Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2014.03.08
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 8 марта 2014 года.

   1. Растолкуйте слова Христа: «…да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). А если согрешивший против тебя – это твой отец, как поступить правильно?   (1:17)

избегание общения, коллизия, любить врагов, обходить стороной, скандал

   2. Смущают прихожане, которые, причастившись, сразу начинают читать благодарственные молитвы, хотя Литургия ещё не окончена   (3:05)

благоговение, чин, храм, прихожане

   3. Какова в храме функция прихожанина?   (5:22)

участие в Божественной литургии, молитва, беззаконие, дети в храме, чтение псаломщика, убранство храма, участие в приходской жизни, иконы, церковная община, дерзость

   4. Объясните слова: «Мне отмщение и Аз воздам» (Рим. 12, 19). Неужели Бог мстит человеку?   (8:11)

желание отомстить, вразумление

   5. Мой близкий друг, живущий в монастыре, часто выпивает, мотивируя это тем, что у него пусто на душе. Что это значит? Чем ему помочь?   (8:52)

молитва, благодать Божия, трезвение, пустота, винопитие, слабость, искушения, невежество, страсть

   6. Есть ли что выше дара рассуждения?   (11:17)

добродетель, дар, любовь, монах, спасение

   7. Бога правильнее молить о браке с определённым человеком или о создании семьи в целом?   (12:40)

попущение Божие, урок, разрушение семьи

   8. Объясните слова из 50-го псалма: «…яко да оправдишися во словесех Твоих , и победиши внегда судити Ти» и «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския»   (15:27)

оправдание, Слово Божие, царь Давид, разрушение Иерусалима, народ Божий, покаянный канон, плач о грехах

   9. Почему на Литургии батюшка выходит из алтаря и просит прощения у прихожан?   (19:11)

вина священника

  10. Возможна ли ложь, чтобы скрыть свои добрые дела?   (19:38)

скромность, любопытство

  11. О пророческих снах   (20:14)

толкование снов, мусульманин, мечеть, пророческий сон, посещение Божие, православный храм, православный священник

  12. Как понять выражение «Бог простил, и я прощаю»?   (23:21)

прощение грехов, Евангелие

  13. Как простить людей, которые не просят прощения, не раскаиваются, а, наоборот, делают всё больше гадостей?   (24:06)

не помнить зла, обида

  14. Существует ли генетическая склонность к определённым грехам?   (26:02)

наследственность, сексуальные извращения, вина

  15. Почему Бог не сделал одного языка и одну национальность? Почему Бог устроил так, что дьявол питается душами людей?   (27:20)

художественный образ, фрески, млекопитающее

  16. В каком состоянии были души иудеев, что Христос пришёл именно к ним?   (28:50)

Учение Христово, богоизбранный народ, апостол Павел, жертвоприношение Авраама, Мессия, язычники, метать бисер, чудеса Христовы, римляне

  17. Что такое хула на Духа Святаго?   (30:53)

намеренный грех, покаяние, благодать Святаго Духа, прощение

  18. Обязательно ли в браке иметь детей при условии, что супруги не бесплодны? Можно ли отказаться от деторождения, если жить в браке благочестиво?   (32:08)

цель вступления в брак, одиночество, монастырь, продолжение рода, образ Божий, создание домашней церкви, Иоанн Кронштадтский

  19. Испытываю неприязнь к человеку, но стараюсь это не показывать. Не является ли это лицемерием с моей стороны?   (35:17)

искренность, фарисейство, борьба с грехом, молитва, желание спасения, Евангелие, лицемерие, мотив поступка, раздражение, благая цель, театр, собственная выгода

  20. Как объяснить мужу, что надо причащаться?   (37:41)

Причащение, жена, муж, кощунство

  21. На что влияет намоленность иконы?   (39:31)

красота иконы, творчество человека, древние христиане

  22. В Евангелии от Иоанна сказано: «После сего пришёл Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил» (3, 22) и «Хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его…» (4, 2). Так крестил ли Иисус Сам или нет?   (41:49)

Крещение

  23. Я занимаюсь музыкой и осознал, что страдаю тщеславием. Как бороться с этим грехом?   (43:01)

молчание, любовь к поношениям

  24. Единственная ли я подопечная у Ангела-хранителя? Всегда ли он меня слышит? Читает ли Ангел-хранитель мысли или только то, что я произнесла вслух?   (43:55)

мысленная молитва, обращение к Ангелу-хранителю, обращение к Богу

  25. В канонах вообще нет второй песни, или она где-то есть, и когда-то её читают?   (45:20)

Канон Андрея Критского

  26. Пришла к вере через два года после свадьбы. Чем можно уступить неверующему мужу, чтобы сохранить брак?   (45:38)

пост, неверующий муж, Таврион, беснование

  27. Что самое главное для ребёнка во время поста?   (48:04)

послушание родителям

  28. Как правильно читать молитву Ефрема Сирина келейно?   (48:35)

поклоны

  29. Для чего Богу нужен дьявол?   (49:00)

испытание веры, лицемерная вера, искушение

  30. Принимает ли Бог активное участие в нашей жизни? Такое ощущение, что каждый живёт, как хочет, а Бог только ждёт, когда человек к нему обратится   (49:38)

отеческая забота, Анатолий Зверев

  31. Человеку кажется, что Бог о нём мало заботится   (52:03)

нахальство, дурное воспитание, тяжёлая жизнь, компенсация, труд, христианство, альтернатива, озлобление, кротость, смирение, трудолюбие, терпение

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы вновь с вами в нашей программе в прямом эфире радио «Радонеж», и вы можете нам с отцом Александром позвонить по телефону 8 (495) 959-59-39 и задать ваши вопросы.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели. Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы нам в студию по смс на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «вера» и, через пробел, текст вашего вопроса. Будем рады на него ответить.

