Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь на Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской (2001.04.01)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской. Утро 1 апреля 2001 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Сегодня в храмах читается два Евангелия и два Апостола, потому что одно рядовое, а другое посвящается памяти Марии Египетской, память коей сегодня празднуется. Первое воскресное повествует нам Евангелист Марк. Он рассказывает о том, как Господь говорил Своим апостолам о том, как Он восходит в Иерусалим: и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк. 10, 33-34). То есть всё, что с Ним должно было приключиться, Господь им сказал, но как часто это бывает, другие переживания, другие чувства вытеснили эти слова Господни. Поэтому мудрые из учеников Христовых говорили, что ни в коем случае человек не должен доверяться своим чувствам. У нас, наоборот, такая привычка имеется, что мы доверяем именно своим чувствам и считаем наши ощущения критерием истины, некоторым эталоном. То, что я чувствую, то, что мне кажется, то, что я думаю. Это совсем не так. Здесь как раз этот пример о том, что Господь всё рассказал, что с Ним будет. И вот эти переживания, связанные с арестом Христа Спасителя, тем испытанием, тем псевдосудом, который Ему пришлось протерпеть, и сами страдания крестные совершенно вытеснили воспоминания об этих словах, хотя Господь говорил об этом неоднократно. Вплоть до того, что жёны-мироносицы и другие апостолы пошли на Гроб, хотя Он совершено ясно сказал, что Он в третий день воскреснет.

После этого, тоже очень интересная психологическая особенность падшего человеческого сознания, Учитель говорит нечто, причём очень важное, а ученики имеют в голове какую-то свою мысль. Очень часто бывает, что учитель рассказывает что-то из геометрии, а ученик смотрит в окно на синиц и воробьёв и думает о чём-то своём, как он сейчас пойдёт гулять, как он рогатку достанет из портфеля, как он будет стрелять. Ему до этой геометрии никакого дела нет, скорей бы урок кончился. Так и здесь, подошли к Нему два ученика, причём не какие-нибудь двоечники, а самые любимые и самые близкие к Нему. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим (Мк. 10, 35). Ну прям как малые дети. Нет, Ты скажи, исполнишь или нет, тогда попрошу. Нет чтобы заранее сказать, дескать мы хотим того-то и того-то, не мог ли бы Ты нам это сделать. Нет, ты сперва пообещай, а потом: “Ну ты же обещал”. А ведь младшему из них было девятнадцать лет, а старшему и того больше, тем не менее они, совершенно как дети, сначала требуют, чтоб Господь им пообещал.

Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 36-40). Уготовано от Отца Небесного, потому что Отцом Небесным уготовано, чтобы с правой стороны была Божья Матерь, а с левой Иоанн Предтеча, а уже после Ангелы, а уже после апостолы, причём сперва Пётр и Павел, а уже потом Иаков и Иоанн. Вот так было уготовано Отцом Небесным. А чашу страдания испить им, конечно, довелось. Даже если человек уподобляется Христу Спасителю в Его жизни и Его страданиях, то награда всегда бывает не по заслугам человека, а по дару Божию, поэтому этот дар Божий и называется благодатью – благой дар. Его никак нельзя ни купить, ни заслужить, ни каким-то образом вытребовать, ни вымолить, это всегда дар, потому что все усилия человека, сколь велики бы они ни были, они все ничтожны по сравнению с тем даром, который человек получает. Конечно, ещё не облагодатственные в полноте Духом Святым апостолы этого понять не могли. Так и мы, поэтому нуждаемся вот в таких разъяснениях.

