2. Почему часто страдания озлобляют человека? (10:14)
4. Верно ли мнение, что в день Причастия нельзя ничего выплёвывать? (17:22)
6. Как полюбить страдание? (28:27)
7. Почему мужчине нельзя отмечать сорокалетие? (35:25)
8. Есть ли обоснование того, что после смерти мы отмечаем третий, девятый, сороковой день и годовщину? (37:54)
9. Можно ли собрать родственников усопшего накануне 40 дня или через неделю после него? (39:08)
10. Столкнулся с такой проблемой, как боязнь Божьей воли. Как научиться доверять Богу? (40:24)
11. Почему Господь даёт святым мученическую смерть? (46:36)
12. Вопрос от мусульманина. Почему из христианства исчезла любовь? (50:39)
СвернутьПрот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Добрый вечер, наши слушатели! Мы вновь с вами в передаче «Беседы с батюшкой», и у нас в прямом эфире, как обычно в воскресенье вечером, в гостях протоиерей Димитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер! С престольным праздником Вас, батюшка!
Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, отец Александр. И тебя тоже. Добрый вечер! С праздником Благовещения Пресвятыя Богородицы, с Крестопоклонной Неделей и началом Крестопоклонной седмицы.
Прот. Александр Березовский: Батюшка, к сожалению, у наших людей крест ассоциируется не с орудием спасения, а со страданием: «крест тяжёлый», «Господь крест дал». И вот в середине поста мы выносим на середину храма Крест. Почему это так? И как изменить это отношение ко кресту, потому что крест – это не столько страдание, сколько именно символ спасения.
Прот. Димитрий Смирнов: Над этим должны трудиться пастыри.
Прот. Александр Березовский: Объяснять.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Ведь дьявол борется с человеком совершенно по разным направлениям, внушая какие-то мысли. Или, например, трудясь над тем, чтобы человек принял какую-то модную идею, упаковав её так, чтобы она человеку понравилась. Причём дьявол иногда делает грубо всё, насилием принуждая человека, а иногда действует лестью, прельщая. Давая какой-нибудь лозунг, который на вид совершенно христианский. «Свобода, равенство, братство» – это исключительно христианские лозунги. Но он потом так устраивает, что вместо свободы возникают концентрационные лагеря. Вместо равенства возникает насильственное уравнение людей, потому что равноправие – это одно, а равенство… Ну даже в армии, где все носят одинаковую форму и у всех одно меню – а если человек весит сто пятьдесят килограммов, ему даже дают еды вдвое больше. Какое может быть равенство? Братство. Какое может быть братство, если тот, кто во главе, начальник, повелевает тем, кто стоит ниже, и создаёт пирамидальную структуру, которая фактически является военной? Допустим, Троцкий вообще говорил о пролетарской армии, которая должна выполнять волю вождей – просто некое пушечное мясо, которое должно выполнять историческую функцию, начертанную вождями. А то, что все они умрут, что дети останутся без отцов, – это вообще никого не интересовало. Матери пойдут на работу, как они решали… Или права человека. Как звучит шикарно! Очень правильно. Я уже не говорю о правах детей. Какие права детей? Какое у ребёнка может быть право, если у него нет права жить? У матери есть право его прикончить. После этого словосочетание «права детей» должно быть забыто, лет на двести, пока это безобразие не прекратится. Но дьявол так ввинчивает в сознание какие-то слова, которые всегда оборачиваются в конечном итоге убийством человека, потому что дьявол – это человекоубийца искони. Какие красивые слова: «желанный ребёнок». Как звучит! Звучит-то вроде неплохо. Но получается, что большинство детей, оказывается, нежеланны, поэтому их просто, как сорную траву... И так очень много всего. И поэтому пастыри, проникаясь евангельским духом, – он совершенно необходим, потому что иначе будут неправильно толковать Евангелие, такого тоже очень много в нашей жизни встречается – будут снабжать этим пониманием весь церковный народ. Тогда люди осмысленно будут слушать песнопения о том, что «Крест – хранитель вселенной, Крест – красота Церкви, Крест – Ангелов слава, демонов язва» и так далее. Да, Крест – это орудие страдания, но ведь каждый христианин должен понимать, очень глубоко, необходимость страдания для человека. Что значит «необходимость»? Мы порой теряем смысл даже русских слов. «Не-обходимо» – то есть обойти страдание, прожив жизнь, невозможно. Мать страдает, рожая дитя, дитя истошным голосом кричит, когда рождается. Чего он кричит-то? Он кричит оттого, что он рождается в жизнь на страдания. Оно неизбежно. Но оно должно быть осмыслено, и человек из этого страдания должен получать духовную пользу. Страдание облагораживает. Почему от юности человека борют многие страсти? Потому что человек ещё не страдал, у него ничего не болит, он нахальный, он думает, что он всё может. Он уже такой же высокий и сильный, как и взрослые. Его ещё, как у нас в России говорят, «жареный петух не клевал». Жизнь – это ещё не то, что он отрезочек прожил, с друзьями, хи-хи, ха-ха, мама кормит, папа кормит, а он вообще не понимает ни цены денег, ни как хлеб возникает, одежда. Он потребитель. А если взять славянский вариант слова «потребитель», по-русски перевод «истребитель», «изничтожитель», потому что он может только портить или потреблять. А что-то сделать, создать – ну это же редчайший случай. И взрослые всячески пытаются пробудить в нём творческий дух, сознательность, участие, какую-то чуткость развить и так далее. Или не делают этого, тогда получается монстр, такое неприятное, безжалостное, эгоистичное существо, которое не любит себе подобных, а просто ими пользуется, как пользуются микробы, вирусы, гельминты, всякие паразиты, которые в человеке живут, питаются его соками и в результате проживают жизнь абсолютно безрадостную. Потому что радость рождается от благодати Святого Духа, а как её приобрести, стяжать без страдания? Либо человек берёт на себя христианский подвиг – это добровольное страдание, вплоть до отсечения своей воли. Дисциплина – это очень трудная вещь. Самодисциплина – это в сто раз труднее. А человек берёт на себя сам. Тогда пожалуйста, Господь может освободить его от болезни, если человек, как говорили про древних подвижников, «суровое и жестокое житие» сам избирает и сам его придерживается. Такой человек называется «подвижник». Конечно, не для всех. Обычно человек должен принимать то, что Бог даёт.
Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот Вы сказали: «Страдания должны облагораживать человека». Но очень часто страдания именно озлобляют, а не облагораживают.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, потому что человек заточен на другое. Он заточен на потребление, он заточен на то, чтобы иметь.
Прот. Александр Березовский: «Мне должны».
Прот. Димитрий Смирнов: Да, должны. Дети так же приступают к родителям: а почему ты мне не покупаешь? Вот им покупают, а мне нет. Он считает, что родители обязаны реализовать его зависть. Причём «вынь да положь». А сам на алтарь семьи вообще ничего не кладёт. Только ему всё дай, дай, дай, иначе он будет очень недоволен, капризничать. Это идёт из самой падшей природы и плюс ещё не совсем правильное воспитание. И так, и так.
Прот. Александр Березовский: У нас есть первый звонок.
Телезрительница: С постом приятным, батюшки!
Прот. Димитрий Смирнов: А у нас сегодня не было поста. Мы рыбку вкушали, очень вкусную, даже забыли за столом, что был пост. Так замечательно! К нам архиерей приезжал, мы, как в России говорят, так хорошо посидели, так миленько. Потом наш регент ещё на фортепьянах поиграл так умилительно. Немножко инструмент расстроен, правда, но всё равно это было чудесно. Душой отдохнули, настолько не хотелось уходить, что я последний за столом остался. Можете себе представить? Пост был очень приятный сегодня.
Телезрительница: В Богородичном правиле есть молитва к Богородице: «Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем». Но ведь Святой Дух, мы знаем, есть одно из трёх Лиц Святой Троицы, Он Сам по Себе Бог, и мы к Нему обращаемся: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны».
Прот. Димитрий Смирнов: Я читал, да.
Телезрительница: Вопрос: Богородица имеет власть посылать Святого Духа на нас и вообще, есть ли прошения в наших молитвах, которые мы можем просить только у Господа?
Прот. Димитрий Смирнов: Это объясняется настолько просто, что Вы даже удивитесь. Разумеется, Пресвятая Богородица не имеет возможности посылать Святого Духа. Но мы всё равно к Матери Божией обращаемся: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Хотя спасает нас Христос и спасает, конечно, Своей благодатью. И больше никак. А почему же мы так говорим? Дело в том, что без молитвы за нас Богородицы ничего не совершается. Как Она начала за нас просить со времён брака в Кане Галилейской, так и продолжает. Это уже просто опыт Церкви. Поэтому, чтобы фразу не городить сложно, мы говорим: «Укрепи в нас благодать Святого Духа», а догматически точно надо было бы так сказать: «Пусть Господь укрепит в нас благодать Святого Духа за молитвы Своей Матери Девы Марии». А чтобы эту саму собой разумеющуюся вещь сократить, мы говорим в простоте сердца: «Ты в нас укрепи». Имея в виду, всегда имея в виду, что это «молитв ради Её за нас, грешных!»
Прот. Александр Березовский: Вообще такие сокращения нередко встречаются в молитвах…
Прот. Димитрий Смирнов: Именно к Богородице, конечно. Например, мы говорим: «Святитель отче Николае, скорый помощниче и преславный чудотворче». Понятное дело, что святитель Николай помочь нам ничем не может, кроме как помолиться. А уж Господь за его святые молитвы даёт благодать, которая всё управляет. Так же и чудо. Ну разве может чудо сотворить человек? Это категорически невозможно. Ни святитель Николай, ни святитель Спиридон, ни другие святители не могут чудо сотворить. Они могут только помолиться. А Господь «идеже хощет», Он «естества чин изменяет». Может и солнце в другую сторону направить, и грозу устроить среди ясного неба, и воскресить, и умертвить, и исцелить, и чтобы внезапную болезнь человеку дать для смирения, и чтоб ты потерял что-нибудь или, наоборот, нашёл. И горами может Господь двигать. Человек может только просить. И конечно, в силу того что святые угодники угодили Богу своей жизнью, Господь не может им отказать. И вот это совершается. И мы для краткости говорим: «Скорый помощниче и преславный чудотворче». Хотя догматически правильно мы должны говорить: «Помоги, Господи, нам за молитвы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца».
Прот. Александр Березовский: У нас звонок из Рязани.
Телезрительница: Здравствуйте, батюшка, здравствуйте, товарищ ведущий! Как трудно до вас дозвониться. Это говорит о том, что ваша передача очень востребованная, очень умная и правильная.
Прот. Димитрий Смирнов: Вы знаете, не все так думают. Довольно часто получаем гневные письма, говорят, что излишне резко, зачастую грубо, так что не всем нравится. Мы стараемся приносить свои извинения, но, к сожалению, немощи человеческие не позволяют…
Прот. Александр Березовский: Всем угодить.
Прот. Димитрий Смирнов: А может, кого-то и раздражает, такое тоже может быть. Апостол Павел говорит: «Смотрите, чтобы все не говорили о вас хорошо». Мы на наших телезрителей не обижаемся. Но признаюсь, порой, бывает, ропщем. С тяжелейшими вздохами, потому что нас не очень-то жалеют. Задают такой вопрос, который можно у соседа по лестничной клетке выяснить. Я не говорю о том, чтобы пойти в храм, у какого-то человека толкового спросить – незачем совершенно. Но если Вам нравится, это нам очень приятно.
Телезрительница: Нравится, батюшка, мне, моим прихожанам. Вопрос: бытует такое мнение, может, оно ошибочное, что в день Причастия нельзя ничего выплёвывать. Спасибо, до свидания.
Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то некоторых людей это смущает. Но представьте себе такой случай. Вы пришли домой, поели щец суточных, не на мясном бульоне, сейчас пост, без сметанки, поели щец и решили вздремнуть. И когда Вы уже заснули, Вы почувствовали, что во рту у Вас таракан. Что предпочтительнее для Вас: его разгрызть и съесть или его выплюнуть? Понимаете? Такой же случай может быть? Я не говорю, что у Вас тараканы, нет, от соседей заполз. И как раз изо рта дыхание, тепло ему, он решил туда залезть погреться, Вы чувствуете – раз, тьфу. Что теперь делать? Поэтому специально плевать, конечно, не надо. И вообще я заметил, особенно у мужчин, часто у курящих, – без всякой причины плюют. Некоторые даже, чтобы не пользоваться носовым платком, сопли свои разбрасывают по асфальту. Это, конечно, привычка весьма хамская. Ну, что делать? Не все изящно воспитаны, чтобы пользоваться такими вещами, хотя сейчас удобства: на каждом перекрёстке продаются одноразовые бумажные платочки. Я уж не говорю о том, что окурки выбрасывают, целые пачки папирос, никто не пользуется пепельницами, которые есть в каждом автомобиле. Что это? Тоже хамство. Конечно, благоговейно себя вести по отношению к Святым Христовым Тайнам – это хорошо. Но если что-то произошло: человек закашлялся внезапно, и всё, ищет платок, весь сотрясается, покраснел, сейчас в обморок упадёт, сознание потеряет. Что, его осудить из-за того, что у него что-то изо рта вылетело? Поэтому тут и да и нет. Во всяком случае, ни в каких церковных книгах такой нормы не прописано. Лучше всё-таки хранить своё сердечко от злых помыслов, от осуждения тех, кто выплюнул таракана, потому что вот человек выплюнул таракана, можно его осудить, а можно ему посочувствовать. Если осудил – согрешил, если посочувствовал – проявил христианский свой дух. Вот Вы долго дозванивались, потратили массу времени, устали даже дозваниваться, а речь-то всего о съеденном таракане. А могли бы о чём-нибудь другом поговорить, о более важном для спасения, чем недоеденный и недовыплюнутый таракан, понимаете? Правда, товарищ ведущий?
Прот. Александр Березовский: Правда, товарищ отвечающий. К сожалению, часто людей волнуют именно такие чисто бытовые вопросы, с которыми они сталкиваются.
Прот. Димитрий Смирнов: С одной стороны, это правда, ведь живём-то мы обычной бытовой жизнью. Другое печалит – что именно Евангельская истина не интересует.
Прот. Александр Березовский: Может быть, сложна для понимания?
Прот. Димитрий Смирнов: Может, сложна. Но если бы человек читал Евангелие, он обязательно встретил бы там нечто для него трудное. Вот в этой притче с тараканом, мне кажется, ничего трудного нет, и любой человек, ну я нашёл бы для себя оправдание, если ему среди дня пришлось что-то выплюнуть изо рта, вынужденно. Но я считаю, что плеваться в любом случае, причащалась ты или нет, это как-то не по-человечески. Мы всё-таки не верблюды.
Прот. Александр Березовский: Часто задают вопрос: в день Причастия вишни с косточками можно? Косточку же не проглотишь.
Прот. Димитрий Смирнов: Почему, можно проглотить. В косточке есть синильная кислота.
Прот. Александр Березовский: Одну-две можно, но два десятка…
Прот. Димитрий Смирнов: Можно потом вообще помереть. Она сильный яд.
Прот. Александр Березовский: Вот и интересует: а как насчёт вишни или черешни?
Прот. Димитрий Смирнов: Мне лучше: я, например, яблоки и груши прямо с косточками ем. Мне легче, а вот с вишнями…Я не знаю.
Прот. Александр Березовский: Сложный вопрос.
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, тут тоже не сложно. Можно купить печь, маленькую, и каждый раз, когда ешь вишнёвое варенье, потом выходишь на балкон, заодно и снег чистишь, а потом это всё аккуратненько сжигать. А пепел пускать в проточную воду. Ведь есть же люди, которым делать нечего.
Прот. Александр Березовский: Перейдём к другому вопросу.
Телезрительница: Воскреснут ли наши дети, убитые в аборте, встретимся ли мы с ними, простят ли они нас, узнаем ли мы их? В храм ходим, исповедуемся, причащаемся и об этом думаем.
Прот. Димитрий Смирнов: Насчёт того, что воскреснут, безусловно. А вот насчёт того, встретимся или нет, это мы не знаем. Просто потому, что они же во святых, а мы люди грешные, может быть, между нами будет такое расстояние, которое уже никак не преодолеем. Может, мы и спасём свою душу, и Господь нас примет где-то там с краешку, если мы осознали, покаялись, это вполне возможно. А встретимся или нет, это неизвестно. И так же насчёт прощать. Например, сейчас часто по телевидению показывают всякие суды над людьми, совершившими преступления. И я ни разу не встречал, чтобы какая-то женщина, у которой убили одни ребята её сына, или дочку, или всю семью, сказала бы: вы убили моих детей, а я вас прощаю. Такого не видно было. Может, потом, впоследствии человек как-то успокоится, пройдёт какое-то время… Поэтому мы не можем решать за убитых младенцев, как они, поэтому врать не буду. Как они решат, не знаю.
Прот. Александр Березовский: Батюшка, если немножко вернуться к началу нашего разговора: как полюбить страдание? Ведь если его не полюбишь, то оно будет всегда тягостным и всегда будет угнетать и ввергать в уныние.
Прот. Димитрий Смирнов: Я тут посещал людей, одному уже сделали операцию, а другой только собирался на следующий день. У одного страдания – то, что он это всё пережил, а у другого страдания страха, естественно, он очень беспокоился об этом. И действительно после операции он опять умер, и его опять воскресили врачи. То есть его какие-то опасения оправдались, на тот свет попал. Ненадолго, на несколько минут, но всё-таки это переживание такое – будь здоров. Но они оба сознательно туда пришли, намеренно, чтобы пострадать. Почему? Потому что через это страдание они продлят себе жизнь ещё на много лет. А без этой операции они могут умереть каждую минуту.
Прот. Александр Березовский: То есть понимание необходимости.
