Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь по Евангелию об исцелении Гадаринского бесноватого (2003.11.09). Протоиерей Димитрий Смирнов

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по Евангелию об исцелении Гадаринского бесноватого. 9 ноября 2003 года

И приплыли Господь с апостолами в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8, 26-28). Человек этот несчастный потерял всяческий человеческий облик, даже одежду не носил, жил, как животное, потому что стыд – это одно из отличительных свойств человека от животного мира, который одежды никакой не знает. С тех пор как Адам согрешил, он и познал, что такое стыд. Когда человек теряет стыд, он довольно быстро превращается по многим своим поведенческим характеристикам в животное.

Давно замечено, например, что алкоголь так воздействует на человека, что он теряет стыд и становится, хотя и человеком, но уже безумным, потому что в состоянии опьянения человек теряет стыд, он отваживается на поступки, которые на трезвую голову никогда бы не совершил. По многим своим параметрам поведенческим он весьма похож на животное. Даже такое свойство человека, как прямохождение, затруднено. Человеку удобней передвигаться на четырёх конечностях, когда он сильно пьян, чем на двух ногах. Человек от пьянства теряет речь, она сильно деградирует, он теряет умственные способности, уже не может так соображать. Ну и конечно, отсутствует уже всякая мораль. Человек спьяну может оскорбить, спьяну может ударить, спьяну может обидеть самого дорогого ему человека и так далее. Вот как это заметно. Ну и все мы замечаем, когда на улице встречаем сильно пьяного человека, что его поведение резко отличается от поведения других людей, поэтому мы сразу делаем вывод, что этот человек пьян. Он теряет стыд и вполне уподобляется нашим меньшим братьям. Если для животных это естественно, то для человека противоестественно. Наоборот, мы, когда видим пьяного человека, обычно люди либо смеются над ним, потому что всякое такое неординарное проявление несколько напоминает цирк, клоунаду и пародию на человека. Вроде бы человек по внешнему виду, а по поведению животное, поэтому в этом зазоре такой возникает смех, как при всякой несуразице. Либо у нас возникает очень глубокое сочувствие и сострадание, что человек пришёл в состояние вот такого свинства. Ещё человек в таком состоянии является источником повышенной опасности. Особенно, если он чем-то вооружён, хоть автоматом, хоть находится внутри автомобиля или трактора. Сколько таких несчастных случаев, казалось бы, поле, он там один, но обязательно кого-то задавит, потому что и реакция не та, ему кажется, что он очень храбрый, очень понятливый, очень ловкий. Человек начинает о себе думать, как о каком-то сверхчеловеке. Это что касается одержимости одним только бесом пьянства.

С этим человеком была история куда более худшая. Каждый из нас может наблюдать в себе проявления бесовской силы, которая принуждает нас совершать то, что разрушает нашу жизнь. Животное хранимо теми инстинктами, теми законами, которые Господь для каждого животного установил, поэтому всякое животное живёт в тех рамках Божественного закона, которые Господь дал. Человек же – нет, человеку дана свобода, поэтому человек может и, к сожалению, практически во всех случаях любого рассматриваемого человека мы видим, как человек эту свободу употребляет во зло. С самого малого детства, сколько бывает мальчиков, девочек вполне способных и к умственному труду, к каким-то искусствам изящным, способных даже к материнству. В некоторых это особенно проявляется, например, в игре детской. Но потом лень, какая-то дурная компания, непослушание приводят к тому, что этот человек становится неспособным вообще ни на что полезное. Уже не в состоянии даже совершить уборку в своей квартире, потому что те немощи, которые есть у каждого, они развиваются, а таланты, которые тоже есть, этими немощами подавляются. Очень часто люди жалуются сами на себя: “Я не могу вовремя прийти”. Или что лень погладить себе рубашку. Иной не может от рюмки отказаться, понимая, что за этим последует то-то и то-то. Масса людей из-за такого давления нечистой силы не в состоянии отказаться, когда им наркотики предлагают. Со второй дозы ты уже начнёшь путь, который приведёт тебя к смерти, к самоубийству. Ребята сказали: “А что ты боишься?” Человек уже не может отказаться из-за того, что не может преодолеть тщеславие, что все такие, а он не такой. Берут его на пушку: “А давай, как мы”. И вот он уже не в состоянии действовать самостоятельно. Хотя последствия всякого непослушания, лени, нежелания делать что-то доброе, они ужасны, потому что каждый такой человек, который отдаёт свою душу на поругание дьяволу, становится проклятием для окружающих, для жены своей, а если это жена, то для мужа, ещё хуже – для детей.

