Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Политикой обработки данных, подтверждаете, что уведомлены о действующей Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных, включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».

Проповедь под праздник Крещения Господня (2013.01.18)

Проповедь под праздник Крещения Господня с толкованием слов Иоанна Предтечи: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф. 3, 2). 18 января 2013 года. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

Тот праздник, в который мы вступили, именуется Богоявление. Но на самом деле от Рождества до самого Богоявления – всё вот это событие, которое объединено этими святыми днями, именуемыми в народе святками – мы празднуем одно событие, называемое по-гречески «феофания», что значит «явление Бога в мир», начавшееся с Рождества и завершившееся приходом Христа к Иоанну за Крещением на Иордан. Потому что до этого мало кто знал о том, что в семье Марии, ну и какое-то время Иосифа, пока он не отошёл ко Господу, произрастает некий необычный мальчик. Так, ближайшие родственники и какая-то часть знакомых, конечно, знали о Нём, о Его разуме, о Его таком, необыкновенном послушании, о Его уме, кротости, знании Священного Писания, которому Он никогда не учился.

И вот, когда Он пришёл в меру полного возраста, лет около тридцати, Он пришёл к Иоанну. Почему именно туда? Ну, конечно, это было промыслительно. Во-первых, Иоанн и Сам Христос, они по Богородице были родственниками, троюродными братьями. Они были в кровном родстве. А во-вторых, вокруг Иоанна собрались люди, которые были готовы пойти на подвиг ради познания духовной жизни. Из них даже составилась некая такая община. Они вместе молились, вместе постились, вместе слушали боговдохновенные речи Иоанна. У них даже сложился определённый образ жизни. Поэтому, с точки зрения проповеди, Христос сделал очень правильно: Он, как раз, пошёл туда, где собирались люди, которые ищут Божественной правды. Пошёл для того, чтобы им Себя явить. Потому что большинству людей, населяющих нашу Землю, такие предметы, в общем, не интересны. Даже в церковь люди приходят, чтобы спросить у Бога кто чего: кто жениха, кто мужа, кто детей. Какие-то такие у людей проблемы, исключительно находящиеся в плоскости земной жизни. Вот. Даже помощи в бизнесе просят. Так интересно: как будто Бог на Кресте Кровь проливал, чтоб у тебя в бизнесе всё нормально было – интересная такая цена. Ну, что делать? Есть человек, у него есть ум, сердце, определённая жизнь. И вот он тем не менее нуждается в Боге, но в определённой плоскости. И в этом смысле большая проблема у родителей, которые когда-то обратились к Богу, потом воцерковились, а потом, понятно, что они того же захотели и для своих детей. А подросшим детям это совершенно не интересно. То есть абсолютно. Так, пока ещё они вынуждены подчиняться, они, так уныло согнувшись, стоят на молитве, ну что-то там соблюдают, уныло в церковь ходят, но при первой же возможности начинают круги нарезать вокруг храма, кататься с горки. Им этот Бог, с Его Христом, а уж, не говорю про Иоанна… Они даже реально запомнить не могут: кто, кого, чего, кто там что сказал, крестил… Совершенно не интересно! Конечно, когда родители с этим сталкиваются, им это горько, но с этим ничего не сделаешь. Человек сам выбирает, что ему любить. И ничего тут мы не можем сделать. И Христос это прекрасно знал, естественно, поэтому Он пошёл именно туда, на Иордан, где собирались ученики Иоанновы. Пришёл, вот, захотел принять Крещение. Но Иоанн, как пророк, а пророк – это такой уникальный человек для Ветхого Израиля, такой вообще не в каждом поколении бывал; человек, который в определённой степени исполнен Святаго Духа, настолько, что мог волю Божию возвещать людям. И вот, Дух Святый его на это и благословил: подготовить почву для пришествия Мессии, что он и делал. Его роль очень важна. Потому что на самом деле вся духовная жизнь, её шаги, всё связано с покаянием.

