Проповедь на Крещенский сочельник (2001.01.18)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на Крещенский сочельник. Утро 18 января 2001 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

В сегодняшнем Послании апостола Павла к коринфским христианам он пишет: будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести (1 Кор. 9, 19). Действительно, каждый человек свободен, но наша свобода имеет некоторые ограничения. Например, какими-нибудь вещами, которые мы любим. Допустим, человек любит смотреть телевизор, поэтому он вынужден оставлять другие дела, может быть, более важные, и смотреть телевизор, никуда ему от этого не деться. Или, скажем, человек любит своих детей и оставляет другие, тоже важные дела, для того чтобы заниматься своими детьми. Или человек любит деньги, он оставляет свою семью, детей и едет куда-нибудь на заработки, чтобы заработать много денег. Часто рискует, остаётся без копейки, но любовь к деньгам понуждает его потом делать то же самое. И так без конца.

Апостол Павел что любил? Он любил приводить людей ко Христу, поэтому Господь его избрал в апостолы. Он был Его посланником на земле. Он достиг в этом большого искусства. Здесь с нами делится, как это происходило. Он говорит: Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев (1 Кор. 9, 20). Павел был человеком весьма образованным, знал закон, Священное Писание знал наизусть. По происхождению он был евреем, имел специальное духовное образование, поэтому чтобы приобрести для Христа человека из евреев, он был перед ним как еврей во всём. И тот, не видя в нём чужака, ему легче доверял, прислушивался к нему. Иудеи в то время категорически не общались с другими народами, считали такое общение нечистым для себя, оскорбительным и оскверняющим. То, что он был иудеем, лишало их возможности смущаться по этому поводу.

Дальше он пишет: для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных (1 Кор. 9, 20). Иудеи тоже разные бывают – одни чтут закон, исполняют всё, что повелел Господь ещё в Ветхом Завете, а другие ничуть не обращают внимания. И свинину едят, и субботу нарушают. Чтобы этих не смутить, кто был подзаконным, он слушался закон, живя с ними, выполнял закон. Он сам любил закон и в законе воспитывался.

Для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона (1 Кор. 9, 21). Будучи христианином, он исполнял закон, но не потому, что этот закон имел какую-то ценность, нет, он сам об этом говорил, что обрезание или необрезание перед Богом ничто. Но ради снисхождения к своим соплеменникам он вёл себя с ними так же, как вели они, для того чтобы им легче было воспринять слово о Христе. Он делал это из любви к ним.

И дальше: Для немощных был как немощный (1 Кор. 9, 22). Действительно, апостол Павел всю жизнь болел, это известно. Когда он встречался с больным человеком, он жаловался на то, что у него болит, так и находили общий язык. Два больных человека о чём говорят? О своих болячках.

Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Чтобы хотя бы кто-нибудь из этих людей откликнулся на закон Христов. Поэтому очень важно, чтобы те люди, которые стараются проповедовать Господа Иисуса Христа, были прежде всего заняты даже не самим законом Христовым, который у них в сердце и уме, а ещё видели перед собой человека. С ребёнком нужно говорить на ребячьем языке, с женщиной – как с женщиной, с мужчиной – как с мужчиной, со стариком – как со стариком, с евреем – как с евреем, с узбеком – как с узбеком. Иначе, если узбек подойдёт, а ты скажешь ему: “Мусульманство – дрянь, переходи в нашу веру”, он развернётся и уйдёт, скажет, что ты невоспитанный человек: “Наша вера с седьмого века существует. Что ты мне будешь рассказывать то, о чём ты не имеешь никакого представления”.

Апостол Павел действовал, как человек весьма благоразумный, поэтому успех его был самым большим, по сравнению с другими апостолами. Он говорил: я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15, 10). Это оказалось сущей правдой, хотя он не был непосредственно учеником Христовым, а обратился уже позже.

Далее он объясняет, зачем он это делает: Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? (1 Кор. 9, 23-24). Да, бежит целая куча, а чемпион один. Также и в духовной жизни. Вроде в церкви народу много, но не все достигают Царствия Божьего. Он призывает: Так бегите, чтобы получить (1 Кор. 9, 24). Не все, ходящие в церковь, не все, берущие воду литрами и вёдрами, ищут Царствия Божьего. Большинству до этого никакого дела нет. Они хотят здоровья, благополучия, счастья, но о Царствии Божьем не помышляют. Если человек бежит на каком-нибудь соревновании, совсем не думая о золотой медали, он её и не получит. Случайно первым не прибежишь. Вдруг все попадали, а ты пришёл первым, такого не бывает, исключено совершенно.

