Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь по Евангелию об очищении десяти прокажённых (2003.12.21). Протоиерей Димитрий Смирнов

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по Евангелию об очищении десяти прокажённых. 21 декабря 2003 года.

Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас (Лк. 17, 11-13). Вообще, в древности в Израиле предписывалось прокажённым не только останавливаться вдали от людей, а иногда даже носить с собой какой-нибудь колокольчик, который предупреждал, что идёт прокажённый, или какую-нибудь трещотку, потому что эта болезнь могла передаться здоровому человеку. Если прокажённый это не соблюдал, в него кидали камни и иногда убивали до смерти. Поэтому прокажённые сбивались в такие кучки по несколько человек, жили вместе, питались тем, что им кидали издали, хлеб или что-то. Либо ловили, либо это падало в пыль, они это очищали и ели. Болезнь эта долгая, человек гниёт заживо, пока не умирает. Страшная болезнь. Сейчас она уже лечится, но тогда и для более простых заболеваний никаких лекарств не было. Услышав о том, что Этот человек имеет возможность исцелять, они обратились к Нему, не веря, конечно, в то, что Он Сын Божий, поэтому обратились к Нему как к Учителю, как к одному из раввинов, поэтому обратились к Нему “наставник” в надежде, что Он их исцелит. Господь действительно сжалился над ними: Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам (Лк. 17, 14). Священник исполнял роль и судьи, и врача, и грамотного человека, и юриста. Если священник выдавал человеку справку, что отныне он не прокажённый, то это считалось уже документом. Этот человек уже мог жить среди людей. В отдельных случаях какой-то небольшой процент каждого заболевания даёт обратный ход, и человек выздоравливает. Нужно было свидетельство. Вот они пошли к священникам и по пути, пока они шли, очистились от проказы. Священники им выдали свидетельство о том, что отныне они уже не больны.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин (Лк. 17, 15-16). Почему подчёркивается, что он был самарянин? Какая разница, самарянин он был, татарин или монгол? Для нас уже, христиан, никакой разницы нет, но для еврея эта разница огромна. Этот человек не еврей, это уже человек совсем другой, но что ещё хуже, он был самарянин. Самарянин – это человек не второго сорта, а это вообще, как не человек, хуже всякой собаки, потому что он был еретик. Он неправильно веровал, он неправильно исполнял закон Моисея, поэтому относились к самарянам гораздо хуже, чем к язычникам. Вообще, в психологии человека это есть, даже есть такая русская поговорка: бывшие друзья – злейшие враги. Мы знаем, что, например, среди родственников часто возникает такая ненависть, вплоть до убийства. Вроде бы родственные чувства должны это как-то смягчать, но почему-то так бывает, что к человеку чужому большее равнодушие.

Евангелист Лука подчёркивает, что он был самарянин, можно подумать, по двум причинам. Во-первых, показывает, что когда у людей большое горе, болезнь абсолютно смертельная в те времена и делающая человека действительно изгоем, то это общее несчастье людей сближает. Девять евреев и один самарянин. Этой общей бедой они объединились. Этим Господь указывает каждому человеку, кто хочет это указание увидеть. Очень часто люди ропщут на те скорби, которые для них попускает Господь. Мы видим результат: был преодолён даже такой предрассудок, который владел всеми иудеями по отношению к самарянам, такой мощный, что даже когда иудеи правоверные шли на праздник в Иерусалим, они, как правило, делали огромный крюк в несколько сотен десятков километров, чтобы только не идти через Самарию, чтобы не встретить самарянина, потому что противно, тошнит. Даже встречаться не хочется, видеть не могу самарянина, предпочту лучше сделать крюк в сто километров. Горе человека смиряет, делает его терпимым, делает снисходительным к чужим заблуждениям, потому что самаряне объективно заблуждались. Даже заблуждение человеческого ума оставляет человека человеком. Каждый человек всё равно достоин и любви, и снисхождения, и участия. Вот на это хочет евангелист Лука указать.

