2. Почему, несмотря на длительную усердную молитву, человек не имеет духовных плодов? (3:23)
3. Почему Господь не сразу откликнулся на мольбу хананеянки спасти её дочь? (6:44)
4. Полезно ли заниматься дыхательной гимнастикой Стрельниковой? (9:00)
5. Как молиться за обидчика, который не осознаёт причиняемое им зло? (9:41)
6. Для чего нужно носить нательный крест, что это нам даёт, насколько это важно? (11:38)
7. Когда бесы боятся креста? (14:48)
9. Почему священники отказываются поминать на проскомидии крещёных, но не причащающихся людей? (17:48)
10. Не будет ли моя молитва насилием над человеком, который выбрал жить без Бога и которому Церковь не нужна? (18:32)
12. Что делать, если постоянно повторяю одни и те же грехи? (21:06)
13. Просьба о благословении как неосмысленная присказка языка общения со священником. (22:52)
15. Почему первые христиане жили ожиданием пришествия Христа, а современные живут ожиданием антихриста? (27:33)
16. Как выглядит человеческая душа? (28:25)
17. Почему некоторые сны ощущаются так же, как и реальность? (28:47)
18. Как Бог призывает человека? (31:29)
19. Прокомментируйте закон, запрещающий родителям обращаться в СМИ по поводу отнятых детей. (32:25)
20. Как научиться покаянию? (34:22)
22. Можно ли в православный храм принимать на работу мусульман? (37:21)
24. Правильно ли воспринимать Причастие как лекарство? (40:47)
25. О чём Нафанаил молился под смоковницей? О Мессии? (Ин. 1,48) (41:41)
26. Человек не собирается отдавать мне крупный долг. Что мне делать: требовать возврата или простить? (43:20)
27. Зачем Бог создал такую огромную Вселенную, если мы живём на крошечной планете? (49:46)
28. Моя дочь отказывается принимать еду, подскажите, что делать? (52:22)
29. Как бесы вселяются в человека? Почему Господь это попускает? (53:40)
30. Стараюсь делать добрые дела, но как избавиться от страха, что я всё равно недостоин спасения? (55:24)
СвернутьПоказать текст вопросов и ответов
Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Всех наших слушателей поздравляю с Благовещением Пресвятой Богородицы и с Крестопоклонной неделей. Особенная сегодня служба, сливаются три праздника: Благовещение, Воскресение и Крестопоклонная неделя. Особые песнопения, особое очень красивое литургическое сочетание...
Ну что ж, перейдём к нашим вопросам.
Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели!
Алексей из Омска: «Вот уже несколько лет я пытаюсь стать христианином, начать вести духовную жизнь. Устал понуждать себя на молитву и духовное чтение и сейчас просто вернулся к прежней доцерковной жизни. Я понимаю, что нужно начинать всё заново, но, вспоминая первый свой опыт, осознаю: у меня опять не хватит сил надолго. Руки просто опускаются, где взять силы опять всё начать заново?».
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, тут, дорогой Алексей, даже и бесполезно начинать.
Прот. Александр Березовский: Если нет веры…
Прот. Димитрий Смирнов: Раз уж заранее знает, что надолго не хватит. Так что две минутки помолись, и бросай опять. Тут всё дело в вере, что характерно, в Бога. Но, к сожалению, так бывает, что у многих начинающих как-то веры в Бога не хватает. Все говорят: «У меня ничего не получается», «я никак не могу сосредоточиться». «Я», «у меня», «я», «у меня». А ведь человеку невозможно спастись. Только если Господь. Поэтому надо смиряться и просить. Тогда Господь, если захочет, скажет: «Хочу, очистись» (Мф. 8, 3). Только таким образом.
Прот. Александр Березовский: Но нередко бывает, человек говорит: «Молюсь, давно молюсь, прошу. И никаких сдвигов не происходит» (видно, тех сдвигов, которых он ждёт).
Прот. Димитрий Смирнов: Но ведь как молюсь… Это же ни ты, ни я, ни какой-нибудь рядом стоящий наблюдатель не сможет определить как он молится. Может, это просто чисто формальные поиски знакомых букв в молитвослове. Ну мы не знаем… «Я молюсь» – а что он этим подразумевает, мы же не знаем. Я не могу представить – как это так – человек молит о чём-то Бога, а Бог ему не даёт. Как это так?
Прот. Александр Березовский: Раз свидетельствуют люди, значит так бывает.
Прот. Димитрий Смирнов: Значит тут Бог хочет от человека чего-то…
Прот. Александр Березовский: Большего.
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не обязательно большего. Не в многословии будем услышаны (Мф. 6, 7).
Прот. Александр Березовский: Ну я имею в виду не в смысле молитвы, а, может быть, изменения жизни…
Прот. Димитрий Смирнов: Может быть и это… В общем, для этого есть Евангелие. Там – ответы на все вопросы. Там тоже показано, что Господь не всем сразу давал, а вот взял Закхея со всем его домом, помиловал. Сказал: «…спасение дому сему бысть; зане и сей сын Авраамль есть» (Лк. 19, 9). Взять это, прочитать через лупу духовную исследовать, что такого в Закхее было примечательного. И понять, а что от меня требуется в моей жизни, как я должен это приложить.
Прот. Александр Березовский: В плане молитвы очень примечательна, конечно, молитва хананеянки за свою дочь…
Прот. Димитрий Смирнов: Или, например, гражданина одного, у которого сын был бесноватый. Он воскликнул: «верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Надо понять, что это значит, почитать толкования святых отцов. Когда сказано: «толцыте, и отверзется» (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9), это речь идёт об Истине. Надо каждому человеку для себя понять. Это такие тонкие вещи, которые разжёвывай, не разжёвывай… Это должен человек в один момент вдруг прозреть.
Прот. Александр Березовский: От чего этот момент зависит?
Прот. Димитрий Смирнов: Это какая-то тайна Божия.
Прот. Александр Березовский: То есть нельзя нарисовать какой-то алгоритм , который приведёт к прозрению?
Прот. Димитрий Смирнов: Может быть можно, но я не знаю этого алгоритма.
