Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».
Сегодня завершается время нашей церковной литургической жизни от Пасхи Христовой до дня Пятидесятницы. Это такое особое уникальное время в жизни Церкви, которое было однажды, когда Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам, чтобы они утвердились в вере, ещё и ещё раз убедились, что Он воистину воскрес в теле, во плоти Своей. Они Его осязали руками, вкушали с Ним пищу. Потом через сорок дней вознёсся на небо, предварительно им сказав, чтобы они не отлучались из Иерусалима. Конечно Господь в день Святой Пятидесятницы мог посетить их в любом месте. Но, как мы знаем, несколько позже апостол Павел шёл в Дамаск и увидел необыкновенный свет, из которого он услышал голос, который он никогда не слышал: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? (Деян. 9, 4). Это в благодати Божьей явился ему Сам Христос. Даже на пути Господь Святый Дух может посетить человека.
А почему именно в Иерусалиме? Ради снисхождения к падшему человеку, ради того, чтобы его вера, опираясь на эти внешние знаки, могла бы найти опору. Когда человек исполнен благодати Святаго Духа, ему не нужны никакие вешние опоры. Ему не нужно вообще ничего внешнее, потому что он исполнен внутренней жизни. Поэтому Господь, когда учил Своих учеников, говорил им: Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23, 26).
Вообще, вся цель подвига христианского заключается в том, чтобы подготовить свою душу к восприятию благодати Святаго Духа. Очистить её, потому что благодать не может прийти в нечистое место. Нечистое не в буквальном смысле, а именно в духовном. Поэтому Господь и для вхождения в Церковь избрал именно такую внешнюю форму, когда человек погружается в воду. Вода – это известная вещь, которой все умываются, очищаются, моем грязную посуду, сапоги, испачканные в глине, стираем бельё. Для того чтобы это ещё раз наталкивало и напоминало о том, зачем это всё предпринято. Такая внутренняя работа по очищению своей души – это самое трудное дело на свете в силу того, что человек грешный. Такая нечистота свойственна грешному человеку. С ней расставаться человеку очень трудно, болезненно. Поэтому человек склонен об этом всём забывать. Падший человек, не познавший благодати Святаго Духа, может действовать только по вере. Веруя, что если он будет идти этим путём, результатом и конечной точкой этого пути будет посещение его Святым Духом. Причём не однократное посещение, а именно постоянное пребывание. Как Господь сказал: и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Господь Своей благодатью поселяется в сердце человека, как в доме, как в обители. И человеческое сердце становится сосудом благодати Божией. Вот такая конечная цель христианства, которая начинается в купели крещения. Если совсем правильно, то начинается с покаяния.
Некоторые люди крестятся или крестят своих детей, совершенно не имея никакого понятия о покаянии, вообще не собираясь каяться. Вообще не понимают, зачем это надо. Это не значит, что крещение оказывается недействительным. Оно оказывается действительным, но оно оказывается недейственным. Дело в том, что человек, воспринявший благодать Божию, уже согрешить не может, практически. Чтобы согрешить человеку, нужно изгнать благодать Божию из своего сердца. Тогда он сможет согрешить. Поэтому неудивительно, когда уже в день крещения вечером собираются гости человека поздравлять с тем, что он крестился, он может вполне напиться и сквернословить и так далее. Та благодать Божия, которую человек получил, через несколько часов или минут может быть втоптана в грязь и покинуть человека. Что чаще всего и бывает, потому что человек из каких-то суеверных соображений принимает крещение или из национальных, что ещё глупее. Дескать, мы русские, нам надо креститься. Чего ради, собственно? Никакого отношения к тому, что мы русские, крещение вообще не имеет. Такое существует, потому что падший человеческий ум не может и не хочет идти дальше. Тем не менее, церковный путь, который первым прошёл Господь Иисус Христос, основал Церковь из апостолов, и они стали первой Церковью, предполагает именно это. Впереди этого пути, как некий маяк, идёт вера человека. Потому что если не верить тому, что Господь Иисус Христос посетил землю две тысячи лет тому назад, что Он основал Церковь, что Он ушёл на небеса, что