Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь по Евангелию о явлении Господа ученикам перед Вознесением (2003.10.11). Протоиерей Димитрий Смирнов

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по Евангелию о явлении Господа ученикам перед Вознесением. 11 октября 2003 года.

Евангельские чтения на всенощной построены таким образом, чтобы человек, пришедший праздновать Воскресение Христово, услышал весть о воскресшем Господе. Вот таких отрывков в четырёх Евангелиях для чтения набралось одиннадцать. Сегодня мы читали самый конец Евангелия от Луки. Чтения расположены в конце Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В них повествуется о том, как воскресший Господь встречался со Своими учениками.

Евангелие от Луки, которое, кстати, читается и на Вознесение, потому что заканчивается Вознесением, повествует о том, как Господь стал посреди них и сказал: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? (Лк. 24, 36-41) Это специально не только для того, чтобы осязали Его, но и для того, чтобы ели вместе с Ним. Если бы дело завершилось только осязанием, то по прошествии какого-то времени они могли бы сказать: “Может быть, и это нам показалось”. А ведь то, что ели, даже если и забыли вкус той рыбы, но сам факт, что они ели, и Он вместе с ними ел, это невозможно совместить. Так Господь хотел во что бы то ни стало уверить в Своём Воскресении. Не просто показать явление из загробного мира, это бывает не так уж и редко. Время от времени, может быть, кто-то из вас с этим сталкивался, когда усопший является либо во сне, либо наполовину во сне, наполовину наяву, реже как-то воочию, но всё-таки это бывает. А так чтобы человек воскрес после смерти – это уже чудо из чудес. Почему Господь хотел именно так? Потому что воплощение и Воскрешение Христово является основой нашей веры. Если Христос не воскрес, тогда наша вера – это просто напрасная мечта, потому что тогда нет победы над смертью. Существует, конечно, загробная жизнь, но ведь это не есть полное существование. Господь пришёл и убедил Своих учеников в том, что будет и Второе Пришествие, и будет новая жизнь во Христе. Ради этого человек и подвизается, чтобы вместе со Христом жить вечно. Вот эта вечная жизнь начинается уже здесь на земле.

Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк. 24, 42-44). Все пророчества на Христе сбылись. Отрицать их, как, допустим, отрицают иудеи, можно только сознательно, сознательно искажая факты. Как они подкупили стражу и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали (Мф. 28, 13). Дали им за это деньги. Спрашивается, с какой целью? Так бывает, к сожалению: человек ослеплён какой-то страстью, и вопреки очевидности, с помощью каких-то ухищрений, даже такого открытого подкупа (прямо преступление!), он хочет скрыть сам мотив своего поступка, для того чтобы настоять на своём вопреки очевидному. А то, что Христос воскрес, для апостолов это была вещь совершенно очевидная. Господь к этому их готовил все три года Своей проповеди, они были свидетелями многих чудес. Перед Своим Воскресением он совершил воскрешение Лазаря, чтоб показать, что это возможно.

Тогда отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24, 45). Без этого отвержения ума Священное Писание остаётся непонятной книгой. Человек может читать, скользя по тексту, даже зная и запоминая, но если он не живёт жизнью духовной, то это остаётся для него чисто внешним знанием. Нужно чтобы отверзся ум. Многие факты из Священного Писания знают и мусульмане, Ветхий Завет знают просвещённые иудеи, но, к сожалению, смысл остаётся для них закрытым. Миллионы, и даже сотни миллионов людей, которые называют себя христианами, на самом деле очевидных вещей там не видят, потому что желание жить по своей воле много сильней, чем желание жить по слову Божию. Вот как быть? Хочу жить так, хочу делать то-то и то-то, а Священное Писание говорит, что это делать нельзя. Как быть человеку? Человек начинает говорить: “А это необязательно”. Или говорит: “А вот моя бабушка была очень верующая, а всё равно не постилась”. При чём тут твоя бабушка? Может быть, она была верующей, а может быть, она была не такой верующей, как тебе кажется. Может быть, её не научили, а может быть, она этому значения не придавала, может быть, ей вообще есть было нечего, может быть, она болела, ей врач прописал отсутствие поста в её диете. Человек любой аргумент будет выдвигать, только чтобы ему не исполнять слово Божие. А большинство людей просто не замечают, стараются на этом не акцентировать. Или говорят: “В ту эпоху это было обязательно, а сейчас уже совсем другая жизнь”. Ну хорошо, другая жизнь, а солнце другое? Луна другая? Вода другая? Берёза, сосна, ель, земля другая? Всё то же самое. Меняется быт немножко, немножко язык меняется и какие-то привычки людей, мода меняется каждый сезон, а остальное всё то же самое. Господь отверз им ум разумети Писание. Для них как-то всё в один момент представилось ясным и понятным, всё как-то соединилось в одну ясную картину.