Прот. Александр Березовский: Я почему упомянул вот эту хананеянку, которая бежит за Христом и просит: «Господи, помилую мою дочь!» И как он не откликается на её просьбу. Не о себе просит, о дочери молит. И даже ученики удивляются и уже ходатайствуют перед Господом за неё. А оказывается, что Господь-то хочет, чтобы она явила веру не только в молитве, а ещё и в своём смирении.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Потому что очень многие просят за детей. Чуть ли не большинство.
Прот. Александр Березовский: Ну, самая болезненная тема – это дети.
Прот. Димитрий Смирнов: Сегодня тоже на Исповеди одна женщина приходила, за сына просила. Это то, что человеческое сердце печалит. Конечно, мать больше всего просит за детей.
Прот. Александр Березовский: И вот, спрашивают: «Чего мне не хватает? Молюсь, прошу, правило соблюдаю». Вот, может быть, того смирения, которое явила эта хананеянка, не хватает?
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это любому можно сказать. Но ведь нужно ещё понять, что такое смирение.
Прот. Александр Березовский: Как это сделать?
Прот. Димитрий Смирнов: Я, кроме того, что смирение есть одеяние Божества, никакого другого определения просто не знаю.
Прот. Александр Березовский: Есть примеры проявления этого смирения. Вот мы можем подражать этому, и именно в подражании мы сумеем понять.
Прот. Димитрий Смирнов: Вот именно, тут надо не то что понять, а как-то почувствовать. Но вот, отдельные люди свидетельствуют – только смирился, и всё…
Алло, добрый вечер. Слушаем Вас.
Радиослушательница: Полезно ли заниматься дыхательной гимнастикой Стрельниковой?
Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, никогда не занимался. Это не по нашей части. У нас передача о другом. Это Вам нужно позвонить Малышевой на Первый канал, и там Вам расскажут про дыхание, про то, что надо есть…
Прот. Александр Березовский: Людмила из Уфы: «Как молиться за обидчика, который не осознаёт причиняемое им зло?»
Прот. Димитрий Смирнов: Как молиться… Ну, можно молиться о спасении его души, можно молиться о его здравии, можно молиться о благополучии его и его детей, можно молиться о том, чтобы Господь даровал ему христианскую веру. О чём угодно.
Прот. Александр Березовский: Но вот Давид молится о воздаянии творящим зло.
Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что Давид всё-таки не был христианином. И поэтому он молился, как ему велело его сердце. Но нельзя сказать, что Давид во всей своей жизни является для нас, христиан, образцом для подражания. Он очень нередко в жизни совершал поступки, которые с христианской точки зрения непохвальны.
Прот. Александр Березовский: Его покаяние, оно как образец.
Прот. Димитрий Смирнов: Покаяние – да. Это говорит о том, что у него совесть была живая. Это очень важная вещь.
Прот. Александр Березовский: Алексей, 16 лет: «Для чего нужно носить нательный крест, что это нам даёт, насколько это важно?»
Прот. Димитрий Смирнов: Был такой случай. Рассказывает митрополит Иннокентий Московский и Коломенский, просветитель северных народов, Аляски, Камчатки, великий русский миссионер. А ему кто-то другой рассказал этот случай. В одной артели в Астрахани… По-моему, артель бурлаков. Состояла вся из татар. Сейчас среди наших татар попадаются христиане, и немало. А в то время это редчайший случай. И вот, затесался в эту артель один русский православный, который носил на себе крест. И товарищи татары над ним посмеивались: «Что же ты носишь на шее изображение вашего Бога, который настолько слабый, что даже не смог себя защитить? Какой же это Бог, которого распяли?» Ну этот Вася терпел-терпел, смирялся, а потом говорит: «Знаешь, я бы тебе, конечно, рассказал бы, но боюсь, ты обидишься. Тот уверяет: «Да нет, обещаю тебе, не буду обижаться, мы же друзья все, общее дело делаем» – «Ну ладно, хорошо» – сказал он и стал снимать крест. Снял, подходит к этому татарину и делает попытку надеть ему на шею. Тот взвизнул и отпрыгнул. Он говорит: «Ну вот видишь. Так же и бесы креста боятся».
Прот. Александр Березовский: Показал, в чём сила.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, практически. Вот такой находчивый бурлак оказался на Волге в Астрахани.
Прот. Александр Березовский: Вот действительно. Хотя можно сказать, многие крещёные, носящие на себе крест, не стесняются грешить. И бесы на них не просто ездят, а гнездо свили.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну да.
Прот. Александр Березовский: То есть что, сам вид креста их не пугает?
Прот. Димитрий Смирнов: Нет.
Прот. Александр Березовский: А что тогда? Почему в приведённом Вами случае человек говорит: «бесы боятся», а здесь не боятся? В какой ситуации бесы начинают бояться креста?
Прот. Димитрий Смирнов: Когда мы с верою осеняем себя крестным знамением. Что бы мы ни делали механически, ничто из этого не влияет. Вот, очень часто люди воспринимают всякую святыню как некий амулет. Вот я в карман икону положу, и она сама…
Прот. Александр Березовский: Крестик зашью где-нибудь в рубашку…
Прот. Димитрий Смирнов: Да, или поясок с молитвой… И она будет работать автоматически. Это не так. А другой говорит: «Ну как же так? Вот я положил иконочку (металлическую) в карман, и мне осколок попал прям в неё. Если бы её не было – в сердце, я б погиб». Но всё равно это не механически. Он-то положил с верою. Вера сделалась действенной, а не сам предмет.
Прот. Александр Березовский: То есть как только в человеке появляется вера…
Прот. Димитрий Смирнов: Вера.
Прот. Александр Березовский:… то крест, молитва, икона обретают силу.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Да. Конечно. Крестное знамение.
Добрый вечер, слушаем Вас.
Радиослушательница: Из-за болезни последний раз причащалась год назад, и именно поэтому священник не допустил меня до Причастия, что мне теперь делать?