«Отец Дмитрий, растолкуйте, пожалуйста, слова Христа «...да будет тебе как язычник и мытарь» (Мф., 18, 17). Что вкладывается в это понятие, и, если согрешивший против тебя – твой отец, как с ним поступить?»

Прот. Димитрий Смирнов: Всякие бывают коллизии. Иудеи обходили стороной язычников и мытарей, старались с ними не общаться, обходили их за три версты. Господь так для наглядности сказал, чтобы с такими людьми просто не общались. А бывает, родной отец исповедует жизненную доктрину античеловеческую. Всякие бывают коллизии.

Прот. Александр Березовский: И в то же время Господь призывает нас любить врагов наших.

Прот. Димитрий Смирнов: Обожди, любить – это не значит обниматься и целоваться.

Прот. Александр Березовский: Люблю, но обхожу за три версты.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, именно из любви – чтобы не вступать в общение, чтобы не было скандалов, не дай Бог возникнет драка, поножовщина. Это, по-моему, очень разумная мера.

Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Слушатель: Добрый вечер, отец Дмитрий! Раба Божия Валентина. У нас в храме во время Причастия некоторые прихожане, которые уже причастились, отходят в сторонку и начинают читать благодарственные молитвы, а Причастие ещё идёт. От этого какое-то смущение на душе.

Прот. Димитрий Смирнов: Я, знаете, даже не понял вопрос. Ну, один читает, другой чешет спину, третий ковыряет в носу, пятый просит ещё запивочки шестой стаканчик ему налить. Собственно, каждый поступает по размышлению собственного ума. Я не совсем понимаю, в чём наше занятие, [когда] кто-то там что-то читает? Может, он Пушкина читает? Какое наше дело вообще?

Прот. Александр Березовский: Ну, хочется, чтобы всё было по чину, благоговейно.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, хочется – замечательно. Вот дома, если муж не против, по согласованию с ним сделай всё по чину. А здесь-то что?

Прот. Александр Березовский: Ну, разве Церковь – это не наш родной дом?

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, а если грудные дети начнут в доме хозяйничать? У каждого человека есть в храме своя функция. Одна функция у настоятеля, вторая – у священника рядового, третья – у диакона, четвертая – у псаломщика. У певчего, у регента хора, у сторожа – у каждого своя функция.

Прот. Александр Березовский: Функция прихожанина какова?

Прот. Димитрий Смирнов: Участвовать в Божественной Литургии.

Прот. Александр Березовский: То есть человек переступил порог храма и должен погрузиться в молитву?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, если он увидит, что какое-то беззаконие совершается... Например, некий ребёнок, оторвавшись от мамы, творит незнамо что – ну, надо взять его за ручку, может быть, даже взять на руки, постараться найти его маму, как-то успокоить. Или кто-то слишком громко говорит – бывает, человек глуховат или выпивши.  

Прот. Александр Березовский: А если прихожанам не нравится, например, чтение, они могут как-то воздействовать – через настоятеля...

Прот. Димитрий Смирнов: Чтение чьё?

Прот. Александр Березовский: Псаломщика.

Прот. Димитрий Смирнов: Он плохо читает?

Прот. Александр Березовский: Да.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Сказать: «Отец настоятель, обратите внимание, этот чтец путает ударение, читает тихо, бормочет себе под нос, очень просим Вас [повлиять]». Это вполне уместно.

Прот. Александр Березовский: А когда прихожане пытаются воздействовать через настоятеля, например, на убранство храма – где какие иконы повесить, как что организовать?

Прот. Димитрий Смирнов: А почему нет? Каждый прихожанин может делать свои предложения. Они, не так часто, но бывают вполне толковые.

Прот. Александр Березовский: То есть такое участие в приходской жизни возможно?

Прот. Димитрий Смирнов: А почему нет?

Прот. Александр Березовский: Ну, часто говорят: «Твоё дело – стой и молись».

Прот. Димитрий Смирнов: Это главное, конечно, дело. Бывает, человеку не нравится, что иконы, которая тут висела, теперь нет. Он говорит: «Я привык». А если икона на реставрации? А если вместо этой иконы приобрели икону, которая в 500 раз лучше? Привык – это не аргумент.

Прот. Александр Березовский: То есть можно высказать свою просьбу?

Прот. Димитрий Смирнов: А почему нельзя-то? Мы все участники церковной общины. Другое дело, когда человек первый раз пришёл и начинает выступать. Это уже слишком дерзко.

