Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь о загробной участи, земном попечении и надежде на Бога (2013.01.27). Протоиерей Димитрий Смирнов

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о хороших людях, которые глубоко в душе верят в Бога или нет, о юноше, благочестивом с детства, но обладающем богатым имением, и о том, что выбор пути всегда остаётся за самим человеком. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 27 января 2013 года.

Некто из начальствующих обратился к Спасителю: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим, никто не благ, только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это я сохранил от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мной. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам, возможно Богу» (Лк. 18, 18–27).

Вот такое замечательное событие, о котором повествует евангелист Лука. И есть аналогичные места и в других местах Священного Писания. И очень много ответов здесь содержится на всякие обычные вопросы, которые люди относят к Церкви. В частности, людей почему-то интересует загробная учесть хороших людей. Вот хороший человек. Есть у него недостаток: в церковь не ходит и в Бога не верует. Или Бог у него в душе. Или третье: что человек глубоко верующий. Настолько глубоко, что этой веры даже и не видно. Потому что человек и живёт, и говорит, и выглядит, и думает ну точно так же, как совершенно неверующий человек. И вот что с ним будет?

Вот этот богатый и занимающий должность молодой человек – есть ответ на этот вопрос. Этот молодой человек очень хороший. Настолько хороший, что я могу с уверенностью утверждать, что он лучше любого из нас. Представьте себе, повторю: не прелюбодействовал, не убивал, чужого не брал, не врал и почитал отца и мать, причём с детства, от юности. Поднимите руку: кто такой? Из нас хоть один такой есть? Нет. Но он не вошёл в Царство Небесное. Осталось одно ему: продать то, что он имеет, и отдать нищим. А зачем это нужно? Разве среди спасённых все были бедные и нищие? Да нет. А зачем Господь с него это потребовал? А потому, что он был к этому привязан. И Он это видел как Господь, понятное дело. И он был этим связан. Потому что всякое имение человека связывает, причём не только материальное богатство, как в этом случае, а всякое имение.

Ну, например, человек принадлежит некоему обществу, и он дорожит этим обществом, и дорожит местом в этом обществе. Вот, сказано, что он был один из начальствующих. Он мог дорожить своей должностью.

Есть такое у нас теперь выражение: «меня не поймут». Вот был такой человек, давно, много веков назад, звали его Арсений. И он был приближённым императора. И он отказался от должности, раздал своё имение и стал монахом. И что? Его не поняли. Сколько было приближённых у императора? Несколько сотен. Как их звали? Мы не знаем. Мы знаем только одного: Арсений Великий, который оставил всё и пошёл в монастырь. И стал не просто монахом, а стал великим учителем Церкви. У Церкви много учителей за две тысячи лет, но Великими называют только десяток, или, может быть, полтора десятка носят это звание. Почему? Он совершил нечто великое в своей жизни, он совершил религиозный поступок.

И вот от этого юноши это тоже требовалось. Ведь нет такой заповеди: имение раздавать нищим. Господь дал ему заповедь такую уникальную, единственную, относящуюся только к нему. А он не послушался. Чего ему не хвалило? Ему не хватило веры, веры в Того, Кто перед ним стоит. Перед ним стоит Бог, и Господь делает ему шаг навстречу: «почему ты называешь Меня Благим? Никто не благ, только Бог». Эти слова означают следующее: «Если ты чувствуешь Мою благость, согласись с тем, что Я Бог, и стань моим учеником». Не просто там где-то вблизи Иерусалима иметь должностишко и имение твоё. Что такое имение твоё в сравнении с богатством вселенной? А если ты будешь усыновлён самим Богом, то ты будешь наследником Царства Божия, которое шире этой вселенной. Это побольше, чем дома, автомобили, верблюды, жёны, вина, одежды. Но веры не хватило.

Поэтому мы видим на этом примере, что любой человек свою участь в вечности выбирает всегда сам. Нельзя сказать, что этого Господь наградил Раем, а вот этого человека «наградил» адом. Человек сам выбирает то, что ему любо. А что Господь? Спокойно смотрит, что человек выберет? Нет. Никакой отец (если он психически нормальный) не будет смотреть, как его сынок играет с зажигалкой рядом с канистрой с бензином. Так же и Он – Христос: Он ему протянул руку: «что ты называешь меня благим?» (Лк. 18, 19). И дальше даёт ответ, как нерадивому ученику, который не хочет соображать. Он ему даёт ответ на эту задачу: «никто не благ, только Бог». Но он отошёл опечаленным. Его никто не прогонял, его никто не осуждал, его никто не оскорблял, он сам отошёл.