Прот. Димитрий Смирнов: Ой, нет ничего проще. Завтра к нам в храм приезжайте, да всё. Мы Вас допустим. Господи, стоит ли плакать из-за такого…
Прот. Александр Березовский: Ну дай Бог ей сил доехать.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну а что ж? Взял такси, да доехал. В Москве в любой конец – 1000 рублей.
Прот. Александр Березовский: Надежда спрашивает: «Почему священники отказываются поминать на проскомидии крещёных, но не причащающихся людей? Что в этой ситуации делать?»
Прот. Димитрий Смирнов: То же самое: приезжайте к нам в Благовещенский храм, и мы примем на поминовение. Все – к нам. Лучше только в будни. А то в воскресенье народу много. А в будни – пожалуйста. Всех зовём.
Прот. Александр Березовский: А вот один человек спрашивает: «Не будет ли моя молитва насилием над человеком, если он выбрал жить без Бога и которому Церковь не нужна? А я этой молитвой как бы его притягиваю».
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, никак не притягиваю. Я хочу помолиться. Кто мне может в этом помешать? Ничего я никого не притягиваю. Если бы я агитировал или связал, тащил бы его на аркане, тогда можно было бы сказать «притягиваю». А тут что? Я молюсь: «Господи, спаси и помилуй, вразуми».
Прот. Александр Березовский: В продолжение этого вопроса. Максим из Москвы: «Я служу алтарником в храме и читаю записки во время совершения проскомидии. Давно мучает вопрос. Насколько полезно для поминаемых такое механическое произнесение их имени? В чём смысл такого чтения?»
Прот. Димитрий Смирнов: А тут очень просто: священник поручил читать, вот и читаешь. В этом смысл.
Прот. Александр Березовский: В послушании?
Прот. Димитрий Смирнов: Господи, столько лет мучился… Давно б спросил.
Прот. Александр Березовский: «Что делать, если постоянно повторяю одни и те же грехи? Это очень угнетает».
Прот. Димитрий Смирнов: Ну я не могу посоветовать разнообразить…
Прот. Александр Березовский: …список грехов.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, список грехов. Но у греха вообще такое свойство – угнетать душу. К сожалению, это нормально.
Прот. Александр Березовский: Угнетает именно то, что несмотря на Исповедь, на молитву, на просьбы очистить, на Причастие…
Прот. Димитрий Смирнов: А Исповедь, она же не исцеляет от грехов-то. Исповедь только может человеку указать, в чём он грешен. Или, например, из Исповеди можно понять, какая у человека главенствующая страсть. А исцеляет только благодать Божия. При условии покаяния. И при отсутствии гордости. Но обычно покаяние всегда связано со смирением. Невозможно представить человека, находящегося в состоянии покаяния и одновременно – в состоянии гордости. Он будет просто констатировать факт греха. Но самого покаяния-то не будет. Поэтому помимо Исповеди очень важно наличие покаяния. Это совсем другое слово и совсем другая вещь.
Алло, здравствуйте, слушаем Вас.
Радиослушательница: Добрый вечер! Благословите, отец Дмитрий!
…
Прот. Димитрий Смирнов: … Бог Вас благословит на многие долгие лета! И подаст Вам доброго здоровья, и чтобы Вы никогда не болели, и спали всегда крепко, и чтобы Господь успокоил Вашу совесть, и чтобы Вы никогда против совести не выступали. И чтобы мир и покой был у Ваших деток, и у Ваших родственников, и у Ваших знакомых, и у всех тех, кто нас сейчас слушает. А также чтобы была всегда хорошая погода, и чтобы когда поедете в отпуск, не лили дожди, и чтобы была погода ровная и тихая, прохладная, нежаркая. И чтобы Вас не мучили злые насекомые, и чтобы не орали под окнами дикие кошки, и чтобы не лаяли собаки, а только чирикали птички до тех пор, пока Вы не уснёте. А как настанет крепкий сон, чтобы они умолкали и тоже спали до того момента, пока Вы не проснётесь. И чтобы в аптеке всегда были те таблетки, которые Вам прописали, и чтобы они были самые дешёвые в мире. И чтобы пенсия каждый квартал бы обязательно возрастала. Ну как?
Радиослушательница: Спаси Вас, Господи!
Прот. Димитрий Смирнов: Может ещё что-нибудь благословить? Я готов.
Радиослушательница: Я поняла Вас. Спаси Господи!
У меня вот какой вопрос. Говорят, что человек умирает в наилучшем своём духовном состоянии, почему же Иуда погиб в таком ужасном состоянии духа?
Прот. Димитрий Смирнов: Вы знаете, есть вещи, и не только про Иуду (это вопрос сложный, многие на нём претыкались), которые вообще не доступны нашему уму. Понимаете? Не думайте, что на все вопросы есть ответы.
Вот я сейчас взял кусочек печенья, и пальцы отпустил, и печенье упало мне на ладонь. Ни один человек не знает, почему это падает. Могут сказать, что это гравитация, сила тяготения Земли, что массы притягиваются. Но это – ничего не сказать. Потому что никто не знает, почему, что за сила заставляет массы притягиваться. Ни одна душа. Я даже думаю, что и Ангелы этого не знают. Вот как? Мы закон знаем, мы можем даже подсчитать эту силу. Но почему она действует, мы не знаем. Ничего другого, чем «вот, Бог так устроил», ни один физик не может сказать. Ну не знаем.
Мы не знаем, почему вода при охлаждении расширяется. Все нормальные предметы сжимаются на морозе, а вода – наоборот. Так вот удобно сделано, чтобы лёд был на поверхности, а подо льдом – вода. Чтобы рыбы сохранялись, раки там спокойно зимовали. Но почему так Господь устроил, как это, почему, когда вода такую кристаллическую форму принимает, кристаллическая решётка расширяется?
Так же и тут. Успокойтесь, спите спокойно, как Вам благословили. И не думайте об Иуде, думайте о чём-нибудь приятном.
Прот. Александр Березовский: Вообще странно, первые христиане жили ожиданием пришествия Христа, а нонешние – ожиданием антихриста.
Прот. Димитрий Смирнов: Да.
Прот. Александр Березовский: Как-то вот изменилось такое направление…
Прот. Димитрий Смирнов: На противоположное.
