Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».
3. Какова в храме функция прихожанина? (5:22)
4. Объясните слова: «Мне отмщение и Аз воздам» (Рим. 12, 19). Неужели Бог мстит человеку? (8:11)
6. Есть ли что выше дара рассуждения? (11:17)
7. Бога правильнее молить о браке с определённым человеком или о создании семьи в целом? (12:40)
9. Почему на Литургии батюшка выходит из алтаря и просит прощения у прихожан? (19:11)
10. Возможна ли ложь, чтобы скрыть свои добрые дела? (19:38)
11. О пророческих снах (20:14)
12. Как понять выражение «Бог простил, и я прощаю»? (23:21)
13. Как простить людей, которые не просят прощения, не раскаиваются, а, наоборот, делают всё больше гадостей? (24:06)
14. Существует ли генетическая склонность к определённым грехам? (26:02)
16. В каком состоянии были души иудеев, что Христос пришёл именно к ним? (28:50)
17. Что такое хула на Духа Святаго? (30:53)
19. Испытываю неприязнь к человеку, но стараюсь это не показывать. Не является ли это лицемерием с моей стороны? (35:17)
20. Как объяснить мужу, что надо причащаться? (37:41)
21. На что влияет намоленность иконы? (39:31)
23. Я занимаюсь музыкой и осознал, что страдаю тщеславием. Как бороться с этим грехом? (43:01)
25. В канонах вообще нет второй песни, или она где-то есть, и когда-то её читают? (45:20)
26. Пришла к вере через два года после свадьбы. Чем можно уступить неверующему мужу, чтобы сохранить брак? (45:38)
27. Что самое главное для ребёнка во время поста? (48:04)
28. Как правильно читать молитву Ефрема Сирина келейно? (48:35)
29. Для чего Богу нужен дьявол? (49:00)
31. Человеку кажется, что Бог о нём мало заботится (52:03)
СвернутьПрот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы вновь с вами в нашей программе в прямом эфире радио «Радонеж», и вы можете нам с отцом Александром позвонить по телефону 8 (495) 959-59-39 и задать ваши вопросы.
Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели. Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы нам в студию по смс на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «вера» и, через пробел, текст вашего вопроса. Будем рады на него ответить.
«Отец Дмитрий, растолкуйте, пожалуйста, слова Христа «...да будет тебе как язычник и мытарь» (Мф., 18, 17). Что вкладывается в это понятие, и, если согрешивший против тебя – твой отец, как с ним поступить?»
Прот. Димитрий Смирнов: Всякие бывают коллизии. Иудеи обходили стороной язычников и мытарей, старались с ними не общаться, обходили их за три версты. Господь так для наглядности сказал, чтобы с такими людьми просто не общались. А бывает, родной отец исповедует жизненную доктрину античеловеческую. Всякие бывают коллизии.
Прот. Александр Березовский: И в то же время Господь призывает нас любить врагов наших.
Прот. Димитрий Смирнов: Обожди, любить – это не значит обниматься и целоваться.
Прот. Александр Березовский: Люблю, но обхожу за три версты.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, именно из любви – чтобы не вступать в общение, чтобы не было скандалов, не дай Бог возникнет драка, поножовщина. Это, по-моему, очень разумная мера.
Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.
Слушатель: Добрый вечер, отец Дмитрий! Раба Божия Валентина. У нас в храме во время Причастия некоторые прихожане, которые уже причастились, отходят в сторонку и начинают читать благодарственные молитвы, а Причастие ещё идёт. От этого какое-то смущение на душе.
Прот. Димитрий Смирнов: Я, знаете, даже не понял вопрос. Ну, один читает, другой чешет спину, третий ковыряет в носу, пятый просит ещё запивочки шестой стаканчик ему налить. Собственно, каждый поступает по размышлению собственного ума. Я не совсем понимаю, в чём наше занятие, [когда] кто-то там что-то читает? Может, он Пушкина читает? Какое наше дело вообще?
Прот. Александр Березовский: Ну, хочется, чтобы всё было по чину, благоговейно.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, хочется – замечательно. Вот дома, если муж не против, по согласованию с ним сделай всё по чину. А здесь-то что?
Прот. Александр Березовский: Ну, разве Церковь – это не наш родной дом?
Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, а если грудные дети начнут в доме хозяйничать? У каждого человека есть в храме своя функция. Одна функция у настоятеля, вторая – у священника рядового, третья – у диакона, четвертая – у псаломщика. У певчего, у регента хора, у сторожа – у каждого своя функция.
Прот. Александр Березовский: Функция прихожанина какова?
Прот. Димитрий Смирнов: Участвовать в Божественной Литургии.
Прот. Александр Березовский: То есть человек переступил порог храма и должен погрузиться в молитву?