С покаянием тоже у нас большие проблемы, потому что, ну, научить покаянию в некотором смысле невозможно. Хотя, сколько есть народу в церкви, все истязают священников: «Ну вот, Вы научите, вот как правильно каяться? Что там надо перечислить, сколько положить поклонов, что надо съесть, а что надо не есть, куда нужно съездить, с кем нужно поговорить; вот, как вот, научиться покаянию?» Хотя с покаянием, в общем, всё просто. Ты что-то делаешь против заповеди или против совести, а потом просто перестаёшь это делать – и всё. Это и есть покаяние. Что тут? Обязательно что-то надо сказать, обязательно куда-то съездить, обязательно что-то протаранить своим лбом? Да нет, для Бога это не важно. Для Бога важно, происходит в твоей душе что-то? А это что-то называется обновлением. Вот это обновление – это и есть покаяние. Но людям не это нужно, людям нужно так: «Мы в холодную воду сейчас окунемся – и нам простятся грехи». Сейчас. Простились. Может, денег ещё дашь? С деньгами шибче… Не проходит! Никак. Это нельзя купить. Это только можешь сам: вчера это делал, а сегодня – нет; вчера это говорил, а сегодня – нет; вчера это думал, а сейчас думаю по-другому; вчера чувствовал так, а сегодня чувствую совсем не так. Ну, слова можно как-то исправить. А как быть с чувствами? Вот, вчера было чувство: так бы и убил! А сегодня? А сегодня такого чувства нет. Что нужно внутри себя сделать, чтоб одно чувство сменило другое? Сам человек этого сделать не может, но он может обратиться к Богу. Если его обращение будет не формальное, а настоящее, то Бог, с радостью, его избавит от того чувства, и даст ему чувство другое. Но как нужно этого захотеть! Поэтому всё покаяние выражается не в том, чтобы найти какие-то слова, или какой-то особенный монастырь, или какое-то особенное место святое, или святые мощи – нет, оно не в этом; и даже не в количестве выпитой святой воды. Не в этом. А только в изменении того, что у тебя внутри. Не самой души – ты останешься тот же: и генетически, и по паспорту, граждански, и биологически. А что изменится? Твоя душа, она пройдёт очищение. Каким образом? Не от воды. Хотя, омовение, как религиозный обряд, существует вообще во всех религиях. Наверное, даже без этого никак не возможно. Какое значение омовение играет у язычников, у индусов даже до сих пор – колоссальное. Или у мусульман – важнейший ритуал. И поэтому нет ничего такого удивительного, что Господь для того, чтобы каждый из нас вошёл в Церковь, избрал именно такую форму этого Таинства, что человек погружается в воду. Это как образ могилы, в которой человек должен умереть, скрыться. И в то же время, вода – это есть то, чем омывают. Но это внешняя сторона, а внутренняя – Дух Святый, как голубь, приходит и очищает человека от всякия скверны. Но для этого нужно покаяние. Потому что, само, механически это не происходит, а происходит исключительно только через покаяние. Если покаяния нет, то и никакой Святый Дух ничего не может сделать с человеком. Поэтому очень многие: сегодня крестился, а вечером по этому поводу уже может так нажраться, что и забывает домашний адрес. И он думает, что всё соблюдено. Никак у него не увязывается. Можешь ему даже говорить: «Ты знаешь, дорогой, мой золотой, бриллиантовый, вот, ты крестился, теперь ты вошёл в Церковь; ты теперь её часть; Христос – глава Церкви, ты её член…» Как бильярдный шарик. Ничего не входит. Это человек должен только сам. И вот, если сам он захочет, будет этого искать, осмыслять – он может к этому прийти.

