Проповедь о сдерживании зла и законе любви (2002.12.19)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о сдерживании зла и законе любви. День памяти святителя Николая Мирликийского. Утро 19 декабря 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Было проведено такое исследование, выяснили, сколько затрачено труда и средств государством, не только нашим, а вообще, на то, чтобы защищаться от преступности, сколько на войны, сколько вообще у людей уходит энергии на суды, на расследования, на содержание адвокатов, на разработку законодательства. Оказалось, что больше половины всех средств, которые человек своим трудом добывает, уходит вот на эти вещи. Даже если взять одну нашу страну: полтора миллиона армия, два миллиона милиции, два миллиона человек в уголовно-исполнительной системе, где служит миллион тех, кто охраняет, и миллион сидит в тюрьме, в лагере. Огромная армия судейских, адвокатов, чиновников, тех людей, вообще ничего не производящих, а только пытающихся сдержать ту злобу и ненависть, которая есть в людях. Представим себе на минутку, что на полдня в Москве исчезнет служба государственной автоинспекции. Что тогда? Парализуется всё движение. В Америке был случай, несколько штатов оказались вечером без света. За несколько часов были ограблены и разбиты вдребезги десятки тысяч магазинов. Грабили кассы, несли домой вещи с фонариками, ужас. Они говорят, что у них правовое государство. Представим себе на секундочку, что всего этого нет. Какая огромная силища, миллионы мужиков работоспособных, часто образованных, как бы могли трудиться.

Так и в нашей семейной жизни, сколько психической энергии уходит на выяснение отношений, на то, чтобы друг друга пилить, на то, чтобы друг друга попрекать, сколько потом сил уходит на то, чтобы как-то помириться. Во всём так. Если бы мы разумно подходили, были разумно жадными людьми, то эти огромные средства, которые приходится тратить на всё это сдерживание людской злобы, если этому придать другое направление, насколько бы даже в физическом плане люди бы лучше жили. Поэтому естественно закономерно те государства, а лучше сказать, те народы, которые живут согласно нравственным принципам, в согласии с законом Божиим более или менее, у тех народов шанс выжить гораздо больше. Тому пример эскимосы, которые живут в Гренландии, где нет пастбищ, они не могут добывать из-под толщи льда полезные ископаемые, но тем не менее столетиями и тысячелетиями живут на этой земле, где даже пейзаж трудно различать, потому что сверху и снизу всё белое. Очень ограничен их рацион питания, очень простые отношения, но в силу того, что определённые нравственные законы в их жизни сохраняются, они не ведут никаких войн, у них нет друг против друга оружия. Конечно, они теперь тоже в известной степени заражаются тем, что у нас почему-то принято называть цивилизацией. Такая порча входит и в их жизнь, они престают выживать. Всегда, когда такие народы, которые регламентированы своим внутренним нравственным чувством, сталкиваются с такой цивилизацией, они начинают вымирать, потому что от этой цивилизации они заражаются всякими такими духовными инфекциями, что приводит к гибели. Поэтому все народы, которые жили когда-то на нашей грешной земле, одни живут до сих пор, другие вымирали, независимо никак от силы государства, от его богатства, военной мощи, талантов руководителей этих народов, всё равно, если известное количество нравственных людей оскудевает, то этот народ обречён на гибель, иногда на быструю.

Если какие-то силы зла освобождаются в народе, в отдельном человеке или в группе людей, то это всегда приводит к гибели. Взять человек двадцать талантливых бандитов, которые придумывают хорошие операции, как грабить, как достать себе деньги, как их тратить, как прятаться, всё равно придёт такое время, когда их поймают, когда их посадят. Не через пять лет, так через десять, рано или поздно это всё равно этим закончится. Поэтому идти по пути зла — это всё равно идти на смерть, рано или поздно.

Взять наш период большевизма. Думали, что на основе зла, террора, издевательства над народом можно построить государство, можно построить промышленность, можно создать трудовые армии, можно людям не давать денег, а заставлять их за галочки работать. Всё это было сделано. Вроде бы и промышленность создана, какие-то достижения технические, но проходит немножко времени, всё это рушится. Всё равно это совершенно не жизнеспособно, потому что в этом нет ни свободы, ни любви, ни добра, ничего, одна только палочная система. Это ничего не даёт. На любом уровне это прослеживается. На уровне отдельно взятого человека, если он живёт по своим греховным страстям, то это его приведёт к самоуничтожению, это приведёт к разрушению его семьи, это обязательно закончится разрывом отношений между супругами, между детьми. Это всё ведёт к распаду.

