Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова под неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых. Вечер 21 июня 2003 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".
Завершилась сплошная седмица после Троицы, наступил день Всех Святых. Это закономерно с догматической, экклесиологической, пасторской, литургической точки зрения. Ради чего пришёл Христос? Почему взял имя человеческое Иисус? Потому что хотел спасти людей. Святость, которую мы прославляем – это есть спасение. Неделю назад праздновали день рождения Церкви, когда Святый Дух пришёл к апостолам и они стали святыми. Святой человек – это тот, на котором почил Святый Дух, а остальные все грешные. Спасение и заключается в том, чтобы вести такую жизнь, чтобы Господь захотел прийти к тебе и остаться с тобой навсегда. Каждому, конечно, в свою меру. Прославляя всех святых, мы прославляем результат действия Святаго Духа в нашем мире. Если смотреть внешне, чисто исторически, вроде христианство до сих пор имеет какое-то влияние на мир. Мы знаем, например, что слово Патриарха в нашей стране хоть не слушает никто, но прислушиваются. Ну а раз прислушиваются, значит влияние какое-то есть. Или папа римский – не слушает никто, что он заявит, напишет, все живут своей жизнью, но, если человек хочет поступить так, как призывает, он говорит: «Вот и папа римский тоже. Вот и я тоже». Опять же, прислушиваются, это влияние есть. Но чисто исторически какой-то победы политической, финансовой, хозяйственной, интеллектуальной – нет. Казалось бы, вроде Христа распяли, стали храмы возникать, возникла новая христианская культура, философия, жизнь людей поменялась. А сейчас опять такой спад, как будто пришествие Христа на землю – это зряшное дело. На самом деле нет. Дух Святый очень смирен, поэтому большая часть людей святых вообще для мира совершенно незаметны. Люди смотрят, к сожалению, только на внешнее: вот храм, вот иконостас, вот купол, вот икона, вот порядок, вот цветы, вот дисциплина, вот богослужение, вот красиво поют. А что это такое? Да это всё неважно, если за этим не стоит настоящая духовность. Такая внешняя красота сама по себе тоже имеет ценность, источником всякой красоты тоже является Божество, это безусловно, но этого недостаточно. Должно быть всё одухотворено, осолено Святым Духом. В этом смысле успех христианства просто огромен. Сколько людей, самых отъявленных грешников, даже разбойников, уголовников стали настоящими святыми, исполненными кротости, смирения, терпения, любви, послушания, благородства. Это всё делает с человеком только Дух Святый. Человек в результате этого приобретает такие качества особенные, которые в нашем поверхностном мире не имеют большой цены, они незаметны, но не значит, что этого нет. Преображающая сила Святаго Духа продолжает действовать.
И в нас она тоже действует. Часто даже для нас самих, как Господь сказал: не придет Царствие Божие приметным образом (Лк. 17, 20). То, что мы приходим в храм, молимся Богу, каемся в грехах, это тоже оказывает на нас пусть и медленное, в силу нашей нерешительности, но облагораживающее действие. Даже по лицам это заметно. Даже в метро видно, что этот человек ходит в церковь, а этот нет. Казалось бы, одеты одинаково, многие косметикой пользуются, а по лицу видно, ходит человек в церковь или не ходит, потому что в нём есть определённый свет. Даже если это ещё не глубоко в нём проникло, у человека возникают какие-то правильные понятия, добрые привычки, какая-то чистота навыков, жизни. Это очень важно и это очень ценно.
Красота рождается не от каких-то формальных причин. Есть такое понятие «формализм» в искусстве, когда человек идёт от таланта, от воспитания, образования занимается творчеством. Это одно. А другое дело, когда изнутри от Духа Святаго. Сейчас большая проблема в Церкви. На Западе всё как-то более откровенно: здания, иконография, музыка – они уже совершенно не церковные, в них ничего такого нет. Что храм, что цирк, что конюшня – всё одни и те же приёмы. У нас другая проблема: как человек бездуховный может создать что-то духовное? Пытается изучать старых мастеров, но всё равно не получается. Почему? Почему нам особенно ценны старые храмы, мы стараемся восстановить, отреставрировать, как было? Потому что самим своё создать такое церковное искусство в XXI веке невозможно. Духовного пороха не хватает, скудость такая.
Может быть, в этом есть какая-то закономерность, потому что самый лучший цвет церковный, наших мучеников, их просто уничтожили физически. Мы все люди, упавшие с луны, не имеющие ни традиций, ни понимания, ни воспитания. У многих семьи, в которых они выросли, они совершенно безбожные. И среда, в которой мы живём, совершенно мёртвая. Самое лучшее свидетельство об этом – это современная архитектура. Даже трудно поверить, что это художники создали эту архитектуру, потому что она совершенно мёртвая. В ней есть мысль, есть инженерная сообразительность, есть какая-то ловкость, есть даже какая-то идея, но это абсолютно поверхностная и не греющая душу вещь. Может быть, от этого в архитектуре стали так обильно использовать стекло и металл – вещи абсолютно холодные и мёртвые, не производящие никакого впечатления, только пытающиеся отражать Божий мир, облака, небо, чтобы хоть за счёт этого как-то согреть всю эту дохлятину. Дохлятина – это даже не совсем точный термин, потому что дохлятина разлагается, от неё какой-то запах идёт, тепло, потому что энергия гниения выделяет тепло. А это вообще что-то такое мёртвое, пластмассовое, морозное. За этим ничего не содержится, нет никакой теплоты и никакой душевности. Я уже не говорю даже о духовности, хотя об этом много разговаривают, это слово у нас не сходит со страниц всяких изданий, но, к сожалению, люди под духовностью больше теперь понимают работу мысли, нежели работу сердца. Отчего это происходит? От оскудения духовной жизни.