Каждый нормальный ребёнок родителей, конечно, любит. В нём Самим Богом заложен инстинкт подражания. Очень часто в военной среде, например, мальчики хотят быть тоже офицерами, как папа, хотя это очень тяжёлая жизнь. Неизвестно где жить, неизвестно на что, зависишь от всяких обстоятельств и людей, часто весьма непорядочных. Тем не менее такое желание огромное, потому что папа так, и он так хочет. Раньше в древности целые династии таким образом возникали. У меня папа сеет хлеб, и я хочу сеять хлеб. У меня папа конюх, и я к лошадям с детства. Папа делает, а я ему подражаю, как с коняшкой обращаться. Уже с семи лет он полностью всё знает, все операции, которые с лошадью нужно проделывать. Кто-то отдельный вдруг показывает какие-то музыкальные способности, тогда идёт в церкви на клирос петь. Если у него хорошие данные, его потом в город отправляли учиться. Бывали отдельные люди, которые, как Михайло Васильевич Ломоносов, который вообще пришёл в Петербург и начал совершенно другую научную жизнь, вместо того чтобы продолжать своё рыбацкое поморское дело. Такое тоже бывало, но обычный ход, естественный, когда дети подражают отцам.

А если папа не может отказаться от рюмки и потом на четвереньках стоит, то понятно, какое это для дитя уничижение. Уничтожение его личности, разрушение вообще всех идеалов, которые только могут быть. Естественно, пьянство, а потом и развод. Некоторые из тех, кто частенько выпивают, удивляются: “Почему я прихожу пьяный домой, а жена возмущается? Вместо того чтобы с меня снять пальто, ботинки, уложить, расчесать мне голову, она возмущается и кричит”. На самом деле это объясняется очень просто: потому что в состоянии алкогольного опьянения человек представляет собой совершенно другую личность. Внешним обликом напоминает предыдущего человека, но это совсем другой. У него другая речь, у него другой тембр голоса, у него совершенно другое поведение. От него другой запах, что тоже очень важно. Это чужой какой-то пришёл, а претензий у него, как у моего того, родного. А почему я должна какого-то чужого мужика обслуживать? Вот в чём проблема. Она психологически вообще никак не решаема. Когда женщина выходит замуж за алкоголика, всё нормально. Если он не бьёт её, не истязает (это тоже мало кто может выдержать), а ведёт себя в рамках приличия, для него алкогольная агрессия осталась за воротами семейной жизни, он уже эту стадию прошёл, то тогда никаких конфликтов не бывает.

Недавно встречался с одноклассником по институту. Спрашиваю, как его супруга, он говорит: “С утра уже опохмелилась”. Когда они женились, он пил очень крепко, сейчас даже меньше к старости, а она тоже пила. Для них трезвое состояние как бы ненормально. У них, кстати, всякие разводы могут начаться, только если кто-то из них бросит пить, потому что это будет другой человек, с другим поведением, с другими представлениями, с другими ценностями. Главная ценность для них двоих – это выпить, покурить, закусить. Работать не надо, потому что у них две квартирки, одну сдают, на это и пьют, и едят. Причём сдают очень хорошему парню, который торгует продуктами питания. Говорит: “Когда всё пропьём, мы к нему. Он нас затарит, мы с сумками домой. Детей накормим, всё нормально”. Они живут мирно и счастливо. С ним поговоришь, он абсолютно счастлив. У них не бывает на почве пьянства никаких скандалов. Такой альянс двоих.

