Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 22 декабря 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 22 декабря 2013 года.

   1. О поездке о. Димитрия на Ставрополье   (0:28)

Русский Народный Собор, защита семьи, казаки, кавазский народ, чеченские профессора, советские люди, Советский Союз, СССР

   2. Сейчас проводится голосование за запрет абортов в России. Почему только теперь государство захотело узнать мнение народа? Что сделать, чтобы был принят соответствующий закон?   (3:26)

Церковная молодёжь, околоцерковная молодёжь, Госдума, запрет абортов, РОИ, политика, запрет на курение в общественных местах, убийство детей, чиновники

   3. Что нужно сделать, чтобы в нашей стране запретили аборты?   (6:13)

Предвыборная программа, Владимир Путин, бесплатные аборты, минздрав, беременность, психолог, священник, врач, не убий, женская консультация, отказ от аборта, акушер-гинеколог, абортмахер, антиабортное воспитание, самоубийство народа, власть, ППЦ «Жизнь», социальная реклама

   4. О либеральных ценностях в России   (11:54)

общественное мнение, прививание либеральных ценностей, отвращение, масоны, Николай I, Пестель, Рылеев, заговорщики, парламентская система, Дума, Совет Федерации, представительская власть, правящая партия

   5. Почему столь немногие люди голосуют за запрет абортов?   (15:12)

Процедура голосования на РОИ, неинформированность народа, безразличие народа

   6. Стоит ли провести референдум на тему принятия закона о запрете абортов?   (15:45)

Левада-центр, противники абортов, запрет абортов, астрология, Гитлер, Карл Маркс, Ленин, Дзержинский, надежда Крупская, Троцкий

   7. Может ли протестант стать крёстным для ребёнка из православной семьи?   (16:57)

Крёстный, православная вера, вера в Пресвятую Троицу, приятие в Православную Церковь, достойный человек, протестантизм, католичество, Катехизис, основы православной веры

   8. Почему Бог не даёт детей тем людям, которые очень хотят этого? Какое отношение церкви к искусственному оплодотворению?   (20:47)

Основы социальной концепции, Иоаким и Анна, Богородица, наказание за грехи, научить молиться, бездетные, усыновление, сироты

   9. Зачем Бог даёт детей тему, кто готов этого ребёнка убить?   (22:49)

Блуд, употребление алкоголя, убийство детей, нарушение заповеди, не прелюбодействуй, не убий

  10. Что значит выражение: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Лк. 6, 41)?   (24:59)

грех, убийство, глупость, осуждение, аборты, падший человеческий разум, искажённое восприятие действительности

  11. Год назад женился, но понял, что семейная жизнь не для меня. Хочу уйти в монастырь. Можно ли развестись?   (27:27)

Ответственность, брак, обеты, построение домашней церкви, грех, последствия греха, ошибка, убийство, кража, искупление, несение креста,

  12. О блудном сожительстве   (30:42)

незарегистрированный брак, ответственность, регистрация брака, мужской инфантилизм

  13. Как можно упростить систему вывоза детей-сирот на святые места заграницу?   (33:22)

Азовское море, детская база для отдыха, дети-сироты

  14. Мне и моей подруге по 30 лет, мы целомудренны, но очереди из женихов к нам не выстраивается   (36:28)

разводы, целомудрие, доступность женщины, сожительство, свадьба, умопомрачение, бизнес-леди, инфантилизм мужчин

  15. Заставлять ли ребёнка учиться, если он всеми силами этому сопротивляется?   (40:32)

Принцип арабской лошади, заинтересованность в учёбе, дети и компьютер, дети и телевизор, развращение детей, улица, среда общения для ребёнка, выбор школы, компьютерные игры

  16. Внучка отрицательно отреагировала на изображение обнажённого тела в Третьяковской галерее   (43:23)

психическая травма, ошибка педагога, ошибка родителей, возрастная психология, педагогическая ошибка, детская исповедь, психическое развитие, социальное развитие

  17. Очень большой наплыв детей в воскресную школу. Брать ли только детей постоянных прихожан нашего храма или можно брать детей даже из семей, далёких от Церкви?   (47:33)

Настоятель, здравое христианское учение, воскресная школа, помещение для воскресной школы, преподаватели воскресной школы, взрослая воскресная школа, детская воскресная школа

  18. К кому мы обращаемся, когда читаем строчки молитвы: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу»?   (51:34)

Бог, Христос, Дух Святый, благодать Божия, прославление Бога, Нераздельная Троица

  19. Как Вы относитесь к поиску будущей жены через Интернет?   (53:18)

Сеть, знакомство с родителями, сайты знакомств, знакомство через Интернет

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой», и сегодня, как обычно в воскресный вечер, у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, отец Александр. Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Особенно ставропольцы, с которыми я буквально в обед расстался.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, может быть, немного расскажете о цели Вашей поездки и о Ваших впечатлениях от тех встреч, которые там состоялись?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, встречи со старыми и новыми друзьями, а мой приезд туда был посвящён тому, что там возник некий местный филиал Русского Народного Собора. И, так как одна тема была близкой мне – семья и её защита, – я счёл своим долгом принять приглашение митрополита Ставропольского и Невынномысского Кирилла. И сразу после нашего Епархиального собрания, в этот же день отправился туда.