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, если он увидит, что какое-то беззаконие совершается... Например, некий ребёнок, оторвавшись от мамы, творит незнамо что – ну, надо взять его за ручку, может быть, даже взять на руки, постараться найти его маму, как-то успокоить. Или кто-то слишком громко говорит – бывает, человек глуховат или выпивши.
Прот. Александр Березовский: А если прихожанам не нравится, например, чтение, они могут как-то воздействовать – через настоятеля...
Прот. Димитрий Смирнов: Чтение чьё?
Прот. Александр Березовский: Псаломщика.
Прот. Димитрий Смирнов: Он плохо читает?
Прот. Александр Березовский: Да.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Сказать: «Отец настоятель, обратите внимание, этот чтец путает ударение, читает тихо, бормочет себе под нос, очень просим Вас [повлиять]». Это вполне уместно.
Прот. Александр Березовский: А когда прихожане пытаются воздействовать через настоятеля, например, на убранство храма – где какие иконы повесить, как что организовать?
Прот. Димитрий Смирнов: А почему нет? Каждый прихожанин может делать свои предложения. Они, не так часто, но бывают вполне толковые.
Прот. Александр Березовский: То есть такое участие в приходской жизни возможно?
Прот. Димитрий Смирнов: А почему нет?
Прот. Александр Березовский: Ну, часто говорят: «Твоё дело – стой и молись».
Прот. Димитрий Смирнов: Это главное, конечно, дело. Бывает, человеку не нравится, что иконы, которая тут висела, теперь нет. Он говорит: «Я привык». А если икона на реставрации? А если вместо этой иконы приобрели икону, которая в 500 раз лучше? Привык – это не аргумент.
Прот. Александр Березовский: То есть можно высказать свою просьбу?
Прот. Димитрий Смирнов: А почему нельзя-то? Мы все участники церковной общины. Другое дело, когда человек первый раз пришёл и начинает выступать. Это уже слишком дерзко.
Прот. Александр Березовский: «Объясните слова Господа «Мне отмщение, и Аз воздам» (Втор., 32, 35). Неужели Бог мстит человеку?»
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, конечно, Бог не мстит, у Него таких чувств даже нет. Просто обычно мы желание отомстить прикрываем вразумлением человека. А Господь говорит «Это Моя прерогатива, а не ваша».
Прот. Александр Березовский: То есть, «Я его научу».
Прот. Димитрий Смирнов: Он Сам знает, как, в какой форме, с какой силой должно быть это воздействие.
Прот. Александр Березовский: «У меня есть близкий друг, который живёт в монастыре и очень часто выпивает. Когда я спрашиваю, почему он так делает, отвечает, что у него пусто на душе. Как это понять, «пусто на душе», от чего такое может быть, и чем ему можно помочь?»
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, помочь всегда можно тем, что помолиться за человека. А пусто на душе, потому что... Когда человек напоён благодатью Божией, он в вине не нуждается. Даже, бывает, вино вступает в противоречие, его даже не хочется, потому что присутствие благодати Божией человеку даёт только трезвение. Если ум хотя бы чуть-чуть, хотя бы на сотую долю градуса, находится под воздействием вина, благодать Божия будет отходить. И люди, которые об этом заботятся, предпочитают вина не пить. У каждого человека есть какие-то продукты, которые ему не полезны, вредны, он их не любит – он же старается их избегать? Так же и здесь.
Прот. Александр Березовский: Здесь вино как путь убежать от этой пустоты, как-то её заполнить, она образовалась до того.
Прот. Димитрий Смирнов: Но раз человек пришёл в монастырь, он должен знать, что в христианстве нет такой тропинки, по которой стоит убежать и на которой написано «вино». Это прямо противоречит учению Христову.
Прот. Александр Березовский: То есть здесь человек просто оказался слаб в искушениях?
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, он, может быть, и силён, но невежественен, а может быть, у него просто страсть.
Прот. Александр Березовский: «Есть ли что-то выше дара рассуждения? Какая добродетель может быть поставлена выше?»
Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то дар рассуждения – это, действительно, не добродетель, а дар. Сам дар [рассуждения] – выше, чем даже любовь, но это вещь, всё-таки, редкая, а дара любви может достичь любой человек. Как и монахами могут быть не все, а спастись могут все, кто пожелает.
Прот. Александр Березовский: Батюшка, но рассуждение полезно каждому человеку, почему этот дар дается не всем?
Прот. Димитрий Смирнов: Имеется в виду дар такой, когда человек может в любой ситуации найти решение. Но обычно это не касается самого себя – здесь всегда есть затруднения, и человеку лучше с кем-то посоветоваться. «Чужую беду руками разведу».
Прот. Александр Березовский: Да, в чужой жизни все специалисты.
«Бога правильнее молить о браке с определенным человеком или о создании семьи в целом? Как посоветуете?»
Прот. Димитрий Смирнов: Это зависит от задачи.