И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна (Мк. 10, 41). Ну естественно, дескать, что вам больше всех надо, да куда вы лезете. Как на автобусной остановке всегда бывает: “Почему вы все вперёд?” Такого смирения, которое даётся только по благодати, в них к тому времени тоже ещё не было. Господь, как подлинный Учитель, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 42-45). Вот в этих коротких словах Господь изложил всю сущность христианства. Сущность христианства в любви. Вот вчера я даже в Тобольской семинарии лекцию читал и у студентов спрашиваю: “Что является сущностью христианства?” Плохо ли, бедно, с восьмой попытки всё-таки один парень сказал. Так мы постепенно к этому подошли. Хотя снаряды падали близко, но всё-таки не в самую точку. Большинство людей, живущих на земле, даже ходящих в церковь, не понимают того, чему в результате хождения в храм, исповеди, Причащения, чтения Евангелия, посещения всяких святынь, чему человек должен научиться и к чему прийти. Какая цель всего этого: строительства храмов, писания икон, освящения воды, богословских наук и так далее? Цель только одна – чтобы человек достиг любви. Если он в результате этого любви не достигает, то в том, что он совершает, нет никакого смысла вообще. Как апостол образно сказал, все наши дела, вся наша жизнь – это медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). То есть пустой звук. Бум – и всё. Может быть, этот бум красивый или безобразный, но это всего лишь звук, который нельзя съесть, им невозможно обогреться, им невозможно ум свой напитать, это просто звук. Всё наше христианство, если нет любви, то оно делается пустым звуком. Неважно, кто первый, кто последний.

Тут ещё один нюанс. Что такое любовь? Большинство людей, наученные великой русской или великой французской литературой, любовь воспринимают, как чувство, а чувство зависит только от того, с какой человек ноги встал сегодня утром. Зависит от атмосферного давления, зависит от того, облаяли ли его вчера на работе, потерял ли он деньги или получил наследство, накормила его жена или оставила без ужина. Вот от этого зависят чувства человека, поэтому это критерий абсолютно ненадёжный. Любовь – это не чувство, любовь – это свойство души человека, которое проявляется в готовности каждую секунду своей жизни, утром и вечером, в понедельник или в воскресенье, летом или зимой, в состоянии здоровья или болезни, в состоянии мира или войны, в любой момент жизни отдать свою жизнь за своего ближнего. Вот что является любовью. Всё остальное любовью не является, потому что это высшее проявление любви, именно духовной. А так любовь бывает душевная, любовь бывает телесная, любовь бывает скотская, любовь бывает демоническая. Бывают всякие виды любви, даже просто сатанинская любовь может быть. Теперь, к сожалению, она всё чаще и чаще встречается. Но любовь Христова связана только с крестом. Христос явил подлинную любовь, которая явилась в том, что Христос пошёл на Крест добровольно, причём имея полную возможность вообще весь мир заменить на новый, создать новую землю, новых людей и так далее. Он мог сделать это без всяких усилий, крови и пота, одним словом, ибо Он есть Слово Божие, Им же вся быша. Он мог сказать этому миру: “Да не будет”. И этот мир бы перестал быть, а потом опять: да будет свет (Быт. 1, 3), и началась бы новая вселенная. Но Он этого не сделал. Ради любви, чтобы показать нам, любя нас, не желая нас уничтожить, но наоборот, то, за что мы должны были пострадать, Он взял эти страдания на Себя. Теперь от этого имеет власть прощать. Как католики говорят, Он как бы выплатил за нас все долги Своей смертью. Это, конечно, опять чисто юридическое понятие, но люди западные могут только на бабках всё объяснять. Просто у них других категорий нет. Вот когда про деньги, тогда они всё хорошо понимают. Поэтому у католиков появилось такое объяснение, которое понятно западному человеку. Теперь мы тоже стремимся в цивилизацию, поэтому нам тоже это может быть будет понятно.

