять с садистскими наклонностями.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, бесы не могут читать мысли человека, но могут внушать мысли, а каким образом?

Прот. Димитрий Смирнов: Механизм этого мне неизвестен, но факт абсолютный.

Прот. Александр Березовский: То есть бес может вложить и не может достать?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, он может видеть по реакции, по выражению лица человека, что «попалась рыбка».

Прот. Александр Березовский: Александр из Пензы: «У всех христиан отрицательное отношение к Иуде. Но не будь его предательства, не было бы спасения рода человеческого через крестную смерть Спасителя. Как к нему относиться, и права ли Церковь в негативном отношении к нему?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну конечно же, Церковь неправа, и все христиане тоже неправы. А прав только тот человек, который задаёт этот вопрос. Мы все полные дураки и идиоты, а он один прав.

Прот. Александр Березовский: Ну, он пытается над этим вопросом подумать как-то по-новому.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, пожалуйста.

Прот. Александр Березовский: Вообще, батюшка, насколько полезны для людей размышления над уже решёнными Церковью вопросами?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, в данном случае умный человек уже додумался до того, что и Церковь неправа, и все христиане неправы, и получается, что он один прав. Он додумался до того, что впал в гордость и отпал от Церкви, что засвидетельствовал. Если Церковь не хранительница истины, и он это явно увидел, значит, он от Неё отпал. Потому что «хранителем истины» является он сам. Вот насколько это неполезно.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но тогда получается, что очень многие люди критикуют Церковь, не понимая основ. Например, критикуют за строгость поста.

Прот. Димитрий Смирнов: А это неважно. Главное, что они по гордости отпадают от Церкви. У них нет ни любви, ни доверия. Есть гордыня, они считают, что они выше отцов. И вот результат. Отпал от Церкви – отпал от Христа. Отпал от Христа – отпал от Святой Троицы. Отпал от Святой Троицы – здрасьте, приехали.

Прот. Александр Березовский: Да, что у тебя осталось тогда вообще?

Прот. Димитрий Смирнов: Как что – преисподняя. Гордость к чему приводит – к преисподней. И очень благодарен я за этот вопрос, потому что он наглядно показывает весь этот механизм, как гордость приводит человека к состоянию безумия, как превозносятся над Церковью, над мнением отцов и выносят свой вердикт. Так и многие журналисты находятся в таком состоянии – какая-то критика, особенно смешны все эти рассуждения, например, про Папу Римского. Хочется сказать: сынок, ты кто такой? Этот человек – Папа Римский, а ты кто такой? А он чего-то хорохорится, крылышками бьёт, как воробышек в весенней луже, и что-то такое чирикает. Ты ещё два раза чирикнешь – и тебя нет, и навсегда забудут и твой апломб, и твоё «суждение», и твои оригинальные выражения. А это – Папа Римский, мнение которого миллиард людей считает истиной в последней инстанции. Католиков – больше миллиарда. Ну как это? Учи наизусть немедленно «Слон и моська»! И крупными буквами над кроватью повесь. Чтобы басню «Слон и моська» знал наизусть.

Прот. Александр Березовский: Исполню, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, я не тебе говорю, а таким вот чудным людям.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте.

Телезритель: Ростов-на-Дону. Если начальник постоянно раздражает своего подчиненного до тех пор, пока тот не войдёт в гнев или раздражение, то как в этой ситуации себя вести по отношению к начальнику, как молиться? Просто читать про себя какие-то определённые молитвы?

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста. Представьте на своем месте, например, преподобного Серафима. Как бы он себя повёл? И так себя и ведите, и увидите, что будет с вашим начальником.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, возможно ли человеку грешному представить себе, как может вести себя человек смиренный?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Понятие и чувство добродетели у нас есть. Я почему избрал для этого слова преподобного Серафима – это известный святой, житие обширное, наверняка эта девушка его знает. Даже она спрашивает: может быть, молитвы определённые? «Боже, милостив буди мне, грешному!» – он так ведь молился тысячу дней и тысячу ночей. Всё равно ему потяжелее, наверное, было на камушке стоять в лесу и в мороз, и в зной, чем потерпеть какого-то небольшого начальничка. Вот и показать ему (начальнику – прим. ред.), чему нас Церковь научила – кротости, смирению, послушанию. Очень даже интересно. И в этом состязании кротостью и любовью с терпением победить. Чтобы он сказал: «Ну всё, сдаюсь! Твоя кротость меня победила».

