Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2013.10.26
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 26 октября 2013 года.

   1. Отчего в человеке рождается подлость?   (1:13)

Корысть, страх, злорадование, страсть, равнодушие, покаяние, человекоугодие, разочарование

   2. Не является ли наша помощь страдающему человеку вмешательством в Промысл Божий?   (4:46)

Сострадание, невинные жертвы, страдающие дети, некроз души

   3. Если будет принят закон о запрете абортов, то как нам вырастить и воспитать брошенных детей?   (6:31)

Воспитание детей, кадры, педагоги, свобода греха, СМИ, эстрада

   4. Некоторые спортсмены собираются бойкотировать нашу Олимпиаду из-за принятия нами закона против гомосексуализма   (9:21)

пропаганда гомосексуализма, педофилия

   5. Как научиться смирению?   (10:08)

Терпение, смиренномудрие, смирение, долготерпение, труд, дух критицизма

   6. Как победить безволие?   (11:43)

Труд, понуждение на делание

   7. Как внушить ребёнку страх Божий и с какого возраста это нужно делать?   (11:53)

Страх Божий, воспитание детей

   8. В каких случаях можно дать отпор иноверцам в физическом плане?   (12:25)

Адекватные меры, Бирюлёво, сход, мигранты, москвичи, накал страстей, машина Ползунова, Лившиц, таджики, узбеки, киргизы, кавказцы

   9. О правах человека   (21:50)

Ангела Меркель, Олланд, прослушка, терроризм, безопасность

  10. Есть ли в человеке, не раскаявшемся в своих грехах, образ и подобие Божие?   (23:52)

Возможность покаяния, благодать Божия

  11. В каком порядке полезней знакомиться со святоотеческими творениями?   (24:44)

Отцы-аскеты, отцы-учителя, аскетическая литература, Антоний Великий, авва Дорофей, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, «Моя жизнь во Христе», Нил Сорский, Тихон Задонский, «Сокровище духовное от мира собираемое»

  12. Как избавиться от греха расточительства?   (26:18)

Сребролюбие, стяжательство, накопительство, мшелоимство, процесс покупки, шопинг

  13. Кто Вы по политическим взглядам и как Вы относитесь к такой форме правления как самодержавная монархия?   (29:00)

Наследственная монархия, выборная монархия, Гейдар Алиев, выборщики

  14. Существует ли сейчас в России человек, способный стать монархом?   (32:34)

Русский гений, Путин, Николай II, русский народ

  15. Почему Владимир Познер обвиняет Православие в неуспехах нашего экономического развития?   (36:06)

Эльдар Рязанов, кириллица, латиница

  16. Как бороться с жестокостью? Надо ли идти к психотерапевту?   (37:23)

Религиозность

  17. Какого Вы мнения об отце Власии Перегонцева из Пафнутьев-Боровского монастыря? Он сказал, что монархия должна быть абсолютной   (38:38)

частное мнение, исторические формации, государственная власть, революции

  18. В молитве о детях есть слова: «непостыдное деторождение». Что это значит?   (43:21)

Не постыдить род

  19. Я мусульманин, хочу принять Святое крещение, а близкие против   (44:04)

ислам, нетерпимость к инаковерию, Аллах, Бог Единый, тайное христианство, Иран

  20. Правда ли, что первая мысль, которая приходит батюшке, когда с ним советуешься, она от Бога?   (47:32)

Серафим Саровский, молитва, Священное Писание

  21. Полезно ли детям играть в войну?   (48:52)

Пейнтбол, командный дух, мужское воспитание, хоккей, война, быть готовым к войне, армия, физкультура

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром начинаем нашу программу в прямом эфире радио «Радонеж». Можете позвонить к нам в студию по телефону 8(495)959-59-39. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Напоминаю, что вы также можете присылать к нам в студию ваши вопросы по sms на короткий номер 5522. В начале сообщения не забудьте написать слово «Вера» и через пробел – текст Вашего вопроса. Батюшка, начну с тех вопросов, которые к нам пришли на наш сайт. И вот с чего хочется начать: «Отчего рождается в человеке подлость?»

Прот. Димитрий Смирнов: Две вещи обычно стимулируют это рождение. Например, корысть. А во-вторых – страх. Ну, в-третьих – тоже бывает, но это когда уже зло пустило глубокие корни в человека, когда сподобился того, что вырастил в себе такое свойство, которое называется злорадование, то есть само зло приносит ему уже радость. Так что у каждого этого проявления отрицательного всегда стоит в корне какая-то страсть.

Прот. Александр Березовский: Чаще всего, как мы знаем по Евангелию, по предательству Иуды, это корысть.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, но тут не только корысть. Тут и человекоугодие можно как-то рассмотреть, и разочарование.

Прот. Александр Березовский: Но вот когда осуждает суд, присуждает невиновному реальный срок, признаёт его виновным, что здесь? Это же тоже подлость?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну конечно. Конечно. Это уже вот ну... потеря всяческих человеческих свойств.