Ко мне пришло письмо: «Дорогой батюшка, более двадцати лет назад Вы меня крестили в Алтуфьевском храме. Вы знаете, я вот, потеряла свой крестик, сейчас купила новый, не могли бы Вы мне его освятить?» Я ответил, написал: «Зачем?». Вот, человеку так хочется. А у меня вполне вопрос законный: а зачем? Иоанн Предтеча крестик не носил; апостол Андрей – не носил; апостол Павел – не носил; сейчас всех перечислю – ни один апостол крестик не носил. Понятное дело, раз он не носил крестик, то понятно, никто ему крестиков не освящал… Мы когда-то человека крестили, крестик дали, освятили, с тех пор я человека не видел, и, понятно, даже и не помню, какой он в лицо. Ну, с какой, так сказать.… Ну, «с какого мороза», нельзя сказать, потому что «как с какого – с Крещенского» – это понятно, письмо пришло перед Крещением. Вот, у людей возникают какие-то странные идеи. Ну есть такие люди, так у них часто теряется что-нибудь, я сам крестик терял раза два. Ну и что? Если ты хочешь освятить крестик, пойди в храм, купи, или в любую ювелирную лавку. Купи себе такой, с бриллиантами, надень, приди в храм – тебе освятят – и носи. Причём тут отец Димитрий-то? Вот какая-то вот у человека фантазия, которая ему представляется очень религиозной. Пока я не получил ответа на свой ответный вопрос. Зачем человеку понадобилось, чтобы я освящал крестик, я так и не знаю. Как и никогда ещё я не получил ответа от человека, который приходит крестить или своих детей крестит, на простой вопрос: «Зачем?». Я согласен крестить, но ты мне должен толково объяснить, по возможности, кратко. Потому что ты мне сейчас будешь рассказывать, что у тебя прабабушка была крещёной. Ну, и у меня прабабушка крещёная – это, собственно, не аргумент. Сам Гитлер был крещёный, и что ж мне теперь? Из-за того, что Гитлер крещёный, и я, что ли, должен креститься вслед за Карлом Марксом, Лениным, Дзержинским и Гитлером? И я должен тоже принимать Крещение? Это, что ли, аргументация? Мало ли, кто там был крещёный? Может, бабушка твоя была колдунья, баба-яга? Мало ли, там, крещёных баб-ёг? Да сколько угодно: у нас и в приходе такие есть. Какие такие новости, аргументы? Какой-нибудь конкретный аргумент, который на понятийном образе какую-то религиозность содержал в себе. Вот, что значит принять Крещение? Нет, за тридцать лет ни разу никто толково так и не сказал. Стремление души есть, осмысления – нет. Желания что-то об этом прочитать или что-то узнать – нет. Найти кого-то, кто бы ему рассказал об этом, желания нет, а, даже если кто-то найдётся, понять, что ему говорят – тоже нет желания. А порой и возможности. Потому что с пониманием большие проблемы, так как голова загружена какими-то мифологическими представлениями, к сожалению.

А Христос пришёл именно к тем людям, которые искали самого-самого. И вот, Иоанн, он таких людей собрал именно самыми главными словами, которые были: "Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царствие Небесное". Приблизилось во Христе. Пришёл Царь и Создатель Вселенной, Создатель всего и каждого из вас; стал Человеком, чтоб на вашем человеческом языке объяснить, что нужно Создателю от нас, как от Его детей. И путь к тому, чтобы соединиться с этим Создателем, Которого он именовал Отцом, лежит через покаяние. Сам Христос, Он, конечно, ни в каком покаянии не нуждался, потому что Он был свят. Все святые люди, которых мы прославляем, видим на наших иконах – они были все грешные. Парадоксально звучит, но это так. Потому что их святость не собственная, а святость, которая пришла к ним с благодатью Святаго Духа, которая от Бога исходит. Они просто к ней стремились, и Господь им дал её. Мы их называем святыми, но святыми по дару Божию. А Господь свят по Своему существу – это совсем другое. Поэтому Он, понятно, не нуждался ни в очищении, ни в омовении, ни в покаянии. Он просто Единственный был на земле Христианин. И Он знал, что ученики Его будут Ему в этом подражать. Поэтому Он принял это Крещение как образ, с чего мы должны начинать подлинную духовную жизнь: с покаяния и с Крещения. Он дал нам такой образ. И с тех пор, собственно, ничего не изменилось, просто для тех людей, которые тогда жили, были одни формы их жизни, сейчас немножко другие, но по сути ничего не изменилось. Всё то же самое. Если человек хочет достичь Бога – это достижение только через покаяние, и этот путь к Богу начинается через Крещение. И тогда то, что произошло, а произошло, в бесконечный, в тысячный раз говорю, главное событие всей Вселенной: Бог стал Человеком. И не только стал на какое-то время, там, на тридцать три года, а навсегда. Он даже сейчас, пока я с вами разговариваю, пребывает в человеческой Плоти, но воскресшей преображённой, пребывающей на небесах, одесную Отца Небесного. И Он пришёл к нам, чтоб нас спасти. И единственный способ – это, конечно, не просто лекции читать, которых Он достаточно прочёл, а показать пример, как это вообще происходит, как делается. Потому что в большинстве своём люди всё-таки не книжные, им надо показать практические вещи. И вот это Он как раз и сделал.

