Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь под Неделю 9-ю по Пятидесятнице (2002.08.24)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова под Неделю 9-ю по Пятидесятнице. Вечер 24 августа 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Иногда, когда поют уже последнее песнопение, приходит такой вопрос – что же надо сказать на этот раз? То, что хор замялся, как раз очень хорошо иллюстрирует то, на чём я сегодня счёл необходимым заострить ваше внимание. Отчего это произошло? От одной простой вещи – разошлись ум и тот голосовой аппарат, которым извлекаются звуки. Когда ум перестаёт контролировать пение, получается, действительно, кто в лес, кто по дрова. Почему ум отвлекается? Причина тому – наша слабость, которая идёт от нашей греховности. Слабость, во-первых, духовная, а во-вторых, и умственная. Ум – это есть сила человеческой души. Удержать ум в одном месте ни один человек не может. Каким бы опытным человек ни был молитвенником или философом, он обязательно отвлекается умом. Мы это все знаем и постоянно с этим сталкиваемся и на богослужении, и на домашней молитве. Отвлекается наш ум. Это очень естественно, ничего страшного в этом нет. Все знают такой феномен – иногда прочтёшь молитву по молитвослову и забываешь, а читал ты её или нет. Так бывает и на клиросе – человек пропел, а не помнит, что пропел. Получается так, что глаза видят, каким-то образом таинственным губы повторяют текст, голосовые связки вибрируют, ещё можно и в тон попадать, но ум уже не контролирует, он уже отвлёкся куда-то и поплыл. Если на короткий миг, то это практически незаметно, хотя на это время певчий может неожиданно понизить тон, например. Тогда регент возмущается, человек из этой же партии может его локтем стукнуть, а он просто отвлёкся умом, и ум уже не контролирует. Причина в этой слабости нашей падшей природы.

Для чего Господь на землю пришёл? Он пришёл, чтобы наша жизнь преобразилась и вернула себе утраченное естество, чтобы мы стали такими, как задумал нас Бог. Все люди творческие знают, что замысел и воплощение этого замысла всегда отличаются. Даже Виктор Степанович сказал: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Это касается не только русского народа, это везде и во всём.

Всегда человек думает: «Выйду замуж, создам семью». Попробуй, создай. Ты же не умеешь, ты ничего для этого не знаешь. Ты ни книжки не прочитала, ни семейный опыт твоего отца и матери не годится, потому что и там ничего не получилось. А деда с бабкой и не помнишь. Вся ситуация, которая сейчас происходит в обществе, служит прямо противоположному. Школа направлена на какое-то среднее существо, не воспитывает из мальчиков мужчину, а из девочек женщину. И вообще, не только не воспитывает, а такая задача даже у неё не стоит. Немножко химии, немножко географии, немножко ботаники, совсем чуть-чуть математики. Если раньше люди жили семьями, всё общество состояло из семей, а само общество концентрировалось в маленьких городах, где практически все друг друга знали, в деревнях и сёлах был общий контроль. Была общая система взглядов. У нас, в Европе – христианских, в Азии или Северной Африке – мусульманских. Была какая-то система взглядов на семейную жизнь, которая и формировала искомое. А сейчас, спроси у любого – вот человек женится и терпит неудачу. Женится второй раз, опять неудача, третий раз – неудача. Апостол Павел говорит: Остался ли без жены? не ищи жены (1 Кор. 7, 27). Почему? Потому что хватит. Если уж никак иначе не можешь, то ладно, и Церковь второй брак венчает. В отдельных случаях даже и третий, но не четвёртый. Раз человек за три раза не научился, значит и четвёртый раз он потерпит урон. Хотя, слава Богу, бывают и отдельные исключения, но это всё непросто. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Допустим, сто лекций можно прочитать о том, что такое семья, но не с точки зрения какого-нибудь ведущего, телекомментатора или какого-нибудь, прости, Господи, писателя или поэта, а с точки зрения Евангелия. Но один раз пожить просто в правильно устроенной семье, нормальной, человеческой – это гораздо эффективней. Поэтому несказанно повезло тому человеку, который родился и вырос в нормальной семье. Немногие могут похвалиться таким счастьем, просто единицы. Остальным приходится навёрстывать.