Прот. Александр Березовский: То есть человек уже в глазах этого судьи потерялся где-то за какими-то вещами?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Есть такой термин: «выгорел». Его, конечно, надо дисквалифицировать. Это человек, который теряет свойство человека. Ну, равнодушен к судьбе другого, к его личности. Он спит спокойно. Отправил невинного и спит спокойно. Но таких немало, говорят.

Прот. Александр Березовский: Но вот как можно или самому исцелиться или помочь исцелиться человеку от такого состояния?

Прот. Димитрий Смирнов: Исцелиться всегда можно покаянием.

Прот. Александр Березовский: То есть человек должен увидеть...

Прот. Димитрий Смирнов: Увидеть и покаяться в этом. А что там видеть? Ну если человеку дают, допустим, восемь лет условно, после этого судью сразу надо на «мыло»... Ну я, конечно, выражаюсь фигурально, но это же понятно. Есть, ну, как бы такие вещи, очевидные для человека, даже не специалиста.

Прот. Александр Березовский: Но при этом все остальные терпят это.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну как-то вот... Ну и потом, существует какая-то корпоративная солидарность.

Прот. Александр Березовский: «Человеку Бог предписал некое страдание. Вот наша помощь не является ли вмешательством в Промысл Божий?»

Прот. Димитрий Смирнов: Так для этого Он и предписал, выражаясь теми же словами, чтобы мы сострадали.

Прот. Александр Березовский: Чтобы именно эту помощь-то и оказали.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну конечно. Конечно. Страдающие люди нам нужны, дети, невинные жертвы. Потому что что мы за люди? «Сам виноват!» А вот когда заведомо сам не виноват? Ну вот ни в чём не виноват. Три года человеку. Вот всё. И то у нас странное отношение. Если, допустим, ребёнку год и меньше, то он вообще за человека не считается.

Прот. Александр Березовский: Всё зависит от возраста, значит.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Не, ну когда не родился – это вообще не человек.

Прот. Димитрий Смирнов: Полное равнодушие общества.

Прот. Александр Березовский: Да, странное какое-то деление получилось.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, вот что-то как-то там вот внутри людей такое произошло непонятное, что там что-то человеческое отмерло. Такой некроз души.

Прот. Александр Березовский: Интересный вопрос такой, батюшка, может, немножко странный: «Если будет принят закон о запрете абортов, то как нам вырастить и воспитать такое количество брошенных детей, ведь бросать-то станут больше?»

Прот. Димитрий Смирнов: Что значит «как воспитать»? Ставится задача, и она выполняется.

Прот. Александр Березовский: Видно, человек спрашивает, кто будет ими заниматься и их воспитывать и растить.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, мы будем одновременно растить людей, которые будут этим заниматься. Это как когда государство нуждается в таком-то количестве врачей, под это делают такое-то количество институтов.

Прот. Александр Березовский: Ну как...

Прот. Димитрий Смирнов: Если, конечно, общество будет воспитывать своих членов в ненависти в детям, к чужим детям и так далее, то тогда, конечно, ничего не выйдет.

Прот. Александр Березовский: Вот я хотел спросить, как воспитать милостивого, благородного человека? В каком институте этому учат, батюшка?

Прот. Димитрий Смирнов: Ни в каком сейчас. А надо. Но только это не институтская задача, а школьная. Ну, первым делом нужно вычистить всё пространство. Наконец, покончить со свободой. В Интернете, на телевидении. Вот с этой разнузданной свободой греха нужно покончить. Если по-прежнему грех будет царствовать,то никого не воспитаем. Это совершенно безнадёжное дело. Потому что ты воспитываешь, а тебе с эстрады поют совсем другое, или в фильмах показывают, или в ток-шоу.

Прот. Александр Березовский: Нужно закончить. А кто это закончить? Это же должно быть что-то такое законодательно?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну а что? Трудно закон написать? Полчаса. Ну, кто-то повизжит, конечно.

Прот. Александр Березовский: Да я думаю, что не кто-то, а столько вообще будет визгу...

Прот. Димитрий Смирнов: Задача – воспитывать поколение. А всякое воспитание две половины имеет: первое – сеем доброе-вечное, а второе – уничтожаем всё недоброе и временное. Остаётся только положительное.

Прот. Александр Березовский: Прочитал в Интернете, что какие-то спортсмены, а может быть, какие-то даже страны собираются бойкотировать нашу Олимпиаду из-за принятия закона против гомосексуализма.

Прот. Димитрий Смирнов: Такого закона у нас нет.

Прот. Александр Березовский: Ну вот даже те попытки...

Прот. Димитрий Смирнов: И попыток не было. Просто не подпускают этих людей к нашим детям. Вот запрещено им заниматься пропагандой в детской аудитории. Тут просто понятно, что гомосексуализм и педофилия — это две родные сестры.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот вопрос нам пришёл: «Как научиться смирению?»