Прот. Александр Березовский: Это инициатива Церкви – организация этого филиала? Или это местные власти?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, власть присоединилась. Это была инициатива христиан-мирян, которую поддержала Церковь. Что весьма ценно. Там вообще довольно активная молодёжь, и присутствовали казаки, конечно. И, что особенно ценно, представители северокавказских народов, хотя и армяне были, это уже Закавказье. Так что очень интересные были знакомства, и очень мне по сердцу пришлись два чеченских профессора ставропольского университета – очень вдумчивые, интеллигентные люди. Практически по всем вопросам у нас совпадение – если не буквальное, то по идеологии вполне совпадаем. Что тоже ценно.

Прот. Александр Березовский: Это профессора старой закваски, да?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Мне ровесники примерно [эти] господа.

Прот. Александр Березовский: То есть это люди из Советского Союза.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Ну, я тоже советский человек, куда же от этого денешься.

Прот. Александр Березовский: Советский Союз всё-таки делал людей более-менее одинаковыми. Одна из целей была такой.

Прот. Димитрий Смирнов: Во всяком случае, очень многое из того, что там происходило, формировало личность, конечно.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, попросили такие несколько вопросов задать. «Сейчас проводится общенародное голосование по запрету абортов в России. Почему только теперь государство захотело узнать мнение народа?»

Прот. Димитрий Смирнов: По-моему, это не государственная инициатива, а [инициатива] церковной и околоцерковной молодёжи. А если 100 тысяч наберётся голосов, то уже Дума должна рассматривать. Но сама Дума ещё не готова...

Прот. Александр Березовский: ... к рассмотрению этого вопроса.

Прот. Димитрий Смирнов: К рассмотрению его положительно. Молодёжь всегда стариков не слушает, на самом деле для таких проектов – а это глобальный проект для России, он касается нашей политики в глобальном масштабе, потому что это связано с миллионами людей, а где речь идёт о миллионах, там начинается политика – надо сперва готовить почву, а она совершенно не готова. Для тех же самых советских людей, которые в Думе заседают, запрет аборта менее понятен – и они в этой теме себя хорошо чувствуют, – чем, допустим, запрет на курение в общественных местах. И тот запрет очень долго обсуждался, была социальная реклама по телевидению, телевидение в основном смотрит старшее поколение. А тут молодёжь бурлит и не понимает, что, даже если Дума примет к рассмотрению, кто-то напишет этот закон – потому что сами они до сих пор ничего не написали, – будет отрицательный результат, вот в чём дело, и тема будет закрыта на многие годы. Посыл правильный, понятно. Я как христианин его поддерживаю: убивать детей – это очень плохо, даже хуже, чем взрослых. Но мне-то хотелось бы результата, а результат будет такой же, как от бомбардировки петардами на Новый год, никакие стены не рухнут.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ну а что нужно, чтобы был положительный результат? Сменить состав Госдумы, воспитать новых чиновников? Это что, процесс на десятилетия?

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, нужно добиваться от каждой партии... а в следующем созыве будет очень много одномандатников, буквально с каждого требовать ответ на вопрос «как Вы относитесь к запрету абортов?»

Прот. Александр Березовский: То есть в предвыборной программе чтобы это было чётко прописано.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, например. Это первое деяние. Второе – нужно ещё сделать много шагов. Ясно, что под воздействием церковной общественности Владимир Путин, наш президент, запретил рекламу абортов. Это первый шаг. Второй шаг должен быть – отмена бесплатных абортов за счёт бюджета. Третий шаг – отделить аборт от Минздрава. Беременность – это не заболевание, а аборт – это не исцеление, а, наоборот, травма очень серьёзная, с далеко идущими последствиями. Поэтому это не Минздрав, а какая-то другая структура должна делать. Человек приходит, его встречает психолог, священник и врач. Женщине говорят: «Вы знаете о последствиях?» Священник говорит, какие духовные последствия. Ты нарушаешь заповедь «не убий» – какие последствия.  Акушер говорит, какие последствия будут от травмы родильного аппарата и слома перестройки организма на роды и вскармливание ребенка. Потому что о колено ломают всю систему, которая в организме настроена. Юрист тоже должен всячески попытаться отговорить.