Прот. Александр Березовский: «Объясните слова Господа «Мне отмщение, и Аз воздам» (Втор., 32, 35). Неужели Бог мстит человеку?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, конечно, Бог не мстит, у Него таких чувств даже нет. Просто обычно мы желание отомстить прикрываем вразумлением человека. А Господь говорит «Это Моя прерогатива, а не ваша».

Прот. Александр Березовский: То есть, «Я его научу».

Прот. Димитрий Смирнов: Он Сам знает, как, в какой форме, с какой силой должно быть это воздействие.

Прот. Александр Березовский: «У меня есть близкий друг, который живёт в монастыре и очень часто выпивает. Когда я спрашиваю, почему он так делает, отвечает, что у него пусто на душе. Как это понять, «пусто на душе», от чего такое может быть, и чем ему можно помочь?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, помочь всегда можно тем, что помолиться за человека. А пусто на душе, потому что... Когда человек напоён благодатью Божией, он в вине не нуждается. Даже, бывает, вино вступает в противоречие, его даже не хочется, потому что присутствие благодати Божией человеку даёт только трезвение. Если ум хотя бы чуть-чуть, хотя бы на сотую долю градуса, находится под воздействием вина, благодать Божия будет отходить. И люди, которые об этом заботятся, предпочитают вина не пить. У каждого человека есть какие-то продукты, которые ему не полезны, вредны, он их не любит – он же старается их избегать? Так же и здесь.  

Прот. Александр Березовский: Здесь вино как путь убежать от этой пустоты, как-то её заполнить, она образовалась до того.

Прот. Димитрий Смирнов: Но раз человек пришёл в монастырь, он должен знать, что в христианстве нет такой тропинки, по которой стоит убежать и на которой написано «вино». Это прямо противоречит учению Христову.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь человек просто оказался слаб в искушениях?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, он, может быть, и силён, но невежественен, а может быть, у него просто страсть.

Прот. Александр Березовский: «Есть ли что-то выше дара рассуждения? Какая добродетель может быть поставлена выше?»

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то дар рассуждения – это, действительно, не добродетель, а дар. Сам дар [рассуждения] – выше, чем даже любовь, но это вещь, всё-таки, редкая, а дара любви может достичь любой человек. Как и монахами могут быть не все, а спастись могут все, кто пожелает.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но рассуждение полезно каждому человеку, почему этот дар дается не всем?

Прот. Димитрий Смирнов: Имеется в виду дар такой, когда человек может в любой ситуации найти решение. Но обычно это не касается самого себя – здесь всегда есть затруднения, и человеку лучше с кем-то посоветоваться. «Чужую беду руками разведу».

Прот. Александр Березовский: Да, в чужой жизни все специалисты.

«Бога правильнее молить о браке с определенным человеком или о создании семьи в целом? Как посоветуете?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это зависит от задачи.

Прот. Александр Березовский: Если человек выбрал уже объект своего желания, не будет ли навязыванием Богу молиться о браке именно с ним?

Прот. Димитрий Смирнов: Богу вообще нельзя ничего навязать. Если Бог что-то попустит, это для нашего блага. Если только мы из этого сумеем извлечь урок.

Прот. Александр Березовский: То есть человек в чём-то настаивает, Бог ему уступает, а потом оказывается, что это совсем не то, чего хотелось бы?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Говорят: ну, что же Бог меня не остановил?

Прот. Димитрий Смирнов: Сделать тебя немым? Или чтобы парализовало правую руку, и ты не смог бы перекреститься? Или чтобы вообще слёг, чтобы до ЗАГСа не смог дойти? Что ты предпочитаешь?

Прот. Александр Березовский: Нет, хочется безболезненно всё-таки. Тихонечко.

Прот. Димитрий Смирнов: А как «тихонечко», если человек проявляет свою волю: «хочу», «люблю». Ничего слышать не хочет и не может. Ну, что ж?

Прот. Александр Березовский: Придётся уступить.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Сейчас что-то зачастили, в этом году идут один за другим люди, которые прожили в браке два месяца, три, четыре – просто косяком идут.

Прот. Александр Березовский: И чего хотят?

Прот. Димитрий Смирнов: Жалуются, говорят: «Как быть? Жить невозможно».

Прот. Александр Березовский: Уже невмоготу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Так же, как невмоготу... Спрашиваю: «Ну, и сколько ты его знала до вступления в брак?» – «Месяц». Я представляю, как сильно хотелось замуж – как из пушки.

Прот. Александр Березовский: Вот результат.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Не каждая «месяц», некоторые подольше. Я теперь, когда подходит пара – сегодня вот вечером подошли, – сразу [спрашиваю]: «Ну что, разводимся?»

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте, это Галина. Мне непонятны слова 50-го псалма «...яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти» и «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския».

Прот. Димитрий Смирнов: Отец Александр, помоги человеку.

Прот. Александр Березовский: Человек может оправдаться только словом Божиим, когда последует за Ним. Когда человеку, как мы уже рассуждали, чего-то хочется, но он своё «хочу» превозмогает и идёт за словом Божиим, всё для него оказывается правильным и благостным. И оказывается, что слово Божие как раз человека оправдывает: человек пошёл за Богом и оказался прав. К сожалению, второй вопрос не записал.