Он дал Церкви благодать Святаго Духа, которая должна войти во всех нас и очистить нас от всякия скверны, то этот путь пройти нельзя. Как нельзя выиграть войну, если ты не веришь в победу. Её можно выиграть, только если ты абсолютно уверен в победе. Уверенность в победе – это ведь тоже вещь, основанная на каких-то внешних опорах. Если двадцать человек воюют против двадцати миллионов, ясно, что эта война не будет выиграна, а если человек верит в эту победу, он просто не в своём уме. Господь по милости Своей посылал верующим людям пророков, цель которых была прежде всего в том, чтобы предохранить народ от падения. Слова пророков древних возвращали людей к вере в истинного Бога. Потому что только эта вера могла сохранить народ. Если бы народ Израиля потерял окончательно веру в Единого и истинного Бога, то и народ бы исчез. Так как известная часть народа сохранила эту веру, то народ продолжал своё существование. Одна принадлежность имени Божию уже давала возможность находиться в сфере Божией благодати. Только она одна может сохранить. Все остальные народы либо исчезли, либо переквасились, либо стали другими народами. Среди прочего пророки говорили и о Спасителе. Господь им открывал некоторые вещи, и они их произносили, часто не осознавая того, что это значит. Но цель была одна – чтобы, когда придёт Спаситель, люди могли по внешним признакам понять, что это Мессия. А внутренних признаков и быть не могло, потому что внутреннее узнавание даёт только благодать. А народ жил вне благодати Божией. Мы даже не представляем, какую радость и возможность имеем, что живём в новую эру. Тогда всё было гораздо жутче, чем сейчас. Один пророк говорил, что Мессия, или по-гречески Христос, или по-русски Помазанник, войдёт в Иерусалим, сидя на молодом осле (см. Зах. 9, 9). Так и случилось. Другой пророк говорил о том, что, когда Его казнят, то о одежде Его будут метать жребий – кому из казнителей достанется (см. Пс. 21, 19). И это произошло. Тот же пророк, как будто сам был на Голгофе, говорил: Боже, Боже мой, вонми ми, Вскую оставил мя еси (Пс. 21, 2). Как будто процитировал то, что скажет Христос, вися на Кресте. И так очень и очень много было указаний на то, как это будет происходить. А если взять пророка Исайю, так его вообще богословы называют ветхозаветным евангелистом. Многое из того, что он сообщал людям за сотни лет до того, как пришёл Христос, наводит на мысль о том, что как будто он, если не был очевидцем событий, то, наверно, как бы читал Евангелие. Те, кто хотел, они могли в этом убедиться. Опираясь на эти внешние признаки, говорили, что да, это действительно воистину Христос, воистину подлинный Мессия Израиля, воистину подлинный Спаситель.
Но для некоторых такая узость, ограниченность, погружённость в какие-то свои мирские проблемы не дала это увидеть. Вообще, свойство падшего человеческого ума заключается в том, что каждый видит только то, что ему хочется видеть. Поэтому возражали: из Галилеи не приходит пророк (Ин. 7, 52). Да, действительно, из Галилеи пророк не приходит. Но если ты так хочешь узнать, то приди в Назарет, Капернаум, спроси стариков, откуда вообще появилась эта семья. Тебе скажут, что во время переписи они ездили в Вифлеем и Иисус родился в Вифлееме. Тогда ты получишь другое основание своей веры, потому что Мессия, и об этом тоже было сказано у пророков, должен родиться в городе царя Давида (см. Мих. 5, 2). Ты можешь покопаться в родословной Иосифа и Марии и убедиться, что Христос из рода Давидова и рода Аарона. Ты можешь в этом убедиться. Но человек слышит только то, что слышит.
Тем не менее, отдельные доверчивые люди воспринимают истину. А вообще, доверчивость от чего происходит? Иногда говорят: «Доверчив, как ребёнок». Эта доверчивость происходит от чистоты, от того, что человек в своей жизни мало сталкивался с ложью, с коварством, с подлостью, недостаточно ею заражён. Поэтому он доверчив. Эти доверчивые люди, простые галилейские рыбаки, неграмотные и чистые, как дети. Про одного так Христос сказал: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47). Потому что израильтянин – это не тот, кто имеет израильское гражданство. Израильтянин подлинный – это тот, в котором нет лукавства. Лукавый – мы все знаем, кто это такой. Поэтому лукавство – это свойство того существа, искони враждующего против Бога. Вот в чём дело.