Прот. Александр Березовский: Если человек выбрал уже объект своего желания, не будет ли навязыванием Богу молиться о браке именно с ним?
Прот. Димитрий Смирнов: Богу вообще нельзя ничего навязать. Если Бог что-то попустит, это для нашего блага. Если только мы из этого сумеем извлечь урок.
Прот. Александр Березовский: То есть человек в чём-то настаивает, Бог ему уступает, а потом оказывается, что это совсем не то, чего хотелось бы?
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.
Прот. Александр Березовский: Говорят: ну, что же Бог меня не остановил?
Прот. Димитрий Смирнов: Сделать тебя немым? Или чтобы парализовало правую руку, и ты не смог бы перекреститься? Или чтобы вообще слёг, чтобы до ЗАГСа не смог дойти? Что ты предпочитаешь?
Прот. Александр Березовский: Нет, хочется безболезненно всё-таки. Тихонечко.
Прот. Димитрий Смирнов: А как «тихонечко», если человек проявляет свою волю: «хочу», «люблю». Ничего слышать не хочет и не может. Ну, что ж?
Прот. Александр Березовский: Придётся уступить.
Прот. Димитрий Смирнов: Да. Сейчас что-то зачастили, в этом году идут один за другим люди, которые прожили в браке два месяца, три, четыре – просто косяком идут.
Прот. Александр Березовский: И чего хотят?
Прот. Димитрий Смирнов: Жалуются, говорят: «Как быть? Жить невозможно».
Прот. Александр Березовский: Уже невмоготу.
Прот. Димитрий Смирнов: Да. Так же, как невмоготу... Спрашиваю: «Ну, и сколько ты его знала до вступления в брак?» – «Месяц». Я представляю, как сильно хотелось замуж – как из пушки.
Прот. Александр Березовский: Вот результат.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Не каждая «месяц», некоторые подольше. Я теперь, когда подходит пара – сегодня вот вечером подошли, – сразу [спрашиваю]: «Ну что, разводимся?»
Прот. Александр Березовский: Есть вопрос, батюшка.
Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте.
Слушатель: Здравствуйте, это Галина. Мне непонятны слова 50-го псалма «...яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти» и «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския».
Прот. Димитрий Смирнов: Отец Александр, помоги человеку.
Прот. Александр Березовский: Человек может оправдаться только словом Божиим, когда последует за Ним. Когда человеку, как мы уже рассуждали, чего-то хочется, но он своё «хочу» превозмогает и идёт за словом Божиим, всё для него оказывается правильным и благостным. И оказывается, что слово Божие как раз человека оправдывает: человек пошёл за Богом и оказался прав. К сожалению, второй вопрос не записал.
Прот. Димитрий Смирнов: «... да созиждутся стены Иерусалимския». Я могу точно прочесть, русский текст, может быть, даст больше [понимания]. «Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион и воздвигни стены Иерусалима». О чём идёт речь?
Прот. Александр Березовский: Иерусалим – город царя, город Спасителя.
Прот. Димитрий Смирнов: А почему нужно воздвигнуть ему стены? Царь Давид писал об определённых реалиях. Город был разрушен, и каждый нормальный еврей в то время молился о воздвижении этих стен, и вот он (Давид – ред.) молился: облагодетельствуй Сион. Под Сионом именуется народ Божий, который нужно облагодетельствовать, вернуть ему утраченное. Царь Давид – а это покаянный псалом – плакал о грехах, потому что, как верующий человек, понимал: то, что происходит с ним, [происходит] за грехи. И вот он молится о том, чтобы вернуться в исходное положение – и стены воздвигнуты были бы, и облагодетельствован был бы Сион.
Прот. Александр Березовский: И тогда благоугодны будут жертвы правды – всесожжение и возношение (Пс. 50, 21).
«Почему на Литургии в церкви батюшка выходит из алтаря и просит прощения у прихожан? В чём он перед ними виноват?»
Прот. Димитрий Смирнов: Может, закашлялся во время произнесения ектении или возгласа, а может, у него набедренник съехал на спину.
Прот. Александр Березовский: «Возможна ли ложь, чтобы скрыть свои добрые дела?»
Прот. Димитрий Смирнов: Возможна.
Прот. Александр Березовский: То есть это повод уважительный?
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, конечно. Вообще людское любопытство – не повод для того, чтобы перед каждым раскрывать свою душу.
Прот. Александр Березовский: Но тогда придётся частенько прибегать ко лжи, люди очень любопытны.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это не ложь. Понимаешь, надо различать... Подходит женщина ко мне и говорит: «Батюшка, вот мне сегодня приснилось...» Я говорю: «Стоп. Мне сегодня приснился огромный зеленый крокодил». Она говорит: «Нет, Вы постойте». Я говорю: «А вчера мне приснился огромный бегемот. Давай сейчас до конца дня будем рассказывать, кому что приснилось». Говорю, я здесь, вообще-то, по другому поводу стою, и у меня другие задачи.
