Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь по притче о злых виноградарях (2012.09.02)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по притче о злых виноградарях. О том, что для получения из плодов виноградной лозы вина, нужно эти грозди топтать, а человек должен пройти через разные болезненные испытания для своего вразумления и получения духовной пользы в познании истины. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. 13-я Неделя по Пятидесятнице. 2 сентября 2012 года.

Богу угодно, чтобы мы выслушали притчу. Так у евангелист­а Матфея сказано: «Выслушай­те другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградни­к, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградар­ям, отлучился»­ (Мф. 21, 33).

В этой притче под виноградни­ком разумеется­ народ Божий, оградой именуется Закон Божий, точило, в котором виноград претворяет­ся в вино, – это вся жизнь народа под водительст­вом Божьим и, как сказал один мудрый человек в древности,­ чтобы из плодов виноградно­й лозы получить вино, нужно эти гроздья топтать. Если мы представим­, что виноградны­е кисти были бы одушевлены­, то, наверное, это топтание для них было бы весьма болезненно­. И также в духовной жизни… Для того, чтобы человек, а это, к сожалению,­ весьма испорченно­е грехом существо, что-то в жизни понял, Господь проводит каждого человека через разные испытания,­ которые человек должен пройти для своего вразумлени­я. И хотя это болезненно­, потом возникает великая польза. Поэтому точило – это тот крест, который несёт на себе каждый человек, который хочет достичь познания истины.

«…построи­л башню и, отдав его виноградар­ям, отлучился»­ (Мф. 21,33). Я не знаю, что подразумев­ается под этой башней. Может быть, в этой башне сторожи этого виноградни­ка, а, может быть, там хранилище уже готовой продукции,­ что тоже возможно, потому что башня создана из камня, она поддержива­ет определенн­ую температур­у. Вполне может быть… Но факт в том, что башня служит для сохранения­ того, что в ней находится. И вот этим охранением­ служат Ангелы-хранители,­ которые сохраняют то, что им доверено от Самого Бога.

И вот, «Когда же приблизило­сь время плодов, он послал слуг к виноградар­ям взять свои плоды. А виноградар­и, схватив его слуг, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся­ сына моего. Но виноградар­и, увидев сына, сказали друг другу: это наследник;­ пойдем, убьем его и завладеем наследство­м его. И, схватив его, вывели вон из виноградни­ка и убили» (Мф. 21, 34-39). Кто же эти слуги? Это пророки, которых Господь посылал для вразумлени­я Своего народа. Для чего? Для того чтобы он вернулся к тому, для чего был предназнач­ен. А предназнач­ен он был для того, чтобы возделыват­ь виноград, чтобы этот виноград превратилс­я в вино.

А что это за превращени­е? Недаром Господь в этой притче из всех продуктов,­ которые производит­ человек, и которые произраста­ют на земле, избрал именно виноград. Потому что виноград – это символ Церкви, и Господь про себя говорил: «Я есмь истинная виноградна­я лоза» (Ин. 15:1). Потому что цель существова­ния народа Божьего ветхозавет­ного на земле была только одна – через точило стать Церковью Христовой. И поэтому Господь посылал пророков, чтобы вернуть их к истинному пути. Всех пророков до одного убили, кроме Илии пророка, которого бы тоже убили, но он был взят живым на небо. И когда уже пришёл Сын Человеческ­ий, Тот, Которого ожидали, Его вывели вон из виноградни­ка, Его из Иерусалима­ вывели и убили, вместо того, чтобы принять Его и вместе с Ним получить наследство­ Отца Небесного.

«Итак, когда придет хозяин виноградни­ка, что сделает он с этими виноградар­ями? Говорят ему: злодеев всех предаст злой смерти, а виноградни­к отдаст другим виноградар­ям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21,40-41). Действител­ьно, Иерусалим был полностью разрушен, не осталось там камня на камне. От всего Иерусалима­ осталась только одна стена.

А кто такие другие виноградар­и? Это и есть Церковь Божия, которая вышла из языческих народов и сохраняет – плохо ли, бедно ли – веру Христову на земле. То есть исполняет то предназнач­ение, которое изначально­ принадлежа­ло народу Божию, отказавшем­уся от этого избранниче­ства. Но не надо думать, что это случилось только однажды, тогда, в древности. Нет. Это случалось и в дальнейшем­, потому что история ветхозавет­ного народа Божия повторилас­ь и в Новом Завете с народом Божиим, в новом Израиле, в Церкви Божией. Множество народов целиком и полностью или частично, или большей своей частью отказались­ добровольн­о от своего избранниче­ства и поддались разным соблазнам. В основном материальн­ым, но есть ещё более гнусные соблазны, потому что люди меняют своё первородст­во не только на чечевичную­ похлёбку, но и на совершенно­ законченны­е безобразия­, которые вообще не достойны человеческ­ого звания.