Прот. Александр Березовский: Вот все только и пишут о проявлениях каких-то, катаклизмах; пришёл антихрист, не пришёл; родился или ещё не родился, в какой стране родится. Прямо вот интерес именно к нему.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот видишь, может быть… Иногда начинаешь подозревать: а христиане ли? Что-то интерес-то совсем не христианский.
Прот. Александр Березовский: «Как выглядит человеческая душа?»
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, такая вот небольшая, симпатичная такая, прозрачненькая такая…
Прот. Александр Березовский: Александр из Ногинска: «Почему некоторые сны ощущаются так же, как и реальность? Стены там твёрдые, можно ходить, трогать, осязать».
Прот. Димитрий Смирнов: Ну и походи. А в чём дело? Постучи в стену. Спляши что-нибудь.
Прот. Александр Березовский: Видно, интересно, почему такой сон реальный может быть? Что это такое? Действие нашего сознания во время сна или же это действительно ощущения нашей души?
Прот. Димитрий Смирнов: А какая разница? Наше сознание – это же есть свойство души. А сказать «сознание» или «душа» – это же не играет никакой роли.
Прот. Александр Березовский: Ну, сознание – это всё-таки продукт действия нашего мозга.
Прот. Димитрий Смирнов: Вот святые отцы говорили, что вообще-то надо трезвиться. А если мы будем исследовать сны, то нам будет не до трезвения. Мы уйдём в область фантазии, догадок…
Прот. Александр Березовский: … мистики…
Прот. Димитрий Смирнов: Ну это даже не мистика. Тут ничего такого мистичного нет.
Прот. Александр Березовский: Ну только начни вообще в это всё дело погружаться…
Прот. Димитрий Смирнов: Я-то не буду. Совсем, ты знаешь, времени нет. Так бы неплохо вот проснуться в половине одиннадцатого и до половины второго помечтать. Поэтому завидую таким любознательным людям. «А как вот выглядит душа?», «А какая душа у слона?», «А если вот душа жирафа? У неё шея длинная или нет?». Потому что от этого спасение наше зависит… Ты вот смеёшься, это ты зря смеёшься. А вот как, у кого душа больше? Говорят, Высоцкий пел, что жирафу видней, потому что у него шея длинная. Значит он прозорливый, видит больше, чем другие? Ну всякие такие важные вопросы люди задают, а мы тут как два идиота сидим, и отвечаем. Ну в общем весело нам, хорошо.
Прот. Александр Березовский: «Как Бог призывает человека? Кто вкладывает мысли, например, идти или не идти в храм?»
Прот. Димитрий Смирнов: Действительно. А я сегодня вообще без всякой мысли пришёл. Была только одна – не опоздать. И за пять минут. А так вот сидишь, ждёшь мысль…
Прот. Александр Березовский: Какая придёт…
Прот. Димитрий Смирнов: А потом решаешь: двунадесятый праздник, стоит ли идти в храм или не стоит? Надо или не надо? Спасительно или нет? Ну, в общем, есть чем заняться.
Алло, добрый вечер! Мы Вас слушаем.
Радиослушатель: Прокомментируйте закон, который сейчас лежит на столе у президента: закон, запрещающий родителям обращаться в СМИ по поводу отнятых детей.
Прот. Димитрий Смирнов: Я услышал сегодня про этот закон, но так как он лежит на столе у президента, мне отсюда не видать. Если я раздобуду текст, я, может быть, как-то и смогу прокомментировать. Но сейчас пока не знаю, как. В отдельных случаях это бывает полезно. Потому что некоторые люди, которых вообще-то по их состоянию души (раз мы о душе говорим) нужно было лишить родительских прав ещё два года назад, они, когда это наконец-то состоялось, начинают обращаться в СМИ, а там из этого делают сенсацию, после которой миллионы людей, исполнившись чувства негодования, начинают хлопотать. А на самом деле ситуация по отношению к этим бедным детям катастрофическая. В этом случае, конечно, это полезно. Но, понятно, что у нас, к сожалению, бывают всякие злоупотребления. Не знаю, как там прописано, поэтому ничего не могу Вам сказать пока.
Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.
Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте. Слушаем Вас.
Радиослушатель: Как научиться покаянию?
Прот. Димитрий Смирнов: Вы знаете, только практически. Шаг за шагом нужно переставать делать то, в чём каешься. Например, самое простое, в чём нам всем нужно каяться – это в сквернословии. Перестал ругаться, значит покаялся, значит уже научился. Первый шаг сделал. И так далее. Какие-то грехи, которые в себе замечаешь, перестаёшь их совершать. Это значит покаялся. Если не перестаёшь совершать, значит ещё не покаялся.
Прот. Александр Березовский: Вот мы постом пытаемся перестать совершать те грехи, в которых каемся. И все говорят, постом обостряются искушения. Очень часто человек пытается не злиться, а обозляется ещё больше; пытается не ссориться, а ссор ещё больше, и тяжелее. То есть получается, чем человек активнее борется с грехом, тем более его грех этот одолевает.
Прот. Димитрий Смирнов: А потому что он борется. А надо просить помощи Божией, Который есть Спаситель. И Он от греха может спасти. То есть борьбой это можно назвать только условно. Сила Божия совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Почему человека борет грех? Для того, чтобы он познал свою немощь, и смирился, и наконец понял, что только Бог его может очистить. Большинству людей это непонятно. Вот он борется, борется, и так и остаётся в своей борьбе, как Карл Маркс.
Прот. Александр Березовский: Но участие человека в спасении каково?
Прот. Димитрий Смирнов: В молитве и в воздержании. Человек что есть мочи воздерживается от греха и просит у Бога об освобождении себя от этого греха. Род сей изгоняется чем?
Прот. Александр Березовский: Молитвой и постом (Мф. 17, 21).
Прот. Димитрий Смирнов: Садись, пять. Всё правильно.
Алло, добрый вечер.
Радиослушатель, Санкт-Петербург: Можно ли в православный храм принимать на работу мусульман? У нас в одном храме уборщиками работают мусульмане. Я у батюшки спросил, он ответил: «Они хорошо работают, будут хорошо служить, пускай и службу служат».
