Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь на Собор новомучеников и исповедников Российских (2013.02.10). Протоиерей Димитрий Смирнов

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о мужестве и стойкости новомучеников и о том, какое это имеет значение для нас, ныне живущих. Собор новомучеников и исповедников Российских. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. 10 февраля 2013 года

Сегодня день знаменательный, потому что в этот день наша Святая Церковь празднует день памяти новомучеников и исповедников российских. Каждый народ, за редким исключением, славен своими сынами и дочерьми, которые благодаря своим достижениям сделали этот народ известным на всю вселенную. В этом смысле наш народ весьма богат, и в силу этих достижений имеет право называться народом великим. У нас есть и великие художники, и композиторы, и великие архитекторы, и военные, и поэты и философы. Какую область человеческой деятельности ни возьми, везде у нас есть имена, и не по одному, по два, а десятки. Десятки имён, которые украсили бы пантеон любого народа.

Но среди писателей, поэтов, музыкантов, вокалистов люди встречаются разные. И очень часто такие люди, которые в своей области совершили какой-то подвиг… Но с другой стороны, вряд ли какая-то мать захотела бы, чтобы сынок или дочка подражали жизни этого человека. Поэтому не всегда учёный, а тем более поэт, я уж не говорю про певцов, являют образец нравственности.

Но в каждом народе есть люди, которых народ почитает как святых, как некий образец нравственности. Русский человек и здесь преуспел. Такого количества святых, которых воспитал в недрах своей Церкви русский народ, нет больше нигде. И вот святые тоже подразделяются на разные чины. Есть благоверные князья, есть юродивые Христа ради, есть преподобные, есть святые мученики. Наша Церковь дала такой сонм мучеников, который превышает количество мучеников во всей Церкви за все 2000 лет. Это о чём говорит? О том, что совсем недавние наши предки дали всему миру образец наивысшей нравственности.

А сейчас наш народ статистически даёт наихудший пример для всех народов. Как сказано в Писании, «стали отребьем всему миру». У нас наибольшее количество наркоманов, алкашей, наибольшее количество разводов, абортов. Мы превзошли всю планету во всех гадостях, которые есть в мире... Хотя ещё совсем недавно было иначе…

Я в своей жизни встречался с настоящими святыми людьми, с исповедниками, которых мы нынче прославляем. Совсем недавно, рукой дотянуться. Даже знаю одного, который и сейчас жив. Ему сильно за 90, но он пока, слава Богу, жив.

Как это случилось, что мы сделались худшим из народов? Дело в том, что такие бриллианты нравственной жизни накапливаются не человеком, а целыми поколениями довольно долго. Кстати, не так далеко от нашего храма ещё в 1918 году был расстрелян самый выдающийся московский проповедник – отец Иоанн Восторгов. Он был настоятелем храма Василия Блаженного. Его проповеди всегда собирали много людей, он говорил смело, открыто… Понятно, что он проходил по первому списку тех, кого люди, захватившие власть, желали расстрелять. Это они и сделали недалеко от нашего храма, а вместе с ним расстреляли ещё 80 человек, среди них было четыре министра царского правительства. Один из этих министров был как раз родственником этого исповедника, про которого я сейчас говорил, который жив до сих пор. Такая вот интересная связь.

Я даже задумался сделать здесь мемориал, поставить памятный крест, чтобы люди знали, что не так давно происходило в том месте, где сейчас они гуляют с детьми и собачками. Это было одно из первых мест в Москве, где начали расстреливать людей, неугодных новому режиму. Конечно, такие люди, как отец Иоанн, были неугодны, и ставилась задача таковых, как он, истребить всех.

А уже чуть попозже истребить вообще всех остальных, чтобы на Русской земле вообще не осталось ни одного священника, епископа. Но и как всегда бывает в истории, этому помешал только Гитлер. Напав на Россию, в пику большевикам он разрешил на оккупированной территории открывать храмы, и Сталин вынужден был в 1943 году восстановить патриаршество. И те священники, которые дожидались уничтожения в лагерях, но были на тот момент ещё живы, стали возвращаться в приходы. И Церковь каким-то образом стала частично оживать под давлением, как можно было сказать, обстоятельств. На самом деле в этом участвовал непосредственно Промысел Божий по молитвам мучеников.

