Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь под день памяти святителя Николая Чудотворца (2003.12.18). Протоиерей Димитрий Смирнов

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова под день памяти святителя Николая Чудотворца. 18 декабря 2003 года.

Святая Церковь именует святителя Николая правилом веры. Дело в том, что осмысление православной веры требует большой широты ума и глубокого образования. Не каждый человек способен толково, понятно и правильно даже изъяснить свою веру. Очень многие люди цепляются за какие-то вещи, им вполне понятные. Даже когда сравнивают две веры, например, хотят свою веру особенно превознести перед другой, говорят: “Мы православные, у нас одна жена, а мусульманам можно иметь четыре, поэтому наша вера лучше”. Хотя любой скажет, что четыре лучше, чем один. Взять четыре рубля, это же лучше, чем рубль. Приводят такие аргументы, которые кажутся человеку понятными. Мы правильные, мы крестится тремя перстами, а католики пятью. Это неправильно. Или у них всё наоборот, потому что мы справа налево, так правильно, а они слева направо – это неправильно. Они празднуют Рождество двадцать пятого, а мы седьмого. А вот и нет, мы тоже двадцать пятого, просто по другому календарю. По католическому календарю это седьмое, а на самом деле у нас тоже Рождество двадцать пятого всегда было и будет, можно надеяться.

Святитель Николай как раз был правилом веры. Он был епископом, а в епископы обычно поставляют людей, за редчайшим исключением, не только благодаря их нравственным качествам, но ещё благодаря уму или в отдельных случаях это заменяет по крайней мере образование. Есть даже такая поговорка: среди епископов дураков нет. Действительно, когда пообщаешься с одним, с другим, с третьим, понимаешь. А почему так? Потому что управление даже маленькой Церковью, как епархия – а сейчас каждая епархия – это уже практически сотня приходов, иногда и больше (в Московской области уже полторы тысячи) – требует большого ума, больших знаний и весьма тонких политических внутренних данных. Конечно, приходится разбирать всякие вопросы и общецерковного характера. Для этого нужно очень много знать: как подобный вопрос разбирался раньше, нет ли прецедентов. Знать нужно церковное право, как в том или ином случае поступить, чтобы не был нарушен канонический строй, чтобы действовать не по чувствам, а так, как это было принято раньше и сохранено в Предании Церкви. Благодаря тому, что Церковь иерархична, мы видим исполнение обещания Господа: кто оставит отца, мать, жену, детей, тот в Церкви приобретёт в стократ больше (см. Мф. 19, 29). Так бывает, что человеку, даже молодому, трудно найти советчика. Подойдёшь к папе, а он скажет: «Отстань». Или папы нет вообще. Подойдёшь к маме, она говорит: “Ну что я тебе буду советовать, ты уже большой”. А у человека ещё ни опыта нет, ни каких-то ориентиров. В Церкви человек имеет возможность пройти по такой инстанции и дойти либо до самого учёного и образованного, либо до самого духовного. Люди находят, становятся в очередь, ждут, получают нужное им вразумление и так далее. Получается, что каждый человек, принадлежащий Церкви, имеет для себя возможность всегда духовного правильного ориентира. Это очень важно, это спасительно. Иной человек только на свой ум надеется, но наш ум, к сожалению, имеет всякие пристрастия. Человек может поступать не так, как правильно, а так, как ему хочется. Обычно так и бывает. Уже потом человек своё “хочется” старается обернуть в такую обёртку, чтобы это выглядело так, как правильно. К сожалению, не наоборот. Человек чаще всего хочет всякими авторитетами подкрепить своё желание, а не наоборот: “Я хочу знать истину и согласно этой истине поступать”. Что же мешает видеть истину? Страсти человека.

