Проповедь под день памяти святителя Митрофана Воронежского (2002.12.05)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова под день памяти святителя Митрофана Воронежского. Вечер 5 декабря 2002 года. Храм святителя Митрофана Воронежского. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Поздравляю всех нас с нашим престольным праздником. В этот день поневоле вспоминается вся светлая жизнь нашего дорогого святителя и небесного покровителя нашего храма, его многотрудная деятельность и большой успех, даже зримый, на ниве церковного строительства. Многообразна была его деятельность и как приходского священника, и как игумена монастыря, потом как святителя на кафедре такой разорённой с точки зрения церковной земли, которая не имела пастыря, мы его так и величаем первым епископом Воронежским, потому что он первый там всё устроил и организовал, имея талант от Бога, мудрость, большую духовность и, конечно, государственный ум. Как мы знаем, даже в государственных делах царя Петра, который был большим сумасбродом, он во многом способствовал в тех областях, в которых считал нужным. Я думаю, что многое свершилось не без помощи святителя Митрофана, хотя мы и наблюдаем неразумность светских историков в том, что они как бы не видят этого благотворного влияния. Обычно в житиях это поминается, но на самом деле такая необыкновенная историчность святителя Митрофана во многом действовала на этого свирепого человека, болящего разными болезнями, умиротворяюще. И в церковном плане, и в духовном смиренная фигура святителя Митрофана благотворно влияла на Петра, потому что по настроению душевному святитель был настоящий монах, молитвенник, очень добрый пастырь. Не просто церковный администратор, а именно любящий народ и людей. Народ его прославил практически при жизни и сразу после его блаженной кончины. Его могила была очень посещаема, там много чудес совершалось. Его святость была отмечена и нетленными мощами, которые впоследствии в начале XIX века были открыты. Эта близость к царю дала возможность его смиренной и скромной фигуре вырасти до такого масштаба всего Российского государства. Его замечательная роль нисколько не навязчивая, без всякой борьбы за власть, без каких-то попыток воздействовать, а именно исподволь. Одно его присутствие на своём месте и занятие своим делом благотворно влияло и на царя, а через это и на всю общероссийскую ситуацию, в чём нам тоже даётся известный пример. Часто нам кажется, что именно от каких-то внешних проявлений человеческой силы, каких-то реформ, изменений внешних много что может измениться к лучшему. На самом деле не так. Иван Андреевич Крылов, Царство ему Небесное, в замечательной своей басне “Квартет” сказал: “А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь”. Действительно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Если люди представляют из себя одно гнильё, то из них ничего не сделаешь. Можно их менять местами, одного делать министром, другого заместителем, потом их на другие какие-то дела переводить или вообще выгнать, взять других, но ничего не изменится.

А вот если есть влияние в сторону перерождения самого человека к лучшему, тогда человек, даже занимающий в масштабе государства не очень высокую должность, может очень много совершить. Мы часто видим это на примере смиренных священнослужителей, как святитель Митрофан или святитель Иннокентий, митрополит Московский. Ездил человек по всей Сибири, потом до Аляски добрался, Алеутских островов, весь север объездил. Десятки тысяч вёрст на лошадях и пешком. Не было у него ни какой-то оргтехники, ни какого-то особенного транспорта, кроме лошадей, ни каких-то помощников, аппарата, состоящего из людей, которые могли бы его планы претворять в жизнь. Нет, он очень скромно трудился, но за свою жизнь сделал колоссально много. Или Николай Касаткин, один человек, а явился просветителем для целого японского народа. Или Макарий Невский, или архимандрит Макарий Глухарёв, просветитель Алтайского карая. Казалось бы, ну что может один человек миссионер? Потрудились люди, выучили язык, просвещали, строили храмы, освящали, устраивали школы, учили народ. След огромный и влияние огромное.

Поэтому каждый человек, трудясь даже на какой-то смиренной должности, исполняя послушание, если он делает это в том общем направлении церковной жизни, согласует с волей Божьей, то бывает удивительный хороший результат. В этом смысле один человек очень много может сделать.

На примере даже древней Церковной истории, Сам Господь Иисус Христос жил, как Человек, но за три года Он создал Церковную общину, которая состояла из апостолов. Каждый из этих апостолов стал потом основателем целой Церкви. Уже на протяжении жизни одного-трёх-четырёх поколений ситуация во всём языческом мире вся переменилась.