Прот. Димитрий Смирнов: Понимание. И более того, вера в это. Вера в то, что необходимо. Другой можно пример привести. Каждая мать… Хотя я где-то прочёл, не помню точно, но вроде говорят, двенадцать процентов женщин рожают вообще безболезненно, как по маслу. Может быть, имеется в виду, когда не первые роды. Понятно, что, когда первые роды, все родовые ходы ещё в таком состоянии, когда это может быть трудно, и так далее. Но всё-таки все готовятся к этому страданию. Но очень желательно стать матерью, и женщина идёт на это страдание. Идёт. Почему? Хочет быть матерью. Но быть матерью – это, конечно, замечательно, так говорят. Никогда не был матерью, но отцом был. Даже приёмным отцом – это вообще… просто замечательная красота. Почему? Потому что она понимает: нет другого пути. Так же и мы: мы рождаемся в Жизнь Вечную только через страдания. В нашей земной жизни всё страдание. Допустим, ты огородник – самое простое дело. Но сколько страданий! Осенью надо всё вспахивать, начиная с весны надо заниматься сорняками. Посеял – не взошло, надо пересеивать. Дождей вовремя нет – надо поливать и так далее. И это всё страдания. То тебе какая-то парша на помидоры, то тебе сороки всё поклюют. Все эти клубнички…
Прот. Александр Березовский: Дорого даются.
Прот. Димитрий Смирнов: Просто пот постоянный, и всё время спину гнуть. И так постоянно, ну что угодно. Нефть добыть – это куда надо ехать, делать вышки, сверлить, комаров кормить, с ребятами водку пить, вёдрами. Все ещё курят, мат-перемат. Нашли нефть. Потом трубы прокладывай, качай, то там прорвало, то там взорвало. Казалось бы, нефть, деньги текут. Кто-то бензин из неё делает, кто-то пальто шьёт из нефти. Что хочешь – полиэтилен, всё, без чего мы жить уже не можем. А сколько труда! А самый большой труд – ребёночка воспитать. Когда он маленький, ещё до года, это просто хлопоты, а таких проблем нет. А когда постарше, уже пятнадцать лет - всего-то пятнадцать лет! - а сколько с ним: о нём надо думать, страдать, переживать, молиться. Простые вещи – упёрся, как дубина какая-то, и вообще не понимает, что такое отец, что такое мать, что они не злодеи какие-то, что хотят только его мучить. Он хочет тупо играть на компьютере, попробуй дай ему, чем это кончится? Сумасшедшим домом и самоубийством. Он будет играть, пока с ума не сойдёт. Они же его от сумасшедшего дома предостерегают, а он – нет!
Прот. Александр Березовский: Он умнее. Кажется, что умнее.
Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, что там кажется, но вот, к сожалению, как это трудно. Маленького положил, он запищал – перепеленал, покачал. Какое-то время надо потратить, но такого страдания нет, как с этими упрямцами.
Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.
Телезритель: После смерти отмечают три дня, девять дней, сорок дней и годовщину. А есть ли этому всему обоснование какое-то? Второй вопрос: почему нельзя мужчине отмечать сорокалетие?
Прот. Димитрий Смирнов: А что, только женщине? А как права человека?
Прот. Александр Березовский: Попираются.
Прот. Димитрий Смирнов: Какое безобразие!.. Да… На это апостол Павел, великий проповедник Евангелия Божия, сказал: «Нелепых и бабьих басен отвращайся». Очень жаль, что Вы мужчина, а следуете всяким бабьим басням. Несолидно. Тем более уже народ и на Луну летает, и в космос, как к себе домой на дачу, ездит, и всякие совершенно фантастические делают аппараты. Сейчас сюда ехал, передачу слушал, человека по фамилии Погосян, они сделали в своём КБ самолёт-истребитель, у которого крылья не назад, а вперёд. Это же надо додуматься! И он рассказывает, почему этот самолёт более манёвренный, более устойчив, – потрясающе интересно. А мы в какую-то ну такую ерунду верим, что даже просто обидно за мужчин. А первая половина вопроса – да, имеет, конечно. Потому что на третий день душа возносится к Богу, на девятый тоже, и на сороковой, уже получая окончательное решение, где душе пребывать до Страшного Суда. Но тут весь вопрос в том, как Вы сказали, «отмечать». Как человек отмечает? Если он по этому поводу водку пьёт, уж лучше вообще никак не отмечать. А если он по этому поводу идёт в храм и панихиду совершает, а ещё лучше в этот день – третий, девятый и сороковой – исповедуется и причащается, а причастившись, молится за усопшего, вот так отмечать – это правильно. А всё остальное – как некоторые говорят: ну, помянем. И выпили. Это что такое за поминовение? Меня прошу так не поминать.
Прот. Александр Березовский: Очень часто спрашивают: можно ли не в сам сороковой день, а накануне или, там, через неделю собрать родственников?
Прот. Димитрий Смирнов: Собрать родственников можно триста шестьдесят пять, а иногда триста шестьдесят шесть раз в году, когда високосный год. Каждый день собирать и вспоминать, какой был хороший усопший. Но молиться о упокоении нужно именно в эти дни. А родственников – когда хочешь, когда тебе удобней, тогда и собирай. Когда самолёты подешевле, тоже можно. Не играет вообще никакой роли. Так же день рождения. Допустим, вы родились пятого апреля, а неудобный день получился. Можно и шестнадцатого отпраздновать, и не апреля, а сентября. Какая разница?! Что, у вас все будут паспорт, что ли, проверять? Назначайте себе: шестнадцатого собираю. Кому как удобнее, и всё.
Прот. Александр Березовский: Станислав из Москвы: «Столкнулся с такой серьёзной проблемой, как боязнь Божьей воли. Хочу найти девушку, полюбить, создать семью, но мне почему-то кажется, что Бог не даст мне той любви, на которую я надеюсь, или засунет меня в монастырь, или сведёт с нелюбимой. Как научиться доверять Богу?»
Прот. Димитрий Смирнов: Только не такими методами. Здесь уже слышится что-то болезненное.
Прот. Александр Березовский: Хочу своё.
Прот. Димитрий Смирнов: Хочу это, хочу то. Я б на месте этого человека вообще не думал, а жил себе и занимался. А как это, интересно, Бог может засунуть человека в монастырь? Это даже интересно. А главное, зачем? Каждый человек, который засовывает другого в монастырь, он просто глупец. Можно подумать, что монастырь – это какой-то каземат. Ну засунули в монастырь – через пять минут поехал домой. Конечно, есть монастыри на островах. Опять – подожди, когда катер поедет или самолётик. В Соловки самолёт летает. Подожди, купи билет, а денег нет – упади в ноги, скажи: «Гражданин пилот, поверь, вот тебе паспорт, хочешь, тебе расписку напишу». Или там же взять в банке ссуду под большие проценты, наверняка Сбербанк есть, там всегда пятьдесят тысяч можно взять и улететь в Австралию за пятьдесят тысяч. Какие проблемы-то? Даже без денег можно улететь. Как засунуть? Ну, засунул, а он взял и ушёл. Опять засунуть? У Бога больше проблем нет, как только кого в монастырь засовывать! В монастырь уходят добровольно! Да ещё просят, чтобы взяли. Да ещё доказывают, что они хороши для монашеской жизни. Проходят послушание трудника, потом послушника, иногда не один год. А потом ещё смотрят, как у него поведение. Попробуй устройся!