Поэтому, когда мы с вами окажемся в аду, и в том числе и те, кто вокруг нас – мы должны будем знать, что это только те души, которые сами этого захотели. Если мы наследуем жизнь вечную, Царствие Божие, значит желание Царствия Божия в нас превозмогло желание каких-то других вещей в этом мире, к которым мы оказались пристрастны. Это в нас оказалось сильнее. Вот собственно и всё. Почему? Потому что Бог есть любовь. И Он не может насильно что-то делать для человека. Он готов ему всё предложить. И Он даже отдал на смерть Своего Единородного Сына, чтобы Он Своим подвигом любви привлёк нас к Себе. Если и это нас не трогает, если мы всё равно выбираем мир с его страстями, то, как говорят в плохих американских фильмах, «это твой выбор». К сожалению, человек выбирает сам не только ту жизнь, которую он живёт здесь, но и ту жизнь, которую он наследует в вечности. Нам надо обязательно об этом хорошо подумать.

И ещё очень важная вещь. Когда люди увидели, что этот юноша опечалился, потому что был богат. Господь, видя, что он опечалился, сказал: «трудно, имеющим богатство, войти в Царствие Божие!» (Лк. 18, 24). Он не сказал «невозможно», но – «трудно». Почему? Потому что, к сожалению, в результате своего грехопадения человек перестал видеть Бога. И вот этот молодой человек тоже перестал видеть Бога. Вот Нафанаил увидел во Христе Бога и стал Его учеником. И Пётр, и Андрей, и все другие апостолы. Даже Иуда. Он же сначала увидел, пошёл, потом по дороге соблазнился. Что его соблазнило? Материальное богатство. Позвякивание денежек в том ящичке, который он носил на своей груди. Они – эти денежки – «немножко» перевесили любовь к своему Учителю. Может, и перевес-то был в полгрошика, но этого хватило. Семь бед – один ответ, «и ещё тридцать сребреников добавлю к тому, что я украл, и будет сумма мне и на землю, и на домик». Он вечную жизнь променял на временное жилище, но и то этим не воспользовался. Так часто бывает, и народная мудрость об этом говорит, что деньги, нажитые неправедно, впрок не идут. Народ, наблюдая за разными людьми, выводил такую формулу. Формулу философии жизни.

Трудно богатому войти в Царствие Божие. А почему трудно? Однажды мы с моей мамой затеяли купить дом в деревне, потому что детей уже народилось много в нашей семье, надо было их куда-то вывозить на лето дышать свежим воздухом, пить молоко. И вот нашли мы такой дом за 175 км от Москвы. Прекрасный дом, как сейчас помню 1 600 рублей. В то время мы таких денег даже никогда в руках не держали и не знали, как они выглядят. И что делать? Ну, как всегда – занимать. Я тогда в институте учился. Думаю: «Кто у нас самый богатый в группе?» Был там паренёк, он и сейчас небедный, недавно мы встречались. Я говорю: «Слав, дай взаймы». «Нету…» – отвечает. Я говорю: «Ну ладно…» И стал собирать (я уже как-то рассказывал). И денег нам дали такие же люди многодетные и весьма небогатые. Ну, набрали эту сумму, и потом в течение очень небольшого времени (меньше года) я всё это вернул, заработал. Может быть, что-то и мама там сумела внести (не помню уже). Но факт тот, что через некоторое время Славка покупает новую машину. Ну, какую новую – «Жигули», других тогда не было. Покупает её, а старую ещё не продал. Это о чём говорит? О том, что у него были деньги на новую машину. Но ему хотелось так: купить новую, а потом не спеша продать старую. Потому что если продавать в спешке, то понятно, в этом потеряешь немножечко. Это не значит, что я на него обиделся, такой злопамятный. Нет, у нас прекрасные отношения. Он давно про это уже забыл. Но просто как интересно: тот, кто имел деньги, он не дал. Почему? Потому что деньги имеют о себе всё время какое-то попечение. Вот последнее отдать гораздо легче, чем маленькую часть от очень многого. Я это очень хорошо понимаю: на практике так и бывает.