Вот я был в Саратове, они добились, что каждая консультация проводит такое консультирование, и каждого десятого ребенка уже удается спасти. Ещё мера: каждый врач, акушер-гинеколог, имеет право отказаться от аборта. А впоследствии чтобы эту процедуру делал не врач, а специально обученный техник по убийству детей. А врачи должны быть просто готовы к тому, чтобы, если после убийства ребёнка откроется кровотечение или ещё что-то, оказать помощь – у нас огромные деньги Минздрава идут на послеабортные приключения женского организма. Вместо того, чтобы больным помогать, помогают женщинам, травмированным этой процедурой. Потом нужно во всех школах ввести обязательную программу антиабортного воспитания. В 9, 10, 11 классах обязательно каждый школьник должен пройти курс. И показывать по телевидению постоянно, и постоянно об этом говорить, то есть нужно эту скрипку общественного мнения настроить против убийства детей, которое есть самоубийство народа. Понятно, что и те члены нашей представительской власти будут в курсе дела и будут настраиваться, у них совершенно изменится мнение. Благодаря нашему центру «Жизнь» за 20 лет всё население оповещено о том, что аборт – это убийство. Теперь любого человека на улице спроси – и он обязательно скажет, что он в принципе против абортов, со всякими «но», но он знает о том, что это убийство. Из людей непросвещённых – только подростки. Они только на землю приехали, они не знают, над чем мы 20 лет трудимся. То есть это должно быть перманентно. И обязательно, постоянно нужно к этому возвращаться в прессе, нужно специально этим заниматься. И [нужна] социальная реклама. И тогда общественное мнение стронется [с сегодняшней позиции]. И после этого – пожалуйста, провести кампанию.

А преждевременная кампания так же нелепа, как прививать либеральные ценности. Любой либерал у нас больше трёх процентов не наберёт: все либеральные ценности нашим народом не приемлются либо вызывают полное отвращение – и к тем людям, которые проповедуют эти ценности, и к самим, так сказать, либеральным ценностям. Почему – ну бессмысленно [их насаждать] в России, которая тысячу лет и знать про них не знала, кроме небольшой группки заговорщиков-масонов, которые организовали «Северное» и «Южное» тайные общества в начале XIX века и с которыми Николай I прекрасно покончил с помощью артиллерии. А потом ещё повесил 5 человек – совсем не много. А остальные поехали в Сибирь, предварительно предав кого только можно, все «стучали» друг на друга как из пушки, то есть показали удивительную «стойкость» в своих идеалах. Продали всех, даже тех, о ком точно не знали – «скорее всего, этот тоже участвовал, у меня сведений нет, но я так думаю». Даже так закладывали все эти «неподкупные» Пестели, Рылеевы и прочая публика.

Но это было несколько сотен человек на всю Россию, они подловили момент смены императора и, как все заговорщики, надеялись на успех. А так – это не то, что непопулярно, но непонятно так же, как двухпалатная парламентская система для России. Практически любой россиянин – кроме тех же нескольких сотен – при словах «Дума», «Совет Федерации» просто плюётся, потому что не понимает ни что это, ни кто это, ни кому это надо, ни почему у них такие зарплаты. Ничего народ не понимает. Не понимает, чем [эти] люди занимаются, и им платят большие деньги. Худшего способа настроить народ на представительскую власть не существует. И в этой ситуации чего-то добиться? Поэтому народ, понятное дело, голосует за власть предержащих в лице правящей партии. И правильно делает – в этом хотя бы есть какая-то надёжность по сравнению с «котами в мешке», которые очень любят говорить непонятные слова.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но вот уже давно идёт это голосование, но почему-то очень немногие люди голосуют против абортов. Что это – безразличие или неинформированность людей?

Прот. Димитрий Смирнов: И безразличие, и неинформированность, и очень сложная процедура, как говорят, у этого голосования. Сделано как нарочно: не просто ткнул в мягкий экран мизинчиком, нет, какая-то жуткая процедура.

Прот. Александр Березовский: Но вообще, со временем, стоит ли... Может быть, даже общероссийский референдум провести на эту тему? И возможен ли он?

Прот. Димитрий Смирнов: А уже был опрос общественного мнения. Не помню, кто из исследователей проводил, но совершенно ясно, что чуть меньше половины населения у нас – собственно, как и в США – противники абортов, но за запрет абортов – менее 30 процентов.

Прот. Александр Березовский: Это среди 80 процентов крещёных людей, да?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, так у нас 62 процента верят в астрологию. Ну, крещёные. А Гитлер что, некрещёный с Карлом Марксом и Лениным, и Дзержинским? Все были крещёные. Даже Надя Крупская – и та была крещёная, вот кошмар-то. Про Троцкого неизвестно, скорее всего, нет. А так...

Прот. Александр Березовский: Батюшка, у нас есть первый вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер.

Телезритель: Добрый вечер, Александр из Рязани. Хочу крестить сына, выбрал человека, которого считаю достойным [стать крёстным], но он протестант. Имеет ли право он крестить?

Прот. Димитрий Смирнов: Если кратко, то нет. Но жалко, что Вы не понимаете роль крёстного. Потому что можно достойного найти не только из протестантов. Можно атеиста, а ещё лучше – мусульманина, какого-то ваххабита очень достойного. Можно коммуниста, можно буддиста.

Прот. Александр Березовский: С мусульманином у меня тут был случай. Пришёл один и говорит: друг-мусульманин очень хочет стать крёстным.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, просто люди не понимают. Давай объясним.