Апостол Павел именно поэтому и пишет своим духовным чадам в городе Коринфе, что они могут бежать, но если не бегут за главным, то они просто бесполезно тратят время. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9, 25-27). Помимо того, чтобы других приводить, нужно ещё самому жить так, как ты проповедуешь, тогда будет успех. Часто, практически каждый день, кто-нибудь приходит и жалуется: “Вот у меня сын в церковь не ходит”. Поэтому и не ходит. Первая причина в том, что ты не умеешь разговаривать на его языке, поэтому ни ты его не понимаешь, ни он тебя не понимает. Вы принадлежите разным мирам. А вторая причина – ты сам не можешь показать ему пример. Мы сами не исполняем Евангелие, поэтому успех у нас нулевой.

Мы вступаем в празднование Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Для чего оно совершилось? Для чего нас когда-то крестили? Не для того, чтобы нас имели право в церкви поминать, потом отпевать, повенчать. Не для этого, это слишком небольшая цена за пролитую за нас Кровь Христом. А для того, чтобы мы восприняли Евангелие, cлово Божие. А мы этого как раз до сих пор не восприняли. Формально мы люди верующие, крещёные. Пришли в храм, кресты на себе носим, а если по сути рассмотреть жизнь каждого из нас, то постоянное нарушение. Нам нужно начать с самого простого. Самое простое излагает в Евангелии от Луки, которое мы сегодня читали, сам Иоанн Предтеча, который пришёл ещё прежде Христа на полгода, чтобы подготовить народ к восприятию учения Христова. К нему разные люди приходили для того, чтобы у него поучиться. Как про него сказал древний пророк Исаия: Глас вопиющего в пустыне (Ис. 40, 3). Представьте себе, пустыня, место, где людей нет, конца и края нет, и вот он там кричит. Хоть кричи, хоть не кричи. Говоря по-русски, как об стену горох.

Ну вроде вот, как я здесь. Хоть говорю, хоть не говорю, разницы никакой нет, потому что то, что я говорю, отскакивает и опять на пол. Чтобы это проникло в кого-нибудь хоть насколько-то, для этого нужны годы. Когда пройдёт десять лет, пятнадцать, смотришь, в человека начинает что-то проникать. А так? раз пришёл, потом в следующий раз на Пасху придёт. Семя не проникает, земля – как асфальт, сердце – как асфальт, ничего на нём не может произрасти.

Тем не менее, для чего пришёл Иоанн Предтеча? Чтобы сделать прямыми стези Господа в сердце человека. Это слово для нас уже устаревшее, хотя употребляется в литературе, например, встал на стезю науки. В современном переводе это скорее звучит, как дорога. Господь хотел бы, чтобы дорога от Него в наше сердце была прямой.

Что советует Иоанн Предтеча? Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3, 7). Интересные слова. Он не называл их ласково. Ехидна – это ядовитая змея. Какие у нас в России водятся ядовитые змеи? Только гадюка.

Представьте себе, я вышел бы и сказал: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Уважаемые гадюки...” Как бы кто отреагировал? А ведь это сущая правда, потому что жизнь наша не по христианской любви, у нас даже к родным детям и внукам её нет. Мы всё время друг друга жалим, кусаем, мы очень жёсткие, грубые, нетерпеливые, мстительные, ну точно, как змеи. Наступишь ей на хвост, она обязательно тебя укусит. Нужно обязательно против змеи сапоги надевать такие, чтобы зуб не прокусил. Но правду человеку трудно про себя слушать, поэтому говорим: “Братия и сестры”. Мы тоже таковыми не являемся. Ну какие мы братья? Если родных братьев и сестёр едим заживо, то людей малознакомых готовы оттолкнуть, отпихнуть, обругать. Это совершенно у нас без промедлений происходит, хотя это противоречит воле Божией, а мы носим на себе крест. Нас крестили для того, чтобы мы были другие.

Что же ещё он нам говорит? Кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3, 7). То есть бесполезно, от Бога всё равно не убежишь. От гнева Божия можно убежать только одним образом – измениться внутри. Если станешь другим, тогда другое дело. А если не станешь другим, а только внешне будешь что-то исполнять – свечки ставить, записки писать, детей крестить – результата не будет. Сколько раз я слышал: “Ах, какое у меня горе. Никак не могу внуков крестить”. Зачем? Твои дети ходят в церковь? Нет. Зачем тогда крестить? Какой смысл? Это всё равно что выходить замуж и не хотеть детей рожать. А зачем тогда замуж выходить? Замуж выходят, чтобы детей рожать. А если не хочешь рожать, зачем выходить? Человек крестится и не знает зачем.

Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 8). Что такое достойные плоды покаяния? Это как раз изменение жизни. Был злой – стал добрый, был жадный – стал щедрый, был болтливый – стал молчаливый. Был злой как собака, стал добрый. Был раздражительный, стал терпеливый. Не молился, стал молиться. Был ленивый, стал в церковь ходить и Евангелие читать. Кто был злопамятный, стал всех прощать. Вот это изменение, это настоящие плоды. Об этом Иоанн Креститель и говорил, готовя людей, интересующихся духовной жизнью, к тому, что придёт Христос.

Дальше он говорил: И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам» (Мф. 3, 9). Кто такой Авраам? Это отец всех верующих. После того, как Иоанн назвал народ гадюками, сказал им не говорить о себе, что они верующие, потому что таких верующих, как они, Бог может сделать себе из камней. Как камень – мёртвое существо, так и вера наша совершенно мёртвая. Она ни в чём не проявляется, мы ничем не отличаемся от людей неверующих – ни внутренне, ни внешне – а должны отличаться.

Дальше он напоминает: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10). Про огонь геенский слышали? Если дерево двадцать лет занимает на участке место и ни одного плода на нём нет, то его на дрова пустят, больше никуда. Вот и наша вера настолько мертва, как это дерево, что только на дрова, никуда больше это не годится. Иоанн Предтеча нас предупреждает.

Испрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же (Лк. 3, 10-11). Для чего? Вот у меня два пальто, одно другому отдал, что во мне изменится? Сперва ничего, сначала буду изнывать от жадности. Можно было пальто перелицевать или на дачу отвезти, в нём картошку собирать, когда дождь идёт. Кому-нибудь из родственников можно было отдать. Одним пальто не обойдёшься. Но если человек, будучи жадным, постоянно преодолевая свою жадность, даёт и даёт, даёт и даёт, и год, и два, и десять, потом он заглянет в своё сердце и увидит, что давать ему стало легко, приятно и радостно. Он даже ждёт, кому бы ещё дать. Окажется, что он так, незаметно для себя, из жадного стал щедрым. Изменение произошло. Вот это важно.

Дальше говорит: Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? (Лк. 3, 12). Мытари – это сборщики подати, налоговая инспекция. Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам (Лк. 3, 13). Всё, что по закону, но не сверх того. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? (Лк. 3, 14). В то время воин был страшным человеком. Вооружённый, сильный, искусный. Не на кнопки нажимал, а действительно головы рубил. Нужно было быть сильным, ловким, знать приёмы битвы. Эти люди были страшными, им приходилось людей убивать не из-за угла, из-под прикрытия, какими-то бомбами, а непосредственно копьё или меч в него втыкать. Это процедура для людей с очень крепким нервами. Они были весьма грубыми людьми. И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3, 14). Давайте поднимем руки, кто доволен свои жалованием. Нет, всем мало. А, тебе мало, значит ты идёшь против Бога. Потому что без воли Божией даже волос с твоей головы не падает. Если ты недоволен, значит ты недоволен Господом Богом. Кто ты, человечек, что недоволен Господом Богом? Ты что ли эту землю сделал? Ты картошку сочинил? Ты придумал курицу, салат или помидоры среди января? Это всё ты? А что ты тогда ешь? Чьё ешь, чьи деньги платишь? То, что ты заработал, давно проехали. Сейчас тебя кормят тем, что другие люди заработали, а тебе ещё мало? Надо же. А сто лет назад вообще никаких пенсий не было, только царская милость была особенным людям за большие заслуги. Если никто не походатайствует, оставался без ничего. Бывало, что очень замечательный человек оставался без пропитания, только если люди добрые помогут. Вот сколько нам нужно исправлять внутри себя.

Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк. 3, 15-16). Пришёл Христос и, действительно, принёс огонь Божий, благодать Святаго Духа. Но мы её не можем воспринять, потому что мы не можем исполнить даже того, что Предтеча говорил в Ветхом Завете. Что уж говорить про Новый. Это же так естественно, если у человека много еды, дать её тому, у кого её нет. Что тут такого?

А Христос требует большего. Он говорит: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). А кто из нас это может? Мы всё время обижаемся, а Господь говорит: благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас (Мф. 5, 44). Он тебя ненавидит, а ты ему денег или подарок на Новый год подороже. Вот чего Господь от нас ждёт. Мы об этом и не слыхивали. Зачем крестились тогда? Крещение от нас этого требует, а не просто поделиться пальтишком, курточкой, ботиночками, едой. Это нормально для человека, надо идти дальше, а мы не сделали ещё первый шаг. Если хотим встать на стезю христианской жизни, начинать надо с того, что Иоанн Предтеча посоветовал, а уже потом потихоньку подходить к исполнению заповедей Христовых. Некоторым из нас жизни осталось года два-три. Когда успеем? Начинать надо сегодня. Чем скорее начнём, тем скорее приблизимся к Царствия Божию. Помоги нам в этом Господи. Аминь.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.