Прот. Димитрий Смирнов: Через терпение. Это азбука. Сначала терпение, потом смиренномудрие, потом смирение.

Прот. Александр Березовский: Вот при всём том, что, видно, происходит в нашем обществе, вокруг наших детей, вокруг нас самих, семей наших, ну как тут? Всё это терпеть? Долготерпеть?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну разные существуют законные методы, чтобы это не терпеть. Но я имею в виду не такое терпение. Ну мы же не терпим и задержку автобуса, мы не терпим и плохую погоду, мы не терпим чистоты на улицах.

Прот. Александр Березовский: То есть начать нужно просто с таких бытовых неудобств?

Прот. Димитрий Смирнов: Со всего. Нужно трудиться. Очень труд помогает.

Прот. Александр Березовский: Но, к сожалению, это не мешает людям всё обсуждать и всё критиковать.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это понятно. Вместо того, чтобы что-то исправить, люди языки чешут, и от этого ничего не меняется. А надо хоть что-то, чтобы каждый что-то делал.

Прот. Александр Березовский: «Как победить безволие?»

Прот. Димитрий Смирнов: Тоже трудом. Нужно всё время себя понуждать на делание.

Прот. Александр Березовский: «Прочитала в поучениях преподобного Амвросия Оптинского, что невнушение детям страха Божия бывает причиной всех зол и несчастий. А как внушить ребёнку страх Божий и с какого возраста это нужно делать?»

Прот. Димитрий Смирнов: С беременности. Страх Божий должны иметь родители.

Прот. Александр Березовский: И являть ребёночку.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Слушатель: Добрый вечер, батюшка. Меня зовут Станислав, я из Москвы. У меня такой вопрос. В связи вот со всеми событиями, которые происходят сейчас в Москве у нас, у меня вопрос такой. Где так грань, за которой грубостью уже возможно отвечать на грубость? Вопрос назрел в связи засильем вот этих иноверцев. Они же воспринимают это как слабость, когда им не даёшь отпор. Где та грань, когда я уже могу им дать конкретно, даже в физическом плане, отпор?

Прот. Димитрий Смирнов: Да давайте на здоровье. Что, какие вопросы-то? Надо ведь меры подбирать адекватные. Что значит адекватные. Адекватные – это которые приносят положительный результат.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но вот в нашей ситуации, действительно, в Москве, какие меры, на Ваш взгляд, адекватные?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот в Бирюлёво народ вышел на улицы, сделали сход – сразу реакция. Вполне адекватная мера. Преступник мгновенно был найден.

Прот. Александр Березовский: А нет у Вас такого ощущения, что это назначенный преступник? Вот было велено: найти во что бы то ни стало.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, никто не велел. Все сами понимают, что в такой ситуации, когда народ осерчал... Ну, представляешь, что это такое, когда русский человек осерчал?

Прот. Александр Березовский: Ну, судя по событиям, там...

Прот. Димитрий Смирнов: Вот на немцев осерчали. И крупнейшая европейская армия просто была ликвидирована, и всё. Осерчали русские люди... И осерчают. Ведь всё равно, сколько бы ни было приезжих или заезжих, если русские люди осерчают, то в течение двух недель все заезжие и приезжие уедут. Жить-то хочется... Понятное дело, есть государство, есть люди, отвечающие за порядок на улице, чтобы всё было в рамках закона... Потому что ведь когда народ осерчает, он уже мало думает о законе, когда страсти кипят. Поэтому, естественно, принимаются меры. Поэтому такая мера – тут же найти преступника, и приложили... Я узнал: сорок следователей, самых лучших специалистов на это бросили. А что значит «бросили»? Они оставили другие дела. Следователи – это во всех странах – чрезвычайно перегружены. Чрезвычайно. А тут бросили. Потому что ну невозможно не найти человека. Это нереально. Особенно в городах, где тысяча глаз, да есть фоторобот. Ну это нереально. А тем более, когда есть миллиончик, всегда можно заработать... Ну это вообще... Мгновенно человека нашли. И всё, и решили вопрос. Но тоже все понимают, и эта строгая мера об этом свидетельствует, что если в твоём околотке что-нибудь произойдёт, ты слетишь с должности, поэтому ты должен мониторить ситуацию, принимать превентивные меры, чтобы не было грубости, потому что одна потасовка, другая, а потом приезжие начинают палить, а местные начинают отвечать. А потом некоторые местные не прочь подраться вообще по любому поводу, что нам футбол показывает... Так что это всё ситуация очень напряжённая.

Прот. Александр Березовский: Но, на Ваш взгляд, власти держат ситуацию под контролем?

Прот. Димитрий Смирнов: Пока замечательно держат.