Прот. Александр Березовский: Крёстный – тот, кто научит маленького человечка истинной вере в Пресвятую Троицу.

Прот. Димитрий Смирнов: Православной. Протестант-то может научить вере в Пресвятую Троицу. А крестят же ребёнка в православной Церкви. Просто человек не знает, что такое Крещение. А Крещение – это принятие человека в православную Церковь, причём Русскую Православную Церковь. И как... Это совершенно невозможно, технически. Как человек, не имеющий, допустим, паспорта американского, может стать президентом Соединённых Штатов? Даже если он достойный человек. Взять какого-то африканца из Гвинеи, очень достойного, и предложить. Это невозможно. Вот [Арнольд] Шварценеггер не родился в Америке, а эмигрировал из Германии. Всё. Губернатором – пожалуйста, но это твой предел, хоть бы ты и всю жизнь прожил в Соединённых Штатах, а приехал в Соединённые Штаты будучи недельным от роду. Вот тебя где-то родили в Гвинее и через 5 дней привезли на самолётике в США. Не можешь быть президентом – всё. Так же и здесь. Хоть ты и достоин, хоть ты и протестуешь против всех, а можешь быть и «за» – католик не протестует, а всё равно не может. Поэтому – извините, Вам надо читать катехизис. Есть такая книга об основах православной веры. Поспрашивайте в православных магазинах, посмотрите в интернете, почитайте, может быть, что-то у вас останется важное в уме и сердце.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте.

Телезритель: Здравствуйте, батюшка. Почему Бог много лет не даёт детей людям, которые очень хотят иметь детей? И второй вопрос: какое отношение у Церкви к искусственному оплодотворению? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Какое отношение у Церкви к искусственному оплодотворению? Отсылаю Вас к Основам социальной концепции Русской Православной Церкви. Найдите в интернете или возьмите в приходской библиотеке специально, чтобы Вы сами нашли ответ, это очень важно. Почему Бог не даёт детей? По разным причинам. Вот Иоаким и Анна, родители Девы Богородицы, тоже очень долго, много десятилетий, ждали детей и молились. И вот родилась у них единственная девочка, и она стала Богородицей. То есть их ожидание было не напрасным. Бывает – за грехи, бывает – для того, чтобы людей научить молиться. Очень много разных причин. Бывает... Много знаю случаев, не один, когда бездетные муж и жена решаются взять сироту. Возьмут одного сироту, возьмут другого сироту. А третьего [ребенка] зачинают сами. Таких случаев очень много. Значит, Богу угодно проверить, что для них важно – «свое собственное» или они вообще любят детей. Вот таким образом это проверяется.

Прот. Александр Березовский: Одни просят детей, и Бог им не даёт, а другие готовы убить нерождённого. И Бог знает, кто хочет, а кто не хочет. Одним – не даёт, а другим – как бы под нож даёт.

Прот. Димитрий Смирнов: Участвующие в создании ребёнка в большинстве случаев – только какая-то небольшая часть замужем и женаты – узнают, как [друг друга] зовут, несколько позже. Говорят, «интимная близость – это не повод для знакомства». Такое у них отношение. Относятся к этому как к какой-то приятной процедуре, желательно со спиртным в дополнение к гулянке. Но Богом уже создан механизм, и он, естественно, работает. Но не для того, чтобы людей убивать, а для того, чтобы все люди опомнились. В чём они должны опомниться? Они должны глубоко понять, что нарушение одной заповеди приводит к нарушению другой. Если седьмую заповедь нарушаешь, то нарушаешь заповедь и шестую, и пятую, и все другие постепенно.

Прот. Александр Березовский: Кто нарушил одну заповедь, тот нарушил все.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Поэтому очень логично: за нарушением заповеди «не прелюбодействуй» идёт нарушение заповеди «не убий».

Прот. Александр Березовский: Ещё есть звонок у нас. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Здравствуйте, раб Божий Олег. Что значит выражение Господа нашего Иисуса Христа: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?» (Мф., 7, 3)

Прот. Димитрий Смирнов: Это означает вот что, дорогой Олег. Человек склонен видеть небольшой грех в другом, а большой грех в себе не видит. Возвращаясь к нашему предыдущему разговору. Сидят две подружки и обсуждают третью: «Ой, Мань, она такая дура». – «А ты, Оль, аборты делала?» – «Делала, четыре». Так что лучше – четырех человек убить или дурой быть? Человек видит глупость другого, а не видит своего собственного убийства, и о нём совершенно забывает. Каждый осуждающий видит то, что на поверхности, «сучок в глазу», а «бревна в своём глазу» не чувствует. Вот такое свойство падшего человеческого разума, от которого Господь нас и предупреждает, чтобы мы никого не осуждали.

Прот. Александр Березовский: Своё «бревно» кажется «сучком». А его «сучок» – «бревном».

Прот. Димитрий Смирнов: Да, но это говорит только о том, что мы неправильно держим бинокль, то есть, у нас перевернутое, искажённое восприятие действительности.

