Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2013.09.28
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 28 сентября 2013 года.

   1. Как бороться с клеветой?   (0:24)

клевета, борьба с клеветой, мотивы поступков, уголовное преступление, терпение

   2. Как подготовить ребёнка к его первой исповеди?   (4:41)

исповедь, дети, с какого возраста исповедоваться детям

   3. Могут ли родители сами определить готовность ребёнка к исповеди?   (5:34)

исповедь, дети, с какого возраста исповедоваться детям

   4. Можете ли Вы посодействовать и передать в Думу проект закона о захоронении Ленина?   (7:06)

Ленин, захоронение Ленина, Дума, проект закона

   5. Правда ли, что грех прощается, а наказание остаётся?   (10:30)

грех, наказание за грех, наказание за грех, искупление греха

   6. Как по-христиански ответить на нецензурную брань?   (11:45)

мат, нецензурная брань, поступать по рассуждению

   7. Кто такая Ванга? Зачем Бог даёт такие способности людям?   (14:28)

Ванга, экстрасенсы, источник сверхспособностей

   8. Всегда ли чудеса, творимые людьми, – от Бога?   (16:21)

Чудеса, невежество, суеверия, источник чудес

   9. Что мне делать, если дети подарили католическую икону?   (18:07)

иконы, православные иконы, неправославные иконы, католические иконы

  10. Нужно ли отдавать детей в православную школу ради дисциплины и религиозных знаний?   (18:40)

дети, обучение детей, воспитание детей, дисциплина, религиозное воспитание, православная школа

  11. Можно ли давать обеты Богу, чтобы удержаться от грехов?   (22:47)

обеты, нарушение обетов, грех, борьба с грехом

  12. Что Вы можете сказать об изъятии детей из семей по анонимным звонкам?   (25:16)

опека, ювенальная юстиция, изъятие ребёнка из семьи

  13. Как правильно исповедоваться и каяться?   (32:39)

покаяние, исповедь, письменная исповедь, Страшный Суд

  14. Сколько было и сколько осталось колен Израилевых?   (36:17)

Колена Израилевы, исчезнувшие колена Израилевы

  15. Как достичь уважения?   (37:19)

уважение, за что уважают, качества души

  16. Почему прихожан не пускают в алтарь?   (42:51)

Кто может быть в алтаре, прихожане

  17. Почему в православных храмах алтарь закрыт иконостасом? Что там нельзя видеть?   (43:31)

алтарь, иконостас, православный храм, Царские Врата

  18. Что может провоцировать жадность супруга?   (44:56)

жадность, расточительность, конфликт мужа и жены

  19. Как умножались хлеба в руках апостолов?   (46:19)

чудеса Христовы

  20. Как мирянину отсечь свою волю?   (47:29)

воля, отсечение воли, воля Божия, послушание

  21. Почему в России, православной стране, оказалось возможным такое массовое осатанение в 1917 году?   (49:47)

вера, христианство, отход от христианства, интеллигенция, духовенство, наивность, доверчивость

  22. Хочу стать священником, но не хочу самовольничать, как узнать, угодно ли моё желание Богу?   (55:45)

служение Богу, самоволие, как узнать волю Божию

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы вновь с отцом Александром с вами в прямом эфире. Вы можете нам в студию позвонить по телефону 8 (495) 959-59-39 и задать ваши вопросы. Всех Людмил поздравляю с наступающим днем Ангела.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, можно ещё Вер, Надежд, Любовей, у которых будет день Ангела в понедельник.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, если заранее, то да, конечно. Тогда и Софий – что ж ты пропустил-то? Как тебе не совестно?

Прот. Александр Березовский: Дорогие братья и сестры, напоминаю также, что вы можете присылать ваши вопросы нам в студию по смс на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «Вера» и через пробел – текст вашего вопроса. Будем рады на него ответить.

У нас есть первый звонок. Здравствуйте, мы Вас слушаем.

Слушатель: Здравствуйте, батюшки, это Виктор из Москвы. Как бороться с клеветой, если на тебя постоянно клевещут? Спаси, Господи.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, во-первых, нужно крепко подумать: а стоит ли? Потому что у человека, который клевещет, всегда есть какой-то мотив, и надо его знать. Если мотив – зависть, например, то он всё равно будет клеветать. И потом, клевета – это уголовное преступление. Теперь, в нынешнее время, самое простое – в суд подать. И там уже специально выделенные люди будут этим заниматься, и в этот период Вы будете освобождены от [клеветы]: человек будет в беспокойстве от того, что Вы подали в суд, и у Вас будут аргументы. Это очень просто – клевета любая легко проверяется. Человек в чём-то Вас обвиняет – и ему предъявляется такая претензия: докажите. И, если он не может подтвердить свои слова, ему присуждаются общественные работы или штраф. Это самое простое. А так – можно и потерпеть во славу Божию. Это вообще-то очень полезно. Это очень лечит в нас тщеславие, честолюбие. Невинно страдая, мы уподобляемся Господу Иисусу Христу, Которого тоже называли сыном веельзевула (Мф. 10, 25). И в чём только Его ни обвиняли! Это вещь для падшего человеческого рода очень известная – клевета.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но не даём ли мы тем самым победу этому злу?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Вот взять Николая Александровича, дорогого нашего императора. На него даже в школьных учебниках лили грязь – и ничего не вышло. Прославлен. Так что это ничего не даёт. Всегда тайное становится явным.