Прот. Александр Березовский: Потому что у многих москвичей вообще какая-то паника появилась: не начало ли это какой-то крупномасштабной войны между москвичами и приезжими?

Прот. Димитрий Смирнов: Так войны можно избежать.

Прот. Александр Березовский: Ну то есть народу для этого надо выйти?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, потому что тогда власть услышит. Уже поймут, что накал страстей. А так пока ситуация полностью под контролем. Но мы-то понимаем, что эта ситуация будет нарастать, если не принимать быстрые радикальные меры по сокращению количества приезжих, которые оказывают естественное давление на местных жителей. Ну представим себе, вот те люди, которые у нас живут за городом в своих особняках, и семиметровые у всех заборы, вот они бы приехали с работы домой, на дачу или в свой собственный дом, а там ходят разные люди: киргизы, таджики, узбеки, все очень симпатичные, кавказцы, человек 16, вот они ходят, у них шашлык там, они плюют на пол, они пристают к твоей дочке, внучке: «Дэвушка, дэвушка, иди к нам шашлык есть», у них хорошие намерения: «Я жениться на тебе хочу». Ты приходишь, подъезжаешь в своём шестисотом мерседесе, открывают ворота, а там вот... Как? А у кого нет особняка и семиметрового забора, ему как? Он приходит в магазин – в очереди этот народ стоит, в метро – этот народ. Везде. Торгует – этот народ. И он говорит: я вообще-то не подписывался жить ни в Душанбе, ни в Ташкенте, ни в Бишкеке. Они не на меня работают, а на тех, кто в особняках. Поэтому давайте, ребята, если вы хотите жить в особняках, хотите, чтобы всё было дружно, вы о нас думайте. Мы по количеству мигрантов превысили все страны. Значит кому-то это выгодно, кто-то с этого деньги имеет. А нам-то что? Как нам? А людей бедных гораздо больше... У нас немножко все такие решения запаздывают. Поэтому не надо этот котёл доводить до ста градусов. Любой котёл взорвётся. Любой.

Прот. Александр Березовский: Ну если в него подливать немножко холодной водички...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, надо тогда подливать. Там же «под запояску» налил – всё, пар всё разорвёт, мощнейшая сила. Надо эту энергию куда-то направлять, в какое-то движение. Как машина Ползунова работает, вот так же и здесь. Но это очевидно. Ну просто очевидно. Это ещё Лившиц сказал: «Делиться надо». Количество миллионеров-миллиардеров увеличивается, их состояние тоже. А остальные? Они же должны думать, они же выкачивают из общей земли себе богатство. Надо так сделать, чтобы и остальным было... Ну, так-то не будет, но хоть чтоб можно было жить. А то ну что? Тухлятину просроченную продают в магазине, медицина разрушается, таблетки незнамо какие, пустышки продают – это ещё хорошо, а то ещё всякую вреднятину. Ну и так далее, и так далее. Нельзя так к народу относиться. Я понимаю, это трудно, и сделано очень много, если сравнить с 90-ми годами. Но надо ещё быстрее, ещё, ещё и ещё. То есть, конечно, тем, кто за всё это отвечает, за порядок, не позавидуешь. Ну просто не позавидуешь.

Прот. Александр Березовский: Как любят кричать о правах человека у нас в России. Стоит чего-нибудь кого-нибудь лишить, каких-нибудь прав, и тут же визг на весь мир.

Прот. Димитрий Смирнов: А с другой стороны, как действуют американские спецслужбы? Есть у Ангелы Меркель права на личную жизнь? Нет. В целях безопасности от терроризма надо все её разговоры обязательно прослушивать. И так же у Олланда, и у других президентов, премьер-министров. Их всех во всём мире надо прослушивать. А вдруг они готовят террористический акт? У нас все под подозрением, все должны обязательно быть спокойны. Что там союзнички затевают? Может, они лицемерят? Всё знать! Вот они и права человека. Что ты после этого сделаешь? Да, ну, права, они есть.

Прот. Александр Березовский: Но безопасность дороже.

Прот. Димитрий Смирнов: Все понимают, что права – это для парижской выставки. А шум – это политика. Кнопочку включаешь – нужный человечек, который денежки за это получает, начинает шуметь. Или что, надо думать, что он за это дело так болеет? Ну, посмотри на его лицо. Можно, глядя на это лицо, поверить, что он за это болеет?

Прот. Александр Березовский: Не верится.

Прот. Димитрий Смирнов: Как-то вот не верится. Потому что всё в одни ворота. Вот всё в одни ворота. Если уж права человека – ну тогда по всему миру. А то как-то очень выборочно и в нужное время. Не очень убедительно.

Прот. Александр Березовский: «Подскажите пожалуйста, есть ли в человеке, не раскаявшемся в своих грехах, образ и подобие Божие? Или они уже исчезли? И если да, то в чём?»