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, смотря какую службу. Литургию, конечно, они не могут служить. А работают действительно хорошо, не чета нашим. И потом, меньше шансов, что они что-нибудь сопрут. У нас хоть и крещёные, но всё время что-нибудь, да сопрут. В нашем храме один православный украл трактор. Причём как украл! Он нанял эвакуатор, эвакуатором затащил, приготовил машину, набил туда всяческих вещей и этот трактор повёз к покупателю. Он в газетах искал покупателя. Всё, совершенно православный человек, восемь лет у нас там жил, приехал с Украины… Ни один таджик бы так не сделал. Что лучше? Крещёный, который ворует? Причём в храме, в котором давали ему и жильё, и работу, и деньги, и еду – всё. Причём не один месяц, а восемь лет. Нормально? Нормально. Поэтому, слава Богу, что есть таджики, которые и снег чистят, и очень многие другие вещи делают. Так дело пойдёт, они вообще нас заменят. А нас – в Таджикистан. Что там? Хлопок будем убирать.
Прот. Александр Березовский: Да уж не хотелось бы, батюшка.
Прот. Димитрий Смирнов: Я-то уже старенький, я не доживу, но вот судя по тому, как они за дело взялись, всё к тому идёт.
Алло, добрый вечер.
Радиослушательница: Дочь никак не может выбрать между йогой и православием. Не является кощунством, если она участвует в Таинствах Церкви?
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, понимаете, это надо с ней поговорить. Йог-то разных тоже много...
Прот. Александр Березовский: «Правильно ли воспринимать Причастие как лекарство?»
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, можно сказать «как лекарство», но только это особое лекарство, потому что мы причащаемся во исцеление души и тела. Это же особое лекарство.
Прот. Александр Березовский: Да, никакая другая таблетка во исцелении души…
Прот. Димитрий Смирнов:… и тела одновременно…
Прот. Александр Березовский: … не участвует.
Прот. Димитрий Смирнов: Не бывает. Поэтому можно так назвать, но считая это неким поэтическим выражением.
Алло, добрый вечер.
Елена: О чём Нафанаил молился под смоковницей? Есть такое толкование, что он молился о Мессии, потому что он сразу сказал: «Равви, ты – Сын Божий» (Ин. 1,48). Так ли это? Прокомментируйте, пожалуйста.
Прот. Димитрий Смирнов: Вы знаете, я тоже так думаю. Мне это толкование очень нравится. Я знаю о нём. Мне это тоже очень импонирует. Действительно, если этот текст так исследовать, тут возникла некоторая тайна между Христом и Нафанаилом. И что Христос указал именно на то, что Ему известна была эта молитва. То есть он молился Богу, а Этот Человек, Христос, говорит: «Я знаю, о чём ты молился и о ком». То есть как бы указывает на Самого Себя. Я не помню, известен ли автор этого толкования. Я уже забыл, я когда-то в молодости читал. Но оно вполне возможно. Мне тоже очень это нравится. Так что здесь мы с Вами совпали.
Прот. Александр Березовский: Любовь из Украины: «Человек не собирается отдавать мне крупный долг. Что мне делать: требовать возврата или простить?»
Прот. Димитрий Смирнов: Тут, конечно, требовать бессмысленно: он никогда не отдаст.
Прот. Александр Березовский: То есть здесь лучше уступить?
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, тут ничего не надо уступать. Просто сейчас народ наш крещёный в таком состоянии, что он вообще долги не отдаёт. Поэтому нужно действовать по Евангелию: если ты дал в долг, то ты забудь сразу о нём, и всё. Как будто подарил.
Прот. Александр Березовский: Нередко человек даёт в долг ещё будучи не воцерковлённым, потом воцерковляется и начинает мучиться угрызениями совести. Вроде как и сумма приличная, отказаться от неё просто так нельзя…
Прот. Димитрий Смирнов: Вот, надо давать столько, сколько не жалко. Соразмерно со своими возможностями. Потому что так случилось, что в данный исторический отрезок времени мы живём в эпоху, когда жулик на жулике сидит и жуликом погоняет.
Мне вот одна моя очень хорошая знакомая рассказала такую историю, даже документы привезла, спрашивала, нельзя ли тут чем-то помочь… В том городе, в котором она живёт, одна женщина у четырёх людей заняла очень приличные суммы денег. А сейчас проходит процедуру банкротства, чтобы им всем не отдавать. Ей совершенно наплевать, что одной из них придётся дом продавать, потому что она так упросила, втёрлась в доверие, что они выступили поручителями за неё в банке. А она сказал, что денег нет, и неоткуда взять, и всё. То есть явно там по многим признакам есть мошенничество.
Прот. Александр Березовский: То есть люди попали в ловушку своей доверчивости.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Особенно с большими суммами – это надо очень осторожно. Потому что вот, у человека тяжёлая ситуация. Ну допустим, он хочет есть. Ну вынеси ему килограмм хлеба. И он уже три дня проживёт. В войну там, представляешь, если по 300 грамм давали на день или по 200 даже, если ты иждивенец, люди же жили… А тут-то просят миллионы. «Вот, мне надо сейчас для бизнеса…» Обожди, ну а что бизнес-то, миллионы людей живут без всякого бизнеса. А если у тебя бизнес, хорошо, пойди в банке-то займи.
Прот. Александр Березовский: Ну вот, как-то умеют втираться в доверие и своё получать.
Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, ходит в церковь, стоит, молится, и вообще не думает отдавать.
Прот. Александр Березовский: Ну, батюшка, надеюсь, что далеко не все такие. Таких единицы.
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, обожди. «Далеко не все» не имеют больших денег. Но сплошь и рядом, во всяком случае отовсюду каждый день что-нибудь такое да приносит.
Прот. Александр Березовский: Ну, когда человек потерпел такую беду, куда ему идти? В церковь. И попросить помощи, и молитвы, и вообще утешения.
Прот. Димитрий Смирнов: В церковь нужно деньги приносить. А просить – ну, поесть. Или: «Штаны последние прохудились. Нет ли у вас каких штанов?» Это понятно. Но не миллионы же… Ясно… Или человек приезжает: «Вот, мне надо в Почаев ехать». Ну надо тебе… А потом, зачем ехать-то?