Прот. Александр Березовский: Может, она думает, что Вы – толкователь снов по совместительству?
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, некоторые сны бывают – прямо хоть пиши в какой-то книге пророческой. Недавно пришёл ко мне один мусульманин, таджик, и рассказал сон. Я говорю: «Ну, ничего себе!» Это просто видение. Говорю: «Быть тебе христианином».
Прот. Александр Березовский: Вы его выслушали?
Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, не так часто таджики приходят. Тем более, он отрекомендовался, мол, я мусульманин. Я его спросил, ходит ли он в мечеть. Он говорит: «Каждую пятницу хожу». То есть религиозный человек.
Прот. Александр Березовский: А почему же пришел к Вам, а не в мечеть?
Прот. Димитрий Смирнов: Сам не знаю. Видимо, этот сон [его подвиг]. Но сон просто необыкновенный. Обычно такие сны не снятся. Я не буду пересказывать, но это бывает, может, раз в пятнадцать лет, а так обычно всё очень простое.
Прот. Александр Березовский: А вот как человеку понять? Действительно, может быть, это посещение Божие?
Прот. Димитрий Смирнов: Когда мусульманин приходит в православный храм и хочет поговорить с православным священником, это значит, что-то серьёзное произошло вообще в мире. Это случай экстраординарный. У нас же не косяками приходят практикующие мусульмане, чтобы пообщаться со священником. Понятное дело, это привлекло моё внимание. Он последний [остался] – вот, воспитанный человек, дождался, подошёл. Вернее, я к нему подошёл. Смотрю: стоит. Я говорю: «Ну, что?» Потому что не решается.
Алло, добрый вечер, слушаю Вас.
Слушатель: Раб Божий Сергий. Поясните, пожалуйста, выражение «Бог простил, и я прощаю». Прощаю вслед за Богом, или как это понимать?
Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Господь нам прощает грехи, и мы должны прощать. Это как бы краткое изложение Евангелия: если будете прощать своим ближним согрешения их, то и Господь простит вам согрешения ваши (Мф., 6, 14).
Прот. Александр Березовский: «Как простить людей, которые не просят прощения, не раскаиваются, а, наоборот, с каждым разом делают всё больше гадостей?»
Прот. Димитрий Смирнов: Что с ними сделать, я не расслышал? Отравить? Убить?
Прот. Александр Березовский: Простить.
Прот. Димитрий Смирнов: Большинство людей не понимают, что такое «простить». В этом проблема.
Прот. Александр Березовский: Не помнить зла, которое они творят? Но они его творят каждый день.
Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, я таких не встречал. Вот не попадались [такие], мне кажется, это какая-то фантастика.
Прот. Александр Березовский: Я такой рассказ однажды слышал, про соседей...
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, там уже война, это другое дело.
Прот. Александр Березовский: ...которые, видно, затеяли отравить жизнь соседям, чтобы завладеть, со временем, их квартирой.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, возьми, продай свою площадь и поезжай в другое место – пусть с другими воюют. Господи, помилуй! Какие сейчас проблемы-то?
Прот. Александр Березовский: Проблемы в душе: я-то уеду, но с обидой на них, со злостью.
Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, уехал, забыл и простил.
Прот. Александр Березовский: Человек прожил, может быть, полвека в этой квартире.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, а другие полвека в другой поживёшь, потому что вечность ты будешь в третьей квартире жить – на кладбище. Маленькая такая, однокомнатная каморочка, два на полтора. Господи, помилуй!
Прот. Александр Березовский: «Существует ли генетическая склонность к определённым грехам?»
Прот. Димитрий Смирнов: Генетическая – не знаю, а наследственность, бывает, сказывается. Не в 100% случаев.
Прот. Александр Березовский: Говорят даже, что сексуальные извращения генетически передаются.
Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, мне об этом неизвестно, это надо у специалистов спросить.
Прот. Александр Березовский: Если такая зависимость есть, то какова вина человека?
Прот. Димитрий Смирнов: О, никакой! Такого не судить – пусть делает, что хочет, ни в чём не виноват. Полную ему свободу [дать], он ни в чём не виноват. Какая-то чушь. Вот бенгальский тигр съел человека, его убили. Чем он, бедный тигр, виноват? Сейчас порешаем. У нас передача не об этом.
Алло, добрый вечер!
Слушатель: Алло, здравствуйте, Дмитрий Николаевич и Александр Юрьевич!
Прот. Димитрий Смирнов: А Вас как зовут?
Слушатель: Виталий.
Прот. Димитрий Смирнов: Отец Виталий, слушаем Вас.
Слушатель: Почему Бог не сделал одного языка и одну национальность? Почему Бог устроил так, что дьявол питается душами людей?