Некоторые так размышляют – мол, их уничтожали по каким-то социальным показателям. Была даже такая статья с аббревиатурой СВЭ, что означало «социально вредный элемент». Для советской власти духовенство было социально вредным элементом. Все подлежали изначально ссылкам. Только самых выдающихся сразу расстреливали. Митрополит Вениамин Петроградский, митрополит Владимир Киевский… Большую часть своего патриаршества патриарх Тихон провёл под домашним арестом, в тюрьме тоже был. Расстрелять его боялись, хотя очень хотели. Решили отравить. Он у нас и исповедник, и мученик. Официально заключения об отравлении нет, поэтому считается исповедником. Но вся Москва знала, что Святейшего Тихона отравили. Все обстоятельства его кончины указывали на это.

Тем не менее очень многие священники никогда ничего не высказывали против новой власти. Были, конечно, которые и высказывали. Мой прадедушка, например, высказывал. В протоколе допроса одна женщина с чудесной русской фамилией Хоботова показывает, что он говорил, что советская власть скоро кончится. У него было такое мнение. В его случае было к чему придраться. Видя такую несправедливость, он понимал, что она не может существовать вечно. Человек создан Богом, и в таком чудовищном состоянии он долго пребывать не может. Но большинство ничего не высказывали. Всё их противостояние заключалось в том – и это очень важно – что они оставались верными Церкви.

Я как-то вам рассказывал, что здесь недалёко в Соломенной сторожке жил батюшка, я его причащал. По-моему, звали его отец Владимир. Он снял с себя сан и сохранил себе жизнь. Работал бухгалтером – священники в те времена, в отличие от наших, были довольно образованными людьми. Так что он спокойно трудился бухгалтером, и уже позже, после войны стал в церкви петь. И так вполне благополучно прожил.

Ещё у меня есть один друг, мы с ним учились в институте…. Он мне рассказывал про своего дедушку, который, чтобы спасти своих детей, перестал служить, и сохранил себе жизнь.

А бывало и по-другому. Мой другой соученик рассказывал, как дети отрекались от родителей. Писали заявления, мол, я отрекаюсь от своего отца-попа, хочу строить коммунизм или что-нибудь строить. Таким уже ничего не угрожало. Оставаться верным Церкви в то время означало обрекать себя минимум на десять лет концентрационного лагеря, а максимум – на расстрел и довольно скорый. Потому что задача была уничтожить Церковь совсем. Но было очень много людей, которые несмотря ни на что остались верными своему служению, они знали, что с ними будет, но остались со своей паствой. Пока храм действовал, служили. Когда храм закрывался, уходили в другой. Когда не было возможности служить, собирались на домах и окормляли духовных чад. Ну а что духовные чада? Духовные чада, как всегда, предавали. Берёшь любого прижмёшь, и сразу расскажет, где, чего, где в следующий раз… И по тундре, по широкой дороге... И в ссылках умирали от болезней, от голода, от побоев. Но, тем не менее, они устояли. И это для нас очень важно. Если бы не они, Церковь не могла бы возродиться и после 1943 года. Когда возникла ситуация, которую историки назвали коренным переломом. После Курска, Сталинграда… Не хватало того, что Путин назвал «духовными скрепами»… Дали свободы Церкви, ликвидировали Союз воинствующих безбожников, атеистическая пропаганда была отменена, и народ воспрял. Последнего усилия хватило, чтобы преодолеть не только немцев – воевали ведь и против французов, против болгар, против венгров, против итальянцев. Как всегда много народу, участвовало против русских. Русские никогда против одного народа не воевали. К нам всегда скопом подбирались.

Благодаря их стойкости мы все живы. И существуем. И стоим на этом месте и имеем возможность вот так молиться. Всем нам, каждому церковному человеку очень важно это чувствовать, важно испытывать благодарность к этим мужественным людям, которые всего-навсего исполняли свой долг. Они – настоящие герои Церкви. Они в ужасающих обстоятельствах вели себя так, что являли всем пример мужества и любви ко Христу. Тем самым они, как и апостолы, оказались верными Христу до конца. Конечно, никто не бросит камень в тех людей, которые ради благополучия своих детей или из-за боязни отказались от служения. Но таких единицы. А тех, кто устоял – сотни тысяч. Это тоже очень важно. Поэтому этот день для нас по-настоящему святой.