Цель – в любви, поэтому Господь и спросил: Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк. 10, 38) Эту чашу добровольно принятого на себя страдания. Во-первых, отречение от самого себя, потому что мы все люди грешные, и отречение себя – это отречение от своих грехов, которые стали нам привычны, а привычка – это вообще вторая натура. От этой своей натуры греховной нужно отрекаться, это очень болезненно. Помимо этого, если человек становится иным, не таким, как все, то его начинают ненавидеть. Если все в кепке, а ты в шляпе, то извини, ты уже будешь ненавидим. Если все чёрные, а ты белый, ты будешь ненавидим. Если все трезвые, а ты пьяный, ты ненавидим. Ты всегда ненавидим, если ты другой. Естественно, ты выделяешься и, естественно, ты выделяешься чистотой. Так и говорят: белая ворона. Не чёрно-серая, а белая, чистая. Нет, ты белая ворона, и это плохо, не потому что ты белый, аристократ, а потому что ты не такой, как всё остальное быдло. Уже это является для тебя криминалом, поэтому по возможности тебя сотрут в порошок. Для чего? Чтобы ты не вылазил. Отчего такая ненависть? Естественно, от зависти. А откуда в человеке зависть? Она от дьявола, потому что первый позавидовал Богу дьявол. Он увидел своё могущество, свою красоту и захотел встать на место Бога, но Бог-то Творец, а ты тварь, большая разница. Всегда, кто был никем, он обязательно хочет стать всем. Для этого он готов разрушить весь мир, чтобы из ничего стать хотя бы чем-то. Малейшая должность – билетёр в общественном туалете, но уже человек старается на всю катушку этим пользоваться. Господь хочет, чтобы мы от этого исцелились, хочет, чтобы мы это преодолели. Он говорит, что мы должны достигнуть любви, но Он не сказал, что достигнуть любви просто. Вот сейчас мы с вами договоримся, что сегодня с обеда мы все будем любить. Ну до обеда уж слишком есть хочется, нам не до любви, а вот когда мы поедим, умиротворимся, может быть, поспим, тогда мы начнём всех любить. Нет, не получится, потому что сердце продолжает быть исполнено и зависти, и сребролюбия, и блуда, и осуждения, и гнева, и тщеславия, и уныния, и гордости, и так далее. А любовь – это совокупность всех совершенств, поэтому прежде, чем человек достигает любви, или лучше сказать, она с небес спускается к нему по благодати Божьей, потому что это Божий дар, человек должен очистить свою душу от греха, приуготовить сосуд своего сердца, для того чтобы любовь к нему пришла. Из сухого тюбика собственного сердца её выдавить невозможно, таких инструментов нет. Слава Богу, что у нас на одного-двоих своих родственников хватает, ну пусть не любви, хотя бы долга, отношения, какой-то честности хотя бы, ответственности, пусть в малой степени, что тоже является компонентами любви, конечно, но совсем не то. Мало найдётся на земле людей, которые за ближнего своего отдадут всю свою кровь до капли, душу положат за него. Таких очень мало, а это как раз то, что нужно. Жизнь всё равно короткая, затягивать её вообще никакого смысла нет. Условия, как говорят “достойная жизнь” – это вообще цены не имеет, потому что понимание этого достоинства только в голове человека и, опять же, из зависти. Когда все жили в бараках и землянках, думали, у кого на семью своя землянка, у того хорошие условия, а когда у всех по комнате, тогда каждому нужна однокомнатная квартира, а иначе жить просто невозможно. А как же люди в тюрьме живут, в тридцатиметровой комнате пятьдесят человек? Место у окна или около двери, где дышать полегче, считается самым привилегированным. О том, чтобы в однокомнатной, чтобы инсоляция была прекрасная, об этом вообще не помышляют, хоть бы от табачища немножко отдышаться. Всё совершенно относительно и временно. Свойство падшего человеческого ума, к сожалению, именно таково.