Прот. Александр Березовский: То есть торжество зла временное?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Христа распяли – вроде бы, всё, Он проиграл. Нет, Он победил мир. Временно торжество зла.

Прот. Александр Березовский: Ирина из Кемеровской области: «Скажите, пожалуйста, как приготовить ребенка к первой в его жизни исповеди?»

Прот. Димитрий Смирнов: Как-то специально не надо готовить. Надо с ним беседовать об этом. Очень важно не ошибиться с днём исповеди: одним детям можно и в шесть лет начать исповедоваться, а другим – не раньше одиннадцати, потому что это может быть преждевременным. Нужно оценить. Потом поговорить: «Ты видел, как папа исповедуется, как мама исповедуется, как другие детки исповедуются. Тебе тоже время пришло, ты теперь уже большой, надо свои поступки оценивать».

Прот. Александр Березовский: Но родители могут ли оценить готовность ребенка к исповеди, или всё-таки лучше по совету священника?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, могут. Если исповедуются сами – что ж не могут?

Прот. Александр Березовский: Ну, они всегда или переоценивают, или недооценивают своих детей.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и что, это не страшно. Священник, если имеет некоторый опыт, всё это может поправить. Но если родители фарисеи, то сложно.

Прот. Александр Березовский: «Сегодня день рождения – завтра идёшь на исповедь».

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, сегодня идёшь. И как раз в полпятого, когда ты родился. «Батюшка, не могли бы Вы выйти в полпятого, потому что он в полпятого родился?» Людей, больных фарисейством, много, они думают, что в этом [суть]. Очень часто на исповеди я выслушиваю даты всякие, дни недели – люди придают этому большое значение.

Прот. Александр Березовский: Может быть, от этого легче оттолкнуться человеку?

Прот. Димитрий Смирнов: Зачем от чего-то отталкиваться? Надо отталкиваться от греха в сторону добродетели.

Прот. Александр Березовский: Нет, к нему человек хочет подойти.

Прот. Димитрий Смирнов: Да зачем подходить? Надо не вокруг да около, а именно об этом.

Слушатель: Алло, добрый вечер, батюшка, это Владимир. Я звонил в прошлую субботу. Мы подготовили проект закона о выносе останков, находящихся на Красной площади. Могу ли я Вам его передать с тем, чтобы Вы передали его депутату Госдумы? Я бы мог сам отправить, но с Вашим авторитетом будет надёжней.

Прот. Димитрий Смирнов: А какой комитет этим занимается?

Слушатель: Вот это вопрос, я не знаю. Но проект закона есть – мы подумали, и получилось хорошо.

Прот. Димитрий Смирнов: А «мы» – это кто? Вы с женой что ли?

Слушатель: Не только с женой, ещё целая коллегия юристов, православных христиан. У меня пять коров, я их подоил немножко, и написал закон. Почитал и написал. Думаю, очень хорошо получилось.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы знаете, я не люблю законы читать. Мне трудно в это вникать. Если Вы мне скажете, кому из депутатов передать – то, если Вам лень, я найду способ это сделать. А так – что? Все депутаты известны, их координаты известны. Раз Вы автор закона – ну так напишите им, по электронной почте свяжитесь и отдайте. При чём тут авторитет-то? Все и так знают [мою позицию]. Мы даже публиковали в интернете, я во фракции ЛДПР выступал об этом, много раз об этом говорил. Все знают моё мнение, но не думаю, что моё мнение на весь депутатский корпус может подействовать. Это, по-моему, заблуждение. А так – Вы автор. Тем более, если юристы участвовали, сведущие в том, как писать законы, в том, какие традиции у нас в Думе – всё получится. Я думаю, Вы даже сделаете это быстрее.

Вы знаете, я дико занят. У меня после отпуска ещё ни одного выходного дня не было. Поэтому, я думаю, у меня дольше получится. А Вы всё-таки автор, заинтересованный. Я тоже заинтересован, но это сейчас не та тема, которой бы я непосредственно занимался. Я взаимодействую с Комитетом ГД по семье сейчас, там у меня прямые контакты, и я весь погружён сейчас в это послушание, мне Святейший поручил это делать. Поэтому я просто умоляю Вас сделать это самим. Чего меня, пенсионера, лишний раз гонять?

Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Слушатель: Здравствуйте, раб Божий Сергий. Объясните: грех прощается, а наказание остаётся. Не могу своим домашним объяснить, не хватает слов. Я это чувствую и знаю на своем опыте.

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Первый раз слышу такую сентенцию – «грех прощается, наказание остаётся...» Как-то это уж очень механически звучит.

Прот. Александр Березовский: Как синяк. Упал – синяк. «Мам, прости» – «Ну, прощаю». А синяк остался.