Прот. Александр Березовский: Вот боязнь, что Господь нарушит планы…Видно, у человека планы есть на жизнь. А если Бог сейчас эти планы порушит?
Прот. Димитрий Смирнов: Обязательно порушит! Обязательно. Причём все. Ибо народ давно заметил, что человек предполагает, а Бог располагает. У Бога совсем другой план.
Прот. Александр Березовский: Некоторые говорят: ой, лучше не планировать, а то обязательно Бог всё сделает иначе.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, иначе. У Бога Свой план. Нет, можно и желать чего-то, можно и стремиться, ну уж, что Бог даст. Я всем рассказываю, как я хотел бы быть китайским императором. Но вот не знаю, уже что-то к концу идёт – никаких даже намёков.
Прот. Александр Березовский: Никто не предлагает.
Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно. Ни одна душа. А так бы здорово, представляешь!
Прот. Александр Березовский: Ой, батюшка, не знаете, чего хотите!
Прот. Димитрий Смирнов: Силища. Нет, у меня переводчик бы был, сейчас я уже не выучу, но представляешь: сидишь, китайский император, и тебе полтора миллиарда человек подчиняются. Это же не какой-нибудь там председатель, а прямо император настоящий. Сказал бы: «Ну всё, принимаем Святое Крещение». Как князь Владимир, представляешь? Сразу все Евангелие читать, Мао Цзэдуна больше не издаём, издаём Евангелие. И чтобы нараспев, да ещё китайцы любят с гимнастикой. Уж конечно, они выучат Евангелие, если император скажет. Это не наши: а что, да как, да когда таракана съесть, а когда не надо? Выучили бы, прониклись, замечательный был бы христианский народ.
Прот. Александр Березовский: Полтора миллиарда – это же силища.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Потом бы сказал: «Идём миссионерствовать в Европу». Пошли, взяли все котомки, одни выучили итальянский, другие – немецкий, третьи – датский, и заполнили всё пространство мира, и проповедовали бы Евангелие всей твари. Представляешь? Я спокойно мог бы умереть. Рассказывал бы всё китайцам. Они с удовольствием бы слушали, там был бы синхронный перевод по-китайски. Никто из китайцев даже бы не заметил: я бы ртом чуть-чуть шевелил.
Прот. Александр Березовский: Пришлось бы в китайский язык внести некоторые новые понятия и слова.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно. Нет, но Библия же вся переведена на китайский. И очень давно. Там уж найдём специалистов. Даже в России такие специалисты есть.
Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос.
Телезритель: Многих святых Господь проверяет: даёт им мученическую смерть. Почему? Он же знает, что они святые, ведут такой образ жизни, почему их кончина именно мученическая?
Прот. Димитрий Смирнов: С удовольствием объясню. Вы очень хороший употребили глагол: «даёт» им. Это когда? Иногда на некоторых иконах это изображается. Например, икона святых Сорока мучеников Севастийских. Они все мученической смертью отошли ко Господу. Это изображается в форме венцов золотых, которые им опустились на голову. И это видел даже один из стерегущих их: тридцать девять спускающихся венцов. Он настолько захотел себе сороковой, что сам разделся догола и бросился на лёд – и получил сороковой венец. Бог даёт венец. Если человеческую душу сравнить с алмазом… Алмаз – это очень твёрдое соединение углерода, но по виду он невзрачный, серого цвета. Но удивительно твёрдый, не поддаётся обработке, то есть очень трудно, алмаз обрабатывается тоже алмазом. Если любой священник пытается из своего ближнего сделать христианина, это очень трудная работа, неблагодарная. Представим себе: ну мы-то живые, хотя тоже как такие адаманты, твёрдые, а если алмаз живой, то наверняка ему очень больно, когда его обрабатывают. Мученический венец – это последняя грань, которая наносится. Через неё свет проникает в этот алмаз, который становится бриллиантом. И он сразу становится весьма ценным, он сразу становится драгоценным камнем номер один, он становится дорогим, очень красивым, привлекательным. Поэтому мученический венец – это награда. Далеко не всем. Господь ничего не проверяет, Ему не надо проверять, он даёт возможность человеку ещё и ещё выше, новые грани приобрести. Это как для воина орден. Какой у нас самый высший орден? Герой России. Вот это такой самый высший орден – мученическая кончина за Христа. Выше этого уже ничего нет.
Прот. Александр Березовский: У нас ещё один звонок.
