Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по Евангелию о явлении воскресшего Христа Марии Магдалине. 17 августа 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".
Сегодня мы читали воскресное Евангелие, в котором повествуется, как Господь явился воскресшим Марии Магдалине. Она пришла ко гробу и горько плакала, переживая эту страшную потерю, которая лишила смысла всю её жизнь. Каждый человек время от времени, бывает, раз в жизни, а бывает, несколько раз, тоже переживает такие перемены, катастрофы, трагедии. Душа его сотрясается, он входит в такое состояние, когда не знает, как ему поступить. Мария была примерно в этом состоянии. Почему человек оказывается не готовым к таким жизненным испытаниям? Только по одной причине – плохо слушает слова Господни. Если бы Мария сумела бы всё то, что в течение трёх с лишним лет, пока она была Его ученицей, хорошо запомнить и усвоить, то она бы знала, как выйти из этого положения. Господь неоднократно говорил, что Ему надлежит быть распятым и Он воскреснет в третий день. Эти слова не только для неё, но и для нас звучат довольно абстрактно. Ну распят, ну воскрес. Мы живём в России, а это было две тысячи лет тому назад в Святой Земле. Плохо у нас связывается это. Даже в сегодняшний воскресный день мы ведь понуждаемы Церковью бываем, чтобы вспомнить это и через молитву стать участниками этих событий. Нас как-то больше беспокоят и проникают в наше сердце какие-то наши житейские скорби, взаимоотношения между людьми, забота о тех, кого мы любим, какие-то неприятности, денежные потери, радость или скорбь. Взять даже наводнение, гибнут десятки людей, но люди не связывают это никак с Богом. Ведь это стихия, ясно, что человек не может никак на это повлиять. Господь показывает человеку — вот ты умный, богатый, у тебя определённые планы, а не хочешь поплавать? Ты так обои хорошо поклеил, а не хочешь в общежитие уехать, а это всё сейчас смоет? Вот ты с соседом договорился на охоту ехать, а сосед твой утонул. Явно показывается, причём не одному человеку, а всему христианскому миру, всей Европе, что Бога как-то забыли, давайте-ка немножко вспомним. Это напоминание звучит очень и громко, и трагично. Недаром в русской пословице говорится: “Гром не грянет, мужик не перекрестится”.
Нет ничего удивительного, что Мария была в таком состоянии, как и все мы. Мы ещё и будем в этом состоянии не раз. Каждому из нас ещё придётся пережить и собственную болезнь, и собственную смерть. Когда это приближается, человек впадает в панику, не готов, начинает искать врачей, какие-то лекарства. Всё это хорошо, но это всё равно только продлит жизнь, а не то, что ты выздоровеешь и опять начнёшь новую жизнь и ещё сто лет проживёшь. Нужно уметь это увидеть, почувствовать, принять. Мы, к сожалению, так погружены в нашу земную жизнь, что о небесном не вспоминаем. Господь, конечно, это всё знает про нас, что мы существа, понятно, не духовные. Это всё давно ещё водами нами утеряно. Мы люди грешные, поэтому для нашего спасения Господь основывает Церковь, чтобы она нам постоянно напоминала о небесном, постоянно напоминала, хотя для некоторых это страшно звучит, о смерти. Даже когда человек принимает крещение, младенцем или сознательным взрослым человеком, священник или тот, кто ему помогает, читает Апостол, в котором есть такие слова: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». «Облекостеся» – крещением в смерть. Каждый, кто крещается, становится членом Церкви и погружается в смерть Христову. Вот как это важно. Здесь на земле мы живём очень небольшой внутриутробный период. То, как мы сформируемся духовно здесь за эти пятьдесят-семьдесят лет, а некоторые и до восьмидесяти живут, и до девяноста, но больше уже просто единицы, да хоть двести лет, это не так важно, главное, что то, что мы приобрели духовно, только это мы возьмём с собой туда, в мир иной. Мы все греховны – не потому, что мы плохие, ведь греховным может быть и очень-очень хороший человек. Это нам опять трудно понять, потому что у нас вульгарное восприятие греха. Для нас грех – это обязательно пить, курить, ругаться, воровать. Такие грехи тоже бывают, но грех – это