Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь о святой праведной Анне Пророчице (2002.02.15)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о святой праведной Анне Пророчице. Вечер 15 февраля 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Сегодня мы все пришли, чтобы прославить двух людей, которые жили две тысячи лет тому назад. В память их святых имён построен этот придел нашего храма. Сегодня утром праздновали Сретение Господне, сегодня мы вступаем уже во второй день Сретения и, как попразднство, празднуем их память. Неизвестна точная дата их блаженной кончины, но известно, что они участвовали в том славном событии в жизни ещё маленького, сорокадневного Иисуса Христа. Закон Божий, данный через пророка Моисея народу Израиля, предписывал, чтобы каждая женщина, родившая младенца, на сороковой день по возможности, если жила близ Иерусалима, приходила в Храм, чтобы принести жертву очищения за этого младенца и посвятить его Господу. Каждый первенец должен был посвящаться Господу, как самый любимый, самый долгожданный, который достаётся всегда с самым большим трепетом. Женщины, которые рожали, знают, что первые роды этим сильно отличаются, потому что и страхов всяких много, и боязнь болезней. Действительно, чаще всего это бывают самые болезненные роды. В этом священнодействии выражается юной матерью и благодарность Богу за то, что всё благополучно обошлось, потому что рождение каждого ребёнка, особенно в те древние времена, связано ещё и с риском для жизни, с очень большими скорбями, потерей крови, часто и здоровья. В то же время – это большая радость, потому что на свет появился новый, долгожданный человек, которого каждая семья ждёт с особым чувством, с ожиданием. Это всегда воспринимается, как некое чудо, потому что не было человека, и вдруг есть. Это удивительное таинство, при котором все присутствуют.

Данный обычай был установлен, чтобы люди не привыкали, не становились, как звери, потому что закон Моисеев нёс в основном функцию охранительную, чтобы люди не сползали окончательно в звериный мир. Когда люди теряют всякую религиозность, они очень быстро становятся похожи на животных. У них всё проявляется только скотское. А когда они видят духовный смысл в таких явлениях, даже в обычных, которые больше связаны с животной природой человека, они одухотворяются. Потому что рождение человека – это, действительно, каждый раз духовный акт. В нём участвуют не только папа и мама, но и Сам Господь. Бессмертной душой, такой уникальной, наделяет новорожденного человека Бог. В рождении каждого ребёночка присутствует Сам Господь, поэтому он не только папин и мамин, но ещё и Божий. Поэтому было такое повеление. Матерь Божия, как послушное чадо ветхозаветной Церкви, конечно, это исполнила. Она принесла Младенца Иисуса в Храм.

Старец Симеон встретил Его, а потом говорится очень подробно об Анне. Подробно, конечно, в контексте Евангелия, потому что Евангелие скупо на слова в силу того, что, во-первых, апостолы не отвлекались на второстепенное, а, во-вторых, они не были профессиональными писателями. То, что составляло для них самое важное, они оставляли в своём повествовании. Среди этого важного говорится, что Анна пророчица, дочь Фануилова (Лк. 2, 36). Почему говорится, чья она дочь? Это особо отмечается, потому что женщина – это существо второстепенное, её обязательно нужно привязать к какому-то роду. То, что она из рода Фануилова, вот её место, вот её координата. Сама по себе она как бы ничего не значит. На Востоке такое отношение к женщине до сих пор сохраняется во многих странах и культурах. Говорится, что она семь лет прожила в браке, потом муж умер, она овдовела. Потрясающий случай. Для нас-то это – подумаешь, у нас вообще женщин больше, чем мужчин, а для Израиля это небывалый случай. Молодая женщина, когда она овдовела, ей было двадцать три или двадцать четыре года, потому что рано замуж выходили, но не выходила больше замуж. Осталась вдовой, а всё время посвятила тому, что пребывала при {раме. О чём это говорит? О том, что она так возлюбила Господа, много больше, чем обычно люди. Как один русский писатель сказал: «Всякой девушке лестно замуж выйти». Как только появляется хоть какой-то, как теперь говорят, вариант, голова теряется полностью. Что потом будет, это ладно, но лишь бы. Стоит чуть-чуть поманить и готово. Потом, конечно, последствия расхлёбывают всю жизнь. Это тоже в природе человека заложено. А она нет, она захотела остаться при Храме, потому что быть с Богом, с молитвой, с храмовым обиходом для неё было дороже. То, что она предпочла, вполне естественно, никто же не будет осуждать.

Даже апостол Павел говорит, что, если молодая женщина вдовеет, ей совершенно не воспрещается замуж выходить. На здоровье, пусть ещё деток рожает. Есть замечательные случаи. Я сам знал одну такую замечательную женщину, я даже как-то рассказывал. Она до войны родила трёх детей, овдовела, а потом один солдат со страху на фронте дал Богу обет, что, если останется жив, женится на вдове с тремя детьми. Нашёл её, женился на ней, она ещё четверых ему родила. Ну и замечательно. Младший сын священник, ему вчера пятьдесят лет исполнилось. Она уже померла давно, мы её похоронили. Хорошая такая женщина была, удивительная. Прекрасно, слава Тебе, Господи, всё благополучно сложилось. Она тоже Бога любила.

Но вот здесь осталась вдова с Богом и Храмом, и получила награду такую, что она даже входит в круг евангельских персонажей. О ней особенно апостол говорит, что да, была дочь Фануилова Анна. Сколько было женщин в Израиле в то время? Имена скольких мы знаем? Мы даже не всех учениц Христовых знаем, только самых ближайших: Марфа, Мария Магдалина, Мария Клеопова, Соломия. Вот ещё Анна, она сподобилась видеть Господа. Она вместе с Симеоном, ей было уже восемьдесят четыре года, когда это случилось. Её подвиг не остался втуне. Она увидела эту зарю христианской жизни. Это было совсем не зря. Любовь к Богу всегда имеет успех. Что бы человек ни делал ради Господа, особенно, если это не просто эмоциональный всплеск, а именно некий постоянный подвиг ради Бога, он всегда приносит результат. В этом празднике мы прославляем и подвиг этих двух замечательных людей, которые, несмотря на свою глубокую старость, тем не менее устремлялись более к Богу, чем к чему-либо ещё в этой жизни, и получили награду. В этом и нам есть некое указание, что, если и мы так будем свою жизнь управлять, то и для нас эта встреча с Богом состоится. Помоги нам в этом всем, Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.