Прот. Димитрий Смирнов: Они не исчезли, но, конечно, образ помутнился, а подобие деградировало. А так, конечно, следы присутствия образа и подобия Божия сохраняются в человеке. Поэтому это даёт возможность человеку, который уверует, обратиться к Богу и покаяться. И он может измениться по благодати Божией.

Прот. Александр Березовский: «Отец Дмитрий, расскажите пожалуйста, как правильно знакомиться со святоотеческими творениями? С чего начать? И, может быть, есть какой-то базовый порядок, составленный опытным путём?»

Прот. Димитрий Смирнов: Опытный путь советует так, что сначала мы читаем отцов-аскетов, а потом отцов-учителей. То есть начинать надо с аскетической литературы.

Прот. Александр Березовский: Ну, с кого, например? Давайте, может быть, предложим...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, с Антония Великого, например.

Прот. Александр Березовский: Или аввы Дорофея.

Прот. Димитрий Смирнов: Авва Дорофей, конечно, да.

Прот. Александр Березовский: Очень доступный автор.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Но можно почитать и русских авторов тоже, близких нам во времени: владыка Игнатий Брянчанинов, святитель Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе». Очень много там перлов духовных рассыпано... Из более ранних – Нил Сорский, надо обязательно прочитать. Тихон Задонский «Сокровище духовное от мира собираемое». Вот.

Прот. Александр Березовский: Ну я думаю, что для начала достаточно.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, тем более, книжки толстые, а Игнатия так вообще пять томов.

Прот. Александр Березовский: «Наряду с другими грехами у меня есть грех расточительства. Есть ли у Вас для меня какой-нибудь совет? Пожалуйста, поделитесь, как исправить этот грех?»

Прот. Димитрий Смирнов: Расточительство проявляется из-за сребролюбия. Это как бы оборотная сторона. Сребролюбие проявляется и в стяжательстве, и в расточительности.

Прот. Александр Березовский: Интересно, обычно сребролюбие проявляется в накоплении, а тут...

Прот. Димитрий Смирнов: Это чаще. Но расточительство тоже это...

Прот. Александр Березовский: А не ближе ли это к мшелоимству, когда человек покупает...

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Нет-нет-нет. Совершенно другое удовольствие человек получает. Расточительство – это человек ходит по магазинам, что-то покупает, для него важна не сама вещь, важно не чтоб её иметь, чтоб она висела или лежала, а сам процесс покупки. Он сладострастно рассматривает, покупает, он испытывает от этого удовольствие. Врачи даже говорят, что это такой признак, когда это человека радует, веселит и прочее. Он испытывает удовольствие, как от наркотика.

Прот. Александр Березовский: Говорят: «лучший допинг – это шопинг».

Прот. Димитрий Смирнов: Вот. Вот видишь, какие интересные ты знаешь пословицы. Это какие-то уж новенькие, я таких не знал. Вот. Именно-именно. Человек вот от самого процесса получает удовольствие. И даже я с одной женщиной разговаривал, она мне говорит: «Вот, пойду в магазин», я говорю: «Ну у тебя ж нет денег на такой магазин», – «А я всё равно похожу, посмотрю». Добавить немножко мечты, и ты уже как будто купил. И вот любой продавец скажет, что есть ряд таких покупателей, которые изводят. Чем? Покажи ему это, покажи то. Она тратит на него время, а он ничего не купит – денег нет. А она не знает же. А если ему сказать: «Ничего не покажу, покажи деньги», то будет скандал, и выгонят с работы. А таких на самом деле сколько угодно.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, такой вопрос: «Вы человек известный своей общественной деятельностью. Хотелось бы узнать, а кто Вы по политическим взглядам и как Вы относитесь к такой форме правления как самодержавная монархия?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я неплохо отношусь к такой форме правления, и прекрасно себе отдаю отчёт, что сейчас это невозможно.

Прот. Александр Березовский: А вообще в принципе, так даже в теории это возможно?

Прот. Димитрий Смирнов: Возможно. И это лучшее устройство. Но я не за наследственную монархию, а за выборную.

Прот. Александр Березовский: Что, царя выбирать на некий период? Не пожизненно?

Прот. Димитрий Смирнов: До его кончины.