Так и мы сейчас живём вроде бы в отчаянную эпоху, хуже некуда, настолько всё дурно и противно, всё прогнило от начала до конца, но надежду нельзя терять, потому что, если каждый церковный человек в ту меру, в которую он может, начнёт трудиться на этой ниве церковной жизни, то тьма будет отступать. Тьма отступает даже от света, который излучает всего одна свечка. Входишь в тёмную комнату, зажигаешь свечку, уже светло. Уже можно предметы различить, книжки читать можно. А ведь света от неё вообще ничтожное количество. Так и один человек с помощью Божьей может совершить совершенно огромные по масштабу дела. Это зависит только от благословения Божия. На всякое доброе дело есть благословение Божие, ничего дополнительно не нужно, только трудиться. Кода таких людей становится один-два-три-четыре, это уже огромная сила.

Даже пример из обычной нашей жизни: какие-нибудь два человека вполне в состоянии создать формально какую-нибудь общественную организацию, зарегистрировать её, иметь счёт в банке, бланки и так далее. Назвать её могут как-нибудь. Один будет председателем в этой организации, а другой его заместителем. Два эти человека, если зададутся какой-то целью, могут всю страну на уши поставить. Люди будут думать, что за ними миллионы людей стоят. Взять нашу современную партийную жизнь, многие партии составляют десять-двенадцать человек. Из них работоспособных трое, а они целыми списками в парламент проходят, кто-то на них деньги выделяет. Люди не владеют ни собственностью, ни какими-то финансами, ничем, просто шумят. При этом не только прекрасно себя чувствуют, но даже очень много вреда могут делать. А можно и наоборот, только немного озадачиться не ради того, чтобы шум производить, а ради того, чтобы делать что-то действительно полезное. Удивительно, но это так.

Создание всего лишь одного Царскосельского лицея дало возможность очень многие важные государственные посты занять этим людям, которые там оказались. Самые разные, не было никакой принудиловки в этом, но очень многие оттуда вышли и сделали дипломатическую карьеру. Казалось бы, подумаешь, пустяк, какое-то одно училище. Нет, это оказалось огромное дело.

Живёт семья, в этой семье дети, двое-трое-четверо. Взять этих детей и воспитать нормально. Представляете, получится четыре нормальных работоспособных человека, с нормальной головой, способных трудиться, не ленивые, церковные, верующие, образованные. Эти люди потом в дальнейшем смогут сделать колоссально много, если только ими заниматься и в них вкладывать. Казалось бы, самая скромная задача: мать, отец, воспитание детей, а оказывается, что это колоссально много. Представьте себе, один будет Менделеев, другой будет Суворов, третий будет Боткин, а четвёртый будет Лазарев или Иоанн Кронштадтский.

Кто такой Иоанн Кронштадтский? Обыкновенный священник, самый обыкновенный. Изначала он не обладал никакой такой даровитостью, просто одним усердием. Усердно старался, а Господь, видя, что он старается, прибавлял и прибавлял ему. Масштаб его личности вырос не только за рамки острова Кронштадт, а за рамки России. Известность его превзошла границы Российской империи. Даже его книга “Моя жизнь во Христе” переводилась на другие языки. Люди даже западных конфессий, англикане, католики, переводили её на свои языки в назидание своим детям. А кто он был? Приходской священник. Потом он был какое-то время даже членом Священного Синода, в те времена некоторые священники входили туда. Не это его прославило, а его труд. Его труд принёс огромное количество добра. Скольким людям он смог помочь, скольких исцелил, даже вплоть до того, что мёртвых воскрешал.

Понятно, что у каждого свой масштаб деятельности, каждый на своём месте может, но на самом деле даже святитель Митрофан указывает, что один человек может очень много. Поэтому каждый из нас тоже должен стараться какую-то свою лепту вносить, чтобы наша с вам жизнь не прошла бесследно. Никогда не поздно спохватиться и сделать какое-то количество добра, послужить и Богу, и людям. Помоги нам в этом, Господи, за молитвы святителя Митрофана.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Алексей:

      Спасибо

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.