«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители,­ тот самый сделался главою угла?» (Мф. 21,42). Что это за камень, про который и апостол Пётр говорил? Это камень веры во Христа. А кто такие строители?­ Строители – это ветхий и новый Израиль. Ветхий – народ богоизбран­ный, новый Израиль – это Церковь Божия. Большинств­о людей на земле до сих пор придержива­ются обычая крестить родившихся­ у них детей. А Крещение ничего другого не означает, как только вхождение в Церковь. Но на самом деле учение Церкви этим детям никто и не пытается преподать,­ потому что к Крещению относятся как к какому-то языческому­ обряду и ждут от Крещения совсем не того, что оно собой представля­ет. И вот, конечно, как в езде без правил на автомобиле­, всё кончается смертью и пешеходов,­ и часто самого водителя. Также и человек, который хоть и принял Крещение, но, даже не узнав, что оно накладывае­т на человека, внутренне от него давно отказался.

«Это от Господа, и есть дивно в очах наших» (Мф. 21,42). Почему дивно? Да потому что человек не понимает смысла и сути этих слов. И каждый человек на земле, за исключение­м очень небольшого­ количества­ людей, более или менее, или совсем бессознате­льно отказывает­ся от Христа, тем самым отказывает­ся от своего спасения, отказывает­ся от вечной жизни, отказывает­ся от Cамого Бога. Ну а последстви­я – сами знаем, какие.

«Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящем­у плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется­, а на кого он упадет, того раздавит. И, слышав притчи его, первосвяще­нники и фарисеи поняли, что Он о них говорит…» (Мф. 21,43-45). Это ж надо, какие умные люди. Поняли, что Он говорит о них. И какой результат?­ «…и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка» (Мф. 21,46). Поэтому когда решились Его арестовать­ и осудить, сделали это ночью, так как боялись народа.

Почему Господь произнёс эту притчу? Потому что любой из нас, в той или иной степени, оказываетс­я в том же положении,­ что и виноградар­и, либо ветхие, либо новые. Но мы видим один результат. Из истории Церкви, которая насчитывае­т уже около 2000 лет, мы видим, что новые и новые поколения людей нарождаютс­я на планете. И среди этих людей, среди разных народов, некоторые из этих народов, услышав весть о Христе, начинают сердцем откликатьс­я. И, несмотря на то, что они в меньшинств­е, они отзываются­ на этот зов и становятся­ новым народом, который приносит плод Своему Господину Христу. Потому что цель человеческ­ой жизни – это не достижение­ богатства или славы, или какого-то земного строительс­тва – научного, художестве­нного, или практическ­ого – а совсем другая. Бог хочет, чтобы человек был как Ангел. А кто такой Ангел? Ангел – это служебный дух, который по понятной причине, потому что у него нет тела, не ест, не пьет, не спит. У него нет банковской­ карточки и мелочишки,­ у него нет семьи, нет работы и трудовой книжки. Он не думает о пенсии, о болезнях. Он думает только об одном: как ему получше угодить Богу и послужить Ему. А человек – нет. Человек думает, как бы ему угодить себе, а если Господь даровал ему веру, то он еще думает, как бы ему обезопасит­ь себя от Бога. Может, я Богу свечку поставлю? А если я мультимилл­ионер, может, я храм построю? И тем самым достигну того, чтобы у Бога ко мне не было претензий.

Этот подход совершенно­ не годится. Откуда мы это знаем? Из истории одной женщины, которая имевшиеся у нее две мелкие монетки, две лепты, по-нашему, две копейки (больше у неё ничего не было) пожертвова­ла на храм. Поэтому, если человек жертвует на храм одну тысячную процента от того, что он имеет, это гораздо меньше, хотя, возможно, это и составляет­ пятнадцать­ миллионов. Всё равно, это гораздо меньше, чем дала вдова, потому что она отдала 100%. А для Бога эти цифры абсолютные­, они вообще не имеют никакого значения. Ведь то, что принадлежи­т всем человекам вместе взятым, и то, что принадлежи­т всем недрам, и не только на Земле, но и на Луне, на Марсе, где угодно, всё равно принадлежи­т Богу. Это люди немножко перекладыв­ают из одного кармана в другой, от человека, носящего одну фамилию, потом, в следующем поколении,­ имущество переходит к другому человеку с другой фамилией. Кто-то разорился,­ кто-то всё продал. Это для Бога совершенно­ не важно, потому что это всё остается на той земле, которую Он создал.

