Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь на день памяти 40 мучеников Севастийских (2002.03.22)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на день памяти 40 мучеников Севастийских. 22 марта 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Апостол Павел говорил, что даже на небе и звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15, 41). Астрономы даже различают звёзды по яркости. Разная яркость – разная величина света, тем самым их выделяют. Так же и на церковном небосводе есть множество святых, мы их условно разделяем на такие лики, как бы хором прославляющие Бога. Первый хор – это лик святых мучеников, потому что это первые прославленные Церковью святые, именно их подвиг. Первое время, первые три века, на христиан были гонения, перемежающиеся мирными временами, спокойными, но окончательно гонения в Римской империи не прекращались, потому что, естественно, каждая власть желает, чтобы подданные подчинялись общему порядку, а языческое устроение Римского государства, включающее в себя пантеон всех богов, даже покорённых народов, понуждало это делать. Вдруг появились какие-то люди, которые говорили: «Ваши идолы – ничто, мы поклоняемся одному Единому Богу и веруем в Иисуса Христа Сына Божия». Конечно, это весьма государственную власть раздражало. И ещё по одной причине, потому что не надо думать, что это начали Ленин, Сталин, Брежнев, Мао Цзэдун и прочие, кто себя восхваляли, ордена на себя вешали, всякие такие детсадовские глупости, а это испокон веков так ведётся. Человек должен пустоту заполнить, он нуждается в признании. Даже маленькие дети сильно ждут похвалы. Не только маленькие, и мы всё время ждём друг от друга поощрений, похвалы, а если её не дожидаемся, то очень скучаем без этого, обижаемся даже без видимого повода. Вроде никто обидеть не хотел, но то, что не похвалил – уже обида. Конечно, если человек у власти, то он всячески стимулирует это восхваление, доходит даже до абсурда. Во всяких языческих устроениях государственной жизни всегда доходило, потому что обожествляли и самого императора. Так было в Древнем Египте, так было в Древнем Риме. Как только император восходил на престол, в пантеоне появлялась новая скульптура с изображением императора. Все должны были воздавать ему божественные почести. Но кто-то не хотел. В зависимости от темперамента императора воздвигали гонения. И опять новый указ: кто не будет кланяться, тот не друг кесарю и должен быть либо сослан, либо умерщвлён, либо прочее. Некоторых, конечно, склоняли, а некоторые стояли насмерть, помня слова Господни: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф.10, 32).

На Великий пост всегда падает память сорока Севастийских мучеников. В этот раз выпало на пятницу, но на первой седмице даже панихиды отменяются, поэтому перенесена служба во всей Церкви на субботу по уставу. Мы на день позже празднуем память этих удивительных людей, мужественных воинов, которые предпочли замёрзнуть от холода, чем отречься от Христа. Для России ещё их память особенно трогает душу, потому что существует такое историческое мнение о том, что первый епископ, который участвовал в крещении Руси, как раз был епископ города Севастии, поэтому в Софии Киевской тоже по преданию есть изображение мучеников Севастийских. Может быть, и поэтому, сейчас это уже забыто, стёрлось из памяти, но вот такое особое прославление этих замечательных воинов, которые могли бы и подороже жизнь свою продать, но тем не менее предпочли уподобиться Христу и отдали свои молодые жизни, но не тронулись с места. Они отдали свои души Богу, что увидел один из стражников, который их охранял, как спускаются тридцать девять венцов с неба на их головы. Он сам разделся, бросился на лёд и погиб так же на этом льду. Таким образом он побыл христианином всего одну ночь, но христианство его было настоящим. Всё настоящее проверяется жизнью, конечно, но лучше всего смертью. Конец – делу венец. Даже в живописи один учитель говорит, что начинают и заканчивают художественную работу по таланту, а в середине тупая работа. Каждая вещь должна быть завершена. Этот их подвиг, такая смерть ради Христа – это такое высочайшее достижение человеческого духа. Это очень сложно и душой, и телом так быть преданными Богу, поэтому они на все века остались таким славным примером. Проходят столетия, а слава их никак не меркнет. Продолжают писать иконы, в храмах всегда люди собираются в этот день молиться им. Восхищаемся их подвигом и молимся им, чтобы они и нас укрепили в том малом, на что мы способны. В данном случае по завершению первой седмицы поста, малого, что мы можем принести Богу, мы черпаем силы у этих наших замечательных предшественников, у христиан, которые были так преданы Богу. Поэтому слова Евангелия, которое мы читаем на память святых мучеников, заканчиваются так: В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19).