Помимо того, что святитель Николай был правилом веры, он ещё именуется образом кротости. Для чего вообще Христос пришёл на землю? Чтобы человека подготовить к вечности, чтобы в сердце человека была не тоска, не тупиковое стремление к земному покою. Можно себе построить хороший дом, можно потратить десять лет и найти себе хорошего слугу, можно потратить пять лет, найти более или менее приличного шофёра, но толковых сторожей никогда не найдёшь, это обречено. Придётся всё время менять, выгонять, менять, выгонять. Очень трудно найти человека, который бы за зарплату делал бы за тебя твои дела с такой же энергией и вниманием, как бы ты делал сам. Многие бы хотели нанять человека, платить ему приличные деньги, чтобы он за тебя всё делал, а ты бы купоны стриг. Не получается, приходится всё равно себя на это затрачивать. Жизнь проходит, богатый ты или бедный, всё равно скоро заболеешь, а потом умрёшь. Чем ты богаче, тем противней, потому что будешь видеть, как дети грызутся за твоё имущество. Будут ненавидеть друг друга, обвинять, потому что чем больше богатство, тем больше страстей. Сребролюбие ведь есть у всех. Ясно, что при больших возможностях страсти эти больше человека раздирают. Чтобы жить по-христиански, нужно стяжать кротость. Святитель Николай был образом кротости. Кто не знает, что такое кротость, могут внимательно изучить его житие (оно существует в разных версиях, но принцип один), чтобы почувствовать, каким должен быть человек. И Сам Господь говорил Своим ученикам: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

Человек думает: “Мы мучаемся без жилья, а квартиру получим и заживём”. Нет, не получается. “Сейчас баню дострою и всё наладится. Буду приезжать, отдыхать”. Да, может, она сгорит через два дня, кто знает. Человек ставит какую-то цель (машину или выздороветь). Ему втемяшится, что надо операцию сделать, надо денег собрать, надо врачей найти, добиться, до министра дойти, письмо академикам. Ну сделали операцию, лучше стало? Не всегда, а бывает даже и хуже. Это не значит, что не надо операции делать или бани строить. Это всё можно делать, но цель жизни выходит за рамки земного бытия. Когда человек заболевает и умрёт, совершенно неважно, сделали ему операцию или не сделали. Сделали бы, на полгода подольше бы пожил. Ну хорошо, пожил на полгода дольше, а что человек за эти полгода сделал? Родственникам немножко полегче? Да нет, наоборот, потяжелей. На полгода дольше за него переживали, страдали, вбухали какое-то количество средств, теперь долги отдавать. Я знаю одну такую пожилую женщину, которая уже три года за покойную сестру долги отдаёт. Собрали деньги, сделали операцию, она благополучно отошла ко Господу, а теперь надо долги отдавать.

Самое главное – внутреннее содержание, достигнуть того, что у нас внутри, обрести покой. Человеку всё неймётся, ему всё трудно, ему тяжело. Представим себе, человек живёт, допустим, в России. Ему не нравится эта страна, не нравится президент, не нравится парламент, не нравится правительство, не нравится холод полгода, а зимой не нравится такая тёплая погода. Всё плохо, всё раздражает. Есть два пути. Первый – сделать революцию и всё сделать по-своему. Но людей же не заставишь жить по-своему, значит нужно тех, кто сопротивляется тому, как я задумал, уничтожить. В Камбодже правил Пол Пот, человек очень образованный, Сорбонну кончил, самое лучшее образование получил. Он со своими товарищами в Камбодже уничтожил четверть населения, каждого четвёртого. Страна крестьянская, а крестьяне на эти коммунистические идеи не очень податливы, потому что у них, как Ленин говорил, частнособственнический инстинкт. Как столько миллионов человек уничтожить? Придумали такой хороший способ – клали на живот и мотыгами разбивали затылки, не тратя патроны. Четверть населения была уничтожена при правлении так называемых красных кхмеров. Что изменилось? Потом всё равно Пол Пота свергли. Удовольствия не получил от того, что сделал революцию, всё равно пришлось бежать, жизнь затрачена зря. А уж сколько людей сделал несчастными, сиротами – это вообще не поддаётся исчислению. И второй путь – изменить своё отношение к тому, что происходит. Обычно смотришь, когда братья дерутся, муж с женой ругаются, мать с сыном или начальник с подчинённым, каждому кажется, что он, естественно, прав. Самое смешное, что действительно прав и тот, и этот, просто у каждого человека своя правда. Один говорит: “Ну зачем в квартире убирать, если завтра опять всё будет вверх дном, пусть уж лучше так будет”. А другой говорит: “Ну как можно жить в таком свинарнике?” Одному кажется это правильным, а другому это. Они должны либо прийти к какому-то компромиссу, либо разойтись, либо всю жизнь воевать, четвёртого ничего не дано.