Прот. Димитрий Смирнов: «... да созиждутся стены Иерусалимския». Я могу точно прочесть, русский текст, может быть, даст больше [понимания]. «Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион и воздвигни стены Иерусалима». О чём идёт речь?

Прот. Александр Березовский: Иерусалим – город царя, город Спасителя.

Прот. Димитрий Смирнов: А почему нужно воздвигнуть ему стены? Царь Давид писал об определённых реалиях. Город был разрушен, и каждый нормальный еврей в то время молился о воздвижении этих стен, и вот он (Давид – ред.) молился: облагодетельствуй Сион. Под Сионом именуется народ Божий, который нужно облагодетельствовать, вернуть ему утраченное. Царь Давид – а это покаянный псалом – плакал о грехах, потому что, как верующий человек, понимал: то, что происходит с ним, [происходит] за грехи. И вот он молится о том, чтобы вернуться в исходное положение – и стены воздвигнуты были бы, и облагодетельствован был бы Сион.

Прот. Александр Березовский: И тогда благоугодны будут жертвы правды – всесожжение и возношение (Пс. 50, 21).

«Почему на Литургии в церкви батюшка выходит из алтаря и просит прощения у прихожан? В чём он перед ними виноват?»

Прот. Димитрий Смирнов: Может, закашлялся во время произнесения ектении или возгласа, а может, у него набедренник съехал на спину.

Прот. Александр Березовский: «Возможна ли ложь, чтобы скрыть свои добрые дела?»

Прот. Димитрий Смирнов: Возможна.

Прот. Александр Березовский: То есть это повод уважительный?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, конечно. Вообще людское любопытство – не повод для того, чтобы перед каждым раскрывать свою душу.

Прот. Александр Березовский: Но тогда придётся частенько прибегать ко лжи, люди очень любопытны.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это не ложь. Понимаешь, надо различать... Подходит женщина ко мне и говорит: «Батюшка, вот мне сегодня приснилось...» Я говорю: «Стоп. Мне сегодня приснился огромный зеленый крокодил». Она говорит: «Нет, Вы постойте». Я говорю: «А вчера мне приснился огромный бегемот. Давай сейчас до конца дня будем рассказывать, кому что приснилось». Говорю, я здесь, вообще-то, по другому поводу стою, и у меня другие задачи.

Прот. Александр Березовский: Может, она думает, что Вы – толкователь снов по совместительству?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, некоторые сны бывают – прямо хоть пиши в какой-то книге пророческой. Недавно пришёл ко мне один мусульманин, таджик, и рассказал сон. Я говорю: «Ну, ничего себе!» Это просто видение. Говорю: «Быть тебе христианином».

Прот. Александр Березовский: Вы его выслушали?

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, не так часто таджики приходят. Тем более, он отрекомендовался, мол, я мусульманин. Я его спросил, ходит ли он в мечеть. Он говорит: «Каждую пятницу хожу». То есть религиозный человек.

Прот. Александр Березовский: А почему же пришел к Вам, а не в мечеть?

Прот. Димитрий Смирнов: Сам не знаю. Видимо, этот сон [его подвиг]. Но сон просто необыкновенный. Обычно такие сны не снятся. Я не буду пересказывать, но это бывает, может, раз в пятнадцать лет, а так обычно всё очень простое.

Прот. Александр Березовский: А вот как человеку понять? Действительно, может быть, это посещение Божие?

Прот. Димитрий Смирнов: Когда мусульманин приходит в православный храм и хочет поговорить с православным священником, это значит, что-то серьёзное произошло вообще в мире. Это случай экстраординарный. У нас же не косяками приходят практикующие мусульмане, чтобы пообщаться со священником. Понятное дело, это привлекло моё внимание. Он последний [остался] – вот, воспитанный человек, дождался, подошёл. Вернее, я к нему подошёл. Смотрю: стоит. Я говорю: «Ну, что?» Потому что не решается.

Алло, добрый вечер, слушаю Вас.

Слушатель: Раб Божий Сергий. Поясните, пожалуйста, выражение «Бог простил, и я прощаю». Прощаю вслед за Богом, или как это понимать?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Господь нам прощает грехи, и мы должны прощать. Это как бы краткое изложение Евангелия: если будете прощать своим ближним согрешения их, то и Господь простит вам согрешения ваши (Мф., 6, 14).

Прот. Александр Березовский: «Как простить людей, которые не просят прощения, не раскаиваются, а, наоборот, с каждым разом делают всё больше гадостей?»

Прот. Димитрий Смирнов: Что с ними сделать, я не расслышал? Отравить? Убить?

Прот. Александр Березовский: Простить.

Прот. Димитрий Смирнов: Большинство людей не понимают, что такое «простить». В этом проблема.

Прот. Александр Березовский: Не помнить зла, которое они творят? Но они его творят каждый день.

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, я таких не встречал. Вот не попадались [такие], мне кажется, это какая-то фантастика.

Прот. Александр Березовский: Я такой рассказ однажды слышал, про соседей...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, там уже война, это другое дело.

