Проповедь о воздержании от греха и добрых делах (2002.12.13)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о воздержании от греха и добрых делах. По посланию апостола Павла Титу. Утро 13 декабря 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Сегодня в рядовом послании апостол Павел своему ученику и духовному сыну Титу пишет такие слова: Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Тит. 1, 15). Что это значит? Как мы можем понять, о чём здесь апостол ведёт речь? Если человек совершает какие-то грехи, то он оскверняется, поэтому, даже если он приобщался к какой-то святыне, она его не освящает, он остаётся таким же нечистым и ум его, и совесть. Про таких апостол говорит: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу (Тит. 1, 16). Добрые дела человека, который грешит, Богом не приемлются, а никакое доброе дело нельзя сделать без помощи Божьей. Даже если человек хочет сделать что-то доброе, но сам от своих грехов не отрекается, то даже то доброе дело, которое он делает, совершается им во зло. Конец не бывает добрым. Очень многие родители сетуют на своих детей: «Сколько я для него сделал, а он вон каким вырос». Если человек сам живёт в грехе, то сколько бы он детей ни воспитывал и ни старался им привить что-то доброе, ничего этого не привьётся. Всё равно всё остаётся нечистым в силу греха. Если мы хотим, чтобы в нашей жизни был какой-то добрый результат, мы должны очищаться от своих грехов.

И далее апостол Павел раскрывает, как это должно быть: Ты же говори то, что сообразно с здравым учением (Тит. 2, 1). То есть, если о чём-то рассуждаем и говорим, нужно чтобы это было согласовано с Евангелием. Часто мы и советы друг другу даём, исходя из мирского здравого смысла, что часто бывает в противоречии с тем, что хочет от нас Господь.

Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении. Чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие (Тит. 2, 2-5). Почему он начинает именно со старцев и стариц (имеется в виду старушек, тут в более почтительной форме выражено)? Потому что им скорее идти на суд Божий, поэтому он начинает именно с них. Особенно бывает неприлично, когда человек пожилой ведёт себя несоответственно слову Божию. Почему начинает со слова «бдительны»? Имеется в виду не то, что за всеми подглядывать, а прежде всего за своей душой, что там творится, что происходит. Очень часто бывает, что старый человек по своей немощи совершенно перестаёт думать о спасении свой души. У него на уме одни внуки, дети, заботы о теле, а заботы о душе нет, поэтому апостол Павел начинает именно с этого, чтобы были бдительны и учили молодых слову Божию.

Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве – чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого (Тит. 2, 6-8). Надо стараться так проводить свою жизнь, чтобы, если кто и захотел о нас сказать худого, чтобы ему пришлось сочинять, чтобы не было ничего такого, за что можно зацепиться в нашей жизни. Наша жизнь должна быть безукоризненной. Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога (Тит. 2, 9-10). Тогда, две тысячи лет назад, ещё были рабы и их хозяева, один человек мог быть собственностью другого человека. И тот мог с рабом делать, что угодно, мог его продать, собакам скормить и так далее. Апостол Павел увещевает, чтобы раб был так послушен своему господину, не крал и служил ему. Мы часто даже просто к старшему человеку, к начальнику по работе относимся и с пренебрежением, и с хулой, а уж с работы украсть что-то не считается и за грех. Какое, к сожалению, с тех пор произошло падение нравов, а должно быть наоборот. Если мы хотим жить по-христиански, мы должны жизнь свою управлять по слову Божию.

Угождать им во всем, не прекословить (Тит. 2, 9). Очень часто на какую-то просьбу, когда человеку не хочется делать, он начинает возражать. Это мы видим во всех, не только в подчинённых, но и в детях, и во внуках, и в отношениях мужа и жены всегда есть прекословие, всегда возражение, всегда какие-то контраргументы. Это разрушает любовь, единство и является грехом.

Если мы хотим, чтобы наша жизнь проходила согласно Евангелию, мы должны этому подчиняться, как апостол и пишет: да не порицается слово Божие (Тит. 2, 5). Раз так Богом установлено, это есть закон Божий. Если мы его нарушаем, то мы совершаем грех. Если мы совершаем грех, то мы живём в нечистоте. Если мы живём в нечистоте, то никакое наше доброе дело не станет добрым, оно обязательно превратится во зло. Ложка дёгтя портит бочку мёда, поэтому мы, даже будучи по своей натуре добрыми людьми, если согрешаем клеветой, прекословием, осуждением, нецеломудрием, то всё вокруг нас обращается в нечистоту. Апостол Павел так учит своего ученика Тита, а вместе с ним и мы этому учимся. Помоги нам в этом, Господи! Аминь.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Алексей:

      Спасибо

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.