А когда кто-то вдруг выходил замуж за трезвого, а потом он начал пить, развод неизбежен, потому что жена чувствует себя на ложе совершенно другого человека. Для неё это психологически нерешаемая задача, вот в чём трагедия. Поэтому все претензии пьяного к трезвой жене никак не могут быть удовлетворены. Конечно некоторые люди могут себя сломать и заставить себя жить и с этим, и с этим, но это один случай на десять тысяч может быть, когда деваться некуда, например, неразменная квартира. Хоть с ним разведись, хоть нет, он всё равно будет здесь торчать, никуда от него не денешься. Когда запивает человек, это всё равно, что он умер, но несколько хуже, потому что этот покойник смердящий ещё живёт здесь, в твоём доме. Он ходит и ещё что-то требует, ещё вообще и убить может в отдельных случаях, потому что алкогольная агрессия – это неизбежный спутник алкоголизма. От этого никуда не денешься. Почему я так подробно на этом остановился, потому что на нашей земле это самая распространённая форма беснования. Древние говорили, что пьянство – это добровольное безумие.

Вот этот несчастный человек пал ниц в ноги Иисусу и возопил к Нему. Ещё раз повторю эти слова: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8, 28). В чём же мучение? Разве Господь Иисус Христос его истязал? Проблема в чём? Проблема в том, что бес, который в нём сидел, Дух Христов на дух не мог принять, потому что свет, благодать, любовь, милость, а у него внутри всё противоположное. Бывает так, что с одним человеком у нас всё хорошо, общий язык, единодушие возникает, а с некоторыми людьми ну никак, невозможно как-то с ними общаться. В чём причина? Просто духовный строй одного человека противоположен духовному строю другого человека. Когда люди только приглядываются друг к другу, надо смотреть не на то, какие у него кудри и как он хорошо на балалайке играет, потому что это всё внешнее. Надо постараться при выборе супруга заглянуть внутрь, какими духами живёт данный человек. Как это можно обнаружить? В молодом человеке (женятся или выходят замуж обычно в юном возрасте) это всё ещё не развито, но мы можем посмотреть на его семью. Главное формирующее начало личности человека – это его семья. Что за семейка, что за папаша, что за мамаша, какие у них взаимоотношения, что за дедушка, что за бабушка. Не был ли его прадед алкоголиком? Если хотя бы прадед был алкоголиком, то уже значит генетическая склонность к этому есть. Всё это может сказаться. Конечно, во Христе всё преодолимо, потому что какие бы человек немощи ни имел, если он с Церковью и с Богом, он любые свои наследственные предрасположенности может с благодатью Божьей преодолеть. А если не преодолеет, то протекать это будет всё гораздо легче и мягче.

Жениться или выходить замуж за человека вне Церкви — это какой-то безумный акт, всё равно что прыгнуть с самолёта без парашюта в надежде, что как-нибудь приземлишься, телогрейку развернёшь, как парус. Да, такие случаи бывают: с нескольких тысяч метров люди падали и оставались живы, все переломанные, но это всё-таки случайность. Как правило, человек вне закона Божия управляем только своими страстями и больше ничем. Он не может ничего обуздать, поэтому нужно просто сидеть и ждать, что он в своей жизни учудит. Мир настолько сейчас наполнен всякой бесовской силой, соблазнов столько, что практически, если человек в удалении от Церкви, он никак не может с этим справиться. Обычно любой человек, даже внешне добропорядочный, хорошо работающий, семьянин, это только внешне, а если к нему приставить человечка на месяц, да ещё на прослушку поставить его телефон, мы увидим, что поднимется в этом двойном дне, что человек на самом деле скрывает и от своих домашних, и от сотрудников на работе, и от самого себя. Человек ведёт не двойную жизнь, не тройную, а сам не может разобраться и не знает, что ему выбрать. Почему? На что его бесы организовывают, в ту сторону человек и устремляется, потому что бесы всегда действуют через внушение мысли. Сначала мысль, всегда бесы её заворачивают в привлекательную для человека бумажку, в образ истины. Почему так? Бес никогда не говорит: “Ты должен быть последней скотиной, грязным убийцей, предателем и пропойцей”. Бес не так делает, он говорит: “Ты настоящий мужчина, поэтому ты должен выпить ещё стакан”. Как связан стакан с настоящим мужеством, это никто не знает, потому что пьянство – это как раз удел не мужчин, а людей слабых, но бес именно так это всё организовывает. “Ты же настоящий мужчина”. А ему пятнадцать лет, какой там настоящий мужчина. У него ещё грудь, как у курёнка, какой там мужчина. Два раза дунул, и его нет на свете. А бес внушает.