Прот. Александр Березовский: ...которые, видно, затеяли отравить жизнь соседям, чтобы завладеть, со временем, их квартирой.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, возьми, продай свою площадь и поезжай в другое место – пусть с другими воюют. Господи, помилуй! Какие сейчас проблемы-то?

Прот. Александр Березовский: Проблемы в душе: я-то уеду, но с обидой на них, со злостью.

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, уехал, забыл и простил.

Прот. Александр Березовский: Человек прожил, может быть, полвека в этой квартире.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, а другие полвека в другой поживёшь, потому что вечность ты будешь в третьей квартире жить – на кладбище. Маленькая такая, однокомнатная каморочка, два на полтора. Господи, помилуй!

Прот. Александр Березовский: «Существует ли генетическая склонность к определённым грехам?»

Прот. Димитрий Смирнов: Генетическая – не знаю, а наследственность, бывает, сказывается. Не в 100% случаев.

Прот. Александр Березовский: Говорят даже, что сексуальные извращения генетически передаются.

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, мне об этом неизвестно, это надо у специалистов спросить.

Прот. Александр Березовский: Если такая зависимость есть, то какова вина человека?

Прот. Димитрий Смирнов: О, никакой! Такого не судить – пусть делает, что хочет, ни в чём не виноват. Полную ему свободу [дать], он ни в чём не виноват. Какая-то чушь. Вот бенгальский тигр съел человека, его убили. Чем он, бедный тигр, виноват? Сейчас порешаем. У нас передача не об этом.

Алло, добрый вечер!

Слушатель: Алло, здравствуйте, Дмитрий Николаевич и Александр Юрьевич!

Прот. Димитрий Смирнов: А Вас как зовут?

Слушатель: Виталий.

Прот. Димитрий Смирнов: Отец Виталий, слушаем Вас.

Слушатель: Почему Бог не сделал одного языка и одну национальность? Почему Бог устроил так, что дьявол питается душами людей?

Прот. Димитрий Смирнов: Отец Виталий, дорогой, никогда дьявол не питается никакими душами. Ну, что Вы сочиняете? Это, может быть, такой художественный образ, может быть, на фресках изображают, что дьявол [кого-то] проглатывает – на основании слов Священного Писания, – но это такой художественный образ. Дьявол ничем не питается, и дьявол – не млекопитающее, чтобы травой питаться. А если Вам Бог не нравится, ничего я с этим не могу поделать: когда Он сочинял наш мир и человека, Вас на свете не было. Я думаю, отец Виталий, Он с Вами обязательно бы посоветовался.

Прот. Александр Березовский: «В каком состоянии были души иудеев, что Христос пришёл к ним? Применимо ли здесь «чистые сердцем Бога узрят?» (Мф., 5, 8) Почему Христос пришёл именно к иудеям?»

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что учение Христово могло быть воспринято исключительно людьми из богоизбранного народа. Остальные... Вот мы знаем случай с апостолом Павлом. В ареопаге просто посмеялись и говорят: «Ну ладно, об этом послушаем тебя в другой раз» (Деян., 17, 32).

Прот. Александр Березовский: То есть только тот народ, который имел память...

Прот. Димитрий Смирнов: Они помнили и знали о жертвоприношении Авраама, они воспитывались целых полторы тысячи лет в этом предании, которое им говорило, что придёт Мессия, Спаситель. И то – в этом народе при жизни Христа нашлось только около пятисот с небольшим человек из всего народа. А с язычниками об этом говорить было всё равно, что метать бисер перед свиньями. Совершенно бесполезно.

Прот. Александр Березовский: То есть даже чудесами их невозможно было бы как-то обратить?

Прот. Димитрий Смирнов: Да эти чудеса были бы даже вредны. Римляне практичные люди, сразу кто-нибудь захотел бы на этом какой-нибудь бизнес сделать.

Алло, добрый вечер.

Слушатель: Батюшка, что такое хула на Духа Святаго? (Мф., 12, 32)

Прот. Димитрий Смирнов: Святыми отцами это трактуется как намеренный грех.

Прот. Александр Березовский: То есть мы практически все грешим хулой на Святаго Духа?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: И это не простится нам...

Прот. Димитрий Смирнов: Ни в этом веке, ни в будущем. Поэтому очень многие люди, ходящие в церковь, когда их душа расстанется с телом, будут очень удивлены, что Господь им скажет: «Отойдите, Я не знаю вас» (Мф., 7, 23).

Прот. Александр Березовский: А когда человек оставляет грех, раскаивает его, и меняет свою жизнь, он изглаживается?

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда Дух Святой к нему приходит. Грех может изгладиться только благодатью Святого Духа. А пока человек в этом состоянии, он не может быть прощён ни в этом веке, ни в будущем.

Прот. Александр Березовский: Пока человек не принёс покаяния.

Прот. Димитрий Смирнов: Причём настоящего. А не «словом, делом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием...»

Прот. Александр Березовский: «Всем грешен».