Иисус отвечает Иакову и Иоанну: “Дорогие Мои, вы знаете, что Я вас люблю, а Иоанна вообще больше всех, но это не даёт вам перед другими никакого преимущества”. Для того чтобы войти в Царство Божие, требуется не любовь Божия. Бог по Своей любви ко всем хочет всем людям войти в Царство Божие, абсолютно всем. Вот эта любовь Божия многажды, бесконечно много превышает любовь человеческую. Чтобы войти в Царство Божие, ты сам должен любить. Вот это должно проявляться в том, что ты готов не только жизнь отдать, потому что в течение человеческой жизни даже не всегда такой случай представляется, когда можно прыгнуть и своей грудью закрыть другого человека от пули, например, или вместо него броситься под автобус. Редко так бывает, но можно за ближнего своего умирать каждый день понемножечку. Это ещё трудней, потому что один раз умереть проще, чем умирать ежедневно. Это говорили все преподобные отцы. Они говорили, что подвиг, который несут преподобные, даже выше, чем мученический, в силу того, что это не разовая акция, а ежедневное бытие, которое заключается в том, что человек служит не себе, но своему ближнему. Целью жизни ставит не ублажение себя, а ублажение как можно большего количества людей, с кем он сталкивается. То есть постоянное служение ближнему, забывая о себе. Не себе выторговывая отдельную комнатку, тишину, отдельный свой бюджетик в заднем кармане брюк, всё такое своё, частное, спокойное. Нет, наоборот, с утра до вечера с ближним, не считаясь с собой. Не считая, сколько я, а сколько ты, всё время деля неизвестно что, а постоянно жертвуя собой в этом малом.

Поэтому Господь говорит: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10, 43). Служи, за это что-то получишь, слуга же получает какое-то жалование. Всегда меньше, чем он заработал. Так не бывает, чтобы больше. Если уж хочешь быть первым, тогда ты должен быть рабом. Ты должен стать вещью, чтобы ты готов был служить не за то, что тебя поблагодарили, тебе улыбнулись, тебя отметили и прочее, а как раб, как животное служит человеку. Человек кормит, конечно, животное, и раба нужно кормить, иначе он ноги протянет, но и кнута даёт, и вообще никак не считается ни с жарой, ни со слепнями. Охаживает кнутом, если ему нужно побыстрее, без всякого сожаления. Вот тогда в Царствии Небесном будешь первым, Господь это показал. Мало того, что Его хлестали кнутом, Ему ещё плевали в лицо. Мало того, что Ему плевали в лицо, над Ним ещё издевались. Повернули Его лицом к стене, стучали по спине и спрашивали: «Угадай, кто Тебя ударил?» А когда уже ко Кресту прибили, говорили: “Ну что, Ты Сын Божий? Тогда давай, слезай, если Ты Сын Божий”. Уже над Человеком, Которого прибили ко Кресту, над Ним ещё издеваются. Он это не только терпел, Он об этих людях, которые над Ним издевались, молился Богу: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23, 34). Как вы думаете, Господь простил их или нет, если Сам Христос за них молился? Я думаю, что простил, потому что лучше молитвенника, чем Сам Сын Божий, на земле не было никогда. Вот это любовь, если мы хотим знать. Если мы хотим достигнуть Царствия Небесного, мы должны начинать с того, чтобы ближнему послужить. Для нас это возможно, несмотря на то, что мы грешные.

Второй эпизод, который мы сегодня читали из Луки, как раз об этом же и повествует. Господь пришёл к одному фарисею в дом, чтобы разделить с ним трапезу. Видимо, этот фарисей стремился к тому, чтобы познать истину Божию. Вошла одна женщина. Городки и сейчас в Израиле очень маленькие, все всё про всех знают. Все знали, что это за женщина и какой образ жизни она ведёт, отнюдь не почтенный. Принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром (Лк. 7, 37-38).

Фарисей, ибо был человек воспитанный, интеллигентный, вслух ничего не сказал, но засомневался: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему (Лк. 7, 39). К таким женщинам даже и прикасаться нельзя было, не то что с ними беседовать, есть за одним столом. Просто неприлично, потому что не дай Бог люди подумают, что это твоя какая-то приятельница. Тень на весь дом падает.