Прот. Александр Березовский: Идти пешком?
Прот. Димитрий Смирнов: Да Почаев-то рядом. Люди раньше на Святую Землю пешком ходили. Ну, не в обход Чёрного моря, там уже на корабле платили что-то. А так-то… И то можно через Болгарию обогнуть и дойти.
Почему один человек другому человеку должен туризм оплачивать? Вот это непонятно. Я понимаю, тяжёлая операция, можно продлить жизнь человеку – это серьёзный вопрос. А почему туризм-то надо оплачивать?
Или ко мне обратился человек, он придумал такой проект, на который нужно всего-то 32 миллиона долларов. Вот, у них такой медицинский проект. Я прочёл, очень всё интересно. Но… очень забавно…
Прот. Александр Березовский: Но есть куда деньги девать, кроме этого проекта?
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, если есть деньги, всегда есть куда девать…
Прот. Александр Березовский: «Зачем Бог создал такую огромную Вселенную, если мы живём на крошечной планете?»
Прот. Димитрий Смирнов: А чтобы нам смотреть на небо было очень красиво. Вот для этого. А потом, для Бога что вот эта большая Вселенная, что наша Земля – это всё бесконечно малые величины. И та бесконечно малая, и эта бесконечно малая. Для нас, конечно, это что-то такое большое, значительное. А Бог же шире Вселенной.
Прот. Александр Березовский: Если мы восхищаемся и преклоняемся перед бескрайностью вот этой нашей Вселенной, то каков Бог, создавший её?
Прот. Димитрий Смирнов: ну вот, для этого удивления Бог и создал. Я тут был на одной радиостанции… Кстати, пожалел, что пошёл, пожалуй, больше не буду туда ходить… И там мне подставили одного журналиста, который в Бога не верит. Ну вот, представляешь, он смотрит, и ничего не чувствует. Такой вот, можно сказать, болящий. Печально. А ведь это же и создано, чтобы человека удивить. И смирить.
Прот. Александр Березовский: Современного человека, по-моему, ничем не удивить.
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ну большинство-то всё-таки веруют в Бога. Вот как ни крути, а всё равно веруют.
Прот. Александр Березовский: Ну, самые распространённые слова – это: «Я знаю, что Бог есть».
Прот. Димитрий Смирнов: Вот.
Прот. Александр Березовский: Вторая по распространённости фраза – это «Бог у меня в душе, Он всегда со мной».
Прот. Димитрий Смирнов: Ну видишь, как здорово. Тоже замечательно.
Прот. Александр Березовский: Но как-то Бог в их словах какой-то маленький, приземлённый.
Прот. Димитрий Смирнов: А так и говорят: «У меня свой Бог». Ну а свой, он всегда маленький. Маленький, но свой.
Прот. Александр Березовский: Чтобы в кармашке поместился.
Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.
Радиослушательница: Моя дочь отказывается принимать еду, подскажите, что делать? Она уже здоровье подорвала, у неё даже ацетоном изо рта пахнет...
Прот. Димитрий Смирнов: У-у… Срочно скорую помощь, и госпитализация. Срочно. Иначе Вы её потеряете. Вот.
Прот. Александр Березовский: То есть это уже какие-то процессы…
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Я однажды присутствовал при такой ситуации. Меня одна мама вызвала к мальчику, он уже не ел 50 дней, истощал. Тут нужно прям…
Прот. Александр Березовский: Принудительно. Вряд ли захочет сама.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Тут надо капельницы ставить, потом жидкое питание, а потом психиатра, конечно. Это же уже болезнь. Анорексия.
Прот. Александр Березовский: «Как бесы вселяются в человека? Почему Господь это попускает?»
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, не в тело они, конечно, вселяются, а в душу, просто вьют там гнездо.
Прот. Александр Березовский: А почему Бог этому не препятствует?
Прот. Димитрий Смирнов: Препятствует, а как же? Всегда препятствует.
Прот. Александр Березовский: И всё-таки вьют?
Прот. Димитрий Смирнов: Да, потому что человек сам их туда приглашает, лелеет, подкармливает. Притчу о блудном сыне помнишь?
Прот. Александр Березовский: Помню. Но апостол говорит: «Что не хочу, делаю, что хочу – не делаю» (Рим. 7, 15).
Прот. Димитрий Смирнов: А тут другая ситуация. Вот то, что нельзя, то хочу и делаю. Апостол-то хоть понимал, что это плохо. А тот уже не понимает, у него наоборот. Тогда возникает бесноватость. Он начинает это отстаивать.
Прот. Александр Березовский: «Я хочу, и вы мне не мешайте».
Прот. Димитрий Смирнов: «Я хочу это делать, и вообще это правильно, это проявление моей свободы, моей личности». Некоторые говорят: «Меня Бог таким сделал».
Прот. Александр Березовский: Ну да. «Принимайте меня таким, какой я есть».
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, мы принимаем. Что мы можем сделать? Но факт есть факт.
Прот. Александр Березовский: Виктор из Астаны: «Стараюсь делать добрые дела, но как избавиться от страха, что я всё равно недостоин спасения из-за того, что имею внутренние страсти? Неужели всё бесполезно?»
Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, совсем не бесполезно. И потом, для Бога важно направление жизни человека. Если он не соглашается с этими страстями, значит он находится в борьбе с грехом. Это угодно Богу.
Прот. Александр Березовский: Но часто у человека возникает чувство, что он не достоин спасения.
Прот. Димитрий Смирнов: Это очень правильное чувство. Чувство недостоинства. Это очень нужное чувство. И Господь говорит, что даже если ты всё исполнил, надо, чтоб было чувство, что ты раб негодный.
Прот. Александр Березовский: но при этом как сохранить душу от страха перед будущим? Если не достоин спасения, значит не будет мне его.
Прот. Димитрий Смирнов: Это не значит, извини. Это уже передёргивание.