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, подскажите, обязательно ли супругам в браке иметь детей, при условии, что супруги не бесплодны? Я, в принципе, не против деторождения, но можно ли от этого отказаться? Если жить с супругом благочестиво, но бездетно, не будет ли это нарушением заповеди Божией?»

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда не очень понятно, зачем вступать в брак.

Прот. Александр Березовский: «Одной жить трудно, в монастырь идти тоже не могу».

Прот. Димитрий Смирнов: Почему одной? Найти ещё человека. Вот одна моя родственница всю жизнь прожила со старшей подругой, и они умерли через год – сначала одна, потом вторая.

Прот. Александр Березовский: Просто помогали друг другу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Жили, опирались друг на друга. Они были очень верующие люди, в то время верующего жениха вообще практически невозможно было найти. Умерли уже за 80 лет.

Прот. Александр Березовский: То есть брак – это именно создание, продолжение рода, рождение детей?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, брак – это образ Божий. Это создание домашней Церкви.

Прот. Александр Березовский: И, если люди не хотят продолжения рода в браке...

Прот. Димитрий Смирнов: Если не хотят, тогда в брак не надо вступать. Конечно, бывают исключения, но это особенные люди. Как отец Иоанн Кронштадский. Но вообще это должно быть только по обоюдному согласию, с благословения, чтобы в этом не было молодеческой дури.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Слушатель: Здравствуйте, батюшка. В Псалтири есть слова «тяжести слоновые». «Тяжести» переводятся как «храм». Почему?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю. Это надо разбираться, не могу с ходу сказать.

Прот. Александр Березовский: Существует толковая Псалтирь, там очень доступно все псалмы разобраны, лучше к ней обратиться.

«Испытываю неприязнь к человеку, но стараюсь это удерживать и не показывать. Стараюсь быть вежливым, жизнерадостным, приветливым. Не является ли это лицемерием с моей стороны?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, это лицемерие. Лучше облить его кислотой, сделать ему какую-то гадость совершенно искренне.

Прот. Александр Березовский: Чтоб знали, что у меня в душе.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, чтобы знали, это же совершенно очевидно. А это лицемерие, которое есть фарисейская закваска, как мы знаем (Мф., 16, 6). Типичное лицемерие. Надо искренне отравить цианистым калием, отсидеть.

Прот. Александр Березовский: Зато всё по правде.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, всё будет искренне. А вот кто борется с грехом – сначала виду не показывает, молится о том, кто ему неприятен, желает ему спасения, здравия, – это всё лицемеры.

Прот. Александр Березовский: Тогда что такое «лицемерие» в евангельском понимании?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что человек, который задает вопрос, не понимает: [смотря] какой мотив. Ведь цель человека, который скрывает своё раздражение, неприязнь – не огорчить человека. Цель-то благая. А лицемерием, в частности, в Евангелии, называется [такое поведение], когда человек делает некий театр, чтобы себя изобразить праведным. Для ближнего человек старается – или для себя, чтобы о нем говорили, мол, вот он какой?

Прот. Александр Березовский: То есть собственная выгода в этой ситуации – это лицемерие?

Прот. Димитрий Смирнов: Если есть собственная выгода, тогда это уже лицемерие.

Прот. Александр Березовский: Теперь понятно, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, наконец-то. Господи, помилуй!

Алло, добрый вечер!

Слушатель: Как объяснить мужу, что надо причащаться?

Прот. Димитрий Смирнов: Никак мужу не объяснить. Это невозможно. Нужно до свадьбы смотреть, этот человек причащается или нет. А воспитание – с этим Вы опоздали. И потом, как жена ещё будет указывать мужу? Это просто уже анекдот. Поэтому – никак не объяснить, и не надо это делать, раз уж у Вас хватило ума выйти замуж за человека, который и не причащается, и не желает – ну, что ж теперь?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но речь идёт не о том, чтобы указывать. Просить-то жена может, объяснять?

Прот. Димитрий Смирнов: Должно быть наоборот. Человек должен стоять на коленях в мартовской луже перед храмом и просить: «Нельзя ли мне зайти, чтобы причаститься?» А не так –  его упрашивать, чтобы он причастился.

Прот. Александр Березовский: Не упрашивать, а объяснить.

Прот. Димитрий Смирнов: Но он слушать не хочет. Как насильно можно человека причащать? Это совершенно богопротивная вещь.

Прот. Александр Березовский: Это кощунство.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, а зачем тогда кощунство? Вот я об этом и говорю.

Прот. Александр Березовский: «На что влияет намоленность иконы?»

Прот. Димитрий Смирнов: Намоленность иконы – это ничем не измеряемая вещь. Дело в том, что иконы, чем старше вглубь веков, тем прекраснее. А красота влияет на человека.

Прот. Александр Березовский: Прекраснее именно от того, что перед этой иконой много-много людей возносили молитву Богу. Ведь это может быть не просто из-за художественного изображения. Иконы древние иногда очень просты в художественном плане, в то же время иногда и не отойдешь от неё, хочется стоять перед ней и молиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Потому что икона, как всякий продукт творчества человека, отражает и какую-то часть этого человека. А те люди, древние, как христиане были гораздо выше нас. Поэтому даже повторить это нельзя.