И второе, что более ценное, внутреннее качество души. Бесспорно, и Господь Сам это подчёркивал, Он пришёл к Своим. Господь, как Мессия, пришёл к Израилю, но Он пришёл для того, чтобы Израиль встал на новую ступень духовного развития. Не только внешне свою жизнь изменил, но и внутри стал иным. На примере этих прокажённых мы видим, что самарянин изменился быстрее. Из десяти человек только он пришёл, пал ниц и поблагодарил Бога. Остальные, как это обычно бывает в радости, когда всё уже позади, как-то всё забывается, поблагодарить даже забыли. Этим эпизодом евангелист подчёркивает эту важность приобретения внутреннего качества души, которое гораздо важнее и серьёзней, чем какие-то заблуждения человеческого ума. Господь хочет, чтобы каждый Его ученик переродился внутренне, чтобы он преодолел все предрассудки, чтобы он преодолел всякую рознь, чтобы человек стал добрым, милосердным, благодарным, чтобы он научился всю надежду возлагать на Бога, чтобы он уверовал в Иисуса Христа. С самарянином, хотя он по рождению и воспитанию был еретик, это произошло, а вот с болящими иудеями в данный момент этого не произошло. Может быть, позже это случилось, мы это не знаем, история Церкви об этом молчит, хотя о многих персонажах Священной Евангельской истории в Предании Церковном осталось, как они впоследствии стали учениками или ученицами Христовыми.

Этот евангельский эпизод описывается так: Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 17-19). Удивительные слова. Эти-то девять веровали правильно, а этот веровал неправильно, но оказалось, что спасающая вера у этого самарянина, а не у тех, которые, может быть, и досконально закон исполняли и так далее. Его вера оказалась живой. Если человек ограничивает свою веру, а, лучше сказать, вера в нём ограничивается, то исполнение каких-то правил, хороших, древних и святых, но не затрагивающих его души – это похвально, но этого недостаточно. Господь хочет спасти именно душу человека, а всякие правила – это второстепенно.

Взять какое-нибудь правило жизни, например, утром чистить зубы. Это не потому что правило само по себе важно. Если маленький мальчик или девочка, подчиняясь утром зову мамы или приказу бабушки, суёт щётку в рот два раза – это не для того чтобы он или она совершили этот утренний ритуал, а для того чтобы у человека в конечном итоге сохранились зубы. Не эти молочные, которые всё равно выпадут, а следующие, которые будут коренными. Чистят зубы для того, чтобы они дольше послужили, чтобы меньше с ними было хлопот, чтобы на больший срок не идти к дантисту. Вот зачем. К сожалению, вот так далеко на несколько шагов, через молочные зубы до коренных, человек думать не всегда может. Не способен, забывает, очень увлекается всякими вещами, без которых вообще невозможно, да, но цель вот этого правила не в самом правиле.

Весь закон, все предписания, все правила, все каноны существуют только для того, чтобы человеческую душу привести ко Христу. Если они не приводят ко Христу, то они бессмысленны, хотя и во многом улучшают жизнь человека. Всякая регламентация, конечно, помогает человеку в жизни, преобразовывает её из хаоса. Представьте себе какой-нибудь завод, на который приходят работать люди, кто когда захочет, когда выспался или когда есть настроение. Есть настроение – пошёл на работу. Проходную прошёл, настроение кончилось – повернулся и ушёл. Понятно, что никакой продукции, никакой зарплаты, ничего не будет, поэтому какая-то регламентация должна быть. Конечно, когда за пять минут опоздания расстреливают – это уже перебор, но, вообще, порядок даёт возможность человеку выжить, как-то организоваться в том хаосе, который творится в нашей душе, в уме.

