Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь о грехе и путях его преодоления (2006.01.18). Протоиерей Димитрий Смирнов

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о грехе и путях его преодоления. Под праздник Крещения Господня. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 18 января 2006 года.

Когда Господь выходил из воды после того, как Иоанн Его погрузил в воды Иорданские, с небес был голос Отца Небесного: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Эти слова слышали очень небольшое количество людей – те, которые чисто физически оказались в этот момент ближе ко Христу и к Иоанну. Вроде бы такая вещь случайная, но понятно, что тот, кто верит в случай, тот не может верить в Бога. Конечно, никаких случайностей в жизни не бывает, всё есть определённая закономерность (не всегда она явлена), всё происходит по Промыслу Божию. Почему эти люди оказались рядом на Иордане? Да потому что они пришли за тем же. Они пришли, привлечённые проповедью Иоанна, пришли за тем, чтобы покаяться в своих грехах, пришли за тем, чтобы получить очищение. И им открылась воля Божия, которая как раз и явлена была во Христе Иисусе. Недаром картина прекрасная Иванова так и именуется: «Явление Христа народу». Даже тот, кто никогда в Третьяковке не был, через школьные учебники знает это полотно.

Христос явился, до этого Он жил прикровенно. Явление Христа в мир – от Рождества до Его Крещения. Святки – это период от Рождества до Крещения, хотя все средства массовой информации упорно заставляют поверить, что это время для гадания. Это может быть для них, для дьяволопоклонников, но для христиан это дни святые, потому что это период церковного года, когда мы как раз и переживаем молитвенно, созерцательно явление в мир Христа Спасителя. Поэтому праздник нынешний именуется Богоявлением, по-гречески «Феофания». Явился Бог во плоти, и началась в этот день Его открытая проповедь. Можно сказать, что этот день – начало созидания Церкви Божией, а конец – это мы с вами. Понимаете? Каждый христианин должен ощущать вот этот весь двухтысячелетний процесс, который начался с Иордана, а сейчас он в такой исторической точке, в которой мы с вами находимся. Прежде этого некоторое время назад – кто вчера, кто сорок лет назад, кто семьдесят – мы тоже крестились для того, чтобы начать этот путь. Так же и сегодня, вот мы пришли в храм, но это же неслучайно. Нам пришлось немножко, но всё-таки некоторым образом себя преодолевать, потому что мороз большой, нужно немножечко пострадать, потерпеть. Желание прийти превозмогло эти препятствия, хотя и не такие уж большие препятствия. Что для русского человека мороз? Очень весёлая и полезная вещь, но тем не менее. И вечер, и день будний, большинство людей работают. Каким-то образом немножко нужно себя специально для этого организовать.

Нечто подобное происходило и на Иордане. Нужно было выйти из города, нужно было пойти в это пустынное место. Для многих это было несколько дней, нужно брать с собой еду, нужно бороться со всякими невзгодами, искушениями, а могли и разбойники напасть. Эти люди, которые туда пришли, они тоже жаждали, во-первых, услышать, что скажет Иоанн. Иоанн очень много говорил им о том, как нужно исправлять свою жизнь. Всех, кто к нему обращался, он назидал, а некоторых даже и очень сурово вразумлял, называя их змеёнышами. Он говорил: кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 7-8). Эти слова каким-то образом относятся и к нам, потому что очень многие наши с вами поступки, дела, мысли, чувства больше отражают наше происхождение от дьявола, нежели от Бога, потому что яблоко от яблони недалече падает. Если мы дети Божии, мы творим дела Божии, а если мы творим дела дьявольские, то мы чьи дети-то? Мы как раз и змеёныши, потому что дьявол – змей, искони враг рода человеческого. Христос это говорил фарисеям: Ваш отец – диавол (Ин. 8, 44). Они говорили, что они дети Авраама. Господь говорит: И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9). Нужно иметь веру Аврааму, а это, к сожалению, человек не всегда может явить. Вместо того чтобы жить, как Отец Небесный заповедал, человек предпочитает, что легче, лицемерие.