Иоанн, конечно, смутился, когда увидел, что Сам Христос к нему пришёл и просит креститься. Он говорит: «Это ж я грешный перед Тобой, я должен от Тебя креститься». Господь говорит: «Нет, мы должны исполнить всякую правду». Потому что Он есть основатель Церкви, Он Единственный Христианин на земле, Он есть Зерно, из Которого произрастёт Древо Церкви, и все, кто привьются к этому Древу, могут, если захотят, приобрести спасение. А покаяние возможно только для того, кто хочет.

Поэтому, уговаривать человека креститься, как многие делают, а некоторые чуть не силком заставляют – это абсолютно бессмысленные вещи. Потому что, если человек не нуждается в Боге, зачем его заставлять? Он на любом моменте перестаёт с Ним общаться – и всё. Ну, крещёный, ну, некрещёный. Ещё неизвестно, в аду кого больше, крещёных или некрещёных. Люди сочиняют всякие такие забавные истории, далёкие от всякой религиозности, чтобы оправдать свои желания. Но желания эти совершенно дикие. Надо хотеть для человека не того, чтобы он крестился, был как, повторяю, Ленин, Гитлер, Дзержинский, Карл Маркс и даже Фридрих Энгельс; а чтоб он был христианином. А чтоб он захотел быть христианином, для этого только нужно его желание, а дальше он уже сам. Он и сам в церковь придёт, он и сам найдёт для себя возможность покаяния, он и сам придёт к Богу, он и сам будет строить свою семью как малую церковь, ну и так далее, и так далее. И сам будет стараться своим детям пример христианской жизни показывать. Удачно, не удачно – это тоже зависит от выбора детей. Но, по крайней мере, он будет стараться. Вот, собственно, и всё. Вот этого надо хотеть. А люди всё хотят формально. Формально крещён, формально венчан, формально отпет. И что? Да нормально там в преисподней.

Два человека, жили одинаково, близнецы, один крещёный, а другой нет. Кто ниже в аду? Ну, конечно, крещёный. Так что большинство из тех, кто с такой страстью хотят крестить, они оказывают людям ужасную услугу. Потому что, с крещёного-то спрос, как с крещёного. С некрещёного какой спрос? Никакой. Ну, обыкновенный дикий человек, живёт в диких условиях, совершенно в дикой семье, среди абсолютно диких людей, среди диких законов, в диком каком-то государстве диких людей. Ну что с него, с бедного, можно взять? А другое дело, христианин. У него не дикость, у него высшее благородство, он руководствуется Священным Писанием от Самого Бога, примерами ему являются и Сам Христос, и все святые, у него есть возможность войти в церковь и продолжить дело Александра Невского, Серафима Саровского, или Иоанна Кронштадтского. И вообще, так сказать, совсем жить другой жизнью. Господь Церковь и основал, как некий корабль, чтоб человек туда вошёл и спасся. В этом сумасшедшем мире можно, оказывается, спастись, но – плывя… Но это ж человек сам должен всё захотеть. Да, ещё он должен на этом корабле быть участником. Он должен не просто сидеть на палубе, покуривая и папироски кидая за борт, нарушая экологию. Нет, он должен быть членом команды, он должен трудиться, он должен грести, он должен всё время сверять курс, куда плывём, он должен бороться с ветрами, он должен бороться с пиратами, ну и так далее, и так далее. Вот так житейское море переплывается. Но вот это же не всегда получается. К сожалению, к величайшему сожалению, у большинства людей вместо христианства получается в жизни какая-то его полная противоположность. Но это ещё не самое страшное. Самое страшное – это лицемерие. То есть на эту полную противоположность натягивается личина, которая изображает из себя христианство. Человек всё время из себя что-то изображает. Крестится правильно; очень для него важно, как платочек повязан; через какое плечо что передавать; что съесть, что не съесть. Он вот в этом во всём живёт, и думает, что он так угождает Богу. Ничего подобного. Бога вообще это не интересует. Его интересуют только твои чувства и только твои мысли. Ну, а потом уже, ну, немножко и поступки. Всё-таки, поступки – это продолжение наших мыслей и чувств. И так же и слова. Какие у тебя слова? Зависит от того, какие тебя чувства обуревают – такие будут и слова. Поэтому Бога интересует только то, что происходит в твоей душе, какова она, душа. Вот, чтобы спасти именно эту бессмертную душу, Господь и пришёл на берег иорданский.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 17

