Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь о христианском отношении к жизни и смерти (2020.02.29)
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 29 февраля 2020 года

Очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба (Лк. 24, 1–2). Войдя в эту пещеру, где должно было лежать тело Иисуса, они недоумевали, куда Он делся. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть (Лк. 24, 4–7). Что ищете живого среди мёртвых? Это вопрос от Ангелов, их Отец Небесный послал навстречу Жёнам Мироносицам, которые хотели закончить погребальный обряд, потому что суббота им помешала. Не полагалось ничего совершать в субботу, поэтому они рано утром прибежали ко гробу на следующий день. Тогда этот день ещё не называли воскресеньем, но в Евангелии, которое уже написано в христианскую эпоху, это был день, который называли воскресеньем. В этот день они пришли и удивились, что нет усопшего. Каждый испытал бы такой шок, но тут Ангелы их немного укоряют, потому что Господь же им сказал, что Ему надлежит быть и арестованным, и распятым, и в третий день воскреснуть. Только тогда они вспомнили. Так же и с каждым человеком. Даже если он по милости Божией уверовал в Спасителя, всё равно полного понимания Его Воскресения не наблюдается, потому что хотя человек, живя на земле, бывает просвещён Духом Святым, ему открывается бытие Божие, но до конца этого он всё-таки не понимает. Нечто подобное происходило и с Жёнами Мироносицами, а потом и с апостолами. Апостолы даже тогда, когда пришли Жены Мироносицы и им рассказали, им не поверили. Думали, что это какая-то ложь, именно в силу того что ситуация действительно необычная. Камень, которым загораживали вход в могилу, обычно был круглой формы, очень тяжёлый, больше полтонны веса, несколько молодых мужчин его вкатывали. А тут от был отвален. Кто среди ночи мог камень отвалить? Им в голову не пришло, что воскресший Господь силой благодати Божией его отодвинул, чтобы дать им этот путь и они могли увидеть то ложе, на котором Христос лежал. Они растерялись. Человеческая память, уже повреждённая грехом, не могла устоять перед этим. И по милости Своей Господь послал им Ангелов, которые сказали: «Не ищите живого среди мёртвых». Христос хотел, чтобы у всех Его учеников и учениц была вера живая. В чём это должно было заключаться и выражаться? В том, что каждое слово Спасителя они бы приняли и умом, и сердцем и устраивали бы свою жизнь уже согласно слову Божию. В Воскресении содержится символ, что Господь воскрес первый из падшего человечества. Святые отцы потом Его называли Новым Адамом. От Него на земле, от этого Нового Адама, стало появляться новое человечество из тех людей, которые целиком и полностью уверовали в Его Воскресение, уверовали в каждое Его слово, во многое из того, что сначала было им непонятно, как эти слова: что вы ищете живого между мертвыми?. Жизнь их должна была совсем обновиться. Они должны были уже жить не по закону, как прочие их соплеменники. Исполнение правил, которыми жил народ еврейский, не могло спасти. Оно могло только сохранить человека, чтобы он не превратился в зверя, как бы задерживало его на этой ступени. Но спасти душу таким образом, как это спасение понимал Сам Спаситель, закон не мог. Поэтому Христос им и говорил, что Он пришёл не нарушить закон, но исполнить (см. Мф. 5, 17). В переводе на русский язык это значит наполнить его до верха, влить новое вино в мехи новые. То есть их сердце должно было обновиться покаянием, и в это новое сердце, обновлённое покаянием, должен излиться Сам Господь Дух Святый. Что и произошло с ними в день Пятидесятницы, когда они уже очами обновлённого сердца увидели эту тайну Воскресения Христова и прониклись ею. Еще несколько дней тому назад они боялись признаться во дворе Анны и Каиафы, что они Его ученики. Пётр стал даже отрекаться, говорить: «Нет, мы не знаем этого человека» (см. Ин. 18, 17). Теперь же они были все готовы за Него умереть. Они и умерли. Церковь победила этот мир, и Господь им говорил: Не бойся, малое стадо! (Лк. 12, 32). Христианину бояться нечего, особенно смерти. Апостол Павел говорил: имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1, 23). От чего разрешиться? От тела. Какая самая большая радость? Когда ты встретишься со Христом. А современный человек боится: «Ой, батюшка, помолитесь, у меня завтра операция, я боюсь». Человек боится помирать, трусит. Это абсолютно естественно, но не для христианина.