Прот. Александр Березовский: Но я из этого вопроса изымаю. Страх-то именно такой.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну так это ошибочный страх. Должна быть боязнь обидеть Бога, оскорбить Его. А страх… По делам нашим приемлем… Если, Господи, Ты избавишь меня от ада преисподнего, слава Тебе! Если Ты меня им наградишь, пусть твоя воля будет благословенна отныне и до века. Потому что ничего не может быть дурного от Тебя.
Прот. Александр Березовский: Аминь, батюшка.
Прот. Димитрий Смирнов: Аминь?
Всего вам доброго, до свидания. Спасибо вам за ваши вопросы и за ваше внимание.
Прот. Александр Березовский: Батюшка, а Вам за Ваши ответы.
Прот. Димитрий Смирнов: Спаси Господи.
Прот. Александр Березовский: Всего доброго. До свидания.
Комментариев 41
Спасибо!!!!
Послушаешь батюшек и на душе приятно
Спасибо за ответ об оcознанных снах. Обязательно станцую и постучу по стенам……эйфелевой башни к примеру)))
Уважаемые участники обсуждения этого выпуска «Радонежа»!
Дискуссия о том, следует ли всуе по телефону просить у о.Димитрия благословения просто так в качестве присловия к задаваемому вопросу, прекращена. Просим, несмотря на собственное мнение, прислушаться к о.Димитрию, хотя бы в качестве послушания, и начинать разговор по телефону на обычном языке общения воспитанных людей без использования этой псевдоправославной парадигмы.
Шла вчера на службу в Благовещенский по Петровскому парку..солнце светит , птички поют , крокусы расцвели- сиреневые , белые, желтые…красотища!Жизнь продолжается.
Дай Господи батюшке нашему, воину Христову, терпения , смирения и долгая лета.
Хоть о.Димитрий и не читает наш форум, но, думаю, он чувствует, что душой и сердцем мы с ним.
Слава Богу за скорби и радости, за все…
Случайно не эта статья об том законе про запрет об информации?
что касается истории с Иудой.. ведь не Господь забрал его- он сам сделал свой выбор. Думаю неправильно на таком примере строить вопрос «о наилучшем для человека времени ухода»
спасибо о.Димитрий и о.александр, разжевали в рот положили проглотить бы да с пользой.
Спасибо Вам Батюшки.
Как то мне не понятно зачем люди просят благословения перед вопросом!??? нужно сначала рассказать подробности дела,а потом и просить… А вдруг маньяк звонит и просит благословения, а потом говорит о преступлении…
согласен, люди просто не понимают, что такое благословение… типа у них в голове отложилось очередное суеверие, что разговор со священником надо начинать с благословения… вот они и действуют в соответствии с этой ахинеей, полностью дискредитируя такое важное действо как благословение… имхо эта женщина только после того, как батюшка благословил, чтобы кошки не кричали ночью за окном во время её очередного отпуска, стала понимать иронию о.Димитрия и нелепость своей просьбы
У многих церковных людей, просить благословение у священника перед началом разговора, считается хорошим тоном. Смиренное «благословите» идет вместо официального «здравствуйте». Этим как бы подчеркивается принадлежность просящего благословения к церкви. Не захожанин, не воинствующий безбожник, а свой. Вы, наверное, заметили, что у людей не церковных язык не поворачивается священника «отцом» назвать? Они просто по имени к нему обращаются. Отчество-то не знают. Или повторяют подсмотренное в «Трех мушкетерах» — «святой отец». Получается очень неловко. Утратили за 70 лет безбожия культуру поведения в церкви. Всему заново учиться надо.
Извините, но мне ближе точка зрения уважаемого о.Димитрия Смирнова, что просить благословения при разговоре по телефону есть свидетельство невысокой культуры общения и некое пустословие, которое совершенно не уместно в этом случае. Ещё раз прошу прощения, ведь возможно Ваш духовный священнический опыт позволяет Вам иметь и отстаивать «собственное мнение» супротив позиции о.Димитрия.
ПС Хотя Вы, возможно, просто не просмотрели этот ответ, когда о.Димитрий благословлял молчание кошек, и не поняли, о чём идёт речь в комментарии… просто надо быть более внимательнее, чтобы не попадать в ситуацию, которую Вы сами и придумали, и разъяснили всем нам, сирым и убогим, и успешно «разоблачили» святых отцов из «Трёх мушкетёров»..
ППС Насчёт «Трёх мушкетёров» Вы тоже малость оплошали, т.к. обращение нашей публики «святые отцы» имеет своими корнями американские боевики
Очень за Вас рада.
т.е. Вы благословляете меня грешного не испрашивать по телефону благословения у священника? Искреннее спасибо, а то получается как-то неловко — не понятно, надо ли смиренно целовать трубку телефона вместо благословляющей руки священнослужителя
Нет, я просто на глупости не знаю что ответить.
Нет, нет, Вы слишком требовательны и строги к себе… сразу и глупости… нет просто небольшая несуразица… с кем не бывает
Володя, Ангела Вам Хранителя, ума прибавление, спокойствия душевного, здравия телесного и всего хорошего.
премного благодарен… Вы, прямо как та вдовица, которая отдала последний грошик от скудости своея… поверьте, оценил
Как себе, Володя.
для Анна Вихляева
вот видите, значит и в интернет, и по телефону можно и просто общаться без жеманно-благочестивого ханжества «Благословите, батюшка»
Володя, я и не спорила, (Вы в пылу виртуального сражения, этого как-то не заметили
), а поразмыслила на тему откуда взялась традиция брать благословение вместо приветствия. Ну, не знают люди как лучше начать разговор с батюшкой… Стараются как могут… Что ж теперь, всех в лицемерии обвинять? Не лицемерие это, а незнание. И потом. Нам — православным христианам — осуждать других вредно. Лучше пожалеть, да за собой следить получше, чтобы чем похуже не согрешить.
