Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь на праздник Крещения Господня (2003.01.19). Протоиерей Димитрий Смирнов

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на праздник Крещения Господня. 19 января 2003 года.

В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). В этих первых словах Библии заключается такая истина, что весь мир, сотворённый Богом, состоит как бы из двух частей – мир духовный и мир материальный. Под небом разумел пророк Моисей, который сообщил нам эту богооткровенную истину, весь мир духовный, а под землёю – всё то, что относится к материальной части этого мира. Для того чтобы соединить эти два мира, Господь создал человека. Такое удивительное существо, которое принадлежит двум мирам – миру материальному и миру духовному. Всё, что касается нашего материального состава, нам всем хорошо понятно, наше тело это ощущает. Но Господь ещё вдохнул в человека дыхание жизни, дал ему возможность приобщения к Богу, потому что Бог как раз и является животворящим бессмертным Духом, Который есть начало всему, что начало быть (Ин. 1, 3). В силу того, что человек наделён был Богом духовными свойствами, человек по отношению к материальному миру встал в особое положение. Человек явился царём этого видимого мира. Человек явился для видимого материального мира богом, потому что человек для материального мира – это самое высшее существо. Человек явился как бы посредником между Богом и материальным миром. Одно из свойств Бога – это есть свобода, поэтому Господь Отец Небесный и человеку дал дар свободы. Этим человек отличается от всех существ, причём отличается принципиально. Ни одно произведение Божие не имеет свободной воли. Ни вулкан не может сам по себе, по своему желанию, задымиться и начать извергать лаву, ни рыба не может поплыть туда, куда ей нравится. Она не может, например, взять и из Амазонки переплыть в Лену. Она будет плавать именно по тем маршрутам, которые ей установил Бог. И так во всём. Человек имеет выбор. Раз есть свобода, должен быть выбор, поэтому человек мог и отвергнуть тот план, который ему предложил Бог. И человек, к сожалению, пошёл этим путём, он отверг своё Божественное царское достоинство. Мы часто наблюдаем даже на примере самих себя, что человек сползает не только с царского трона, не только спадает с небес, но и по своим поступкам, по качествам своей души, по качеству своей жизни, становится много ниже любого живого существа на земле. Как святые отцы говорили, и это совершенно справедливо, человек становится хуже всякой твари. Хуже, потому что ни одно животное не творит таких мерзостей, которые творит человек. Никакое живое существо не может сотворить таких пакостей, таких подлостей, такой жестокости неимоверной, ради самой жестокости, такого лукавства, такой хитрости.

Конечно, Господь не хотел мириться с таким положением и, конечно, Господь хотел спасти. Библия повествует нам и о всемирном потопе, например, когда в благочестивом семействе Ноя Господь хотел вновь воспроизвести человечество. Но мы знаем, что и в первом поколении сразу грех вошёл, опять началось всё сначала, опять произошла та же деградация. И сейчас мы с вами тоже находимся уже на краю человеческой цивилизации, мы не знаем, сколько ещё это наше безобразие всеобщее, всемировое продлится. Может быть, сто лет, может быть, ещё тысячу. Трудно планировать перспективу этих ужасных тенденций, которые разрушают и нашу землю, и нашу семейную жизнь, и самих себя, и так далее. Это невозможно предположить. Никто не может сказать, когда ребёночек, вот тот, который орёт, замолкнет. Или когда мама догадается принять какие-то меры, чтобы додуматься до того, что люди пришли на службу, а не слышать плач ребёнка. Когда это произойдёт? Это никто не знает, потому что мыслительные процессы у всех разные, степень усталости разная, степень выспанности тоже разная. Тут очень много всяких параметров. Конечно, это всё можно просчитать, но надо всё это в программу заложить, а потом чтобы она выдала какой-то оптимальный вариант, но это не всегда. Вот сейчас тихо, повезло, а могло быть, что ещё кто-то подхватил бы, могло быть вдвое сложнее. Есть вещи, которые не поддаются никакому бухгалтерскому учёту, никак. Нам приходится жизнь принимать такой, как она есть. Мы родились вот сейчас, родились в определённом месте земного шара, в определённой семье или вне семьи, родились с определёнными способностями, родились на переломе эпох, двух тысячелетий. Как дальше будет развиваться, от нас практически очень мало зависит. Существуют всякие силы, которые действуют на нас – и климатические, и политические, какие угодно. Даже собственное настроение и то влияет, люди давно это заметили, что важно, с какой ноги встал, потому что, оказывается, такие мелочи тоже влияют.