И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк. 24, 46-47). Главное, что мешает человеку принять слово Божие – это гордость. Гордость человека ослепляет, не даёт ему видеть правду о себе. Господь призывает к покаянию, Он говорит человеку правду о нём. Одному говорит: “Ты, голубчик, вор”. Другому говорит: “Ты, голубчик, прелюбодей”. Третьему говорит: “Ты жулик”. Четвёртому говорит: “Ты болтун”. Пятому говорит: “Ты жадный”. Шестому говорит: “Ты хам”. Седьмому говорит: “Ты убийца”. А человеку не нравится. Вот человек хамит, а попробуй скажи ему: “Голубчик, а ты хам”. Ему не нравится. У него как бы два пути: либо признать, что он поступил как хам и ему надо исправиться и больше так не делать, либо вступить в спор. “Нет, я не хам. Это он хам, а я в ответ на его хамство ответил ему тоже хамством”. Ты ответил хамством, значит ты тоже хам. Вот эту часть человек не хочет признавать. Или как делают дети, они вообще как бы этого не замечают. Им говорят, а они просто не слышат. Сто раз говорят, тысячу раз говорят, а он всё равно своё. Не хочет даже исправляться и вникать. Какой бывает результат? Душа покрывается такой невосприимчивой коростой. Луч слова Божия уже не проникает в сердце человека, а Господь хочет, чтобы все люди спаслись, поэтому цель Его пришествия в том, чтобы покаялись и изменили свою жизнь. А тогда уже Господь даст и разуметь Писание, и научит всякой правде, как научил апостолов. Не сразу, они сразу многого не понимали. Сначала поверили Ему, а уже потом исправляли свою жизнь.

Если мы с вами сумеем это сделать, то, как Господь апостолам обещал, так обещает и нам: Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 49). Это Он говорил о Духе Святом. Отверзение ума и вот такое разумение Писания даётся Духом Святым и благодатью Божьей, поэтому, если мы хотим, чтобы и для нас это случилось, мы должны обязательно постоянно трудиться над тем, чтобы то, что в себе увидели неисправного, то исправить в своей жизни. Интересная наблюдается картина у нас на приходе, мы живём близко, проблемы совместные возникают, интересно наблюдать, как люди ходят в церковь, исповедуются, причащаются. Некоторые причащаются чуть ли не каждую неделю, а некоторые даже чаще. Друг с другом спорят чуть ли не до таски волос, где папку с документами хранить, на этой полке или на той. Одному удобней, чтобы было у него, другому удобней, чтобы было у него, а третьему удобней, чтобы было у третьего. Хоть кому-нибудь в голову бы пришло просто уступить. Пусть мне будет не так удобно, а ему было бы поудобней. Любой бы разумный человек уступил, нет, как в детском саду в песочнице. “Я первый!” – “Нет, я первый!” А людям, слава Богу, кому за пятьдесят, кому за шестьдесят, а некоторые в церковь ходят уже по двадцать-тридцать лет и ничему не научились. Из-за того, где должна стоять папка, готовы друг другу волосы выдрать. Представляете, как интересно. И это не Аль-Каида какая-нибудь и не Шамиль Басаев, это прямо натуральные православные христиане, которые не только причащаются еженедельно, а вообще в церкви трудятся. Интересный такой получается расклад. О чём это говорит? Человек читает, а некоторые из этих людей читают, знаете, как много! Я никогда в жизни столько не читал, как они. Я имею в виду духовной литературы, каких-то канонов и акафистов. У меня ни времени, ни сил, ни здоровья нет. Просто удивляешься, как много человек может читать. А толку? А толку не ноль, а минус. Может быть, если бы человек всего этого бы не читал, было бы ещё хуже, я не знаю, но вряд ли. Поэтому, когда наблюдаю такие картины, диву даёшься, как ум человека интересно устроен. С одной стороны, вроде такой верующий, глубже некуда, но не когда вера касается практической жизни. Никто ведь не говорит: “Если сейчас папку на место не поставишь, мы тебя гвоздями к дереву прибьём, будешь на жаре висеть, пока не умрёшь. А то ещё придём, тебе железной палкой голени перебьём, перед этим плетью тебя исстегаем, об твою голову трость сломаем деревянную, а ещё чтобы терновый венец тебя язвил. А перед этим ещё тебя предадим, оплюём и оклевещем”. Об этом, что ли, речь идёт? Ущерб какой? Никакого. Никто даже иголочкой не кольнёт, но такая между людьми ненависть, как будто действительно они хотят мстить друг другу. Договориться вообще не могут. То один придёт, то другой, то третий. Говорят: «Батюшка, Вы рассудите». Чего тут судить-то? Когда яйцо съешь, скорлупу выкинешь, она там сомнётся в помойке, потом это в контейнер, потом куда-то вывезут на свалку. Цена этому – это кусок этой скорлупы. О чём тут речь? Мне больше забот нет, как только решать, где папка. А сам человек не может.

