Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь по притче о званых и избранных (2003.12.28). Протоиерей Димитрий Смирнов

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по притче о званых и избранных. 28 декабря 2003 года.

Сегодняшнее Евангелие повествует нам притчу Господню. Эта притча о Царствии Божьем. Дело в том, что у любого человека опыта Царствия Божия нет. Если сейчас, живя в новозаветную эпоху, мы можем обратиться к опыту людей, которые пережили Царствие Божие, из тех людей, которых Церковь прославила как святых, то в то время Господь обращался к людям, которые абсолютно никак не могли даже себе представить, что такое Царствие Божие. Как это можно описать? Только в образах. Например, как в музыке: композиция называется “Времена года”, а дальше какие-то звуки. Звуки звуками, а при чём тут времена года? Он пытается через звуки выразить этот образ разных времён года. Человек, когда несколько раз послушает, начинает это каким-то образом улавливать. Господь хочет, чтобы через притчу хотя бы человек почувствовал, что такое Царствие Божие, как к нему можно приблизиться, как в него можно войти. Все эти притчи о Царствии Божьем разные, тем не менее Господь через притчи даёт нам очень много из того, что нам может помочь.

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже все готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему (Лк. 14, 16-21). Кто этот человек, который устраивал пир? Под этим человеком в притче сокрыт Сам Господь, а под этим пиром – Царствие Божие. Почему Господь избирает пир? Живёт человек на земле, наивысшая кульминация радости для человека что? Пир горой, когда праздник, выходной, все собрались, вино, закуска. Это наивысшее из того опыта, который человек имеет. Господь тоже пир избирает, чтобы человек некоторым образом представил, что это нечто такое, что всегда для человека имеет некую ценность, причём, конечно, ценность не в том, чтобы набить себе чрево, а в том, что это веселье и радость. Представьте себе, как и на обычный пир, бывает, что люди отказываются приходить под разными предлогами. Эти предлоги бывают искусственные. Не хочется идти, а человек говорит, что заболел. Или компания того, кто зовёт, не очень приятна, тогда говорят: “Ты знаешь, мне некогда”. Человек изобретает разные предлоги. Но здесь не просто один из знакомых, а Сам Бог, Царь вселенной и Создатель каждого из нас, человека, в отдельности, потому что в создании каждого из нас, помимо отца и матери, всегда участвует и Сам Бог, вот Он зовёт на этот пир. Этот пир устраивает не родственник, не друг, не возлюбленный, не самый для нас драгоценный или полезный человек, а Сам Бог. А человек говорит: “Нет, я в Бога верую, а в церковь не хожу. Я считаю, что это обязательно, а это необязательно”. Человек отказывается идти тем путём, который предначертал Сын Божий, сойдя с небес, и ради того, чтобы всех привлечь к Себе, за это умер на Кресте. Всё равно сердце человека остаётся к этому бесчувственным.

Дальше в притче: Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых (Лк. 14, 21). Конечно, гнев Божий – это не то, что гнев человеческий, это совсем другое, мы не можем это как-то себе представить. В притче это описывается как гнев, потому что гнев нам свойствен, как некое чувство возмущения. Конечно, Господь не может испытывать никакого возмущения, потому что мы Ему все дети, Он всех нас любит. Несмотря на всё наше неправильное поведение, Он продолжает нас любить. Что это за нищие, убогие, слепые и хромые? Это мы все, собравшиеся в церкви. Если посмотреть на народ церковный, это совсем не самые лучшие. Это не самые умные, не самые сильные, не самые образованные, не самые богатые, не самые хорошо одетые, не самые разумные. Конечно, среди церковного народа такие тоже попадаются, но в основном человек, нуждающийся в защите, помощи, просящий, растерянный, грешный, больной, исполненный всяких несчастий. Вот Он нас всех здесь собрал. Иной человек, ищущий Бога, приходит в церковь, думая: “Там все, наверное, святые”. Приходит и думает: “Какое убожество”. Он думает, что Царство Божие уже здесь, среди людей, реализовано. Нет, это всего лишь путь, это нужно ещё осознать, этим путём пройти. Это совсем не просто. Каждый, кто хотя бы один раз в жизни пытался исполнить хотя бы одну заповедь, понимает, как это трудно. Это нужно действительно идти путём самоотречения.

И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 22-24). Господь говорит пойти и убедить их. Вот этим убеждением уже две тысячи лет Церковь и занимается, передавая слова Христа Бога, для того чтобы убедить каждое следующее поколение детей, родившихся от мужчин, женщин и Бога, что есть путь спасения, что есть подлинная радость, которая не в расслаблении, развлечении, красоте, силе, богатстве, знании, нет. Есть веселье в Господе. Господь хочет нам дать Царство, усыновив каждого из нас. Если мы станем детьми Божьими, мы станем и наследниками. Царство Божие принадлежит Богу, каждый из нас может его наследовать. Для этого нужно действительно стать Сыном Божьим, нужно вступить с Богом в отношения Отца и сына. Что же это за отношения? Очень просто – это отношения послушания. Бывает, что отец в сердцах скажет сыну: “Ты мне не сын”. Почему? Потому что сын идёт против его воли. Так и каждый человек, если он хочет стать сыном Божьим и наследовать Царствие Небесное, он должен свою волю согласовать с волей Божьей. Жизнь человека не должна противоречить воле Божьей. Если человек устроит так жизнь, происходит через благодать вот это усыновление. Тогда человек в сердце получает вечную, неизбывную радость, которую имели святые апостолы. Представьте себе, в первый раз, когда на апостолов сошла благодать Божия, когда пришла к ним в сердце в виде огненных языков вот эта небесная радость, они исполнились такого счастья и такой радости, что люди, не ведающие этого, не знали, что с ними происходит. Говорили: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13). Люди не могут понять источника этой радости, потому что у них, кроме вина, больше никакой радости в жизни нет. Они увидели радость, которая переполняла апостолов, но природа этой радости была духовной. Если человек исполняется духом, ему совершенно незачем искать радость в каких-то суррогатах. Почему люди пьют, почему люди устремляются к наркотикам, почему люди устремляются к сладострастию, почему люди устремляются к праздности, почему люди устремляются к зрелищам? Что с ними происходит? Каждый человек хочет уйти от себя, ему с собой скучно, он хочет от себя отвлечься. У него в душе тоска, у него безрадостная жизнь, поэтому ему очень тяжело, он не может это перенести. Каждый в зависимости от особенностей своего характера, от компании, в которую попал, выбирает что-то. Что он выбирает? Обычно смерть, потому что то, что он выбрал, приведёт его к смерти души. Господь даёт единственный путь, который приведёт к жизни с Богом, причём вечной. И не где-то там за гробом, а уже здесь. Вот эта притча говорит об этом пути. Если наше сердце это воспримет, мы встанем на этот путь, хотя это, конечно, совсем не просто, поэтому в этом нам нужна помощь Божия. Поэтому мы и собираемся здесь все вместе, чтобы просить Его об этой помощи.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.