Прот. Александр Березовский: Кстати, женщина, о которой мы говорили, позвонила ещё – тут пришла записка. «Он причащается без Исповеди, просто идёт». Пусть идёт. Придёт время, надо будет – и он поисповедуется.

Прот. Александр Березовский: То есть домашним не надо препятствовать в такой ситуации?

Прот. Димитрий Смирнов: Надо детей учить.

Прот. Александр Березовский: Дети должны видеть, а у них пока пример другой.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вот он увидит, что все люди идут к Исповеди, и сам придёт.

Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Слушатель: Добрый вечер, батюшки. В Евангелии от Иоанна сказано: «После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил» (Ин., 3, 22) и «Хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его...» (Ин., 4, 2) Так крестил Иисус Сам или нет?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Я думаю, что сначала крестил, потому что это тоже входило в обучение учеников. А потом уже и ученики стали крестить.

Прот. Александр Березовский: Да, в Евангелии некоторые моменты пропущены, и создаётся впечатление близости событий, а они на самом деле могут отстоять друг от друга достаточно далеко.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Многих смущает: как Рождество и Крещение так рядом? Почему они так близко друг от друга?

Прот. Димитрий Смирнов: А между ними 30 лет.

Прот. Александр Березовский: «Я занимаюсь музыкой и осознал, что страдаю тщеславием. Скажите, пожалуйста, как бороться с этим грехом?»

Прот. Димитрий Смирнов: Есть два способа. Первый – молчать, когда тебя не спрашивают, отвечать на вопрос короче, чем сам вопрос. И есть радикальный способ, который быстро человека избавляет от тщеславия – полюбить поношения. Если он музыкант, он должен полюбить, когда в него кидают мочёные яблоки, помидоры, тухлые яйца и свистят. Если он полюбит такую реакцию публики, то он очень скоро избавится от тщеславия.

Алло, добрый вечер!

Слушатель: Здравствуйте, батюшка! Единственная ли я подопечная у Ангела-Хранителя? Всегда ли он меня слышит или, может быть, занят чем-то другим? Читает ли Ангел-хранитель мысли или только то, что я произнесла вслух?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не обязательно вслух, он мысленную молитву тоже читает. Одна Вы у него в попечении или вас две – это не открыто нам. Перемещение от Бога к Вам занимает очень незначительное расстояние временное – меньше, чем одно световое ферми. Так что можете этим не мучиться. Любое обращение он слышит всегда.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, напрямую ли Бог слышит наши молитвы, или эти молитвы возносятся Ангелами нашими к Богу?

Прот. Димитрий Смирнов: Для Бога всё возможно, но [молитвы] возносятся Ангелами.

Алло, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер, отец Димитрий. В канонах вообще нет второй песни, или она где-то есть, и когда-то её читают?

Прот. Димитрий Смирнов: Читают. Например, когда мы читаем Великий Канон Андрея Критского, она читается.

Прот. Александр Березовский: «Пришла в церковь через пару лет после свадьбы. Начала с постов, неверующему мужу приходится со мной поститься. Скоро он начал говорить о разводе, так как не выдерживает то, что я на себя взяла. Подскажите, как мне себя вести, и чем можно уступить, чтобы сохранить брак?»

Прот. Димитрий Смирнов: Всем можно уступить. Брак важнее, чем пост.

Прот. Александр Березовский: Даже если неверующий муж требует от жены вообще не поститься?

Прот. Димитрий Смирнов: Можно же поститься тогда, когда его нет. Или сделать ему роскошный обед, всё приготовить.

Прот. Александр Березовский: А он скажет: «Садись, раздели со мной трапезу. Почему ты не ешь?»

Прот. Димитрий Смирнов: «Я занята, я тебя ублажаю». А потом, всегда можно договориться, мол, зачем тебе-то поститься, я тебе буду готовить вкусно. Из-за этого разводиться, из-за еды? Всегда можно договориться.

Прот. Александр Березовский: Ой, батюшка, как часто людей раздражает, что кто-то в соседней комнате молится.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, поэтому я сегодня одной [женщине] посоветовал, как когда-то отец Таврион советовал, в ванной молиться. Пошел в ванную и молись. Можно даже душ включить и чуть вслух, и никого не раздражает.

Прот. Александр Березовский: Удивительно, даже сквозь закрытую дверь как будто чувствуют, и раздражает.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, чувствуют – тут не придерёшься. Конечно, чувствуют. Помню, я в институте учился, ко мне там обращались как к специалисту. И вот одна женщина ко мне подошла, соученица моя, и говорит: «Представляешь, икону принесла в дом, завернула её и положила в письменный стол в ящик. И с этого момента свекровь начала просто бесноваться». Чувствуют.

Прот. Александр Березовский: О как!

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте, батюшка. Скажите, что нужно больше всего делать во время поста?

Прот. Димитрий Смирнов: Слушать родителей, это самое важное.

Прот. Александр Березовский: Но это, по-моему, не только детям, а вообще всем.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, всем бесполезно говорить, а дети ещё что-то способны воспринять.

Прот. Александр Березовский: «Как правильно читать молитву Ефрема Сирина келейно?»