для Анна Вихляева
согласен… но добавлю — и не вразумлять ложно других в пылу виртуальных учительств… особенно это трогательно выглядит, когда на этом блоге пытаются подучить о.Димитрия, который получается как бы далёк от церковных традиций, а Вы как бы открываете ему глаза на них
ПС особенно мне в Ваших комментариях нравятся такие превосходные сентенции да за собой следить получше, чтобы чем похуже не согрешить… ну и как, получается
Володя, мой ответ был адресован не Вам, а Ивану Гладкову. Успокойтесь. Отец Дмитрий наши комментарии не читает, у него другие более важные дела есть… Да, и мне, слава Богу, тоже есть чем заняться.
Умный…победил…но не джентльмен…проиграл в результате — взгляд со стороны…
для Анна Вихляева
1) именно из-за того, что о.Димитрий, возможно, не читает наши комментарии, нельзя допускать, чтобы на блоге о.Димитрия искажалась его позиция, и какое-либо «благочестивое суеверие» проповедовалось среди других посетителей. Ведь это же просто наш христианский долг спасти нашего брата или сестру от того, чтобы он или она не впали в какое-нить искушение. Разве это не так?
2) К сожалению, я не могу больше продолжать спасать Вас от печального заблуждения, так как получил предупреждение от модератора этого ресурса, что, хотя я и прав, но если это соревнование в остроумии в вопросе, который и «ежу ясен» (это цитата), не будет прекращено, то на меня наложат епитимью и лишат слова… так что не переживайте и боритесь со страстями уж, пожалуйста, сами
ПС можно, кстати, попросить по телефону (в субботу очередной радиоэфир «Радонежа»), чтобы о.Димитрий благословил и Ваших кошек под окном к ночному молчанию
для mtn
да, иногда приходится делать и такую не очень благодарную работу без белых перчаток, а разве лучше оставить человека без сочувственной помощи наедине с заблуждением, наблюдая со стороны?
для Владимира
«не всякое лыко в строку» — так иногда бывает лучше…
Ань, Вы неправильно говорите, надо говорить так — «доброго Вам здоровица» или «лунных Вам суток», хотя второе необязательно наверное.
и молча.
В немалой степени это играет свою роль, Вы же пишите «шоу» зрелище. Кстати по вопросу «молча любоваться» можно, только с неподдельным восхищением
Приветсвую тебя, свет очей моих, Вова джан.
Мудрейший из мудрейших, храбрейший среди храбрых, любимец аллаха и избранник судьбы, солнцеликий и лунообразный посетитель форума. Светоч божественной мудрости, око вселенной, сошедший с небес и напитавший смертные народы своей мудростью. Да избавят небеса тебя от перхоти на голове и от жжения на кончике языка. Позволь ничтожной рабе молча любоваться тобой…
«…Это(утвердительная недолгая пауза) Нам нравится»
(С) «Алладин» фраза султана из Багдада(которого уже нету), киностудия Горького. Если серьёзно, Вы наверное вряд ли видели, но у нас тут на центральном канале каждый день идут «лунные сутки», и «построение любви» принимают странные формы напоминающие зоопарк из людей, не поверите из живых молодых людей зоопарк, со всеми вытекающими именно оттуда последствиями, это дело называется «домом» а дальше под номерами 1, 2 и т.д. Есть версии лайт, облегчённые так сказать версии построения «любви», для неподготовленного «строителя». В Америке наверное нет этих передач, она для «молодой демократии», ну правда никто же не заставляет смотреть и участвовать в них.
Телевизор уже больше 10 лет не смотрю. Чего и всем желаю.
Как Вы думаете, это ток-шоу так испортили людей, что они только орать умеют, но напрочь разучились друг-друга слушать и слышать?
А еще дьявол желает отнять у нас драгоценное время… как и получилось лишние слова отняли драгоценного спасительного пять минут эфирного времени. Не раз батюшка подчеркивал что не нужны долгие вступления и лишнии фразы типа » можно задать вопрос и т.п.» , кто хотя бы 5 передач смотрел должен был намотать себе это на ус…. А еще дьявол хочет занять людей пустым, все лишь бы не к спасению… как например, когда еврей хотели выйти на молитву в пустыню, так фараон приказал прибавить работы , «делайте кирпичи и солому сами добывайте…» Олег Стеняев часто рассказывает как у одной неверующей домохозяйки как накопится много грязного белья, то она сразу догадывается что наступает большой праздник, идет к соседке верующей и тут же узнает что да в это в воскресенье праздник…
Вам пяти передач достаточно, чтобы понять правила по которым должно задавать вопрос. Кому-то одного раза хватает, а кто-то и с десятого не поймет. Умственные способности у людей разные. Давайте, будем со снисхождением к этому относится и жалеть друг-друга. Отца Дмитрия пожалеем, что он вынужден терпеть непонятливость теле-паствы; задающих вопросы и друг-друга, что не воспитанны должным образом.
отрадно, что Вы стали ближе к пониманию того, что важно не просто исследовать феномен возникновения подобных около церковных суеверий в массе неофитов, а прояснять людям истинное предназначение в церковной жизни такого благого действа, как благословение.
А нам в воскресной школе говорили, что, прося благословение у священника, вы вместе с ним совершаете малую литургию, и это очень хорошо, даже, например, в метро!
а не кажется ли Вам, что совершать даже малую литургию по телефону — это типа бреда не совсем здорового человека? или у Вас в воскресной школе так принято?
Ваше недоумение по этому вопросу разделяю.
Вся «беда» в том, что люди и сами не знают, зачем просят и что под этим, так сказать, прошением, подразумевают. Большинство испрашивают благослования, особенно в режиме радиопередачи (что вообще неуместно), соблюдая, неизвестно кем и когда установленный некий ритуал, «протокол», если хотите. Слышали, как уточняют иной раз: «благословите задать вопрос»?,- надо полагать на случай, если вдруг во время озвучивания вопроса связь прервётся, или вопрошающий, не дай Бог,подвергнется атаке беса немого или поперхнётся, подавится и т.д…,- грубо говоря, мозги всё же следует использовать при исполнении обрядов, канонов и правил.
Отец Димитрий,спасибо за ответ(Для чего носить нательный крест).Ваш ответ мне очень разумный и понятный.Храни Вас Господь!
Многа полезнаго нашел для себя!))
«Душа?…Ну, такая небольшая, симпатичная такая.»
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.