Прот. Димитрий Смирнов: А за что «прости»? Надо наоборот пожалеть, раз упал.

Прот. Александр Березовский: Ну, может он не послушался маму, она ему велела не вертеться на стуле.

Прот. Димитрий Смирнов: Всё равно же – не за синяк «прости», а «прости, что не послушался». Не знаю. Какой-то странный «юридизм». Звучит более-менее красиво, но духовную жизнь нельзя так механизировать, мне кажется.

Прот. Александр Березовский: «Как ответить по-христиански на нецензурную брань?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да никак.

Прот. Александр Березовский: То есть лучше делать вид, что это не к тебе относится?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, может, и к тебе. Ну, по-разному. Вот у военных – и не только, а вообще у всех людей, носящих погоны – бывают такие ситуации, в которых надо действовать «по обстановке». Если их восемь, и ты идёшь через подворотню, и света нет – это одна ситуация. Если ты в каком-то бутике стоишь в кассу – это другая ситуация. Если выражается представитель правопорядка – это одна ситуация, а если мальчишка на перемене в школе, куда ты пришёл, чтобы своего отрока призвать к порядку, потому что тот перестал домашнее задание делать – это другая ситуация. Каждый раз – по ситуации. Если человек сам не понимает, как действовать – ну, он же не может иметь карманного батюшку в табакерке. Раскрываешь, он выпрыгивает, у него спрашиваешь – и делаешь наоборот. Каждый действует, как апостол Павел сказал, по рассуждению собственного ума (Рим. 14, 5).

Прот. Александр Березовский: Опираясь на свой опыт.

Прот. Димитрий Смирнов: Опыт. Потом, очень многие люди на исповеди на себя жалуются: «прошёл мимо», «не защитил», «не заступился», «руку не подал – человек утонул». Очень часто, в последнее время что-то вообще часто. Много приходит народу – не спасли другого. Говорит: «я растерялся». Ну, растерялся. Человек был – а теперь ушла душа в иной мир. Хотя это тоже считается по Уголовному кодексу преступлением, что не оказал помощь.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, следующий вопрос из Чувашии: «Кто такая Ванга? Бог для чего даёт такие таланты таким людям?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, можно сказать: «А кто такой Аль Капоне?» Или: «Кто такой Лаврентий Павлович Берия? Зачем Бог дал ему такие таланты?» При чём тут Бог? Бог тут вообще ни при чём. Непосредственный виновник её таланта – сатана. Просто удивительно, что, родившись в болгарской деревне, где люди должны быть православные, по идее... Я понимаю, коммуняки – Тодор Живков и его жена. Это коммунисты, это как раз их религия, сатанинская – коммунизм. Вот они к ней стали ездить. Чумаки всякие, это как раз их бесовщина, это нормально. Но нормальные люди из деревни, крестьяне – они-то что? Тем более, представители духовенства говорили, что это такое, – как люди грамотные, окончившие семинарии. И сейчас говорят. При чём тут Бог? Бог тут вообще ни при чём. Чтобы Бог дал какой-то талант, но сначала ослепил, потом поднял куда-то наверх и о землю шарахнул? Интересно. А у Бога других-то способов нет дать талант, как только шарахнуть о землю и засыпать глаза песком?

Прот. Александр Березовский: Но у людей твёрдое мнение, что, если человек творит чудо, то это от Бога.

Прот. Димитрий Смирнов: Наоборот. Это густопсовое невежество. Антихрист придёт – он тоже будет чудеса творить. А египетские колдуны, когда Израиль выходил из Египта, какие чудеса творили?

Прот. Александр Березовский: Воду в кровь превращали.

Прот. Димитрий Смирнов: Как нечего делать. Так что – чего там? Нет, просто тупое невежество. Просто людям обычным, которые не просвещены светом Христовой истины, всё сатанинское, бесовское, оккультное, астрологическое, экстрасенсорное, инопланетное – ближе. А всё духовное – дальше. Поэтому Ванга для этих бесенят – как раз самое святое. Хотя достаточно на её физиономию посмотреть. Страшная, не буду говорить, как кто. Посмотришь на лицо святого человека – благостный. А эта – подойти-то страшно, и несёт какую-то ахинею. А отыскивают какие-то «предсказания».

Алло, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. Дети ездили в Испанию, привезли мне икону «Державная», но она католическая. Что мне делать? Духовный отец сказал, что он не знает, что мне сказать.

Прот. Димитрий Смирнов: Вам надо дышать глубже и ничего не бояться. А то Вы прямо так вздыхаете, как будто они вам отравленную жабу привезли.