Поэтому Христос пришёл на землю, чтобы основать новый Израиль, новый народ Божий. Этот народ Божий есть Церковь Божия. Только уже не на принципе родства и крови, а на духовном. Общее что? Общая вера и общая благодать Божия. Если кровь – вещь временная, имеет свойство сворачиваться и распадаться, то благодать Божия – это вечное. Так же, как и вера, потому что вера начинается в уме человека. Ум – это есть сила человеческой души, поэтому тоже вечен. Новый Израиль не только вечный, но и никакой силой ада непобедим, о чём Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Это невозможно, потому что если хотя бы в каждом из нас недостаток благодати Божией, то всё в совокупности это представляет большую духовную и нравственную силу. Во всяком случае, если где-то что-то искать, можно находить только здесь. Весь мир окружающий, как это ни дико звучит, существует только потому что мы приходим в храм. Весь этот мир. А смысл его только в том, что из этого мира в церковь приходят время от времени всё новые и новые люди. Когда этот приток иссякнет, этот мир исчезнет, потому что он будет не нужен. Во-первых, Богу, потому что Бог заботится только о вечности человека. Бога только это интересует. Приобщиться к вечности человек может только одним способом – приобщившись к Богу через Христа. Это возможно только через Церковь, потому что Церковь - это есть Тело Христово. Мы все телесные, поэтому мы приобщаемся к Церкви. Через это приобщение в нас начинает действовать благодать Божия. От нас требуется только не изгонять её, а наоборот, стать рабами Божьими. Не от слова полного подчинения и смирения, а от слова «работать». Человек должен быть соработником Бога. Вот это соработничество человек потерял. Господь создал Адама для того, чтобы он возделал рай. А потом всю окружающую землю в этот рай пустил. Чтобы вышел за пределы рая и всё, что происходит на земле, рай впитал. Но Адам согрешил. Теперь функции Нового Адама взял на Себя Христос. Он создал новый народ, новое человечество – принципиально новое, над которым не тяготеет уже первородный Адамов грех – для того, чтобы оно преобразило этот мир.
И действительно, за две тысячи лет существования Церкви, Церковь впитала из этого мира очень много. Во-первых, огромное количество людей спасли свою душу и достигли вечности. Во-вторых, возникло то, что мы называем культурой, то, что восхищает до сих пор туристов. Они, конечно, уже давно абстрагировались от церкви, но красота, которая существует, всё равно влияет на их душу, потому что эта красота, как всякая красота, Божественного происхождения. Если бы у них хватило ума задуматься, почему современные архитекторы строят такую дрянь? А почему древние архитекторы строили такие прекрасные вещи? В чём разница? Почему этот дизайн такой мёртвый? А почему деревянная скульптура такая живая? В чём дело? Потому что оживотворяет только Святый Дух, Он всё животворит.
Отчасти поэтому зеленью на Троицу украшают храм, чтобы была некая внешняя опора нашей вере. Человеку, который не имеет благодати Божией, нужна внешняя опора. Он обязательно должен на что-то опираться – на авторитет какого-то богослова, на авторитет Вселенских Соборов, на авторитет приходского священника, или бабушки, которая была очень верующая, потому что она всегда яйца красила. Для многих это является важной вещью. Раз бабушка красила, она была хорошая, вот и я буду красить. А какое это имеет отношение к Пасхе, к Воскресению – это надо книжку читать, это нет. Но всё равно это уже какое-то отношение. Пусть какой-то малозначащий поступок, но всё-таки человек совершает ради Христа и ради Пасхи. Потому что кто ненавидит Христа, он яйца красить не будет, хоть его застрели. Если он красит, это уже какое-то отношение, пусть на таком фольклорном уровне.
Но, конечно, цель всё равно другая. Нам надо потрудиться таким образом, чтобы главная цель жизни христианской никоим образом не ускользала от нашего ума. Преподобный Серафим Саровский вновь напомнил для всей Церкви, потому что он святой вселенского масштаба, о том, что цель христианской жизни – это стяжание Святаго Духа. Он даже очень просто говорил, что это как в торговле. Хотя здесь больше подходит слово бизнес. Цель бизнеса – это деньги, а не какое-то направление. Настоящему бизнесмену всё равно чем торговать – наркотиками, живым товаром, станками. Есть вещи, которые дают очень большую прибыль, но опасные. Цель – делать деньги. Преподобный говорит, что нужно смотреть (имеется в виду смотреть внутрь), что даёт нам большую прибыль для того, чтобы благодать Божия входила в наше сердце. Если добрые дела, то старайся делать дела, если молитва, то молись, если бдение, то старайся меньше спать, и так далее. То есть смотри по твоим психофизическим свойствам, что тебе более свойственно, где ты можешь лучше преуспеть. Если мы рассмотрим святых, каждый нёс свой подвиг. Один был монах, другой князь и воин. Даже адмирал Ушаков. Сейчас идёт процесс его канонизации как местночтимого святого. Величайший морской военачальник. По жизни, по своим качествам душевным это был святой человек. Хотя его цель была – профессионально громить врага. Чем лучше их топить, тем лучше для народа православного и государства. Вроде профессия никак не соответствует нашему представлению о том, что значит святой человек, но тем не менее. Качества души именно таковы.