Что легче – выучить урок, ответить и получить ту отметку, которую заслужил, или что-то словчить, списать или сказать, что тетрадку забыл, ещё что-то, как обычно дети это делают? Отчего они это делают? Потому что они прибегают к тем методам, которые существуют в мире взрослых, которые они усвоили. Вместо того чтобы показать истинное положение дел, они начинают это каким-то образом препарировать. Это то же самое, что какую-нибудь дрянь завернуть в хорошую упаковку, чтобы был товарный вид. Ну это же лицемерие, потому что внутри-то барахло.

Вот об этом и говорил Господь: уподобляетесь окрашенным гробам (Мф. 23, 27). Нам немножко непонятно это выражение, потому что у нас гробы не накрашенные, они обиты всяким ситчиком с рюшечками, там внутри полиэтиленовые цветочки, тоже фальшивые, искусственные, но суть та же самая. Гроб украшают цветами – а что там? Мороженное мясо. Какой-то уже в этом видится конфликт. Если бы кто-нибудь в XIX веке посмотрел бы в гроб или венки принёс бы в храм, его бы выгнали оттуда. “Ты с ума сошёл? Что ты тут устраиваешь, цветочный магазин что ли?” А сейчас для людей это стало в XX, XXI веке как-то само собой. Что это за странный такой обряд – усопшего осыпать цветами? Это что у нас – древняя Индия? Что происходит вообще? А дело в том, что вот такие ритуалы, совершенно не христианские, они возникают от того, что человек потерял собственно христианство. Он начинает творить бессмысленные вещи. Ну какой смысл украшать гроб цветами, если через две минуты их оттуда вынут, потом на кладбище отнесут, им отрубят корни лопатой. Выглядит с точки зрения эстетической ужасающе. Допустим, я человек другой культуры – синтоист, японец. Вдруг я приду и посмотрю, что русские делают на своих кладбищах. Это что-то зверское, палаческое. Недаром о русских говорят, что они звери, что у них медведи по Москве на улицах ходят зимой и летом. Да, действительно, можно сделать такое предположение, если посмотреть, как хоронят, уж не говоря о том, что после похорон происходит. Это вообще отдельная статья. И вот так вот во всём. Что-то происходит такое странное, человек теряет смысл, что, зачем, почему, какие-то возникают ритуалы, не имеющие никакого отношения к духовной жизни. А Господь нас хочет вернуть как раз к истинному пониманию вещей. Вот эта попытка свою жизнь каким-то образом оградить какими-то ритуалами, которые не имеют смысла, она даёт религиозному, нормальному, здоровому чувству такое магическое направление. У многих и к крещенской воде такое чисто магическое отношение. Очень странно видеть людей, которые стоят часами, особенно на морозе вот сейчас, за святой водой. Многим в голову даже не приходит в храм зайти. Если в храме эта вода освящается, то тем более интересней зайти в храм. Но человек не понимает, у него даже как-то это не смыкается, не связывается.

Воля Божия открыта людям в Иисусе Христе. И Сам Отец Небесный при Крещении Христа Спасителя, в котором Он, естественно, не нуждался, потому что крещение совершалось в покаяние, в оставление грехов, а во Христе не было ни одного греха. Бог свят, Он по определению не может быть грешным, носителем греха. Это Он сделал ради нас. Он это сделал для того, чтобы нам явить пример. Он явил это, как первый христианин на земле. Он пришёл, как новый Адам, Который положил начало новому человечеству, духовному, имя которому Церковь Божия. И Он явился первым христианином, семенем, от Которого всё произошло. А мы ветки того древа, семя которого насадилось вот тогда, сначала в Вифлееме, потом проросло на Иордан. Вот мы теперь зелёные веточки вот того древа, которое выросло из этого семени.

Но мы знаем, если не знаем, то послушайте, что веточки бывают плодоносящие, а бывают просто дички, которые каждый садовник должен просто отломить. Почему? Потому что они соки забирают из древа, а плодов не приносят, поэтому в существовании этих веточек нет никакого смысла, один только вред. Поэтому сказано в Писании: Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мф. 7, 19). Если дерево не плодоносит, оно годится только на дрова. Ну может быть, из какого-то можно сделать скамейку, вырезать какой-нибудь торшер или что-то такое, но плодов не будет, а должны быть плоды.