Прот. Александр Березовский: «Год назад женился, но вскоре понял, что семейная жизнь – не моя стезя. Я и раньше хотел уйти в монастырь, а сейчас это желание усилилось. Могу ли я развестись, чтобы всецело посвятить себя Богу?»

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, человек может всё: развестись, а потом жениться на той же, с которой развёлся, и так четыре раза, такое бывает. Я слыхал про одну пару, которая разводилась три раза, а потом три раза опять женилась. Человек может всё. Но не всё, что мы можем делать, нам полезно. А полезно нам нести ответственность за свои поступки. Потому что брак – это ответственность за другого человека и обет строить домашнюю церковь. Поэтому человек обязан свой крест нести до конца.

Прот. Александр Березовский: Даже если понял, что это не его.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, что значит «не его»? Ну, это смешно. Представляешь себе: стадо коров, а в нём бык. И вот в один прекрасный момент он как-то задумался и понял, что это «не его». Чем для него это кончится? Его к осени зарежут, и дадут всех коров другому быку. Что значит «понял»? Есть вещи, которые нужно понимать заранее. А иначе – грех, и все последствия этого греха будешь нести.

Прот. Александр Березовский: Человек говорит: ну, я ошибся, и что мне теперь – всю жизнь мучиться?

Прот. Димитрий Смирнов: Так жизнь-то – всего тридцать лет. Конечно. Ты ошибся, и что теперь? Ну, ошибся – ничего, извини. А если твоя ошибка в том, что ты убил кого-то или обокрал? Ну, ошибся, погорячился, обокрал... Посиди.

Прот. Александр Березовский: Подумай.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, подумай, или как. Но как-то надо искупить.

Прот. Александр Березовский: Донеси свой крест до конца.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, так полагается – ты же взял на себя ответственность. Тебя никто силком в ЗАГС не тянул. «Я понял». А если послезавтра ещё чего-нибудь поймешь? Так можно всю жизнь понимать.

Прот. Александр Березовский: Вот потому сейчас многие молодые и говорят: чтобы потом не разочаровываться всю жизнь, мы поживём и решим.

Прот. Димитрий Смирнов: Так «пожить» – это уже брак, это уже ответственность.

Прот. Александр Березовский: Пока ещё не зарегистрированная никем и ничем.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, по крайней мере, между вами двумя. Что значит «пожить»? «Пожить» – это и есть вместе начинать строить свою жизнь. А потом – «что-то ты вяло как-то с кухни в магазин бегаешь, недостаточно борзо: вчера 8 минут 14 секунд, а сегодня аж 12». Нет, ты мне не годишься. А она на тебя уже три года истратила своей молодой жизни.

Прот. Александр Березовский: Да, к сожалению, этот пример очень распространён сейчас.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот если женщина не хочет оказываться в таком состоянии... А практически все женщины, которые идут на брак без регистрации, через три года, в среднем, оказываются в таком положении – выброшенными на помойку как старый ненужный веник, который уже плохо подметает. «А, ты любишь? Хорошо. Пожить? Ну, пойдем, зарегистрируем брак, познакомимся с твоими родителями. А нет – ну, извини. Ты не готов? Ну, иди готовься, мальчик. Занимайся гимнастикой, читай книжки, играй. Раз ты не готов, значит, ты ещё и не мужчина. Как же с тобой «пожить»? Это уже педофилия какая-то. Нет уж, когда будешь мужчиной, звони». И тогда к каждой женщине выстроится очередь желающих. А так как сейчас все дамы сломя голову стремятся с кем-нибудь «пожить», поэтому они в 40 лет и остаются на помойке, никому не нужные.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, по поводу очереди есть хороший вопрос, но у нас есть звонок в прямом эфире. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте.

Телезритель: Здравствуйте, я президент фонда, мы возим детей-сирот на Святую Землю к православным святыням. Уже возили три группы. Это дети слепоглухие, и у нас были исцеления: мальчик и девочка после молитвы у Гроба Господня стали видеть свет и тень. Как можно упростить систему вывоза детей-сирот за границу? Шесть месяцев добивались разрешения на их вывоз.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, какое дело... Я вообще не представляю. Наш приход на Азовском море – это море, можно сказать, детское, там мягкий спуск, песчаное дно, неглубоко – создал базу отдыха для детей. Там с мая можно купаться – одна партия детей приезжает, другая уезжает. Но своих детей-сирот – а у меня три детских дома – вывезти туда я не могу, потому что какая-то сумасшедшая процедура по поводу того, чтобы вывезти детей-сирот, всяческие препятствия. Я не знаю, как это преодолеть, [как] вообще бороться с нашим чиновничеством и теми людьми, которые разрабатывают эти странные нормы. Хотя у нас очень многие дети нуждаются в этом, потому что купание в солёной теплой воде весьма полезно при тонзиллитах, при аденоидах, и так далее. А к нам детки часто поступают уже с такими диагнозами. И вот – всё есть, у государства не просим ничего, но легально вывезти невозможно. Поэтому я поздравляю вас, что вам удалось [вывезти] три группы, нам пока это не удается.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, отвечая на вопрос, какой должна быть женщина, Вы сказали «целомудренной». Мне 30 лет, я целомудренная девушка, вполне привлекательная, образованная. Моей подруге тоже 30, она ещё и бизнес-леди, состоявшаяся, тоже целомудренная. Но очереди из женихов к нам что-то не выстраивается, и никто не завоёвывает».