День Всех Святых нам вновь и вновь и напоминает о самом глубоком смысле существования человечества. Мы должны стараться всегда об этом помышлять. Каждый раз, когда мы совершаем нечто не по своим страстям, а по заповеди Божьей, по действию в нас Духа Святаго, тогда мы тем приближаемся к своему спасению. Дух Святый всегда приходит помочь человеку, если человек движется в направлении, указанном Богом. Спасение происходит, говоря по-гречески, в результате синергии, то есть две энергии – воля человека и воля Божья – соединяются вместе. Некоторые говорят: «У меня внук пьёт, я молюсь, но никакого результата». То, что ты молишься, хорошо, но этого совершенно недостаточно. Он ещё должен помолиться, потому что Бог без участия его самого спасти его не может. Это совершенно исключено. Насильно, без его воли нельзя, обязательно должно две воли участвовать. К сожалению, наша воля проявляется, когда мы хотим грех реализовать. Захотелось мне так, и я так делаю. А надо исходить из другого: что захотелось так Богу, и я так делаю, хотя сам хочу совсем другого. Если так будем стараться поступать, тогда Господь увидит это наше желание и придёт на помощь, тогда мы ощутим эту Божественную помощь, когда действительно Дух Святый может нам помочь. А если мы будем стараться обходиться без Бога, своими средствами, более или менее большими, то всё равно разрушится здание, которое мы строим – семейной ли нашей жизни, на службе на своей, в каком-то своём творчестве, даже в собственной духовной жизни. Человек надеется на себя, думает, что он сам, намечтает что-то себе и начинает это выполнять. Потом выполнил, убил на это лет двенадцать, а потом думает: «А зачем я, собственно, это делал? Я от этого лучше стал? Я стал от этого ближе к Богу? Какой вообще в этом смысл?» Наступает разочарование, а тут ещё дьявол начинает уныние нагонять. На самом деле мы сами себе жизнь превращаем часто в бессмыслицу. Чтобы этого не случилось, нужно чтобы каждое наше движение было одухотворено, тогда у нас будет радость, тогда у нас будет опора, тогда у нас будет спокойствие в Боге, тогда мы будем чувствовать, что мы не просто болтаемся в бездонном космосе, а находимся в руках Божьих. Тогда у нас на душе будет покой, мы ни о чём не будем беспокоиться, ни о каких ИНН, ни о каких старцах. Почему сейчас народ (определённая часть, конечно, не все) помешаны на старцах? Причём иногда к таким старцам отправляются, которые старцами вообще не являются и даже не понимают, что такое старчество. Они, конечно, чудят, занимаются своим бизнесом, народ пугают. А почему так понадобился старец? А потому что опоры нет, за кого-то хочется зацепиться. Своего ума нет, образования нет, никакого чувства Бога нет, молитвы нет. К кому-нибудь бы за рясу зацепиться, и чтобы мной руководили, как бараном – пойди туда, постой там, и так далее. Ответственность-то всё равно твоя, спасаться же тебе. Человек хочет всё за счёт кого-то, на чужом горбу в рай въехать. Не получится, абсолютно не получится. Хоть паспорт новый бери, хоть не бери, хоть сожги всё вместе с комсомольским билетом, это абсолютно не приближает и не удаляет. Ешь ты творог или не ешь творог, не имеет значения. Говорит: «Вот я согрешил, творогу поел». Ох, если бы спасение зависело от творога, можно было бы на век от творога отказаться, если бы в этом было всё дело. Нет, спасение не в твороге и не в ряде каких-то глупых цифр. Это было бы слишком просто. Спасение в том, чтобы стать христианином.
А что такое христианин? Об этом написано в четырёх Евангелиях. Самый лучший христианин всех времён и народов – это Господь Иисус Христос и другие Его ученики, которые стали христианами. Причём не сами стали путём каких-то упражнений, университетов, школ, нет, а тем, что Господь Дух Святый пришёл в их сердце и сделал их таковыми. Без благодати Святаго Духа ни один человек никогда не мог, не может и никогда не сможет исполнить ни одну заповедь Божью. Это абсолютно нереально. И Господь это сказал, когда апостолы его спросили, кто же может спастись. Он ответил: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19, 26). Если бы человеку можно было спастись, то Спаситель бы не пришёл. Он пришёл чтобы спасти. Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). Поэтому спасение в Нём. Прославляя святых, мы прославляем и Духа Святаго, прославляем и Господа нашего Иисуса Христа, потому что это Его обетование, прославляем и Отца Небесного, потому что Дух Святый от Отца исходит. Спаси всех, Господи!
Свернуть
Один комментарий
Аминь.
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.