    1. Дария:

      Слава Богу !!! Спасибо Вам батюшка за Ваши проповеди!!!

    2. svetlanas:

      Благодарю,отец Димитрий за проповедь,очень понравилось сравнение церкви с кораблём,на котором должна быть команда труженников…

      • Irene:

        О том, какие бури пытаются потопить этот Корабль и как команда Корабля этому противостоит, очень интересно рассказал Борис Корчевников в замечательном документальном фильме «Не верю!» (показанном, как ни странно, на НТВ: чудны, Господи, дела твои).

        • neonilla:

          да, этот фильм у меня отозвался в душе особым чувством благодарности отцу Димитрию и его сподвижникам за наше просвещение и информацию, быструю реакцию и точную оценку происходящих событий, потому что реально не все могут разобраться в потоке откровенного вранья и клеветы. Еще порадовало, что вчера были звонки некоторых знакомых, — это значит, — что-то и от нас доходит к некоторым тоже, т.е когда делимся с кем-то услышанным на блоге не всё в песок уходит, есть польза.

    3. mart60:

      Отмечаю, уже который раз, и сегодня, что батюшка, говорит о детях, которые выросли, но что с ними происходит не понятно… У меня тоже самое, вроде воспитывались правильно, на православных принципах, не переборщал с навязыванием религиозного мировоззрения, но… сегодня, их равнодушие к матери-церкви удручает. Заявляют, что у них своя жизнь, не вмешивайся, не учи…
      М-да. Поколение пребывает в каком-то космосе, все друг с другом общение через интернет. Ничего не интересно… Что будет с ними дальше? Страшновато!

      • Natalya t:

        …и все-таки те добрые зерна, что посеяли родители в душах своих детей, обязательно прорастут, просто сейчас у них, повзрослевших, появилось множество других интересов, но придет время жизненных экзаменов и дети, чьи родители доносили до них в детстве Слово Божие, неизбежно, по-моему, вернутся в церковь, поэтому не стоит унывать и устрашаться по этому поводу, ведь Господь любит наших детей намного сильнее, чем мы сами…

        • Agniya:

          Согласна! Прорастут «добрые зерна». Главное, не отчаиваться, а продолжать «ухаживать за почвой, поливать, пропалывать сорняки».

    4. Pavel1958:

      С Крещением Господним, Вас батюшка и всех работников и посетителей блога!Спасибо. Прекрасная проповедь

    5. Алексей:

      Всех с Великим Праздником Крещения Господня пусть через крещенскую воду наши помыслы и добрые дела стали еще чище и светлее !

    6. Natalya t:

      Спасибо, отец Димитрий.
      С Крещением Господним!

    7. Agniya:

      Спасибо, батюшка,о.Димитрий, за проповедь.
      «Перестать что-то делать, вот и покаяние»

      Получается, что я исповедуюсь, но покаяния при этом — малая толика.

    8. madam0803:

      Спасибо за такую проповедь!!!! Ваши слова попали прямо в сердце!!! Спасибо Богу, за то, что Вы есть!!!!!

    9. heleg86:

      Относительно заставки к ролику.
      «Арианский баптистерий в Равенне. 493-526 гг. Мозаики купола.»

    10. julia l:

      Спаси Господи.
      С Праздником Крещения Господня.

    11. георгий панчулидзе:

      Слава БОГУ! Спасибо Вам отец Димитрий!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.