Всегда бесы нашёптывают всякую свою идею, с помощью которой он хочет человека убить. Главная задача дьявольской силы – сначала разорить всю его жизнь семейную, все отношения разрушить с детьми, чтобы у него не осталось друзей, чтобы он уничтожил своё здоровье. Для чего это? Чтобы он впал в отчаяние. А зачем ему это надо? Чтобы он потом в конце в этом отчаянии удавился, бросился под поезд или сошёл с ума. Сошёл с ума – это предыдущая стадия, потому что девяносто пять процентов людей кончают с собой уже именно в психическом заболевании, потому что душа этой многоплановости не выдерживает. Личность-то одна, а одновременно живёт пятью жизнями. На разрыв всё идёт. Шизофрения, разводнение личности – это всего лишь на две части, а если на восемь? А почему бес обязательно хочет довести человека до самоубийства?

Ему, конечно, нравится и народы стравливать, и чтобы войны были из-за ничего? Взять хотя бы Севастополь, сколько крови там пролито. Ужас сколько, просто невозможно. И чего, у кого отвоевали? Три мужичка в пьяном виде, что характерно, поставили свои подписи, что Севастополь отошёл к другому государству. Спрашивается, чего там Нахимов старался, мучился? Сколько полегло вообще, зачем это, во имя чего? А бесу радостно, что люди убивают друг друга, но это всё-таки не то. Когда человек на войне, хотя это ситуация совершенно противоестественная, потому что животные друг друга не убивают (имеется в виду одного вида и рода), только люди. Это, конечно, отвратительно, но всё-таки во время войны проявляются самые лучшие человеческие качества: благородство, помощь ближнему, желание отдать себя, чтобы жил другой, самые лучшие христианские качества. А вот в самоубийстве, кроме отчаяния, ничего, поэтому бес стремится, потому что в этом и прощения нет человеку. Он совершает как бы два греха. Он возвращает Богу тот дар, который Он ему дал, жизнь. Я не знаю, переживаете ли вы это лично, но ведь это огромный дар – жить. Нас могло не быть. Вся вот эта полнота бытия могла остаться где-то за бортом, просто нет нас как личностей. Это огромный дар, а человек бросает Богу этот дар назад. А с другой стороны, он совершает убийство, он убивает человека. Ведь не мы сами себя на свет произвели. Мы себе не принадлежим. Каждый из нас – это есть достояние Божие, а он это достояние Божие убивает. И покаяния за этим нет, ведь нельзя самого себя убить, а потом в этом покаяться, поэтому и прощения нет. Поэтому в церкви самоубийц не отпевают, только если человек в безумии, тогда делают снисхождение и совершают чин отпевания, но какова участь этого отчаявшегося человека в вечности, этого никто не знает.

Представляете, какие козни строят, поэтому естественно, что этот человек обратился ко Христу со словами: не мучь меня (Лк. 8, 28), потому что он шёл противоположным путём, он был совершенно другого духа. Он страдал, но всё-таки, преодолевая этот внутренний антагонизм, он пал к ногам Христа, он понадеялся на Него. И Господь ему помог: Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло (Лк. 8, 29-33). Бесы не могут ничего создать, они могут только разрушать, поэтому эти страсти человеческие, которые каждый из нас в себе ощущает, доведённые до совершенства нашими и бесовскими усилиями, приводят только к разрушению. Не к тому, чтобы переплыть житейское море, а только к тому, чтобы утонуть. Единственная для нас возможность – это припасть к ногам Иисуса, чтобы нам от Него получить спасение, потому что Иисус – это значит Спаситель. Только Он может спасти, Он для этого и на землю пришёл, чтобы нас от этого спасти, чтобы у нас не была такая же участь, как у этого свиного стада. Помоги нам в этом, Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь по Евангелию об исцелении Гадаринского бесноватого (2003.11.09). Протоиерей Димитрий Смирнов

И приплыли Господь с апостолами в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8, 26-28). Человек этот несчастный потерял всяческий человеческий облик, даже одежду не носил, жил, как животное, потому что стыд – это одно из отличительных свойств человека от животного мира, который одежды никакой не знает. С тех пор как Адам согрешил, он и познал, что такое стыд. Когда человек теряет стыд, он довольно быстро превращается по многим своим поведенческим характеристикам в животное.