Господь хотел бы нас научить, чтобы мы поступали по любви, потому что любовь только созидает. Только любовь друг к другу может как-то улучшить ситуацию, как-то изменить, проявить что-то человеческое. Любовь может как-то облагородить человека, взаимоотношения людей, но чтобы не было конфликтов, нужно чтобы ушло из сердца зло. Отсутствие зла в сердце – это и есть кротость. Христос Своих апостолов этому и учил, а святитель Николай этого достиг, поэтому его именуют образом кротости, образцовым человеком. Нам нужно тоже стараться к этому стремиться, иначе жизнь у нас пройдёт совершенно впустую – в беспощадных революциях, в беспощадных попытках переделать кого-то или в постоянных сменах. Представьте себе, приход не нравится, попрошу у епископа перевести на другой. Перевели на другой, там народ вроде получше, попроще, меньше надоедают, но деньжат маловато или ездить дальше. Второй раз попросишь, скажут: “Да ты обнаглел, голубчик. Я буду из-за тебя ещё других священников с места срывать”.

Каждый человек сам себе бесконечно дорог. Он себя и любит, и жалеет, и хочет себе только добра. Практически каждый человек понимает, что он человек грешный, что у него масса недостатков, но при всём этом он очень себя ценит, он чувствует себя недооценённым другими, поэтому он хочет к себе такого отношения по той цене, которую он сам за себя выставил. Выставил товар на рынок, а никто не берёт, потому что на самом деле кому ты нужен? Ты думаешь, что ты один видишь свои недостатки? Другие видят в тебе больше. Это очень легко проверить. Вот смотри, в ком ты видишь больше недостатков – в ближнем или в самом себе? Конечно, в ближнем больше, потому что ближний тебя раздражает, а сам себя ты не раздражаешь. В ближнем, как мы считаем, недостатков-то больше. А если какой-то объективный судья будет судить? А мы сразу вступим в спор, мы с этим никогда не согласимся. Кто это когда согласится, когда некто укажет нам на наши недостатки? Минимум мы обидимся, максимум вступим в драку вплоть до проклятий, там бесконечное зло. Третьего пути нет – либо смириться и решать всё кротко, либо идти на войну. У каждого из нас два пути – либо стараться, чтобы жизнь прошла в любви, либо в бесконечной борьбе. Если мы хотим, как Карл Маркс, то он в одной анкете написал, что жизнь – это борьба. Вот и боролся. Чем дело кончилось? Четверо из пяти дочерей окончили жизнь в петле, а пятую вынули из петли, но муж её удавился. Вот воспитал, вот плоды. Ведь дерево судят по плодам. Это ведь тоже не случайно. Как так случилось, что произошло в этой семейке, мы конкретно не знаем. Как они с Женечкой, супругой, друг к другу относились, почему с дочками такое страшное дело произошло, как они смогли дойти до такого? На самом деле всё не просто, всё одно с другим связано, поэтому говорят, что конец делу венец. Очень важно, как человек живёт, но ещё важнее, как он будет умирать. Когда человек уже перевалил лет за тридцать, надо уже посерьёзнеть и всё время об этом думать, всё время задавать себе вопрос: зачем я живу, чего я хочу, что я хочу достичь? Всё, что мы достигли в материальном плане, нам в этой жизни поможет, но с этим всё равно придётся расставаться. То, что достигнем в духовном плане, пойдёт вместе с нами. Если ты стал кротким, ты и умрёшь со своей кротостью и со своей кротостью пойдёшь в Царствие Божие. Если ты во зле умер, ты с этим злом так же пойдёшь на суд Божий.

Жизнь для многих людей, к сожалению, смертью не кончается. Многие бы хотели, чтобы умер – и всё. Каждый самоубийца надеется: “Сейчас удавлюсь, похриплю немного, минутки полторы-две, и всё, для меня всё кончится, я освободился”. Ничего подобного, как раз с этого момента всё страшное и начинается. Здесь, в земной жизни, как бы тяжело ни было, можно потерпеть. Как писатель Волков – двадцать девять лет в тюрьме отсидел, но потом всё-таки вышел и остаток дней провёл в любви, в окружении друзей, в хорошей квартире на проспекте Мира, как-то всё по-человечески, причащался и всё слава Богу. Страшно себе представить, двадцать девять лет, причём ни за что. Когда человек магазин ограбил, кого-то убил, это легче переносить, а когда вообще ни за что, просто за то, что был белый человек, больше ни за что. Вот это тяжело. Один срок кончается, выжил, второй добавляют. Второй кончается, выжил, третий и так далее. Расстрелять вообще не за что, кроткий, интеллигентный, воспитанный человек, работящий. В лагере, в тяжелейших условиях, в голоде, он ещё работал хорошо. Убивать незачем. Шаг влево, шаг вправо – давно бы уже вместе с миллионами других пошёл бы на тот свет. Даже в земной жизни при любых нечеловеческих страданиях есть какая-то перспектива, а вот за гробом уже перспективы нет, уже все приехали. Надо вот эти внутренние проблемы стараться решать здесь.