Так во всём. Мы живём в дикое время, совершенно уникальное, нам приходится многому учиться заново. Мы уже люди взрослые, негибкие, нам это сложно. Христианином можно стать, только если родился в христианской семье, она тебя воспитала, ты уже в этом вырос и дальше идёшь по этому пути, причём не сворачивая, а наращивая духовные мышцы, используя библейские термины. Но есть то, что есть. Каждый человек не может себе выбрать биографию, родителей, национальность, страну, век, в котором он живёт, интеллект и так далее. Есть то, что есть. Надо ли впадать в отчаяние? Нет. Дело в том, что благодать Божия, та сила Духа Святаго, которая исходит от Божества, как её ещё именуют, Слава Господня, которую сподобились видеть исходящей от Христа Спасителя Илья, Моисей, Пётр, Иоанн и Иаков на горе Фаворской, может помочь преобразить человека. Сам человек с помощью каких-то упражнений, усилий воли, каких-то умозаключений это сделать не может. Даже сам апостол Павел говорил, что видит в себе закон греха: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). Грех властвует над нами и насилие над нами творит. Умом мы понимаем, что это нехорошо, а не можем с собой совладать. Здесь нам на помощь может прийти только благодать Божия при условии, что мы будем молиться Богу. Молиться Богу и веровать, что несмотря на то, что мы такие убогие, несчастные, глупые, неудачники в духовном смысле, Господь нам поможет.

Возможно, в каких-то искусствах или умении жить здесь на земле мы преуспели, но это ведь не главное, это временное утешение. Хотя и это очень неплохо, это тоже может способствовать духовной жизни, всякие навыки человеческие. Человек, который вообще ничего не умеет – ни посуду мыть, ни полы протереть, ни работать не может, ни что-то себя заставить – конечно, и к духовной жизни совершенно неспособен. Даже детей малых всегда учат с чего-то простого. Их можно научить убирать за собой игрушки, вытирать посуду, когда взрослый её моет, класть вещи на место, правильно застёгивать пуговицы на рубашке, зашнуровывать ботинок, самые простые вещи. Если он научится этому, зашнуровывать ботинок, потом научится и в тетрадке первые палочки, крючочки и кружочки писать, а потом к словам перейдёт. Всё только от простого к сложному. Так и в духовной жизни, необходима воля и необходим навык. Более всего для этого необходима благодать Божия, которая никогда не насилует волю человека, но всегда споспешествует ей. Поэтому надо стараться обязательно так располагать свою волю, чтобы она совпадала и с волей Божией. Тогда мы достигнем необходимого успеха.

А Господь, как мы видим в сегодняшнем воскресном Евангелии, всегда идёт навстречу. Вот захотел Фома убедиться, говорит: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). Господь дал ему такую возможность. То есть если человек на чём-то претыкается, всегда Господь ему пошлёт либо человека, либо обстоятельства, которые его легко расположат к приятию Божественной истины. Лишь бы не было догматического тупого упорства. Человек, когда во что-то упирается, в какую-то мысль, которая ему нравится, от которой он не хочет отказаться, то наступает окостенение. Человек становится рабом каких-то предрассудков. Он рассудил, что это правильно, и в это упёрся, как в стену. Дальше уже никакое развитие невозможно. Жизнь, она живая и многообразная. Так бывает, что человеку нужно делать следующий шаг. Если человек уже окостенел и может поступать только одним образом, ему лень сделать следующее усилие, то и никакое развитие невозможно. А развитие постоянно, ведь когда маленький ребёночек трёх лет пытается повторять за родителями, как они осеняют себя крестным знамением, конечно, это ещё не молитва, но это первый шаг к ней. Так всю жизнь потихоньку можно всё улучшать. Насколько? Насколько у каждого получится. Эта дистанция не имеет конца, а земная жизнь занимает какой-то конкретный отрезок. Конечно, это не значит, что каждый из нас сумеет набрать необходимое совершенство, чтобы войти в жизнь вечную. Нет, это всегда совершается по милости Божией. Нужно хотя бы набрать необходимую инерцию, если употреблять физическую терминологию, чтобы этот импульс расположения нашего сердца, устремление было к Богу и к Царствию Божию. Если это будет, то, как сказал Господь: «В чем застану, в том и сужу». А до этого мы пока спасены только в надежде. Мы должны надеяться на Бога, а Господь надеется на нас. Помоги нам в этом, Господи.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.