Прот. Александр Березовский: Ну, тут нужно долготерпение.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, я не думаю, что он долго выдержит.

Прот. Александр Березовский: А очень часто, когда человек смиряется, другой ещё больше распаляется.

Прот. Димитрий Смирнов: Какое-то время. А потом – пшик. Смирение-то сильнее всего. Ну, убить-то он не сможет. Во времена Римской империи, конечно: распалился, голову отрубил и всё. А сейчас-то немодно так уж сразу подчинённому голову рубить.

Прот. Александр Березовский: Ну, кровушки попить очень даже.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это же фигурально. Всё зависит от нашей реакции. Ну что, будут прямо буквально нам жилы вскрывать? Нет же. А поупражняться полезно.

Прот. Александр Березовский: На гордость давить будут, чтоб обидно было.

Прот. Димитрий Смирнов: А мы гордость – смирением. Очень будет полезно.

Прот. Александр Березовский: Ну что ж, дай Бог ей победить в этом противостоянии. Сначала себя победить, а потом начальника.

Прот. Димитрий Смирнов: Наше дело советы давать, а уж там кто как желает.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка. Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Сергиев Посад, Ирина. Испытываю особое почитание к Фёдоровской иконе Божией Матери. Нет ли в этом греха, ведь есть и другие иконы в доме, но именно к этой иконе душа расположена?

Прот. Димитрий Смирнов: Грех страшный, надо сжигать на костре таких еретиков.

Прот. Александр Березовский: Один прихожанин тоже подошёл и говорит: «Очень почитаю преподобного Сергия и очень смущаюсь, не в обиде ли другие святые на меня за это».

Прот. Димитрий Смирнов: Обижаются, да. Вообще святые – страшно обидчивые, злые, мстительные.

Прот. Александр Березовский: Это божков раньше так ублажали, чтобы какой-нибудь из них не обиделся.

Прот. Димитрий Смирнов: Так же и здесь. Но мы в каждом житии встречаем, что вот этот человек почитал такой-то праздник или любил такую-то икону. Вот преподобный Серафим любил икону «Умиление», она была в его келье – ничего человек не замечает. Это бес – видит, что человек молится перед иконой Фёдоровской, ему не нравится, и он какие-то мысли закладывает. Нет, начинают спрашивать. Фёдоровская или Казанская, Толгская или Смоленская, Одигитрия или Умиление – какая разница? Нет, на пустом месте человек создаёт проблему.

Прот. Александр Березовский: В каждой семье есть альбомчик с детьми – то в профиль, то в фас, то на улице, то на пляже. И что теперь, одну оставить, а остальные разорвать? Ребёночек-то твой.

Прот. Димитрий Смирнов: А может и так быть: пятьсот фотографий, из них одна любимая. И что теперь? В чем проблема-то? Особенно к святым такое отношение – обидятся, не обидятся… Как святой может обидеться? Если христианин обиделся, то он должен крест сразу снимать с себя и уже «Отче наш» не читать. Потому что – «остави нам долги наша якоже и мы оставляем», а мы не оставляем. Значит, и нам Бог не оставит. Получается, что человек читает «Отче наш» и ничего не понимает, всё механически.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте.

Телезритель: Как правильно поступить, если по медицинским показаниям врач прописал в пост употребление молочных продуктов, а батюшка благословения не дал?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну что ж, сделайте так. Когда батюшка закончит службу, перегородите ему дорогу, встаньте на колени и громко-громко говорите: «Батюшка, ну пожалуйста, мне доктор велел есть молочное. Ну пожалуйста, ну разрешите!» И он разрешит. Вот так сделайте.

Прот. Александр Березовский: Чтобы не создавать шума и не привлекать народ.

Прот. Димитрий Смирнов: Обязательно разрешит.

Прот. Александр Березовский: Перешагнёт и скажет: «Отстань!»

Прот. Димитрий Смирнов: Если скажет «Отстань!», говорите: «Батюшка, а я епископу пожалуюсь на Вас!»

Прот. Александр Березовский: Тогда разрешит?

Прот. Димитрий Смирнов: Точно! «Сейчас поеду в епархиальное управление на Вас жалобу напишу».