Для чего, вообще, Господь кровь проливал, какая цель? Чтобы человек акафисты бубнил, что ли? Ну бубни, что от этого меняется? Или лбом протаранил бы все раки на свете, или миллион долларов истратил на поездки по всяким монастырям. Ради чего, вообще? Только ради одного – чтобы на земле между людьми отношения были не как у кошки и собаки, а хотя бы как у двух кошек, которые между собой не дерутся. Коты дерутся из-за кошек, а двум кошкам нечего делить. У одной свои котята каждые три месяца, а другой свои котята. Коты время от времени дерутся, да и то в определённый период года, не круглый год. Господь хотел бы, чтобы хотя бы так, чтобы дружно, как лягушки в болоте, все совместно квакают, друг друга не едят, только насекомых. А люди – нет. Господь хочет хотя бы этому научить, я уж не говорю о том, что должна быть христианская любовь. Как Господь говорит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). Какую душу, спаси и сохрани, когда кто папку положит вместо друга своего в то место, в которое надо. В этой папке две-три бумаги, цена этим документам ничтожна, за ними вообще ничего не стоит. Мы-то не должны из-за этих двух-трёх бумажек друг другу глаза выцарапывать. Очевидно? Вроде бы очевидно, но, оказывается, нет. Чтобы для нас это было очевидно, нам нужно прозреть. А чтобы прозреть, надо увидеть самого себя в этой ситуации. Нужно увидеть, когда ты борешься за какую-то правду, а правда состоит в том, где эта папка должна стоять, эта правда не имеет цены, это всё какая-то фикция. Правда находится совершенно в другом месте, она находится в том, чтобы между двумя людьми были отношения смирения, терпения, любви, уступчивости и возможности взять на себя другого. Господь говорит через апостола Павла: Носите тяготы друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Ему трудно, ты ему помоги. Он тебя просит, ты ему сделай. У нас наоборот – мне поручили, я тут же звоню другому и говорю: “Ты делай”. Интересно, да? В Писании одно, поступаем просто наоборот. И чего потом? И кому это надо? Не есть ли это фарисейское лицемерие? Точно, оно и есть. Очень легко всё подменить и всё извратить. Вся история жизни, мира, вся история Церкви – это борьба истины с её извращением. А почему человек извращает? Потому что хочет свою волю творить, всё время хочет по-своему, а надо по-Божьи. Чтобы по-своему творить, нужно волю Божью не замечать. Нам надо, наоборот, стараться ежедневно самих себя обличать, самому себя увидеть, как ты некрасиво выглядишь. Перед Богом, конечно. Перед людьми мы стараемся всегда себя оправдать. Очень интересно, что некоторые люди такие искусные, начинают говорить, и получается, что он такой прямо незаменимый и просто все кругом дураки, один он, оказывается, умный. Потом смотришь, его два месяца нет, а дело не только не встало, а лучше пошло. Вот как интересно бывает. А почему? А потому что видимость создаёт, потому что человек очень зависит от того, что о нём скажут. Он старается всё время видимость изображать. Для Господа-то это неважно, особенно для тех людей, которые уже начали седеть, лысеть или две трети зубов уже потеряли. Надо подумать, скоро уже будем умирать, что же заботиться о том, как ты выглядишь? Когда тебе девятнадцать-двадцать, ну, может быть, двадцать пять лет, ещё ума нет, хочется выглядеть чисто внешне, пожалуйста, все такой период переживают. У одних он покороче, у других детство задерживается, но уже в зрелом возрасте это как-то странно. Господь-то нас видит, Он нам цену-то знает. Вот твоя цена – пять копеек дореформенных, до шестьдесят первого года, а твоя – рубль пятьдесят без сдачи. И не надо ничего из себя изображать. Что там кипятиться? Ты ленивый, ты ни к чему не способен, ты не можешь ни одну бумагу до конца довести до ума, не можешь письма составить без ошибок, за тобой всё надо бесконечно проверять. Ну зачем же тогда изображать из себя кипучую деятельность? Зачем? Неужели все вокруг не поймут, что почём. Может не так точно, с точностью до рубля пятьдесят, но приблизительно порядок цифр довольно быстро станет известен. Гордость не позволяет, тщеславие, честолюбие. Человек при том, что он ничего из себя не представляет, хочет, чтобы ему воздавали честь, как будто он на золотой червонец тянет. Вот в чём обида. Господь, Сам Царь вселенной, Себе ничего не требовал. Говорил: Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам – для чего? – вы должны умывать ноги друг другу (Ин. 13, 14). Чтобы вы не дрались из-за двух проштампованных бумажек. Вот к чему Господь нас призывает, всё очень просто. Что мешает этому процессу? Гордость. Она нас ослепляет и она заставляет нас делать не то, что требуется. Поэтому будем молиться Богу, чтобы Господь нам помог, отверз нам ум разуметь Писание, чтобы мы поняли, а что же на самом деле едино есть на потребу для нашего спасения. Аминь.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.