Прот. Димитрий Смирнов: Я же говорил, что ещё одно условие должно быть: чтобы все женщины так договорились. Все.

Прот. Александр Березовский: Ну да, когда от других можно получить всё и сразу...

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Как раньше у нас было – ведь все женились, не было никаких разводов. Перед революцией у нас было 4 развода на 1000 браков. Это же меньше половины процента. А сейчас – 65 процентов. Почему? Потому что женщина стала легкодоступной. Это все женщины должны быть целомудренны. А у нас сейчас старшее поколение толкает на такое сожительство молодых. И она свою молодость тратит на человека, который не собирается на ней жениться. Вот в этом всё дело. Она тешит себя надеждой, что он женится.

Прот. Александр Березовский: Старшее поколение толкает – это что, потому что самой не удалось так пожить, что ли?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю. Совершенно не знаю. У меня есть подозрение, что им жалко денег на свадьбу. Потому что люди жадные. Хотя свадьба – что, это такая обязанность? Пришли, чайку попили с эклерами, букет из астр за 200 рублей. Что ещё нужно? Господи, помилуй! А всё показуху хотят устраивать. И конечно, молодая девушка обрекает себя заранее, лучшие годы тратит на человека, который «не готов». Это такое, я бы сказал, умопомрачение. Но для бизнес-леди есть выход в силу инфантилизма наших мужчин. Надо самой выбрать и сделать ему предложение. Выбрать хотя бы воспитанного, порядочного, у которого жалование какое-то. Не богатого, но хотя бы чтобы работа у него была хорошая, стабильная, пусть зарплата небольшая. Хорошего человека. Он с детьми бы сидел. Такого выбрать и родить от него детей. У меня была в приходе такая пара. Она вышла за него замуж, но дальше шофёра в её конторе он карьеру не смог сделать. А надо выбрать человека всё-таки ей по уму.

Прот. Александр Березовский: Ну, хотя бы, чтобы детей любил, семью ценил, к жене хорошо относился.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, так вот, практически. Чтобы семья была хорошая.

Прот. Александр Березовский: «Будет ли добрым делом заставлять ребёнка учиться? Наш всеми силами этому сопротивляется».

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще этот вопрос – сложный. Но очень важно ребёнка заинтересовать каким-то поприщем. Есть такой педагогический принцип – «принцип арабской лошади». Не знаю, так ли, но, когда выводилась эта прекрасная порода, которая считается чистокровной, вешали корм для лошади далеко впереди – чтобы шея тянулась, и эта прекрасная и знаменитая арабская лошадиная шея удлинялась. Если ребёнок к чему-то тянется – а для этого нужна для него мотивация, ему должно быть интересно – тогда он сможет кем-то стать. Он может поприще сменить, но сама привычка тянуться к чему-то даст ему возможность в любом деле кем-то стать. Но для этого нужно ребёнка изолировать от компьютера и телевизора. Эти две игрушки, во-первых, развращают детей...

Прот. Александр Березовский: Тогда ещё и от улицы, от общения с теми, кто с этим компьютером дружит.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, в общем, по возможности нужно для детей создавать среду общения другую – из детей, чьи родители ставят такую же задачу. И школа должна выбираться не по принципу «какая ближе», а по принципу «какая лучше». Тогда какой-то сдвиг обязательно будет.

Прот. Александр Березовский: А так просто силком заставлять...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это трудно, это только до известного предела. Если ребёнок уже отравлен этими игрушками, у него тяга к одному: играть. А это занятие совершенно тупое. Последние мозги [теряются]. Даже у взрослых – если папочка играет в компьютер, это всё, хана, через 5 лет это уже дубина стоеросовая.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер.

Телезритель: Здравствуйте, отец Дмитрий и отец Александр. Московская область, София. Внучка учится в художественной школе, в третьем классе, 9 лет. У них в классе была организована экскурсия в Третьяковку, и внучка очень отрицательно реагировала на изображение обнажённого тела. Как к этому относиться?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это дело родителей. Девочка явно не готова к этому путешествию в Третьяковскую галерею. Реагирует она совершенно правильно, соответственно своему возрасту и своему мироощущению. А то, что ей предлагается, для неё является преждевременной травмой психической. Тут недоработка и родителей, и самого учителя: вместо того, чтобы получить пользу, девочке нанесли неизбывную травму, которую она будет изживать не один год. Я бы сказал, что Вас с этим поздравляю, но тут поздравлять не с чем, хочется ругаться. Самое мягкое слово в отношении родителей и учителя, которое у меня в голове звучит – «идиоты». Потому что это зависит только от возрастной и психической готовности детей. Девочке ещё рано. Как некоторым мальчикам в 7 лет рано идти на Исповедь. И тупо в день рождения тащить его на Исповедь во что бы то ни стало, как делают родители... Ну, что делать, если идиоты? Это большая ошибка, потому что цифра «семь» – это условно. Тем более, эта цифра «семь» для Исповеди возникла так давно, что тогда в 7 лет дети уже участвовали в работе взрослых, они гораздо более были развиты психически и умственно, и социально, чем современные семилетки. Очень редко я встречаю мальчика семи лет, который готов к Исповеди. А идиотов-родителей, которые заставляют его исповедоваться – сколько угодно встречаю, к сожалению. Я даже не понимаю, откуда во взрослых людях столько тупости. Моё педагогическое сердце этим всё время травмируется.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, от непонимания сути.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Вы зря мне рассказали об этом, я теперь за Вашу внученьку очень расстроился. Бедная девочка. Спаси и помоги.