Прот. Александр Березовский: А, всё-таки до кончины.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, там, допустим, до 80-ти лет. После 80-ти лет – на покой. Если за это время он подготовит своего отпрыска, государство и народ признает, он хороший будет царь, то тогда можно ему наследовать. Ну вот как у Гейдара Алиева сынок. Это он был монархом и сыну передал власть. Все согласны. То есть это вполне может быть, если заняться тем, что из тех сыновей, которые есть у царя, допустим, из шестерых сыновей, он выбирает наиболее способного, и ещё кого-то на его место – вдруг он заболеет тяжело, и готовит его к будущей монаршей доле. Тяжелейший труд. Как говорится, врагу не пожелаешь быть монархом. Очень трудно. Вот, и начиная с 7-ми лет его готовят. И тогда он... Потом он вступает в некую конкурентную борьбу. Может Парламент кого-то предложить. И какие-то выборщики из народа могут сказать: нет, мы не хотим, чтобы эта династия продолжала править, нам не понравились некоторые деяния нашего государя, мы хотим другого. Вот это, мне кажется, лучше. Тогда не нужно будет никаких революций, переворотов, что очень вредно для страны. Ну, и, конечно, должно быть ограничение каким-то законом: если монарх не удовлетворяет народ, то у народа должен быть механизм, чтобы отстранить монарха от власти и выбрать либо кого-то из его сыновей в каких-то особых случаях — дочерей, или выбрать нового монарха из всего населения.

Прот. Александр Березовский: Ну а на Ваш взгляд, существует ли такой человек, который мог бы эту ношу понести?

Прот. Димитрий Смирнов: Да в России очень много всяких гениев. В этом смысле мы богатейший, как мне кажется, народ на земле. Можно найти два-три десятка людей, которые были бы монархами... Ну а потом, этому же всем можно обучиться. Вот взять нашего современного президента. Когда он начинал, никому даже в голову не пришло бы, что он будет таким сильным президентом. А он и сильный, и умный, и проводит совершенно безукоризненную блестящую внешнюю политику. После Николая II это единственный приличный глава государства. Все остальные были неприличные.

Прот. Александр Березовский: Ну что ж, будем надеяться, что у нас будет продолжение этого...

Прот. Димитрий Смирнов: А для этого надо это решать. И здесь, конечно, народ должен иметь возможность сказать своё слово. Но для этого народ должен созреть.

Прот. Александр Березовский: Созреть до того, чтобы заявить о своём желании иметь монархию?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну конечно. Мы должны сами решать свою судьбу. Мы – русские. Мы должны! Мы построили это великое государство, мы создали эту величайшую культуру, мы должны решать свою судьбу. Потому что нет русских – нет государства. Всё. Это государствообразующий народ. Это тоже тяжёлая ноша, потому что мы ответственны за все 180 народов, которые живут на нашей территории, которые пришли под крыло двуглавого орла.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ну раньше Европа зависела от России. Сейчас ситуация обратная. Сейчас российская экономика во многом интегрирована в европейскую, и мы зависим...

Прот. Димитрий Смирнов: Сейчас просто все зависят. А Европа разве не зависит от нашего газа, металла, нефти? Так же зависит. Это всё взаимно.

Прот. Александр Березовский: Вот так опять стать совершенно независимым государством – это возможно, на Ваш взгляд? Сейчас весь мир интегрируется друг в друга. Даже такая страна как Китай, далёкая вообще от всех и достаточно самостоятельная, она уже зависит от мировой экономики. И России сейчас предлагается путь наперерез всему мировому пути.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот те попытки построить какие-то другие сообщества, ЕврАзЭС, к примеру, это говорит о том, что Россия за свой суверенитет борется, и достаточно успешно.

Прот. Александр Березовский: Ну дай-то Бог.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер!

Слушатель: Добрый вечер. Отец Дмитрий, скажите пожалуйста, вот Владимир Познер часто обвиняет по телевизору Православие в неуспехах экономического развития нашего.

Прот. Димитрий Смирнов: Не только. Я однажды слышал своими ушами, как Эльдар Рязанов говорит, что беда русского народа в том, что у нас собственная азбука. Если бы у нас была латиница, то всё бы было нормально. Ну и что от Эльдара Рязанова можно спрашивать? Или от Владимира Познера? Это можно пойти в Африку, взять какого-нибудь бушмена, и он скажет: надо бушменский язык, тогда всё у вас будет хорошо. Познера же никто не может заподозрить в любви к России, сколько бы он про это ни говорил. Он, по-моему, абсолютно честный человек, всё как думает, так и говорит.

Прот. Александр Березовский: «Как бороться с жестокостью? Это удел духовной жизни, и надо обратиться к священнику или необходимо идти к психотерапевту?»

Прот. Димитрий Смирнов: С психотерапевтами сложно. Потому что психотерапевт ещё должен понимать, кто ты есть. Если ты исповедуешь ислам, то нужно, чтобы и психотерапевт исповедовал ислам того же направления, которое и ты. Потому что у людей религиозных основа поведения и взгляда на мир исходит из их религиозности. Поэтому не каждый психотерапевт подойдёт. И священник не каждому может помочь, а только тому, кто живёт и мыслит в системе координат той конфессии, которую этот священник представляет.

Алло, Добрый вечер!

Слушатель: Добрый вечер, батюшки! Это Виктор из Москвы. У меня такой вопрос. Вот несколько лет назад я спрашивал по поводу монархии у отца Власия Перегонцева из Пафнутьев-Боровского монастыря, и он сказал мне, что монархия должна быть абсолютной. Вот Вы какого мнения об отце Власии?

