Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь о значении храма в нашей духовной жизни (2003.12.03). Протоиерей Димитрий Смирнов

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о значении храма в нашей духовной жизни. Под праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. 3 декабря 2003 года.

О Введении во Храм Пресвятой Девы Богородицы в Евангелии ничего не сказано, потому что это осталось в устном предании, которое дошло до наших дней и вошло в Предание Церковное. То, что это событие Святая Церковь избрала как двунадесятый праздник, носит в себе указание на важность этого события, для того чтобы каждый из нас не только на опыте, но и через ум почувствовал и понял, сколько вообще важен храм в жизни человека. На человека, как на личность, влияет всё, начиная от генетического строя, кто были папа и мама, всё влияет: национальность, пейзаж, который дитя окружает, какие были учителя в школе, какая была погода. Если дерево спилить, то по концентрическим годовым кругам можно определить, какой год для дерева был благоприятный, когда была засуха, когда наоборот излишняя влага и так далее. Так и на человека всё влияет.

Конечно то, что Дева Богородица воспитывалась в Храме с трёх лет, на Неё повлияло существенно. Мы вполне можем предположить, что если бы по обету Иоаким и Анна не отдали Её на воспитание, может быть, мы бы не праздновали двухтысячелетие Рождества Христова. Храм в Её воспитании, приуготовлении Её, как сосуда благодати Божьей, как будущей Богородицы, сыграл, мы не можем сказать какую роль, потому что это всё тайна. Нельзя взвесить, что больше повлияло на человека: отец или мать, дедушка или бабушка, погода или гены, чем человек питался или как он голодал. Мы только знаем, что это всё так или иначе влияет. Бывает, что человека очень хорошо воспитывают семья и окружение, а потом он попадает в какую-то дурную компанию, какой-то мальчик или девочка начинают на него влиять, и он быстро-быстро портится, как будто в него не вкладывали много энергии.

Каждый из нас тоже к Богу приходил и через какие-то мысли, через книги, через общение с людьми. Но определённый строй и направление душе каждого из нас дал храм и богослужение церковное. Это некая духовная сердцевина нашего благочестия и направления церковной жизни. Без этого богатства, которым Церковь обладает, православное мироощущение совершенно не представимо, потому что в храме человек приобщается к тому, что можно назвать духовной культурой. Слово “культура” от слова “возделывание”.

Если человек рождается из утробы матери, конечно, он и с молоком матери впитывает, и через те же пресловутые гены определённые возможности для своего развития, но если с ребёночком не говорить, он вырастет немым. Совершенно очевидно, что если у ребёнка родители – образованные люди и у них с головой всё в порядке, с языком, то возможности развития у ребёночка, который родился в такой семье, больше, чем у ребёночка, который родился в семье, где при разговоре употребляют двадцать-тридцать слов. Почему? Потому что каждое слово даёт возможность человеку расширять свой кругозор и возможности ума.

В некоторых соседних государствах сейчас происходит борьба с русским языком. Конечно, этих людей можно понять, потому что последние у кого сорок лет, у кого семьдесят русский язык был связан с коммунизмом. Я понимаю, что им это всё по горло, не хуже, чем нам. Тем не менее потерять русский язык, стать из двуязычного человека одноязычным – это значит вдвое поглупеть. Тем более русский язык очень сложный. Представим себе, татарский народ перестанет говорить по-русски, он станет сразу много примитивней. Или, допустим, казахи перестанут говорить по-русски. Если перестанут, то ещё немножко, тридцать-сорок лет, и придётся в юрты перелезть, опять вернуться к натуральному скотоводству. Другого пути просто нет. Слово играет огромную роль.

В то время, когда будущая Матерь Божья жила в Храме, никаких других книг у народа Израиля, кроме Библии (то, что мы сейчас называем Библией, тогда это были отдельные книги закона и пророков), не было. Псалтирь, конечно. Представляете, на каком материале человек воспитывался. Конечно, получались совсем другие люди. Что удивительнее всего, эта юная девочка знала грамоту, Она могла читать. Представляете, такой свежий ум, всё воспринимает мгновенно. Я наблюдал даже летом в деревне, к моей дочке приходили крестьянские дети. Они что-то спрашивали, она с ними занималась немножко – как они всё запоминают! Из того, что она им рассказывала в прошлом году, они помнят каждое слово. Голова чистая, с ними никто не разговаривает, они ничего не читают, ничего не знают, в школу не ходят, поэтому у них ум абсолютно открыт. Как воск – впечатал – и навсегда. Сейчас их можно научить хоть японскому языку, настолько свежее восприятие.