Каждый человек как существо духовное управляется духами. Временам – духом преисподней – если кто не верит, может посмотреть на себя в зеркало, когда его обуревает гнев. Когда гневаешься, когда чем-то недоволен и раздражён, посмотри на себя, увидишь беса, который в эту минуту тобой владеет. Либо управляется духом благодати Божией. Мы видим, что появилась масса людей, которые получили свободу. Они открыто заявляют о своей ненависти и ко Христу, и к Церкви, и вообще ко всему русскому, потому что здесь вся история пропитана благодатью Святого Духа. Это всё беса жжёт. Ему это больно, неприятно, ему это доставляет дискомфорт, поэтому он хочет, чтобы все эти бесы, которые перевернули жизнь нашего Отечества в 1917 году, вернулись. И тогда они среди этой крови, дыма, уничтожения будут чувствовать себя весело и комфортно. Сейчас по телевизору показывают много кадров с людьми такими весёлыми, зубастыми, с горящими глазами, с людьми, которые стреляют в воздух из автоматов. Для них подлинное веселье – отрезать кому-то голову, что-то взорвать. Они даже согласны порой сами взорваться, настолько им это всё приятно и весело. А всё это зависит от того, какими духами одержим тот или иной человек. Если в нас дух Христов, то мы Христовы суть. Если в нас духи такие, которые кричали Иисусу Спасителю: «Иисусе, Сыне Божий, что Ты пришёл мучить нас», то мы тогда другого духа, и с этим ничего не сделаешь. Послание Архиерейского Собора нас предостерегает от того, чтобы мы пропитались духом мести, злобы, уныния, отчаяния. То, что происходит, это вещь закономерная. Какое-то время было отдохновение, для Церкви был период строительства. А теперь пришло время другое. Мы только в самом начале этого времени. А так мы видим по Европе и по другим странам, что сатана активно наступает на род человеческий, желая насладиться взаимной братоубийственной войной, всякими дикими извращениями, всякими страшными грехами, в которых человек теряет не только человеческие свойства, но даже и звериные. Люди в своем падении в преисподнюю теряют даже звериный образ и становятся похожими на демонов. Каждый день приносит нам свидетельство, что некий взрослый человек изнасиловал и убил ребёнка. Возможно это у носорога? Нет. До такого уровня осатанения может дойти только человек. А это у нас во дворе происходит. Не где-то там, на Луне, не там, где какие-то фашисты и освенцимы. Отойди от метро или от церкви шагов на двести, и ты с этим столкнёшься. Или милиционеры, которые призваны защищать, они убивают и вешают. Что у них у бедных в душе творится, раз происходит такое полное изменение сознания из того, что должен в то, что реально делаешь. Или родители… Иногда смотришь, как мамочка разговаривает в кавычках со своим двухлетним чадом, и думаешь: «Господи, только бы этого никогда не видеть и не слышать». Волосы не только на голове, но и на хребте шевелятся. Это ж сколько злобы по отношению к невинному младенцу, который и говорит-то с задержкой речи. В такой атмосфере жить – и здоровый-то с ума сойдёт. Это вот, рядом всё, например, в транспорте ты можешь с этим встретиться. А уж про деточек и говорить нечего. В каком состоянии они находятся, начитавшись, насмотревшись, наглядевшись в Интернете. Демонизируются ещё в младенчестве. Того, кто сейчас молод, ожидает нечто. Если спровоцировали революцию, развязали гражданскую войну, организовали голод в Поволжье, Казахстане, на Украине, где вымерло 20 млн. человек, потом устроили коллективизацию, потом развязали войну люди, которые были воспитаны Церковью, что же будут выделывать люди, которых воспитал Интернет, где самые часто посещаемые, самые востребованные ресурсы – порно-сайты? В эту будущую страничку человеческой истории даже заглядывать не хочется. Человечество совершенно очевидно приходит к своему сатанинскому завершению. И от нас требуется остаться христианами. А для этого нужно иметь огромную твердость и мужество и готовность пострадать. Потому что даже если ты никому ничем не будешь угрожать, ещё не значит, что всё будет благополучно. «Я никого не трогаю, и меня не тронут». А эта восьмилетняя девочка (накануне, в городе Набережные Челны, была изнасилована и жестоко убита восьмилетняя Василиса Голицына – прим. ред. ) разве кого-нибудь трогала? Нет, никого не трогала. Мама её говорила, что она очень доверчивая была. Вся вина маленького человечка в доверчивости. Нормально, да? Вот такая у нас теперь «нормальная» жизнь. Поэтому каждому из нас нужно с особой теплотой хранить в сердце образ наших мучеников и исповедников.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.