Прот. Димитрий Смирнов: Так же, как в храме читаем.

Прот. Александр Березовский: С двенадцатью поклонами.

Прот. Димитрий Смирнов: Можно сделать и четырнадцать. Ничего страшного. Не убудет.

Прот. Александр Березовский: «Господь Бог мог запросто разделаться с дьяволом, почему Он этого не делает? Для чего Богу нужен дьявол?»

Прот. Димитрий Смирнов: Для того, чтобы испытать веру человека. Не лицемерно ли он верует?

Прот. Александр Березовский: То есть Бог попускает нас искушать, чтобы человек явил истинность своих чувств к Богу?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, совершенно верно. Прямо чеканно ты отрапортовал, лучше и не скажешь.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, действительно ли Господь принимает активное участие в нашей жизни? Такое ощущение, что каждый человек живёт так, как хочет, а Бог лишь ждёт, когда к Нему человек обратится».

Прот. Димитрий Смирнов: В отдельных случаях бывает и так. Но я в своей жизни каждый день ощущаю просто отеческую заботу о моём спасении и не только. Последний случай меня просто поразил. В юности я знал художника Анатолия Зверева. Сейчас уже общественное мнение считает его гением, и мы тогда это чувствовали, что это особенный человек и вполне гениальный художник. И вот сейчас проходила его выставка. Я поздно о ней узнал, сегодня был последний день, и я не успел на неё попасть. И мне подарили каталог с этой выставки.

Прот. Александр Березовский: Со всеми его работами.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, в утешение. Я думаю: «Вот Господь как заботится». Всё его творчество не собрано, находится в разных местах – он обычно рисовал и тут же дарил тому, кто пришёл. У меня тоже есть один его рисуночек, висит в рамочке. Ну вот, даже такие [случаи]. И не то, что я просил у Бога, молил или пошёл и купил, а прихожу домой – на кровати лежит.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а если человеку кажется, что Бог о нём мало заботится?

Прот. Димитрий Смирнов: На мой взгляд, этот человек – нахал, дурно воспитанный человек. Или вообще не воспитанный.

Прот. Александр Березовский: У иных людей такая тяжёлая жизнь, чисто в житейском [смысле]. [Говорят]: «За что мне Господь дал такую жизнь?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не за что, а почему.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь некий воспитательный процесс идёт.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, бывает и как некая компенсация. Ну, человек не хочет учиться христианству. Это как, если человек не хочет умственно трудиться, ему придётся трудиться физически.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь Господь некую альтернативу даёт человеку?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Потому что через тяжёлую жизнь, через труды человек тоже может приобрести христианские качества.

Прот. Александр Березовский: Но некоторым кажется, что такая жизнь лишь озлобляет человека.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, кого-то озлобляет, а кто-то... Вот сегодня ко мне одна женщина пришла и говорит: «Мой муж некрещёный, но он христианин в тысячу раз лучше, чем я».

Прот. Александр Березовский: Вот как заметила.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. У него и кротость, и смирение, и трудолюбие, и терпение. Я, говорит, никогда такой не стану, как он. У него трудная жизнь, но он достиг внутренних качеств таких. Вот тебе и раз.

Прот. Александр Березовский: Вот интересно – человек приобретает христианские качества и не приходит к Спасителю.

Прот. Димитрий Смирнов: Ещё время есть.

Прот. Александр Березовский: То есть ещё не конец.

Прот. Димитрий Смирнов: Ещё не вечер, как в песне поётся. Так что вот, прямо свидетельство. Обычно как о мужьях говорят? А тут женщина свидетельствует, мол, какой у меня муж золотой.

Прот. Александр Березовский: Вот разглядела же.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, а что ж тут такого? Если он такой – значит, он бесспорно такой.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, Вам за Ваши ответы.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, до свидания.

Прот. Александр Березовский: До свидания, всего доброго!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 9

    1. gennady333:

      Очень интересно,большое спасибо!

    2. makdalin:

      Спасибо!

    3. qwert:

      Дай Бог здоровья, батюшки!

    4. Vladimir Bilibin:

      Спасибо вам о.Дмитрий и о.Александр.

    5. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    6. Ирина:

      По поводу 2 вопроса-»..некоторые прихожане меня смущают..читают там кто-то Благодарственные молитвы.».Очень часто мы отвлекаемся на других людей, считая себя самыми умными, считая возможным говорить о том, что кто-то рядом не устраивает.Я часто вижу людей в храме, которые после Причастия читают Благодарственный молебен.Ничего плохого в этом не вижу.Ведь не каждый человек сразу после службы идет домой, чтобы сделать это дома.Стоит такой человек тихонечко, в руках молитвослов-как он может мешать или смущать, чем? Сама тональность звонившей женщины выдает ее настроение ..Каждый должен следить за собой, а не за другими.Не надо придумывать лишние переживания.Спаси Господи!

      • Alexis:

        Согласен! Храм Божий для молитв. Другое дело когда ведутся сведские беседы или шумная исповедь.

    7. Andriy Melnik:

      Спасибо за ответы

    8. Alexis:

      Первые вопросы какие-то не приятные
      Отец Дмитрий как родной!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.