В силу того, что человек создан Богом духовным существом, а самый мощный фактор влияния на человека – это то, что происходит в его душе, Сам Господь хочет спасти от нашего такого трудного состояния, спасая нашу бессмертную душу. Поэтому Он пришёл на нашу грешную землю и жил, как Человек, в течение тридцати лет возрастая, помогая Своему отцу в его столярном ремесле. Он жил в полном согласовании с волей Божией, нам трудно понять, что это такое, но для Него это была такая же обычная жизнь, как для нас просто дышать свежим воздухом. Когда Мать и отец Его потеряли в Иерусалиме, Он удивился их вопросу. Говорит: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49). Он там беседовал со старцами израильскими. Для Него это было совершенно очевидно, потому что по человечеству Своему Он имел то искомое для нас устроение, которое каждый из нас, в Адаме в том числе, изначала потерял в силу того, что нарушил эти взаимоотношения между человеком и Богом. И только Он, Христос, единственный Человек на земле, был первым христианином. Но христианином не таким, как мы. Мы скорее условно христианине. Как апостол Павел про нас говорит: мы спасены в надежде (Рим. 8, 24). Да, у каждого из нас есть великая надежда на спасение, но необязательно, что мы все эту надежду реализуем. Это зависит от того, сколь глубока наша вера и сколь сильно наше желание всё-таки свою душу спасти от греха. Христос такой борьбы не имел, грех не владел Его душой. Он был Человеком совершенным. Он пришёл в этот мир для того, чтобы нам передать это совершенство.

Для этого в этот день две тысячи лет тому назад Он входит в воды Иорданские, являет Себя людям уже не как сын Иосифа-плотника, а как Сын Божий. Израиль находился не в полной темноте, многие люди хотели достичь спасения, поэтому Иоанна Крестителя, Предтечу Господня, окружало очень много людей и молодых, и старых, и зрелых, и юношей, и девушек, которые жаждали спасения. Они пришли к нему на Иордан, чтобы учиться от него праведной жизни. Они принимали от него крещение. Таким образом оказалось, что вокруг Иоанна Предтечи собрались из всего Израиля все, кто хотел спастись, те, кому не чужды были слова о покаянии. Иоанн призывал к покаянию: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Все удивлялись, что это за таинственные слова, что это значит.

И вот наконец наступил этот день, когда он засвидетельствовал: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мк. 1, 7). Христос, давая добрый пример и нам на все века, понуждает Иоанна крестить Его, хотя Он в этом не нуждался в силу того, что не было в Нём никакого греха, Он не нуждался в этом духовном омовении. Христос дал знак, что этим Он вступает на новый крестный путь, который предлагает всему человечеству в лице тех людей, которые пришли слушать Иоанна о покаянии.

Крещение связано с покаянием непосредственно, хотя большинство людей крестятся просто так. Один потому что он русский, другой потому что он болгарин, третий потому что у него бабушка была крещёная. Это главные аргументы, которые человек выдвигает, приходя ко крещению. Крайне редко, может быть, один из ста тысяч говорит: «Я хочу спасти свою душу». И вообще никто, я никогда этого не слышал, чтобы человек говорил: “Я хочу покаяться, я хочу начать новую жизнь во Христе”. Даже многие люди, ходящие в церковь давно и желающие крестить своих детей, они меньше всего об этом думают, когда крестят своих детей, о их покаянии, о их возрастании в жизни во Христе. Нет, говорят, что хочется, чтобы было всё хорошо в этой земной жизни. От крещения ждут люди благополучия, а Христос крестился для того, чтобы взойти на крест. И все апостолы так же.

Как дивно в нашем русском языке слово «крещение»! Вообще по-гречески «крещение» звучит как «ваптизма», а крест – «ставрос». Совершенно два разных корня. А в нашем языке слились и крест, и крещение. И христианин, и крещение, и крест. Три разных слова совершенно, но в нашем языке они сливаются в одно. Может быть, так Промыслом Божьим случилось, потому что мы туговаты очень на ум, не быстро соображаем, так нам язык подсказывает, что эти вещи у нас должны быть слиты воедино. К сожалению, мы это не всегда понимаем в нужной, необходимой глубине. Потому что спасти свою душу можно только через крест, то есть через отвержение самого себя. Принятие крещения – это есть вступление на голгофский путь, шествие за Христом. Каждому, кто хотел за Ним идти, Господь сказал: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Вот если хочешь быть учеником Христа, то нужно так, только так. Другого пути спасения от греха нет. Почему? Потому что грех сросся с нами, поэтому, чтобы отвергнуться от греха, нужно отвергнуться от самого себя. Сам эту операцию человек проделать не может, ему нужна дополнительная Божественная сила, поэтому все нуждаются в этой силе, которая есть благодать Божия. И в крещенской воде, в частности, она тоже подаётся человеку. В очищении, именно духовном. Тело-то можно вымыть с мочалкой, с мылом в воде, но это очень поверхностно, а омыть душу можно только покаянием. И вот Господь в этот день даёт нам образ этого, как мы должны поступать. Начало пути очищения от грехов лежит в крещении, но это только начало, а дальше – путь постоянной борьбы с собой, постоянное отречение от того, что воюет в нас греховного. Господь через заповеди указывает нам на то. Сами-то мы не понимаем, что хорошо, что плохо. Нам это нужно объяснять. А бывает, человек никак не может этого понять и не хочет, потому что он делает всегда собственный выбор.