Прот. Александр Березовский: Елена из Москвы: «Хочу отправить детей учиться в православную школу. Цель – получение знаний о религии, и, конечно, дисциплина. Подскажите, правильно ли я рассуждаю, или в православную школу надо отдавать по каким-то другим соображениям?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, соображения могут быть разные. Только большое заблуждение думать, что школа может что-то сделать за нас. Это как купить ребёнку самые хорошие учебники, какие только есть – сейчас учебников по каждому предмету несколько существует, можно выбирать любой, – и думать, что от этого что-то зависит. Так же и школа. Зависит вот от чего: хороши ли там педагоги и, от этого, хороша ли атмосфера в этой школе? Вот что может оказать влияние на ребёночка. Причём, влияние дополнительное к тому, которое оказывает семья. А если семья портит ребёночка, то, будь школа самой прекрасной на планете – она уже ничего не сделает. Ребёнок уже испорчен родителями, и тут – хоть что.

Прот. Александр Березовский: Каждый родитель считает себя вполне сносным родителем, и часто именно школу обвиняют в том, что с детьми что-то не так.

Прот. Димитрий Смирнов: Когда обвиняют школу, это как раз говорит о том, что человек вообще ничего не понимает. Если школа частная, то от таких родителей нужно избавляться. Дитя, конечно, ни в чём не виновато.

Прот. Александр Березовский: Но крайним оказывается ребёночек.

Прот. Димитрий Смирнов: А тут ничего не сделаешь – вопреки родителям воспитание невозможно. Нужно тогда изолировать дитя от родителей. А это только в закрытых учебных заведениях [возможно].

Прот. Александр Березовский: Забрали, заперли...

Прот. Димитрий Смирнов: Забрали – и воспитывают, и он там живёт. На каникулы приезжает домой, потом возвращается оттуда опять в школу – месяц реабилитации. У нас вот, например, в кадетском центре, где дети уезжают на каникулы к мамам, некоторые мамы говорят: «Он приезжает из центра – и сразу ложится, и говорит, мол, ничего теперь делать не буду, ты меня обслуживай». Потому что там всё понуждают делать самому. Мамы не нарадуются. То двадцать раз говоришь «чисти зубы» – тут чистит зубы сам. Встаёт – автоматом застилает за собой кровать. Ботинки ставит на место. Носки по утрам каждый день не ищет – они в нужном месте. Говорят: «Что вы за три месяца сделали с детьми?» Но вот реакция такая: ложится и «ты меня обслуживай». Ситуация комичная, конечно. Поэтому, когда он с каникул возвращается, надо снова…

Прот. Александр Березовский: Приводить в порядок.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну так, более-менее. Зато ему легче будет потом. Потому что всю жизнь кто тебя будет обслуживать?

Прот. Александр Березовский: Да уж, таких мамочек потом не найдёшь.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, некоторые мамочки и согласны, но всё-таки это порча для ребёнка. Хотя бы должен уметь. А мамочка заболеет? Надо, чтобы он её обслуживал. Не всё в одни ворота.

Прот. Александр Березовский: «Можно ли давать обеты Богу, чтобы удержаться от повторного грехопадения?»

Прот. Димитрий Смирнов: Обеты давать бессмысленно. Моя практика показывает, что современный человек – может быть, раньше было как-то иначе – все обеты нарушает.

Прот. Александр Березовский: То есть это получается некий соблазн для человека?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Один обет – например, не пить – помогает. Но это особый случай. И он чувствует свою ответственность, это ещё можно – сконцентрироваться на чём-то одном. А так – грехов-то у нас миллион. Миллион обетов?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а чтобы удержаться от повторного грехопадения, что порекомендуете?

Прот. Димитрий Смирнов: Я рекомендую веровать в Пресвятую Троицу и в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, все, кто задает эти вопросы, веруют.

Прот. Димитрий Смирнов: А чего же они не могут тогда? Он пришёл на землю и вочеловечился для того, чтобы нас спасти от греха. Что же они тогда у Него не просят? Зачем Он приходил-то? 

Прот. Александр Березовский: А вот об этом-то и забывают, зачем Он пришёл.

Прот. Димитрий Смирнов: Забывают – вот, я напоминаю. У меня такая работа – напоминать. Про обеты ничего в Евангелии не сказано.

Прот. Александр Березовский: То есть это уже позднее изобретение человеческое?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. В древности такого не было. Давали обеты монашеские всегда – нестяжания, целомудрия и послушания. Это традиционно. Но это человек выбирает себе образ жизни. Ведь не жениться, не иметь собственности и быть в послушании – Господь этого не требует от каждого человека. Вступление на этот путь – в форме обетов. Есть некая граница, которая отделяет мирянина от монаха. Вот, собственно, и всё.

Прот. Александр Березовский: Елена из Торжка: «По телевизору показали сюжет о службе социальной помощи, которая забирает детей даже по анонимному доносу на родителей. Батюшка, что Вы об этом знаете? Действительно ли это так?»