Для нас, взрослых людей, трудно себе представить мир без этой свистопляски. Телевизор, радио, газеты создают такой огромный словесный фон, в котором что-то такое подлинное, натуральное вообще не слышится. Человеческая современная культура – это некий гул, как от автомобиля на Третьем кольце. Ничего не различимо, сплошной гул, в этом гуле информации всё тонет. Почему её называют информацией, на самом деле информации там нет, всё какие-то такие заявления лживые и противоречивые, такая каша. В те времена ничего этого не было, была такая тишина. В этой тишине звучало слово Божие, оно играло огромную роль для людей, оно действительно впечатывалось в душу. Сейчас, если бы Христос пришёл на землю, Его вообще никто бы не услышал. Совершенно невозможно себе представить, что можно эту информационную волну как-то перешуметь, перекричать, кого-то в чём-то убедить. Взрослый человек, который в этом шуме живёт, практически ничего не может воспринимать.

Когда мы вступаем под своды храма, вот этот шум, хотя он может и врываться, он врывается иногда, может быть, мешает, тем не менее за счёт того, что мы стараемся быть внимательными, стараемся какую-то тишину поддерживать, стараемся вникнуть в богослужение, мы как бы выходим за рамки этого сумасшедшего мира и оказываемся внутри вот этой церковной атмосферы, в некотором смысле незыблемой. Хотя она воспроизводится такими же людьми, как мы, это не то что поток с небес. Мы все пользуемся книгами, текстами, мелодиями церковными, традиционными облачениями, иконами и так далее, но эта церковная культура даёт нам возможность отстроить своё внутреннее духовное ухо, чтобы постепенно, не сразу, разобраться в этом потоке, чтобы были какие-то ориентиры, какой-то камертон, от которого можно строить свою жизнь. Чем чаще мы имеем возможность прийти в храм, чем глубже мы воспринимаем богослужение, чем внимательней мы читаем и слышим Священное Писание, тем глубже в нас отпечатывается слово Божие, тем кардинальней в сторону истины меняется наша жизнь.

Святая Церковь избирает это праздник, чтобы и нас направить по этому пути. Сердцевина нашего благочестия, храмовое богослужение – это действительно спасительный ковчег в том хаосе, в котором мы вынуждены пребывать. Мы родились именно в этой исторической точке, ничего другого нет, но храм нас спасает даже в таком хаосе с точки зрения духовной культуры. Он даёт нам ориентир, мы хоть знаем, куда в этом смысле идти. Те люди молодые, только вступающие в жизнь, незнающие, стараются к чему-то пристроиться: один к спорту, другой к бизнесу, третий к какому-то греху, четвёртый к какой-то музыке примитивной и так далее. Я уж не говорю, кто к наркотикам или алкоголю, несчастье такое. Что происходит? Человеку это трудно понять и почувствовать. Каждый из нас в этом смысле воистину избранник Божий. Несмотря на то, что мы совсем не лучше тех, кто во вне, тем не менее Господь каждому из нас дал эту дивную возможность. Конечно, то, что в этом мире присутствует, много привлекательней, в этом много соблазнов. Взять, попробовать, ощутить и так далее. Всеми этим соблазнами – кино, мода, эстрада, зарабатывание денег – всеми этими вещами занимаются высокопрофессиональные люди. Можно сказать, не только лучшие из лучших, а ещё отточившие в условиях конкуренции свои дары и своё мастерство. В этом участвуют вплоть до дикторов телевидения, они создают определённый привлекательный момент. Например, по телевизору идёт какое-то интервью, сидит какой-то человек, а диктор к нему подходит с таким пиететом: “Скажите, пожалуйста, а как Вы думаете?” Видимо, это какой-то очень важный человек. Потом узнаёшь, что он консерваторию не кончил, ни на чём играть не умеет. Потом вообще выясняется, что так, как он поёт, может научиться любой за две недели. Главное, чтобы человек был физически подготовлен, чтобы он прыгал активно. Чем ближе к джунглям, тем более эффективно воздействие. Но его обхаживают, ему дают деньги.