Телезритель: Я мусульманин, вы христиане. У нас всё очень схоже, практически нет различий, но почему я часто встречаю людей, которые ненавидят приезжих, не любят представителей других наций и вероисповеданий? Старики в автобусах стоят, а молодёжь сидит и отворачивается, не замечает стоящих. Христианство – самое красивое вероисповедание, ближе нам, но куда-то исчезла вера, любовь, я не могу понять.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну как не можете понять? Над нашим народом более семидесяти лет трудились большевики, начиная с садиста Ленина – Вы можете почитать его труды, там одно из самых любимых его слов – «расстрелять», потом Сталин и так далее. Священное Писание было запрещено. Даже у иностранцев, которые понемножку приезжали в Советский Союз, на границе спрашивали: «Порнографии и Библии нет?» Невозможно было достичь того, чтобы человек хотя бы прочитал Священное Писание. То же самое было и с Кораном. Поговоришь с любым мусульманином – как правило, мусульмане не знают ислама. Большинство мусульман – а у меня много друзей-мусульман – не читали Коран. Хотя бы по-русски или по-татарски, ведь на всех языках есть Коран, на всех. Нет, не читают, это трудно, сложно, ничего не понимают. Я уж не говорю про арабский язык, на котором нужно Коран читать, – не знают. Сейчас, когда уже двадцать лет началась свобода, потихонечку стали, кто-то стал учиться и так далее. Поэтому люди, которые кого-то ненавидят или презирают другую нацию, – это есть плоды коммунистического воспитания. Хотя и говорили: дружба народов, но на самом деле вся эта дружба держалась на автоматах и на тюрьме. Это была такая официальная политика. Поэтому, где возникала недружба, туда сразу вводили войска и зачищали, потом тихо и спокойно всё было. Представьте себе: у нас сейчас на всю русскую Церковь, на весь земной шар, потому что мы по всему земному шару есть, начиная от Аргентины и кончая Японией, всего тридцать тысяч священников, даже чуть меньше. А до семнадцатого года нас было триста тысяч! В десять раз больше. Всех перестреляли, все духовные учебные заведения закрыли, храмы все позакрывали. Сейчас у нас около тридцати тысяч церквей. А ведь сколько уничтожено, мы ещё не все восстановили. До сих пор в Москве – в Москве, в столице, где у нас тут и Кремль, и Путин – тридцать два храма до сих пор не отдают Церкви. Стоят и большие, и маленькие, и там сидят и не дают, а в некоторых – вот есть такой институт – «СТАНКИН» – они просто в аренду сдают храмовое помещение и с этого набивают себе бессовестно карманы. Девяносто с лишним процентов всех наших церквей до сих пор принадлежат не Церкви, а государству. Ну и так далее. Поэтому это плоды коммунистического воспитания. Вот в чём дело-то. Это и жестокость такая к людям. Отчего она происходит? От коммунистического владычества, потому что уничтожили миллионы людей. Миллионы! И поэтому, когда встречают чужака, они смотрят на него по-собачьи, как пёс смотрит на медведя. Как? Он будет лаять. А христианство из зверя делает человека. Господь Иисус Христос, про Которого мы ничего не знаем, говорил так: «Любите враги ваша». Когда у нас была война с турками – почитайте «Дневники» Фёдора Михайловича Достоевского – турки, когда захватывали какое-то селение, они брали младенцев, бросали их в воздух и ловили на штык. А с живых солдат-христиан сдирали кожу, с живых. И вот Фёдор Михайлович Достоевский говорит: «А если бы мы так с ними?» И сам отвечает, что для нас это невозможно. Когда турку брали в плен, его кормили из своего котелка. Потому что христианин не может… Даже когда Фёдор Фёдорович Ушаков бомбил турецкие корабли и многие турецкие матросы оказывались в воде, русские матросы их спасали, чтобы они не утонули. И когда английские матросы это видели, они этому удивлялись: ну как же это так? Потому что уже к XIX веку англичане своё христианство растеряли, а русские, слава Богу, нет. Так вот, с семнадцатого года до пятьдесят шестого планомерно уничтожали всех христиан, и прежде всего священников. Наших улемов, которые могли бы учить христианству, понимаете? И сейчас, если бы наше государство хотело, чтобы христианство опять возникло на Руси, как это было тысячу лет тому назад, ну дали бы они не наш канал «Союз», который цифровой, по кабельному телевидению, даже в Москве не все его смотрят, а на Первом канале дали бы передачу. А то у нас передача «Мусульмане» есть на телевидении, на центральном канале, я только забыл, на каком, по-моему, на Первом. А передача «Православные»? А у нас православных восемьдесят пять процентов записалось, потому что крещёные. Так же и с мусульманами: обрезанных-то много, а знающих Коран – раз, два и обчёлся.
Прот. Александр Березовский: Батюшка, спасибо.
Прот. Димитрий Смирнов: Жалко, передача заканчивается, а тема-то очень интересная. Я сам от этого страдаю, не только Вы. Потому что это проявление качеств нечеловеческих. А человеческие, христианские качества – и Христос учил, наш общий Пророк, совершенно другим вещам. И Сам, хотя мог бы Себя защитить, Он отдал Себя на смерть. Почему? А это более мужественный и благородный поступок, чем другим людям головы отрезать и с живых кожу снимать. На этой приятной ноте наша передача заканчивается. С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы! До свидания.
Свернуть
Комментариев 53
немного озадачил ответ на вопрос о прелюбодеянии.Почему женитьба на женщине с ребенком обязательно прелюбодеяние?О.Александр предположил разные обстоятельства развода,и ведь это действительно так.Сейчас и развенчанные вновь венчаются(за прелюбодеяние другой стороны)и живут,детей рожают,дай Бог.Может, и для женщины из вопроса это было бы реальным шансом стать многодетной матерью счастливого семейства?Как-то не вяжется этот ответ с призывом о.Димитрия к многодетности(это не в упрек,а просто небольшое недоумение)
Сейчас много чего делают не в соответствии с законом Божием, но это, согласитесь, не основание для его отмены и недоумевания на него.
ПС Вы лично знаете женщину из вопроса, которая получила бы шанс стать многодетной матерью? Или это просто «игра ума-воображения» Вашего?
Хоть отец Дмитрий еще правду говорит… Слава Богу!
Если учесть. что на одного нормального православного мужчину приходится сто женщин хотящих создать семью. не понятно, почему именно разведенные должны вступать в брак и второй и третий раз. а незамужние должны не выйти ни разу ? У нас , что рожать некому? Почему бы разведенным не хранить верность своим мужьям ? Они же клялись им в вечной любви ? Тебе изменили, ты не изменяй ? Или у нас цель спасти душу кто-то заменил на цель нарожать как можно больше детей и от разных отцов? Особенно. если учесть что 99% разведенных предохранялись в первом браке. не хотя рожать детей (родив 1-2 за 10-15 ! лет брака) а потом, прям. так станут многодетными (особенно . если учесть. что после многих видов контрацепции они потом становятся бесплодными…)
почему пропал звук?
Все ролики без звука. Что случилось?
Случилось только то, что Вы сами выключили звук в видеоплеере.
В правом нижнем углу есть изображение динамика, наведите на него мышь и будет показана подсказка — в каком состоянии находится звук: Вкл или Выкл…
В 99,99% случаев пользователи самостоятельно выключают звук, когда, например, нажимают на пиктограмму «Показать полный экран», а рука-то дрожит, и курсор мыши позиционируется неточно…
а в 0,01% случаев — отключают звук на самом компьютере…
спасибочки.