В этом самарянине что-то произошло, а может быть, уже и зрело. Во всяком случае, проклюнулась вот эта благодарность Богу. Его душа почувствовала, что это от Бога, она почувствовала, что Этот Человек – Божий. Он смирился, он пал ниц, он возблагодарил Бога, а пал ниц перед Христом. Может быть, его душа уже и почувствовала, что перед ним Сын Божий, что это Тот Самый, обещанный пророком Мессия, Который освободит не политически, а освободит от греха, духовно. Господь говорит: вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 19). Люди все верующие, но вера у всех разная. Спасает вера только христианская, когда человек начинает быть движим своей верой, когда вера понуждает его на христианские поступки. В той или ной ситуации человек всегда ведёт себя так, как его, человека, душе угодно.

Разные бывают мотивы у поступков человека. Напивается как свинья – зачем? Хочу расслабиться, хочу безудержно пить или веселиться. Он хочет так, а другой человек как-то себя ограничивает. Я выпью рюмку и хватит. Во имя чего он это делает? Во имя того, чтобы сохранить себе здоровье? Молодец, замечательно. Во имя того, чтобы не показывать своим родным детям дурной пример? Прекрасно, молодец. Во имя того, чтобы не огорчать свою жену? Ещё лучше. Во имя того, чтобы сэкономить деньги и на эти деньги детям лишнюю книгу купить? Совсем хорошо.

А если это человек делает во имя Христа, потому что его Бог создал, потому что человек – это вершина творения? Правда, глядя на себя в зеркало, это довольно трудно сказать, но по крайней мере это догматический факт. А я буду эту Божественную красоту в грязь, как свинья? Это Богу неугодно, и ради Бога я этого не делаю. Вот это поступок, который мотивируется его верой. Такая зависимость от Бога человека, который всё время соотносит свою жизнь с тем, как на это посмотрит Бог. Другой может сказать: “А я и не знаю, как Бог посмотрит”. Можно ответить: “А ты почитай. Тут всё сказано”. Он скажет: “Я живу в Туле, а тут Самария”. А при чём тут Тула? Человек – всегда человек. Хотя речь идёт о каких-то других реалиях, но все основные человеческие коллизии разобраны. Ни один человек на земле не может сказать: “Я не знаю, как поступить”. В Евангелии, в Апостоле сказано всё для всех и наперёд. Ни один человек не может сказать: “Я не понимаю”. Даже если под рукой нет текста или забыл, всегда на помощь Бог придёт через совесть. Вопроси свою совесть, как это по совести. Даже если ты весь кипишь от гнева, исполнен чувства справедливости, перекрестись, успокойся и сам себе задай вопрос по совести: “Ты что, так уж сильно, что ли, прав?” Господь через совесть скажет: “Не кипятись, не больно-то уж прав”. Если ты сейчас даже и прав, то позавчера в такой ситуации ты был в четыре раза больше неправ и сделал ещё хуже, так что уж молчи лучше. Если хватит смирения умолчать, смириться, почувствовать свою неправоту, вспомнить, что не ты судья, а Бог, тогда и сердце успокоится, и взаимоотношения с человеком наладятся, всё изменится. Господь от каждого человека ждёт именно этого, независимо от того, татарин он или еврей, мужчина он или женщина, младенец или старик, умный или не очень, образованный или простой. Качества души никак не связаны ни с образованием, ни с интеллектуальным развитием, ни с какими-то талантами. Говорят: “Какой человек талантливый, даровитый, как он умён, сколько он знает!” Ну и что? Перед Богом это ничто. Это для людей вот этот Нобелевскую премию получил, этот орден Андрея Первозванного, этот директор завода, а этот, вот смотри, пять подъездов, а в нашем дворник самый лучший. Для Бога это вообще не категория. А только внутренние качества души – добрый человек или злой, щедрый или жадный, целомудренный или блудный, молчаливый или болтливый, готов каждому помочь или, наоборот, только себе, эксплуататор он или, наоборот, помощник ближнему своему. Вот что только ценит Господь. А для этого вообще ничего не надо. Другое дело, что у богатого возможностей больше. Я имею в виду богатство не только в деньгах, а в любом. Умный может чему-то научить, какой-то совет дать. Если человек даром слова обладает, может какую-то хорошую книжку написать, после которой человек будет не плеваться и в результате её прочтения в какие-то помыслы впадать или прочие грехи, а наоборот, она его как-то возвысит. Добрые чувства лирой пробуждать можно, а можно злые, а можно ещё всякие чувства. Это действительно большой дар, но можно по-разному им послужить.