Поэтому слова Ангелов, направленные к ним, были: что вы ищете живого между мертвыми? Ну что вы пришли на могилу? Один парень Христу сказал: «Господи, я пойду, куда бы ты ни шёл, только дозволь мне отца похоронить» (см. Мф. 8, 21). В чём дело? Разве это не важно – похоронить отца? Важно, но тебя Сам Христос призывает, Христос говорит: предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22). Для людей очень важно, в какую сторону крест направлен, что надо есть на поминках, что пить, а что не пить, кого позвать. Этим они окружают всю свою жизнь, и это может быть очень важно, но только при одном условии – если Христос тебя не зовёт и не хочет, чтобы ты стал Его учеником. От этих внешних могильных вещей вообще ничего не зависит: как хоронить, что делать, если мы не можем перевезти тело. «У нас все в России похоронены, а он умер за границей». Какая проблема? Земной шар круглый, Христос Своим пришествием освятил всю землю. Какая разница? Но люди привязаны к земле, привязаны к своему мясу. Страшно, что болит, помирать неохота и так далее. Охота или неохота – кто нас спрашивает? Ты дитя Адама, а все дети Адама должны умереть, кроме особых случаев – Енох, пророк Божий Илия, Иоанн Богослов. Они трое не вкусили смерти. Даже Пресвятой Богородицы мы празднуем Успение, а ты чем лучше? Нет подольше пожить. Что значит подольше? Как тебе дожить до восьмидесяти лет и чтобы ничего не болело? Целыми днями будешь кряхтеть, то тут болит, то там, то это вышло из строя. Так легче, что ли? Жизнью и смертью занимаются не Ангелы, хотя при кончине человека два Ангела присутствуют, и при нашей с вами кончине они будут присутствовать. Жизнью и смертью распоряжается Господь, Он же нас создал. Папа и мама немного в этом помогли технически, а сам механизм рождения сочинил Господь. Он Сам знает, кто созрел, кто не созрел, кому рано, кому нужно поболеть. Я вам рассказывал, у меня товарищ в Америке умер, мы с ним в институте учились. Лёг спать, уснул и умер. Бывает и так. Прихожу в тот возраст, когда друзья, товарищи, родственники – все умирают один за другим, каждый год теперь наполнен усопшими, хотя для меня они не усопшие, а как живые. Один чуть пораньше, другой чуть попозже. Некоторые родичи у меня живы, уже к девяноста пяти годам подъезжают. У них тоже всё болит, температура постоянно, но что делать?

Это Евангелие учит нас по-христиански относиться к жизни. Господь Сам всё устроит. Конечно, некоторым людям Господь открывает день их смерти, но это бывает очень редко, один раз на сто тысяч. Мало людей на свете, которые это мужественно и с достоинством воспримут. И Господь обычно скрывает от человека день смерти. Человек об этом даже и не думает, а Господь забирает человека. И нам очень важно жить с сегодняшнего дня и до последнего дня, до гробовой доски, помня о том, что Христос воскрес. Какая цель этого Воскресения? Цель – нас спасти, чтобы мы совоскресли вместе с Ним, потому что Он нас любит и желает жить с нами. И мы должны всё время думать о своей душе. Как говорил один наш русский святитель, надо не мешать Богу нас спасать. Он посылает нам всякие лекарства: и болезни, и скорби всякие, и обстоятельства, и лжебратий, как апостол Павел пишет (см. Гал. 2, 4). И враги человеку – домашние его (Мф. 10, 36), так часто бывает. Но бояться христианину можно и нужно только одного Бога. Жить так, чтобы бояться Его чем-то огорчить, нашего Создателя, Отца. И ещё бояться греха. Чтобы у тебя и с совестью было всё спокойно, и с законом Божиим, тогда жить будет хорошо. И от греха отгребаться. Любой неправильный шаг чреват для нас дополнительными муками здесь, на земле. Каждый человек, совершая всякие ошибки, усугубляет себе свои страдания. Обжираешься – будешь болеть. Митрофан Воронежский говорил: «Мало пей, мало ешь и здрав будешь». Не читал, что ли? Зря мы на каждой обложке «Календаря» это пишем? Вникни в то, что святой человек написал. Он на своём жизненном опыте это усвоил. Такие простые и ясные слова. Это ведь очевидно, любой доктор скажет, начиная от стоматолога и кончая ортопедом, любой.

Поэтому не будем, дорогие сестры и братья, искать живого между мёртвыми. Будем не мешать нашему Спасителю спасать наши души.

Спаси всех Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Ирина:

      Спасибо, дорогой батюшка!

    2. DMI3:

      Спаси Господи! Замечательная проповедь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.