Доброго здоровья о.Димитрию. о.Александру и всем православным христианам! Про китайцев батюшка хорошо сказал, народ послушный и долготерпеливый.Христиане будут хорошие. Но у них, к сожалению, есть своя тотальная идея «фикс».. я родилась в 60 км. от китайской границы, все детство прошло в понимании их идеи «фикс», особенно в конце 70-х, когда они стянули войска к нашей границе. про вылазки диверсантов лучше помолчать. ОЧЕНЬ хочется , что бы они ВСЕ стали христианами. Молю Бога.
А какая у них идея-фикс? Земля-китайцам, фабрики-китайцам?
Не один год слушаю Батюшку и теперь не могу смотреть телевизор. Почему? Потому, что когда говорят по телевизору об одном убитом ребенке в американской семье, убивая в то же время 5000 своих собственных младенцев в утробе в год, причем совершенно официально, по закону, который был принят большевиками в 1922 году, то это даже нельзя назвать лицемерием. Спасибо о. Димитрию за прозрение. Конечно потерять смысл просмотра телевизионной ахинеи-это несколько печально, но это все с лихвой компенсируется огромной радостью приобретения познания писания и Слова Божьего через батюшку.
Сколько же можно проверять этот комментарий? Нету там шифра, нету. И молоком между строк я никаких тайных знаков не нарисовала. И лунных рун там нет, так что монитор при лунном свете можно не разглядывать.
Батюшка умница, молодец, а вопросы измельчали, такой примитивизм, просто ужас. Из всех вопросов только мусульманин затронул по настоящему серьезную тему.
11 дней назад возвращалась из паломнической поездки и заехала в храм навестить своего любимого батюшку. Увидела, жив здоров и слава Богу, долгие ему лета. Считаю отца Дмитрия своим наставником, хотя не разу не была у него на исповеди, потому, что живу далеко, но смотря регулярно его передачи нахожу ответы на все вопросы. Спасибо Вам отец Дмитрий.
еще как они хором научились здороваться
А вы можете допустить, что батюшка выступает не только для вас? Что от ответы на «измельчавшие вопросы» нужны другим людям. Батюшка миссионер, и потому он ведет диалог со всеми, кто спросил… Не надо относится высокомерно к неофитам. «Спасибо, что спросили.»
Алмаз не только алмазом обрабатывают (точнее алмазной крошкой), а в основной нагретым металлом.
Каким металлом и нагретым до какой температуры?
Это, безусловно, очень существенно и важно!
Около тысячи градусов.
Просто кто же станет обрабатывать один алмаз тря его об другой? Он же очень дорогой чтобы так нерационально его использовать, ведь тот, которым его будут обрабатывать быстро затупиться.
имхо обработка алмазов в бриллианты заключается в том, что их режут, шлифуют, гранят, полируют… мне казалось, что нагретый до 1000 градусов металл возможно использовать только на этапе резки… а вот относительно последующих этапов — как-то представляется с трудом, как можно их реализовать нагретым металлом…
ПС кстати, распиливание крупных алмазов длилось подолгу, например, алмаз «Регент», весивший 410 карат, пилили около двух лет, расходуя огромное количество алмазного порошка… так что думаю и администрацию блога наша сетевая общественность скоро (к лету-осени, когда блогу исполнится 2 года) успешно допилит…
Это вряд ли. Смею предположить, Вы весите намного больше чем 410 карата? Так что администрации блога и сетевой общественности Вас еще пилить и пилить.
какую администрацию блога?
что значит допилит?
Такой крупный алмаз и за 2 года…не верю!
Под алмазом вы администрацию блога подразумеваете?:-)
а чё — он прав… пожалуй…
Бриллиант «Регент»-Вес до огранки 410 карат, после огранки 140 карат…
ПС:»До того как алмаз подвергнут обработке,он выглядит совсем непривлекательно,и скорее похож на кусок стекла.Только по окончании огранки драгоценный камень начинает сиять в полную силу.Для того чтобы сохранить максимальный размер и убрать всю имеющуюся нечистоту,необходимо очень тщательно обследовать камень.Этот труд довольно сложен.Для обработки алмазов необходимы познания в алмазной кристаллографии,чтобы определить природу вкраплений в драгоценном камне.Работа требует большого опыта,но все равно не всегда сразу понятно,какую форму в итоге примет камень…»
тем более этот алмаз (административно-блоговский) в сетевом пространстве от усиленной обработки вес только набирает, в отличие от того, который был 410 kt
регенту
>> мне казалось, что нагретый до 1000 градусов металл возможно использовать только на этапе резки… а вот относительно последующих этапов — как-то представляется с трудом, как можно их реализовать нагретым металлом…
—————————
Речь идет про термохимический способ.
Например металл прикладывают к алмазу и нагревают. Молекулы углерода (в алмазе) начинают «растворяться» в металле и в итоге соединяться с водородом (все это происходит в камере, заполненной водородом), и улетучиваются. Металл выступает в роли катализатора, то есть сам в реакцию не вступает.
Таким образом научились и резать алмаз, и шлифовать. Якобы даже этот способ стали применять при заточке лезвий в микрохирургии глаза, взамен прежней лазерной.
Профессионалы так трут что алмаз не тупится, а оба становятся бриллиантами.
Именно поэтому в природе чрезвычайно редко встречаются тупые алмазы, практически не встречаются.
У серьёзных ювелиров это называется кузьмление или пруткование алмаза.
Именно поэтому в народе «кузьмить регента» буквально означает обрабатывать алмаз.
похоже на четверостишие…
ПС:к концу поста ждём отрывок
Давно так не смеялась… Спасибо, Вова джан.
И Вам Спасибо )))
до состояния пока не увидишь всё небо в алмазах…
Нет, нет Неонилла, это несколько иное )). Кузьма о других вещах говорит.
очевидно, что Вы с Кузьмой о другом…я эту фразу-символ использовала в значении недостижимой гармонии, исполнения мечты в созданиии нечто первоклассного и доведения до совершенства ювелирного искусства ))
согласна, что фразеологизм неоднозначный))…вообще от этих бриллиантов в истории одни раздоры
Согласен с Вами
При большом дефиците совершенства, люди часто их ищут в бриллиантах.