Прот. Александр Березовский: Игорь, Тульская область: «Мы женаты около года, но не венчаны. Ещё до брака я настаивал на Венчании, но супруга говорила, что не готова к этому. А мне очень печально от этого. Посещаю богослужения, читаю молитвы, а она нет. Всё же осознаю, что Венчание необходимо. Как вразумить мою супругу, как нам быть?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, так трудно сказать. Ведь вразумление должно подбираться по характеру человека. С одним человеком можно поласковее, а с другим нужно посуровее. Мы же незнакомы, а заочно трудно посоветовать.

Прот. Александр Березовский: Ну а если жена равнодушна к церковной жизни, то вообще настаивать на Венчании хорошо ли?

Прот. Димитрий Смирнов: Я бы не стал.

Прот. Александр Березовский: Ну согласится, ну уступит, ну повенчают их – от этого семейная жизнь не изменится.

Прот. Димитрий Смирнов: Сразу нет, но бывает так, что человек повенчается, и благодать сердца как-то коснётся, что-то изменится. С женитьбой не надо переставать ухаживать за женой, а надо продолжать к ней относиться как к своей возлюбленной, и потихоньку растапливать сердце.

Прот. Александр Березовский: Нина из Краснодара: «У меня есть желание подать записку о здравии за тех, с кем у меня натянутые отношения, но не у всех могу спросить, крещены ли они. Насколько важно подать именно записку, а не просто самой молиться?»

Прот. Димитрий Смирнов: Во всяком случае, если есть такое желание, то оно от Бога. Поэтому можно сделать так: за тех, про кого мы не знаем, крещеные или нет, молиться самостоятельно на келейной молитве. А за тех, про кого знаем, можно на проскомидию записку подать.

Прот. Александр Березовский: А если не знаешь, крещён или нет, на молебен же можно, тут уж не ошибешься?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, а какой смысл подавать на молебен, если стоишь на молебне и сам молишься? Для этого же и молебен, чтобы он нас объединил в едином порыве. Стоишь, молишься, поминаешь. Проскомидию может только священник совершать, а на молебне каждый и за каждого. Кто за коня молится, кто за корову, кто за соседа, кто за болящего родственника. Кот может заболеть. У моей знакомой кот заболел, она говорит: «Можно молиться?». Я говорю: «Конечно, можно – кот!». Но так и помер котик. Ему капельницы делали.

Прот. Александр Березовский: А ещё спрашивают: «А можно котику святой водички дать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, только кропить. Кропить можно.

Прот. Александр Березовский: А освящённым маслом помазывать, из церкви принесённым?

Прот. Димитрий Смирнов: Тоже нет. Кропить святой водой можно, даже Крещенской можно кропить.

Прот. Александр Березовский: Марина спрашивает: «Мы с мужем пришли к вере вместе, покрестились, исповедуемся, причащаемся по мере сил, соблюдаем пост. Но есть одна проблема: муж курит и никак не может справиться с этой греховной привычкой. Посоветуйте, как нашей семье справиться с этим».

Прот. Димитрий Смирнов: Есть сотни способов борьбы с курением, надо все их изучить и начать пробовать по одному, какой-то да подойдёт.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, у нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Звоню из Сочи, здесь много армян. Можно ли православным поздравлять инославных с их Пасхой?

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, вот у некоторых моих знакомых сегодня день рождения. Мне сказали, что даже у Алексея Ильича Осипова сегодня день рождения. Дорогой Алексей Ильич, от всей души позвольте Вас поздравить как моего любимого учителя. День рождения празднует Алексей Ильич. Как Вы думаете, могу я его поздравить или нет? Ой, что же я наделал! Я же уже поздравил, не спросив разрешения. У меня нет дня рождения, у меня уже был. А его – как ты думаешь, отец Александр, могу я поздравить человека с его днем рождения, не с моим?

Прот. Александр Березовский: Вполне, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: А армянина поздравить или татарина?

Прот. Александр Березовский: Легко.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот и всё, по-моему. Вот я православный человек и вдруг татарина поздравляю.

Прот. Александр Березовский: Если татарин празднует свой мусульманский праздник, то тем самым мы как бы признаём его праздник за праздник.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, и поздравляем.

Прот. Александр Березовский: То есть мы признаём его веру…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот он празднует.

Прот. Александр Березовский: У него праздник.