вообще всякая жизнь вне Бога. Вся жизнь, которую мы ведём, она и есть сплошной грех. Всё проявление человека, все его несовершенства – это всё грех. Мостит ли человек улицу – это грех, моет ли посуду – это грех, рожает ли детей – это грех, сочиняет ли стихи – это грех, работает ли на огороде – это грех. Почему? Потому что в этот момент он забыл о Боге. Свойство нашего падшего ума и сердца такое, что мы о Боге постоянно забываем. Даже если бы мы помнили о Боге, есть ещё одно свойство нашего ума. Некоторые люди – к сожалению, их единицы – стараются о Боге не забывать. Эти единицы ходят в храм утром и вечером, стараются побольше молиться. Некоторые научились молиться непрестанно, но всё равно, даже молясь Богу, человек имеет такую возможность забыть о Боге. Даже молясь Богу, забывает, кому молится и зачем. Начинает это превращать в нечто механическое. Представляете, как трудно? В этот момент его жизнь превращается в грех. Ну что, впасть в отчаяние? Да нет, конечно, но нужно очень смиренно понимать свои возможности. То, что можем, стараться принести Богу. Христианство существует две тысячи лет. А для нас – даже меньше, потому что мы с вами просто растрачиваем те драгоценности, которые были собраны нашими предками... Мы не строили этот храм, а молимся в нём. Из тех икон, которые мы видим на стенах, только одна написана, а остальные только починили немножко. Это тоже, конечно, труд, но ни один современный художник не сможет написать такую икону, хоть миллион ему заплати. Для этого нужно вернуться на четыреста лет тому назад. Ей почти четыреста лет, для нас невозможно это себе представить. Мы просто пользуемся этим даром. А богослужение? Представляете, составить такое богослужение. Или музыку церковную создать, а потом её ещё на ноты переложить, потому что мы крюковое письмо утратили, всё это надо на западноевропейскую нотацию перевести. Мы просто пользуемся уже готовым. Слава Богу, что этот огонёчек поддерживаем, а привнести что-то своё, так это еле-еле. Всё это было когда-то. Святая Церковь нам всё время напоминает об этом и через богослужения, и через церковные издания, через церковную проповедь, через Священное Писание.
Представьте себе, Кто такой Господь? Это был самый лучший Учитель всех времен и народов. Представьте себе, Господь Иисус Христос сошёл с Небес и учил Своих учеников и учениц. Понятно, что Он был самый терпеливый, самый красноречивый. Прошло две тысячи лет, но каждое Его слово звучит так мощно, что до сих пор всё новые и новые люди поддаются этому слову и обращаются к Нему. Была масса людей, прекрасно владевших словом. Например, Гомер. До сих пор Гомера читают, но его читают десятки людей в мире. Из шести миллиардов не найдётся и сотни человек, которые читали бы Гомера в подлиннике, в переводе ещё читают. По-русски читают, может быть, кто-то ещё на украинский переведёт или казахский, это тоже будет интересно, как это всё будет звучать. Теперь же везде независимость полная, от всего. Но кто может читать Гомера в подлиннике? Преодолеть труд, выучить древнегреческий язык, чтобы уметь читать настолько, чтобы этим насладиться. Только в переводе и то, только в очень хороших переводах — английском, французском, немецком, русском. Раз, два, три и обчёлся. На другие языки это не перевели. А слово Божие переведено на все языки мира. Вновь и вновь какие-то находятся люди в разных странах, разных культурах даже, которые обращаются к нему, оно до сих пор действует через две тысячи лет, пробивая эту толщу. Вся наша современная цивилизация всё время орёт и гремит. Всё сознание современного человека, который живёт в гуще цивилизации, оно же всё забито всякими шумами. Постоянно какие-то новости, где бегемот утонул, где кого-то посадили, застрелили, кого-то убили, весь мир обсуждает. У всех одна и та же система новостей, их куча. Одни и те же журналы, одни и те же газеты, всё это такое общее. Этим, собственно, люди и живут. Все каналы восприятия у человека забиты до предела. Он приходит в магазин, раньше было два куска сыра, а теперь восемнадцать, тридцать пять, сорок восемь. Это же надо всё прочесть, всё это на мозг садится, а у большинства