Прот. Димитрий Смирнов: Отец Виталий, дорогой, никогда дьявол не питается никакими душами. Ну, что Вы сочиняете? Это, может быть, такой художественный образ, может быть, на фресках изображают, что дьявол [кого-то] проглатывает – на основании слов Священного Писания, – но это такой художественный образ. Дьявол ничем не питается, и дьявол – не млекопитающее, чтобы травой питаться. А если Вам Бог не нравится, ничего я с этим не могу поделать: когда Он сочинял наш мир и человека, Вас на свете не было. Я думаю, отец Виталий, Он с Вами обязательно бы посоветовался.
Прот. Александр Березовский: «В каком состоянии были души иудеев, что Христос пришёл к ним? Применимо ли здесь «чистые сердцем Бога узрят?» (Мф., 5, 8) Почему Христос пришёл именно к иудеям?»
Прот. Димитрий Смирнов: Потому что учение Христово могло быть воспринято исключительно людьми из богоизбранного народа. Остальные... Вот мы знаем случай с апостолом Павлом. В ареопаге просто посмеялись и говорят: «Ну ладно, об этом послушаем тебя в другой раз» (Деян., 17, 32).
Прот. Александр Березовский: То есть только тот народ, который имел память...
Прот. Димитрий Смирнов: Они помнили и знали о жертвоприношении Авраама, они воспитывались целых полторы тысячи лет в этом предании, которое им говорило, что придёт Мессия, Спаситель. И то – в этом народе при жизни Христа нашлось только около пятисот с небольшим человек из всего народа. А с язычниками об этом говорить было всё равно, что метать бисер перед свиньями. Совершенно бесполезно.
Прот. Александр Березовский: То есть даже чудесами их невозможно было бы как-то обратить?
Прот. Димитрий Смирнов: Да эти чудеса были бы даже вредны. Римляне практичные люди, сразу кто-нибудь захотел бы на этом какой-нибудь бизнес сделать.
Алло, добрый вечер.
Слушатель: Батюшка, что такое хула на Духа Святаго? (Мф., 12, 32)
Прот. Димитрий Смирнов: Святыми отцами это трактуется как намеренный грех.
Прот. Александр Березовский: То есть мы практически все грешим хулой на Святаго Духа?
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.
Прот. Александр Березовский: И это не простится нам...
Прот. Димитрий Смирнов: Ни в этом веке, ни в будущем. Поэтому очень многие люди, ходящие в церковь, когда их душа расстанется с телом, будут очень удивлены, что Господь им скажет: «Отойдите, Я не знаю вас» (Мф., 7, 23).
Прот. Александр Березовский: А когда человек оставляет грех, раскаивает его, и меняет свою жизнь, он изглаживается?
Прот. Димитрий Смирнов: Тогда Дух Святой к нему приходит. Грех может изгладиться только благодатью Святого Духа. А пока человек в этом состоянии, он не может быть прощён ни в этом веке, ни в будущем.
Прот. Александр Березовский: Пока человек не принёс покаяния.
Прот. Димитрий Смирнов: Причём настоящего. А не «словом, делом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием...»
Прот. Александр Березовский: «Всем грешен».
Прот. Димитрий Смирнов: Да.
Прот. Александр Березовский: «Батюшка, подскажите, обязательно ли супругам в браке иметь детей, при условии, что супруги не бесплодны? Я, в принципе, не против деторождения, но можно ли от этого отказаться? Если жить с супругом благочестиво, но бездетно, не будет ли это нарушением заповеди Божией?»
Прот. Димитрий Смирнов: Тогда не очень понятно, зачем вступать в брак.
Прот. Александр Березовский: «Одной жить трудно, в монастырь идти тоже не могу».
Прот. Димитрий Смирнов: Почему одной? Найти ещё человека. Вот одна моя родственница всю жизнь прожила со старшей подругой, и они умерли через год – сначала одна, потом вторая.
Прот. Александр Березовский: Просто помогали друг другу.
Прот. Димитрий Смирнов: Да. Жили, опирались друг на друга. Они были очень верующие люди, в то время верующего жениха вообще практически невозможно было найти. Умерли уже за 80 лет.
Прот. Александр Березовский: То есть брак – это именно создание, продолжение рода, рождение детей?
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, брак – это образ Божий. Это создание домашней Церкви.
Прот. Александр Березовский: И, если люди не хотят продолжения рода в браке...
Прот. Димитрий Смирнов: Если не хотят, тогда в брак не надо вступать. Конечно, бывают исключения, но это особенные люди. Как отец Иоанн Кронштадский. Но вообще это должно быть только по обоюдному согласию, с благословения, чтобы в этом не было молодеческой дури.
Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.
Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер, слушаем Вас.
Слушатель: Здравствуйте, батюшка. В Псалтири есть слова «тяжести слоновые». «Тяжести» переводятся как «храм». Почему?
Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю. Это надо разбираться, не могу с ходу сказать.
Прот. Александр Березовский: Существует толковая Псалтирь, там очень доступно все псалмы разобраны, лучше к ней обратиться.
«Испытываю неприязнь к человеку, но стараюсь это удерживать и не показывать. Стараюсь быть вежливым, жизнерадостным, приветливым. Не является ли это лицемерием с моей стороны?»
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, это лицемерие. Лучше облить его кислотой, сделать ему какую-то гадость совершенно искренне.
Прот. Александр Березовский: Чтоб знали, что у меня в душе.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, чтобы знали, это же совершенно очевидно. А это лицемерие, которое есть фарисейская закваска, как мы знаем (Мф., 16, 6). Типичное лицемерие. Надо искренне отравить цианистым калием, отсидеть.
Прот. Александр Березовский: Зато всё по правде.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, всё будет искренне. А вот кто борется с грехом – сначала виду не показывает, молится о том, кто ему неприятен, желает ему спасения, здравия, – это всё лицемеры.
Прот. Александр Березовский: Тогда что такое «лицемерие» в евангельском понимании?
Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что человек, который задает вопрос, не понимает: [смотря] какой мотив. Ведь цель человека, который скрывает своё раздражение, неприязнь – не огорчить человека. Цель-то благая. А лицемерием, в частности, в Евангелии, называется [такое поведение], когда человек делает некий театр, чтобы себя изобразить праведным. Для ближнего человек старается – или для себя, чтобы о нем говорили, мол, вот он какой?
Прот. Александр Березовский: То есть собственная выгода в этой ситуации – это лицемерие?
Прот. Димитрий Смирнов: Если есть собственная выгода, тогда это уже лицемерие.
Прот. Александр Березовский: Теперь понятно, батюшка.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, наконец-то. Господи, помилуй!
Алло, добрый вечер!
Слушатель: Как объяснить мужу, что надо причащаться?
Прот. Димитрий Смирнов: Никак мужу не объяснить. Это невозможно. Нужно до свадьбы смотреть, этот человек причащается или нет. А воспитание – с этим Вы опоздали. И потом, как жена ещё будет указывать мужу? Это просто уже анекдот. Поэтому – никак не объяснить, и не надо это делать, раз уж у Вас хватило ума выйти замуж за человека, который и не причащается, и не желает – ну, что ж теперь?
Прот. Александр Березовский: Батюшка, но речь идёт не о том, чтобы указывать. Просить-то жена может, объяснять?
Прот. Димитрий Смирнов: Должно быть наоборот. Человек должен стоять на коленях в мартовской луже перед храмом и просить: «Нельзя ли мне зайти, чтобы причаститься?» А не так – его упрашивать, чтобы он причастился.
Прот. Александр Березовский: Не упрашивать, а объяснить.
Прот. Димитрий Смирнов: Но он слушать не хочет. Как насильно можно человека причащать? Это совершенно богопротивная вещь.
Прот. Александр Березовский: Это кощунство.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, а зачем тогда кощунство? Вот я об этом и говорю.
Прот. Александр Березовский: «На что влияет намоленность иконы?»
Прот. Димитрий Смирнов: Намоленность иконы – это ничем не измеряемая вещь. Дело в том, что иконы, чем старше вглубь веков, тем прекраснее. А красота влияет на человека.
Прот. Александр Березовский: Прекраснее именно от того, что перед этой иконой много-много людей возносили молитву Богу. Ведь это может быть не просто из-за художественного изображения. Иконы древние иногда очень просты в художественном плане, в то же время иногда и не отойдешь от неё, хочется стоять перед ней и молиться.
Прот. Димитрий Смирнов: Да. Потому что икона, как всякий продукт творчества человека, отражает и какую-то часть этого человека. А те люди, древние, как христиане были гораздо выше нас. Поэтому даже повторить это нельзя.
Прот. Александр Березовский: Кстати, женщина, о которой мы говорили, позвонила ещё – тут пришла записка. «Он причащается без Исповеди, просто идёт». Пусть идёт. Придёт время, надо будет – и он поисповедуется.
Прот. Александр Березовский: То есть домашним не надо препятствовать в такой ситуации?
Прот. Димитрий Смирнов: Надо детей учить.
Прот. Александр Березовский: Дети должны видеть, а у них пока пример другой.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вот он увидит, что все люди идут к Исповеди, и сам придёт.
Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.
Слушатель: Добрый вечер, батюшки. В Евангелии от Иоанна сказано: «После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил» (Ин., 3, 22) и «Хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его...» (Ин., 4, 2) Так крестил Иисус Сам или нет?
Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Я думаю, что сначала крестил, потому что это тоже входило в обучение учеников. А потом уже и ученики стали крестить.
Прот. Александр Березовский: Да, в Евангелии некоторые моменты пропущены, и создаётся впечатление близости событий, а они на самом деле могут отстоять друг от друга достаточно далеко.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.