Господь говорил о приобретении души: кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 25). Он говорил как раз об этом, потому что, если и своего живота человек не пожалеет ради Бога, то этим он как раз приобретёт сокровище духовное. А если человек стремится для себя, то как раз самое главное, душу свою, он теряет. К сожалению, большинство людей духовно неразумны, идут таким путём, чтобы себе что-то приобрести, но в результате всё разваливается, примерно в такой же сильной степени, как некогда разваливалась и Римская империя, пока окончательно не развалилась. Всё выродилось, всё распалось, всё исчезло, всё рухнуло. Ничего не осталось от того, что римляне построили, а это было великое государство, с замечательной наукой, замечательным искусством, с замечательными, мужественными людьми, способными понимать высочайшую красоту, сочинившими такие вещи, как римское право, например, которым мы до сих пор пользуемся. На этой базе и современные государства стоят. От всего того, что они сделали, остались одни руины. Так же, как и наше Российское государство, от него остались одни руины, всякие ржавые остовы стоят то там, то тут, всё развалено, всё пришло в полный упадок. Всё, что было построено, всё от начала до конца рухнуло. В чём причина? Причина в неправильной ориентации на материальное. Вроде бы Бога отвергли, давайте только материальное наращивать. Ну нарастили, тоже всё сдохло, потому что это колосс на глиняных ногах. Попробуй на глиняных опорах построй что-то большое. Это всё развалится, глина в пыль рассыпается. Так и вся эта советская действительность рухнула, потому что сгнило самое главное – душа человека. Прогнило всё от начала до конца, сверху донизу. Нормального человека не найдёшь ответственного, чтобы он мог работать, а даже если найдёшь, ему и опереться не на кого, потому что самому ничего нельзя сделать. Такая безалаберность приводит к тому, что война идёт, а так получается, что люди начинают в своих стрелять, потому что что-то не согласовали, не узнали и так далее. Мало того, что бандиты убивают, ещё сами своих. Вот это во всём такая полная безалаберность, тупость и интерес только к собственному карману. Понятно, что черпать-то неоткуда, можно только отбирать друг у друга. Вот так люди и пытаются один у другого отбирать, поэтому деньги то в один карман перетекут, потом его застрелят, эти деньги в другой карман. Потом эти проедят или пропьют, что ещё хуже, вот так всё разваливается. И дальше будет разваливаться, пока это всё не кончится и не вымрет.

Путь только один, он существует – это путь к Богу, возвращение к жизни по совести, по заповедям Божьим. Почему это не делается? Потому что, во-первых, нет в это веры, а во-вторых, это очень трудно. Очень трудно жить по совести, по заповедям Божьим, для этого нужен подвиг. Вот такие мученики, как сорок Севастийских воинов, показывают нам этот добрый пример, каким путём это достигается. Каждый из нас в том маленьком огородике биоценоза, в котором он существует, может пытаться организовать вокруг себя некую малую среду, некий очажок. Может быть, от этого дальше что-то пойдёт, а может и нет, но по крайней мере мы сумеем духовно хотя бы выжить, прожить эту жизнь, дожить её до конца, для того чтобы нам на Страшном суде не стыдно было бы в глаза Господу поглядеть, чтобы Он нас призвал: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» (Мф. 25, 34). Вот для этого нужен наш посильный малый подвиг. Конечно, с нас того не требуется. Сколько в Церкви мужчин? Пять процентов от силы, ещё какие. Разве сравнить с этими прекрасными красавцами, которые могли весь световой день рубиться на мечах. Сейчас пойдёт любая женщина на остановке, начнут с неё пальто снимать, шапку, кто за неё заступится? Да никогда. Будут стоять, отворачиваться, газеткой закрываться. Кто за какую-то незнакомую женщину жизнь отдаст? Да если отдаст, все газеты об этом напишут, что человек такой нашёлся в Москве, заступился за кого-то. Будут ногами бить – никто никогда. А тут люди на лёд вышли. Перед ними баню растопили, чтобы они ушли со льда, захотели погреться. Они стояли и умирали, ни один не дрогнул. Поражаясь этому мужеству, даже охранник побежал и тоже встал рядом с ними. Он захотел быть не с теми, кто их охраняет, а с теми, кто погибает. Такой пример был вдохновляющий. Почему? Потому что он духовный. Духовное всегда выше материального. Так и мы, немножко попостимся, приобретём нечто малое духовное, укрепим свою душу, свою волю. Для чего? Чтобы это направить на милосердие, на терпение, на то, чтобы душа наша могла иметь силу простить кого-то. Для этого нужна широта души, мужество. Это мужество в таких маленьких вещах, как пост, постепенно и приобретается. Помоги нам в этом, Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.