Прот. Димитрий Смирнов: Очень много о нём слышал, но я с ним не знаком. А потом, что значит «мнение»? Вы хотите, чтобы я давал оценку? Любая оценка – положительная или отрицательная – это есть осуждение. Господь нам не велел вообще-то суд выносить. Поэтому с моей стороны это неуместно как-то. Что говорить о предмете, который ты не знаешь? А потом, я почему на этот вопрос стал отвечать? Люди спросили, что мне нравится. Но вообще-то не дело священника говорить, что должна быть такая-то и такая-то и такая-то форма правления. Это ведь совершенно не относится к сфере ведения Церкви. Поэтому когда я говорю о каких-то таких вещах, я говорю исключительно как Дмитрий Смирнов, а не как священник, от имени Церкви. Это мне вот так вот представляется из того, что я прочёл в своей жизни. Вот, и вот какие-то такие мнения у меня сложились. Может быть, это всё неправильно. Это не мне решать, и более того, я никогда и не буду это решать. И никогда не наберусь и смелости и наглости вообще это каким-то образом решать. Так, своё частное мнение убогое могу высказать. Опять же, может, кому-то это понравится. Может, на что-то это повлияет в мнении ещё какого-то человека. Но это совершенно не обязательно. Церковь может и должна жить при любых исторических формациях. Просто я как русский человек болею за нашу страну, за русских болею, за все народы, которые у нас живут. Очень рад тому, что у меня в приходе 34 национальности. Все эти люди мне дороги. Никто не может сказать, что я татар люблю больше чем таджиков. Или так далее. Мне интересен сам человек. И чем его национальность более редкая, тем этот человек мне более интересен. Как он мыслит, как говорит, как в него Православие проникает. Наблюдать такую красивую картину мне очень любо. Вот. Так же и с государством. Потому что на самом деле форма правления совершенно не важна. Христианин должен и может жить в любых условиях: и во время войны, и во время мира, и во время гонений на Церковь, и во время благополучия церковного. И так далее. Всегда нужно стараться жить по-христиански. Также и государственную власть всегда нужно поддерживать, потому что она сохраняет от хаоса. А всякие революционные процессы мне, например, глубоко отвратительны. Потому что всегда придёт хулиганьё, и наихудшие люди всплывут на самый верх, что бывает во всех революциях, и в революционном процессе любые несправедливости и беззакония удесятеряются. Всегда бывает гораздо хуже. А те, кто делают революцию, они народ ненавидят, хотя и говорят, что они за народ. Да ничего подобного. Всегда кончается массовыми расстрелами и так далее, и так далее.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас.

Слушатель: Здравствуйте. Раба Божия Галина. Скажите, в одной из молитв о детях есть такие слова: «И Твое благословение на семейную жизнь и непостыдное деторождение». Непостыдное деторождение – что это значит? Как это понять?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Что тут автор имел в виду, не совсем понятно. Наверно имеется в виду, чтобы плод нашего рождения не постыдил наш род. Если Вам нравится такое толкование, можете его принять... Как ты считаешь?

Прот. Александр Березовский: Вполне, батюшка.

«Я мусульманин. В какой бы город и куда бы я ни приехал, обязательно захожу в церковь. В церкви чувствую себя хорошо, и становится очень спокойно. Последние годы всё чаще убеждаюсь, что мне по духу ближе христианство и христианское вероучение. Год назад приобрёл крестильные принадлежности, выучил наизусть “Отче наш”, молитвы, прочитал Новый Завет. Но мои близкие все против. И ещё говорят, что за принятие Православия мусульманину грозит смертная казнь. Как мне быть и что делать? Почему такое непонимание близких?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это не близких, а это такое религиозное восприятие. Близкие воспитаны в исламе, и поэтому вот такое отношение, что если ты изменил вере, то тебя полагается убивать. Это так, обычай такой – резать тех, кто принимает христианство, покидая ислам.

Прот. Александр Березовский: Такая нетерпимость к инаковерию.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да.

Прот. Александр Березовский: «Если не с нами, то тебе не жить».

Прот. Димитрий Смирнов: Не то что «не с нами», а тут рассматривают как измену Аллаху. Хотя на самом деле никакой измены Аллаху, с нашей точки зрения, нет. Он же к Богу Единому пришёл. Потому что те мусульмане, знакомые мне лично, которые приняли христианство, это сделали тайно.

Прот. Александр Березовский: Ну да, так безопаснее.