Прот. Димитрий Смирнов: У него праздник, и мы его поздравляем с его праздником. Ты вот мне можешь объяснить, почему у человека возникает такой вопрос, можно ли поздравить?

Прот. Александр Березовский: Например, на 8 марта многие не поздравляют женщин по той причине, что, мол, это вообще не праздник, событие-то какое послужило основой этого праздника? Если я поздравляю, то я признаю этот день праздником.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, в общем, не обязательно. Ведь можно поздравлять просто: есть некий день, когда приветствуют женщин каким-то особенным способом. Можно же и так.

Прот. Александр Березовский: Говорят: «Мы, православные, поздравляем в неделю жён-мироносиц. Вот, после Пасхи…»

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, а если женщина даже не знает, кто такие жёны-мироносицы? А мы её поздравляем с праздником жён-мироносиц. Это, мне кажется, нелепо.

Прот. Александр Березовский: Да уж, это вызовет, по крайней мере, недоумение.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, удивление. Какие-то жёны, какие-то мироносицы… Скажет: «чудит чего-то». Всему, мне кажется, своё время. И православие тут вообще ни при чём.

Прот. Александр Березовский: Иван из Раменского: «Прочитал у Иоанна Богослова, что не за всех людей нам можно молиться, но не понял, за кого нельзя».

Прот. Димитрий Смирнов: И я не понял.

Прот. Александр Березовский: Может быть, имеется в виду человек, упорствующий в грехе и возводящий хулу на Духа Святаго и на Церковь, и на Христа. Вот за такого человека вообще полезно молиться, можно ли, нужно ли?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, мне кажется, в этом нет смысла. Если человек хулит и отрицает, и кощунствует, то зачем за него молиться? Какая цель нашей молитвы? Нам же с ним всё равно невозможно быть в одной обители.

Прот. Александр Березовский: Когда Христа распинали, Он молился за распинателей.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Он молился об их прощении. Мог Он так молиться, чтобы Господь их простил? Раз молился, значит, мог.

Прот. Александр Березовский: Но если человек богохульствует, то почему молитва за него бездейственна?

Прот. Димитрий Смирнов: Один человек молится за другого, желая ему спасения. Но если человек богохульствует, то о каком спасении может вообще идти речь?

Прот. Александр Березовский: То есть он сам его отрицает.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, мне кажется, это как-то странно было бы.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, на этом пора нам прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, всего доброго, до свидания, спасибо вам за ваши вопросы. Не знаю, все ли наши ответы были удачными, но – как смогли, постарайтесь не обижаться.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, напоминаю, что вы можете присылать ваши вопросы на наш сайт Благодрево в раздел «Вопрос к священнику» и на блогпост отца Дмитрия. Всего доброго, до свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. polina makarova:

      Спасибо Отец Дмитрий ! Смотрю Вас второй день, и моя жизнь и моя внутренность меняется! Слава Отцу всемогущему!

    2. anatolevna:

      Спасибо, батюшки! Телевизор уже давно не смотрю, а вас слушаю с таким удовольствием! Храни вас Бог!

    3. PAVLOVA1962:

      Спасибо отцу Дмитрию за Ваши передачи,как хорошо что они есть и есть возможность спросить и получить ответ.Живите долго и радуйте нас.

    4. vol:

      Спаси вас Господь!вы такие молодцы!вместе с о.Александром вы просто потрясающе ведете передачу,я в восторге!)столько всего полезного узнаем,мы всей семьей ее смотрим!
      долгая лета вам обоим и здоровья!!!!!!!приезжайте к нам в казахстан!)

    5. VanYOUshka:

      В воскресенье сидел рядом с больной кошкой (17 лет почти стукнуло), слушал в прямом эфире передачу. Кошка такая преданная была: всегда сидела на коленках, как садился за компьютер или под бок ложилась и пела свои урчащие песенки, когда спать ложился. Тяжело уже дышала, несколько дней не ела и хотел спросить об этом о.Дмитрия, как можно помочь животному легче перенести болезнь и можно ли молиться за них, как только подумал — о.Дмитрий рассказал и получил поддержку в этом, а в понедельник — умерла, легче было перенести утрату. Спасибо о.Дмитрию за наставления, постоянно слушаю с открытым ртом и вкладываю в сердце =)

    6. георгий панчулидзе:

      Большое Вам спасибо Батюшки.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.