Давно замечено, например, что алкоголь так воздействует на человека, что он теряет стыд и становится, хотя и человеком, но уже безумным, потому что в состоянии опьянения человек теряет стыд, он отваживается на поступки, которые на трезвую голову никогда бы не совершил. По многим своим параметрам поведенческим он весьма похож на животное. Даже такое свойство человека, как прямохождение, затруднено. Человеку удобней передвигаться на четырёх конечностях, когда он сильно пьян, чем на двух ногах. Человек от пьянства теряет речь, она сильно деградирует, он теряет умственные способности, уже не может так соображать. Ну и конечно, отсутствует уже всякая мораль. Человек спьяну может оскорбить, спьяну может ударить, спьяну может обидеть самого дорогого ему человека и так далее. Вот как это заметно. Ну и все мы замечаем, когда на улице встречаем сильно пьяного человека, что его поведение резко отличается от поведения других людей, поэтому мы сразу делаем вывод, что этот человек пьян. Он теряет стыд и вполне уподобляется нашим меньшим братьям. Если для животных это естественно, то для человека противоестественно. Наоборот, мы, когда видим пьяного человека, обычно люди либо смеются над ним, потому что всякое такое неординарное проявление несколько напоминает цирк, клоунаду и пародию на человека. Вроде бы человек по внешнему виду, а по поведению животное, поэтому в этом зазоре такой возникает смех, как при всякой несуразице. Либо у нас возникает очень глубокое сочувствие и сострадание, что человек пришёл в состояние вот такого свинства. Ещё человек в таком состоянии является источником повышенной опасности. Особенно, если он чем-то вооружён, хоть автоматом, хоть находится внутри автомобиля или трактора. Сколько таких несчастных случаев, казалось бы, поле, он там один, но обязательно кого-то задавит, потому что и реакция не та, ему кажется, что он очень храбрый, очень понятливый, очень ловкий. Человек начинает о себе думать, как о каком-то сверхчеловеке. Это что касается одержимости одним только бесом пьянства.

С этим человеком была история куда более худшая. Каждый из нас может наблюдать в себе проявления бесовской силы, которая принуждает нас совершать то, что разрушает нашу жизнь. Животное хранимо теми инстинктами, теми законами, которые Господь для каждого животного установил, поэтому всякое животное живёт в тех рамках Божественного закона, которые Господь дал. Человек же – нет, человеку дана свобода, поэтому человек может и, к сожалению, практически во всех случаях любого рассматриваемого человека мы видим, как человек эту свободу употребляет во зло. С самого малого детства, сколько бывает мальчиков, девочек вполне способных и к умственному труду, к каким-то искусствам изящным, способных даже к материнству. В некоторых это особенно проявляется, например, в игре детской. Но потом лень, какая-то дурная компания, непослушание приводят к тому, что этот человек становится неспособным вообще ни на что полезное. Уже не в состоянии даже совершить уборку в своей квартире, потому что те немощи, которые есть у каждого, они развиваются, а таланты, которые тоже есть, этими немощами подавляются. Очень часто люди жалуются сами на себя: “Я не могу вовремя прийти”. Или что лень погладить себе рубашку. Иной не может от рюмки отказаться, понимая, что за этим последует то-то и то-то. Масса людей из-за такого давления нечистой силы не в состоянии отказаться, когда им наркотики предлагают. Со второй дозы ты уже начнёшь путь, который приведёт тебя к смерти, к самоубийству. Ребята сказали: “А что ты боишься?” Человек уже не может отказаться из-за того, что не может преодолеть тщеславие, что все такие, а он не такой. Берут его на пушку: “А давай, как мы”. И вот он уже не в состоянии действовать самостоятельно. Хотя последствия всякого непослушания, лени, нежелания делать что-то доброе, они ужасны, потому что каждый такой человек, который отдаёт свою душу на поругание дьяволу, становится проклятием для окружающих, для жены своей, а если это жена, то для мужа, ещё хуже – для детей.