Конечно, Господь знает этот основной закон любви, на котором стоит всё бытие мира духовного и мира материального, поэтому Он пришёл на землю, можно сказать, спустился в наш ад, для того чтобы явить нам новую заповедь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34). Причём эта любовь должна простираться необычайно широко. Не только самого себя любить, а любить всех, вплоть до врагов: благотворите ненавидящим вас (Мф. 5, 44). Вот до какой степени надо своё сердце умягчить. Чем больше такая любовь распространяется по земле среди людей, в каком-то отдельном народе, тем жизнеспособней этот народ. Чем меньше, тем скорее этот народ потерпит неудачу в своём историческом развитии, а может быть, исчезнет с лица земли.

Все народы, все люди, все нации, все национальности, у всех были изначала одинаковые стартовые позиции. И у эскимоса, и у казаха, и у русского, и у удмурта, и у британца, и у германца. Все произошли от Адама. В течение исторического развития народы и расширялись, и становились сильными, а иные остались ровно в том положении, в котором они были две тысячи лет назад, пять тысяч лет тому назад. На примере нашего отечества тоже видно, когда народ жил верой, Господь и государство прибавлял, и жизнь улучшал, даже какие-то сверху реформы благодатные проводились, жизнь богатела. Стоило Бога забыть, сразу всё начало рушиться. Причём бывает так, что виноват ещё дед, а страдает ещё правнук. Это потому что мы все единый организм, все друг с другом связаны.

Пока присутствует в нашем народе Церковь Божия, которая вновь и вновь нам напоминает: смотрите, дорогие братья и сестры, какие на земле раньше жили люди. Например, святитель Николай, смотрите, какой он был добрый, какой он был смиренный, какой он был молитвенный человек. Полторы тысячи лет прошло с его блаженной кончины, тем не менее память о нём не оскудевает, понуждая нас и в самих себе искать эти оставшиеся следы добра, противодействовать тому злу, которое действует в нас.

Представьте себе, если б каждый человек на пути зла, которое в нём есть, поставил бы сам преграду, то не понадобился к каждому человеку дополнительно милиционер, воин, судейский, адвокат и так далее. Получается, мы вынуждены тратить ненужные средства на то, чтобы сдерживать это зло, вместо того чтобы сдерживаться самому. Представьте себе, если бы тюрьмы стали пустеть, никто не нарушает закон, государство свернуло бы эти системы и освободило огромные силы. Армия у нас была два с половиной миллиона, а сейчас сложилась такая историческая ситуация, прямой угрозы никакой нет, власть стала плохо ли бедно, но всё-таки выборная, поэтому они так не трясутся, как прошлые, будучи просто нелегитимными узурпаторами. Незачем наращивать такую огромную мощь? Сразу в десять раз сократилось вооружение, армия на миллион человек сократилась. Высвобождаются силы. Пусть это делается плохо, часто нелепо, не думая о людях, но это уже тенденция, которая сохраняется от прошлого, такое безжалостное отношение к людям, которые по двадцать лет служили добропорядочно. Над этим нам надо задуматься. Мы не можем ни думать, ни решать какие-то проблемы не только в масштабе страны, города, своего муниципального округа, это нам не под силу. Для этого есть специально выделенные на это люди, может, кто-то из них и среди нас присутствует, не в этом дело. Мы можем это делать в масштабе семьи, на той площади, которую занимает наша квартира. Мы можем жить так, как будто святитель Николай среди нас. Сколько бы высвободилось энергии! Для чего эта энергия нужна? Для того, чтобы добро сделать и тому, кто в нём нуждается, кто находится вовне. Так раньше и происходило. Не нужно было создавать никаких государственных институтов специальных, пенсий. Ведь всегда были и больные, и убогие, и нищие. Всегда люди их кормили сами, не нужно было никаких собесов, не нужно было на это взимать налоги. Налоги взимали исключительно на содержание двора и содержание армии и полиции.

Почему разрастается чиновничий аппарат? Потому что очень трудно управлять, каждый тянет в свою сторону, и эта сторона не всегда бывает с точки зрения духовной и нравственной благополучной. Сколько мы прилагаем труда в силу того, что очень много в нас зла. Получается, что большую часть жизни тратим на это. Как же это должно быть больно и обидно. Поэтому мы должны то, чему нас Господь научил через Евангелие, стараться в своей жизни усвоить. Тогда хотя бы вокруг нас уже ситуация улучшится. Как говорил преподобный Серафим: “Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся”. От чего спасутся? Да вот от этого зла, в котором мы живём, потому что мы сами создаём тот дух времени, в котором мы живём. Поэтому от нас всё зависит, мы сами можем всё это сотворить, но начинать нужно с собственного сердца. Будем молиться святителю Николаю, чтобы он нам в этом помог. Слава тебе, Господи, что мы все сегодня смогли собраться и прославить святителя Николая.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.