Проповедь по Евангелию о десяти минах (2002.12.06)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по Евангелию о десяти минах в день памяти святителя Митрофана Воронежского. Утро 6 декабря 2002 года. Храм святителя Митрофана Воронежского. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

В день престольных праздников по уставу полагается отменять рядовое чтение, чтобы всё внимание было на празднуемое событие или память святого. Но сегодня был такой замечательный отрывок из Евангелия от Луки, который нам хорошо известен, потому что является воскресным Евангелием, поэтому ради этого мы решили всё-таки это Евангелие прочитать. Это Евангелие о десяти минах.

Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться (Лк. 19, 12). Под этим человеком Господь Иисус Христос разумеет Самого Господа Бога. Под царством, о котором говорится, подразумевается Царство Небесное, а десять рабов, которым он дал десять мин и сказал употреблять их в оборот – это все люди. Эти средства, которые Он дал этим людям – это вся совокупность дарований Божьих человеку. К этим дарованиям относится абсолютно всё наше имение и материальное, и душевное, и духовное, потому что все люди рождаются разными, как теперь принято говорить, с разными стартовыми возможностями. У ребёночка, который родился в семье генерала, возможностей больше. У ребёночка, который родился в семье крепко пьющего человека, возможности другие. Но и всякие изначальные скорби, даже, допустим, какое-то врождённое заболевание, эта притча тоже рассматривает как некое дарование Божье. Болящий человек очень много может приобрести в духовном плане намного быстрее, чем здоровый. Почему? Потому что он вынужден с самого младенчества терпеть свою болезнь. Через терпение в нём вырабатывается смирение, а через смирение его посещает благодать Божия.

Пришел первый и сказал: «господин! мина твоя принесла десять мин» <…> Пришел второй и сказал: «господин! мина твоя принесла пять мин» (Лк. 19, 16-18). Каждый человек по-разному использует свои возможности, а некоторые вообще не используют. Огромное количество народа, почти полторы сотни миллионов человек живут в нашей стране, которая является самой большой православной страной в мире, с тысячелетней духовной культурой. Как человек использует это богатство? Да никак, как будто этого ничего нет. Другой использует частично – когда-то покрестился, может, изредка, раз в пять-десять лет в церковь и зайдёт. Некоторые вообще в первый раз приходят в церковь на своё собственное крещение, а второй раз его приносят уже на отпевание. Даже повенчаться не удосужился. Так и с любым другим богатством. Тех, кто родился в нашей стране, Господь наделил огромным богатством – и литературным, и музыкальным, и архитектурным, всяким. Нет такого духовного богатства, которого не было бы в нашей стране. Но всё это мы используем только частично. Даже богатые недра, которыми Господь наделил нас, мы не можем использовать. Другие страны и народы гораздо лучше с этим справляются. Во всём мы являем некий недостаток.

В этом мы уподобляемся третьему, который сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял» (Лк. 19, 20-21). Действительно, очень многие люди, которые сами не трудятся для того, чтобы преумножить то, что дал Господь, использовать это на духовную пользу, обычно обвиняют во всём Самого Бога: а что же Господь смотрит, а как же Он терпит и так далее. Люди хотят, чтобы всё шло им в руки само, а никакого труда к этому не хотят приложить.

Господин сказал ему: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял. Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» И сказал предстоящим: «возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин» <…> Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим (Лк. 19, 22-28). Это речь идёт уже о Христе Спасителе нашем. Что подразумевается под этим отъятием? Подразумевается смерть каждого человека. Приобрести что-то на ниве духовной жизни возможно только живя здесь. Когда человек уже исходит из своего тела, когда душа покидает его, уже ничего изменить нельзя, поэтому здесь Господь призывает нас, чтобы мы трудились над тем, чтобы преумножить то, что Господь нам дал, на духовное благо. Те способности, которые у нас есть, то богатство душевное и телесное, чтобы каждый из нас употребил на то, чтобы от этого была радость и на небесах, и всем людям.

Например, именно в день праздника сегодня мы вспомним жизнь святителя Митрофана. Господь так устроил, что сначала он был приходским священником, потом игуменом монастыря, а потом уже епископом на Воронежской кафедре. Каждый раз по мере его возрастания и духовного мужания Господь давал ему большее поприще, и на каждом он трудился так, что добился совершенно удивительных результатов. Почему так? Потому что он старался все силы отдавать своему служению.

У каждого из нас тоже перед Богом есть своё служение и в семье, и на работе, многие из нас в храме трудятся. По тому, как мы это делаем, Господь с каждого из нас обязательно попросит отчёты и ответы. Здесь в форме притчи раскрывается, как это будет. Мы должны не только с чем пришли, с тем и уходить. Жизнь наша – это тоже талант. Одному даётся сто лет, он сто лет живёт, а другой всего лишь двадцать пять. Но иной за двадцать пять лет своей жизни сделает столько, что этим потом питаются люди века. А сколько людей и живут долго, и здоровье Господь даёт, но никакого результата, кроме зла и раздражения, нет. Потому что самый главный талант, который мы должны преумножить, или в какой оборот пустить эти средства – это наше сердце. Прибыль должна быть именно в нашем сердце. Материальное, конечно, тоже некую роль играет, этим тоже можно кого-то утешить, но прежде всего имеется в виду добродетель. Каждый человек создан Богом. Не все это знают, не все это чувствуют, но каждый из нас помимо отца с матерью ещё имеет Отца Небесного. Без воли Божьей ни один человек на земле не родится, поэтому в рождении каждого дитяти участвует Сам Господь. Каждый человек по своей природе, во-первых, христианин, а во-вторых, он добр. Не бывает, что младенчик родился бы злым, вором или каким-то преступником. Так не бывает. Это уже потом под влиянием окружающей среды он начинает портиться. В основном, конечно, от взрослых и от своего окружения. Его можно воспитать в неправильной вере, в пьянстве, в табаке, под аккомпанемент телевизора, а можно по-другому. Изначала каждый человек добр, но уйти в могилу он должен ещё более добрым. У каждого человека есть религиозные чувства, но уйти в могилу он должен с правильной верой, которая в нём горит, как факел. Каждый человек имеет разум, но это нужно настолько преумножить, чтобы ум мог исследовать Священное Писание и действовать по нему. Обязательно нужно преумножить то, с чего человек начал, тогда в жизни у каждого человека будет духовный смысл. К этому нам надо стремиться. А если испытываем какие-то трудности, мы всегда можем у наших старших братьев по Церкви, святых угодников Божьих, таких, как святитель Митрофан, попросить помощи духовной и молитвенной. Они нам всегда помогут. Спаси всех Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Алексей:

      Спасибо

    2. ЯиТы:

      Аминь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.