Прот. Димитрий Смирнов: В некоторых местах такая практика бесчеловечная существует. Родители порой бывают беззащитны. Но в большинстве случаев, в 90%, ситуация совершенно оправдана. Я вокруг своего прихода организовал такую структуру – мы спросили органы опеки, нам дали адреса трудных семей. Некоторые из них нас не пустили на порог, некоторые принимают нашу помощь, некоторым удаётся помочь. А некоторые с удовольствием отдали своих детей и даже не посещают их – избавились, и всё. И поэтому, когда наши добросердечные женщины из опеки приходят и видят, что ребёнок в таком брошенном состоянии, они дают команду его изъять. И тогда – лишение родительских прав. Но тут очень трудно. Надо, конечно, попытаться семье сперва помочь. Это делается не везде. Бывают, конечно, вопиющие случаи. А иногда, когда видят, что детки хорошие, их можно «загнать» куда-нибудь… Раньше в Америку хорошо шёл «товар», на десятки миллионов в год по стране продавали детей. Когда уж преступный бизнес – это другое. Но сейчас этому, мне кажется, уже ставится предел, во всяком случае, всегда можно защищаться. И потом – ну смешно. Ну, поставь железную дверь и запрись – никто, даже милиция, не имеет права взломать. Это только с санкции прокурора, если нужен обыск. А какой-то донос – это любой может написать на любого: я на тебя напишу, и завтра всех твоих детей отберут. Ну, это же просто смешно. Написать можно всё что угодно.

Прот. Александр Березовский: Вот и странно, что по такому доносу и целый сюжет, оказывается, был.

Прот. Димитрий Смирнов: Отдельные случаи прискорбные бывают. Но в целом это не так. Я в этом убедился. Я сам был свидетелем такого вопиющего случая, когда семья, где отец и мать работают и не пьют, хотя брак у них был и незарегистрированный, – эту семью, так сказать, разбомбили. Но там цель была завладеть квартирой. Просто чиновники с преступными намерениями. Бывают оборотни. Но большей частью это совершенно оправданные операции.

Прот. Александр Березовский: То есть помощь ребёнку.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Вот мальчик к нам поступил. Спрашиваю: «Когда вырастешь, кем будешь?» Он говорит: «Я убью маму». Я говорю, конечно: «Почему?» – «А потому что она мне о щёку сигарету тушила горящую». Это ребёночек шести лет – и он мечтает о том, чтобы вырасти и убить маму. Нормально? Это какую нужно любовь возыметь к маме. Это же он не сочинил, это же нельзя сочинить. В шесть лет могут другое сочинять дети. И они сочиняют только из того объема информации, который есть вокруг них. А тут – «убить», причём, «маму», целенаправленно. Поэтому – в подавляющем большинстве случаев это изъятие бывает оправданно.

С другой стороны, у той же мамы, про которую её средний сынок так говорил, старшего изъяли и поместили в спецприёмник для детей. А там, когда летние каникулы были, их отправили в лагерь. И ребята в этом лагере – а там совершенно блатная обстановка – ему сказали: «Ты будешь как беглый раб, мы тебя заклеймим». Накалили ложку добела и прижгли ему лоб до ожога глубиной в два миллиметра. И так же на ноге. Потом ребёночка вернули маме. Он испытал такие муки, которые хороши для Освенцима, Майданека, Саласпилса. То есть изъяли у мамы – а куда поместили? И этот мальчик, Саша, говорит: «Меня били каждый день». А другому мальчику ещё кое-что прижигали, не в эфире будет сказано, другие мальчики, совершенно отпетые. А взрослые не видят и не слышат, что там творится. И когда с ним это всё проделали, его перевязали, обработали, но никакого следствия не провели. Я Павлу Алексеевичу Астахову написал письмо, отвёз, мы с ним поговорили. Я говорю: «Проверьте, пожалуйста, что там творится». Он так удивился. А что сделать? Ну, вот просигналил, что такой факт стал мне известен. Мы с ним в хороших отношениях, верим друг другу и сотрудничаем.

Люди, которые находятся в состоянии борьбы, часто говорят априори, что всё плохо и безобразно. Это не так. Это совсем не так.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, у нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, здравствуйте, слушаем Вас.

Слушатель: Добрый вечер. Была на исповеди у разных священников. Столкнулась несколько раз с тем, что мне говорят: «Вы что, сюда реветь пришли?», или «Вы что, на Страшный суд пришли?» Батюшка, скажите пожалуйста, как научиться каяться?

Прот. Димитрий Смирнов: Научиться каяться невозможно. Мы покаянию учимся всю нашу христианскую жизнь. Никакой школы, никаких приёмов не существует. Потом, как и большинство людей, Вы путаете исповедь и покаяние. Покаяние – это изменение всей жизни. А исповедь... Я посоветовал бы Вам в Вашем случае исповедоваться письменно. То, в чём хотите покаяться, запишите накануне, передайте священнику, наклоните головку, скажите, как Вас зовут – и всё. Если он сочтёт нужным, он при Вас прочтёт. Или возьмёт, положит в карман, а прочтёт после. И не будет никаких проблем. На самом деле батюшка ошибся: когда Вы приходите на исповедь, Вы приходите на Страшный суд. Поэтому священник должен читать обращение к кающемуся: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое...» Если я стою перед Христом, разве это не Страшный суд? Если священник этого не знает, значит, его надо на курсы повышения квалификации опять в семинарию запихнуть, на те уроки о покаянии, которые он пропустил.