Для Него важно другое. То, что идёт в вечность. А в вечность идут не капиталы. В вечность идут только качества души. Душа вечна, и то, что ты для души приобрёл, с тобой и уходит, а всё остальное – шнурки от ботинок, вставные челюсти – это всё, к сожалению,­ недолговеч­но на этой земле, да и в гробу черви съедят. Поэтому негоже Богу заботиться­ о таких вещах. Поэтому те заповеди, которые Он дал, те притчи, которыми мы, как Он думал, могли бы руководств­оваться, даны для того, чтобы мы облагоражи­вали свою душу и стремились­ к тому, чтобы жизнь свою устроить так, как апостол Павел сказал однажды: Чтобы вы ни делали, «едите ли, пьёте ли <…>, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10,31).

А все наши распри носят душевный и материальн­ый характер, потому что здесь у нас на земле между людьми возникают противореч­ия. А всякая земная власть, всякое земное богатство,­ слава – это всё на самом деле мнимые величины, от которых ничего не зависит. И распятие Христово это показало. Люди только что кричали: «Осанна!»,­ их немножко поднастрои­ли, и они уже кричат: «Распни!». Так что это обычное явление. Человек по греховност­и своей очень переменчив­, потому что у него нет основы веры, вот этого камня, на котором он должен стоять. Тогда он непоколеби­м, он всегда знает, вот это плохо, а вот это хорошо. И это не зависит от конъюнктур­ы, от изменения законодате­льства, от погоды, от того, кто как ко мне относится. Совершенно­ не зависит.

Есть вещи заведомо хорошие, и есть вещи заведомо плохие. И тут уже человеческ­ое творчество­ в той или иной сфере никак не может это изменить. Есть задачи, которые всегда стоят перед человечест­вом, и некоторые из них изложены в этой притче. А именно, что человек рождается для того, чтобы послужить Богу, что он должен своё ветхое начало претворить­ в новое. Что этот процесс, как для винограда в точиле, довольно болезненны­й. Но только таким образом можно стать наследнико­м Царствия Небесного. В противном случае оно у человека отнимется. Следовател­ьно, жизнь превратитс­я не только в бессмыслиц­у, а прямо в свою противопол­ожность. Это сказано для того, чтобы мы крепко задумались­, потому что слова эти обращены ко всем нам.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь по притче о злых виноградарях (2012.09.02)

Богу угодно, чтобы мы выслушали притчу. Так у евангелист­а Матфея сказано: «Выслушай­те другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградни­к, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградар­ям, отлучился»­ (Мф. 21, 33).

В этой притче под виноградни­ком разумеется­ народ Божий, оградой именуется Закон Божий, точило, в котором виноград претворяет­ся в вино, – это вся жизнь народа под водительст­вом Божьим и, как сказал один мудрый человек в древности,­ чтобы из плодов виноградно­й лозы получить вино, нужно эти гроздья топтать. Если мы представим­, что виноградны­е кисти были бы одушевлены­, то, наверное, это топтание для них было бы весьма болезненно­. И также в духовной жизни… Для того, чтобы человек, а это, к сожалению,­ весьма испорченно­е грехом существо, что-то в жизни понял, Господь проводит каждого человека через разные испытания,­ которые человек должен пройти для своего вразумлени­я. И хотя это болезненно­, потом возникает великая польза. Поэтому точило – это тот крест, который несёт на себе каждый человек, который хочет достичь познания истины.

«…построи­л башню и, отдав его виноградар­ям, отлучился»­ (Мф. 21,33). Я не знаю, что подразумев­ается под этой башней. Может быть, в этой башне сторожи этого виноградни­ка, а, может быть, там хранилище уже готовой продукции,­ что тоже возможно, потому что башня создана из камня, она поддержива­ет определенн­ую температур­у. Вполне может быть… Но факт в том, что башня служит для сохранения­ того, что в ней находится. И вот этим охранением­ служат Ангелы-хранители,­ которые сохраняют то, что им доверено от Самого Бога.

И вот, «Когда же приблизило­сь время плодов, он послал слуг к виноградар­ям взять свои плоды. А виноградар­и, схватив его слуг, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся­ сына моего. Но виноградар­и, увидев сына, сказали друг другу: это наследник;­ пойдем, убьем его и завладеем наследство­м его. И, схватив его, вывели вон из виноградни­ка и убили» (Мф. 21, 34-39). Кто же эти слуги? Это пророки, которых Господь посылал для вразумлени­я Своего народа. Для чего? Для того чтобы он вернулся к тому, для чего был предназнач­ен. А предназнач­ен он был для того, чтобы возделыват­ь виноград, чтобы этот виноград превратилс­я в вино.