Господь хочет, чтобы каждый из нас пребывал в добре, чтобы вера наша была не мёртвая. Если человек выполняет все правила, аккуратно молится, регулярно причащается, всё читает – это хорошо? Ну конечно, хорошо, но в этом пока ещё никакого смысла нет. Смысл только в том, что на этой почве вырастет. Вырастут плоды христианской жизни, тогда это важно, а до этого кичиться ни один человек не может. Говорит: “Я православный”. Ну и что, эка невидаль. Если б ты родился в Бангладеш и стал бы православным, в этом ещё какая-то заслуга есть, всё-таки человек продрался через ислам и стал православным. А тут в Москве живёт и стал православным, эка невидаль. Никакого тут достоинства нет. “Я умный”. А это ты, что ли, сочетал гены таким образом, что Господь тебе дал ума? “А я образованный”. Это же в тебя родители вложили, ты не сам. А сколько на этой почве ещё всяких хитростей было, давай-ка припомним. И так, собственно, во всём. Особенно безумие, когда иной человек кичится своим внешним видом, красотой. Это же вообще от тебя никак не зависит. Дал Господь такую форму носа, так ты с нею и умрёшь. Можно искромсать, конечно, за тысячи полторы долларов, сделать другой, на любителя, но, в принципе, то, что дано, то у человека и есть.

Но есть то, что не дано, что нужно развивать. Господь дал нам веру и даёт нам благодать в Святом Причастии, для того чтобы мы это в своей душе взращивали. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Вот это мы должны взращивать. В результате нашей христианской жизни должно это произойти. Тогда самый на первый взгляд незначительный, с точки зрения человеческой, обычный человек, незаметный, без каких-то особых дарований может оказаться у Бога на необычайно высоком месте. Господь избранием святых апостолов Себе в ученики это показал. Избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых (1 Кор. 1, 27). Простые рыбаки, а стали основанием Церкви. В этом указание всем. Как это бывает, почему? Качество души. Это самое главное, так присловье и говорит: главное, чтобы человек был хороший. К этому нужно стремиться. Эта "хорошесть" даётся только, если человек сам к этому стремится, взирая на образ Христа Спасителя и всех святых угодников Божьих.

А то, что не от тебя, этим совершенно ни кичиться, ни хвалиться нельзя и невозможно, но благодарить Бога. Вот этому тоже нам нужно научиться. Та служба, которой Господь научил Своих учеников, которую мы совершаем в своих храмах уже две тысячи лет, называется евхаристией, то есть “благодарение” в переводе с греческого языка. Благодарим Господа за всё, и за то благо, которое мы с радостью от Него принимаем, и даже за те скорби, потому что они для нас необходимы. Как мы видим на примере этих прокажённых, эта скорбь, невыносимая болезнь, научила их снисхождению друг к другу. Ведь это гораздо важнее всего остального. Они смогли приобрести некое качество души, которое дало им возможность приблизиться ко Христу, а одному из них даже спасти свою душу. Вот насколько это важно. Мы-то, конечно, каждую скорбь воспринимаем как некий ужас, катастрофу, как несчастье, но на самом деле это не так. Может быть, впоследствии мы увидим, что это было нужно. Может быть, и не увидим, и не почувствуем, тогда нам нужно это принять на веру, что это действительно необходимо, это действительно нужно перетерпеть, тогда мы чему-то очень важному научимся. Если мы сумеем по этой вере прожить свою жизнь, тогда наша вера и спасёт нас.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.