И поплакать на исповеди – тоже ничего. Вот Вы, может, замечали – где священник стоит, там коврик стелют. Это для того, чтобы впитывать слёзы. Не для того, чтобы ему мягко было, чтобы он был как в турецкой бане. А чтобы все было культурно – человек плачет, а слёзы ковром впитываются. Так что плачьте на здоровье – где ещё поплачешь, как не в церкви? Я сам, бывает, плачу. Что-нибудь вспомнишь и заплачешь, иногда в очень неудобное время. Не можешь, бывает, сдержаться – слёзы сами текут. Так что – ну что тут? Самое обыкновенное дело.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, ещё есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Слушатель: Добрый вечер, батюшка, Санкт-Петербург, раб Божий Георгий. История учит нас, что Птоломей собрал по шесть представителей от каждого колена для перевода Ветхого Завета. С другой стороны, история учит, что одно колено израильское давно исчезло. Когда я был на экскурсиях по святым местам в Израиле, там говорили, что исчезло восемь колен, причём, это произошло уже во времена Птоломея. Как всё-таки считать?

Прот. Димитрий Смирнов: Вы знаете, я совсем в этом не компетентен. Не знаю. Надо спросить у специалистов по Ветхому Завету или у раввинов, как они думают. Я это никак не изучал, может быть, просто не помню. Не берусь сказать.

Прот. Александр Березовский: Такой вопрос к нам пришёл, батюшка: «Как достичь уважения?»

Прот. Димитрий Смирнов: Вопрос ставит в тупик. Обычно уважают людей, которые что-то умеют. Я замечал, таких людей уважают.

Прот. Александр Березовский: Ну, или за какие-то качества души.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Но качество души – это тоже ведь какое-то душевное умение. Даже какой-то пустяк. Допустим, человек метко кидает шайбу. И вот он забьёт три гола в одном матче – смотришь, все уважают, говорят, пишут о нём. Казалось бы – чего тут? Взрослый лоб закинул шайбу – экая невидаль. Или, допустим, поднял тяжёлый предмет, какую-то штангу. Или, как некоторые, самолёт сдвинул – его в Книгу рекордов Гиннеса запишут, начинают уважать. Или вот сейчас Путина стали сильно уважать за инициативу по Сирии. Такое предложить, что вроде и не откажешь. Это же надо сообразить. Разбомбить всё в пух и прах – это каждый дурак может. А вот придумать умную вещь – совсем не каждый. Всех разоружил одной фразой – и сразу уважение пошло.

Так что – когда человек что-то умеет хорошо... Всегда уважают того, кто умеет играть на скрипке или на альте, у кого хороший голос. Или вот Перельман задачку решил. Хотя он непростой в общении человек, как говорят, и по внешнему виду, – а знают, уважают. Также уважают тех, у кого денег много. Как добиться уважения? Стань миллиардерчиком – и будут уважать. Не так, как миллионерчика, побольше. Или вот, например, у нас есть женщина-пилот – высшим пилотажем занимается, делает все фигуры, сумасшедшие вещи, о ней даже иностранцы хотят фильм снимать. Потрясающая, красивая женщина, очень многим мужчинам может нос утереть – и все сразу уважают. Что-нибудь уметь делать хорошо – например, хорошо уметь врезать замки в дверь, аккуратно, чтоб не шаталось, чтобы замок долго служил. Все будут уважать, приглашать и ценить. Любое дело.

Я вот как-то рассказывал, как однажды вышел во двор, а у нас там парень из Таджикистана... Не парень, мужик уже, ему 52 года, я потом узнал. Спросил, как его зовут. Он говорит: «Талиб». Хорошее имя – Талиб. Я говорю: «Слушай, я никогда в жизни не видел, чтобы наш двор так хорошо убирался. Я тебя просто благодарю. Я тебе премию даю». У меня в кармане были деньги, и я ему дал. Говорю: «Вот тебе награда». Прямо до слёз. Я его очень уважаю. Он уже давно уехал к себе в Таджикистан – для внуков зарабатывал – а я его уважаю. Он навсегда остался в моей памяти – и лицом, и своим удивительным трудом. Казалось бы, дворник – невелика премудрость. Но с такой тщательностью, с такой порядочностью – ну просто блестящая работа. Любая блестящая работа вызывает уважение и желание выразить благодарность.

Прот. Александр Березовский: Да, батюшка, много Вы дали рекомендаций – такие простые пути, если человеку очень нужно уважение окружающих.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, многие хотят достичь уважения просто силой – подавить всех окружающих, пусть боятся и уважают.

Прот. Александр Березовский: Это будет страх. Это другое. В этом нет уважения.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер, батюшка. Почему в алтарь не пускают никого из прихожан?

Прот. Димитрий Смирнов: Почему? Не пускаем только прихожанок и маленьких мальчиков. Потому что они начинают разговаривать, брать не то, суету создают. А когда подрастут, начинаем уже пускать – чтобы приучать их, чтобы они потом на батюшек выучились.