Прот. Александр Березовский: Многих смущает: как Рождество и Крещение так рядом? Почему они так близко друг от друга?
Прот. Димитрий Смирнов: А между ними 30 лет.
Прот. Александр Березовский: «Я занимаюсь музыкой и осознал, что страдаю тщеславием. Скажите, пожалуйста, как бороться с этим грехом?»
Прот. Димитрий Смирнов: Есть два способа. Первый – молчать, когда тебя не спрашивают, отвечать на вопрос короче, чем сам вопрос. И есть радикальный способ, который быстро человека избавляет от тщеславия – полюбить поношения. Если он музыкант, он должен полюбить, когда в него кидают мочёные яблоки, помидоры, тухлые яйца и свистят. Если он полюбит такую реакцию публики, то он очень скоро избавится от тщеславия.
Алло, добрый вечер!
Слушатель: Здравствуйте, батюшка! Единственная ли я подопечная у Ангела-Хранителя? Всегда ли он меня слышит или, может быть, занят чем-то другим? Читает ли Ангел-хранитель мысли или только то, что я произнесла вслух?
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не обязательно вслух, он мысленную молитву тоже читает. Одна Вы у него в попечении или вас две – это не открыто нам. Перемещение от Бога к Вам занимает очень незначительное расстояние временное – меньше, чем одно световое ферми. Так что можете этим не мучиться. Любое обращение он слышит всегда.
Прот. Александр Березовский: Батюшка, напрямую ли Бог слышит наши молитвы, или эти молитвы возносятся Ангелами нашими к Богу?
Прот. Димитрий Смирнов: Для Бога всё возможно, но [молитвы] возносятся Ангелами.
Алло, добрый вечер.
Слушатель: Добрый вечер, отец Димитрий. В канонах вообще нет второй песни, или она где-то есть, и когда-то её читают?
Прот. Димитрий Смирнов: Читают. Например, когда мы читаем Великий Канон Андрея Критского, она читается.
Прот. Александр Березовский: «Пришла в церковь через пару лет после свадьбы. Начала с постов, неверующему мужу приходится со мной поститься. Скоро он начал говорить о разводе, так как не выдерживает то, что я на себя взяла. Подскажите, как мне себя вести, и чем можно уступить, чтобы сохранить брак?»
Прот. Димитрий Смирнов: Всем можно уступить. Брак важнее, чем пост.
Прот. Александр Березовский: Даже если неверующий муж требует от жены вообще не поститься?
Прот. Димитрий Смирнов: Можно же поститься тогда, когда его нет. Или сделать ему роскошный обед, всё приготовить.
Прот. Александр Березовский: А он скажет: «Садись, раздели со мной трапезу. Почему ты не ешь?»
Прот. Димитрий Смирнов: «Я занята, я тебя ублажаю». А потом, всегда можно договориться, мол, зачем тебе-то поститься, я тебе буду готовить вкусно. Из-за этого разводиться, из-за еды? Всегда можно договориться.
Прот. Александр Березовский: Ой, батюшка, как часто людей раздражает, что кто-то в соседней комнате молится.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, поэтому я сегодня одной [женщине] посоветовал, как когда-то отец Таврион советовал, в ванной молиться. Пошел в ванную и молись. Можно даже душ включить и чуть вслух, и никого не раздражает.
Прот. Александр Березовский: Удивительно, даже сквозь закрытую дверь как будто чувствуют, и раздражает.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, чувствуют – тут не придерёшься. Конечно, чувствуют. Помню, я в институте учился, ко мне там обращались как к специалисту. И вот одна женщина ко мне подошла, соученица моя, и говорит: «Представляешь, икону принесла в дом, завернула её и положила в письменный стол в ящик. И с этого момента свекровь начала просто бесноваться». Чувствуют.
Прот. Александр Березовский: О как!
Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.
Слушатель: Здравствуйте, батюшка. Скажите, что нужно больше всего делать во время поста?
Прот. Димитрий Смирнов: Слушать родителей, это самое важное.
Прот. Александр Березовский: Но это, по-моему, не только детям, а вообще всем.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, всем бесполезно говорить, а дети ещё что-то способны воспринять.
Прот. Александр Березовский: «Как правильно читать молитву Ефрема Сирина келейно?»
Прот. Димитрий Смирнов: Так же, как в храме читаем.
Прот. Александр Березовский: С двенадцатью поклонами.
Прот. Димитрий Смирнов: Можно сделать и четырнадцать. Ничего страшного. Не убудет.
Прот. Александр Березовский: «Господь Бог мог запросто разделаться с дьяволом, почему Он этого не делает? Для чего Богу нужен дьявол?»
Прот. Димитрий Смирнов: Для того, чтобы испытать веру человека. Не лицемерно ли он верует?