Поэтому Святая Церковь прославляет таких великих святых, чтобы каждый из нас мог на них посмотреть. Есть у нас перед глазами образ. Пусть святитель Николай жил тысячу семьсот лет тому назад, это совершенно неважно, время тут не играет никакой роли. Он достиг этой кротости и стал правилом веры. И мы должны стараться жить по вере, а жизнь по вере как раз внутри нас эту кротость и рождает. Очень многим людям собственная правота, которая заключается в том, что весь мир должен служить их страстям, застилает глаза, они считают, что они правы. На самом деле такая жизнь противоречит каждому слову Христа Спасителя. Человек призывает на помощь логику, но эта логика деловая, она имеет собой материальную корысть. Даже не всегда это выражается в деньгах, это может быть в каких-то чисто душевных проявлениях, но всё равно речь идёт о собственном комфорте, благополучии и так далее. Всё равно это временное, а небесная польза – это вещь совсем другая.

О святителе Николае ещё поётся: «нищетою богатый». Есть разное богатство. Есть богатство материальное, богатство талантами, красотой, физической силой, богатство – хорошие родители. Представляете, к Полю Сезанну однажды пришёл молодой художник, показал свои работы, а он говорит: “А кто Ваш папа?” Тот назвал какую-то профессию. Сезанн говорит: “Бросайте живопись, ничего не выйдет, потому что художником можно стать, только если папа банкир”. У Поля Сезанна папа был банкир. Он немножко денег регулярно давал. Он занимался живописью и достиг необычайных высот, создал целое направление в живописи. До сих пор есть сезаннисты на Западе и у нас, у нас как-то больше. Во всяком случае, особый язык живописи, особый взгляд на мир, целое новое направление открыл в искусстве. Если бы он где-то работал на мыльном заводе, а вечером живописью бы занимался, ничего бы не вышло даже при его таланте, это совершенно нереально. Поэтому тот ему и сказал, раз у тебя папы нет банкира, это бессмысленно. Надо жить тогда впроголодь, потому что первая выставка у Сезанна была, когда ему пятьдесят шесть лет исполнилось. У Ван Гога вообще одна картина продалась при его жизни. Когда помрёшь, тогда да, сейчас уже это миллионы стоит, а тогда это было никому не надо вообще. Чуть ли не бесплатно предлагали. Вообще никому не надо и неинтересно. Вот в чём дело. Даже душевное, произведение искусства и то никому не надо. Человек богатый талантом, на сто лет вперёд забежал.

А вот духовное богатство нужно и в этой жизни, потому что оно решит множество чисто практических проблем всяких. Если поступать по-христиански, от этого всем вокруг легче, абсолютно всем, прежде всего самому себе. Легче проживать эту жизнь со всеми её несправедливостями, горестями и так далее. И в вечности это скажется, поэтому Господь и призывает: надо в Бога богатеть (см. Лк. 12, 21). Иногда материальное и духовное вступают в прямое противоречие. Одному богатому Господь же сказал: продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Тот не смог. Господь не ко всем обращается, чтобы все люди продали своё имение и следовали за Ним, нет. Но в отдельном случае иногда это нужно. Он не смог, он не поверил, что это ему принесёт пользу. Мы-то вроде уже верующие, мы в храм ходим, мы должны исходить из того, что Господь говорил, а не из того, что нам хочется или у нас есть какие-то пристрастия, какие-то обиды. Поэтому Святая Церковь выдвигает таких людей, ставит на подсвечник, чтобы люди посмотрели, какие на самом деле мы должны быть. Будем не просто воспевать святителя Николая, а всё-таки стараться из его опыта жизни почерпнуть что-то для себя. Спаси всех, Господи.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.