И поэтому большие деньги заставляют человека всё время заботиться. Но особенно в наше время, когда появились фондовые рынки. Нельзя просто деньги положить в тумбочку: они всё будут сокращаться-сокращаться, пока просто не исчезнут. Ну, например, сколько русское правительство истратило на русско-японскую войну? Меньше пяти миллионов рублей. Сейчас бы это стоило (точно такая же война) ну не меньше ста пятидесяти миллиардов долларов. А деньги те же, и корабли те же, и металла столько же, и снарядов, и госпиталей… Всё то же самое, и ГСМ. Таково свойство денег, потому что вся финансовая мировая система связана с банками. А там процент, инфляция, и это процесс бесконечный. Они всё время дешевеют, потом девальвируются или ревальвируются, и всему этому сопутствует некоторая забота и гонка. У человека, который живёт от зарплаты до зарплаты, вообще нет такой проблемы. Он как получал свои 20 или 15 тысяч, так он и получает. Он даже не знает, что там какие-то кризисы, что кто-то пускает пулю в лоб, кто-то из среднего класса думает: «Что бы поскорей купить, может, два автомобиля купить (один в запас)?» Ну, и так далее. То есть деньги всё время размещать надо. Это, понятно, способствует очень большой попечительности. И с недвижимостью то же самое. Купил себе виллочку небольшую. Чтобы её только содержать нужно тысяч 50 долларов в год. Значит нужно где-то доставать, а если нужно где-то доставать, нужно опять крутиться… В общем это морока…

Очень трудно богатому даже найти время. Потому что вот эти деньги рождают очень большие скорости жизни, очень большие. Нужно встречаться с огромным количеством ненужных людей. Не только не нужных, а весьма скучных. И вести бесконечные беседы, и поддерживать знакомства с людьми, которые тебе совершенно не интересны, и нужно дружить со всякими начальниками. В общем, подумать о Царствии Божием просто нет никакой возможности. Спастись можно, но очень и очень трудно.

Поэтому Господь и говорит, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши. Действительно, снял с него поклажу, он прошёл этими узкими воротами, которые называются игольные уши, и надел опять эти тюки и пошёл дальше. Невелика процедура. Но всё-таки приходится дополнительно трудиться. Человек, который идёт налегке, он беспрепятственно проходит, и всё.

И сказали люди (это тоже очень важно): «кто же может спастись?» (Лк. 18, 26). Каждый день я об этом рассказываю, чуть не через раз. Приходят люди на Исповедь и говорят: «У меня ничего не получается, я никак не могу научиться, я борюсь, а моя борьба не приносит успеха». Ну, понятно. Что неправильно? Всё неправильно. Если бы человек мог бороться и победить, зачем бы к нам пришёл Христос? Дали ему инструкцию: 16 поклонов утром, 14 – днём и 11 – вечером, 4 литра святой воды утром, пол-литра – днём, 16 – вечером. Одно паломничество на Святую Землю летом, одно – зимой. И всё. Евангелие читаешь 4 главы с утра, 2 – вечером. Всё, смотришь – святой. Нет. Нет! Святой только тогда, когда Господь Святой Дух захочет войти в твоё сердце. Это Его воля.

А что же нам делать? А нам делать только одно: иметь решимость оставить грех и просить Спасителя, чтобы Он нас от него освободил. Вот в чём спасение. А не в нашем каком-то делании. Само делание – только рыхление почвы, а возрастание вот того ростка, о котором сказано в Писании, как из зерна горчичного, – это есть дело Божие.

Только тогда это возрастание станет возможным, когда всю надежду на Бога возложим. И если будем просить, и если будем желать. А Господь увидит, что мы действительно желаем, а не только на словах. Вот так, собственно, человек и выбирает Царствие Божие. И ради этого готов жертвовать… Как купец продал всё и купил эту жемчужину. Когда он вот так хочет. Не просто «да, не плохо бы», а как люди алчут и жаждут. Вот так нужно желать Царствия Небесного. Тогда да. А если ни шатко ни валко, человеку не больно надо, и если у него всё время предпочтения какие-то: то волов купил, то женился, то ему папу похоронить, то ещё у него каждую субботу и воскресенье какие-то проблемы. Значит, и не больно-то нужно. А нужно, чтоб было больно: хотелось так, как человек семь дней не пил и сорок дней не ел. Вот так. Тогда – конечно Господь увидит, что человек действительно этого хочет. Поэтому это тоже слова очень важные, так что нам этот текст вообще нужно знать если не наизусть, то очень близко к содержанию. Потому что в нём содержатся совершенно необходимые для нашего спасения вещи.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Алексей:

      Спасибо

    2. ЯиТы:

      Аминь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.