Мы по уровню нравственности стоим много хуже всяких животных. Например, есть виды пауков, где самка пожирает самца. Ну разве не то ли происходит в наших семьях? Сколько угодно. На эту тему тома пословиц в каждом народе. Или другая тема: «пилить сук, на котором сидишь» и так далее. Это же постоянно происходит. Иногда физически, действительно, по пьяной лавочке две отвёртки в живот, а бывает, и словесно или ещё каким-то образом. Люди едят друг друга. К сожалению, это так. Они не дают друг другу жить, они всегда друг друга попрекают, они всегда стараются друг другу отомстить, они стараются друг другу что-то припомнить побольнее, они стараются друг друга всё время уколоть. И часто это выражается даже в таких словах: «Чтоб ты сдох!» Они от всего сердца, от всей души родственные люди друг другу желают. Но когда самка паука поедает своего, так сказать, незадачливого супруга, она, по крайней мере, при этом не издевается над ним и не хочет доставить ему больше страданий, а делает это в силу инстинкта, заведённого механизма, который не ею заведён. А тут нет. Всегда в любом поедании человека человеком присутствует его человеческая воля, поэтому очень низко пал человек.

И вот Господь входит в воды Иорданские, вот оно приблизилось Царствие Божие. Ко всякому человеку, который как бы низко он ни пал, какие бы гнусности он в течение жизни ни делал, какие чудовищные мысли ни бродили в голове, с тем, как Христос пришёл на землю, к нему, к этому человеку, приблизилось Царствие Божие. Любой человек грешный может воззвать ко Христу, может покаяться и может начать новую жизнь во Христе. И Господь даст ему на это силы. И мы эту силу получаем и из Святого Причащения, из слова Божия, из молитвы, из того, когда совершаем какую-то заповедь Божию, делаем какое-то добро. У нас бывает от этого прилив духовных сил. Сами-то мы, конечно, ничего не можем и мало на что способны. Вот сегодня, в этот день, мы все возьмём в наши дома святую крещенскую воду, которая по-гречески называется великой агиасмой, то есть великой святыней. “Агиос” – это “святой” по-гречески. Для чего? Для того чтобы великая агиасма хранилась в течение года в нашем доме, освящая его. Да, для того чтобы кропить все предметы в нашем доме и его в том числе. Да, для того чтобы её употреблять в минуты какого-то духовного нападения, какой-то опасности, какого-то смущения, каких-то искушений, болезней. Да, для того чтобы она напоминала нам об этом дне святого Крещения Господня и о том, кем мы должны быть. Она должна быть в нашем доме, как некий постоянный укор, для того чтобы напоминать, что наш дом – это тоже есть храм Божий, потому что Святой Дух, Который освятил эту воду, он присутствует в нашем доме. Мы в таком близком присутствии Божьем, в такой приближенности к Нему не можем дерзать грешить. Может быть, поэтому многие стараются спрятать святую воду куда-нибудь подальше за икону, чтобы её не видно было, чтобы она не напоминала этого, но этого не должно быть. Да, к сожалению, свойство такое человеческой памяти, есть такая психопатология нашей обыденной жизни, когда из нашей памяти уходит из сознания в подсознание то, что нам не хочется, чтобы присутствовало, а здесь должно быть наоборот. Мы должны всегда стараться жить в обновлённом стремлении нашего духа к Богу, тогда грех будет побеждаться. Это возможно, силою Божию грех победим. Мы можем жить не как пауки и тараканы, не как дикие звери, а мы можем жить не только как человеки, мы можем жить даже как ангелы. Мы можем совершать такие поступки, которых вполне достойны ангелы. Вполне, для человека это возможно, у нас есть такой выбор. Конечно, это трудно. Нам, как грешникам, со своей испорченной природой гораздо легче делать какие-то гадости, нам это естественно. Но если мы просвещены духом Христовым, как апостол говорит: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (Гал. 5, 25), нужно делать над собой усилие и поступать по тому, к чему зовёт Христос и к чему взывает Дух Божий, к Которому мы приобщаемся в Церкви. Это возможно. Чем больше в нас будет доброго, чем меньше в нас будет злого, тем ближе мы будем приближаться к Царству Божию.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.