А деньги для людей стали очень привлекательны, уже даже не красота, не ум, не образование, не какие-то умственные достижения. Эти деньги стали для всех остальных людей привлекательны. Уже, как в Америке, различают, сколько человек стоит. От этого зависит его восприятие. Другим людям это тоже нравится. Хотя понятно, ещё пройдёт двадцать лет, появятся люди, которые не могут и заработать этих денег. Он просто сын того, кто заработал. Тот ещё ловкий человек или ему повезло, а этот вообще, грубо говоря, никто. Он может всё это состояние пустить коту под хвост, промотать. На собственном самолёте может разбиться, тогда вообще непонятно, куда это всё пойдёт. Так тоже вполне может быть. Само по себе имущество такой ценности не имеет, потому что это ценность внешняя. Это всё равно что на себя котиковую шубу надеть. Ну да, ты в котиковой шубе, но ты же не котик. Если ты котик, то это твоя шуба, потому что это часть тебя, а если ты её купил, то она как бы не твоя, ты просто её надел. Ценность человека – это то, что в нём внутри, его душевные качества, его умственные качества, его образование, его внутренние свойства. Вот это ценность, настоящая духовная ценность. Всё остальное внешнее. Есть – хорошо, нет – тоже хорошо. Во всяком случае, с точки зрения качеств человека это не принципиально.

Вся современная массовая культура рассчитана как раз на примитивного человека. Понятно, на кого может быть рассчитана такая агитация. Неужели от того, что кто-то громко проехал, чего-то прогремел, на нормального человека, который кончил десять классов, это может как-то повлиять? Или какой-то человек скажет: “Голосуйте за меня”. А ты, собственно, кто такой? Вообще сам этот механизм довольно странный, если разобраться, там очень много, мягко говоря, непонятного. Если разобраться, то никакой там справедливости, один обман и видимость всего.

Речь не об этом, а о том, что может для человека представлять храм. Этот праздник Введения во Храм неофициально в Церкви считается детским. Очень важны и для дитя вот эти первые детские впечатления, что впечатается в его душу. Вот это очень важно и драгоценно. Нет ничего драгоценней, когда родители хотят эту церковность впечатать в душу своего дитяти, чтобы он с самого начала своей жизни имел бы вот этот камертон. Неизвестно, конечно, какой путь он выберет, как у него жизнь сложится, потому что соблазнов много. «От юности моея мнози борют мя страсти». Человека раздирает, мир предлагает то одно, то другое, то третье. Это всё кажется серьёзным и увлекательным, человек начинает иметь какие-то мнения, считываемые с телевизора, выдаёт их за свои. На самом деле это, конечно, не так, всё это навязано справа или слева. Царский путь заключается именно в этом, идти от этого. Это огромная милость Божия, что до нашего времени мы сохранили в нашей Церкви вот это богослужение. Многие страны и целые народы на Западе так и не сумели к этому приобщиться, а другие половину растеряли, а некоторые две трети. Если посмотреть даже на западный христианский мир, что осталось от богослужения у лютеран, что осталось у католиков, что осталось у каких-нибудь баптистов. Если кто был в собрании у баптистов, ну сущее партсобрание. Слава Богу, мы на это уже нагляделись. Вообще никакой разницы — сидит президиум, зал. Встали, помолились, почитали (слава Богу, что Евангелие). Здесь же мы через богослужение имеем возможность обращаться к самим текстам Священного Писания, но плюс к этому ещё ко всему богословию, которое накоплено за все века. Оно всё постоянно цитирует именно древних святых отцов, начиная с Григория Богослова, кончая Иоанном Дамаскиным. Каждый раз, выходя из храма, надо внутренне поблагодарить Бога, что нам дана такая возможность, и самим себя поздравить, что мы имеем такую возможность.

Спаси всех, Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь!
      Слава Тебе, Боже, слава Тебе!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.