людей возможности ума вообще ничтожны. В школе-то это не развивал, всё в окно на воробьёв смотрел, как они там летают. Поэтому человеку остаётся маленький ум. Он вынужден жить какими-то мифами. Ему понравится какая-то идея, какие-нибудь инопланетяне, он начинает мечтать, какие-то книжки про это читать. Живёт в таком искусственно созданном мире, который вообще не похож ни на что, какая-то полная ахинея. Можно на это тратить десятки лет своей жизни, хорошо ещё, если в сумасшедший дом не попадёт, а то это ещё начинает принимать болезненные формы, к сожалению. Любая неправда разлагает сознание человека. Господь, чтобы это всё остановить, не только истину принёс в Своём слове, Он ещё явил её Сам. Помимо того, что у нас в голове всё очень далеко от истины, сама наша жизнь насквозь ложная. Поэтому Господь явил ещё правду в Своей жизни как Человека. Можно сказать, в Своём поведении, живя среди людей. Воспринимая Его, мы можем постепенно свою жизнь выправлять, но для этого нам постоянно нужно напоминание. Святая Церковь в течение столетий выработала этот дивный механизм, когда человек может прийти в храм, где усилиями сотен людей, десятков поколений для человека выработана возможность отрешиться от этого ложного мира и прийти в мир истины, постаравшись свою душу здесь не только согреть, но и собрать некий запас тепла, с помощью которого можно пройти ещё несколько шагов, живя в своём доме, своей жизни, совершая свою работу, воспитывая своих детей, устраивая свою семью. Не поддаться какому-то бреду.
Сегодня ехал в храм, даже опоздал из-за этого. Было время, чтобы заехать в аптеку, лекарство закончилось. Вдруг там одна женщина молодая, красивая, видит меня и говорит: “Вот Вы-то мне и нужны!”. Я говорю: “В чём дело? Давай пять минут”. Мы проговорили полчаса. Муж ей говорит, что главное дело мужа – это работа, а дело семьи – это дело жены. Семья – это дело жены. Что за бред? Откуда он это придумал? Кто ему это сказал? Где это написано? Вроде бы человек и Евангелие читал, и Апостол читал, потому что он в церковь ходил когда-то. Сейчас уже понятно, что с такой идеей, если бы он продолжал ходит в церковь, он постепенно бы наткнулся на слова апостола о том, что такое семья и, может быть, вспомнил бы. А так он потихонечку перестал в церковь ходить, подзабыл и ей говорит вот этот бред. Каков результат? Результат — четверо детей, которые видят его только спящим, потому что ночью он работает, а днём спит. В результате всё разрушается. Молодой здоровый мужик, ещё тридцати лет ему нет, а уже всё начинает разрушаться. Из-за чего? Из-за того, что его посетила какая-то идея. То ли ему это бес внушил, но всё равно это надо как-то услышать и сформулировать, то ли прочёл у какого-то современного сумасшедшего. Все люди полностью или частично сумасшедшие, они всё время подвержены каким-то идеям. Прочёл книгу и увлёкся. Услышал что-то и опять увлёкся. Диктор по телевизору сказал, увлёкся. Один себе пробор выстриг на голове шириной семь сантиметров, и тот себе выстриг.
Вчера был день военно-воздушных сил, мне по должности пришлось ехать поздравлять командующего. Они сделали концерт, на котором выступал какой-то певец. Называется этот певец Юлиан. Знаете, у него какая причёска? Все эти офицеры, генералы сидели и не знали, куда лица деть. Весь затылок ровными линиями выстрижен. Сзади смотришь, будто это не голова человека, а то ли лошадь, то ли что. Мужской пол должен быть на что-то похож. Он поёт что-то такое однообразное. Один куплет из трёх слов и шестнадцать раз повторяется одно и то же, да ещё надо прыгать. Весь потный, хрипатый, и ещё такая у него причёска. Я человек очень демократичный, мне никакого дела нет, но, с другой стороны, это же совершенный бред. Чтобы сделать такую причёску, часа три надо…Нет, восемь… Вот специалист, отец Андрей, знает, что восемь. У меня причёска очень простая – причесался, завязал и всё. Я не стригся, наверно, тридцать лет или нет, поменьше. Возникает такое противоречие, человек поддаётся бредовому представлению. В результате всё приходит к разрушению. Каждый человек, чем дальше он от храма, он попадает в эту ситуацию сумасшествия.