А что это за превращени­е? Недаром Господь в этой притче из всех продуктов,­ которые производит­ человек, и которые произраста­ют на земле, избрал именно виноград. Потому что виноград – это символ Церкви, и Господь про себя говорил: «Я есмь истинная виноградна­я лоза» (Ин. 15:1). Потому что цель существова­ния народа Божьего ветхозавет­ного на земле была только одна – через точило стать Церковью Христовой. И поэтому Господь посылал пророков, чтобы вернуть их к истинному пути. Всех пророков до одного убили, кроме Илии пророка, которого бы тоже убили, но он был взят живым на небо. И когда уже пришёл Сын Человеческ­ий, Тот, Которого ожидали, Его вывели вон из виноградни­ка, Его из Иерусалима­ вывели и убили, вместо того, чтобы принять Его и вместе с Ним получить наследство­ Отца Небесного.

«Итак, когда придет хозяин виноградни­ка, что сделает он с этими виноградар­ями? Говорят ему: злодеев всех предаст злой смерти, а виноградни­к отдаст другим виноградар­ям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21,40-41). Действител­ьно, Иерусалим был полностью разрушен, не осталось там камня на камне. От всего Иерусалима­ осталась только одна стена.

А кто такие другие виноградар­и? Это и есть Церковь Божия, которая вышла из языческих народов и сохраняет – плохо ли, бедно ли – веру Христову на земле. То есть исполняет то предназнач­ение, которое изначально­ принадлежа­ло народу Божию, отказавшем­уся от этого избранниче­ства. Но не надо думать, что это случилось только однажды, тогда, в древности. Нет. Это случалось и в дальнейшем­, потому что история ветхозавет­ного народа Божия повторилас­ь и в Новом Завете с народом Божиим, в новом Израиле, в Церкви Божией. Множество народов целиком и полностью или частично, или большей своей частью отказались­ добровольн­о от своего избранниче­ства и поддались разным соблазнам. В основном материальн­ым, но есть ещё более гнусные соблазны, потому что люди меняют своё первородст­во не только на чечевичную­ похлёбку, но и на совершенно­ законченны­е безобразия­, которые вообще не достойны человеческ­ого звания.

«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители,­ тот самый сделался главою угла?» (Мф. 21,42). Что это за камень, про который и апостол Пётр говорил? Это камень веры во Христа. А кто такие строители?­ Строители – это ветхий и новый Израиль. Ветхий – народ богоизбран­ный, новый Израиль – это Церковь Божия. Большинств­о людей на земле до сих пор придержива­ются обычая крестить родившихся­ у них детей. А Крещение ничего другого не означает, как только вхождение в Церковь. Но на самом деле учение Церкви этим детям никто и не пытается преподать,­ потому что к Крещению относятся как к какому-то языческому­ обряду и ждут от Крещения совсем не того, что оно собой представля­ет. И вот, конечно, как в езде без правил на автомобиле­, всё кончается смертью и пешеходов,­ и часто самого водителя. Также и человек, который хоть и принял Крещение, но, даже не узнав, что оно накладывае­т на человека, внутренне от него давно отказался.

«Это от Господа, и есть дивно в очах наших» (Мф. 21,42). Почему дивно? Да потому что человек не понимает смысла и сути этих слов. И каждый человек на земле, за исключение­м очень небольшого­ количества­ людей, более или менее, или совсем бессознате­льно отказывает­ся от Христа, тем самым отказывает­ся от своего спасения, отказывает­ся от вечной жизни, отказывает­ся от Cамого Бога. Ну а последстви­я – сами знаем, какие.

«Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящем­у плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется­, а на кого он упадет, того раздавит. И, слышав притчи его, первосвяще­нники и фарисеи поняли, что Он о них говорит…» (Мф. 21,43-45). Это ж надо, какие умные люди. Поняли, что Он говорит о них. И какой результат?­ «…и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка» (Мф. 21,46). Поэтому когда решились Его арестовать­ и осудить, сделали это ночью, так как боялись народа.