Но Господь-то был пророк, естественно, коли Он Сын Божий. Он узнал эти мысли, как Cердцеведец, и говорит: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил (Лк. 7, 40-43). Опять деньги, иначе человек не понимает. Пятьдесят и пятьсот – вот это понятно. Что лучше – пятьдесят долларов или пятьдесят рублей? Любая деревенская бабка тебе теперь скажет. И Господь объясняет Симону, потому что более тонкие духовные вещи ему недоступны, он всё только на деньги. Ему всякие нюансы никак невозможно понять, поэтому Господь говорит на понятном ему денежном языке.

И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7, 44-50). А при чём тут вера? Да при том, что миро на голову возливают только пророкам, а она возлила Ему на ноги. Она засвидетельствовала, что она верит, что Он больше, чем пророк. А кто больше, чем пророк? Только Бог. Он говорит: вера твоя спасла тебя (Лк. 7, 50). Да, она была грешница, но отдала Ему всё своё состояние, потому что миро стоило, как мы бы сейчас сказали, бешеные деньги. Иуда рекомендовал, что лучше бы миро продать, а денежки сложить в ящик. А ящик у Иуды, а он бы себе чуть-чуть оттуда взял. Но она его уже вылила на ноги. Как Господь потом сказал, что она приготовила Его на погребение (Мф. 26, 12), ибо погребать будут в спешке, когда не до того будет, чтобы миро возливать на распятое тело. Что значит прощаются <…> грехи (Лк. 7, 48)? Это тоже Господь говорит именно на том языке, который фарисей и все окружающие могут понять. Прощение – это тоже не юридический акт. Зачитывается приказ – отменяется смертный приговор. Подпись и печать. Нет, не так. Приходит благодать Божия и очищает её от всякие скверны. В результате той любви и веры, которые она возымела к Нему, пришла к ней благодать Божия и очистила её. Она из той, которой была, в одну секунду стала другой.

Вот так каждый из нас, будучи последним подонком, имеет возможность спастись, если возлюбит Христа, если захочет в ближнем своём послужить Ему так, как Он этого требует и хочет от нас, если наша любовь будет не на словах, а в уподоблении Ему до того конца, до которого каждый из нас окажется способен. Чем больше в тебе любовь, тем больше ты ради него сделаешь. Ведь что такое любовь к человеку? Чем она измеряется? Деньгами. Амвросий Оптинский говорил, что деньги – это прекрасная вещь, они восполняют недостаток любви между людьми. Это прекрасное орудие. Насколько ты этому человеку можешь оказать любви, настолько той любви у тебя и есть. Это не в словах, не в поглаживаниях и взглядах, а в том, что ты можешь сделать для него? Сколько ты можешь дать для него своих средств, времени, ума, денег, энергии? Сколько ты можешь ему послужить, вот столько в тебе и любви. Сколько ты возлюбил, вот на столько тебя Господь и простит. Прощение не юридическое, а столько ты и получишь благодати. Благодать как раз измеряется любовью. Вообще любовь даётся только благодатью. Если любви нет, то нет и благодати. Поэтому Господь и говорит, когда тебя ударят в правую, подставь левую. Почему? Потому что, если у тебя есть любовь к человеку, ты не сможешь его ударить, тебе будет его жалко. Настолько жалко, что ты забудешь о том, что он секунду назад тебе дал по физиономии. Вот в чём дело. Забыть это можно только, если ты исполнен благодати. Как Господь, вися на Кресте, забыл, что сделали с Ним эти люди. Он молился за них так, как будто они были самые лучшие Его друзья, а они его ко Кресту прибили. Вот, собственно, и всё христианство, а всё остальное – слова о христианстве. Понять тут ничего сложного нет. Трудно только это исполнить, ибо мы все привыкли к другому. Нужно начинать с очень небольшого, с очень незначительного. Как детей мы воспитываем с самого малого, от простого к сложному. Каждый из нас должен этот путь к Богу начинать именно таким образом, тогда, конечно, Господь это заметит и увидит. В ту меру, в которую мы достигнем любви, в ту меру Господь отмерит нам благодать Божию.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.