Спасибо ,отец Димитрий и отец Александр, за беседу и за терпение.Очень рассмешили рассказом про таракана. Иногда от народа услышишь такие новости,хоть всех святых выноси. Вот коммунисты потрудились-то.
Никогда не сомневался в логичности и последовательности рассуждений о. Дмитрия, и каждый раз, слушая его, восхищаюсь.
Последний вопрос меня тоже интересует. Я сам с детства дружелюбно относился к другим национальностям, но в последние несколько лет наблюдается жесткая картина подавления, негатива и вытеснения людей по нац. признаку, причем массовое (наблюдая только в Москве, не знаю как в др. городах), и, что очень печально, на меня тоже незаметно эта ненависть стала воздействовать.
Трудная тема. Надеюсь, о. Дмитрий посвятит свою проповедь отдельно этой теме, чтобы донести и заполнить пробелы в непонимании данной ненависти у тех, включая меня, кто это услышит, дабы вразумить и укрепить веру в то, что этой нелюбви можно противостоять любовью.
Известно из истории развития человечества, что капиталисты, ради своей выгоды, увольняли рабочих и нанимали других, согласных трудиться дольше, а получать за свой труд меньше. Так же поступают и сегодняшние работодатели, ради своей выгоды. Вот кто создает сегодня условия для переселения братьев наших меньших. При сегодняшней развитой технологии, специалисты своего дела легко заменимы даже детьми. Примером является Китай.
Коренные жители и, ранее приехавшие, и успевшие обзавестись семьей, квартирой, дачей, машиной, остаются без работы, как и ваш покорный слуга. Положение усугубляется необходимостью оплачивать услуги ЖКХ, налоги и т.п.
Встает вопрос кого винить? Раньше обвиняли штрейкбрехеров, в советское время лимитчиков, сегодня братьев наших меньших. У них дома нет работы из-за «перепроизводства» детей и они решают свои проблемы за счет нас. Справедливости ради надо сказать, что переселение старо, как мир. Процесс переселения не остановить, его надо регулировать и им надо управлять, что и пытаются делать наши руководители. Важно, чтобы и руководители, и мы понимали, что живем мы в православной стране с устоями Христианства, как говорит о. Дмитрий.
о.Димитрий неоднократно высказывался по этой теме, в т.ч. и в материалах, помещённых на этом блоге
Мой одноклассник умер переиграв в игровые автоматы. Илья Фокин 1977-1989 Г.Москва Школа 922 5в класс.
Из ответа о.Димитрия понял, что мы не можем обращаться непосредственно к Господу, а только через святых и Божую Матерь. И даже тогда, когда мы обращается к Господу, на самом деле просьба всегда идет через Божую Матерь. Почему мы не можем в наших молитвах обращаться непосредственно к Господу? А также не понятно как быть с Иисусовой молитвой? К ней тоже это относиться?
а мне кажется, здесь речь идет об альтернативе. можно напрямую, можно через кого-то.
Человеческий разум так и стремиться поработиться. Такое впечатление, что по мере пребывания в ряду прихожан люди здравый смысл не находят, а теряют… Хотя был ли этот здравый смысл за порогом храма тоже вопрос.
Вера открывает глаза, укрепляет дух… не у всех, наверное.
Это смотря во что и в кого вера.
Когда я только стала интересоваться, в чем именно состоит наша вера, столько шелухи послетало, столько предрассудков исчезло… Ощущение было что всю жизнь пил из лужи с грязью, а тут вдруг попробовал родниковую воду.
Но со временем находясь в околохрамовой тусовке люди словно вновь обрастают. Из уст в уста дурь всякую передают. Которую сами порой объяснить откуда взяли не могут.
«Всякая дурь» «по причине умножения беззаконий» часто под видом «закона» быстро распространяется, через средства всякого распространения, телевизор, интернет в том числе тусовки в которых чаще всего много проблем и т д, приходиться сторониться. А в последнее время средства распространения мощные. Это может привести к проблемам.
Несчастной женщине про плевки в день причастия не по телевизору же сказали.
Вы думаете…? А «лунные сутки» или «близнецы в скорпионе» , который в свою очередь в «козероге» не по телевизору каждый день? Так что вполне возможно и через телевизор. И потом суеверия распространяются быстрее, они не требуют работы для их понимания.
мало ли что я думаю… в каждом случае надо точно знать. По центральным каналам накануне праздника Пасхи богослужение показывают, поясняя некотрые моменты непросвященным.
А то что люди друг у друга нахватываю предрассуков даже в отсутствии книг,тв, и-нета и радио — факт. На то оно и имеет название — предрассудки. В церковной среде этого достаточно.
Пример — мы вот с вами дискутируем в блоге уважаемого нами обоими, оличающимся поразительной ястностью мыслей проиерея Димитрия, а есть до кучи других протоиереев, служителей и прочих лиц, ясность мыслей которых сомнительна. И работа с паствой тоже сомнительна — прихожанка не идет к духовному отцу (если он есть), или просто к причащающему ее служителю, а на передачу звонит.
Когда батюшка говорил про 1,5 млн китайцев, у о.Александра даже глаза округлились, представил, наверное, как они с котомками идут по Европе)))
Замечательная «Беседа…» в воскресенье была и праздник тоже чудесный был в Храме Благовещенском- Архиерейская служба, и голубей запускали, и Крестным ходом ходили…ну и рыбку тоже после службы поели.
Слава Богу за все!
Храни Господи нашего дорогого батюшку.
Какое счастье, что есть отец Димитрий на земле нашей! Многая ему лета! И отцу Димитрию, и отцу Александру нижайший поклон!
Послушал! Очень понравилось и очень много было веселых моментов!! Спасибо большое за передачу! Последний сюжет о 70 годах уничтожения и Веры и людей очень затронул. До того как стал пытаться быть православным христианином, много лет мучил вопрос: когда же плохие люди (коммунисты, чекисты и тп) ответят за свои поступки прошлые и настоящие? Хотелось помочь им ответить. И Слава Богу!! На все мучиящие вопросы в писаниях и у святых отцов нахожу ответы и успокоение. В том числе спокоен, что все и за все ответят перед самым главным судьей.
Слава Богу! Спасибо Вам Батюшки.
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.