Прот. Александр Березовский: Люди, побывавшие в католических храмах, задают вопрос: «Почему мы, православные, что-то прячем за алтарной преградой от прихожан? Там что-то происходит такое, что всем видеть нельзя?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, совсем не так. Алтарная преграда такой высоты возникла постепенно. Такие большие иконостасы, которые закрывают эту часть храма, появились только в XVI веке. А до этого – если мы возьмем Кремль, наш Успенский собор, то там однорядный иконостас, причём, написанный на стене небольшого размера – в размер местных икон.

Прот. Александр Березовский: То есть из храма всегда было видно через него, что происходит в алтаре?

Прот. Димитрий Смирнов: Через Царские врата. На Пасху они открыты. Когда священник служит, у которого есть такая награда – служить и отверстыми Царскими вратами – тоже открыты. Епископ когда служит, тоже всё открыто. Царские врата открыты.

Прот. Александр Березовский: Ольга из Москвы: «Качества супругов отражают друг друга. Например, моя обидчивость провоцировала гневливость мужа. Это я как-то преодолела. А какое моё качество может провоцировать его жадность?»

Прот. Димитрий Смирнов: Расточительность. Если жена не бережлива, муж должен как глава дома придерживать. Потому что женщины...

Прот. Александр Березовский: Им только дай.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ну не все. Но все исследования говорят: когда у них какие-то трудности душевные, это для них как для мужиков выпить – пойти в магазин, что-то купить ненужное. Это их очень оттягивает от проблем, как некоторая психотерапия. А так как муж главный добытчик, ему тоже обидно: «ишачу по две смены, а купили то, что никогда не будет нужно, ещё и квартиру захламляет».

Прот. Александр Березовский: Так что здесь лучше попридержать свои [аппетиты].

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще нужна умеренность. Если жена бережлива, то муж не будет жадным, скорее всего. Во всяком случае, не так остро это будет звучать.

Прот. Александр Березовский: Василий из Воскресенска: «Отец Дмитрий, из всех чудес, сотворенных Спасителем, мне никак не удается понять чудо умножения хлебов. Как умножались хлебы в руках апостолов на глазах у многих тысяч человек? Объясните, пожалуйста».

Прот. Димитрий Смирнов: А как чудо можно объяснить?

Прот. Александр Березовский: Ну, такой рациональный подход. Это знаете, как фокус: «а теперь – секрет фокуса».

Прот. Димитрий Смирнов: А как по водам ходил Господь? А как Он вознёсся в теле на Небеса? А как Он вочеловечился, не нарушив ключи девства? Мария, Мать Его, осталась Приснодевой. Да мало ли чудес. А как Лазарь Четверодневный воскрес, уже смердящий? Это как? Что-то он застрял на хлебах, наверное, кушать любит.

Ну, что у нас там ещё есть?

Прот. Александр Березовский: Александр из Москвы: «Поясните, пожалуйста, как правильно применить к жизни правило об отсечении своей воли и руководстве волей Божией? Для монашествующих это понятно – они находятся на послушании, – а как быть мирянам?»

Прот. Димитрий Смирнов: Так же и быть. «Для монахов свет суть ангелы, а для мирян свет суть монаси» (преп. Иоанн Лествичник, «Лествица»). Как раз монахи и служат для того, чтобы мирских людей возвышать, чтобы было, кому подражать – чтобы мы глядели на их ангельскую жизнь и сами устремлялись [вверх]. Вот наше правило – утреннее, вечернее – возникло из монашеского правила. Мы пользуемся и вечерними молитвами, и утренними, и ко Святому Причащению – всё из монашеских правил.

Прот. Александр Березовский: Ну вот так и получается, что человек в монахи не идёт, а как подражать?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, всем и не надо идти в монахи. Все и в математики, и в полицейские не идут. Представляешь, все бы ринулись в полицейские?

Прот. Александр Березовский: Но вот будучи мирянином подражать монаху, который живёт за стенами монастыря – это возможно? И полезно ли?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, а почему нет?

Прот. Александр Березовский: Разные условия жизни, разная обстановка.

Прот. Димитрий Смирнов: Монашеская жизнь такая же. Там игумен – отец, здесь отец – глава своего семейства. Всё то же самое. Монахи как отца слушают игумена, а в семье дети отца слушают как игумена, сами у него в послушании. И те поручения, которые отец даёт своим чадам, должны восприниматься как послушание.

Прот. Александр Березовский: Сергей: «Батюшка, по Вашему мнению, почему в 1917 году стало возможно массовое осатанение людей, которые становились на сторону большевиков и творили страшные вещи? Ведь страна была практически полностью православной, и подавляющее большинство людей были верующие?»

Прот. Димитрий Смирнов: Верующий – это не значит христианин.

Прот. Александр Березовский: То есть у людей повредилась вера.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И потом, конечно, был массовый отход от Бога и христианства именно интеллигенции, которая призвана быть духовно-нравственным руководителем – это люди, которые умеют читать книги. Интеллигенция потеснила в воспитательной роли духовенство и стала внушать людям ложные, вольнодумские идеи. За что боролись, на то и напоролись.

Прот. Александр Березовский: То есть сатана вложил в умы верхушки общества свои идеи?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Вольтерианский дух.