Каждый нормальный ребёнок родителей, конечно, любит. В нём Самим Богом заложен инстинкт подражания. Очень часто в военной среде, например, мальчики хотят быть тоже офицерами, как папа, хотя это очень тяжёлая жизнь. Неизвестно где жить, неизвестно на что, зависишь от всяких обстоятельств и людей, часто весьма непорядочных. Тем не менее такое желание огромное, потому что папа так, и он так хочет. Раньше в древности целые династии таким образом возникали. У меня папа сеет хлеб, и я хочу сеять хлеб. У меня папа конюх, и я к лошадям с детства. Папа делает, а я ему подражаю, как с коняшкой обращаться. Уже с семи лет он полностью всё знает, все операции, которые с лошадью нужно проделывать. Кто-то отдельный вдруг показывает какие-то музыкальные способности, тогда идёт в церкви на клирос петь. Если у него хорошие данные, его потом в город отправляли учиться. Бывали отдельные люди, которые, как Михайло Васильевич Ломоносов, который вообще пришёл в Петербург и начал совершенно другую научную жизнь, вместо того чтобы продолжать своё рыбацкое поморское дело. Такое тоже бывало, но обычный ход, естественный, когда дети подражают отцам.

А если папа не может отказаться от рюмки и потом на четвереньках стоит, то понятно, какое это для дитя уничижение. Уничтожение его личности, разрушение вообще всех идеалов, которые только могут быть. Естественно, пьянство, а потом и развод. Некоторые из тех, кто частенько выпивают, удивляются: “Почему я прихожу пьяный домой, а жена возмущается? Вместо того чтобы с меня снять пальто, ботинки, уложить, расчесать мне голову, она возмущается и кричит”. На самом деле это объясняется очень просто: потому что в состоянии алкогольного опьянения человек представляет собой совершенно другую личность. Внешним обликом напоминает предыдущего человека, но это совсем другой. У него другая речь, у него другой тембр голоса, у него совершенно другое поведение. От него другой запах, что тоже очень важно. Это чужой какой-то пришёл, а претензий у него, как у моего того, родного. А почему я должна какого-то чужого мужика обслуживать? Вот в чём проблема. Она психологически вообще никак не решаема. Когда женщина выходит замуж за алкоголика, всё нормально. Если он не бьёт её, не истязает (это тоже мало кто может выдержать), а ведёт себя в рамках приличия, для него алкогольная агрессия осталась за воротами семейной жизни, он уже эту стадию прошёл, то тогда никаких конфликтов не бывает.

Недавно встречался с одноклассником по институту. Спрашиваю, как его супруга, он говорит: “С утра уже опохмелилась”. Когда они женились, он пил очень крепко, сейчас даже меньше к старости, а она тоже пила. Для них трезвое состояние как бы ненормально. У них, кстати, всякие разводы могут начаться, только если кто-то из них бросит пить, потому что это будет другой человек, с другим поведением, с другими представлениями, с другими ценностями. Главная ценность для них двоих – это выпить, покурить, закусить. Работать не надо, потому что у них две квартирки, одну сдают, на это и пьют, и едят. Причём сдают очень хорошему парню, который торгует продуктами питания. Говорит: “Когда всё пропьём, мы к нему. Он нас затарит, мы с сумками домой. Детей накормим, всё нормально”. Они живут мирно и счастливо. С ним поговоришь, он абсолютно счастлив. У них не бывает на почве пьянства никаких скандалов. Такой альянс двоих.