Почему мир со времён Христа дожил до две тысячи первого года? Только потому, что где-то там в Иерусалиме началась Церковь, с одного прихода. Во главе первой Иерусалимской общины был апостол Иаков, брат Божий. Он был сыном Иосифа от первого брака, учеником Христовым. Его называли братом Господним, потому что он был как бы из Его семьи. По крови он Ему не был братом, но по свойству был. Он обладал очень большим авторитетом, был очень ревностным исполнителем закона. Такой правоверный иудей. У него был непререкаемый авторитет не только среди христиан, но и не принявших Христа иудеев. Для них это внешнее проявление любви к закону было очень важно. С этого началось. Весь мир христианский, который сейчас залит водой, собственно, и жил только благодаря тому, что Церковь существовала и существует. Вообще, смысл только в этом. Если один человек удаляется, сразу начинает разрушаться и расползаться и семья его, и жизнь. Не экономика внутри бытия, а всё дело в человеке. Могут быть и деньги, может быть и ум, и образование, но вне того, чтобы иметь определённые нравственные качества, невозможно. Самой богатой страной считается Америка. Но и то “Wordline” выяснили, что приписки совершали, было банкротство. Крупнейшая миллиардная компания, но возникла такая проблема, которая отразилась на всём мире. Почему? Потому что жулики обыкновенные. Вроде денег много, технологии самые совершенные, ума палата, силы подключены огромные, средства миллиардные, но жулики. И вот лопается. Как всё просто. Весь мир всё равно в конечном итоге лопнет. Единственное, что его сохраняет – это присутствие некоторых понятий. Эти понятия, которые так скромно называют общечеловеческими ценностями, идут именно из Евангелия от Христа. Чем дальше от них человек, тем больше этот мир падает во мрак. Начинается с одного человека, потом распространяется на его семью. Человек начинает жить какими-то бредовыми идеями.
Например, коммунизм, Ну, начали строить. Ну построили? Россия была самой мощно развивающейся страной конца девятнадцатого века, прирост промышленности был до тринадцати процентов в год. Сейчас у нас три, а тогда было тринадцать. От восьми до тринадцати в разные года. Бешеный рост и развитие. И куда отбросили? А сколько народу погибло, а сколько уничтожено ресурсов! Если бы не нефть и газ, вообще бы сейчас все с голоду померли. Опять же, за счёт своего труда? Нет, за счёт того, что Бог дал. Выкачиваем и продаём. Только за счёт этого немножко как-то что-то поддерживается. Мы же с вами, горожане, москвичи, мы же никто не работаем, ничего не делаем. Мы только ходим в магазин и даём деньги. Большинство из них просто из воздуха нам дали. Мы не сеем, не пашем, не печём, только разогреваем. Кто на плите, кто в микроволновке. А это всё кто-то делает. Делает, привозит, упаковывает, кто-то электричество вырабатывает. Открыл кран — горячая вода. А ты её разогрел? А ты дров наколол? А ты эти дрова вырастил? И так во всём. Ничего не производится, живём только тем, что миллионы лет назад Господь дал. А почему существуем? Ради чего? Господь знает, что мы немощные. Заставь нас выживать... Как говорят: “Мы выживаем”. Как ты выживаешь? Вот если действительно нас в лес отвезти, вот тебе удочка и топор, давай, мы все умрём. К декабрю уже все мы покойники. Физических сил не хватит. Не то, что ума, а просто физических сил. Сколько поймаешь рыбы, столько и съешь. Вот какая ситуация, всё по милости Божией. Господь даёт возможность иногда об этом вспомнить покрепче. Если мы будем постоянно держаться Церкви двумя руками, почаще бывать на богослужениях, не оставлять молитву, постоянно помнить о Боге, то у нас в голове будут всплывать Его слова. Его слова сохранят нас от плохих поступков.