Прот. Александр Березовский: И пошёл с головы...

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. А народ-то простой – верит на слово. И до сих пор. Приходят две крашеные в белый цвет цыганки к какой-то бабушке, и говорят: «Мы соцработники». Ну куда пускать с такой физиономией? Нет, она открывает, всё показывает. Ну, наивные люди. И таких сколько? Эти пирамиды... Всё думают, сейчас из ничего будут деньги.

Прот. Александр Березовский: Такое ощущение, что людям нравится быть обманутыми. 

Прот. Димитрий Смирнов: Да не нравится, просто очень наивные и очень доверчивые. И не знают веры.

Прот. Александр Березовский: Но крестьянство-то знало веру. Они в ней выросли, были в ней воспитаны.

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет. Понимаешь, вера у людей простых накапливается микронными слоями, веками. А представляешь – родился парень. Ведь любая революция делается хунвейбинами. Подбить молодежь начать бить окна, переворачивать автомобили, всё поджигать – как нечего делать. Потому что они и так в лифтах кнопки жгут, всё исписывают – и дома, и заборы, и стены – всё хотят изгадить. А тут приходят взрослые люди, дают им винтовки – «давай, круши, это богатеи, всех на штык»... Старые лагерники говорят, что самое страшное – это малолетки. Они ни жалости не знают, ни порядка, ни справедливости. Только «крушить». Потому что чувства не воспитаны, злоба звериная, не окультурены никаким образом. Просто дикая орда. Аркадий Петрович Гайдар в 17 лет командовал полком. Что это значит? Это значит, был лютым зверем. В 17 лет мальчишке дать командовать полком – что он там накомандует? Только одно зверство, что он и проявлял, как говорит история. Может быть, поэтому и внучок, когда дорвался до [кресла] премьер-министра, устроил безжалостную реформу –  а, что там, миллионы погибнут, не страшно. Зато мы войдём в новый мир капитализма. А какой ценой – вообще никого не волнует, лишь бы идею воплотить. Тот же подход безжалостный. Сам никогда не управлял людьми, никакой ответственности не было, чисто умственная идея – «сейчас цены отпустим, и всё получится». Что получится? Грабь награбленное? Та же революция, только немножко другого плана. Всегда участвуют в революции хунвейбины и иностранные наёмники, наймиты. У нас тоже – латыши и китайцы, с их помощью подавление было. То же самое сейчас в Сирии, то же самое было в Ливии – иностранные наёмники и местные «подзуженные» ребята. Извне. И у нас извне. Все эти ленины, мартовы – откуда они все? Они все из Швейцарии, Германии, Англии «понаехали».

Прот. Александр Березовский: Алексей из Могилёва: «Имею твёрдое желание посвятить жизнь служению Богу, но в вопросе рукоположения хотелось бы свести усилие своей воли до минимума и положиться на волю Божию. Стоит ли предпринимать какие-либо шаги к решению этого вопроса?»

Прот. Димитрий Смирнов: Подход уж больно рациональный. Есть вопрос – человек сел за стол, написал, выучил и приступил к решению. Как будто это задачка по тригонометрии. Это всё не так.

Прот. Александр Березовский: Не хочется Богу навязывать свою волю – «пусть будет как Бог решит, а я буду сидеть и ждать».

Прот. Димитрий Смирнов: Под лежачий камень вода не течёт. Есть понятие синергии – нужно соединять свою волю с волей Божией. Тогда будет дело.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, отец Александр.

Прот. Александр Березовский: Пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Спасибо, что были с нами. Всего вам доброго, до свидания.

Прот. Александр Березовский: Всего доброго.

 

Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. Olenika:

      Спасибо, батюшка за разъяснение, а то придешь на исповедь рано — коврик сухой, а чуть замешкаешься, коврик весь мокрый.
      Вывод: спать надо меньше!
      Спасибо, батюшка!

    2. Ivanka:

      Спасибо, батюшки, и за разъяснения, и за пример терпения и снисхождения в общении с ближними.

    3. Александр, Москва:

      Спасибо, дорогие батюшки, за вашу работу по просвещению людей (и меня в т.ч.).
      Но почему-то власть предержащие любят вспоминать о Боге и верующих, только когда им это выгодно и необходимо.
      Был в воскресенье на молитвенном стоянии у Креста на Ходынском поле. Верующие и клирики просят власти воссоздать там храм Сергия Радонежского на Ходынском поле, который разрушили большевички в числе первых.
      И вот что ответил на это стояние С. Кузнецов, главный архитектор Москвы, потомок питерского чекиста, сам завезенный из Питера (как будто своих архитекторов в Москве нет). Мол, храма на этом месте никогда не было, много людей не хотят никакого храма, а лучше будет парк без всякого храма.
      Совсем рядом строится огромаднейший, безумных размеров торгово-развлекательный комплекс.
      Вот как эта власть заботится о духовном просвещении населения.

    4. makdalin:

      Спасибо!

    5. Алена:

      Спасибо Вам, Батюшка за наше просвещение!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.