А когда кто-то вдруг выходил замуж за трезвого, а потом он начал пить, развод неизбежен, потому что жена чувствует себя на ложе совершенно другого человека. Для неё это психологически нерешаемая задача, вот в чём трагедия. Поэтому все претензии пьяного к трезвой жене никак не могут быть удовлетворены. Конечно некоторые люди могут себя сломать и заставить себя жить и с этим, и с этим, но это один случай на десять тысяч может быть, когда деваться некуда, например, неразменная квартира. Хоть с ним разведись, хоть нет, он всё равно будет здесь торчать, никуда от него не денешься. Когда запивает человек, это всё равно, что он умер, но несколько хуже, потому что этот покойник смердящий ещё живёт здесь, в твоём доме. Он ходит и ещё что-то требует, ещё вообще и убить может в отдельных случаях, потому что алкогольная агрессия – это неизбежный спутник алкоголизма. От этого никуда не денешься. Почему я так подробно на этом остановился, потому что на нашей земле это самая распространённая форма беснования. Древние говорили, что пьянство – это добровольное безумие.

Вот этот несчастный человек пал ниц в ноги Иисусу и возопил к Нему. Ещё раз повторю эти слова: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8, 28). В чём же мучение? Разве Господь Иисус Христос его истязал? Проблема в чём? Проблема в том, что бес, который в нём сидел, Дух Христов на дух не мог принять, потому что свет, благодать, любовь, милость, а у него внутри всё противоположное. Бывает так, что с одним человеком у нас всё хорошо, общий язык, единодушие возникает, а с некоторыми людьми ну никак, невозможно как-то с ними общаться. В чём причина? Просто духовный строй одного человека противоположен духовному строю другого человека. Когда люди только приглядываются друг к другу, надо смотреть не на то, какие у него кудри и как он хорошо на балалайке играет, потому что это всё внешнее. Надо постараться при выборе супруга заглянуть внутрь, какими духами живёт данный человек. Как это можно обнаружить? В молодом человеке (женятся или выходят замуж обычно в юном возрасте) это всё ещё не развито, но мы можем посмотреть на его семью. Главное формирующее начало личности человека – это его семья. Что за семейка, что за папаша, что за мамаша, какие у них взаимоотношения, что за дедушка, что за бабушка. Не был ли его прадед алкоголиком? Если хотя бы прадед был алкоголиком, то уже значит генетическая склонность к этому есть. Всё это может сказаться. Конечно, во Христе всё преодолимо, потому что какие бы человек немощи ни имел, если он с Церковью и с Богом, он любые свои наследственные предрасположенности может с благодатью Божьей преодолеть. А если не преодолеет, то протекать это будет всё гораздо легче и мягче.

Жениться или выходить замуж за человека вне Церкви — это какой-то безумный акт, всё равно что прыгнуть с самолёта без парашюта в надежде, что как-нибудь приземлишься, телогрейку развернёшь, как парус. Да, такие случаи бывают: с нескольких тысяч метров люди падали и оставались живы, все переломанные, но это всё-таки случайность. Как правило, человек вне закона Божия управляем только своими страстями и больше ничем. Он не может ничего обуздать, поэтому нужно просто сидеть и ждать, что он в своей жизни учудит. Мир настолько сейчас наполнен всякой бесовской силой, соблазнов столько, что практически, если человек в удалении от Церкви, он никак не может с этим справиться. Обычно любой человек, даже внешне добропорядочный, хорошо работающий, семьянин, это только внешне, а если к нему приставить человечка на месяц, да ещё на прослушку поставить его телефон, мы увидим, что поднимется в этом двойном дне, что человек на самом деле скрывает и от своих домашних, и от сотрудников на работе, и от самого себя. Человек ведёт не двойную жизнь, не тройную, а сам не может разобраться и не знает, что ему выбрать. Почему? На что его бесы организовывают, в ту сторону человек и устремляется, потому что бесы всегда действуют через внушение мысли. Сначала мысль, всегда бесы её заворачивают в привлекательную для человека бумажку, в образ истины. Почему так? Бес никогда не говорит: “Ты должен быть последней скотиной, грязным убийцей, предателем и пропойцей”. Бес не так делает, он говорит: “Ты настоящий мужчина, поэтому ты должен выпить ещё стакан”. Как связан стакан с настоящим мужеством, это никто не знает, потому что пьянство – это как раз удел не мужчин, а людей слабых, но бес именно так это всё организовывает. “Ты же настоящий мужчина”. А ему пятнадцать лет, какой там настоящий мужчина. У него ещё грудь, как у курёнка, какой там мужчина. Два раза дунул, и его нет на свете. А бес внушает.