Прот. Димитрий Смирнов: А некоторые вот и не принимают. Вот сегодня мне пришёл привет из Тегерана. У меня есть одна прихожанка, она живёт в Тегеране. Но раз в два-три года, как только денег накопит, она приезжает в наш храм, обычно Великим постом. Помогает нам в уборке храма, очень верующий человек, она по-русски говорит хорошо. Она мусульманка, но очень любит христианскую церковь, и я её очень люблю, очень скучаю по ней. Персиянка такая у нас есть. Много лет она посещает наш храм. Может быть, со временем она и захочет креститься, не буду ей препятствия никакого чинить, что и естественно. Но понимаю, как с ней поступят, если она в Тегеране объявит, что она приняла православную веру. Не смотря на то что с Ираном у нас хорошие политические отношения, я думаю, ей там несдобровать. А так совершенно восхитительная женщина, подвижница. Всю ночную службу на Пасху у нас отстаивает. Но вот два года уже не была, я по ней скучаю. Вот сегодня привет от неё передал человек, который был в Тегеране.

Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Слушатель: Алло, добрый день. Ольга из Твери. Мне хотелось узнать Ваше мнение, говорят, первая мысль, которая приходит, особенно если батюшкам, с которыми по какому-то поводу советуешься, она от Бога. Это так или нет? А потом возникают сомнения.

Прот. Димитрий Смирнов: Бывает, так. А, бывает, и не так. Так что человек, который не научился вопрошать Бога, он всё время ищет какого-то внешнего критерия. Вот у нас, например, когда звонок зрителя, загорается лампочка. И каждый хочет, чтобы лампочка загоралась. Нет, такого нет. Поэтому человек должен наизусть знать Священное Писание, и быть близок к Богу в молитве, тогда ошибок будет меньше. Но чтобы их не было совсем – так не бывает. Сам преподобный Серафим говорил, что у него бывали ошибки.

Прот. Александр Березовский: «Когда говорю от себя, ошибаюсь».

Прот. Димитрий Смирнов: Да, именно так он и говорил.

Прот. Александр Березовский:«Полезно ли детям играть в войну?»

Прот. Димитрий Смирнов: Смотря какие формы принимает эта игра.

Прот. Александр Березовский: Вот сейчас очень такие популярные пейнтбольные состязания, когда две команды стреляют друг в друга...

Прот. Димитрий Смирнов: Это очень полезно. Ну это как хоккей. Это очень полезно. Но и не так травматично, как хоккей. Это командный дух воспитывает, очень сплачивает детей. Потом даёт им такое мужское воспитание. Вот я вижу, мы своих сирот из всех трёх детских домов стараемся на пейнтбол водить, благо благодетели наши этом помогают.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а то, что ребёнок стреляет в человека, пусть шариком, но старается в него попасть, то есть выстрелить, это как, для его души не вредно?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Не вижу ничего вредного. Потому что это игра, и все это понимают. И потом, время от времени война-то бывает. Мы должны к этому готовиться. Русские люди всегда воевали. Мы должны, живя мирно, будучи мирными людьми, к войне быть готовы каждую минуту. Я считаю, что каждый должен проходить армию, что физкультура должна быть главным предметом в школе. В этом я согласен с нашим Министерством образования. Так говорят, что сейчас стало больше уроков физкультуры – это я за. У нас семьи в основном однодетные, поэтому мамочки квохчут над своими деточками, и не дают им физически развиваться, а это просто необходимо – и мальчикам, и девочкам.

Всего вам доброго. До свидания. Будем живы-здоровы, до следующей субботы.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, спасибо Вам за Ваши ответы.

А вам за ваши вопросы. Пишите на наш сайтwww.dimitrysmirnov.ru. Будем рады ответить, всего доброго.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. msa:

      спасибо

    2. makdalin:

      Cпасибо!

    3. Ru.stick:

      Спаси Господи, батюшки.. На этих передачах сознание уже взрослых людей не только перестраивается или укрепляется, а и, попросту, формируется с нуля.

    4. moroz:

      Здорово сказали про богатых!! Может, кто и услышит. Может, кто и послушает!! Очень красиво сказали! И пример отличный привели. Молодец, батюшка. Ваше чувство юмора помогает мне бороться с унынием :) Спаси, Господи!

    5. dmitry.r:

      «мы сами должны решать свою судьбу — МЫ РУССКИЕ!»

      • Tatiana_Piter:

        А как вы хотите решать судьбу? Вот я тоже русская во всех поколениях, — вы и мою судьбу собрались решать? Интересуюсь, раз такое дело, — как, кто, на каком основании? В текущий исторический период меня устраивает, как решает судьбу страны и мою, соответственно, тоже, действующий президент, которого я тоже, как и о.Димитрий, считаю лучшим правителем России за последнее столетие. А любого революционера считаю подлецом, убийцей и предателем народа, тем более, если он русский. Так что тут надо еще хорошо разобраться, кто рвётся осчастливить нацию.

        • чел:

          )
          Tatiana_Piter, подведите движок хронометра на видео к 34:14.
          dmitry.r просто процитировал слова о.Дмитрия с точностью до буквы и интонации.
          С уважением.

    6. Evgenij-pozitivnyi:

      Благодарю :)

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.