Эти качества души человека зависят от многих вещей. Во-первых, кто папа, мама. То есть, из какого ты рода. Если папа и мама цыгане, то трудно надеяться на то, что бессребреник выйдет и будет вставлять себе вместо золотых из нержавейки зубы. Вряд ли. Почему? Потому что впитывает не только образ отца и матери. Каждый ребёнок воспринимает отца и мать как высший авторитет, более того, он их любит. Несмотря на гены даже, сам образ родителей влияет на детей. Это первое. Второе – та среда, где живёт человек. На тех, кто живёт в коммунальной квартире, все остальные соседи тоже влияют. Потом влияет школа, двор. Контингент гуляющих во дворе и лепящих куличи в песочке тоже влияет. Но самым решающим и самым фундаментальным фактором является вера. К какой вере принадлежит человек. Вера формирует человека. Почему? Потому что телесное и душевное не оказывает такого воздействия на человека, как духовное. Если человек настоящий мусульманин, то мусульманство будет его формировать как личность. Если человек православный христианин, то это будет формировать как православного, преодолевая в нём всё – его породу, алкоголизм его отца, склонность к воровству его матери и так далее. Человек благодаря своей вере может преодолеть всё. Он может подняться до вершин святости. Вера даст ему эту возможность. Откуда сила на это преображение? Сила этого преображения от благодати Божией.
1967 лет тому назад, в День рождения Церкви, произошло Сошествие Святаго Духа. Каждый из нас должен также стремиться к тому, чтобы и к нам пришла эта благодать. Тогда мы сможем преодолеть то, что нам мешает. Многие жалуются: «Я не могу удержать свой язык», «Я очень гневлив», «Я знаю, что этого делать нельзя, но всё рано делаю». Откуда такая немощь, почему силы нет? Потому что безблагодатны. Надо обязательно, чтобы благодать присутствовала, тогда человек всё преодолеет. И этот род, который в прошлом был незнамо какой, может дать совсем другое начало. Представляете себе? Были потомственно неполноценные люди, и вдруг появился один, который с помощью изумительного факта веры и благодатной жизни преодолел это всё. У него будут совершенно другие дети, будет совершенно другая жена, это всё пойдёт по-другому. Снизу опять пойдёт вверх.
Нечто подобное происходит с нашей страной, с нашим народом. В чём причина? Самая большая страна, самая богатая, как нация самая молодая. Почему же мы вымираем? Почему такое большое количество самоубийств? Обогнали, наверное, уже Швецию. Всё распадается, все друг друга обманывают. Почему столько мата? Что происходит? Безблагодатная жизнь. Отошёл человек от источника благодати Божией, и всё. Как цветок, самый прекрасный цветок, срежь его и положи на стол – через три дня он будет сухой, он будет мёртвый. Так же наш народ, он умирает, потому что отошёл от источника благодати Божией. Из чего народ состоит? Из отдельных людей, то есть из нас с вами.
Церковь всегда составляет определённая часть народа, потому что не могут все достигать уровня духовного, как апостолы и преподобные, так не бывает. Как на заводе не могут быть все начальниками, генеральными директорами, главными инженерами, начальниками цехов – это только люди, которые могут соображать. Остальные там попроще – какой-то участочек, он это делает. Чтобы за всё отвечать, нужен охват зрения совсем другой. Это естественно. Так и в духовном плане. Но такие люди должны быть, а ими оскудела наша земля. Оскудела не сама собой, конечно. Этому помогли специально выделенные люди, целая организация, количество членов которой достигло к концу её существования полумиллиона человек. Конечно, не все трудились над тем, чтобы отдалить от Церкви народ, но известная часть. Вот теперь плоды. Даже страну не можем удержать, всё разъезжается, распадается. Этот процесс пока ещё не остановить.