Люди себе создают жуткие ситуации. Например, одна семья, а где-то ещё бывшая семья. Сердце разрывается – и там ребёнок, и здесь двое. Что делать? Люди в течение жизни себе такие узлы заворачивают, что непонятно, как поступить. Да никак. Есть такие ситуации, что как ни поступи, всё будет плохо. Можно выбрать только из двух зол поменьше. Поступил кошмарно, но, если бы поступил иначе, был бы ещё больший кошмар. Так в больницу попал, а так бы на тот свет, вот вся разница. А почему так? Потому что помимо естественных проблем, которые бывают в жизни, мы, грешники, создаём себе дополнительные. Всё потому, что не слышим и забываем слова Господни. Если мы хотим достойно дожить, чтобы нам совести хватило глаза поднять на Страшном Суде Господнем, надо все силы души потратить на то, чтобы прислушаться к словам Господним и в соответствии с ними выправлять свою жизнь, насколько сможем и насколько успеем. За остальное прости нас, Господи. Только на это и надеемся. Это каждому нужно глубоко понять, потому что такова падшая природа человека, особенно в нашем двадцать первом веке, когда всё уже пикирует в полный низ. Если какой-то всплеск ещё и произойдёт, то совершенно понятно, что это уже ненадолго. Весь мир уже не стесняется не только какого-то откровенного зла, а хвалится, находит в нём вкус и какой-то интерес. Любое заявление о добре, нравственности, чём-то христианском вызывает не только насмешку, но даже отторжение и неприязнь. Церковь не может перестать об этом говорить. Поэтому пройдёт ещё некоторое время, и опять возьмутся за Церковь. Её и так из жизни выключили, не дают возможности, чтобы Церковь попыталась своим голосом перекричать тот вой, который по телевизору, в газетах, радио. Какие-то маленькие очажки ещё существуют, но понятно, что этот грохот не переорёшь. Ясно, что остаются опять только храмики, где собирается какая-то ничтожно маленькая доля людей. Причём эти собирающиеся – не значит, что все христиане. Может, на какую-то микронную часть – да, а остальные все подвержены всем тем инфекциям и духовным болезням, которые в мире существуют. Наше с вами качество как православных христиан тоже далеко от совершенства. Но у нас всё-таки, слава Тебе, Господи, есть шанс, и пока ещё есть какое-то время. Надо это время использовать и благодарить Бога за эту возможность. Не надо ничего бояться. Господь всё видит, всё знает, всё идёт своим чередом. Мы не можем повлиять на исторический процесс никак. Мы не можем никого, даже собственных детей, сделать другими. Можем, если он очень просит, что-то ему сказать. Но даже если мы скажем ему правильно, это не значит, что он так и поступит. Уж поверьте мне. Очень многие люди приходят и спрашивают, что делать. Рассудили, обсудили, решили, что вот так. Через два года приходит, понятно, что он сделал совсем не так. Но это не важно, главное, что поговорили. Может быть, в тот момент была для него какая-то польза. А так всё равно каждый делает, что знает, что хочет, что может, говори или не говори, это всё бесполезно, потому что Сам Господь говорил Марии Магдалине, что Он воскреснет в третий день. Она с Ним встречается, и она же Его не узнаёт. В этом раскрывается вся тайна нашего греховного бытия, но в то же время милость Божия. Несмотря на всё наше с вами такое отношение к Богу, Он нас не оставляет. Он нас всё равно любит, всё равно нас жалеет, всё равно терпит нас, хочет нам помочь, всегда приходит навстречу, когда мы об этом просим. Вот об этом и надо задуматься. Тогда всё, конечно, не будет благополучно, так никогда не будет, но более или менее терпимо. Наша задача дожить до смерти и благополучно её встретить. Это главное дело жизни на земле. Помоги нам в этом, Господи.
Свернуть
Один комментарий
Аминь!
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.