Прот. Александр Березовский: То есть Бог попускает нас искушать, чтобы человек явил истинность своих чувств к Богу?
Прот. Димитрий Смирнов: Да, совершенно верно. Прямо чеканно ты отрапортовал, лучше и не скажешь.
Прот. Александр Березовский: «Батюшка, действительно ли Господь принимает активное участие в нашей жизни? Такое ощущение, что каждый человек живёт так, как хочет, а Бог лишь ждёт, когда к Нему человек обратится».
Прот. Димитрий Смирнов: В отдельных случаях бывает и так. Но я в своей жизни каждый день ощущаю просто отеческую заботу о моём спасении и не только. Последний случай меня просто поразил. В юности я знал художника Анатолия Зверева. Сейчас уже общественное мнение считает его гением, и мы тогда это чувствовали, что это особенный человек и вполне гениальный художник. И вот сейчас проходила его выставка. Я поздно о ней узнал, сегодня был последний день, и я не успел на неё попасть. И мне подарили каталог с этой выставки.
Прот. Александр Березовский: Со всеми его работами.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, в утешение. Я думаю: «Вот Господь как заботится». Всё его творчество не собрано, находится в разных местах – он обычно рисовал и тут же дарил тому, кто пришёл. У меня тоже есть один его рисуночек, висит в рамочке. Ну вот, даже такие [случаи]. И не то, что я просил у Бога, молил или пошёл и купил, а прихожу домой – на кровати лежит.
Прот. Александр Березовский: Батюшка, а если человеку кажется, что Бог о нём мало заботится?
Прот. Димитрий Смирнов: На мой взгляд, этот человек – нахал, дурно воспитанный человек. Или вообще не воспитанный.
Прот. Александр Березовский: У иных людей такая тяжёлая жизнь, чисто в житейском [смысле]. [Говорят]: «За что мне Господь дал такую жизнь?»
Прот. Димитрий Смирнов: Не за что, а почему.
Прот. Александр Березовский: То есть здесь некий воспитательный процесс идёт.
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, бывает и как некая компенсация. Ну, человек не хочет учиться христианству. Это как, если человек не хочет умственно трудиться, ему придётся трудиться физически.
Прот. Александр Березовский: То есть здесь Господь некую альтернативу даёт человеку?
Прот. Димитрий Смирнов: Да. Потому что через тяжёлую жизнь, через труды человек тоже может приобрести христианские качества.
Прот. Александр Березовский: Но некоторым кажется, что такая жизнь лишь озлобляет человека.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, кого-то озлобляет, а кто-то... Вот сегодня ко мне одна женщина пришла и говорит: «Мой муж некрещёный, но он христианин в тысячу раз лучше, чем я».
Прот. Александр Березовский: Вот как заметила.
Прот. Димитрий Смирнов: Да. У него и кротость, и смирение, и трудолюбие, и терпение. Я, говорит, никогда такой не стану, как он. У него трудная жизнь, но он достиг внутренних качеств таких. Вот тебе и раз.
Прот. Александр Березовский: Вот интересно – человек приобретает христианские качества и не приходит к Спасителю.
Прот. Димитрий Смирнов: Ещё время есть.
Прот. Александр Березовский: То есть ещё не конец.
Прот. Димитрий Смирнов: Ещё не вечер, как в песне поётся. Так что вот, прямо свидетельство. Обычно как о мужьях говорят? А тут женщина свидетельствует, мол, какой у меня муж золотой.
Прот. Александр Березовский: Вот разглядела же.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, а что ж тут такого? Если он такой – значит, он бесспорно такой.
Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, Вам за Ваши ответы.
Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, до свидания.
Прот. Александр Березовский: До свидания, всего доброго!
Свернуть
Комментариев 9
Очень интересно,большое спасибо!
Спасибо!
Дай Бог здоровья, батюшки!
Спасибо вам о.Дмитрий и о.Александр.
Спасибо Вам Батюшки.
По поводу 2 вопроса-»..некоторые прихожане меня смущают..читают там кто-то Благодарственные молитвы.».Очень часто мы отвлекаемся на других людей, считая себя самыми умными, считая возможным говорить о том, что кто-то рядом не устраивает.Я часто вижу людей в храме, которые после Причастия читают Благодарственный молебен.Ничего плохого в этом не вижу.Ведь не каждый человек сразу после службы идет домой, чтобы сделать это дома.Стоит такой человек тихонечко, в руках молитвослов-как он может мешать или смущать, чем? Сама тональность звонившей женщины выдает ее настроение ..Каждый должен следить за собой, а не за другими.Не надо придумывать лишние переживания.Спаси Господи!
Согласен! Храм Божий для молитв. Другое дело когда ведутся сведские беседы или шумная исповедь.
Спасибо за ответы
Первые вопросы какие-то не приятные
Отец Дмитрий как родной!
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.