Прот. Александр Березовский: Есть звонок ещё у нас. Добрый вечер.

Телезритель: Преподаю в приходской воскресной школе. Наш город очень сильно застраивается, и [наблюдается] массовый наплыв детей в воскресную школу. К сожалению, большое количество детей набирать физически нет возможности. Как поступать? Ограничивать количество детей или брать всех, и они сами отсеются? Склоняюсь к тому, чтобы отдавать предпочтение детям наших прихожан.

Прот. Димитрий Смирнов: Надо Вам спросить у вашего настоятеля. Потому что задача ведь наша какая? Не чтобы воскресная школа функционировала, тогда достаточно и двух учеников. А [чтобы была] возможность преподать здравое христианское учение как можно большему количеству людей. Поэтому воскресная школа должна так работать, чтобы [учились] все желающие. Если в храме нет такого помещения, то можно договориться с соседней школой. Если там не идут на то, чтобы пустить деток, которые, в большинстве своём, в этой школе и учатся, то сами родители должны этому способствовать. А можно завучу жалование положить – все скинулись по пятьдесят копеек, и ей будет добавка в 20 тысяч рублей, и она уж за 20 тысяч пустит кого угодно и куда угодно. И столько нужно преподавателей в воскресную школу, чтобы охватить всё количество детей. Всё. Надо 50 преподавателей – значит, надо 50 находить. Принимать, не принимать... У воскресной школы совершенно другая задача. Конечно, к маю будут отсеиваться, это совершенно ясно. Но это неважно. Детки хотя бы услышат и об иконе, и об Иисусе Христе. А то у нас молодой человек, который в начале звонил, крёстного нашёл протестанта. Это же говорит о том, что он вообще ничего не понимает, и ему самому надо в воскресную школу. У нас, например, параллельно с детской воскресной школой существует и взрослая. Тут детки учатся, а в соседнем классе родителям рубанком мозги стругают, чтобы они тоже хоть что-то поняли, чтобы могли с детьми хотя бы о чём-то поговорить.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, ещё у нас есть звонок один. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Добрый вечер, уважаемые батюшки. Алексей, Екатеринбург. В утренних молитвах есть строчки «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу», и далее. Кому конкретно посвящены эти строчки?

Прот. Димитрий Смирнов: Как Вы думаете? Какие-нибудь мысли есть на этот счёт?

Телезритель: Первое предложение – скорее всего, Богу-Отцу. Но два других предложения – Святому Духу или Христу.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну что ж, вполне годится толкование. Но может быть троекратное обращение ко Христу, потому что Он – Царь Славы. «Кто есть сей Царь Славы? Господь есть Царь Славы». Кто воцаряется в нашем сердце? Христос Своей благодатью.

Прот. Александр Березовский: Но, прославляя Христа, мы прославляем и Отца Небесного, и Духа Святаго.

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется. Потому что Троица – нераздельная. Но он же не знает. Нам надо объяснить.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, как Вы относитесь к поиску будущей жены через интернет? Я довольно застенчивый молодой человек, и познакомиться лицом к лицу мне трудно».

Прот. Димитрий Смирнов: Интернет – это просто мы закидываем сеть. В сеть попадается разная рыба. Мы сеть вытаскиваем на песок и смотрим, какая рыба съедобная, какая – нет. Несъедобную выбрасываем. Потом выбираем ту, которая нам по душе. Мы же всю сетку не съедим. Нам нужно сейчас, на ужин. На ужин должна быть одна – хорошая и вкусная, и знакомая нам рыба. Как и в лесу – гриб нашёл, а не знаю, какой. Не бери – это чревато. Тот, который точно знаешь, который уже ел, такой [бери]. Так и здесь. И начинаешь: приводишь к маме. «Мама, я застенчивый, ты не очень, как тебе девушка, нравится? Я не знаю, о чём с ней говорить, ты поговори с ней». Потом к батюшке, потом к приятелям. Я помню, один мой приятель, когда я его познакомил со своей женой, говорит: «Слушай, а у неё сестры нет?»

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но сейчас в интернете много сайтов знакомств, и православные люди часто смущаются: а по-православному ли это – знакомиться через интернет?