Всегда бесы нашёптывают всякую свою идею, с помощью которой он хочет человека убить. Главная задача дьявольской силы – сначала разорить всю его жизнь семейную, все отношения разрушить с детьми, чтобы у него не осталось друзей, чтобы он уничтожил своё здоровье. Для чего это? Чтобы он впал в отчаяние. А зачем ему это надо? Чтобы он потом в конце в этом отчаянии удавился, бросился под поезд или сошёл с ума. Сошёл с ума – это предыдущая стадия, потому что девяносто пять процентов людей кончают с собой уже именно в психическом заболевании, потому что душа этой многоплановости не выдерживает. Личность-то одна, а одновременно живёт пятью жизнями. На разрыв всё идёт. Шизофрения, разводнение личности – это всего лишь на две части, а если на восемь? А почему бес обязательно хочет довести человека до самоубийства?

Ему, конечно, нравится и народы стравливать, и чтобы войны были из-за ничего? Взять хотя бы Севастополь, сколько крови там пролито. Ужас сколько, просто невозможно. И чего, у кого отвоевали? Три мужичка в пьяном виде, что характерно, поставили свои подписи, что Севастополь отошёл к другому государству. Спрашивается, чего там Нахимов старался, мучился? Сколько полегло вообще, зачем это, во имя чего? А бесу радостно, что люди убивают друг друга, но это всё-таки не то. Когда человек на войне, хотя это ситуация совершенно противоестественная, потому что животные друг друга не убивают (имеется в виду одного вида и рода), только люди. Это, конечно, отвратительно, но всё-таки во время войны проявляются самые лучшие человеческие качества: благородство, помощь ближнему, желание отдать себя, чтобы жил другой, самые лучшие христианские качества. А вот в самоубийстве, кроме отчаяния, ничего, поэтому бес стремится, потому что в этом и прощения нет человеку. Он совершает как бы два греха. Он возвращает Богу тот дар, который Он ему дал, жизнь. Я не знаю, переживаете ли вы это лично, но ведь это огромный дар – жить. Нас могло не быть. Вся вот эта полнота бытия могла остаться где-то за бортом, просто нет нас как личностей. Это огромный дар, а человек бросает Богу этот дар назад. А с другой стороны, он совершает убийство, он убивает человека. Ведь не мы сами себя на свет произвели. Мы себе не принадлежим. Каждый из нас – это есть достояние Божие, а он это достояние Божие убивает. И покаяния за этим нет, ведь нельзя самого себя убить, а потом в этом покаяться, поэтому и прощения нет. Поэтому в церкви самоубийц не отпевают, только если человек в безумии, тогда делают снисхождение и совершают чин отпевания, но какова участь этого отчаявшегося человека в вечности, этого никто не знает.

Представляете, какие козни строят, поэтому естественно, что этот человек обратился ко Христу со словами: не мучь меня (Лк. 8, 28), потому что он шёл противоположным путём, он был совершенно другого духа. Он страдал, но всё-таки, преодолевая этот внутренний антагонизм, он пал к ногам Христа, он понадеялся на Него. И Господь ему помог: Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло (Лк. 8, 29-33). Бесы не могут ничего создать, они могут только разрушать, поэтому эти страсти человеческие, которые каждый из нас в себе ощущает, доведённые до совершенства нашими и бесовскими усилиями, приводят только к разрушению. Не к тому, чтобы переплыть житейское море, а только к тому, чтобы утонуть. Единственная для нас возможность – это припасть к ногам Иисуса, чтобы нам от Него получить спасение, потому что Иисус – это значит Спаситель. Только Он может спасти, Он для этого и на землю пришёл, чтобы нас от этого спасти, чтобы у нас не была такая же участь, как у этого свиного стада. Помоги нам в этом, Господи!


Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.