Христос говорит: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7, 38-39). Вот что главное в нашей жизни.
В заключение напомню, какие есть источники благодати Божией, которые существуют вообще на pемле. Во-первых, прежде всего, нужно пойти в церковь. Вне церкви невозможно исцелиться духовно. А в Церкви есть эти четыре источника.
Священное Писание. Каждый человек, который читает Священное Писание, может стяжать благодать Святаго Духа, только читает не извне, а изнутри Церкви. Потому что если извне, как какой-то сектант, то ты можешь одни слова интерпретировать совсем иначе, чем их интерпретирует Церковь. Так ты сможешь заблуждаться, не поймёшь, что это значит на самом деле.
Второй источник благодати Божией - это Таинства церковные. Когда мы каемся в грехах, исповедуемся или причащаемся Святых Христовых Таин, совершаем Таинство брака, мы видим только обряд. Как, например, глядя на людей, мы видим только одежду. Мы предполагаем, что за одеждой есть плоть, за плотью рёбра, за ними сердце, а там внутри сердца есть душа. Мы в это верим, но мы этого не видим. Мы видим обряд, но таинственно человек приобщается к благодати Божией. Почему? Потому что в Церкви всё совершается только ей.
Третий источник благодати Божией - это молитва. Как преподобный Серафим говорил, самый удобный способ. Что бы ты ни делал, где бы ты ни был – лежу ли на пляже, работаю ли где-нибудь, копаю ли яму, что-нибудь штукатурю, работаю на компьютере, я всегда могу помолиться Богу. Я всегда могу обратиться к Нему: «Господи, Ты не забыл ли меня? И я Тебя не забуду. Слава Тебе, отныне и вовеки». Я всегда могу обратиться к Нему. Если что-то у меня не получается, я могу не выругаться грязно, как я обычно это делаю, а помолиться ему: «Господи, может быть, Ты бы мне помог?» И Он как Отец с радостью поможет, особенно если видит нашу готовность искоренить эту страшную привычку непрестанной ругани.
Есть ещё четвёртый источник благодати Божией – это добрые дела. Любому человеку ты можешь сделать добро – маленькое ли, большое ли, но очень важно, чтобы это было бескорыстно. Если ты что-то с этого имеешь или делаешь это чужими руками (потому что всегда проще перепоручить, тогда это тот будет делать), значит это не ради Христа. А вот когда бескорыстно, Христа ради, тогда ты получишь свою толику благодати Божией. Господь сказал: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). А раз сделали Христу, то наградой всегда бывает жизнь вечная, которая есть полнота благодатной жизни.
Из этих четырёх источников мы с вами можем через Церковь постоянно черпать благодать Божию, которая будет очищать нашу жизнь, очищать нашу душу, и мы постепенно будем восходить в Царствие Божие. Или можно по-другому сказать, оно будет в нас внутри раскрываться. Царство Божие можно рассматривать так, что мы в него входим, а можно смотреть, что оно входит в нас. Это на самом деле одинаково практически.
Поэтому праздновать – это не значит помахать зелёными веточками, это как бы внешняя опора, а главное – внутренний смысл. Мы празднуем, мы веруем в то, что благодать Божия придёт и в наше сердце. Тем, что приходим на праздник, мы свидетельствуем, что это для нас важно, что это составляет доминанту нашей жизни, самое важное дело. Если это так, то тогда мы на верном пути. Есть даже специальный греческий термин «синергия» – соединение двух энергий – и человеческой, и Божеской. Господь не может спасти человека насильно, а человек не может спастись сам, без помощи Бога. Поэтому Христос соединил в Себе два естества – и Божественное, и человеческое. В этом тоже есть указание нам на то, как мы должны действовать. Нам нужно очень внимательно изучать Священное Писание, чтобы каждое слово Священного Писания было для нас таким понятием, которое закрепилось бы в нашем уме и начало бы действовать на нашу жизнь. Даже если мы в результате своей жизни не достигнем той полноты благодатной жизни, которую Господь хотел бы нам дать. Бог знает сколько Он может дать каждому из нас, потому что Он каждого из нас знает досконально. Тогда, видя наши устремления, Бог может продлить их и в вечность. Тогда мы можем надеяться, если не на святость, то хотя бы на спасение.
Помоги нам в этом, Господи!
Свернуть
Комментариев 2
Замечательная проповедь! Спаси Господи!
Спасибо!
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.