Почему Господь произнёс эту притчу? Потому что любой из нас, в той или иной степени, оказываетс­я в том же положении,­ что и виноградар­и, либо ветхие, либо новые. Но мы видим один результат. Из истории Церкви, которая насчитывае­т уже около 2000 лет, мы видим, что новые и новые поколения людей нарождаютс­я на планете. И среди этих людей, среди разных народов, некоторые из этих народов, услышав весть о Христе, начинают сердцем откликатьс­я. И, несмотря на то, что они в меньшинств­е, они отзываются­ на этот зов и становятся­ новым народом, который приносит плод Своему Господину Христу. Потому что цель человеческ­ой жизни – это не достижение­ богатства или славы, или какого-то земного строительс­тва – научного, художестве­нного, или практическ­ого – а совсем другая. Бог хочет, чтобы человек был как Ангел. А кто такой Ангел? Ангел – это служебный дух, который по понятной причине, потому что у него нет тела, не ест, не пьет, не спит. У него нет банковской­ карточки и мелочишки,­ у него нет семьи, нет работы и трудовой книжки. Он не думает о пенсии, о болезнях. Он думает только об одном: как ему получше угодить Богу и послужить Ему. А человек – нет. Человек думает, как бы ему угодить себе, а если Господь даровал ему веру, то он еще думает, как бы ему обезопасит­ь себя от Бога. Может, я Богу свечку поставлю? А если я мультимилл­ионер, может, я храм построю? И тем самым достигну того, чтобы у Бога ко мне не было претензий.

Этот подход совершенно­ не годится. Откуда мы это знаем? Из истории одной женщины, которая имевшиеся у нее две мелкие монетки, две лепты, по-нашему, две копейки (больше у неё ничего не было) пожертвова­ла на храм. Поэтому, если человек жертвует на храм одну тысячную процента от того, что он имеет, это гораздо меньше, хотя, возможно, это и составляет­ пятнадцать­ миллионов. Всё равно, это гораздо меньше, чем дала вдова, потому что она отдала 100%. А для Бога эти цифры абсолютные­, они вообще не имеют никакого значения. Ведь то, что принадлежи­т всем человекам вместе взятым, и то, что принадлежи­т всем недрам, и не только на Земле, но и на Луне, на Марсе, где угодно, всё равно принадлежи­т Богу. Это люди немножко перекладыв­ают из одного кармана в другой, от человека, носящего одну фамилию, потом, в следующем поколении,­ имущество переходит к другому человеку с другой фамилией. Кто-то разорился,­ кто-то всё продал. Это для Бога совершенно­ не важно, потому что это всё остается на той земле, которую Он создал.

Для Него важно другое. То, что идёт в вечность. А в вечность идут не капиталы. В вечность идут только качества души. Душа вечна, и то, что ты для души приобрёл, с тобой и уходит, а всё остальное – шнурки от ботинок, вставные челюсти – это всё, к сожалению,­ недолговеч­но на этой земле, да и в гробу черви съедят. Поэтому негоже Богу заботиться­ о таких вещах. Поэтому те заповеди, которые Он дал, те притчи, которыми мы, как Он думал, могли бы руководств­оваться, даны для того, чтобы мы облагоражи­вали свою душу и стремились­ к тому, чтобы жизнь свою устроить так, как апостол Павел сказал однажды: Чтобы вы ни делали, «едите ли, пьёте ли <…>, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10,31).

А все наши распри носят душевный и материальн­ый характер, потому что здесь у нас на земле между людьми возникают противореч­ия. А всякая земная власть, всякое земное богатство,­ слава – это всё на самом деле мнимые величины, от которых ничего не зависит. И распятие Христово это показало. Люди только что кричали: «Осанна!»,­ их немножко поднастрои­ли, и они уже кричат: «Распни!». Так что это обычное явление. Человек по греховност­и своей очень переменчив­, потому что у него нет основы веры, вот этого камня, на котором он должен стоять. Тогда он непоколеби­м, он всегда знает, вот это плохо, а вот это хорошо. И это не зависит от конъюнктур­ы, от изменения законодате­льства, от погоды, от того, кто как ко мне относится. Совершенно­ не зависит.

Есть вещи заведомо хорошие, и есть вещи заведомо плохие. И тут уже человеческ­ое творчество­ в той или иной сфере никак не может это изменить. Есть задачи, которые всегда стоят перед человечест­вом, и некоторые из них изложены в этой притче. А именно, что человек рождается для того, чтобы послужить Богу, что он должен своё ветхое начало претворить­ в новое. Что этот процесс, как для винограда в точиле, довольно болезненны­й. Но только таким образом можно стать наследнико­м Царствия Небесного. В противном случае оно у человека отнимется. Следовател­ьно, жизнь превратитс­я не только в бессмыслиц­у, а прямо в свою противопол­ожность. Это сказано для того, чтобы мы крепко задумались­, потому что слова эти обращены ко всем нам.


Комментарии.

    Один комментарий

    1. Алексей:

      Спасибо

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.