Причём Церковь – это древо духовное и плоды духовные должны быть. В Послании к Галатам апостол Павел пишет: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Христианин в результате своего крещения должен в своей душе вырастить вот эти плоды, такие качества души. Современный человек приходит и говорит: “Я это не могу, я это не могу”. Но нужно выращивать плод воздержания, чтобы человек имел возможность удержаться от греха. Я уж не говорю о том, что вместо того, чтоб быть злобной раздражительной тварью, христианин должен иметь благость, милосердие, любовь. Вот какие качества должны быть в сердце человека. Апостол пишет, что в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5), о которых Он сам говорил: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Он был совершенно незлобив, в Нём не было никакого зла, не было никакой раздражительности, гневливости. Кротость и смирение. Многие из нас вообще даже не представляют, что из себя есть эти качества. Встречается, конечно, но крайне редко, когда человек взыскует этого, на исповеди говорит: “Как бы мне хотелось быть кротким”. Раз в году только если кто-нибудь порадует, а в основном человек фиксирует на исповеди свои какие-то немощи. В его этом перечне совершенно не чувствуется сожаления об этом и желания что-то изменить. Такое ощущение, что воля полностью расслаблена, а воля должна быть активная. Как Господь, Он активно вмешался в нашу жизнь, представляете, какая степень этой активности. Можно сказать, крайняя степень. Он на смерть отдал Единородного Сына, чтобы нас спасти. От нас никто не требует, чтобы кто-то на смерть отдал сына своего, дочь или внука, но без какой-то жертвы, которую человек совершает, ничего же не произойдёт. Даже об искусстве изобразительном и то говорят, что оно требует жертв. Но что такое изобразительное искусство по сравнению с искусством по спасению собственной души? Душа, она же драгоценнее всего, драгоценней всего мира. Если на одну чашу весов положить душу человека, а на другую весь мир, то тогда душа перевесит, потому что душа духовна, она вечна. В создании её участвовал всегда Сам Бог. Мы такие, конечно, люди грешные, нам трудно это себе представить, но всё равно мы дети Божии, всё равно за каждого из нас пролита кровь Христа Спасителя.

Он вошёл в Иорданские воды, чтобы каждого из нас спасти. Он каждого из нас любит, о каждом из нас заботится. Любой из нас, если внимательно живёт, может привести десятки случаев, когда Господь помог, спасал, непосредственно участвовал в нашей жизни, именно по Своей любви, надеясь, что и у нас что-то такое ответное возникнет. Даже если Господь посылает нам какие-то горькие лекарства, и то это свидетельство того, что Он о нас заботится, потому что если мы потом рассмотрим свою жизнь, мы увидим, что это было ко благу.

Я помню, несколько лет назад, может быть десять даже, я исповедовал в течение года, может полутора, одного старого священника. Он уже не служил, ему было крепко за восемьдесят. Он говорил мне: “Ты знаешь, я вот когда стал старый, я вспоминаю, что какие-то события в моей жизни бывали”. А там много бывало, он и в тюрьме сидел, и, естественно, как все священники того возраста, на войне был, много всего претерпел. Он говорит: “Когда надвигалось какое-то событие, я думал и молился: “Господи спаси и сохрани, меня спаси от этой напасти”. А когда проходило лет десять-пятнадцать после этого события, я понимал, какое из этого было благо”. То есть Господь просто двигал в определённом направлении, иногда было тяжело с этим согласиться. Как маленький ребёнок, если он заигрался, он никогда не согласится с тем, что мама скажет или папа: “Давай срочно укладывайся, давай спать”. Есть такие дети на земле, которым скажут вымыть посуду и идти делать уроки, а он вымоет посуду и пойдёт делать уроки? Это вообще невозможно себе представить. Что бы ему благожелательные родители ни сказали, он всё воспринимает в штыки. Так и взрослые люди, что бы им Бог ни дал, всё плохо. Слякоть – плохо, мороз – опять плохо. И никак не угадаешь, даже угадывать бесполезно, потому что сама природа людская настолько гордая, настолько ропотливая, что никак человек не может с этим согласиться. Он просто вот так реагирует, потому что человек – существо грешное, но признать это не хочет. Вот хотя бы в этот день, который весь окрашен такой необыкновенной красотой личности лучшего из людей своего времени (это свидетельство Самого Господа Иисуса Христа), лучшего из людей, Иоанна Предтечи, учителя покаяния, и нам именно в свете этого покаяния, которое есть движущая сила в христианской жизни, каждому из нас посмотреть и на свою жизнь, в чём нам, Господи, и помоги.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.