Прот. Димитрий Смирнов: Испокон веков, с древности люди знакомились через интернет. Тут абсолютно всё православно.

Прот. Александр Березовский: Только выбирай с разумом.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, дело в том, что процесс выбора должен быть длительным – годик, полтора, два. Не то, что надо перебрать 700 кандидатур, по штуке на день. А выбрал ту, которая по сердцу, а потом начинаешь её изучать – её, её семью, её сестру, брата… Жену брата – как она, довольна? Говорят, чтобы человека узнать, надо с ним съесть пуд соли. Купить 16 килограмм соли и вместе обедать, завтракать, ужинать. И потихонечку узнаешь.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за такой практический совет. Пора нам прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, рад стараться. Всего вам доброго, закупайте соль. Будем живы-здоровы – увидимся в следующее воскресенье.

Прот. Александр Березовский: Спасибо вам за ваши вопросы. Всего доброго, до свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 14

    1. Kesanna:

      А мы познакомились с мужем через интернет.

    2. IgorNikolaevich:

      Спасибо о Димитрий ! … сразил наповал Ваш ответ «про быка и стадо коров» … давно так не смеялся :)

    3. FIL:

      Вообще какая то странная история с голосованием. то о. Дмитрий призывает голосовать, теперь говорит что преждевременно… Но раз уж голосование началось то голосовать надо хотя бы потому что не следует допускать чтобы нелюди в этом голосовании одержали верх.

    4. VladSh:

      Не часто увидишь, как батюшка расстраивается (вопрос №16).
      Мы смотрели всей семьёй эту передачу, и батя заметил, что ему, когда в возрасте под 40 он был в Третьявовке, тоже было неудобно…
      И мне не нравится. Ладно бы ещё была видна душа! (мы ведь в душе стремимся или к лицезрению этого холодца?) По моему, такие картины как «Опять двойка», гораздо выше по уровню, — какая там буря эмоций! На одном полотне уместить столько переживаний! Именно это гениально.

      • admin:

        Уточнение: речь шла о детском возрастном восприятии, а не о взрослых людях, у которых должно уже быть иное понимание и восприятие произведений подлинного искусства, в т.ч. изображения Божьего творения — человека.

        • VladSh:

          Для некоторых людей чтобы понять и воспринять человека как Божье творение, его глаз, манеры общения, недостаточно, им надо увидеть больше :) Это как раз понятно, — все люди разные.

    5. Marusya77:

      Клёво ,про «пожить» до свадьбы…)))))

    6. moroz:

      А между тем, за запрет абортов уже девять тысяч голосов (против четыре). Три месяца назад цифра была в десять раз меньше. Неплохой результат, а?

    7. Вадим:

      Процедура голосования на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) очень простая — именно просто ткнуть кнопку. Получить доступ к РОИ тоже очень легко, через сайт «Госуслуги». Зарегистрироваться на сайте госуслуг тоже очень просто. Практически во всех населенных пунктах есть отделение почты, в которых, скорее всего, есть компьютер с выходом в интернет, пара несложных действий и через месяц придёт код с подтверждением, вот и всё.
      Один пример: сейчас в чтобы работать в университете (не важно кем) необходимо получить справку об отсутствии судимости. Её можно получить либо отстояв очередь (как обычно длинную), либо заказать на сайте госуслуг. Даже такая малая мотивация, как длинная очередь, заставила 90% (примерно, на вскидку) сотрудников пройти регистрацию на госуслугах. Из чего можно сделать вывод, что если со следующего месяца не выдавать жалования, пенсии и т.п. без регистрации на госуслугах, то 90% нашего населения зарегистрируются очень быстро.
      Второй пример: батюшка в церкви сделал объявление по этому поводу, были розданы листовки с номером мобильного телефона, ни одного звонка. Хочется надеяться, что все сами разобрались, а не «…имей меня отреченным…»

    8. Раиса:

      Батюшка Димитрий! Ваши примеры, метафоры и реплики,как бы в скобках,
      просто гениальны! И как органичен в беседе отец Александр! Слава Богу,что Он допустил изобретение компьютера.Каждая такая беседа для меня — праздник души!
      Иркутск

    9. AlexandrOrenburg:

      Дай Бог здоровья, дорогим моей душе Батюшкам!!! Говоря о законодательном запрете обортов, то тут, мне кажется, должна быть проявлена Всероссийская активность нас самих, особливо православных. Осмелюсь предположить по своему неразумию, что наш Президент уже порядком бы урегулировал бы законодательно этот вопрос. Но… тут возникает то самое НО…Идет большое давление с Запада по вопросу отстаивания Россией христианских ценностей, особенно на позицию Президента. Посему, мне думается, что ему было бы много легче, если бы наше общество четко обозначило позицию «Запретить»! Тогда у него был бы козырь перед Западом — извините Господа демократы, такова воля Российского народа! Вот как-то такие мысли!

    10. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    11. msa:

      спасибо.

    12. makdalin:

      Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.